Виды и описание биологических потребностей человека


Что такое потребности

Ключевым словом в определении понятия потребности является «нужда».

Потребность

– это нуждаемость в определенных вещах, объектах материального мира, предметах, людях, общественных показателях, в отсутствии которых человек ощущает себя не комфортно.

С учетом данного определения нуждаемость, чтобы стать потребностью, должна отвечать следующим признакам:

  • Дефицит потребности вызывает чувство неудовлетворенности. Потребность — это желаемое, благо.
  • Сопровождение эмоциями: от отрицательных на первом этапе до радостных после того, как потребность реализована. Когда сильно чего-то хочется мы нервничаем, тревожимся, когда получим желаемое — расслабляемся.
  • Фиксация на предмете нуждаемости. Сознание выхватывает из действительности те вещи, которые могут нас удовлетворить. К примеру, если мы голодны, то будем акцентировать внимание на продуктах и запахе еды.

Система потребностей также формируется по особым правилам:

  1. Нужда характерна для всех живых существ на планете. Но, чем более развит вид, тем выше уровень потребностей. Дереву достаточно питательных веществ из земли, света солнца, дождевого полива. Человеку, как высокоразвитому животному требуется намного больше.
  2. Чем старше человек, тем обширнее перечень того, что требуется. Младенец вполне обойдется без вещей, которые необходимы взрослому человеку.
  3. Потребности – строго иерархичная структура, одни – первичны, другие-вторичны.

Поступки людей продиктованы наличием определенной потребности, которые являются основным мотиватором деятельности. Мотивация к получению желаемого двигает человека вперед, заставляет действовать. Все что создано людьми за всю историю человечества в политике, экономике, искусстве, науке – это результаты деятельности по удовлетворению потребностей.

Невозможность реализации потребностей может привести к зависимости от их значимости для индивида и к таким различным последствиям:

  • Физической гибели человека
    . Если не удовлетворена нужда в питании, сне, воде, воздухе, безопасности и т.д.
  • Фрустрации
    — длительному переживанию, сопряженному с нервным расстройством и способным привести с серьезным психологическим проблемам. Примером служит отсутствие признания заслуг человека со стороны общества.
  • Сублимации
    — переходу энергии неудовлетворенности в созидание, творчество. К примеру, отсутствие секса замещается тяжелыми спортивными нагрузками.

Таким образом, к потребностям следует прислушиваться и стараться их реализовать.

Характеристики потребностей

Потребности имеют ряд характеристик и подчиняются определенным законам:

  1. При рождении человеку свойственны только физиологические нужды, остальные развиваются позже.
  2. Низшие потребности характерны для всех людей в равной мере.
  3. Высшие же сильно отличаются у разных людей и формируют индивидуальный портрет личности.
  4. Удовлетворение низших нужд открывает возможность для формирования высших, но не гарантирует его.
  5. Чем выше потребность, тем менее она важна для выживания и тем дольше она может быть неудовлетворенной.
  6. Чем больше человек вовлечен в различные виды деятельности, тем сложнее его система нужд.
  7. Подавление негативно сказывается на психологическом и физиологическом благополучии и деформирует личность.
  8. Возникновение и удовлетворение связано с различными эмоциями.
  9. Фокус человека фиксируется на предмете нуждаемости и заставляет внимание течь в его сторону.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Какие потребности есть у человека

Человек — один из представителей животного мира, с присущими другим видам инстинктами и нуждами. В тоже время мы обладаем более высоким интеллектом, чувствами, волевыми качествами. Такое сочетание обуславливает наличие потребностей двух уровней: базового и дополнительного (основного и вторичного).

Основные потребности

Эта группа является жизненно важной для человека, как биологического вида. Базовые нужды делятся на две группы.

ФизиологическиеЭкзистенциональные
Дыхание, питание, жажда, сон, отдых, продолжение рода, жилище.Комфорт, социальная и правовая безопасность, наличие занятости и т.д.

Физиологические базовые потребности подлежат удовлетворению в первую очередь, так как без них невозможно само существование. Перечисленные вещи и явления присущи человеку с первобытных времен.

Человек старается сделать процесс удовлетворения базовых нужд более комфортным. Если на начальном этапе развития человеческого рода одеждой служили шкуры животных, то сегодня для того, чтобы одеть нас работает целая индустрия.

Базовые потребности могут видоизменяться с возрастом в пользу превалирования одних над другими. Сон, к примеру, имеет большее значение для маленьких детей и пожилых людей, а в молодости мы способны обходиться минимальными часами отдыха и чувствуем себя при этом бодрыми. Секс, как первичная потребность, также, по ряду причин может утрачивать приоритетность с возрастом, а в подростковом возрасте является приоритетным.

Часто возникают вопросы о безопасности как необходимости для существования. Человек всегда испытывал опасность от явлений окружающего мира или других людей. Цунами, сход ледников, нападение диких зверей или других племен — все это заставляло человека защищаться или убегать. Со временем были сформированы целые институты, которые должны защитить отдельного индивида от внешних вторжений (армия, полиция, МЧС). Именно поэтому безопасность является первичной потребностью, мы должны понимать, что наша жизнь и имущество находятся под охраной, защищены.

Потребности экзистенции (существования) появляются по мере взросления индивида и определения им своего места в социуме.

Второстепенные потребности

Если группа первичных нужд необходима для выживания, заложена на генетическом уровне, то вторичные потребности обуславливают определенный уровень качества жизни человека и приходят, трансформируются с жизненным опытом.

В числе вторичных потребностей в теории выделяют следующие:

  • Духовные
    . К ним можно отнести потребность в получении новых знаний о мире, поиск смысла жизни и своего места в ней, развитие творческих способностей, стремление к гармонии.
  • Социальные
    – любовь, дружба, взаимодействие с другими людьми, ощущение себя частью социума, отдельной социальной группы (класса, рабочего коллектива, семьи).
  • Престижные
    . Речь идет о нуждаемости в признании наших успехов, достойной самооценке, уважении со стороны других членов сообществ, в которые мы входим.

Таким образом, первичные потребности являются врожденными и обусловлены физиологией, а вторичные носят психологический характер и развиваются в течение всей жизни.

↑ Интересы и склонности

Интересы возникают на основе потребностей.

Интерес

— целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту, стремление к ознакомлению с новыми фактами о нем, более полному и глубокому его изучению.

Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, прежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.

Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.

Иногда интересы перерастают в увлечения всей жизни или становятся её смыслом. В процессе удовлетворения одних интересов человек зачастую приобретает новые, что даёт ему возможность постоянно совершенствоваться.

Существует несколько классификаций интересов:

  • по направленности:
    социальные, экономические, политические, духовные;
  • по степени общности:
    индивидуальные, групповые, общественные;
  • по содержанию:
    непосредственный (интерес к самому процессу деятельности), опосредованный (интерес к результатам деятельности);
  • по характеру субъекта
    : национальные, государственные;
  • по уровню деятельности:
    пассивный (ограничивается восприятием интересующего объекта), активный (человек действует для того, чтобы получить объект).
  • по возможности их реализации
    : реальные, мнимые;

Рассматривая понятие «интерес», мы должны сравнить его с понятием «склонности», так как они являются результатом потребности человека в определённой деятельности. Интерес — это направленность человека на предмет, а склонность — на деятельность. Например, когда говорят, что юноша интересуется футболом, то подразумевают, что он любит смотреть футбольные матчи, собирает информацию о знаменитых футболистах или командах, а когда говорят, что у юноши склонности к футболу, то это означает, что он хорошо играет в футбол.

Склонность

— направленность на определённую деятельность.

Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности). Например, интерес человека к кино не обязательно влечёт за собой возможность работать в качестве кинорежиссёра, актёра или оператора. Зато интерес к шахматам возникает вместе со склонностью играть в них.

Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ

Все потребности человека и общества в целом делятся на две категории: естественные и противоестественные; кроме того, есть некие пределы минимума и максимума в удовлетворении естественных потребностей, по выходе за которые те же самые потребности становятся противоестественными. Вследствие этого все производимое в общественном объединении труда и потребляемое из природы в готовом виде принадлежит к двум спектрам продукции:

  • демографически обусловленные потребности (ДОП)
    , удовлетворение которых обеспечивает существование индивидов и их семей и личностное развитие, и объём которых во всяких природно-географических условиях ограничен, поскольку подчинён естественной физиологии организма человека, количеству семей, численности населения в регионе и исторически сложившемуся образу его жизни. Демографически обусловленные потребности не могут быть антибиосферными, поскольку они должны обеспечивать жизнь человечества в преемственности поколений, а человечество — часть биосферы Земли;
  • деградационно-паразитические потребности (ДПП)
    , удовлетворение которых подрывает жизненный потенциал и самих индивидов-потребителей и их потомков. В отличие от демографически обусловленных потребностей деградационно-паразитические потребности непредсказуемы и их удовлетворить в принципе невозможно, поскольку их воспроизводство в обществе характеризуется пословицей «с жиру бесятся» (последнее излечивается только постом во всех смыслах, непосредственно производительным трудом в сфере материального производства и молитвой, применяемых в совокупности). Все потребности, удовлетворение которых разрушает биоценозы и биосферу Земли и исключает возобновление биоценозов в естественных для биосферы ритмах, — деградационно-паразитические потребности.

Виды потребностей

Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.

Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.

Биологические или физиологические

В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:

  • Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
  • Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
  • Пригодная для утоления жажды чистая вода.
  • Здоровая экология.
  • Безопасность жизни и жилища.
  • Сексуальная удовлетворенность.
  • Избавление от продуктов жизнедеятельности.

Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.

Духовные

Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.

В числе духовных потребностей выделяются следующие:

  • Нуждаемость в получении знаний
    . Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки.
  • Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование)
    . Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому.
  • Потребность в любви и личном счастье
    . Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.

Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.

Социальные

Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.

Примеры социальных потребностей:

  1. Идентификация личности
    . Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик.
  2. Самоутверждение

    . Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем. Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей.

  3. Альтруистические устремления

    . Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.

Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.

Страница 14 из 24

Факторы активности человека

Общественная жизнь каждого индивида, социальной общности, группы людей характеризуется множеством факторов. Эти факторы определяют условия и обстоятельства реального существования человека.

Прежде всего, выделяют биогенные факторы, или биологические основы жизнедеятельности, связанные с наследственной конституцией и функционированием телесного организма. Человеку необходимы пища и вода. Кроме того, требуются условия для выживания в повседневной действительности. Это может быть укрытие от непогоды и приспособление к переменам климата и сезонов, одежда, обувь и т.п. Дееспособный человек должен обладать необходимыми качествами и способностями, уровнем развития сознания и тела, обеспечивающими присвоение или производство благ, необходимых для собственной жизни и продолжения рода, воспитания детей.

Все компоненты и свойства человека активно развиваются, а, следовательно, изменяются. В связи с этим у человека возникают новые потребности, и он постоянно стремится обеспечить благоприятные условия своего существования, приспосабливаясь к окружающему его обществу и осуществляя производство разнообразных благ – вещей, информации, услуг. Активное удовлетворение потребностей – закономерная основа деятельности людей и движущая сила развития человека как личности.

В качестве первичного источника деятельности выступают потребности, отражающие объективные условия существования человека и являющиеся одной из форм его связи с окружающим миром. Потребность – осознанное понимание нужды в чем-либо и осмысленная установка на деятельность по ее удовлетворению в реальных условиях. Реализовывая потребности, человек как саморегулирующаяся система нуждается в обмене со средой информацией, энергией, субстанцией. Все это обеспечивает устойчивую стабильность и прогрессивное развитие личности.

Базовые потребности человека объединяются по характеристикам их природной основы и подразделяются на физические, биогенные, биоэтические, социальные, нейрофизические, психофизические, духовные.

Физические, биогенные потребности предполагают сохранение целостности тела и систем организма, поддерживают необходимый гомеостаз среды организма и основных витальных функций (физическое состояние, удовлетворение голода и жажды).

Биоэтические потребности определяют адаптацию и реализацию генетически заложенных механизмов размножения, выживание и прогрессивное развитие за счет использования, освоения природных ресурсов среды и организма. Они обеспечивают безопасность существования, здоровье и биовитальный комфорт.

Социальные (коммуникативные) потребности связаны с установлением и осуществлением взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми, продолжением рода и передачей накопленных жизненно ценных социальных функций и норм. Эти потребности проявляются в выполнении производственно-трудовой деятельности и в общении с членами сообщества; способствуют достижению прочного социального статуса и обеспечивают устойчивую стабильность условий жизнедеятельности.

Нейрофизические, психофизические потребности отражают импульсивные рефлексивно-эмоциональные реакции индивида на конкретные ситуации жизнедеятельности. Это могут быть эмоциональные и экзистенциальные потребности самопроявления, актуализации и само-утверждения в социальной среде, в природном окружении, в мире в целом. Они проявляются в психоэмоциональной комфортности, а также в общественном признании достоинств личности и дел человека.

Духовные (информационные) потребности направлены на творческое преобразование поступающей и накопленной информации, самореализацию духовной энергии в идеях, вещах и действиях. Эти потребности являются ключевыми в поиске истины и смысла жизни, в обретении и ощущении свободы.

Вышеперечисленные потребности могут быть прирожденными, природными (биогенными), пожизненными (социогенными), идеальными (психогенными).

Потребности свойственны каждому индивиду. Как высоко-организованная и открытая система человек нуждается в самопроизводстве и при этом постоянно осуществляет активную деятельность по удовлетворению возникающих, растущих и меняющихся по разным причинам потребностей. Этим он обеспечивает себе полноценную жизнь, необходимые и достаточные условия существования, а также комфорт и относительную надежность жизнедеятельности, здоровый образ и стиль жизни.

Деятельность человека всегда связана с решением существующих проблем или стремлением к реализации определенных осознаваемых целей. Человек также стремится усвоить способы поведения в обществе. Все это становится достижимо, когда есть мотивация и жизненная активность. Направленность и эффективность деятельности индивида во многом будет зависеть от качественных характеристик группы, членом которой он является, и от реального межгруппового взаимодействия.

Социальная активность – общественное качество человека, проявляющееся в способности индивида и групп людей к целенаправленному взаимодействию со средой. Она характеризуется внутренней готовностью к действию и проявляется как осознанная и энергичная деятельность, направленная на преобразование действительности и самих людей. Одним из показателей социальной активности человека является его коллективизм.

Процесс формирования социально активной личности – сложнейшая педагогическая проблема. Объективные трудности заключаются в необходимости учитывать дифферен-цированность социальной структуры общества, специфичность жизненных условий людей, социального опыта, уровня образования, культуры. Субъективные трудности связаны с самим характером задач, а именно с необходимостью регулировать многообразные формы социальной среды, в которых развивается и действует личность.

Некоторые формы этой среды, а именно различные группы окружения, складываются преимущественно стихийно и наименее всего поддаются направленному социальному воздействию и контролю. Но при этом они оказывают сильное влияние на установки и мотивы поведения личности, на систему ее ценностных ориентаций.

Интерес – осознанная направленность личности или группы на ценность – объект освоения. Он действует как стимулятор активной поисковой и продуктивной деятельности по удовлетворению потребностей, воспроизводству физических и духовных сил человека. Интерес проявляется в двух психологических состояниях, таких как внимание и стремление. Особая форма активности – социальный интерес – связана с освоением ценностей социальной группы.

Реализации интереса предшествует установка человека на объект внимания. Установка – готовность личности к определенной активной деятельности, которая зависит от потребностей и конкретных условий (Д.И. Узнадзе). Установка может рассматриваться как готовность субъекта, его предрасположенность к целенаправленной устойчивой деятельности по отношению к конкретному объекту воздействия (А.В. Покровский). Кроме того, под установкой понимается внутренняя готовность личности к конкретной деятельности (М.Е. Дуранов, В.Б. Орлов).

Оптимальное удовлетворение потребностей человека является первопричиной достижения успехов в физкультурно-спортивной деятельности.

Занятия физической культурой, спортом и туризмом воздействуют на биогенные процессы в организме человека и предоставляют ему определенные блага такие, как:

– получение и закрепление прикладных навыков и умений;

– достижение и сохранение оптимальной готовности к профессионально-трудовой деятельности путем освоения и использования новых видов духовной и физической активности;

– совершенствование психофизических способностей и качеств;

– достижение и поддержание физического совершенства, обеспечение рационального двигательного режима;

– профилактика отклонений от нормы физического состояния;

– компенсация односторонних влияний среды и деятельности;

– реабилитация, восстановление физических сил, энергетических и пластических ресурсов в естественном цикле жизнедеятельности человека;

– реабилитация способностей и качеств, ослабленных в результате нештатных отрицательных отклонений от нормального состояния организма, и устранение патологических изменений в организме и др.

Проявление активности человека в обществе с другими людьми и социальными институтами не является хаотичным, а характеризуется определенными нормами и правилами – поведением. Поведение обусловлено общественным сознанием индивида и гражданской позицией личности и во многом зависит от культуры.

Культура (от лат. «возделывание, обработка») – неприродное явление и процесс внесения людьми прогрессивных изменений в материальную и информационную среду, в социальную практику.

Несомненным культурным благом для человека являются разнообразные информационные и функциональные процессы, которыми сопровождаются физкультурно-оздоровительные, туристи-ческие и спортивные увлечения. Они сглаживают негативные эмоциональные нагрузки, организуют культуру поведения и образа жизни людей. В то же время недостаток воспитания может любое культурное мероприятие привести к негативным последствиям.

В приобщении человека к ценностям физической культуры большое значение имеют средства массовой информации: радио, телевидение, газеты, журналы и т.п. Но следует отметить, что они могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие. Это наглядно проявилось в трансляции футбольного матча между сборными командами России и Японии на чемпионате мира в 2002 году. Толпа разъяренных болельщиков, недовольная результатами матча, начала крушить все, что подвернется под руку. Это свидетельствует в первую очередь о воспитании молодежи в стране. В целом же средства массовой информации положительно влияют на приобщение людей к ценностям физической культуры и спорта.

Социологический анализ культурного поведения человека во многом опирается на естественно-научные сведения, в частности данные психоанализа.

Человек в основном сознательно принимает решения о своем поведении и изменении условий жизни. В системном психоанализе австрийским врачом З. Фрейдом сделано заключение, что на развитие и состояние психики человека активно влияют явления и механизмы неосознаваемых природных потребностей. По его мнению, обще-энергетическим началом человеческого поведения являются инстинктивные влечения: «мортидо» – агрессивные и «либидо» – сексуальные. Они основаны на врожденных потребностях и инстинктах, не зависят от воли и рассудка людей.

В то же время в обществе воздействие окружающих людей формирует у человека определенные социальные нормы, что является основой поведения. Эти нормы, как и культура, представляя собой совокупность ограничений, запретов, приводят к вытеснению первичных (природных, естественных) потребностей и влечений из организованной жизни человека. Человек вынужден жить и действовать в обществе, сообразуясь с установившимися нормами и правилами, традициями и законами. Однако вытесненные в сферу бессознательного влечения инстинкты не исчезают бесследно.

Стремление к удовлетворению сексуальной потребности является, по Фрейду, основным фактором всего человеческого поведения. Ее правильное удовлетворение равнозначно психическому здоровью. Неудовлетворение же вследствие вынужденного полового воздержания вызывает у человека страдательное беспокойство, биогенный дискомфорт, что сказывается на его эмоциональном напряжении и социальном поведении, приводит к агрессивным поступкам.

Занятия физическими упражнениями, оздоравливая организм, способствуют устойчивому сохранению и поддержанию сексуальных функций человека, что в свою очередь содействует удовлетворению его важнейших жизненных потребностей.

Эти потребности реализуются в конкретном социальном поведении, в физкультурно-спортивной деятельности. Абстрактные понятия «спорт», «физкультура», «рекреация» наполняются реальной жизнью лишь благодаря и в результате активности людей, удовлетворяющих свои те или иные потребности.

В ряду разнообразных побуждений человеку свойственны самые сильные и престижные. Это может быть стремление стать великим, сделать карьеру, жажда власти, лидерства и т.д. Престижные побуждения в своей основе имеют объективную жизненную потребность сохранить постоянство внутренней среды и устойчивость благоприятного для жизни состояния среды внешней.

Занятия спортом и особенно высокие спортивные достижения создают условия для удовлетворения потребностей человека в престиже. Престиж (от франц. preesstige – обаяние, очарование) – общественное мнение о признании достоинств.

Стремление к удовлетворению потребностей приводит к возникновению у человека мотива действий. Термин «мотив» (от лат. movere – приводить в движение, толкать) многозначен, применяется для определения всех тех факторов, которые вызывают какое-либо действие.

Сознательный мотив действий человека обретает содержание с помощью слов, имеет конкретную формулировку. В случае если человек не сформулировал мотива действия, то такое действие оказывается немотивированным. Мотив, закрепленный в сознании в вербальной форме, позволяет наметить цель действия, что превращает действие в деятельность.

Нередко причиной начала действий являются факторы эмоционального характера, связанные с предшествующим опытом человека и существующим у него в данный момент настроением.

<< Предыдущая — Следующая >>

Оглавление
Социологическая структура физической культуры и спорта
Дидактический план
Предисловие
Социология физической культуры и спорта как учебная и научная дисциплина
Физическая культура и спорт в обществе
Структура и уровни социологического знания о физической культуре
Задачи и функции социологии физической культуры
Основные проблемы социологии физической культуры и спорта на современном этапе общественного развития
Физическая культура и спорт в системе общественных отношений
Система общественных отношений
Социальные институты как формы организаций физической культуры и спорта
Личность в социологической структуре общества
Человек как явление бытия
Факторы активности человека
Социологическое понятие личности
Социализация личности
Семья как одна из инстанций социализации
Школа как основополагающая инстанция социализации
Существенные факторы социализации
Социальная принадлежность
Социологическая структура общества
Тенденции изменения социальной структуры общества и их влияние на физическую культуру и спорт
Социальные функции физической культуры и спорта
Спорт как социальное явление
Все страницы

Классификации потребностей

В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.

Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.

Примеры:

  • Г. Мюррей
    — достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание.
  • А. Пьерон
    — новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов);
  • Э. Фромм
    — значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.

Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.

В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:

  • Отталкиваясь от природы возникновения потребностей — естественные и культурные
    .
  • В зависимости от сферы приложения — коммуникативные
    (общение с другими людьми),
    когнитивные
    (потребность в получении новых знаний),
    потребности в труде
    и т.д.
  • Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость — биологические, материальные, духовные и социальные
    .
  • Коррелируя к их происхождению — эндогенные
    (обусловленные внутренними факторами) и
    экзогенные
    (зависят от внешних условий).

Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».

Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.

Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.

В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.

Теории потребностей в психологии

Давайте рассмотрим несколько теорий известных психологов, занимавшихся изучением данного феномена.

Теория Абрахама Маслоу

Самая знаменитая теория формирования и развития потребностей принадлежит американскому психологу, основателю гуманистической психологии А. Маслоу. Согласно ей нужды человека формируют четкую иерархическую структуру, состоящую из 5 элементов. Сам автор изобразил эту структуру в виде пирамиды, разделенной на горизонтальные сектора.

В основании пирамиды находятся нужды, удовлетворение которых жизненно важно для человека. Чем выше уровень, тем они менее значимы и критичны. Давайте подробно рассмотрим структуру, начиная с нижнего уровня:

  1. Физиологические потребности. Сюда относится нужда в еде, воде, отправлении естественных нужд, сне, удовлетворении сексуальных желаний. Они обеспечивают нормальную жизнедеятельность индивида на биологическом уровне.
  2. Безопасность. Это потребность в стабильности, уверенности в будущем, в сохранении здоровья и т. д.
  3. Социализация и любовь. Человеку важно чувствовать свою принадлежность к обществу и устанавливать социальные связи. Сюда относится потребность во внимании, привязанности, общении.
  4. Признание. Стремление добиться уважения в обществе и удовлетворить тщеславные амбиции.
  5. Самоактуализация. Стремление реализовать заложенный в человеке потенциал на 100 %.

На первых двух уровнях находятся низшие нужды. Они являются врожденными и должны быть удовлетворены в первую очередь. Три верхних уровня содержат так называемые высшие нужды, формирующиеся под воздействием социальной среды.

Неудовлетворенные низшие уровни блокируют возникновение высших. Человек должен двигаться снизу вверх по пирамиде и стремиться достичь высшего уровня.

Именно иерархичность теории Маслоу чаще всего подвергается критике. Существует множество примеров, которые ей противоречат. Например, как объяснить подвиги солдат, которые сражались во имя Родины, будучи голодными или лишенными элементарных удобств. Но тем не менее на данный момент это самая совершенная и продвинутая теория.

У нас на блоге есть отдельная статья про пирамиду Маслоу. Загляните туда.

Теория Клейтона Альдерфера

Американский психолог Клейтон Альдерфер немного видоизменил теорию А. Маслоу, выделив 3 группы:

  1. Потребности существования. Сюда объединены первые две ступени пирамиды Маслоу. Альдерфер считал их нуждами одного порядка.
  2. Потребности связи. То, что в теории Маслоу называется потребностью в социализации и любви.
  3. Потребности роста. Обучение и стремление к внутреннему прогрессу.

В отличие от Маслоу Альдерфер не считал, что человек движется строго от низших нужд к высшим. Динамика движения может быть разной в зависимости от обстоятельств.

Загляните в нашу статью о том, что такое самореализация.

Теория Дэвида Макклелланда

Американский психолог Дэвид Макклелланд сосредоточил свое внимание на высших потребностях. Он изучал мотивы, которые заставляют человека развиваться в различных видах деятельности и стремиться доминировать над другими людьми.

Макклелланд выделил три основные потребности, которые формируются у человека в течение жизни:

  1. В достижении или свершении.
  2. Во взаимодействии.
  3. Во власти.

При этом между ними не существует четкой иерархии. У разных людей разные потребности могут быть главенствующими. Это определяется индивидуальными особенностями и стилем воспитания в детстве.

Теория Эриха Фромма

Представитель неофрейдизма Эрих Фромм изучал роль бессознательного в процессе формирования потребностей.

Согласно его концепции в бессознательном запечатлен весь опыт человечества, а также заложен скрытый потенциал личности, отведенный человеку изначально. Однако при столкновении с жесткими рамками и стереотипами реального мира возникает внутренний конфликт. Так многие нужды остаются нереализованными.

Фромм выделял следующие потребности:

  • общение и установление социальных связей;
  • творчество;
  • принадлежность к роду, ощущение глубоких корней;
  • идентификация с кем-то или с чем-то;
  • познание.

Формирование потребностей человека

С учетом рассмотренной классификации потребностей можно говорить об особенностях их формирования. Базовые физиологические потребности являются врожденными, переданы нам на генетическом уровне. Человек с ними проживает до самой смерти, без их получения он погибает физически.

Такие потребности нельзя запретить, или насадить насильственно. Первичные нужды не могут быть плохими или хорошими, чистыми или грязными. Недостойными можно считать только способы и методы их удовлетворения. К примеру, человек использует вместо туалета общественное пространство.

Первичные духовные потребности также появляются на свет вместе с человеком. Наличие в жизни любви, близких людей, гармонии, самореализации обязательны для его психического здоровья. Конечно, без перечисленных благ человек не погибнет, но надолго застрянет в рефлексии и фрустрациях.

Вторичные потребности формируются у индивида в несколько этапов.

Младенчество

Все физиологические нужды малышу обеспечивают его родители. Поскольку у ребенка происходит контакт со взрослыми у него еще до полугода возникают социальные потребности: он улыбается, разглядывает погремушки, идентифицирует мать и отца.

Ранее детство

Примерно в возрасте 3 лет у малыша появляется понимание о предметах для удовлетворения потребностей — он осознает нуждаемость в игрушках, определенной пище, конкретной одежде. Познавательные потребности растут, ребенок читает книги, занимается лепкой, рисованием, активно познает мир.

Дошкольный период, младший школьный возраст

У детей значительно расширяется социальное окружение. Помимо мам и бабушек у них появляются свои друзья — детки из детского сада, класса, двора или кружков, куда он начинает ходить. Формируется потребность в коммуникации, признании, взаимопомощи и взаимопонимании.

Подростки

В этом возрасте раскрывается последняя физиологическая потребность — сексуальная. Впервые формируются такие вторичные нужды как самореализация, самосовершенствование. Происходит резкое изменение и расширение познавательных интересов. Подросток стремится к познанию тех вещей и предметов, о которых в ранние периоды жизни даже не задумывался.

На базе оформившейся сексуальной потребности появляются нуждаемость в лице противоположного пола, романтических переживаниях. Нуждаемость в коммуникациях смещается в сторону ровесников, друзей. Родные отходят на второй план.

Считается, что к окончанию подросткового возраста все основные потребности у человека уже оформлены. Дальнейшее их развитие происходит через изменение их содержания и способов достижения.

Биологические потребности

Без удовлетворения этих потребностей человек бы не смог выжить. У каждого есть потребность в еде, воде, сне, дыхании. Также требуется солнечный свет, так как он регулирует естественные процессы в организме. Без дыхания человек умрет через считанные минуты, без воды проживет всего несколько дней, а вот без еды можно протянуть и несколько недель. Без мочеиспускания и дефекации человек тоже не может.

Многие ученые, которые обсуждают основные потребности человека, спорят о том, относится ли сексуальная активность к базовым. Одни говорят, что без секса жить можно, однако другие не согласны, так как эта деятельность регулируется инстинктами, и без нее человек не продолжил бы свой род.

Какая классификация физиологических потребностей существует: примеры проявления у человека

Ориентация на достижения подразумевает требования быть сильнее, ответственнее, умнее, иметь наиболее высокооплачиваемую работу. Порой чтобы добиться как можно большего,человек ставит биологические запросы на второй план, забывая их выполнить. Но к сожалению, бывают случаи, когда отодвигают не только свои собственные нужды, но и потребности своих детей, записывая их в различные кружки с самого рождения: музыкальная секция, рисование, танцы. Результатом такой спешки может оказаться неуспевание покушать или отдохнуть. Это приведет к проявлению психологических нарушений.

Питание

Пища приносит организму энергичность, удовольствие, удовлетворение. Подкрепившаяся личность является уравновешенной и жизнерадостной, нежели голодная. Иметь возможность перекусить – недостаточно, необходимо, чтобы еда была калорийной и безвредной. Если индивид занимается физическим трудовым рабочим процессом и при этом часто посещает тренировки, ему следует употреблять как можно больше калорий, а кто осуществляет деятельность с помощью умственного труда – меньше. Нужда считается удовлетворенной, если в рационе было достаточно питательных веществ, чтобы вести нормальный образ жизни, быстро не уставать и не изнурять тело.

В истории человечества голод и жажда – причины войн и образования кочевников, нам же это известно только из учебников. В настоящее время образовалась другая проблема – таблетки для похудения, которые снижают аппетит; желание девушек стать худыми, что приводит к анорексии.

Человеческий организм устроен так: чтобы избежать недостаток необходимых углеводов, он ориентируется на сохранение запасов энергии, превращая их в жировые отложения, которые сохраняют полезные свойства в органах. При продолжительной голодовке тело будет использовать отложенные запасные вещества, чтобы человек мог существовать еще какое-то время.

Психолог Дарья МилайЗаписаться на прием

Если голодают дети, то их развитие начинает замедляться.

Скрытое голодание – это употребление пищи, которая не содержит в себе нужного количества полезных свойств. Это частая проблема людей, которые испытывают финансовые трудности. У них постоянно проявляются разного рода заболевания.

Нормы рациона физиологических потребностей в питании

Жидкость

Занимаясь спортом, трудовой деятельностью, личность теряет большое количество воды в течение дня при:

Последствия обезвоживания очень серьезные, так как оно приводит к смертельному исходу. Необходимо постоянно следить за водным балансом и вовремя его восстанавливать. Индивид способен прожить без жидкости всего несколько дней. Именно поэтому такая нужна является одной из первых в списке базовых потребностей, без которых невозможно нормально выполнять свои функции. Чтобы правильно рассчитать суточный рацион потребления воды, обязательно учитывайте ваши индивидуальные особенности и образ жизни.

Сон и отдых

Отсутствие этих двух компонентов приводит к неполноценному функционированию в обществе. Во время ночного или дневного сна наш мозг перерабатывает всю полученную информацию в течение дня, способствует поддержанию иммунитета. Также когда человек засыпает, из мозгового органа исчезают вся токсичность.

Очная консультация Каковы особенности и преимущества очной консультации? Узнать подробнее

Консультация по скайпу Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу? Узнать подробнее

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]