Происходящее вокруг человека постоянно влияет на его сенсорную систему, но не все раздражители она отражает одинаково точно. Человек, увлеченный беседой с другом, игрой или работой, другим важным для него занятием, может не замечать происходящего вокруг. Четко воспринимается и осознается только то, что происходит в поле зрения, все же остальное отступает на второй план. Внимание — это
именно то, что обеспечивает осознавание процесса, на котором сосредоточен человек.
Что такое внимание
Вниманием называют восприятие, избирательно направленное на конкретный объект, который вызывает повышенную заинтересованность. Это обязательное условие овладения новыми знаниями, навыками, выполнения любой задачи. Внимание, как психическая структура, придает осознанный характер деятельности человека, стимулирует и регулирует ее.
Действовать — значит быть внимательным к объектам деятельности. Напряжение во время осуществления какой-либо деятельности всегда связано с напряжением внимания. Оно служит внутренним условием психической активности, благодаря которой раздражители, воспринимаемые органами чувств, отражаются в сознании субъекта, а каждый акт целенаправленной деятельности становится осознаваемым.
Если отвечать на вопрос о том, что такое внимание
, более простыми словами, то это то, от чего зависит полнота, ясность, четкость восприятия и представлений при решении ежедневных задач.
Внимание — психологическое явление, тесно связанное с природным приспособлением организма к выживанию во внешней среде, ориентировочными рефлексами. Они проявляются в более четких установках на максимально ясное восприятие значимых для человека явлений.
Физиология внимания более сложная. Большое значение в возникновении сосредоточенности принадлежит ретикулярной формации. Это сеткообразное образование в головном мозге, усиливающее значимые внешние сигналы, пропускает их в кору мозга и загаживает менее значимые. Это способствует отсеву стимулов, достигающих зоны осознания.
Разная активность человека актуализируют разные виды внимания — непроизвольное, произвольное, постпроизвольное.
Произвольное внимание связано с сосредоточенностью сознания человека на объекте-раздражителе. Этот вид внимания актуализируется именно потому, что сам объект или его особенности привлекают, а часто заставляют полностью сосредоточиться на них. Раздражители отличаются внезапностью, выразительностью, большой интенсивностью, новизной, контрастом, выделением на определенном фоне, подвижностью в пространстве. Например, раздражителем может быть грохот проходящего поезда, который заставляет повернуть голову в сторону железной дороги всех, кто находится рядом и слышит его, или звук низко летящего самолета.
Такая сосредоточенность является проявлением первой, эволюционно и онтогенетически наиболее ранней формы внимания.
Произвольное внимание — следующая, более совершенная форма психического процесса, присущая человеку. Оно осознанно направляется и регулируется индивидом, позволяет проявлять активность, определять цели, удерживать сосредоточенность на их достижении.
Человеку необходимо прикладывать усилия, чтобы сохранять сосредоточенность. Особенно, когда речь идет о новых, ранее незнакомых объектах или неинтересных, непривлекательных. Произвольное внимание тесно связано с волей, способностью преодолевать внешние и внутренние препятствия.
Произвольное внимание возникает и развивается во взаимодействии с трудом и речью. Обладание ею позволяет индивиду осознать цель, сформировать собственное намерение быть внимательным, обеспечивает непрерывный контроль за действиями.
Оба вида внимания тесно связаны и могут стимулировать возникновение друг друга. Например, приступая к выполнению нового, сложного задания человеку приходится приложить максимум волевых усилий, чтобы сконцентрироваться на работе. Сначала это сложно, но постепенно человек углубляется в процесс выполнения задания. Включается непроизвольное внимание, поскольку работа захватывает и начинает быть интересной.
Такой вид внимания носит название вторично непроизвольного или постпроизвольного. Оно включает в себя как признаки произвольного (не требует больших волевых усилий), так и произвольного (сохраняет целенаправленность и предсказуемость). Переход произвольного внимания в пострпроизвльное делает работу менее напряженной и более эффективной.
В таблице приведены основные характеристики разных видов внимания.
вид внимания | условия возникновения | основные характеристики |
непроизвольное | действует сильный, контрастный или значимый раздражитель, вызывающий эмоциональную реакцию | непроизвольность, легкость возникновения, приключения |
произвольное | постановка задачи | направленность в соответствии с задачей, требует усилия воли, утомляет |
постпроизвольное | вхождения в деятельность и вызванный этим интерес | сохраняется целенаправленность, снимается напряжение |
Управление сосредоточением сознания
С необходимостью такого навыка сталкиваются многие люди. Этот навык помогает полностью сконцентрироваться на работе, игнорируя все внешние раздражители и замечая только ту информацию извне, которая действительно важна.
Достичь мастерства в управлении концентрацией сознания, умении осознанно направлять его поток на тот или иной объект помогут упражнения для развития зрительного и слухового внимания и его концентрации.
Функции внимания
Многие ученые сравнивают внимание с линзой, которая в ясную погоду фокусирует солнечные лучи и поджигает дерево. Внимание же фокусирует умственные силы человека, направляет их на решение самых насущный в определенный момент задач. Именно сосредоточенность на объектах дает возможность видеть глубоко, ясно, и детально, успешно решать проблемные задания.
Кроме того, внимание выполняет и другие функции:
- обеспечивает избирательность когнитивных процессов, позволяя человеку взаимодействовать только с самой насущной и наиболее ценной для него в данный момент информацией;
- активизирует направленность — помогает сосредоточиться и удерживать внимание на конкретном объекте, переключаться с одного объекта на другой;
- активизирует целенаправленность — позволяет выбрать и поддерживать оптимальный уровень активности, необходимый для выполнения поставленной задачи.
Если человек распыляется, задействует собственные когнитивные и продуктивные ресурсы одновременно не решение многих задач, у него остается мало сил, а результативность работы снижается. В то же время, последовательное сосредоточение внимания сначала на одном, затем на другом объекте позволяет добиться успеха.
Внешне- и внутренне-направленное внимание
Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание.
Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека.
Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.
Основные свойства внимания
В разных видах деятельности человеку приходится задействовать разные свойства внимания. Иногда необходима молниеносная точность в восприятии движений, в другом случае — длительная сосредоточенность на одном объекте или нескольких. Внимание человека
обладает разными свойствами. Рассмотрим их подробно.
Устойчивость
Это свойство проявляется в способности длительно сохранять сосредоточенность на объекте. Характеризуется устойчивость тем временем, в течение которого у человека сохраняется целенаправленность, поэтому является обязательным условием доведения любой задачи до конца. Стимулируют устойчивость такие факторы:
интерес и связь объекта с интересами субъекта, его потребностями;
избирательность объекта;
личностные особенности субъекта.
Способность сохранять устойчивое внимание зависит также от силы нервных процессов, характера деятельности, присущих человеку привычек и умения работать
.
Отвлечение
Свойство переключать внимание на объекты, не имеющие отношения к поставленной задаче, противоположно стойкости. Чем она меньше, тем чаще и легче человек отвлекается от основного задания, тем сильнее снижается продуктивность его деятельности. Отвлекающими факторами могут быть резкие и сильные, внезапные и динамические раздражители, вызывающие ряд эмоциональных реакций.
Преодолеть склонность отвлекаться можно, тренируясь выполнять задания в не совсем благоприятной для этого обстановке.
Колебание
Еще одно свойство, тесно связанное со стойкостью внимания. Его проявление заметно по тому, как в процессе выполнения какой-либо задачи внимание человека периодически становится более или менее интенсивным.
В естественных условиях колебания практически незаметны, но когда нужно сосредоточиться на мелких объектах, то колебания происходят часто — через каждые 2-5 секунд и заставляют человека невольно отвлекаться. В условиях, когда человеку приходится удерживать внимание на грани возможностей, колебания происходят еще чаще и быстро истощают энергетический потенциал нервной системы.
Основная причина колебаний — необходимость восстановления работоспособности корковых структур и снижение их напряженности. На колебания влияет сила нервной системы, условия, содержание, длительность и напряженность выполняемого задания.
Зная о колебании, необходимо планировать смену деятельности, перерывы в работе, избегать дублирования и автоматизации процессов, чтобы избежать негативных последствий.
Концентрация
Концентрация — это интенсивность сосредоточенности на определенном объекте. Чем сильнее сосредоточенность, тем активнее тормозится действие побочных раздражителей, тем более целенаправленной и продуктивной становится деятельность. Концентрация проявляется тем, что внимание поглощается одним объектом.
Показатель интенсивности концентрации — устойчивость к препятствиям, невозможность отвлечь внимание с предмета деятельности на посторонние раздражители.
Переключаемость
Осознанное перенесение внимания с одного объекта на другой называют переключением. Оно затруднено при высокой концентрации и облегчается при наличии связей между содержанием предыдущей и следующей деятельности, интереса к следующей деятельности. Облегчает переключение внимания привычка к этому, а также понимание важности следующего задания.
Способность переключать внимание дает возможность быстро реагировать на изменяющиеся условия, переходить к новому виду деятельности.
Распределение
Распределение внимания актуализируется при необходимости выполнять одновременно несколько действий или сохранять сосредоточенность на нескольких объектах. Чтобы распределение было эффективным необходимо, чтобы алгоритм выполнения хотя бы одного действия был отточен до автоматизма.
Объем
Объем внимания характеризуется тем количеством объектов, которые человек способен воспринимать и осознавать одновременно. Нормативно за 0,1 секунды человек может воспринять от 4 до 6 объектов, не связанных между собой.
Непроизвольное
Непроизвольное внимание является самым древним и пассивным типом, которое возникает вне зависимости от человеческого сознания и поддерживается без приложения волевого усилия.
Как различают активное и пассивное воображение в психологии? Узнайте об этом из нашей статьи.
Причины и условия возникновения
Причина непроизвольного внимания кроется во внешнем мире (окружающей среде). Но оно также зависит от эмоциональных и инстинктивных предпосылок (особенностей) индивида.
Какое-либо явление, объект или деятельность захватывают человека из-за своей уникальности, занимательности, значимости и т.д.
Большую роль играет характер раздражителя: насколько он заметен в условиях окружающей среды и как сильно выделяется на общем фоне.
Яркие цвета, интенсивные запахи, чересчур громкие звуки и выразительные тактильные ощущения «,переключают», внимание человека на себя.
При этом нет абсолютного показателя, отражающего силу раздражителя. Ведь в темной комнате свет фонарика будет привлекать к себе внимание, в то время как в освященном помещении включенный фонарь может остаться незамеченным.
Соответствие внутреннему состоянию человека , еще один значимый критерий. Голодный человек будет реагировать на изображение и запах пищи гораздо активнее, чем сытый.
Общая направленность личности тоже влияет на непроизвольное внимание. Человек будет направлен на восприятие объектов и ситуаций, связанных с приоритетными для него видами деятельности и интересами.
Теории внимания
Множество выдающихся ученых изучали феномен внимания и разработали собственные теории.
Одной из первых и популярных стала рефлекторная теория внимания, разработанная Сеченовым, Павловым и Ухтомским. Она связывает факторы, которые вызывают развитие внимания с влиянием внешней среды. Раздражители действуют на рецепторы, импульсы передаются в головной мозг человека, вызывают ориентировочные рефлексы и активизируют приспособительные реакции. Они изменяют протекание процессов в коре больших полушарий и формируют очаг оптимального возбуждения (формулировка Павлова) или доминанту (по Ухтомскому). Параллельно возникает торможение в других участках коры.
Теодюль Рибо связывал внимание с эмоциями и считал, что они и являются фактором, на фоне которого формируется сосредоточенность. В этом состоянии происходят определенные физиологические изменения — активизируется кровообращение, возникают сосудистые и моторные реакции. Сосредоточенность сопровождается движением всех частей тела, это способствует поддержанию внимания.
По теории Гальперина, внимание — это психологический акт, направленный на содержание образа или мысли. Внимание контролирует содержание и является неотъемлемым элементом ориентировочной и исследовательской деятельности. Одновременно с тем внимание — это не отдельный процесс, оно всегда направлено на то, что появляется в результате других процессов, способствует формированию и совершенствованию умственной деятельности.
Теория Бродбента трактует внимание, как процесс фильтрации поступающих из внешней среды стимулов. Объем данных, на которых человек способен сосредоточиться, зависит от пропускной способности канала, через который происходит восприятие.
Теория Рибо и Ланге отводит важную роль движениям. Ученые считают их внешним проявлением и фактором формирования внимания.
Энтони и Диана Дойч считают, что информация изначально проходит обработку оперативной памятью, а только потом происходит ее отбор. Поскольку объем памяти не безграничен, то в ней остается только часть информации. Уже ей присваивается статус важной или неважной.
Гоноболин, Страхов, Добрынин, Милерян считают, что внимание прямо связано с деятельностью, в ней внимание существует и ею поддерживается. По мнению ученых, быть внимательным — значит проявлять активность в отношении конкретных объектов.
Изучением внимания занимались и другие ученые. Достойны изучения теории Льва Выготского, Уильяма Джеймса, Дмитрия Узнадзе и других исследователей.
Произвольное
Основная особенность произвольного внимания , это привязка к сознательным устремлениям и управляемость.
Подобный тип подчиняется воле и трудовому усилию.
Также данный тип называют активным и преднамеренным.
Физиологический механизм
Базовая функция произвольного внимания , регуляция психических процессов. В основе физиологического механизма лежит избирательная активация отделов коры головного мозга и их функциональное объединение под воздействием управляемой локальной активации.
Психологическая особенность
Когда человеку необходимо достичь определенного результата, он разрабатывает план действий, в который включена задача концентрации на чем-либо, чтобы подавить непроизвольное желание «,распылить», внимание на более приятные и увлекательные вещи.
Человек руководствуется категорией «,надо»,, отвечая требованиям деятельности.
Произвольное внимание не обусловлено контрастностью внешних воздействий. В процессе концентрации человек игнорирует интенсивные раздражители и может концентрироваться даже при условии отсутствия интереса.
Через 20 минут преднамеренной концентрации индивид утомляется, и способность управлять вниманием слабеет.
Маленьким детям не подвластно произвольное внимание, так как сознание еще недостаточно развито.
Управляемая концентрация на чем-либо вырабатывается после двух лет.
Как работают мотивации достижений и мотивации избегания неудач? Ответ вы найдете на нашем сайте.
Примеры
Примеры:
- Индивиду необходимо подготовить отчет к совещанию. Он сознательно исключает вероятность влияния раздражителей (телевизор, громкие звуки за окном, сообщения в мессенджерах), организует рабочее место и концентрируется на необходимых документах, усилием воли заставляя себя игнорировать приятные мысли о предстоящих выходных и встрече с друзьями.
- Девочка переходит дорогу. В этот момент ее занимает красивая витрина на другой стороне улицы.
Но она намеренно концентрируется на правилах дорожного движения и проезжающих машинах, чтобы не попасть в аварийную ситуацию. - Находясь в шумном кабинете, сотрудник сознательно не прислушивается и уводит внимание от интересного разговора коллег, обращая внимание лишь на текущую деловую переписку с клиентом, так как необходимо закрыть сделку до обеда.
- Парень поставил себе задачу прочитать две главы из учебника по физике, после чего он сможет пойти во двор и поиграть в футбол с друзьями. Усилием воли он отвлекается он интересной телепередачи и погружается в чтение, чтобы быстрее справиться с задачей.
Особенности внимания
В обыденной жизни, в работе человек может находиться в состоянии внимания, невнимания и рассеянности. Степень внимательности — врожденное свойство, которое в течение жизни может совершенствоваться в зависимости от потребности, обстоятельств и опыта.
У внимательного человека преобладает произвольное и послепроизвольное внимание, у него имеется цель, хорошо развита воля, он понимает, к чему стремится. Невнимательный человек не может сосредоточиться на предмете, понять суть событий или вещей. У рассеянного человека степень внимания находится на середине континуума между вниманием и невниманием. Действия рассеянного отличаются поверхностной направленностью и неспособностью сосредоточиться на конкретном объекте.
Внимательность и невнимательность отражаются на всех сферах деятельности человека. Внимательность необходима для чувственного и рационального отображения действительности, выстраивания мыслей в логический ряд. Невнимательность в каждом случае связана с неумением фокусироваться и удерживать сосредоточенность. Это приводит к трудностям в когнитивной сфере — нарушается последовательность, логичность и доказательность суждений, мысли отвлекаются эмоциональными реакциями.
Ирина Шербул
Понятие «внимание» в психологии
Под понятием «внимание» в психологии подразумевается сосредоточенность во время психической деятельности на каком-либо объекте.
Все действия, которые сопровождаются пристальным вниманием всегда чётки и актуальны, благодаря чему мозг сможет воспринять именно те «раздражители», которые относятся к деятельности человека на текущий момент.
Следовательно, «внимание» может быть осуществлено только в определённой направленности деятельности конкретного человека. Например, если восприятие слуховое, то благодаря вниманию, можно подметить мельчайшие звуки, причём именно те, которые нужно услышать, отвлекшись от сторонних звуков.