Расстройства ощущения – психосенсорные расстройства
Психосенсорное расстройство, в-частности, метаморфопсия– расстройство ощущения, которое выражается в искаженном восприятии форм, размеров и пространственного расположения реально существующих окружающих предметов.
В первом случае, можно сказать, Алиса имела дело с макропсией (окружающее ее предметы казались ей больше той величины, которой они есть на самом деле). После употребления пирога пришел черед микропсии (они стали намного меньше своего реального размера).
Кроме того, при подобном расстройстве ощущения окружающее предметы могут изменяться и по форме (становиться изогнутыми, ромбовидными, вытянутыми или опуклыми).
Выделяют также дисморфопсию – с искривленными формами и полиопсию, когда окружающих предметов становиться больше, оптическую аллестезию, когда кажется, что окружающие вещи начинают перемещаться в пространстве, приближаться к человеку, давить на него, или даже вдавливаться. Таким образом в восприятии человека стены могут, то сужаться, то раздвигаться, а пол осуществлять волнообразное движение.
При психосенсорных расстройствах возможно не только измененное восприятие окружающих человека предметов, но и нарушение «схемы собственного тела» – деперсонализация. То есть, восприятие тела в целом или отдельных его частей не соответствует действительности.
К примеру, человеку может казаться, что у него совершенно нет спины, позвоночника, а голова сразу переходит в ноги, или что она достигла громадных размеров и заполняет все пространство в комнате.
Человек также может воспринимать искаженно расположение отдельных частей своего тела (к примеру, голова перестает быть частью тела или одна нога разделяется на две).
Иногда такое восприятие «схемы тела» может исчезать, когда человек осознанно фокусирует свое зрение и внимание на искаженную часть тела. Но, стоит лишь закрыть глаза, как ошибочное восприятие возвращается.
Важно отметить, что при психосенсорных расстройствах человек воспринимает настоящие объекты и их реальное обличие.
Если же реальный объект присутствует, но воспринимается неадекватно (извращенно по существу), в совершенно ином, ошибочно-искаженном виде, речь идет об иллюзиях.
Психологическая защита – рационализация
Люди, испытавшие дискомфорт от неудачи, крушении мечты, начинают искать причины, которые оправдали бы их. Подсознание услужливо предлагает варианты: излишне придирчивый педагог, тиран-начальник, взбалмошная жена – все эти мысли переключают внимание на другой объект. В своих глазах человек чувствует себя правым и не видит свои промахи. К этой модели поведения относятся и родители, поднимающие руку на ребенка. Агрессия, неудовлетворенность жизнью, другие причины стресса отражаются на малыше, взрослые же успокаивают себя тем, что это в благих целях. Данная психологическая защита даёт лишь временное облегчение, сглаживает беспокойство, притупляет совесть. Самое главное, она не создает конструктивной модели поведения и не способствуют решению внутренних проблем.
Иллюзии – искаженное восприятие предметов и явлений (объектов)
Иллюзии, в отличие от галлюцинаций, могут возникать и у вполне здорового человека.
Физические иллюзии
Причиной их возникновения являются, например, законы физики (всем известная ломаная ложка в стакане с водой, возникающая в связи с разной светопроницаемостью сред).
Физиологически иллюзии
Возникают при особых состояниях анализатора (например, при езде в транспорте создается ощущение, что продолжается движение машины даже тогда, когда водитель нажимает на тормоз или застывшая картинка природы за окном движущегося поезда);
Психические иллюзии
Возникают при неадекватном восприятии предметов или объектов человеком в связи с особым его психическим состоянием (аффектом). Когда выражено чувство страха, тревоги, и, пребывая в напряжении, мы ожидаем что-то опасное для нас, обычная ветка за окном в темноте может показаться нам чудовищем, и могут возникать афектогенные иллюзии. Когда на фоне сильных переживаний в обычном разговоре слышаться угрозы, обвинения, неправильное понимание смысла слов окружающих – могут возникать вербальные иллюзии. При легких непродуктивных нарушениях сознания в следствии интоксикации, повышенной температуры, окружающее предметы могут принимать фантастический вид (парэйдолические иллюзии).
Иногда иллюзии могут возникать при состояниях затрудненного восприятия, например, сумеречных расстройствах сознания.
Вытеснение
Этот способ защиты связан с частичной амнезией. Травмирующая ситуация вытесняется в подсознание, вспомнить её человек может только под гипнозом. В частности, Фрейд, изучая многочисленные неврозы пациентов, выдвигал теорию, что психогенные факторы, в которых он видел причины стресса, углубляются в подсознательную область. В случае, когда бессознательное становится сознательным, невротический синдром исчезает. Вытеснение, как психологическая установка, широко обыгрывается в фильмах. Чаще встречается частичное перемещение информации в подсознательную область. Например, человек напрочь забывает ситуации, где он повел себя недостойно и проявил себя непорядочно. На первый взгляд, это спасает от угрызений совести. Но затаившаяся вина может вызвать психосоматические болезни – мигрень, гастрит, гипертонию. Лучшим вариантом является осознание ситуации, даже, если человек в ней выглядит неприглядно. Переосмысление поможет сделать выводы и изменить поведение.
Галлюцинации – это расстройство, которое проявляется в восприятии несуществующих реально объектов
Галлюцинации могут иметь четкую локализацию в пространстве и выглядеть естественными, очень похожими на реальные объекты, не вызывая ни капли сомнения в их действительности (истинные галлюцинации), когда больные считают, что их видят или слышат все окружающие люди. Истинные галлюцинации могут возникать при органических заболеваниях головного мозга (интоксикационного и инфекционного генеза, черепно-мозговых травмах), а также при таких патологиях, как внутренние кровотечения, грипп, тиф и другие.
Галлюцинации могут не иметь четкой локализации в пространстве, а возникают в теле человека (в груди, животе, чаще – в голове) (псевдогаллюцинации), когда пациенты сообщают, что слышат их или видят только они. В этом случае мы имеет дело с галлюцинациями, которые возникают только при таком психическом расстройстве, как шизофрения.
Помимо такого разделения, галлюцинации классифицируют по органам чувств:
- слуховые (оклик, звонок, гудок, вербальные – слова, фразы, предложения. Если человек слышит комментарии или обсуждение происходящих событий – комментирующие галлюцинации; если приказывают что-то сделать – императивные;
- зрительные (отдельные элементы (фотопсии), несуществующее животные, насекомые, люди, отдельные сцены, собственный двойник);
- обонятельные (неприятные запахи (например, испорченного мяса, яда, дыма);
- тактильные (ощущение холодных или обжигающих прикосновений (термические), резко хватающих (гаптические) ощущение жидкого или липкого на теле, распространения по телу паразитов, насекомых;
- висцеральные (присутствие чего-то чужеродного внутри тела).
Галлюцинации бывают комбинированного типа, когда, к примеру, одновременно человек видит морское чудовище, которое неприятно пахнет и скользит по его телу.
В любом случае галлюцинации – это расстройство восприятия при отсутствии реального объекта, возникающие на болезненной основе и не имеющие критики у больных.
Поэтому если ваши близкие сообщают вам о том, что они видят несуществующие объекты или людей или слышат несуществующие звуки, запахи, голоса, вы должны знать, что это проявление психического заболевания, а не какая-то глупость или недоразумение, от чего можно просто отмахнуться и проигнорировать. Если вовремя начать лечение, то у больного можно достигнуть значительного улучшения или даже выздоровления. Помогите себе или своим близким!
Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/gallyucinacii-illyuzii-psixosensornye-rasstrojstva/.
Искажённое восприятие действительности
В процессе работы с клиентами легко заметить, что важное значение для душевного состояния человека имеет то, как он воспринимает происходящее.
Восприятие есть начало и конец того, как человек чувствует, какие поступки совершает, какие особенности характера приобретает, как живёт, какую судьбу пожинает.
Работая с любым запросом, я вынужденно и неизменно прихожу к началу, источнику, с которого всё началось. Это то, как человек воспринял ситуацию.
Когда клиент много и подробно рассказывает о своих затруднениях, неудачах, несправедливости, болезни, унижении, страхе, отвержении и т.д., то я понимаю, что суть его переживаний находится в оценке произошедшего события как негативного, последствия которого не преодолимы. Это первое, с чем можно работать, остальное то, о чём переживает клиент, может рассыпаться в процессе работы само по себе.
Нас учат оценивать, т.е. интерпретировать события, с самого раннего детства. Младенцу уже говорят: «Это не хорошо. Так нельзя, будет ва-ва». Школьнику ставят оценки, указывая на ошибки, не задерживая внимания на том, что хорошо. Так мы обучаемся негативному мышлению.
Первое, что мы делаем, когда сталкиваемся с событиями жизни, мы инстинктивно оцениваем происходящее: опасно — не опасно, правильно — не правильно, хорошо — плохо. Так мы обучаемся чёрно-белому мышлению.
Клиенты, описывая свою проблему, рассказывают о событиях в терминах оценки и интерпретации. Очень трудно добиться изложения просто фактов, чтобы составить независимое представление. Клиент сразу предлагает собственную интерпретацию событий с точки зрения своего опыта и воспитания. Нет беспристрастного изложения фактов и анализа как такового. А есть сразу оценка, интерпретация, которая принимается за истину. Конечно, это истина для данного человека. Но если учесть, что у каждого человека свой уникальный опыт и воспитание, то приходится признать, что у каждого свой взгляд, каждый смотрит на одно и то же событие через собственный фильтр, который одни факты учитывает, другие отбрасывает как не важные или не замечает их, как не существующие.
Сознание работает выборочно и ассоциативно. Это особенность психики. Это защищает психику от перегрузки. Сознание как бы сканирует события и высвечивает то, что согласуется с уже имеющимися убеждениями. Такое восприятие бессознательно и типично для любого человека.
Таким образом, все искажения начинаются с восприятия, и это в дальнейшем приводит к деструкциям.
Правомерно ли утверждать, что если изменить стиль восприятия, то можно избежать нежелательных последствий в виде болезней, неудач, нервных расстройств?
Возможно ли в принципе реалистическое восприятие?
Во всяком случае можно поставить задачу: приблизить имеющееся восприятие к реальности, и тогда клиент сам станет свидетелем того, как его жизненные затруднения рассыпаются один за другим.
Трудность заключается в том, что клиент живёт в плену своих образов и идеалов и не связывает свои проблемы с ошибками восприятия. Он цепко держится за свои убеждения, которые были созданы при определённых обстоятельствах и в других контекстах не имеют силу. Эти убеждения являются опорой в жизни, ориентирами, которые направляют жизненный путь.
Человек трудно переносит неопределённость. Неизвестность пугает его. Ему страшно доверять не идеям, а самой жизни, которая разворачивается прямо сейчас в своей непостижимой реальности прямо перед ним. И он уводит своё внимание в голову, в рассуждения, в сравнения с идеалами, в оценки и критику. Страх перед непознаваемым заставляет определять, объяснять, давать интерпретации всему происходящему: это потому-то, он думает так-то, они хотят того-то,.. — объяснялки, оправдания, додумывания за других.
Страшно отбросить идеи, и посмотреть правде в глаза, и принять жизнь такой, какая она есть, без объяснений и оправданий.
Страшно отказаться от чёрно-белого мышления, сказать себе: бывает так, а бывает и иначе, у всех по-разному, многое зависит от контекста.
Создан шаблон восприятия, и нужно мужество, чтобы его преодолеть.
Когда человек застревает в эмоциональной оценке происходящего, он не действует. Снова и снова он переживает событие как не справедливость, не правильность.
Надо очнутся от гипноза созданных идеальных образов и спросить себя: если это так, как я могу действовать для пользы себе и другим? Возможно ли что-то улучшить? Как сделать из этого что-то хорошее?
Искажений восприятия нет, когда человек воспринимает только то, что есть, ничего не добавляя, ничего не убавляя. Мы часто не осознаём, как много находимся в отрыве от реальности, наделяем объекты не существующими качествами, предполагаем и догадываемся, не имея для этого реальных фактов. Чем больше мысли оторваны от реальности, тем более не понятным и деструктивным для окружающих представляется поведение индивида.
Кажется, чего проще видеть только то, что есть, не позволяя уму разыграться в своих фантазиях? На деле это оказывается сложным. Беспокойный ум без остановки воспроизводит новые мысли, независимо от воли человека. Иногда ум полностью затягивает человека в свои сладостные фантазии счастья или страдания. Удивительно, что переживания от фантазий такие же реальные, как и от реальных событий. То есть в фантазиях события не реальны, а переживания реальны. Эта ловушка затягивает своей простотой и доступностью. Можно просто, без всяких усилий, получить самые разнообразные переживания, не подвергая, как кажется, себя риску. Вырваться трудно из такого инфантильного эмоционального переживания. Побочный эффект — реальная жизнь трещит по швам. Человек становится не адаптивным и приобретает всё больше неадекватности в поведении, отрываясь от реальности.
Мыслительная деятельность естественна и необходима для человека. Она полезна для занятий наукой и творчеством, которые имеют конкретные цели и достижения. Творческая мыслительная энергия может быть направлена на анализ фактов, планирование событий своей жизни, поиск путей достижения поставленных целей. Но человек с искажённым восприятием застревает в оценках и эмоциях, бездействует. Он ведёт бесконечные монологи, рассуждая и доказывая, сопротивляясь тому, что есть.
Мне представляется, что одна из самых важных задач любого человека развить в себе способность к реалистическому восприятию действительности. Такую работу можно проводить самостоятельно с помощью тренировки концентрации внимания. Доступные каждому методы: молитвы, медитации, упражнения на концентрацию.
Способность видеть ясно и чётко, без замутнения привносит в жизнь спокойное отношение к происходящим событиям и позволяет более эффективно решать жизненные задачи. Принятие всего, что есть, позволяет согласиться с жизнью в целом, с тем, что жизнь больше отдельного человека, и наивно маленькой части бороться против целого. Благоговение перед тем, что больше нас даёт возможность соизмерять силы и не тратить их на то, что невозможно не бороться с ветряными мельницами.
Беспристрастное восприятие того, что есть расширяет кругозор видения, позволят выйти из рамок узкого мышления, столкнуться с чем-то новым и приобрести новый опыт. Широкое видение позволяет увидеть варианты решения проблем, ранее скрытые от глаз.
Детские фантазии и расстройства восприятия
Детская психиатрия и психология — особый вид медицины. Дети — большие фантазеры и выдумщики, а повышенная реактивность детской психики и незначительный жизненный опыт не дают ребенку возможности вовремя самостоятельно скорректировать ненастоящие ощущения. Именно поэтому расстройства восприятия у детей — это особая сфера педагогики, психологии и психиатрии. Зрительные и слуховые иллюзии — одна из составляющих детства каждого человека. Рассказанная на ночь страшная сказка становится для малыша реальным кошмаром, прячущимся под кроваткой или в шкафу. Чаще всего такие расстройства возникают в вечернее время, сказываются усталость и сонливость ребенка. Страшные сказки и истории, особенно рассказанные малышу на ночь, могут стать основой для развития невротического состояния. Галлюцинации возникают у детей чаще всего на фоне заболеваний соматического и инфекционного характера как следствие повышения температуры тела. Возраст наиболее частого проявления таких нарушений — 5-7 лет. Галлюцинации подобного характера элементарны — искры, вспышки света, контуры или образы людей, животных, а из звуков детям слышатся окрики, стук, голоса птиц или животных. Все эти видения воспринимаются ребенком как сказка.
Дети разного возраста могут страдать и от проявлений шизофрении. В этом случае все галлюцинации приобретают сложный, зачастую зловещий характер. Сюжет галлюцинаций сложный, часто несущий опасность для здоровья или даже жизни малыша. Для детей более старшего подросткового возраста, а это 12-14 лет, характерно развитие вкусовых и тактильных галлюцинаций, ребенок начинает отказываться от ранее любимой еды, меняются его характер и поведение.
В особую группу педиатрия и детская психиатрия выделяет детей с врожденными нарушениями восприятия. В этих случаях ребенок растет и учится компенсировать недостаток одних ощущений усилением развития других сенсорных способностей. Классический пример — ребенок с врожденной тугоухостью отличается отменным зрением, подмечает мельчайшие детали, обращает большее внимание на незначительные подробности окружающей действительности.
Восприятие — основа познания окружающего мира во всех его проявлениях. Для того чтобы чувствовать, человеку даны шесть органов чувств и девять разновидностей рецепторов. Но помимо ощущений, полученная информация должна быть передана в соответствующие отделы головного мозга, там пройти процесс переработки и анализа, составления общей картины действительности на основании комплекса ощущений и жизненного опыта. Результат восприятия — картина окружающей действительности. Нарушения хотя бы в одном звене цепочки получения картины мира ведут к искажению реальности. Психиатрия как область клинической медицины изучает причины появления, ступени развития, признаки и симптомы, способы лечения и профилактики расстройств восприятия как отдельных явлений, так и компонентов общих проблем со здоровьем человека.
Проекция
Одним из видов психологической защиты является проекция, когда неблаговидные мотивы и действия индивидуум приписывает другим людям. Например, завистливый человек обвиняет окружающих в зависти, глупому все кажутся глупцами, а агрессивный видит агрессию в других. В стремлении человека считать, что окружающие имеют недостатки, присущие ему самому, и состоит проекция. Раздражительность, вспышки гнева, мнительность – разные причины стресса – переносятся на другого. Сам человек забывает, что это его проблемы, дистанцируется от них. Лучшим методом избавления от психологической проекции – здоровая самокритика.
Метаморфоза мировоззрения
Первый шаг на пути к перезагрузке — это изменение своего мировоззрения. Смотреть на вещи шире, быть более внимательным собеседником, эффективнее решать проблемы — всё это проще сказать, чем сделать. Но есть привычки, которые могут помочь.
Пятиминутный тайм-аут
Погорячился, ляпнул, не подумав, — большинство из нас жалеют, когда в спорах говорят не те аргументы или делают это излишне эмоционально. Один из основателей известной компании 37signals, а также соавтор популярного блога Signal vs Noise Джейсон Фрайд (Jason Fried) придумал простое решение этой проблемы — пятиминутный тайм-аут.
Однажды на конференции я до хрипоты спорил с оппонентом. Пока тот вдруг не сказал: «Парень, возьми тайм-аут!». Я спросил, что он имеет в виду? Он ответил, что иметь разные точки зрения и отстаивать их — это нормально. Но для понимания и принятия некоторых идей нужно время.
Подумай пять минут, а потом скажи, хочешь ли ещё спорить. Он был прав. В той дискуссии я хотел просто что-то доказать, а не чему-то научиться.
Иногда у вас нет даже пяти минут — нужна мгновенная реакция. Но во время общения по e-mail, в социальных сетях или даже отвечая на вопросы на конференции, вы можете выдержать достаточно долгую паузу, взвесить и обдумать свой ответ. Позвольте мозгу «переварить» входящую информацию — это обязательно повлияет на ваши собственные взгляды.
Калейдоскоп суждений
Дэвид Фостер Уоллес (David Foster Wallace), один из самых заметных американских прозаиков современности, неоднократно отмечал опасность эгоцентричного мировоззрения и мышления «по умолчанию». По его мнению, крайне важно примерять на себя чужую точку зрения.
Представьте, что вы стоите в очереди в супермаркете. Перед вами — женщина с маленьким ребёнком. Он капризничает, она шлёпает его по попе. Не спешите осуждать её, подумайте, как бы вы поступили на её месте?
Другой пример. Вас подрезали на дороге. Первая реакция — негатив, но если представить себя в роли невежливого водителя и подумать, какие причины у вас могли бы быть для этого, то суждение о ситуации может измениться. Уоллес рекомендует регулярно проделывать такие трюки — это позволит лучше понимать окружающий мир.
Взгляд со стороны
Ещё один эффективный приём, описанный Уоллесом, — посмотреть на свою работу, творчество или просто день со стороны.
Учёные придумали метод, позволяющий снять раздражение. Для этого нужно изложить раздражающую ситуацию (устно или письменно) от третьего лица. Предполагается, что такой подход позволяет подойти к оценке ситуации объективно, абстрагировавшись от негативных эмоций, связанных с этим опытом. Такого рода дистанцирование может изменить не только взгляды на ситуацию, но и саму ситуацию.
Моё видение — это всего лишь моё видение. Оно не единственное. Взглянуть на ту или иную ситуацию «со стороны» — хорошее упражнение для саморазвития.
Этот приём нередко выявляет скрытые проблемы, которые вы не могли увидеть из-за умвельта.
История открытия
Внимание восприятие реальности начало получать с 1899 года. Иллюзии были знакомы людям и раньше, но воспринимались как что-то мистическое и пугающее.
Первые исследователи в этом направлении проводили эксперименты для доказательства того, что иллюзии строятся на ожидании людей. Эти опыты касались поднятия тяжестей в слепую. В ведрах было одинаковое количество песка, но людям говорили, что сейчас им дадут поднять ведро еще тяжелее. Участники эксперимента поверили, что одинаковые по весу ведра тяжелее друг друга.
Первым ученым, который проводил такие эксперименты, был Р. Мюллер. Он предлагал людям оценивать одинаковый вес в разных по размеру емкостях.
После проведения экспериментов Мюллер представил личные доводы относительно подобных искажений в вюрцбургской школе. Ученые из других европейских психологических школ начали развитие, изучение данного понятия в первой половине XX века. Они называли иллюзией аномальные явления, которые происходят в природе —миражи, зрительные искажения из-за преломления света. Такого мнения придерживались психологи из школы Гештальта.
Далеко и близко
Расстройства ощущений и восприятия полученных данных тесно взаимосвязаны. Рецепторы, которые получают информацию об окружающей действительности, передают нервные импульсы в мозг, где происходит анализ, переработка полученных сведений и возникает ответная реакция в виде представления о предмете или явлении, воздействующем на рецепторы. Причем такое воздействие некоторые из рецепторов должны получать при непосредственном контакте с объектом, а некоторые — через пространство. Так, к примеру, вкусовые ощущения возникают при попадании пищи в полость рта и на язык. А вот зрение позволяет видеть объекты на расстоянии. Восприятие полученных сведений через различные органы чувств и рецепторы — основной механизм познания мира человеком. Расстройства восприятия — сложная физиологическая и психологическая проблема.
Познание себя
Психологические способы защиты в момент травмирующей ситуации могут сгладить эмоциональный дискомфорт. Но продолжительное пребывание в рамках трансформированной реальности уменьшает приспособление к окружающему миру и, скорее, может вызвать невроз и депрессию. Различные причины стресса, которые послужили внутренним конфликтам, необходимо прочувствовать, вывести на сознательный уровень. Умение познать себя даст возможность стать зрелой личностью и обрести душевную гармонию. Обладая ясным мышлением, умением взглянуть на себя со стороны, оптимизмом и жаждой жизни, человек обретает высокий уровень психологической защищенности.