Сохранить статью:
В статье рассказывается:
- Суть концепции потребностей по Маслоу
- Принципы Маслоу, характеризующие природу человека
- Высшие потребности человека
- Практическое применение теории потребностей по Маслоу
- Критика концепции потребностей по Маслоу
Потребности по Маслоу – это известнейшая теория мотивации, о которой слышали, наверное, все. Знаменитая пирамида, где нужды идут в иерархическом порядке, стала основой для практического применения в различных сферах и для построения новых теорий. Но актуальна ли она сейчас, или же место данной теории только в учебниках?
Несмотря на то, что ряд положений теории Маслоу подвергается критике, все же подход можно использовать как в бизнесе, так и в целях карьеры или саморазвития. В нашей статье мы расскажем, как на практике применить выводы Маслоу, а также разберем его концепцию в целом, ее сильные и слабые стороны.
Способы удовлетворения современного человека
Определение социальных потребностей менялось с развитием мира. В нынешних условиях люди все больше исключаются из социума. Интернет, социальные сети, гаджеты – все это приводит к тому, что индивиды мало контактируют вживую.
Важно! Нельзя однозначно назвать эффективные способы удовлетворения потребностей, так как для каждого человека они свои. Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду
Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу
Существуют общие рекомендации, которые позволят реализовать социальную нужду. Индивид сам организует свою деятельность, поэтому он должен общаться, контактировать, встречаться с другими людьми и проявлять инициативу.
Умение проводить беседы не появляется с рождением человека. Социальные навыки тренируются в процессе практики. Нужно постоянно общаться и знакомиться.
Еще один способ – это изучение нового. Встречи, семинары, обучающие курсы – все это позволяет не только получать знания, но и обзаводиться новыми социальными связями.
Человек должен понимать, кем он является. Для этого ему нужно посвящать время рефлексии. Подобный самоанализ позволяет составить представление о своих плюсах и минусах. Самоуважение появляется только у уверенных в себе людях.
Удовлетворение социальных нужд
Главной особенностью социальных нужд является то, что удовлетворить их можно только при взаимодействии с обществом. Само возникновение таких потребностей связано с социумом на текущем этапе культурно-исторического развития. Деятельность — основной источник удовлетворения социальных нужд личности. Изменение содержания общественной деятельности способствует развитию социальных потребностей. Чем разнообразнее и сложнее общественная активность, тем совершеннее становится система потребностей личности.
Иерархия
Многообразие человеческой природы является причиной существования различных классификаций потребностей: по объекту и субъекту, сферам деятельности, временной устойчивости, значимости, функциональной роли и т. д. Наиболее широко известна иерархия потребностей, предложенная американским психологом Абрахамом Маслоу.
- Первая ступень – это физиологические нужды (жажда, голод, сон, сексуальное влечение и т. д.).
- Вторая ступень – безопасность (отсутствие страха за свое существование, уверенность).
- Третья ступень – социальные потребности (общение, дружба, любовь, забота о других, принадлежность к социальной группе, совместная деятельность).
- Четвертая ступень – нужда в уважении со стороны других и себя самого (успех, признание).
- Пятая ступень – духовные потребности (самовыражение, раскрытие внутреннего потенциала, достижение гармонии, развитие личности).
Маслоу утверждает, что удовлетворение потребностей, находящихся на нижних ступенях иерархии ведет к усилению вышележащих
Человек, испытывающий жажду, концентрирует свое внимание на поиске источника воды, а необходимость общения отходит на задний план
Важно помнить, что потребности могут существовать одновременно, вопрос стоит лишь в приоритете
Значимость
Удовлетворение социальных потребностей из группы «для себя» является необходимым условием формирования полноценной личности.
Соответствие жизни человека его социальным ожиданиям гарантирует позитивную социализацию такого человека в обществе, исключает проявление у него каких-либо форм отклоняющегося поведения.
Человек, удовлетворенный уровнем своего развития, полученным образованием, карьерой, друзьями и семейной жизнью является полезным членом общества.
Каждая из его удовлетворенных потребностей приводит к появлению какого-либо общественно значимого результата: крепкая семья с детьми — полноценная ячейка общества, достижения в карьере — успешное выполнение трудовых функций и т.д.
Удовлетворение потребностей «для других» и «вместе с другими» — залог положительного функционирования общества.
Только позитивное взаимодействие людей между собой, их умение действовать вместе в общественных интересах, а не только поодиночке в личных целях поможет создать зрелое общество.
Проблема современного общества заключается именно в нежелании людей удовлетворять общие потребности. Каждый человек подходит к вопросу с эгоистической точки зрения — делает только то, что выгодно для него.
При этом отсутствие инициативы в совершении важных общественных действий приводит к беспорядку, нарушениям закона, безвластию.
В итоге нарушается целостность и благополучие общества, в котором живет человек, и это незамедлительно сказывается на качестве его собственной жизни.
То есть его эгоистические интересы в любом случае затрагиваются.
Организация и управление как социально-экономическое явление обусловливаются потребностями общественного развития, проявляющимися в интересах определенных классов, социальных слоев и групп. [c.12]
Таким образом, реализация нивой парадигмы системы высшего технического образования превращает вуз в мощный фактор и инструмент социального развития общества, который является не только средством воспроизводства интеллектуального, культурного и профессионального потенциала общества, но и активно влияет на адекватное современным потребностям общественного производства развитие социальной структуры. Кроме того, использование в практической деятельности результатов фундаментальных и прикладных вузовских исследований обусловливает влияние не только на техническую политику производства, но и на коррекцию приоритетов экономической политики, а это в конечном итоге способствует оптимизации взаимоотношений в сфере общественного производства. [c.337]
Экономия от снижения себестоимости продукции является основным источником роста накоплений в народном хозяйстве и повышения рентабельности (прибыльности) предприятий. Большая часть прибыли предприятий и организаций направляется в государственный бюджет и служит основой финансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств, других потребностей общественного производства и мероприятий по повышению жизненного уровня трудящихся. [c.364]
Нравственный вред откупной системы был определен следующим образом Самый простой, самый неразвитый человек понимает разницу между моральным значением правительства и откупа. Подчиняясь правительству, человек сознает, что эта власть основана на нравственном принципе, вытекает из потребностей общественной жизни, имеет своей коренной целью охранение национальных благ это подчинение не противоречит совести, напротив, требуется ею оно не унижает, а облагораживает человека, возвышает его в собственных глазах. Но требует ли совесть, чтобы я подчинялся частному корыстолюбию, вредному не для меня одного, а также и для всех моих сограждан Нет, это унизительно для моего нравственного достоинства 2. [c.106]
Обусловленность части финансовых отношений фактом существования государства не дает оснований для того, чтобы считать его деятельность причиной, порождающей финансы. Возникновение финансовых отношений, как и их отмирание, не является результатом деятельности государства, его волеизъявления, финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может лить учитывать объективную необходимость финансовых отношений и на этой основе разрабатывать различные формы их использования вводить или отменять конкретные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Более того, конкретные виды финансовых отношений, формы их организации тоже предопределены условиями развития экономики. И хотя государство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений, тем не менее, оно не в состоянии ни создавать финансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответствующие объективные предпосылки. [c.12]
Однако в некоторых публикациях императивность трактуется как сущностная черта финансовых отношений подчеркивается даже, что при характеристике категории финансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает новые распределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновения и развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждения неправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественного развития, вызывают существование финансов. Преувеличение роли государства в возникновении финансовых отношений может принести практический вред, поскольку таит в себе опасность волюнтаристского решения вопросов хозяйственной практики. [c.17]
Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления. Использование централизованных финансовых ресурсов имеет отраслевую и целевую направленность, что позволяет точно учитывать объекты государственного финансирования и своевременно обеспечивать их необходимыми денежными средствами. Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, предопределяет необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. При этом степень централизации ресурсов на разных исторических этапах развития страны неодинакова и зависит от множества факторов, причем не только социально-экономических. [c.24]
Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства. В более лаконичном виде экономическую категорию бюджет можно определить как систему опосредствуемых государством денежных отношений по поводу образования и использования бюджетного фонда. [c.89]
Основное правило кризисных коммуникаций скажите все и скажите это быстро . Данное правило основано на логике если потребность общественности в информации превышает тот объем, который может предоставить компания, возникают слухи, средства массовой информации накаляют обстановку, и общественность возбуждается. Когда же большой объем информации предоставляется сразу и в высоком темпе, слухи останавливаются. Нервы успокаиваются, что и ведет к достижению целей кризисного менеджмента (Быстро уничтожить кризис. Минимизировать потери. Восстановить доверие). [c.329]
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни. [c.32]
С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли людей заниматься [c.46]
Так как отчуждение прибавочного продукта имеет место при любой форме собственности и представляет собой объективную потребность общественного хозяйства, то эксплуатация может иметь место лишь [c.164]
Все это говорит о том, что практическое решение проблемы планомерного управления экономикой сообразно потребностям общества и каждого индивида имеет непреодолимые технико-экономические препятствия. В существовавших планах не просчитывалась и не увязывалась и тысячная доля того, что планировалось. Не случайно, несмотря на централизованное директивное планирование экономика игнорировавших рынок социалистических стран получила название экономики дефицита . Рынок оказался уникальным изобретением человечества, с помощью которого осуществляется выявление общественных потребностей, общественно-необходимых затрат, сравнение результатов и затрат. [c.410]
Большинство профессионалов ПР рассматривают в качестве основного правила кризисных коммуникаций следующий подход скажите все полностью и без промедлений . Это правило основано на логике если потребность общественности в информации превышает тот объем, который может предоставить компания, возникают различные слухи, средства массовой информации накаляют обстановку, общественность беспокоится и возбуждается. Когда же большой объем информации предоставляется сразу, в высоком темпе, слухи приостанавливаются, а нервы успокаиваются. Все это и ведет к достижению главных целей кризисного менеджмента [c.297]
Так, материалы опроса руководителей первичных производственных коллективов отчетливо показывают, что превалируют три ведущих мотива занятия руководящей должности возможность приносить пользу людям — 26,5%, интересная работа — 23,6, большая самостоятельность — 23,6% помимо того, указали на стремление к творческому труду—11,1%, желание получать более высокую зарплату—4,8, потребность общественного признания — 4,8% и пр. Иначе. говоря, четко доминируют мотивы общественного долга. [c.70]
Во многих странах местные органы управления регулируют цены на продукцию отраслей общественного пользования. Необходимость регулирования цен даже при свободе рынка обусловливается потребностями общественного производства, нуждающегося в данной продукции по умеренным тарифам. Основной принцип регулирования заключается в ограничении нормы прибыли предприятий отраслей общественного пользования до 5—7% на основной капитал. В США, например, комиссии штатов могут вводить новые тарифы на подобную продукцию, куда, в частности, входят вода, электроэнергия и прочие, если норма прибыли компании превышает установленный уровень. Аналогичное положение в Германии, Японии. Местные органы управления регулируют цены на коммунальные услуги, устанавливая их предельный размер по отдельным регионам. [c.264]
Существование запасов объективно обусловлено потребностями общественного воспроизводства. Запасы необходимы для обеспечения его непрерывности, удовлетворения общественных (и в том числе личных) потребностей. По мере роста масштабов общественного воспроизводства растет и потребность в запасах. [c.204]
Подсобные сельские хозяйства промышленных и транспортных предприятий, строительно-монтажных и других организаций и учреждений играют значительную роль в удовлетворении постоянно растущих потребностей населения в сельскохозяйственной продукция. Мясо, молоко, овощи и другая продукция этих хозяйств направляются в столовые и другие предприятия общественного питания, пионерские лагеря, детские и лечебные учреждения, пансионаты и дома отдыха. Некоторые хозяйства обеспечивают до половины потребности общественного питания своих предприятий, организаций и учреждений в мясе, молоке, овощах, картофеле В свою очередь, от столовых они получают отходы, которые позволяют пополнить кормовую базу животноводства. [c.3]
Программное обеспечение выпускается относительно экономически обособленными производителями при сложившейся специализации производства не для собственного потребления, а для продажи на внутреннем и на внешнем рынке. Эти средства способны удовлетворять потребности общественного производства по автоматизации управления. [c.74]
Мы подчас не могли заставить руководителей предприятий выпускать полуфабрикаты для общественного питания, потому что была очень низкая выработка и требовалось много людей. Теперь за полгода выпуск полуфабрикатов в натуре на мясокомбинатах повысился на 80%, полностью удовлетворяются потребности общественного питания. [c.108]
Наиболее пригодными для решения задачи являются, на наш взгляд, критерии из группы потребления . Они наиболее последовательно выражают цель развития общества — достижение наиболее полного благосостояния и гармоничного развития всех его членов. Основные параметры благосостояния — это фонд потребления национального дохода, полезность предметов потребления, показатели потребления на душу населения. Единая экономическая природа этих показателей позволяет предположить, что плановые решения с использованием этих критериев (в том числе и критерия максимума полезности предметов потребления) будут иметь ряд общих черт. Наиболее прост в расчетном отношении такой представитель этой группы, как критерий максимума фонда потребления. Его применение выявляет главные, принципиальные особенности пропорции накопление — потребление и должно явиться первым шагом на пути исследования нормы накопления. Учет структуры фонда потребления, его соответствия потребностям, общественной полезности предметов потребления, который потребует более сложных критериев типа максимума общественной полезности (создание коих еще не завершено), — [c.26]
В настоящее время еще сохраняются различия между трудом простым и сложным, которые в отдельных отраслях производства весьма значительны. Дифференциация заработной платы работ-пиков в зависимости от сложности труда при социализме направлена прежде всего на то, чтобы обеспечить условия для наилучшего удовлетворения потребностей общественного производства в труде различной квалификации, стимулировать подготовку новых кадров и повышение квалификации работников. Дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации труда при построении 1. с. призвана создавать у работников материальную заинтересованность в повышении квалификации, в более полном использовании его личных способностей. [c.341]
Несмотря на то что товары на крупных капиталистических предприятиях изготовляются коллективно многими наемными рабочими, их труд непосредственно выступает как частный труд, поскольку производство ведется в интересах частных собственников — капиталистов и без предварительного учета общественных потребностей. Общественный характер труда и здесь обнаруживается только при реализации товаров. [c.48]
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ— составление и организация выполнения планов развития социалистического народного хозяйства и его составных частей — отраслей, предприятий (объединений),— рассчитанных на ряд лет (пять и более). На базе изучения объективных законов общественной жизни, взаимосвязей всех отраслей и сфер народного хозяйства, достигнутого уровня и перспектив развития науки и техники перспективный план формулирует хозяйственно-политическую концепцию экономического развития на планируемый период, определяет наиболее эффективные пути и способы ее осуществления. Перспективный план обеспечивает планомерность развития социалистической экономики, т. е. такие сознательно регулируемые пропорции, которые соответствуют объективным потребностям общественного развития, прежде всего всемерному росту эффективности общественного производства на основе его интенсификации (см. Пропорции общественного производства). В плане намечаются такие пропорции, которые обеспечивают наиболее прогрессивные направления в развитии экономики, предупреждают перепроизводство или недопроизводство отдельных видов продукции, создают возможность наиболее полного удовлетворения производственных и личных потребностей при наименьшей затрате трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Возрастающие [c.304]
Ныне социализм вступил в качественно новый этап своего развития, который связан с глубокой перестройкой и обновлением всех сфер общественной жизни. Основные черты и признаки этого этапа имеют общезначимый. интернациональный характер, ибо они означают, что производственные отношения социалистического общества, все формы его жизнедеятельности приводятся в соответствие с достигнутым уровнем и с перспективными тенденциями развития производитель ных сил. Создание в ходе перестройки новых, современных форм организации социально-экономической жизни предполагает очищение социалистического общества от деформаций, всего устаревшего, переставшего отвечать потребностям общественного прогресса. Тем самым полнее раскрывается потенциал социализма, его демократическая суть и гуманистическая направленность. Фор мирование в ходе перестройки нового облика социализма соответствует его природе и открывает новые перспективы в соревновании с миром капитала. [c.316]
Единственной и абсолютной целью капиталиста является производство и присвоение прибавочной стоимости. Поэтому расширение или сокращение производства определяется не отношением производства к общественным потребностям, к потребностям общественно развитых людей, а присвоением неоплаченного труда.,, определяется прибылью и отношением этой прибыли к применяемому капиталу… Оно приостанавливается не тогда, когда этого требует удовлетворение потребностей, а тогда, когда этой остановки требует производство и реализация прибыли . [c.167]
Первая попытка теоретически осмыслить и более или менее системно изложить экономические проблемы была осуществлена великим мыслителем древности, философом, учителем и наставником Александра Македонского — Аристотелем. Он заинтересовался двумя ключевыми проблемами экономической науки того времени — эффективным использованием имущества в рабовладельческой латифундии и осуществлением. справедливого (эквивалентного) обмена. Аристотель делает удивительные для своего времени открытия и ставит проблему рационального использования богатства, впервые формулирует понятия общественного разделения труда, эквивалентного обмена и даже меновой стоимости, а также потребностей. «Общественные взаимоотношения возникают не тогда, когда есть два врача, а когда есть, скажем, врач и земледелец, и вообще, разные и неравные стороны, а их-то и нужно приравнять. Поэтому все, что участвует в обмене, должно быть каким-то образом сопоставлено. Для этого появилась монета и служит, в известном смысле, посредником, ибо все ею измеряется… Все должно измеряться чем-то одним… Такой мерой является потребность, которая все связывает»1. [c.57]
Выступая как категория товарного х-ва, П. с. является классово обусловленной формой выражения потребностей … общественная потребность», т. е. то, чго регулирует принцип спроса, обусловливается в основном отношением различных классов друг к другу л их относительным экономическим положением… (М а р к с К., там же, т. 25, ч. 1, с. 198). П. с. определяется в конечном счёте господствующими производств, отношениями, формой собственности на средства прои -ва. [c.261]
Рост специализации и мобильности работы определил необходимость для компаний иметь специалистов по коммуникациям, чьей задачей является интерпретация потребностей общественности для организации. [c.45]
Интерактивный режим работы с общественностью в Интернет включает следующие преимущества возможность улучшить корпоративный имидж легкость выявления и анализа общественного мнения идентификация направлений развития организации, соответствующих потребностям общественности рост подотчетности организации общественности. Сайт дает возможность формирования диалогических отношений между организацией и общественностью. [c.206]
Механизм социальной организации, действие рычагов мотивации поведения личности основываются не только на ее непосредственных нуждах, реализующихся в виде системы осознания и удовлетворения собственных потребностей. Общественное воздействие целенаправленно формирует интересы, выходящие за рамки непосредственных потребностей личности (векторы 10 и 5, рис. 4.3.2), которые определенным образом мотивируют соответствующую активность (директория Б, рис. 4.3.2). Их действие обусловлено интеграцией личности в социум, отражает социальный характер непосредственного взаимодействия индивидуума с окружающими, особенности построения его взаимоотношений с обществом в целом. [c.245]
Самое фундаментальное свойство труда — его производительность. В отличие от продолжительности и интенсивности труда, которые имеют определенные границы, сдерживая, таким образом, общественный прогресс, производительность труда есть его особое свойство в том смысле, что ее рост безграничен и бесконечен. Объяснение этого феномена коренится в том, что по своему существу рост производительности труда означает присоединение к силам труда сил природы, масштабы которых безграничны, и безграничны возможности человека овладевать этими силами, направляя их на удовлетворение потребностей общественно-экономического прогресса. [c.15]
При рыночных отношениях и наличии острой конкурентной борьбы происходит естественный отбор организаций, наиболее приспособленных к сложившимся условиям. Организации, не удовлетворяющие потребностям общественного развития, обречены на гибель. Поэтому выбор целей и социальной миссии организации является первым и самым ответственным моментом в стремлении к выживанию. В жизни многих организаций бывали ситуации, когда они оказывались на грани ликвидации или вступали в процедуру банкротства. Одни из них при этом были ликвидированы, другие, реорганизовав предприятие, сумели найти ресурсы и выжили. [c.86]
Заметим, что такая манера поведения была свойственна, в основном, большим организациям, успешно работавшим в течение длительного времени в достаточно стабильных условиях планового ведения хозяйства. Переход России к новым рыночным отношениям, связанный с экономической нестабильностью и отсутствием сформировавшейся рыночной структуры, привел к тому, что деловые организации статического типа оказались нежизнеспособными в силу их несоответствия объективным потребностям общественного развития. Это привело к гибели многих крупных организаций или к их разукрупнению, т.е. к распаду на несколько более мелких и относительно жизнеспособных организаций. [c.173]
Представители институционализма, в частности Т. Веблен и Дж. Гэлбрейт, отмечали, что рыночной экономике свойственно явление недопроизводства общественных благ и рост личного потребления. По мнению и Веблена, и Гэлбрейта, это является следствием господства в современной экономической системе крупных производителей, которые формируют спрос посредством рекламы и других форм общественного давления. В этом заключается их экономический интерес, поскольку именно высокие темпы потребления обеспечивают высокие темпы продаж и, как следствие, высокие темпы экономического роста компаний и их прибылей. В результате происходит рост индивидуальных потребностей, а потребности общественные приходят в упадок. Тот же Гэлбрейт замечает, что рыночная экономика делает из человека разумного человека потребляющего . [c.64]
Таким образом, финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций. Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Разработка и успешное проведение финансовой политики возможно только при наличии у правительства ясной программы общественного развития с выделением интересов всего общества и отдельных его групп, характеристикой текущих и перспективных задач, определением сроков и методов их решения. Результативность финансовой политики тем выше, чем полнее она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретные исторические и этносоциальные условия. [c.89]
Изучая потребности общественного производства в материальных ресурсах, их плановое распределение и продвижение, материально-техническое снабжение тем самыд обеспечивает функционирование существующих предприятий, снабжая их необходимым количеством и в требуемые срок предметами труда (сырьем, полуфабрикатами и комплектующими изделиями) процесс накопления и расширения производства, его перевооружения поставками оборудования и других средств труда ускорение научно-технического прогресса — реклама новых предметов и средстз труда, их продвижение от производителя к потребителю совершенствование процесса обращения средств производства — выбор наиболее рациональных межхозянственных связей, определение схем транспортировки н партнонности поставляемых материалов. [c.94]
Особенностью Д. з. является то, что они отражают не только условия пропз-ва, но и условия потребления товара. Только тот труд общественно необходим, продукт к-рого качественно и количественно соответствует общественной потребности. Общественная потребность, по словам К. Маркса, выступает как …количественная граница тех частой общественного рабочего времени, которые можно целесообразно затратить на различные1 особые сферы производства… (там же, т. 2″i, ч. 2, с. 180). Для установления связи Д. з. и общественной потребности В. В. Новожилов ввел понятие особых потребительских оценок, выраженных в труде , представляющих то количество труда, которое общество как потребитель считает целесообразным затратить на данный продукт. В оптимальном плане труд по условиям произ-ва равен труду по условиям потребления. В этим равенстве выражается соответствие количества затраченного на каждый продукт рабочего времени общественной потребности в нём. Д. з. выражают минимально п («обходимые по условиям произ-ва н максимально допустимые по условиям потребления затраты труда. [c.439]
Создание Трибун Корреспонденция Оценивающая Потребность общественного Расследовательская е в эмоциональном [c.395]
Можно ли управлять своими потребностями
Потребности необходимо удовлетворять, но они не должны управлять волей человека. Кроме того, не все потребности бывают полезны, разумны, действительно необходимы. Существуют так называемые мнимые потребности, в которых человек не нуждается, но не подозревает об этом.
Пример. Алине захотелось покрасить волосы в зеленый цвет. Родители долго не соглашались на такой эксперимент. Тогда девочка самостоятельно купила краску и окрасила волосы тайком от родных. Когда Алина пришла в школу, мальчики и девочки начали смеяться над ней, называть ее русалкой, болотным чудищем. Алина ожидала обратной реакции, ей казалось, что зеленый цвет модный, что она станет популярна благодаря такому изменению имиджа.
В лучшем случае мнимые потребности не приносят пользы, в худшем наносят вред здоровью, жизни, благополучию.
Это интересно! По статистике количество больных алкоголизмом в мире увеличивается с каждым годом. Ученые подсчитали, что к 2050 году каждый двадцатый человек на планете будет алкоголиком. Пагубное пристрастие наносит непоправимый вред здоровью и психике, но люди не могут отказаться от навязанной им потребности.
Чтобы научиться управлять своими потребностями нужно:
- Иметь в жизни цель. Целеустремленный человек не будет отвлекаться на глупости, предпочтет полезные вещи вредным;
- Обогащать внутренний мир. Человек с множеством интересов, развитыми способностями, талантами уделяет меньше внимания удовлетворению материальных потребностей;
- Проявлять волю. Во время соблазна злоупотребления чем-либо, думать о последствиях.
(Источник)
Таким образом, человек станет хозяином своих чувств, потребностей, он будет ими управлять, осознанно принимать решения.
Потребности любви и принадлежности
Это следующий уровень пирамиды Маслоу. Потребность любви тесно связана со стремлением индивида избежать одиночества и быть принятым в человеческое общество. Когда удовлетворены нужды на предыдущих двух уровнях, мотивы подобного рода занимают доминантную позицию.
В нашем поведении почти все определяется потребностью любви
Для любого человека важно быть включенным в отношения, будь то семья, рабочий коллектив или нечто иное. Малышу необходима любовь, причем ничуть не меньше, чем удовлетворение физических нужд и потребности в безопасности
Необходимость любви особенно ярко проявляется в подростковый период развития человека. В это время именно мотивы, вырастающие из этой потребности, становятся ведущими.
Психологи нередко говорят, что в подростковом возрасте проявляются типичные черты поведения. Например, основной вид деятельности подростка – общение со сверстниками. Также характерны поиски авторитетного взрослого человека – учителя и наставника. Все подростки подсознательно стремятся быть не такими, как все – выделяться из общей толпы. Отсюда появляется желание следовать модным тенденциям или принадлежать к какой-либо субкультуре.
Материальные потребности
Большую роль в человеческой жизни играют материальные потребности. В эту группу входят все нужды, необходимые для комфортного материального существования:
- жилище;
- одежда;
- бытовая техника;
- мебель;
- средства передвижения (личный или общественный транспорт);
- электронные приборы;
- еда.
(Источник)
У каждого свое представление о комфорте, уровень материальных потребностей зависит от материального положения человека и особенностей личности.
Пример. Насте достаточно двух пар сапог на зиму, для нее главное, чтобы обувь была удобной. Мария переживает, что родители отказали купить ей новые сапожки, из-за того, что у нее много обуви, и новая пара не поместится в шкафу.
На удовлетворении материальных потребностей построена вся экономика. Фабрики и заводы производят продукции даже больше, чем способен приобрести человек. Поэтому, желая искусственно увеличить потребности, производители используют хитрость — рекламу товаров. Видя красивую картинку на экране, человек, сам того не желая, начинает думать об этом товаре, считать его ценным.
Материальные потребности развиваются с совершенствованием технологий, так еще 100 лет назад люди могли только мечтать о проводном телефоне, сегодня у каждого есть свой мобильный.
(Источник)
Виды потребностей
Потребности можно классифицировать по различным основаниям, которых в теории психологии достаточно много. Основные типы деления потребностей представлены в следующем разделе.
Если обобщить все имеющиеся теории, то следует выделить три базовых вида человеческих нужд.
Биологические или физиологические
В числе врожденных потребностей человека, заложенных на генетическом уровне, выделяются такие как:
- Безопасность пищи и ее вкусовые характеристики.
- Комфортная внешняя температура и электромагнитный фон.
- Пригодная для утоления жажды чистая вода.
- Здоровая экология.
- Безопасность жизни и жилища.
- Сексуальная удовлетворенность.
- Избавление от продуктов жизнедеятельности.
Названные вещи необходимы любому живому существу. Этот набор потребностей практически не видоизменился со времен сотворения мира, поскольку с точки зрения физиологии, мы такие же как миллионы лет назад. Человек стремится к их реализации в первую очередь и незамедлительно.
Духовные
Экзистенциональные нужды исходят из системы общечеловеческих духовных ценностей, в их числе: красота, милосердие, умиротворенность, гармония, покой, искусство. Духовные потребности у каждой личности свои (в отличие от биологических) и меняются с течением времени и приобретением опыта.
В числе духовных потребностей выделяются следующие:
- Нуждаемость в получении знаний
. Зрелый человек понимает, что в целях дальнейшего роста он должен постоянно учиться. Причем расширять границы уже имеющихся навыков и получать новые. Люди поступают в учебные заведения для получения дополнительного образования, ходят на курсы повышения квалификации, овладевают новыми профессиями, осваивают азы живописи и музыки. - Потребность в постоянной работе над собой, улучшении своей личности (самосовершенствование)
. Удовлетворяя эту потребность, мы бросаем курить, садимся на диету, избавляемся от токсичных людей и вредных эмоций. Человек размышляет о том, каким бы он хотел себя видеть через определенный отрезок времени и стремится к этому. - Потребность в любви и личном счастье
. Подавляющее большинство людей мечтает о наличии рядом близкого человека противоположного пола, создании стабильной семьи. Многие находится в поисках долгие годы, так сильна эта потребность.
Реализация духовных потребностей может осуществляться через самые простые вещи. К примеру, человек уезжает на природу и сидит с удочкой, ловя рыбу. В это время он рефлексирует, успокаивается, приобретает душевную гармонию, удовлетворяя свою потребность в умиротворении и составлении планов на будущее.
Социальные
Этот вид потребностей направлен на понимание своего места в социуме, связан с коллективами людей, социальной и экономической активностью.
Примеры социальных потребностей:
Идентификация личности. Человек позиционирует себя как часть общества с общими присущими социуму или отдельной группе чертами. В тоже время он осознает себя индивидуальной единицей с набором конкретных качеств и характеристик. Самоутверждение. Мы хотим быть довольны собой, теми действиями и поступками, которые совершаем
Также человеку важно ощущать себя значимым в обществе, пользоваться уважением и одобрением со стороны других людей. Альтруистические устремления
Индивид гордится поступками, направленными на оказание помощи и содействия другим людям или живым существам. Он нуждается в том, чтобы быть нужным, полезным, даже в условиях отказа от собственных интересов.
Все перечисленные виды потребностей взаимопроникающие, они дополняют друг друга, одни вытекают из других. Например, удовлетворив духовную нужду в получении профессии, мы стремимся достичь в работе успехов, за которые нас похвалят, а это уже социальная потребность.
Научные теории о потребностях человека
Теория Абрахама Маслоу
Это самая известная классификация потребностей человека, о ней знает каждый, кто хотя бы однажды интересовался саморазвитием. Данную концепцию предложил и развил американский психолог Абрахам Маслоу в ряде своих работ о мотивации. Он отсортировал все потребности человека по возвышенности: от низших (биологических) до высших (духовных). Благодаря характерной форме схематического изображения эта классификация получила название «Пирамида Маслоу».
Сам автор выделял в своей классификации 5 уровней:
1. Физиологические потребности.
В эту группу он включил пищу, воду, сон, сексуальное удовлетворение – все базовые нужды нашего организма.
2. Безопасность.
Когда все физиологические потребности удовлетворены, человек стремится обезопасить себя и свою семью. В данную группу входит не только хорошая защищенность от хищников и прочих опасностей, но и уверенность в стабильности и порядке.
3. Любовь и принадлежность.
Здесь речь идёт о хороших отношениях, любви, дружбе, принадлежности к некой социальной группе.
4. Уважение и признание.
Если человек уверен в собственном благополучии во всех сферах, входящих в первые три уровня пирамиды, у него появляется устойчивая потребность в уважении и признании. Здесь речь не о банальном «Ты меня уважаешь, нет?!», а о реальном уважении за поступки и достижения.
5. Самоактуализация.
Абрахам Маслоу включил в эту группу саморазвитие, самообразование и иные способы работы над собой, своими навыками, знаниями и способностями.
Если внимательно посмотреть на 5 ярусов пирамиды Маслоу, можно заметить, что на первых двух находятся биологические, на третьем и четвертом – социальные и частично духовные, а на пятом – чисто духовные потребности.
Одно из важнейших утверждений теории Маслоу заключается в том, что каждый из уровней обретает важность только при условии, что все потребности, находящиеся на более низких уровнях, полностью удовлетворены. К примеру, голод или нереализованность сексуального инстинкта (первый уровень) заставляют человека забыть об осторожности и безопасности (второй уровень).
Если сравнивать низшие потребности с высшими, то можно заметить несколько характерных отличий:
- высшие потребности проявляются гораздо позже (впервые они проявляются в подростковом возрасте, после чего развиваются в течение всей жизни);
- высшие потребности воспринимаются большинством людей как менее важные, «опциональные»;
- чем выше в иерархии находится потребность, тем проще перенести её реализацию на будущее ради решения более насущных проблем;
- люди, живущие на более высоких уровнях пирамиды Маслоу, обычно имеют крепкое здоровье (в частности, потому что следят за ним), испытывают меньше стресса и лучше спят;
- человек получает гораздо больше радости и удовольствия от удовлетворения высших потребностей.
В первоначальной концепции, предложенной Абрахамом Маслоу, было 5 ярусов, которые мы рассмотрели выше. Позже многие авторы допускали вольности в её трактовке и привносили дополнения, увеличивая количество уровней. Поэтому не удивляйтесь, если увидите разные вариации пирамиды с 7 или 10 ярусами. В любом случае, базовая концепция теории Маслоу сохраняется.
Более подробно о Пирамиде потребностей Маслоу читайте в этой статье.
Теория ERG Альдерфера
Американский профессор Клейтон Альдерфер предложил альтернативную теорию мотивации. Она не противоречит теории Маслоу, но в ней используется собственная классификация потребностей, включающая 3 группы (от их названий и образована аббревиатура ERG):
- Existence (существование, жизнь).
- Relatedness (отношения, общение).
- Growth (личностный рост, развитие).
Как несложно догадаться, первая группа представлена физиологическими потребностями, вторая – социальными, а третья – духовными. При этом Клейтон Альдерфер показал, что взаимосвязь между этими группами несколько сложнее, чем описывал Маслоу (влияние на приоритеты оказывает не только сам факт удовлетворения, но и степень удовлетворенности).
Кроме того, он заметил, что неудовлетворенность высших потребностей усиливает стремление удовлетворить низшие. К примеру, известно, что во время любых кризисов резко увеличивается выручка кондитерских магазинов. Объясняется это тем, что люди, теряя ощущение стабильности, начинают покупать больше сладостей (даже те, кто их вообще не любит и обычно не покупает).
Теория Фромма
Немецкий психолог и социолог Эрих Фромм считал социальное взаимодействие ключевым фактором, влияющим на психику человека. Это нашло отражение в его теории потребностей. Он предложил иерархическую схему из пяти пунктов:
- Межличностные связи (любовь, дружба).
- Творчество (любая творческая деятельность, независимо от вида).
- Ощущение прочных и глубоких корней (стабильность).
- Поиск идеала и уподобление ему (самосовершенствование).
- Познание мира (духовное совершенствование).
Будучи одним из основателей неофрейдизма, Фромм считал, что нашими основными потребностями управляет бессознательное. Но поскольку бессознательное часто сталкивается с такими преградами как табу, стереотипы, логика, рациональность и прочее, потребности остаются нереализованными.
Теория приобретаемых потребностей МакКлелланда
Американский писатель и психолог Дэвид МакКлелланд предложил свою теорию мотивации. Он считал, что все потребности формируются в детском возрасте. При этом подразделял их на три группы, объясняя механизм формирования каждой из них:
- Причастность.
Данная потребность возникает у детей, которые занимались коллективной деятельностью, играли в командные игры. В результате и во взрослом возрасте они чувствуют необходимость быть частью группы, участвовать в общественно значимом проекте или движении. - Власть.
Если в детстве так или иначе поощряется контроль над другими детьми, во взрослом возрасте такой человек нуждается в ощущении власти. Также данная потребность может формироваться под влиянием семейной атмосферы. - Успех.
Если ребёнка приучают быть самостоятельным, добиваться чего-то, получать призы и грамоты, во взрослом возрасте он также будет нуждаться в успехе.
Понятие потребности
Нужда в каких-либо благах, требующая в человеческом сознании удовлетворения, называется потребностью. Понятием пользуются не только для человека. Потребность есть у любого живого существа, растения. Потребность – форма связи с внешним миром и окружением. Потребности человека необходимы для развития одного конкретного индивида, целой социальной группы.
Понятие претерпевает изменения в ходе эволюции общества. То, о чем мечтали люди в древние века, не схоже с желаниями современников. В то же время на одной социальной ступени люди могут мечтать о разном. Потребности напрямую зависят от различных факторов:
- условия жизни;
- уровень образованности;
- культурное развитие;
- достаток;
- профессия.
Состояние, в котором человек испытывает потребности, но не может их удовлетворить, вызывает ощущение дискомфорта. Неудовлетворенность приводит к напряжениям в обществе, активности населения.
Удовлетворение возникших потребностей возвращает человека в равновесие, нормальное мироощущение.
Природа человеческих желаний
В широком смысле потребности определяются как источник активности и форма связи живого организма с окружающим миром.
Социальные потребности человека – желания и стремления, присущие индивиду как представителю человеческого рода.
Человечество – общественная система, вне которой невозможно развитие личности. Человек всегда часть общности людей. Осуществляя социальные стремления и желания, он развивается и проявляется как личность.
Принадлежность к обществу людей обуславливает возникновение социальных потребностей человека. Они переживаются как желания, влечения, стремления, яркоокрашенные эмоционально. Они формируют мотивы деятельности и определяют направленность поведения, сменяют друг друга по мере реализации одних и актуализации других желаний.
Биологические желания и природа людей выражаются в необходимости поддерживать жизнедеятельность и оптимальный уровень функционирования организма. Достигается это путем удовлетворения нужды в чем-либо. У людей, как у животного, есть особая форма удовлетворения всех видов биологической нужды – бессознательные инстинкты.
Вопрос о природе потребностей остается дискуссионным в научной среде. Одни ученые отвергают социальную природу желаний и влечений, другие – игнорируют биологическую основу.
Виды социальных потребностей
Социальные устремления, желания, влечения обусловлены принадлежностью людей к обществу и удовлетворяются только в нем.
Разделяют три категории социальных потребностей:
- «Для себя»: самоидентификация, самоутверждение, власть, признание.
- «Для других»: альтруизм, безвозмездная помощь, защита, дружба, любовь.
- «Вместе с другими»: мир на Земле, справедливость, права и свободы, независимость.
Далее рассмотрим подробное описание каждого из потребностей:
- Самоидентификация заключается в желании быть подобным, похожим на конкретного человека, образ или идеал. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и осознает себя мальчиком/девочкой. Потребность в самоидентификации периодически актуализируется в процессе жизнедеятельности, когда человек становится школьником, студентом, специалистом, родителем и так далее.
- Самоутверждение необходимо, и оно выражается в реализации потенциала, заслуженном уважении среди людей и утверждении человеком себя как профессионала в любимом деле. Также многие люди стремятся к власти и призванию среди людей в своих личных целях, для себя.
- Альтруизм – безвозмездная помощь, даже в ущерб собственным интересам, просоциальное поведение. Человек заботится о другом индивиде как о самом себе.
- К сожалению, бескорыстная дружба – редкость в наше время. Настоящий друг – ценность. Дружба должна быть бескорыстной, не ради выгоды, а из-за взаимного расположения друг к другу.
- Любовь – самое сильное желание каждого из нас. Как особое чувство и вид межличностных отношений, она отождествляется со смыслом жизни и счастьем. Ее трудно переоценить. Это причина создания семей и появления новых людей на Земле. Подавляющее количество психологических и физических проблем от неудовлетворенной, безответной, несчастливой любви. Каждый из нас хочет любить и быть любимым, а также иметь семью. Любовь – это самый мощный стимул, мотивация для роста личности, она вдохновляет и воодушевляет. Любовь детей к родителям и родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, к своему делу, работе, городу, стране, ко всем людям и всему миру, к жизни, к себе – фундамент для развития гармоничной, целостной личности. Когда человек любит и любим, он становится творцом свой жизни. Любовь наполняет ее смыслом.
Общечеловеческие социальные желания есть у каждого из нас на Земле. Все люди, вне зависимости от национальности и вероисповедания, хотят мира, а не войны; уважения своих прав и свобод, а не порабощения.
Справедливость, нравственность, независимость, гуманность – общечеловеческие ценности. Их желает каждый для себя, своих близких, человечества в целом.
Осуществляя свои личные устремления и желания, необходимо помнить и об окружающих людях. Нанося вред природе и обществу, люди вредят самим себе.
Классификация по Д. МакКлелланду
Американский психолог Дэвид МакКлеллад предложил свою классификацию социальных потребностей на основе типологии личности и мотивации:
- Власть. Люди тяготеют к влиянию на других и возможности контролировать их действия. Существует два подтипа таких личностей: те, кто желает власти ради самой власти, и те, кто стремится к власти ради решения проблем других людей.
- Успех. Эта потребность может быть удовлетворена лишь в том случае, когда начатое дело успешно доведено до конца. Она заставляет индивида брать на себя инициативу и риски. Однако в случае неудачи, человек будет избегать повторения негативного опыта.
- Причастность. Такие люди стремятся наладить дружеские отношения со всеми и стараются избегать конфликтов.
Плывя по жизни в одной лодке…
Даже самый одинокий и нелюдимый человек рано или поздно обнаруживает, что у него есть необходимость обратиться за чем-то к другим людям. То есть, удовлетворение его потребностей прямо или косвенно зависит от их действий (или бездействия) и отношения к нему.
Жизнь человека можно сравнить с долгим путешествием по морю в одной лодке с другими ее пассажирами. Несогласованность действий и пренебрежение к потребностям соседей может обернуться катастрофой.
Каждый член социума невольно или преднамеренно может улучшить или значительно ухудшить материальное, физическое, психологическое, социальное положение другого человека. Осознание этого накладывает обязанность отказа от деструктивных желаний и действий, которые могут привнести беду, горе в жизнь другого человека или общества. Социальная сущность личности в том и состоит, что, осознавая нерушимость собственных прав и свобод, она неукоснительно исполняет обязанности по отношению к другим членам социума и живет по правилу «мои права заканчиваются там, где начинаются твои».
Классификации потребностей
В теоретической психологии предлагается множество классификаций потребностей. Одну из них мы уже рассмотрели выше: физиологические, социальные и духовные, это основные группы потребностей.
Зарубежные исследователи не столько классифицировали потребности, сколько предлагали их конкретный список.
Примеры:
- Г. Мюррей
— достижения, агрессия, независимость, секс, творчество, понимание, уважение, самопознание. - А. Пьерон
— новизна, гедонизм, коммуникация, конкуренция, взаимопомощь и другие (всего более 20 видов); - Э. Фромм
— значимость, самоутверждение, общение, привязанность, самоидентификация.
Некоторые ученые выделяли в самостоятельную группу так называемые невротические потребности, отсутствие удовлетворения которых способно привести к психическим заболеваниям. В их числе: отсутствие социальной и межличностной справедливости, потребность в поддержке и эмпатии, в признании, в обладании чем-либо.
В России принята классификация потребностей, которая делит их на следующие уровни:
- Отталкиваясь от природы возникновения потребностей — естественные и культурные
. - В зависимости от сферы приложения — коммуникативные
(общение с другими людьми),
когнитивные
(потребность в получении новых знаний),
потребности в труде
и т.д. - Применительно к объекту, на который направлена нуждаемость — биологические, материальные, духовные и социальные
. - Коррелируя к их происхождению — эндогенные
(обусловленные внутренними факторами) и
экзогенные
(зависят от внешних условий).
Как видим, количество потребностей человека многочисленно, полного их перечня на сегодня нет, имеются только обобщенные группы и виды. Самой известной теорией, расставившей все виды нужд человека в порядке приоритетности является «Иерархия потребностей Абрахама Маслоу».
Психолог нарисовал целую пирамиду, где потребности обозначены в порядке их возрастания. Вот как она выглядит.
Маслоу уверял, что пока человек не удовлетворил потребностей самой широкой части пирамиды, он не будет стремиться к получению благ с высших уровней. К примеру, если человек голоден, то ему не до общественного признания. Голод он рассматривал не только применительно к пище, но и ко сну, жажде, сексу и т.д.
В обратную сторону это правило у Маслоу не работает: индивид, реализовавший потребность в уважении и признании все равно нуждается в пище и сне.
Что такое потребности?
Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.
Потребности человека
проявляются следующим образом:
- Неудовлетворённая потребность обычно сопряжена с чувством дискомфорта, тревожностью, тоской и иными отрицательными эмоциями.
- Удовлетворение потребности сопровождается позитивными эмоциями (как непосредственно в момент её удовлетворения, так и при осознании того, что она уже удовлетворена).
- Происходит фиксация на предмете нуждаемости. Внимание человека непроизвольно концентрируется на том, чего ему не хватает. Проголодавшись, мы начинаем более чутко улавливать аппетитные запахи, а одинокий человек в любых обстоятельствах ищет поводы для знакомства с потенциальной «половинкой».
Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:
- людям для достижения состояния удовлетворённости требуется гораздо больше, чем другим биологическим видам;
- с возрастом количество потребностей увеличивается, меняются их приоритеты (ребёнку для счастья нужно гораздо меньше, чем взрослому, а для пожилых людей гораздо большее значение приобретают социальные и духовные ценности);
- существует вполне однозначная иерархия потребностей, и те из них, которые имеют большую важность, могут «заглушать» менее важные.
Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.
Бытийная любовь
Это чувство основывается на признании безусловной ценности любимого человека, но не за какие-либо качества или особые заслуги, а просто за то, что он есть. Разумеется, что бытийная любовь тоже призвана удовлетворять человеческие потребности в принятии, однако ее разительное отличие состоит в том, что в ней нет элемента собственничества. Стремления отнять у ближнего то, в чем нуждаешься сам, также не наблюдается.
Тот человек, который способен испытать бытийную любовь, не стремится переделать партнера или как-то изменить его, но поощряет в нем все лучшие качества и поддерживает стремление духовно расти и развиваться.
Сам Маслоу описывал этот вид любви как здоровые отношения между людьми, которые основываются на взаимном доверии, уважении и восхищении.
Понятие
Социальные потребности человека указывают на то, что индивид не может жить один. Он жаждет любви, дружбы, других положительных чувств, которые появляются при общении двух и более лиц.
Нереализованные социальные потребности не приводят к смерти, но могут серьезно снизить качество жизни. Поэтому необходимо задумываться над тем, как их реализовать.
Под термином «социальные потребности» психологи понимают такой вид нужды, который удовлетворяется не только общением
Индивиду важно получать оценку своей деятельности, обратную связь от других людей
Происходит этому, потому что человек – это не только единица биологического вида. Его психика представлена сложным и многокомпонентным механизмом, который отличается от животного.
Индивид хочет делать нечто значимое для коллектива, что даст ему признание и похвалу. Если он однажды получил это, то стремится повторить опыт. Именно нужда в положительных эмоциях служит толчком для осуществления полезной деятельности.
Психологи считают, что именно социальные потребности могут способствовать развитию личностной сферы индивида. В нее входят поступки человека, его мотивация, особенности восприятия информации и т.п.
Психологи уверены, что именно социальные потребности вынуждают индивида активно действовать. Ради получения признания он трудится, участвует в общественной жизни.
Для полноценного существования человеку нужно удовлетворить две группы потребностей. Первая – это нужда в еде, питье, отдыхе и т.п. Вторая – потребность в общении и признании.
Классификация по Э. Фромму
Немецким социологом Эрихом Фроммом была предложения иная классификация социальных потребностей:
- связи (желание индивида быть частью какой-либо социальной общности, группы);
- привязанности (дружба, любовь, желание делиться теплыми чувствами и получать их взамен);
- самоутверждение (желание ощутить себя значимым для других);
- самосознание (желание выделится на фоне других, ощутить собственную индивидуальность);
- ориентир (индивиду необходим некий эталон для сравнения и оценки своих действий, в качестве которого может выступать религия, культура, национальные традиции).
Многообразие потребностей
Человек — существо биосоциальное, поэтому все потребности человека можно условно разделить на два вида: биологические и социальные. Биологическими (естественными) называют простые нужды, без которых невозможно выжить в этом мире: спать, пить, дышать, есть. Они составляют основу человеческой жизни, роднят индивида с животным царством.
(Источник)
Такие потребности необходимо удовлетворять, но им не нужно потакать. Чрезмерное удовлетворение естественных потребностей может испортить жизнь любой личности.
Пример. Вася любит спать по 10-12 часов в день, из-за этого он постоянно опаздывает на уроки. Маша очень любит пирожные, шоколадки и другие виды сладостей. Она не может себя контролировать и съедает сразу всю коробку конфет, если найдет ее дома. Из-за этого у Маши проблемы со здоровьем, частый ацетон.
Естественные потребности появляются у человека с рождения, а социальные приобретаются в процессе жизни в обществе. Наличие социальных потребностей говорит о развитии индивида как личности. Так как социальные потребности более сложные, они формируются по мере взросления ребенка.
Примеры социальных потребностей:
- Общение;
- Уважение;
- Дружба;
- Признание заслуг;
- Взаимопонимание;
- Сотрудничество;
- Одобрение;
- Любовь;
- Установление справедливости.
Кроме того можно выделить и другие виды потребностей:
- Эстетические – это желание видеть гармонию, красоту, потребность в уходе за своей внешностью, физической формой;
- Личностные — саморазвитие, самопознание, самосовершенствование. Эти потребности проявляются в процессе взросления, становления ребенка как самостоятельной личности;
- Эмоциональные – человеку необходимо самому выражать эмоции и получать их от окружающих (радость, печаль, гнев, удивление и прочие);
- Интеллектуальные –от рождения ребенку свойственно познавать окружающий мир, потребность в познании, развитии мышления сохраняется на протяжении всей жизни;
- Творческие – это поиск самовыражения через музыку, художественное искусство, поэзию, танцы;
- Потребность в труде – человек занимается трудовой деятельностью не только ради материального вознаграждения, он получает от нее удовольствие, удовлетворение. Личность стремится, чтобы плоды ее труда высоко оценило общество, коллеги, родные.
(Источник)
Все потребности, без которых человек не сможет прожить, называют первичными (они необходимы в первую очередь), остальные считаются вторичными (о них задумываются после удовлетворения первых). К первичным потребностям относят: сон, еду, безопасность, жилище, чистую питьевую воду. Вторичные потребности: смартфон, фирменная сумка, путешествие в экзотические страны, получение высшего образования.
Пример. Петя забыл позавтракать дома и взять в школу деньги на обед. К 12 часам дня у него разыгрался аппетит. В это время все писали контрольную работу по математике, он очень хотел получить 5, но не мог думать ни о чем, кроме вкусной еды. Спустя 10 минут, его сосед по парте Андрей понял в чем дело, он аккуратно передал Пете булочку, чтобы их не заметила учительница. Петя попросил выйти из класса и съел в коридоре булку. После этого дела пошли лучше, и он успешно выполнил все задания.
На момент рождения у человека появляются только преимущественно материальные потребности. Но по мере взросления, становления личности, доля материальных потребностей уменьшается, в пользу увеличения духовных. Этот процесс называется возвышением потребностей.
Иерархия интересов
Простыми словами иерархия интересов — это пирамида, в основании которой второстепенные интересы, на верхушке — главные.
Из этой схемы можно увидеть интересы двенадцатилетнего Пети Иванова. Петя хорошист, он интересуется учебой, но уроки для него не самое главное. Больше времени он проводит на улице, играя с дворовыми ребятами в футбол. Но самое любимое времяпровождение Пети — смотреть и помогать отцу ремонтировать мелкую бытовую технику, движки, спаивать паяльником провода на различных деталях. Скорее всего, в будущем Петя станет инженером, автомехаником, будет ремонтировать специальное оборудование.
Большое количество интересов говорит о всестороннем развитии личности. Но среди всех есть главное увлечение, преобладающее над всеми. Такому интересу нужно уделять больше времени, внимания. Скорее всего, он будет связан с выбором профессии в будущем.
Обложка урока взята с источника.
Базовые социогенные потребности
Список базовых социальных потребностей, которые испытывает человек, живущий в обществе:
- Труд. Полноценный член общества испытывает потребность в профессиональной реализации, которая позволяет ему получить уважение других членов общества, принятие и признание, развивать собственные навыки и получать материальную выгоду. Реализация потребности в труде позволяет удовлетворить одновременно несколько социальных нужд — в общении, в признании, в получении материальной выгоды, в приближении к власти и т.д.
- Развитие. Полноценный человек всегда стремится получить знания. Приобретать новые знания человек можно в течение всей своей жизни, удовлетворяя желание учиться и постигать новое.
- Общение. Ни один человек не может существовать без общества, без общения.
Вынужденная изоляция непременно приводит к деградации личности, потере социальных навыков.Посредством общения человек делится своими мыслями, приобретает новый опыт, получает поддержку и т.д.
Результат
Комплекс необходимостей становится источником активности, стимулирует деятельность. Ведь все поступки и действия производятся для того, чтобы получить выгоду. Это может происходить напрямую: для общения достаточно выйти из дома и встретиться с друзьями или поговорить с близкими.
Другие цели заставляют и решать ряд задач, приводящих к ней. Например, чтобы добиться достойного положения, нужно делать успехи на профессиональном поприще.
Но если без удовлетворения биологических надобностей прожить невозможно, то социальные можно опустить. Причиной этого становятся леность, безынициативность, опасения. Личность может испытывать острую нужду в общении, но при этом не иметь знакомых в силу своей неуверенности и низкой самооценки. Угрозы для жизни в этом случае не будет, но вот возникновения ощущения бесполезности и потерянности обеспечено.
В чем ее суть
Итак, к социальным потребностям относится и нужда в безопасности. Ведь практически каждый человек думает о будущем, анализирует настоящее и прогнозирует события наперед, чтобы оставаться спокойным и уверенным в завтрашнем дне. Именно из-за этой потребности человек тянется к стабильности и постоянству. Каждодневную рутину и быт он принимает лучше, нежели спонтанные перемены и сюрпризы, потому что нарушается его спокойствие и чувство безопасности. Таким образом, к социальным потребностям человека относится потребность в безопасности.
Для большинства людей она имеет огромное значение в жизни. Потому что оказывает сильное влияние на поведение, нрав, ощущение и самочувствие. Под ней подразумевается:
- Главное — физическая безопасность (обстановка в социуме, несовершенство правовой сферы, неподготовленность к природным катаклизмам, плохая экология).
- Второстепенное — социальная незащищенность в области здравоохранения и образования.
Эта потребность не всегда выступает в роли активной силы. Она преобладает только в ситуациях с критическим уровнем опасности, когда требуется мобилизация всех сил на борьбу со злом. Например, во время военных действий, стихийных бедствий, серьезной болезни, экономических кризисов, то есть во время любых обстоятельств, которые угрожают неблагоприятными условиями. Идем дальше. К социальным потребностям человека относится и потребность в общении.
Социальные потребности
Согласно определению, это необходимость чего-то, нужда в том, что позволит удовлетворит возникшие желания, запросы. Социальная сущность потребностей человека проявляется в том, что не свойственно животным и объясняется его принадлежностью к человеческому роду:
- Он нуждается в общении и признании достоинств его личности другими членами общества, в самоуважении, в достижении определенного положения в обществе, во власти.
- Он хочет быть полезным для других, оказывать помощь слабым и больным, любить и быть любимым, хорошим другом.
- Он готов отстаивать свободу, мир и справедливость.
Конечно, эти и другие личностные потребности выражены достаточно ярко не у всех людей. Человек может обладать разными негативными качествами: быть эгоистичным, с гипертрофированной самооценкой, в критических ситуациях — трусом, предателем. Его личностные качества и социальные потребности — результат семейного и общественного воспитания, образования, культурного развития.
Примеры реализации
Приведу жизненные ситуации:
- Категория «для себя». С раннего возраста малыш старается постигнуть окружающую действительность. С момента, когда он приобретает способность разговаривать, он интересуется всем, что видит, засыпая родителей вопросами. С умением чтения он начинает извлекать ответы из книг. Процесс развития происходит без остановки: при просмотре телевизора, во время прогулок, на занятиях в садике. После данные извлекаются при обучении в школе или университете. В повседневности, когда человек сталкивается с интересующим его вопросом, он начинает искать на него ответ.
- Категория «вместе с другими». У каждого есть желание существовать в свободном и справедливом социуме, где строго соблюдаются правила нравственности и морали, законодательство. Общение строится на принципах равенства и взаимного уважения. Индивид старается вести себя прилично, согласно элементарным нормам поведения.
- Группа «для других». К сожалению, альтруизм слабо проявляется в современной жизнедеятельности. Это понятие предполагает полный или частичный отказ от собственных «хотелок» в пользу других. Но далеко не все могут пожертвовать своими интересами. Однако такая потребность удовлетворяется. Это помощь нуждающимся, благотворительные акции, создание приюта для животных и бездомных.
Значимость
Удовлетворение нужд является залогом не только формирования зрелой личности, но и стабильности вообще. Соответствие желаний с полученным образованием, профессией, кругом близких создает полезных членов общества.
Задайте вопрос
Любое реализованное стремление приводит к более масштабному результату: создание крепкой и счастливой семьи, выполнение трудовых обязанностей и, как следствие, успешная карьера.
У таких людей не проявляются признаки отклоняющегося поведения. Когда у индивидуумов нет инициативы совершать важные общественные поступки, воцаряется беспорядок и безвластие. Тем самым ухудшается качество жизни отдельных людей, а также нарушается полноценность социума.