Что такое потребность — ее виды, классификация, а также пирамида потребностей человека от Маслоу


Потребность в познании

Склонность к познавательной деятельности заложена человеку природой. Одна из отличительных способностей человека, выделяющая его из мира животных – возможность задавать вопросы и искать на них ответы.Способность задавать сложные, глубокие вопросы указывает на развитую интеллектуальную личность. Благодаря познавательной деятельности индивид совершенствуется, развивается, достигает желаемых целей. Кроме познания окружающего мира человек познает самого себя, этот процесс начинается с первых лет жизни.

Познание начинается с восприятия окружающего пространства, в которое малыш погружается с момента рождения в этом мире. Младенец пробует на вкус разные предметы: игрушки, собственную одежду, все что попадет под руку. Взрослея, он уже начинает постигать мир посредством мышления, сравнения и сопоставления разной информации, наблюдений, фактов.

Потребность в познании присущую человеку, можно объяснить следующими причинами:

  1. Наличие сознания.
  2. Врожденное любопытство.
  3. Стремление к истине.
  4. Склонность к творческой деятельности (взаимосвязана с познанием).
  5. Желание улучшить собственную жизнь и жизнь всего общества.
  6. Стремление предвидеть и преодолеть непредвиденные трудности, к примеру, природные катаклизмы.

Познание окружающего мира – непрерывный процесс, он не прекращается после окончания школы, университета, выхода на пенсию. До тех пор, пока человек жив, он будет стремиться постичь тайны и законы мироздания, окружающее пространство, самого себя.

Тест с ответами: “Потребности человека”

1. К потребности человека, подтверждающей его родственную связь с другими представителями природного мира, относится: а) потребность в продолжении рода + б) потребность в знаниях в) потребность в труде

2. К потребности человека, подтверждающей его родственную связь с другими представителями природного мира, относится: а) потребность в познании б) потребность во сне + в) потребность в самопознании

3. Потребности заставляют человека действовать, так ли это: а) нет б) неизвестно в) да +

4. Чувства людей разнообразны и индивидуальны, так ли это: а) нет б) неизвестно в) да +

5. Необходимо выбрать предложение, содержащее оценку: а) Эстетические чувства воплощают радость от общения с природой и произведениями искусства. б) Способность мыслить отличает человека от животных. в) Мысли – это важнейшая составляющая духовного мира. +

6. Укажите предложение, которое содержит оценку: а) Способность мыслить отличает человека от животных. б) Размышление над проблемой, поиск её решения – занятие непростое. + в) Эстетические чувства воплощают радость от общения с природой и произведениями искусства.

7. Какое из представленных ниже условие, способствует тому, чтобы человек стал социальным субъектом: а) любое взаимодействие с окружающим миром + б) пассивное взаимодействие с окружающим миром в) активное взаимодействие с окружающим миром

8. Рассматривающий проблемы потребностей человека как активного социального субъекта подход называется: а) системный б) деятельностный + в) аксиологический

9. Условием достижения человеком цели «быть самим собой по Фромму, является: а) быть человеком для других б) быть человеком для всех в) быть человеком для себя +

10. Какие изменения происходят во время приспособления человека к внешней среде: а) условия социальной культуры б) человеческая природа + в) условия взаимодействия человека со средой

11. Для эволюции человека главным условием является: а) постепенное изменение условий в ареале существования человека б) процесс совершенствования («расширения») сознания в) адаптируемость человека к изменяющимся условиям внешней среды +

12. Ресурсы, которые удовлетворяют потребности человека, бывают: а) ситуативные б) ограниченные + в) безграничные

13. Что ограничивает человека в выборе средств для удовлетворения собственных нужд: а) возможности + б) ценностные ориентации в) потребности

14. Основным действующим лицом в обществе с рыночной экономикой является: а) личность б) индивид в) потребитель +

15. Предметом изучения сервисологии, как науки, считается: а) индивидуальное обслуживание потребителя + б) массовое обслуживание потребителя в) способы организации обслуживания потребителя

16. Природа человека как целостного существа: а) биологическая б) биосоциальная + в) социальная

17. Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо ему для жизни, называется: а) потребность + б) самосознание в) желание

18. Духовный мир человека формируется независимо от общества, так ли это: а) да б) нет + в) неизвестно

19. Что помимо суждения и умозаключения, составляют содержание человеческого мышления: а) потребности б) выводы в) понятия +

20. Какая ситуация демонстрирует социальные потребности человека иллюстрирует: а) В свободное время Даша любит поболтать с подружками. + б) Вова любит читать. в) Саша любит шоколадное мороженое.

21. К потребности человека, подтверждающей его родственную связь с другими представителями природного мира, относится: а) потребность в труде б) потребность в одобрении окружающих в) потребность в воде +

22. К потребности человека, подтверждающей его родственную связь с другими представителями природного мира, относится: а) потребность в самопознании б) потребность в отдыхе + в) потребность в труде

23. Из предложенных вариантов укажите единственно верный: а) Эмоции и чувства не имеют отличий. б) Потребности в общении и труде относят к биологическим потребностям человека. в) Эмоции определяют настроение человека в тот или иной момент. +

24. Выберите правильный ответ из предложенных ниже: а) Люди могут по-разному выражать свои чувства. + б) Потребности в общении и труде относят к биологическим потребностям человека. в) Эмоции и чувства не имеют отличий.

25. Какое предложение содержит оценку: а) Эстетические чувства воплощают радость от общения с природой и произведениями искусства. б) К ним относятся нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства. в) Среди чувств особое место принадлежит так называемым высшим чувствам. +

26. Сложившимся способом поведения человека в определённой ситуации является: а) деятельность б) привычка + в) способность

27. Потребности человека не зависят от жизни общества, так ли это: а) нет + б) да в) отчасти

28. Связанные с выживанием человека потребности, называются биологические, физиологические или же по-другому: а) социальные б) материальные + в) индивидуальные

29. Какая ситуация демонстрирует социальные потребности человека: а) У Натальи много друзей. + б) Игорь любит лимонад. в) Михаил занимается спортом.

30. К потребности человека, подтверждающей его родственную связь с другими представителями природного мира, относится: а) потребность в знаниях б) потребность в познании в) потребность в пище +

Виды и способы познания

Существует множество методов и способов получения знаний об окружающем мире. В зависимости от преобладания чувственной или умственной деятельности человека различают два вида познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание основывается на деятельности органов чувств, рациональное — мышлении.

Так же выделяют формы познания:

  1. Житейское (бытовое). Человек получает знания на основе своего жизненного опыта. Он наблюдает за окружающими людьми, ситуациями, явлениями с которыми он сталкивает ежедневно на протяжении всей жизни. На основе этого опыта человек составляет свое представление о мире и обществе, не всегда оно бывает истинным, часто ошибочно.

Пример. Марья Ивановна, учитель математики в старших классах считает, что все ученики списывают. Такое мнение она составила благодаря богатому жизненному опыту, проработав в школе более 10 лет. Но, в действительности, ее выводы ошибочны, преувеличены, ведь встречаются ребята, которые выполняют все задания самостоятельно.

  1. Научное познание. Оно осуществляется в процессе целенаправленного поиска объективных знаний, которые могут быть доказаны в теории и на практике. Методы научного познания: сравнение, наблюдение, эксперимент, обобщение, анализ. Результатом научного познания становятся теоремы, гипотезы, научные факты, открытия, теории. Если открыть любой школьный учебник, большинство информации, содержащейся в нем – результат продолжительного научного познания.
  2. Религиозное познание – вера в божественные и демонические силы: Бога, ангелов, Дьявола, чертей, существование рая и ада. Оно может быть основано на вере в одного единого Бога, либо множествоБогов. К религиозному познанию относят так же верования в мистические силы, сверхъестественное.
  3. Художественное познание – восприятие мира, основанное на представлениях о прекрасном. Познание осуществляется через художественные образы, средства искусства.
  4. Социальное познание – непрерывный процесс приобретения знаний об обществе в целом, отдельных общественных группах, человеке в социуме.
  5. Философское познаниеосновано на интересе к поиску истины, постижению места человека в окружающем мире, вселенной. О философском познании заходит речь, если задаются вопросы: «Кто я», «С какой целью появился на свет», «В чем смысл жизни», «Какое место я занимаю во вселенной», «Почему человек рождается, болеет и умирает».

Пирамида потребностей Маслоу

Изначально пирамида потребностей Абрахама Маслоу имела всего 5 ступеней и выглядела следующим образом:

  1. Физиологические потребности (самый низший уровень в иерархии) – это естественные желания тела, без которых организм умрет. Чтобы жить и чувствовать себя хорошо, мы должны дышать, питаться, пить воду, заниматься сексом и т.д.;
  2. Потребность в безопасности – если человек напоен, накормлен, тепло одет, он думает о том, как продлить свое комфортное состояние, то есть о стабильности, защищенности от угроз внешнего мира (очень голодный индивид иногда идет на опасные поступки, чтобы раздобыть пищу. В этот момент вторая ступень его никак не волнует);
  3. Социальные потребности – личность, чувствующая себя в безопасности, стремится выстраивать связи в социуме, общается, занимается совместной деятельностью с кем-либо, заботится о других;
  4. Потребность в престиже – желание быть уважаемым, занимать элитные слои общества, достигать высоких результатов, быть кумиром и примером для других, иметь «вес» в обществе;
  5. Духовные потребности (высший уровень) представляют собой раскрытие творческого потенциала, выражение способностей (самоактуализация), познание себя и понимание, кто я есть (самоидентификация).

Позднее автор скорректировал вышеописанную классификацию и добавил еще две ступени. Важно отметить, что последний уровень сам Маслоу считает недосягаемыми для большинства людей.

Итак, обновленная версия структуры:

  1. Физиологические – пища, вода, сон, отдых;
  2. Потребность в безопасности – комфорт, стабильность, предсказуемость;
  3. В принадлежности кому-то и любви (любить и быть любимым);
  4. Потребность в уважении – достижение успеха, признание в обществе;
  5. В познании – исследование окружающего мира, получение новой информации;
  6. Эстетические потребности – стремление к красоте и гармонии;
  7. В самоактуализации (высшая) – внутреннее развитие, воплощение идей, личностный рост, удовлетворение экзистенциальных потребностей (ответы на вопросы «кто я» и «зачем», передача накопленного опыта).

Первые три потребности по Маслоу являются низшими или базовыми, они доступны всем психически здоровым людям, как человеческим существам. Остальные четыре – высшие, доступны только для личностей после удовлетворения первых трех.

Часто бывает, что индивид всю жизнь варится на низших уровнях, так и не дойдя хотя бы до первой ступни из высших и не раскрыв своей индивидуальности.

Чувственное познание

Чувственное познание этопервый вид познавательной деятельности доступный человеку. Оно осуществляетсячерез восприятиемира на основе деятельности органов чувств.

  • С помощью зрения индивид воспринимает зрительные образы, формы, различает цвета.
  • Через осязание он постигает окружающее пространство на ощупь.
  • Благодаря обонянию человек может различать более 10000 различных запахов.
  • Слух — одно из главных чувств, в процессе познания, с его помощью воспринимаются не только звуки из окружающего мира, но и распространяются знания.
  • Особые рецепторы, располагающиеся на языке, позволяют человеку чувствовать 4 основных вкуса: горький, кислый, сладкий, соленый.

Таким образом, благодаря деятельности всех органов чувств формируется целостное представление о предмете, объекте, живом существе, явлении. Чувственное познание доступно всем живым существам,но имеет ряд недостатков:

  1. Деятельность органов чувств ограничена, особенно у человека. Например, собака обладает более сильным обонянием, орел-зрением, слон – слухом, ехидна — осязанием.
  2. Часто чувственное познание исключает логику.
  3. Опираясь на деятельность органов чувств, индивид вовлекается в эмоции: прекрасные образы вызывают восхищение, неприятный запах –отвращение, резкий звук – испуг.

По степени познания окружающего пространства принято выделять следующие виды чувственного познания:

  • 1 вид- ощущение. Оно представляет отдельную характеристику предмета, получаемую благодаря деятельности одного из органов чувств.

Пример. Настя ощутила запах горячего хлеба, проходя по улице, его принесло ветром из пекарни, в которой как-раз пекли хлеб. Петя увидел на витрине магазина полку с апельсинами, но у него не было с собой денег, чтобы зайти и купить их.

  • 2 вид- восприятие. Это совокупность ощущений, создающая целостную картину, общий образ предмета, явления.

Пример. Настя привлеклась вкусным запахом, зашла в пекарню и купила там хлеб. Он был еще горячим, с хрустящей корочкой и Настя съела сразу половину за обедом. Петя попросил дома маму купить апельсины, в магазине напротив дома. Они были крупные, яркого цвета, но на вкус оказались кислыми и противными. Петя не смог доесть даже один фрукт полностью.

  • 3 вид – представление. Это память об объекте, предмете, исследованном ранее, благодаря деятельности органов чувств.

Пример. Почувствовав знакомый запах хлеба, Настя сразу захотела обедать, она хорошо помнила хрустящую корочку, свежего горячего батона. Петя, посетив именины друга, скривился при виде апельсинов на столе, он сразу вспомнил кислый вкус недавно съеденного фрукта.

Потребность — это…

Несложно понять, что такое потребности, так как ответ содержится в корне самого слова.

Это требование организма (в широком понимании) чего-либо, нужда, нехватка, которая ощущается в виде психологического и физического дискомфорта.

Например, вы хотите есть: желудок «скулит», активность снижается, падает давление, приходит раздражение, нервоз. Чем дольше вы остаетесь без еды, тем хуже становится общее состояние. Но стоит полноценно потрапезничать – удовлетворить чувство голода, как улучшается и настроение, и самочувствие.

Таким образом, потребность проявляется на уровне физических ощущений и эмоций.

Возникший дискомфорт заставляет человека искать источник, с помощью которого можно избавить себя от нужды, что автоматически доставляет удовольствие.

И вот вы уже направляетесь к холодильнику и выискиваете там что-нибудь вкусное либо отправляетесь в магазин за продуктами. Славно покушав, вы расслабляетесь, появляется желание полежать на диване и насладиться сытостью, а может даже поспать. Это уже следующая потребность – предыдущая удовлетворена.

Далее вам захочется еще чего-нибудь, и еще, и еще. Человеческий индивид постоянно находится в состоянии нужды, одни желания сменяются другими. Собственно, благодаря им, мы проявляем активность и всегда к чему-то стремимся: будь то сон, любовь или признание.

Потребности людей безграничны, возникают с рождением и заканчиваются после смерти.

https://youtu.be/CerWUxBS2AM

Рациональное познание

Рациональное познание- это познание, основанное на логическом мышлении. Оно отличается от чувственного важными характеристиками:

  • Наличием доказательств. Если результатом чувственного познания становятся ощущения, полученные на собственном опыте, то в результате рационального – факты, которые можно доказать используя научные методики.
  • Системностью полученных знаний. Знания не являются обособленными друг от друга, они связаны между собой в систему понятий, теорий, образует отдельные науки.

Пример. История – наука, основанная на рациональном познании. Все знания, полученные с его помощью, систематизируются, дополняют друг друга.

  • Наличием понятийного аппарата. Благодаря рациональному познанию создаются понятия, определения, которыми можно воспользоваться в дальнейшем.

Методами рационального познания являются:

  • логический метод (использование логического мышления в познании чего-либо);
  • синтез (соединение отдельных частей, данных в единое целое);
  • наблюдение;
  • измерение;
  • сравнение (определение отличий, сходств);

На основе рационального познания были созданы все существующие науки, учения.

Потребности человека — важный пункт самореализации

Если потребности не реализуются, то человек сам для себя создает кармические обязательства.

Счастье – это чувство целостности, сопровождаемое радостью, покоем, умиротворением. Находясь в этом состоянии, человек понимает свои неограниченные возможности в творчестве и действиях в данном месте и в данный момент времени.

Существуют различные потребности человека. Чтобы перейти к работе с более высоким уровнем, необходимо удовлетворить (хотя бы частично) потребности уровня низшего. Но человек, как правило, их не знает. Большинство неосознаваемых потребностей прячутся в подсознании. Оно-то в стремлении к их удовлетворению и начинает исподволь нами управлять. Таким образом мы становимся заложниками подсознания, бесконтрольно выполняя его прихоти.

Потребности человека можно классифицировать, разложив их по уровням. Данную классификацию мы составили, исходя из источников, эти потребности рождающих, а именно: физическое тело, энергетическое тело, тело эмоций, в котором спрятаны мотивы потребностей ощущений и чувств, ментального тела, представляющего интеллект, и других высших тел.

В нашей интерпретации они имеют сходство с уровнями потребностей по Маслоу, но есть и различия.

Способы поиска информации

В современное время одним из способов познания окружающего мирастал информационный поиск. Большое разнообразие средств информации многократно увеличивает познавательные возможности человека. Так, познание осуществляется посредством:

  • печатных изданий (газет, книг, журналов);
  • интернета;
  • телевидения;
  • радиовещания;

С помощью интернета можно очень быстро и легко найти практически любую информацию, но она не всегда бывает достоверной. Поэтому, при выборе способов поиска информации нужно быть осторожным, проверять данные в разных источниках.

Пример. В 2012 году в интернете было опубликовано много статей, которые предвещали конец света. Одни говорили о падении на Землю астероида, другие о глобальном потеплении и затоплении поверхности суши. Но, проверить это можно было легко, разыскав исследования разных ученых о предстоящих природных катаклизмах и сравнив их результаты между собой.

Самопознание

С ранних лет человек наблюдает за своей внешностью, оценивает свою деятельность, сравнивает себя с другими. С каждым годом он узнает о себе что-то новое: проявляются способности, качества характера, особенности личности. Самопознание человека процесс не быстрый, постепенный. Узнавая свои сильные и слабые стороны, личность может самосовершенствоваться, развиваться.

Самопознание состоит из нескольких уровней:

  1. Самоузнавание. В возрасте 1-1,5 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале, понимать, что там находится его отражение.
  2. Самонаблюдение. Индивид наблюдает свое действия, мысли, поступки.
  3. Самоанализ. Человек осознает свои качества характера, особенности, оценивает их, сравнивает с нормами морали. Он сопоставляет свои поступки и результаты, к которым они привели.
  4. Самооценка. У человека складывается устойчивое представление о себе, как о личности. Самооценка может быть объективной, завешенной или заниженной.

Кроме того самопознание может быть направлено человеком на собственные умственные, творческие или физические способности. Отдельным видом является духовное самопознание, в этом случае человек интересуется природой своей души.

Потребности человека с точки зрения психологии

Процесс удовлетворения нужды есть не что иное, как целенаправленная деятельность. В этот момент личность сосредотачивает на ней все свое внимание: ставит цель, ищет средства для ее достижения, предпринимает конкретные действия.

Потребности человека тщательней всего изучает психология. Ведь счастье и душевное равновесие человека как раз зависят от того, умеет ли он удовлетворять свои желания или нет.

«Врачеватели души» выделяют в этой теме несколько интересных особенностей:

  1. Потребность человека может им осознаваться, а может нет.

    В первом случае личность имеет возможность беспрепятственно ее удовлетворить. Второй вариант – поле для работы психологов: долгое время люди могут испытывать душевные страдания (они нередко соматизируются – проявляются через телесные симптомы), но так и не понять, чего хотят на самом деле.

    А если ты не знаешь чего хочешь, то и не представляешь, как избавиться от дискомфорта и сделать себя счастливым. Неосознаваемая тяга к чему-либо называется
    влечением, осознанная – желанием;

  2. В момент, когда приходит понимание, чего хочется на самом деле (опредмечивание), рождает мотив.

    Мотив (мотивация) – это и есть движущая сила, благодаря которой мы начинаем что-то делать. Девушка хочет похудеть (цель), для этого она начинает правильно питаться, посещать спортзал (действия), а все потому, что ей важно нравиться противоположному полу (мотив), чтобы чувствовать себя востребованной (потребность);

  3. Чем острее потребность, тем негативнее эмоции.

    Поэтому знайте: если вы сильно раздражены, значит, какая-то из потребностей в данный момент не удовлетворена. Чем сильнее эмоции, тем сильнее ваше желание чего-либо. Необходимо прислушаться к себе и понять, чего хочется: воды, секса, отдыха, славы, а может вам хочется внимания от во-о-он того симпатичного молодого человека);

  4. Часто случается так, что в один момент имеют место сразу две потребности.

    Если одна из них имеет более выраженную актуальность, то расставив приоритеты,человек удовлетворит их одну за другой. Например, вы пришли с работы, валитесь с ног от усталости и сильно хотите есть. Возможно, вы решите, что сон важнее и отправитесь в кровать. Либо сделаете то же самое, но быстро перекусив перед этим.

Однако, есть ситуации, в которых личность просто не может сделать выбор и страдает от этого. Помните притчу про буриданова осла? Он помер от голода из-за того, что не мог выбрать, какая из двух кучек сена более аппетитная. Вот примерно то же самое происходит с людьми.

Ситуация, когда потребности – это две равнозначные кучки сена, называется внутренним конфликтом, который можно решить с помощью психолога.

Богатый внутренний мир человека

Внутренний мир человека это его желания, цели, убеждения, мировоззрение, представления о себе и других людях, ценности. Внешность можно заметить сразу и оценить ее привлекательность, но с внутренним миром дела обстоят сложнее. На первый взгляд он незаметен, но со временем проявляется в общении и поступках человека.

Нередко бывает, что непривлекательный внешне человек все равно вызывает симпатию, благодаря своим внутренним качествам. И наоборот, красивый человек быстро вызывает разочарование, если ведет себя глупо, дерзко, эгоистично. Так внутренний мир и внешность, поступки — складываются в единое целое, составляя общее представление о человеке.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]