Либидо и мортидо — это… Дуалистическая теория Фрейда, деструдо

  • 11 Октября, 2018
  • Психологические термины
  • Валерия Маруткова

Часто врачи, психологи, работающие в сфере психоанализа, употребляют термин «мортидо», который в их деле символизирует разрушительное начало в личности человека. Для того чтобы обозначить уровень этого чувства, ими также используется термин «деструдо».

По мнению Фрейда, индивидом движут два главных инстинкта: либидо и мортидо. Первое — тяга к жизни, второе — деструктивное начало.

Давайте разберемся в значении этих двух терминов и раскроем, что такое либидо и мортидо, понятными словами.

Что это такое

Энергия мортидо является одним из двух фундаментальных движущих и мотивирующих факторов во всех проявлениях человека. Оно направлено на смерть и помогает отличать все незнакомое, опасное, возможно причиняющее боль, т.е. на субъективном уровне человек эти чувства проживает, как страх и потенциальную опасность, после чего все же делает выбор в сторону контакта с такой энергией.
Программа мортидо включается неосознаваемыми механизмами и имеет своё большое влияние, несмотря на обоснованность инстинкта стремления к выживанию. Возможно, именно поэтому в широком теоретическом поле такое понятие не закрепилось достаточно широко и крепко, а используется только в пограничных исследованиях, где у самого исследователя хватает смелости для соприкосновения со смертью и деструктивными тенденциями, а также возможности признать их необходимость и важную роль в формировании жизненного пути.

Игнорировать энергию смерти в психическом пространстве человека невозможно, поскольку даже на биологическом уровне она имеет подтверждения не только своего существования, но и непосредственного влияния на жизнь. Все виды проявляемой животной агрессии трактуются как проективные действия, на самом деле действующей программы самоуничтожения. Это базовый уровень проявления разрушительной энергии – физический, свойственный всем живым организмам.

По мере развития человеческого сознания мортидо начинает проявляться и на биологическом уровне, когда человек вгоняет себя в депрессию, попадает под влияние различных зависимостей, а также выбирает такой образ жизни, который ведёт только к деградации основных психоневрологических функций. При высокой доле проекции мортидозная энергия не присваивается и мало влияет на самого человека, зато начинает активно продуцироваться во внешнюю среду, запуская наиболее высокий уровень своего проявления – социальный.

Тут возможны как убийства, так и вербальная агрессия, неправомерное поведение, чрезмерные по своему эмоциональному накалу вспышки недовольства, а также намеренное разрушение социального строя, как безопасной системы для жизни всего вида.

Разрушительная сила

По крайней мере, такого мнения придерживаются психоаналитики. Ведь если человек не проецирует свое мортидо на других людей, то оно начинает разрушать его самого. В психотерапии часты такие случаи. Человек разводится с супругом, долгое время его терроризировавшим, или же переезжает от деспотичных родителей. Казалось бы, теперь должна начаться приятная и свободная жизнь. Однако такие клиенты начинали болеть и деградировать как личности. Так как исчезал объект, который ненавидел их, энергия мортидо начинала их разрушать.

Именно поэтому в психотерапии клиентов учат справляться со своими эмоциями, перенаправлять их в русло творчества. Арт-терапия занимает важное место в психологии. Мортидо – это энергия, которую проще всего выразить в виде образов, музыки, танца. Тогда не будет необходимости вымещать зло на других. Обращаясь к творчеству, человек перестает разрушать самого себя.

Изоляция от внешнего мира

Не в прямом смысле, когда ты скупаешь гречку в огромных количествах, чтобы не выходить в свет несколько месяцев. Это может быть простое нежелание выходить из дома куда-то, кроме как на работу или в магазин.

Даже зная, что тебе действительно было бы очень полезно развеяться, отвлечься от бесконечной рутины и увидеть наконец своих друзей за кружкой пива, ты предпочитаешь остаться дома, находя такому поведению разумные причины. «У меня сейчас проблемы со здоровьем — я не хочу быть кому-то обузой» или «Я утомляю их своим присутствием, потому что не могу веселиться так же» — верные признаки того, что не все в порядке.

Развитие теории влечения к смерти

Вторая дуалистическая теория не была признана большинством психоаналитиков при жизни Фрейда и не получила достаточного развития в трудах теоретиков психоанализа после смерти Фрейда.

Среди учеников Фрейда только Александер, Эйтингон и Ференци приняли идею влечения к смерти (Александер позднее изменил своё мнение). Впоследствии к ним присоединились П. Федерн, М. Кляйн, К. Меннингер, Г. Нюнберг и некоторые другие.

В своих работах Зигмунд Фрейд не использовал термин «танатос», а употреблял такие понятия, как «инстинкт смерти», «влечение к деструкции», «влечение к агрессии», «влечение к разрушению». Однако в разговоре с биографом Э. Джонсом он использовал слово «танатос». Впервые термин «танатос» использовал в рамках психоанализа Вильгельм Штекель, но широкое распространение в психоаналитической литературе термин получил благодаря Паулю Федерну.

Карл Меннингер в работе «Война с самим собой» (1938) рассмотрел различные формы саморазрушающего поведения, которые он разделил на собственно самоубийство, хроническое самоубийство (аскетизм, мученичество, неврастения, алкоголизм, антисоциальное поведение, психозы), локальное самоубийство (членовредительство, симуляция, полихирургия, преднамеренные несчастные случаи, импотенция и фригидность) и органическое самоубийство (соматические заболевания). В каждом из этих случаев Меннингер усматривал факт наличия влечения к смерти.

Мелани Кляйн использовала идею влечения к смерти, исследуя психическую динамику детского возраста. Согласно Кляйн, чувство тревоги обусловлено возникновением опасности, которой подвергает организм влечение к смерти. Действие влечения к смерти М. Кляин обнаруживала также в разнообразных детских конфликтах.

Любопытно, что идея влечения к смерти была хорошо воспринята в начале века русскими психоаналитиками (Н. Осиповым, Виноградовым, Гольцем). Достаточно положительно отнеслись к идее влечения к смерти Л. С. Выготский и А. Р. Лурия, которые написали предисловие к русскому переводу работы Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия». Однако гонения на психоанализ, начавшиеся в СССР после 1928 года, надолго лишили перспективы серьёзного развития психоаналитических идей.

Либидо в теории Юнга

Несколько иначе рассматривает либидо швейцарский психиатр и педагог Карл Густав Юнг. Под этим термином он понимает психическую энергию в целом, а сексуальность определяет как возможность проявления данной энергии, но ни в коем случае как её разновидность. Согласно точке зрения юнга, либидо имеет подобие с восточной теорией энергии ци или прана, то есть, по его мнению, либидо является свободной энергией жизни.

В целом, либидо – это стремление к созиданию и любви, которое зарождается в бессознательном индивидуума как инстинкт сохранения бытия и реализации в творчестве. Данное влечение прямо или косвенно устремлено к высвобождению сознания в реальность, но в положительном ключе.

Деструдо — это…

Что же такое деструдо? Это разрушительные действия человека, направленные на него самого или на окружающий мир. От инстинкта смерти его отличает только направленность и реализованность. Простыми словами мортидо — это инстинкт, а деструдо — конкретные действия или состояние. Деструдо можно использовать как способ расшифровать установку пациента и его состояние психики.

Определить точно настроенность человеческого поведения и его мотивы нельзя. К тому же не все ученые, психологи, врачи разделяют теорию о двойственности человека. Наивысшим способом проявления либидо по теории Фрейда является половой акт, а мортидо — убийство. Стоит признать, что так или иначе, оба этих инстинкт влияют на современного человека с той или иной силой.

Энергия инстинктов

Итак, для обозначения величины инстинкта смерти использовался термин «деструдо». Основателем теории о мортидо и либидо был Фрейд, но сам он мало занимался этой ею, а вот его ученики продолжили работу над исследованиями. Они основывались на концепции, предполагающей двойственность личности человека. То есть, в каждой личности либидо и мортидо — это два главных инстинкта, которые должны быть сбалансированы и сосредоточены на созидании для нормальной жизнедеятельности. В противном случае все обернется в деструдо — разрушение, агрессию, депрессию.

Вторая дуалистическая теория влечений

Итак, Фрейд противопоставлял либидо и мортидо как стремление к жизни и стремление к смерти.

Ученица психиатра Сабина Шпильрейн, опираясь на эту теорию, написала свою работу «Деструкция как причина становления», которая дала начало более углубленному изучению влечения к смерти. Шпильрейн проводит в своей работе параллель между мортидо и глубоко скрытым мазохизмом. Сабина считала, что тяга к разрушению собственной личности происходит из сидящей в глубине тяги к смерти

В докторской диссертации она обратила внимание на то, что осознанный распад личности и тяга к самоуничтожению часто становится источником творческого и социального роста

Многие ученые и психологи (Шпильрейн, Юнг, Адлер, Шекель) занимались исследованиями в поисках ответа на вопрос о человеческом влечении к смерти, но только Зигмунд Фрейд смог собрать все их мысли и идеи в определенную концепцию и детально освятил тему во второй дуалистической теории влечения. В этой работе он смог раскрыть связь либидо и мортидо в психологии и впервые противопоставил их друг другу.

На основании работ Фрейда и Шпильрейн обрел популярность термин «деструдо», изучением которого впоследствии занялся Пауль Федерн.

Либидо — это…

Большинство людей, услышав слово «либидо» понимают его как половое влечение к человеку, однако в этом слове кроется куда более широкое значение. В психологии либидо — это не только сексуальное желание, но и инстинкт поддержания жизни, и созидательная энергия.

Впервые термин был введен в 1868 году М. Бенедиктом. Тогда под ним подразумевалось лишь сексуальное влечение. В трактате же «Теория либидо» Фрейд представил влечение как центр идеи психоанализа. Фрейд утверждал, что из-за либидо развивается и растет человек, и именно оно является причиной для поступков и желаний. Автор разделил либидо на три составляющие: влечение, импульс и объект. Связав воедино сексуальные желания и половые связи, можно говорить о единстве объектов влечения.

Во второй дуалистической теории влечений психоаналитик Фрейд противопоставил либидо и мортидо в психологии. Это дало старт исследованиям инстинкта смерти и деструдо. Он стал рассматривать жизненную энергию, лежащую в основе сексуальных желаний. Автор не связывал термин только с сексом, а старался понять его в более широком смысле, анализируя и любовь, и страсть. Фрейд считал, что если копящаяся энергия либидо не находит своего выхода, она может привести к психическим расстройствам.

В то же время Карл Юнг максимально отдалился от понимания под словом «либидо» сексуальных желаний и проводил параллели с ци и праной, пытаясь найти объяснение в образе жизни менее развитых народов.

Как действует мортидо при неумелом обращении

С точки зрения психологов, мортидо толкает человека на два типа преступлений – по отношению к себе самому и к другим. Невозможность справиться с собственными чувствами вызывает у человека конфликты, злость, желание противопоставлять себя всему миру. С точки зрения преступления по отношению к себе самому это интоксикация негативными переживаниями, проявления, связанные с садомазохизмом.

Из этого всего рождается стремление человека все сделать наоборот, вопреки текущей ситуации. Смыслом жизни человека становится постоянная борьба. Его интересует конфликт ради конфликта, и это очень печально. Ведь таким образом люди разрушают сами себя, свой организм. Нередки на почве неумелого обращения с собственными эмоциями онкологические заболевания. Вместо того, чтобы превращать неприятные переживания в музыку, стихи или картины, человек мучает сам себя неприятными эмоциями. Это не может не сказываться на организме.

Гнев настолько переполняет таких людей, что они становятся подверженными резким перепадам настроения. Сегодня они порхают от счастья, но завтра готовы уничтожить весь мир. Нередкими становятся вспышки гнева. Любая мелочь может вывести из себя человека, который неправильно обращается с энергией мортидо. Это приводит к плачевным последствиям в плане социализации. Человек может уйти в запой, с помощью протеста пытаясь доказать, что он хочет найти свое счастье.

Как распознать мортидо

Проявляется лихо и без затей. Первый видимый невооруженным глазом признак — депрессия. Не просто тоска и грусть. А тревога, от которой хочется умереть. Или от гнева убивать других. И все мысли только об этом — разрушении причины подавленного состояния. Оно имеет две формы выхода:

  1. Наружу: агрессия направлена во вне. К примеру, насилие: вандализм, разбои, теракты, убийства. Наружное проявление мортидо проявляется в желании уничтожить внешний объект личной ненависти.
  2. Внутрь. Наступает при отсутствии наружного выхода агрессии. В этом случае человек устремляет ее на себя. Налицо самобичевания, запои, наркомания всех форм разновидности и видов, суициды.


Мортидо

Периоды развития учения З.Фрейда о бессознательном

Психика человека по Фрейду распадается на три области:

  1. Сознание;
  2. Бессознательное;
  3. Предсознательное.

Все три области находятся в состоянии непрерывного взаимодействия, а две первых еще и в состоянии напряженной борьбы между собой. Психическая жизнь человека, считает ученый, сводится как раз к этому взаимодействию и борьбе. Каждый поступок человека и душевный акт надо рассматривать как результат состязания и борьбы сознания с бессознательным.

Концепция бессознательного сложилась не сразу и прошла несколько периодов:

Первый период концепции Фрейда. На этом этапе концепция бессознательного очень близка к учению таких французских психиатров и психологов, как Шарко, Льебо, Жане и можно сказать, что находится от них в прямой генетической зависимости; Второй период. Он самый продолжительный и самый важный в развитии психоанализа. В это время определяются все основные и характерные черты учения Фрейда о бессознательном, которое становится уже совсем оригинальным

Бессознательное становится необходимой и важной частью психического аппарата всякого человека. Постоянной и закономерной формой психической жизни объявляется борьба сознания и бессознательного

Для всех областей культурного творчества бессознательное становится энергией и продуктивным источником психических сил. Но бессознательное может стать и источником всех нервных заболеваний. Таким образом, во втором классическом периоде психоанализа понятие бессознательного обогащается целым рядом новых, существенных моментов. Третий период. Концепция существенно изменяется и сближается с метафизическим учением Шопенгауэра и Гартмана. Бессознательное становится воплощением всего низшего и всего высшего в человеке. Появляется новое деление вместо прежнего:

  1. Сексуальное влечение или эрос;
  2. Влечение к смерти.

В основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств лежат инстинкты смерти.

Инстинкт самосохранения отошел к сексуальным влечениям, к нему относят подинстинкты, которые делают любой организм живым:

  • Питание;
  • Рост;
  • Дыхание;
  • Движение.

С развитием цивилизации инстинкт самосохранения утратил свою значимость и на первое место вышел инстинкт размножения или либидо.

Пытаясь проникнуть в механизмы работы человеческой психики, Фрейд исходит из того, что природный, глубинный её слой («Оно») функционирует по произвольно выбранной программе получения наибольшего удовольствия. Но, индивид, в удовлетворении своих страстей сталкивается с реальностью, противоречащей «Оно». Это противоречие связано с выделением «Я», которое стремится обуздать бессознательные влечения и направить их в русло социально одобренного поведения.

Сформулированная Фрейдом задача психоанализа, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом плане Фрейд был оптимистом и верил в способность осознания бессознательного.

Аналитическая деятельность ученого направлялась на то, чтобы человек по мере раскрытия природы бессознательного, мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

Либидо и мортидо

Либидо и мортидо

– это две силы, два влечения, определяющих и обрамляющих движение человека по коридору жизни. Либидо – это влечение к жизни, влечение к изменению, это само проявление жизни, то, что ее поддерживает во времени. Но все живое в своем проявлении жизни ограничено, то есть смертно, конечно. Мортидо – это сила, ограничивающая либидо, влечение к статичному состоянию, к смерти как к первичному состоянию, из которого неживое было введено в состояние жизни. Либидо – это стремление к конечной форме жизни (жизни в теле), а мортидо – стремление к бесконечной форме жизни (поскольку речь идет о силах, то иначе обозначить мортидо можно как стремление к состоянию, предшествовавшему жизни тела).

Человек – это принцип удовольствия, желание к наслаждению. Одним из центральных и базовых влечений высших животных и человека является стремление сохранить себя, данную форму жизни, тело и психику (в случае человека). Другим базовым влечением является репродукция, стремление продолжить себя во времени, передать свой генофонд в будущее. И у человека, и у животного эти влечения бессознательны, человек, однако, как чувственная и сознательная форма жизни, способен также осознавать в себе определенные психические проявления, следствия этих влечений.

Человек внутренне ощущает взаимодействие двух сил, либидо и мортидо, и находясь под их воздействием, пытается найти в себе некоторое равновесие, чтобы сохранить себя. Сохраняет себя он благодаря врожденным и приобретаемым способностям защитить себя от пагубных внешних воздействий и раздражений, а также за счет способности извлекать из жизни удовольствие, удовлетворение, наполняя им свои векторальные психические потребности. Со времен первобытной стаи и по сей день основным источником удовольствия является пища, она же становится и самой сутью связи между ранним человеком и внешней средой. Природа управляет человеческим видом через нехватку пищи, человек должен и хочет есть. Эта нехватка принуждает его к действию, принуждает всю первобытную стаю к коллективной охоте, что впоследствии, когда человек становится социальной формой жизни, приводит к появлению пищевой иерархии, внутри которой добытая пища делится и распределяется уретральным вождем между всеми членами стаи. Это не дележ поровну, каждый получает по потребностям, по нехваткам и согласно своему природному рангу в этой стае. Правильное ранжирование – согласно векторальному набору и своей способности принести пользу стае – и распределение пищи между всеми членами стаи по потребностям становится фундаментом человеческой психики, человека как социальной формы жизни. Каждый человек также получает чувство защищенности и безопасности – это также вид удовлетворения – внутри социальной группы от вождя. Ощущение чувства защищенности и безопасности – это фундаментальная психическая потребность человека, без нее человек не способен психически сохранять себя как в раннем детстве, так и в более взрослом состоянии.

Влечения нашего «Я» крайне консервативны, они постоянно стремятся вернуться к состоянию равновесия, пытаясь повторить ранее пережитое удовлетворение, давшее это равновесие. Влияние внешней среды таково, что человек постоянно должен реагировать на ее изменения и на идущие извне раздражения, чтобы вернуть утерянное, прежде достигнутое психическое равновесие. К тому же сами ненаполненные психические желания (векторальные желания) являются источниками внутреннего раздражения психического аппарата. Ведь пустота желания, наполнившись удовлетворением, возникает через некоторое время вновь. Этот цикл смены состояний в желаниях напоминает природу вибраций.

Соотношение либидо и мортидо в человеке

При рождении и до первого года жизни в человеке почти полностью преобладает либидо, а мортидо присутствует лишь как некая точка опоры для процесса жизни, устремляющегося к первоначальному состоянию, состоянию неживому или, иными словами, состоянию, предшествующему жизни в теле. Ведь маленького ребенка жизнь (сила жизни, то, что оживляет) первый год формирует, у него в том числе закладывается объем его индивидуального психического. В маленьком ребенке колоссальное количество энергии и сил, которое постепенно начинает уравновешиваться стремлением к статичному состоянию. Жизнь – это стремление к движению, к эманации энергии, к действенному использованию потенциала психической энергии, данного природой. Однако внутри живого органического вещества это стремление ограничивается иным стремлением – полностью уравновесить внутреннее психическое напряжение, вызываемое желаниями, т. е. отработать заданный индивидуальному человеку потенциал желания, исчерпать его силу и объем наслаждениями или сообразным наполнением, достигнув тем самым первичного статичного состояния. После первого года жизни в ощущениях ребенка начинает увеличиваться доля мортидо, и в какой-то момент в восприятии окружающего появляется элемент, препятствующий реализации своей жизни активным действием, в виде лени.

Человек — это принцип удовольствия, и удовольствие он может получать как от действия и усилий, вложения психических и физических сил, так и от бездействия, неги, которая, как известно, тоже способна приносить удовлетворение. К 15-17 годам достигается некое устойчивое равновесие между либидо и мортидо в человеке, в котором он пребывает до 25-27 лет. В возрасте после 27 лет в жизни все больше и больше начинает преобладать мортидо. Вплоть до того момента пока мортидо не приходит в свою высшую форму и не ограничивает либидо полностью, приводя к концу жизни, к потере энергии жизни, потере влечения к вибрации. Такое проявление соотношений либидо и мортидо на протяжении жизни характерно для большинства людей, кроме уретральных и мышечных. У них соотношение либидо и мортидо в психике выражено иначе. Для среднестатистического кожного и анального мужчины без серьезных задержек психосексуального развития преобладание мортидо выражается в снижении сексуального влечения, ему нужно меньше сексуальных контактов в неделю, нежели он имел в более молодом возрасте. В среднем человек становится более тяжелым на подъем, в нем начинает все больше преобладать желание к уравновешенному бездействию, отдыху, и ощущается как отсутствие сил к действию.

Проявления мортидо можно наблюдать не только в пределах рамок, заданных возрастными коридорами жизни, но и, например, в виде некоего проявления своеобразного милосердия природы. Человек рождается с определенным потенциалом психической энергии, но если, прилагая все возможные усилия для получения удовольствия и радости, он раз за разом их не получает, то энергия подавляет себя, происходит сильнейшее притяжение к мортидо, лени, статичности, и возникает апатия, отсутствие интереса и сил жить. Такие состояния могут возникать у людей уже с раннего подросткового возраста.

Сексуальное влечение, которое занимает центральное место в либидиозных проявлениях нижних векторов, особенно интересно. На биологическом уровне сексуальное – это стремление воспроизвести первоначальную (ранее бывшую) структуру живой субстанции в виде зародышевой клетки, однако уже с унаследованными и вновь приобретенными способностями ныне живущего организма. То есть это влечение сохранить саму жизнь на более длительные времена, в противовес остальным влечениям, которые ведут организм к смерти. У мужчины психически это выражается в виде желания отдать свой эякулят женщине, испытав при этом самое яркое в жизни наслаждение, чувственно оправдывающее все тягости бытия, ведущие к этому пиковому наслаждению. У женщины психологически это стремление к получению чувства защищенности и безопасности от соития с мужчиной и получения мужского эякулята. Это акт подтверждения сохранения собственной жизни и подтверждения продолжения собственной жизни во времени. Поэтому женская природа как таковая в большей степени о желании сохранить жизнь как свою, так и своего потомства. Поэтому для нее крайне важны все факторы к этому располагающие, в том числе и свойства и развитость ее партнера по жизни, более или менее способного удовлетворить эти базовые потребности.

Особенности либидо и мортидо мышечного вектора

В мышечном векторе, т. е. у чисто мышечного человека, соотношение либидо и мортидо выражены с точностью до наоборот в сравнении с другими людьми. Мышечный вектор психически – это набор базовых желаний: есть, пить, дышать, спать и сохранять температуру своего тела. У мышечника особый ум, особая природная мудрость, эволюционно появившаяся как человеческий инструмент сохранения себя. А именно способность порождать мыслеформы о сохранении своей целостности через обеспечение желаний есть, пить, дышать, спать, подкрепленная наглядно-действенным мышлением.

Мышечник – не человек интеллектуального труда, однако особенным образом природно предрасположенный к непрестанному физическому труду. Это человек в наименьшей степени отягощенный сознательной и эгоцентричной формой ощущения собственной единственности (противоположность ему – звуковик), человек, который ближе других находится к бессознательному, человек, особенным образом ощущающий свою принадлежность к стае, к общности. У мышечника, единственного среди людей, есть внутреннее ощущение «мы». Он делает все как все – «как все, так и я». Потому что ощущает себя, свое «Я», нераздельной частью общности, коллектива, поэтому его «Я» – это в большей степени ощущение «мы», нежели ощущение «Я». Это уникальные, однако простые формы восприятия, не отягощенные интеллектуальной сложностью и не порождающие у мышечника каких-либо философских измышлений о собственной природе восприятия. Тем не менее это маленькая по объему и выраженности проявлений, но совершенная и точная форма восприятия наличия психической связи, психической целостности людей вообще, человеческого вида. У мышечника наличие этой связи проявлено в простой форме восприятия и выражено как бы больше телесно, для него состояние комфорта – это нахождение плечом к плечу с большим количеством людей, в тесной общности. Он вообще не мыслит и не определяет жизни вне коллектива. А наибольшее страдание испытывает от вынужденного одиночества.

Мышечник рождается с ощущением прерванного «рая», поскольку все его желания – есть, пить, дышать, спать и сохранять температуру тела – были до рождения полностью удовлетворены в утробе матери. Рождение становится для него крушением состояния абсолютного психического комфорта и баланса. Мышечный человек – единственный, кто ощущает свое появление на свет прекращением истинной, в его ощущениях, жизни, поэтому у него особое восприятие жизни и особое отношение к смерти.

Для него убийство, разрушение целостности на всех четырех уровнях природы – неживой, растительный, животный и человек – становится актом совершения добра. Видовая роль мышечника – воин и охотник. Он с легкостью забирает чужую жизнь и с легкостью отдает свою. Мышечник испытывает радость от прекращения жизни, причем убивает живое он исключительно с благим намерением, обыкновенно чтобы накормить других, всю стаю и себя. Если же это убийство человека, то совершается оно ради сохранения стаи, а если говорить о личном отношении к уводу врага из жизни, то в восприятии мышечника это благое дело, это перевод человека в лучший из миров. В его восприятие мира то, что для всех является жизнью, влечением к жизни, для него – смерть, а то, что для других смерть, для него начало жизни. У мышечника жизнь начинается после смерти, и он с радостью несет эту смерть живому.

У мышечника есть удивительная способность получать большое удовлетворение от сокращения мышц, своей эрогенной зоны. Поэтому мышечник природно очень трудолюбив, много физически работает и это единственный человек, для которого лень противоестественна, т. е. он не ленив от природы и остается таким вплоть до глубокой старости. Мышечный человек просто не может жить без труда, даже в старости не может без того, чтобы работать с раннего утра где-нибудь на поле. Причем работать он может без оплаты, для него сама работа – это чувственная оплата. Главное чтобы была крыша над головой и тарелка еды.

В качестве примера эту обратность соотношения либидо и мортидо в мышечном векторе можно описать следующим образом: у мышечника стремление к жизни (к изменению через получение наслаждения) становится стремлением к смерти (стремлением и склонностью убивать живое и стремлением умереть с доблестью на поле боя), а стремление к статичному состоянию (к смерти, то есть то, что у других ярко проявлено ленью) становится стремлением к жизни, т. е. к труду. Работа от «забора до обеда» – это как раз про мышечника.

Механизм проявления

Деструктивное стремление активизируется, когда не удовлетворяются потребности человека. Какие потребности особенно тесно связаны с мортидо?

  • Потребность в продолжении рода.
  • Потребность в обретении определенного статуса в иерархической системе отношений.
  • Потребность в самоутверждении.

В результате человек находится в подавленном, тоскливом состоянии, у него возникает чувство тревоги и страха, появляются мысли о смерти.

Рекомендуем: Кто такой меланхолик?

Катексис

Также для лучшего понимания того, что представляет собой мортидо, необходимо рассмотреть понятие о катексисе. Под этим словом понимается направленность влечения. Например, если человек влюбился, значит, он катектировал свое влечение в избранный им объект. Иными словами, катексис является размещением энергии влечения.

Психологи считают, что у человека есть потребность катектировать не только либидо, но и мортидо. Это говорит о следующем: люди не только жаждут того, чтобы любить и быть любимыми; возможно, в нас заложена потребность в том, чтобы ненавидеть и вызывать ненависть.

Возможные причины

В психологии говорится, что причины саморазрушения идут из детства. Психика ребенка — это трепетный и нежный инструмент, на котором нужно играть умеючи. Хотя может случиться так, что проблема саморазрушения появляется в зрелом возрасте. Причиной этому может быть потеря близкого человека или любой пережитый стресс. Итак, разбираемся в причинах саморазрушения:

Отсутствие родительской любви и ласки. Малыш остро воспринимает критику, наказания, особенно без объяснения причин. Физическое и сексуальное насилие влечет за собой ряд последствий, которые накладывают негативный отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Ложные утверждения. Например, родители твердят, что знают лучше, что не время еще принимать решения. Во взрослой жизни сложно перестроиться и понять, что время пришло и пора самому решать, чего ты хочешь. Неправильная оценка себя. Если ребенка постоянно ругать и говорить о его никчемности, самооценка никогда не будет адекватной. Неоправданные ожидания. Для каждого родителя его ребенок самый лучший

Важно понимать, что все дети разные с разными талантами и способностями. Если от малыша требуют слишком много и он не оправдывает ожиданий, его психика ломается. Запрет на чувства, эмоции

Ребенок не может реагировать на ситуацию так, как считает нужным. В итоге замыкается в себе.

Родители, будьте бдительны, не допускайте подобных ошибок. А если вы обнаружили проблемы в зрелом возрасте, не отчаивайтесь, есть способы, как остановить саморазрушение.

Краткая характеристика

Согласно классической теории психоанализа, в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо

) и деструктивное (мортидо

). Эго-либидо переживается как приятно знакомое, в то время как мортидо переживается как боль, потенциальная опасность и некое неизвестное, вселяющее страх.

До сих пор ни один психоаналитик, в том числе и сам Федерн, не сумел создать модель психического аппарата, в котором сосуществовали бы эти два разнонаправленных инстинкта и два противоположных вида психической энергии. Понятие мортидо и сопряжённое с ним — деструдо, так и не закрепились в широком дисциплинарном обороте.

В то же время, несмотря на то, что современные биологические наблюдения не подтверждают существования мортидо, данный концепт составляет значимый фрагмент многочисленных теорий агрессии, трактующих последнюю как проекцию врожденного саморазрушительного влечения людей.

Еще одна трактовка мортидо

Есть еще одна интересная особенность, связанная с мортидо. Фрейд полагал, что эта энергия может не только делать для человека притягательной физическую смерть. Переход человека в форму существования после смерти для бессознательного эквивалентен существованию до рождения. И первое, и второе является небытием. Жизнь до рождения и жизнь после смерти – это события одного порядка. И поэтому стремление слиться с матерью в одно целое, метафорически вернуться к блаженному состоянию до появления на свет, которое в психоанализе называется регрессией, может расцениваться как мортидо.

Физиология

Предполагается, что активизация мортидо происходит вследствие неудовлетворения базовых биологических потребностей (потребности в репродукции, в программах социального, имущественного самоутверждения, повышении иерархического статуса), первоначально эта программа подает сигнал: вместо эмиссии эндорфинов — внутренних наркотиков (морфиномиметическими пептидами, которые дают ощущение счастья, жизнерадостности, эйфории, уверенности в своих силах) — происходит выброска энкефалинов, которые действуют на психический континуум прямо противоположным образом — приводят к депрессивному состоянию, ощущению тоски, страха и нежелания жить.

Бессознательное

Это самый глубокий и значимый пласт человеческой психики. Он представляет собой некое хранилище воспоминаний, эмоций и инстинктивных побуждений. Подобные проявления в свое время настолько угрожали сознанию, что были подавлены человеком и вытеснены им в эту область. Тем не менее этот не осознаваемый индивидом материал во многом определяет его повседневное функционирование. Те переживания, которые переместились в область бессознательного, недоступны человеческому сознанию. Тем не менее они оказывают определенное влияние на поступки людей.

В своей популярной философии о «Я», «Оно» и «Сверх-Я» Фрейд различает три разновидности бессознательного. В описательном смысле оно не служит предметом психоанализа. В динамическом понятии бессознательное означает конфликт, который вытесняет переживания из сознания. Рассматривается эта сфера и в структурном понимании. При этом Фрейд отмечает, что бессознательное действует по особым законам, которые способны управлять психической активностью. Среди них:

  • невозможность различить реальность и фантазию;
  • отсутствие времени и принципа противоречия и т. д.

В результате многолетних клинических наблюдений была создана фрейдистская концепция личности. «Я», «Оно» и «Сверх-Я» в ней стали обозначениями трех составляющих личности. Рассмотрим их описание согласно теории психоанализа.

Как избавиться от самоедства

Для начала примите тот факт, что вы изводите себя неоправданными обвинениями. Следующий шаг – определите причину этого. И только потом попытайтесь избавиться от склонности к самобичеванию. Как это сделать?

Имейте опыт достижений

Если у вас за плечами есть достигнутые цели, успешно завершенные проекты, вам легче перестать разрушать себя, занимаясь самокопанием. Но так будет только в том случае, если эти достижения по-настоящему важны для вас. Бывает так, что люди многого добиваются в жизни, но остаются недовольными собой. Им всегда мало. И это плохо, поскольку им сложно совладать с чувством неудовлетворенности, остановить желание очередной раз упрекнуть себя в чем-либо.

Чтобы не стать одним из них, учитывайте абсолютно все свои достижения. Пусть они будут маленькими и незначительными на ваш взгляд. Когда сзади есть результат, легче справиться с самоедством, повысить самооценку, полюбить себя как личность.

Продуктивная и непродуктивная самокритика

Полностью прекратить критиковать себя не получится. Да это и не нужно. Здоровая критика помогает увидеть ошибки, проанализировать их и уверенно пойти дальше. Человек, умеющий себя критиковать, – это успешный человек. Он справится с любыми задачами. Продуктивная критика сильно отличается от самобичевания:

  1. Предшествует какому-то поступку. Представьте, что вам нужно поговорить с незнакомым человеком на важную тему. Но вы боитесь это сделать. Здравый подход в этом случае – мысленно назвать себя трусом, собраться с мыслями, пойти поговорить, пока есть такая возможность. Самобичевание в этом примере начнется, если вы так и не решитесь подойти.
  2. Критика учит контролировать эмоции. Вы можете строго указать самому себе сначала на недостатки, а после на способы их устранения. При самоедстве недостатки упоминаются вновь и вновь. Но способы справиться с ними не рассматриваются.
  3. Адекватная критика поможет, в конце концов, достичь цели или получить желаемое. Вы испытаете небывалые эмоции, радость, удовлетворение. Они с лихвой перекроют негатив, который возникает, когда вы сталкиваетесь с трудностями.

Конструктивная критика и самобичевание не имеют ничего общего. В первом случае вы действуете, а во втором только обвиняете себя, не пытаетесь ничего изменить.

Пессимизм и самобичевание

Излишняя требовательность к себе, склонность к самокопанию – следствие пессимистического настроения. Человек, мир которого окрашен в черный цвет, винит в этом себя, а порой и окружающих. Он погружается в свои проблемы, выплескивает плохие эмоции на других, что сильно портит отношения.

Единственный способ, как избавиться от самоедства в данном случае – раскрасить реальность в яркие тона. Посмотрите на мир с другой стороны. Может, все не так плохо? Повышайте самооценку, ограничьте потоки негатива, льющиеся на вас с экрана телевизора и из интернета, развивайтесь. Все это поможет улучшить настроение, научиться радоваться мелочам.

«Искусственный мысленный поток»

Эффективный способ, как перестать заниматься самобичеванием. Вам нужно научиться разговаривать с самим собой. Да, вы не ослышались. Задумайтесь, самоедство – это ведь тоже диалог с собой. Только вы обвиняете себя, упрекаете в том, что сделали или не сделали.

Физиология

Активизация мортидо — это угнетение метаболизма, гормональной эмиссии и иммунной активности, приводящее к постоянному депрессивному психическому статусу вследствие эндорфин-энкефалинового дисбаланса нейрохимии мозга.

Предполагается, что активизация мортидо происходит вследствие неудовлетворения базовых биологических потребностей (потребности в репродукции, в программах социального, имущественного самоутверждения, повышении иерархического статуса), первоначально эта программа подает сигнал: вместо эмиссии эндорфинов — внутренних наркотиков (морфиномиметическими пептидами, которые дают ощущение счастья, жизнерадостности, эйфории, уверенности в своих силах) — происходит выброска энкефалинов, которые действуют на психический континуум прямо противоположным образом — приводят к депрессивному состоянию, ощущению тоски, страха и нежелания жить.

Нереализованная энергия

Можно сказать, что либидо и мортидо — это рычаги, которые управляют любым человеком. Имеет место теория, по которой либидо, не нашедшие выхода, превращается в деструдо. Другими словами, если индивид в полной мере не может реализовать свои сексуальные потребности, то скопившаяся энергия превращается в энергию разрушения. Это проявляется в повышенной агрессии к себе и к окружающим, в необоснованных вспышках ярости, которые резко сменяются пассивностью и подавленным настроением, вызывают апатию.

Физиологически мортидо проявляется в замедленном метаболизме, снижении иммунной активности, пониженной выработке гормонов. Происходит дисбаланс эндорфинов и энкефалинов, что приводит к затяжной депрессии. Из-за невозможности реализовывать свои базовые потребности в организме вместо эндорфинов — гормонов счастья, вырабатываются энкефалины, которые вызывают тоску, тревогу, подавленное состояние.

Что это такое

Энергия мортидо является одним из двух фундаментальных движущих и мотивирующих факторов во всех проявлениях человека. Оно направлено на смерть и помогает отличать все незнакомое, опасное, возможно причиняющее боль, т.е. на субъективном уровне человек эти чувства проживает, как страх и потенциальную опасность, после чего все же делает выбор в сторону контакта с такой энергией.

Программа мортидо включается неосознаваемыми механизмами и имеет своё большое влияние, несмотря на обоснованность инстинкта стремления к выживанию. Возможно, именно поэтому в широком теоретическом поле такое понятие не закрепилось достаточно широко и крепко, а используется только в пограничных исследованиях, где у самого исследователя хватает смелости для соприкосновения со смертью и деструктивными тенденциями, а также возможности признать их необходимость и важную роль в формировании жизненного пути.

Игнорировать энергию смерти в психическом пространстве человека невозможно, поскольку даже на биологическом уровне она имеет подтверждения не только своего существования, но и непосредственного влияния на жизнь. Все виды проявляемой животной агрессии трактуются как проективные действия, на самом деле действующей программы самоуничтожения. Это базовый уровень проявления разрушительной энергии – физический, свойственный всем живым организмам.

По мере развития человеческого сознания мортидо начинает проявляться и на биологическом уровне, когда человек вгоняет себя в депрессию, попадает под влияние различных зависимостей, а также выбирает такой образ жизни, который ведёт только к деградации основных психоневрологических функций. При высокой доле проекции мортидозная энергия не присваивается и мало влияет на самого человека, зато начинает активно продуцироваться во внешнюю среду, запуская наиболее высокий уровень своего проявления – социальный.

Тут возможны как убийства, так и вербальная агрессия, неправомерное поведение, чрезмерные по своему эмоциональному накалу вспышки недовольства, а также намеренное разрушение социального строя, как безопасной системы для жизни всего вида.

Возможная направленность мортидо

Мортидо – это энергия, которая направляется на созидание путем сублимации, если речь идет о высокоразвитой личности. Если же индивид недостаточно развит, то эта сила направляется против него. Он начинает разрушать себя в психологическом отношении, а затем может возникнуть и психосоматика. Мортидо – это сила, несущая разрушительный характер. Она имеет значение, противоположное либидо. Если речь идет о направленности энергии вовне – это гнев, раздражение, агрессия, стремление разрушить все вокруг. Если человек перенаправляет эту энергию в трансформационное русло – то это сильное желание достичь высокой цели, сублимация в великие дела.

Характеристика мортидо

Мортидо — это противоположность либидо, выраженная в сознательном стремлении человеком к разрушению собственной личности на любом уровне: психологическом, физическом, социальном. Это стремление также можно назвать противовесом инстинкту выживания, который свойственен любому живому организму.

Мортидо — это внутренняя сила, энергия, вызывающая у человека тягу к разрушениям, убийству, насилию. Это тяга к смерти, гнев, проявление агрессии в различных формах.

Отрывок, характеризующий Мортидо

– Ah! voyons. Contez nous cela, vicomte, – сказала Анна Павловна, с радостью чувствуя, как чем то a la Louis XV отзывалась эта фраза, – contez nous cela, vicomte. Виконт поклонился в знак покорности и учтиво улыбнулся. Анна Павловна сделала круг около виконта и пригласила всех слушать его рассказ. – Le vicomte a ete personnellement connu de monseigneur, – шепнула Анна Павловна одному. – Le vicomte est un parfait conteur , – проговорила она другому. – Comme on voit l’homme de la bonne compagnie , – сказала она третьему; и виконт был подан обществу в самом изящном и выгодном для него свете, как ростбиф на горячем блюде, посыпанный зеленью. Виконт хотел уже начать свой рассказ и тонко улыбнулся. – Переходите сюда, chere Helene, – сказала Анна Павловна красавице княжне, которая сидела поодаль, составляя центр другого кружка. Княжна Элен улыбалась; она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющем и мохом, и блестя белизною плеч, глянцем волос и брильянтов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты. Quelle belle personne! – говорил каждый, кто ее видел. Как будто пораженный чем то необычайным, виконт пожал плечами и о опустил глаза в то время, как она усаживалась перед ним и освещала и его всё тою же неизменною улыбкой. – Madame, je crains pour mes moyens devant un pareil auditoire, сказал он, наклоняя с улыбкой голову. Княжна облокотила свою открытую полную руку на столик и не нашла нужным что либо сказать. Она улыбаясь ждала. Во все время рассказа она сидела прямо, посматривая изредка то на свою полную красивую руку, которая от давления на стол изменила свою форму, то на еще более красивую грудь, на которой она поправляла брильянтовое ожерелье; поправляла несколько раз складки своего платья и, когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины, и потом опять успокоивалась в сияющей улыбке. Вслед за Элен перешла и маленькая княгиня от чайного стола. – Attendez moi, je vais prendre mon ouvrage, – проговорила она. – Voyons, a quoi pensez vous? – обратилась она к князю Ипполиту: – apportez moi mon ridicule. Княгиня, улыбаясь и говоря со всеми, вдруг произвела перестановку и, усевшись, весело оправилась.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]