ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
Основана на биодетерминизме, т.е. в основе поведения всех
живых существ лежит динамика влечений.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) – австрийский психолог, создатель психоанализа.
В 1915 г. вышла его работа “Влечение и их судьбы”, где была разработана теория мотивации.
Фрейд наделяет психику основной функцией, связанной с восприятием внутренних раздражителей. Потребности порождают энергию раздражения, которая субъективно переживается как травмирующая, неприятная.
От этой энергии субъект пытается избавиться или уменьшить, насколько это возможно, т.е. мотивационная теория З. Фрейда основана на двух принципах:
Гедонистический –всякое уменьшение уровня накопившегося раздражения сопровождается переживанием удовлетворения, а увеличение — неудовлетворения.
2. Гомеостатический —равновесие организма тем ниже, чем выше уровень накопившегося раздражения (напряжения).
Мотивационный процесс направлен на редукцию энергии влечения.
Само ВЛЕЧЕНИЕ состоит из элементов:
— НАПРЯЖЕНИЕ – моторный момент влечения – сумма сил, которым влечение соответствует
— ЦЕЛЬ – связана с удовлетворением, которое может быть достигнуто только путем устранения раздражительного состояния источника влечения
— ОБЪЕКТ ВЛЕЧЕНИЯ – то, с помощью чего или в чем влечение может достичь своей цели
— ИСТОЧНИК ВЛЕЧЕНИЯ – тот соматический процесс в органе или части тела, раздражение от которого представлено в душевной жизни субъекта как влечение.
Вся душевная жизнь – это динамика конфликтов, в основе которых лежат потребности “я”, направленные на поддержание своего существования.
Разновидности мотивов:
(1) потребности, направленные на поддержание своего существования (сексуальные влечения).
(2) потребности в агрессии (Танатос)
(3) влечение к жизни и к смерти (Эрос)
У других авторов
У идейного продолжателя Фрейда, Карла Густава Юнга, в большинстве работ красной нитью проходит мысль о бессознательном. Ученый вместе с анализом подхода к изучению бессознательного Фрейда развивал собственное учение о бессознательном.
Первые его работы были насквозь проникнуты мистикой, это пристрастие сопровождало Карла на протяжении всей научной деятельности. Вместе с тем как угасала его симпатия к Фрейду, появлялось все больше отсылок к символам и оккультным знакам. Это главная особенность его работ, помимо тематики бессознательного в разных контекстах.
Книга под названием «Либидо, его метаморфозы и символы» покажется более чем увлекательной поклонникам психоанализа. Именно в ней становится очевидно расхождение во мнениях Юнга с именитым учителем [7].
Если вас интересует качественная оценка разницы подходов двух ученных — произведение «Критика психоанализа» 1961 прольет свет на многие вероятно возникающие у вас вопросы. Ключевые моменты работы:
- Юнг опровергает силу подавления, как единственную причину расстройств психики.
- Вводит в трактовку образов бессознательного теологическую символику.
- Для него либидо уже не абсолютный синоним сексуальности.
Книга «Очерки по психологии бессознательного» — вобравшая в себя только некоторые публикации Юнга на тему бессознательного [8]. Отличительная черта — в данной книге анализ свойств психики излагается уже в ключе, авторского направления Карла Юнга, аналитической психологии. Уже представлены отсылки к теории «коллективного бессознательного», первооткрывателем которой также стал ученый. В работе Юнг излагает собственные взгляды на некоторые проблемы бессознательного, некоторые из них:
- воля к власти, как один из ведущих источников психической энергии личности
- Взаимодействие личного и коллективного бессознательного
- Концепция «Анима и Анимус»
Еще одна опубликованная на русском языке книга, заложившая фундаментальные положения аналитической психологии — «Подход к бессознательному» развивает учение Юнга о коллективном бессознательном [9]. Рассматривается теория об архетипах бессознательного как источника всеобщей символики, проявляющееся как во снах (индивидуальный уровень), так и в мифах целых народов (коллективный уровень).
Живой пример практического использования теории психоанализа в ключе структурализма книга «Лакан в Японии» известного фрейдиста, Жака Лакана [10]. Он рассказывает о возможности применения психоанализа к культуре, чуждой, а иногда и прямо противоположной, западной. Лакан описывает структурирование бессознательного на основе особых свойств японского языка в сравнении с его западными аналогами.
За последний век неофрейдистами также было написано немало стоячих работ.
ТЕОРИЯ А. МАСЛОУ
Маслоу Абрахам Харальд (1908-1970) – американский психолог. Основоположник гуманистической психологии, изучающей проблему ценности самого человека. Создал иерархическую модель мотивации (“Мотивация и личность”, 1954).
Маслоу — автор подробной классификации мотивов, особенности которой следующие:
— представляет не отдельные, а группы мотивов
— группы мотивов упорядочены в целостной иерархии.
Упорядоченность зависит от уровня развития личности, от возраста и роли социальной мотивирующей группы в развитии личности.
Потребности, или группы потребностей, – выступают как инициатор активности.
Деятельность обусловлена не изнутри, она привлекается извне возможностью удовлетворения потребности.
Потребности, образующие иерархию, взаимодействуют между собой так:
— пока не удовлетворены потребности нижележащих уровней, потребности более высокого уровня не актуализируются;
— если у субъекта актуализируются потребности разного уровня, то в этом конфликте побеждают потребности жизненного уровня.
Иерархия потребности (по А. Маслоу):
I уровень: физиологические потребности (голод, жажда и т.д.);
II уровень: потребность в безопасности;
III уровень: потребность в социальных связях (внешности, любви, идентификации, аффилиации и т.д.);
IV уровень: потребность в самоуважении (признаки, достижения, одобрения и т.д.);
V уровень: потребность в самоактуализации (реализация собственных способностей, в понимании и осмыслении себя и других).
Самоактуализирующихся личностей всего 1% от общего количества людей.
Эта потребность не всегда достигается; это тот идеал, к которому личность стремится (или должна стремиться).
Об образовании и начале профессионального становления
В девятилетнем возрасте будущий ученый поступил в гимназию, которую окончил с отличием в семнадцать лет. Продолжил свое обучение Зигмунд Фрейд на медицинском факультете в Венском институте. В 1881 году молодой человек получил докторскую степень. Решив изначально заниматься исключительно теоретической наукой, он некоторое время проработал в учебной лаборатории под руководством одного из своих наставников. Но со временем под давлением обстоятельств устроился в Венскую городскую больницу, в отделение хирургии.
Эта область медицины не произвела на Фрейда никакого особого впечатления, но, занимаясь ею в течение пары месяцев, доктор заинтересовался неврологией. В этой области врач добился существенных успехов. Статьи, публикуемые им в то время в медицинских журналах, принесли доктору репутацию невропатолога, способного, если не творить чудеса, то успешно диагностировать заболевание и лечить его – однозначно.
Однако эта работа в больнице не отвечала внутренним желаниям Фрейда. В 1883 году врач переходит в психиатрическое отделение, начиная работать под руководством Теодора Мейнерта. А через год, в 1884 году, он вплотную начинает заниматься нервными заболеваниями. В этом же году будущий автор приступает к изучению свойств кокаина, исследуя его применение в качестве анестезирующего препарата.
ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА К. Левина
Основные положения разработал К. Левин.
Левин Курт (1890-1947) – германо-американский психолог.
Был близок к гештальтпсихологии.
Мотивационную теорию изложил в работе «Психологическая ситуация награды и наказания» — 1931 г.
Использовал понятия валентности поля.
Валентность – сила воздействия предмета на субъект, которая зависит или от актуальной потребности субъекта, или от вызывающего характера предмета, – положительная валентность. Если возникают противоположные силовые отношения (субъект встречается с чем-то неприятным и пытается от него избавится) – отрицательная валентность.
Актуальное поле психологических сил определяется валентностями и векторами, исходящими от объектов окружающего мира.
Эти валентности и векторы Курт Левин представлял в виде побудительных сил, которые определяют поведение личности.
К. Левин ввел понятие «ПОЛЕ В ДАННЫЙ МОМЕНТ», которое определяется не только актуальными валентностями объектов, но и ретроспективой развития личности и перспективой развития личности:
К. Левин концентрировал внимание на конфликте, который разворачивается в рамках поля субъекта.
Конфликт можно охарактеризовать как ситуацию, в которой на субъект одновременно воздействуют силы, противоположно направленные, но имеющие примерно одинаковую величину.
Виды конфликтных ситуаций:
(1) Конфликт «стремление – стремление».
Даны два объекта (цели), они оба позитивны, т.е.
имеют положительные валентности. Конфликт в том, что субъект не может одновременно стремиться к двум.
(2) Конфликт «избегание – избегание».
Этот конфликт противоположен первому.
Представляет собой ситуацию психологического принуждения. Создается ощущение ловушки. Субъект как бы не видит возможности выйти из зоны 2-х зол.
(3) Конфликт «стремление – избегание».
Одно и то же действие одновременно – притягивает и отталкивает субъекта (положительная и отрицательная валентность одинаковой величины).
(4) Конфликт «двойное стремление – избегание».
Дано несколько целей, каждая из которых характеризуется амбивалентностью.
Курт Левин выделил специфику действия сил притяжения и отталкивания.
Величина поведенческой тенденции зависит от:
— величины валентности цели,
— расстояние до цели, которое еще предстоит преодолеть.
Существует момент равновесия между стремлением и избеганием.
Расстояние не всегда бывает связано с пространственным удалением.
Оно может выступать в виде дистанций во времени, количества необходимых сил, количества необходимых промежуточных действий и т.д.
Чем меньше расстояние, тем больше отрицательная валентность; чем больше расстояние, тем больше положительная валентность |
Соотношение этих сил представил в виде графика:
Миллер Д. 1944 г.
– связал идеи Левина с гипотезой Халла о градиенте цели: чем ближе к цели, тем меньше ошибок, тем выше скорость движения.
Миллер выдвинул 6 гипотез о феномене конфликта «стремление – избегание»:
Тенденции стремления тем сильнее, чем ближе расстояние до цели – градиент стремления.
1. Тенденция избегания тем сильнее, чем ближе расстояние до внушающего опасения стимула – градиент.
2. Градиент избегания растет быстрее градиента стремления.
3. В случае конфликта между двумя несовместимыми реакциями побеждает более сильная.
Величина градиента зависит от силы влечения.
5. Сила подкрепляемой тенденции реагирования субъекта возрастает вместе с количеством подкреплений – научение.
График соотношений градиентов:
Если расстояние до цели меньше Х, то увеличивается градиент избегания. В точке Х субъект колеблется между стремлением и избеганием.
По мере приближения к неотвратимым событиям, градиент избегания уменьшается (график изменяется – смотри: пунктирная линия графика).
Что говорят об этой книге?
Труды великого ученого еще при его жизни вызывали самые противоречивые отклики как среди профессионально занимающихся медициной, так и среди любопытствующих. И сегодня неоднозначные реакции вызывает Фрейд. «Психология бессознательного» вызывает то критику, то полную восторга похвалу.
Достаточно любопытны отклики, оставляемые людьми, впервые ознакомившимися с работами австрийского врача и имевшими до прочтения предвзятое отношение к фрейдизму, основанное во многом на анекдотах, художественных фильмах, сериалах и детективной литературе, в которых упоминается психологический анализ. Достаточно часто люди обсуждают не столько книгу, сколько то, каким человеком был Фрейд.
О «Психологии бессознательного» отзывы обучающиеся в медицинских вузах оставляют развернутые, полные осмысления подробностей. Студенты оперируют в них различными терминами, и на тематических форумах часто можно столкнуться с весьма оживленными дискуссиями, спровоцированными прочтением этой книги.
Но не только будущие психологи с увлечением читают и обсуждают труды такого ученого, как Фрейд. «Психология бессознательного» вызывает желание поделиться своими мыслями и обсудить некоторые моменты и у далеких от профессиональной медицины людей.
Учение Фрейда
Фрейд Зигмунд (1856 — 1939 гг.) — австрийский невропатолог, психиатр и психолог, профессор Венского университета, первый исследователь явлений подсознания (в 1938 г. эмигрировал в Великобританию).
Разработал в конце XIX в. особый метод лечения неврозов — психоанализ — анализ свободных ассоциаций, ошибочных действий, проговорок и сновидений. Позднее Фрейд интерпретировал его как способ проникновения в подсознание, а затем на этой основе предложил свою общепсихологическую теорию строения психики как непрерывного конфликтного взаимодействия сознания с бессознательными влечениями («Толкования сновидений», 1900).
Сознание, по Фрейд, непрерывно подавляет бессознательные влечения (особенно сексуальные), которые, прорываясь сквозь цензуру сознания, проявляются в различных проговорках, шутках, обмолвках, описках («Психопатология обыденной жизни», 1901).
Позднее Фрейд сосредоточился на социокультурных проблемах («Психология масс и анализ человеческого «Я», 1921; «Цивилизация и недовольные ею», 1929) (см. История зарубежной психологии).
Человеческая психика состоит из двух основных уровней: сознательного и бессознательного.
Она подобна айсбергу, большая часть которого скрыта от непосредственного взгляда. Бессознательная часть психики формировалась в течение миллионов лет у животных. Сознание свойственно только человеку и формировалось несколько десятков тысяч лет.
Бессознательное содержит в себе побудительные силы поведения человека.
Психическая энергия бессознательного проявляет себя прямо – в стремлениях, направленных на самосохранение индивида и развитие вида (влечение к размножению), и косвенно – в стремлениях к разрушению, агрессии против препятствий для выживания и развития своего вида.
В психике есть специфическая энергия жизни – энергия продолжения рода – либидо, сексуальная энергия. Источник её находится в бессознательном, она заложена самой природой. Либидо направлено на развитие и выживание вида, рода. Однако так как у человека существует сознание, оно может входить в конфликт с бессознательным либидо. Человек, являясь частью общества, хочет развивать не только род, но и самого себя, свою личность. Единственный источник вынужден равно питать оба стремления.
Фрейд вводит помимо силы любви (Либидо, Эроса), новую силу – силу смерти (Мортидо, Танатос). Существо приходит в мир, чтобы воспроизвести свой вид и освободить место для следующего поколения. Все живое несет в себе потенциал самоуничтожения.
Краткое резюме
Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:
- Научную дисциплину
- Комплекс мероприятий по исследованию психических процессов
- Методику лечения нарушений невротического характера
Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Оперантное обусловливание Скиннера как технология формирования личности
- Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
- Теория умственных действий Гальперина
- Символдрама как способ достучаться до бессознательного
- Что такое сознание?
- Краткая история психологии: от Античности до наших дней
- Метод свободных ассоциаций
- Страх: психологические основы и известные научные исследования этого феномена
- Оговорка по Фрейду: скрытое значение непроизвольной подмены слов
- Зачем человеку отношения: ответы психологов
Ключевые слова:1Коммуникации
Метод психоанализа
Цель методик психоанализа – вывести бессознательное в сферу сознания без использования гипноза.
- Методика свободных ассоциаций. Пациент помещается на комфортную кушетку в небольшом звукоизолированном помещении с мягким освещением, без рисунка на обоях.
Цель такой организации – отсутствие посторонних стимулов. Даже психоаналитик помещается в кресле в изголовье пациента, чтобы тот не видел его и практически не ощущал его присутствия.
Инструкция пациенту: «Говорите все, что приходит вам в голову, не останавливаясь ни на секунду; не останавливайте ваш поток мысли волевым усилием». Психоаналитик должен следить за тем местом, где инструкция нарушается, появляются паузы. сеанс длится не боле 40 минут, так как дальше наступает утомление.
Мысль пациента в какой-то момент «натыкается» на некую преграду и резко сворачивает в сторону. Психоаналитик не прерывает рассказ пациента, но помечает это место в блокноте.
Психоаналитик просит пациента рассказать о проблемных местах. Со временем проблема для психоаналитика становится очевидна. Он четко рассказывает её пациенту.
Пациент обычно все отрицает, иногда это отрицание переходит в агрессию. Психоаналитик должен заставить пациента заново пережить эту проблему, принять её, и, таким образом, освободиться.
- Толкование сновидений.
Бодрствующая психика не пропускает некоторые образы, запрещенные цензурой, некими внутренними барьерами. Однако во сне мы видим эти образы, хотя они также завуалированы психикой, так как сознание даже во сне не пропускает их в чистом виде.
- Толкование ошибочных действий. Ошибочные действия – это неловкие движения, оговорки, оплошности, шутки.
Всё это – прорывы бессознательного в область сознания.
Минус психоанализа состоял в том, что он недооценивал тот факт, что человек – общественное существо и взаимодействует в системе общественных отношений.
Фрейд создает целостное учение о человеческой личности. В структуре личности он выделяет:
- Ид (Оно) – бессознательное, с которым человек рождается. Оно подкрепляется принципом удовольствия.
Бессознательное наполнено либидозной энергией продолжения рода и агрессией. Возрастание энергетического потенциала либидо создает напряжение, а его разрядка есть наслаждение.
- Эго (Я) – наше сознание, подчиненное принципу разумности. Я находится всегда между Ид и Супер-Эго, в противоборстве этих двух структур. Если мы подчиняемся Ид, мы расплачиваемся муками совести, запретами морали и закона. Следуя Супер-Эго, мы расплачиваемся неврозами и расстройствами.
- Супер-Эго (Сверх-Я) – идеализированный человек, следующий принципам общественной морали и долга.
Это социальная часть личности. Это образ личности, то какой бы она могла быть, если бы следовала всем правилам и нормам общества. Однако у Сверх-Я нет собственного источника энергии, оно вынуждено питаться от той же либидозной энергии бессознательного. Либидо должно приводить в действие сразу два механизма, и это порождает внутриличностные противоречия.
Фрейд использует платоновский образ возница, который правит колесницей, запряженной двумя лошадями, которые рвутся в разные стороны, а возница вынужден управлять ими. Теория строения личности Фрейда дополняется теорией развития личности.
Ещё одной важной частью теории личности Фрейда стало учение о методах психологической защиты личности. Когда в психике человека возникают конфликты между сознанием и бессознательным, возможны 2 принципиальные формы поведения: агрессия и отступление от объекта.
Агрессия может проявляться в агрессии по отношению к другим людям и объектам, которые мы считаем неприемлемыми. Агрессия может выражаться как в социализированных формах протеста, так и в асоциальных формах. Также возможна аутоагрессия, то есть агрессия, направленная на самого себя.
Проблеме отступления от объекта посвящен отдельный раздел теории Фрейда.
Бессознательное
Пришло время, наконец таки рассмотреть столь остро воспринятую в свое время теорию Ф. о бессознательном.
Бессознательное в психоанализе
Начнем с рассмотрения азов психоанализа, неразрывно связанного с концепцией бессознательного.
Что же говорится о бессознательном в психоанализе?
Существует три предмета психологии: Сознание, Поведение и Неосознаваемые процессы.
Сознание становилось предметом исследования нескольких наук — философии, психологии и даже антропологии, само понятие вошло в употребление с XVII века, как следствие бурного развития естественных наук. Поведение, как предмет психологии, рассматривает бихевиоризм . Третья составляющая — неосознаваемые процессы — довольно общий термин. Рассмотрим его в контексте данного направления психологии.
Сразу следует отличать понятия неосознаваемое или бессознательно по следующим принципам:
Термин неосознаваемое охватывает большее количество процессов, которые делятся на два вида:
Первый вид вопросов отвечает на вопрос «Как?» .
Говоря о таком процессе как навык, можно предположить – достаточно сформированный и развитый, он начинает производиться {tipстановится автоматизированным} без вмешательства сознания. {/tip} Такое явление мы относим к неосознаваемым механизмам (НМ). Следовательно, данный вид неосозноваемого никак не относится к категории Бессознательного.
Второй видвопросов — {tipт. е. «Какой мотив вызывает действие? } «Ради чего?» {/tip}.
Очевидно, у человека всегда есть причина его действий. Но всегда ли она «осознается сознанием»? — это уже другой вопрос. Если не осознается, то речь идет о специфическом роде явлений — неосознаваемых побуждениях НП (мотивах, стремлениях, влечениях), ведущих к выполнению действия. НП и есть Бессознательное.
Так, в практике гипноза испытуемому задают установку — «По истечении определенного срока времени вы должны совершить определенный поступок». Постгипнотическая амнезия, конечно же, не даст человеку сознательно вспомнить сказанное гипнологом, но данную установку (действие) он осуществит в реальной жизни.
Пациенту резонно задается вопрос «Ради чего вы это сделали?» — Честный человек ответит: «Я не знаю», иной придумает оправдание. Причем это объяснение никак не раскроет истинный мотив совершенного. В конкретном случае придуманное оправдание — пример Бессознательного. А самое главное — пациент сам начинает верить в придуманную им же небылицу. Так Б. проявляется в реальной жизни. Данный случай следует запомнить.
В итоге портрет типичного клинического больного Фрейда выглядит так:
- Причина расстройств этого пациента — всегда бессознательное. Пациент ясно осознаетсвои впечатления и переживания
- Следует отметить, что у сознания есть важная функция — понимать (мир и себя в нем). А что же у пациента Фрейда? Сознание присутствует. Это факт.
Но дает ли собственное сознание человеку понять себя? — Нет.
- Следовательно, сознание не выполняет свою главную функцию.
- Констатируем — пациент себя осознает, но неадекватно (вклинивается то самое «Ради чего?»). Для сознания пациента истинное побуждение остается за гранью бессознательного.
Дословно «переводя» значение слова «Бес-сознательное», мы получим — «Сознание без понимания«. Такое сознание не отвечает на вопрос об истинных мотивах поведения человека. Симптом — пациенту трудно управлять собой. Именно такую картину заболевания видим у «пациента Фрейда».
Методы психологической защиты
Вытеснение. Подавление, исключение из сознания неприятных или неприемлемых импульсов. В этом случае они переводятся в бессознательное. Замещение.
Переориентация импульса с одного объекта на другой, более доступный. Рационализация. Попытка рационально обосновать желания и поступки, вызванные такой причиной, признание которой грозило бы потерей самоуважения. Проекция.
Бессознательный перенос собственных чувств и влечений на другое лицо. Соматизация. Фиксация на состоянии своего здоровья как форма защиты от конфликтов. Реактивное образование. Замена неприемлемых тенденций на прямо противоположные. Регрессия. Возврат к примитивным формам поведения в затруднительной ситуации. Отрицание. Невыполнимые желания, мысли, побуждения не признаются.
Отрицается само их существование. Сублимация. Преобразование социально неприемлемых импульсов в социально приемлемые и поощряемые. Ярчайший пример – сфера искусства.
Внутренние восприятия. Проблема боли на границе внешнего/внутреннего
Фрейд делает акцент на том, что отношение внутреннего восприятия к Я требует детальной проработки, поскольку задается здесь вопросом о правомерности отнесения сознания к взаимоувязке В – СЗ. Хотелось бы более разобраться в его фразе о том, что внутреннее восприятие дает ощущение процессов из различных и самых глубоких слоев психического аппарата. Каким образом был сделан этот вывод не совсем понятно, поскольку далее он говорит о том, что эти процессы малоизвестны. Вот с этой малоизвестностью мы, однако, не можем не согласиться. Вообще не известно, каким образом можно говорить о тех процессах, о которых никто не знает и которые сложно проанализировать. То, что Фрейд говорит о наличии «смутного сознания» подчеркивает, насколько зыбкая и нетвердая почва, затрагиваемая в данном исследовании.
Под болью автор понимает нечто среднее между внешним и внутренним восприятием, проявление внутреннего восприятия в том числе, когда причины исходят из внешнего мира. Данное высказывание является достаточно близким и принимаемым, поскольку любая переработка внешнего мира может исходить из внутреннего психического человека.
Клинические аспекты необходимости второй топической модели
Как мы можем понять из прочтения данного текста Фрейда, он приводит ряд клинических примеров из практики, которые доказывают наличие структуры психики с делением ее на Я, Сверх-Я и Оно, описывая различные виды сопротивлений, желание болезни, нарциссические феномены, чувства вины и т.п. Все эти проявления в поведении пациентов свидетельствуют о том, что в психике существует некий механизм, который, хоть с одной стороны и хочет излечиться, но с другой стороны, всячески сопротивляется такому. Возникновения данных чувств, например, вины, обуславливается автором наличием напряжений между Я и Сверх-Я.
Таким образом, автор на очередных примерах доказывает существование топической модели психики, ее основные проявления и выражения в виде чувств и переживаний пациентов, транслируемых ими наружу.
Два вида влечений их соотнесение со второй топической моделью
В данной работе Фрейд задается вопросом о соотнесении между образованиями Я, Сверх-Я и Оно и первичными позывами (сексуальные инстинкты и инстинкты смерти). Эту связь он сначала пытается описывать путем указания на наличие полярностей любви и ненависти с выделением такого феномена как амбивалентность. Однако, далее приходит к выводу о том, что нарастанием простой враждебности эти соотношения не описать. И наконец, он приходит к мысли о наличии так называемой индифферентной энергии, которая может носить как эротический, так и разрушающий импульсы. Данная энергия действует в образованиях психики в соответствии с делением по второй топической модели. Конечно, иным образом, наверное, было бы сложно объяснить движения влечений, кроме как процессом превращения энергии. На данном превращении строится, в принципе, описание многих законов природы.