10 распространенных жизненных проблем и способы их решения

Принятие решений в работе, бизнесе и обычной повседневной жизни в огромной степени связано с решением разного рода проблем. От того, насколько эффективно и грамотно человек их решает, может зависеть не только положение дел на той же работе, но и благополучие, причем не только материальное, но и эмоциональное и психическое. Именно поэтому мы решили посвятить первый урок нашего курса конкретно этой теме. Начнем же мы с разговора о том, что вообще такое проблемы и как они классифицируются.

Понятие и суть

В психологии понятие «проблема» имеет несколько значений. Чтобы выделить трудности, имеющие психологический характер, нужно ориентироваться на корень их возникновения. У психологической проблемы он внутренний: связан с представлением человека о мире, самом себе, межличностных взаимодействиях.
Психологические проблемы часто имеют неявные симптомы и мешают реализации в нескольких жизненных сферах. Можно выделить 4 основные зоны, которые затрагивают психологические проблемы:

  1. Индивидные трудности. Тесно связаны с телесностью. Человек, имеющий расстройства в этой сфере, часто имеет проблемы с физическим здоровьем. У него есть явные или мнимые изъяны во внешности, сексуальная дисфункция, возможна инвалидность или хроническое заболевание.
  2. Субъектные трудности. Связаны с выполнением целенаправленных действий. Люди, имеющие проблемы в этой сфере, имеют слабую волю, низкий уровень интеллекта, у них недостаточно мотивации для саморазвития. Субъектные проблемы не только ограничивают возможности, но и мешают искать пути выхода из сложных ситуаций.
  3. Личностные трудности. Препятствуют человеку быть полноценным членом общества, участвовать в социальной жизни. У таких людей заниженная самооценка, они не чувствуют себя частью группы.
  4. Индивидуальные трудности. Связаны с самореализацией. Самый сложноосознаваемый тип проблем, поскольку тяжело поддается описанию и классификации. К таким проблемам относятся страхи, связанные с жизненными потерями: внезапная смерть близких, заболевания, ощущение пустоты, потеря смысла жизни.

Психологические проблемы есть практически у каждого человека, но уровень психологической грамотности остается низким. Часто человек проживает с проблемой всю жизнь, не догадываясь, что от нее можно избавиться. Поэтому важно уметь замечать симптомы и вовремя от них избавляться.


Потеря смысла жизни

Депрессия

  • Как часто встречается: каждый шестой человек сталкивается What Is Depression? с депрессией хотя бы раз в жизни.

Триггером для возникновения этого нарушения становятся разные ситуации: потеря работы, смерть близкого, болезнь, роды. Основной симптом Clinical depression — подавленное настроение. Но, в отличие от печали, депрессию нельзя преодолеть, «просто взяв себя в руки». В таком состоянии любимые занятия вроде общения с близкими, спорта, секса не приносят удовольствия. Поэтому постепенно человек теряет к ним интерес.
У многих людей падает самооценка, им становится трудно принимать даже самые простые решения. А это усугубляет чувство собственной никчёмности и беспомощности. Переносить эти ощущения становится настолько сложно, что иногда депрессия оборачивается мыслями о суициде или желанием навредить себе.

К психологическим симптомам могут присоединяться физические:

  • потеря аппетита или, наоборот, неумеренность в еде;
  • запор;
  • необъяснимые боли в теле;
  • слабость;
  • нарушения менструального цикла;
  • бессонница или постоянная сонливость.

К доктору стоит обратиться, когда эти признаки сохраняются дольше Clinical depression двух недель. Но если возникают мысли о суициде, помощь нужно искать как можно быстрее.

В период депрессии может казаться, что уже никто не способен вытащить человека из этого состояния. Но это не так. При правильном лечении большинство людей полностью Clinical depression выздоравливает. В клинике психиатрии и психотерапии EMC опытные доктора работают с депрессией любой тяжести и другими психическими расстройствами. Здесь помогут правильно диагностировать заболевание и составят индивидуальную программу лечения. Когда расстройство протекает тяжело, острые периоды можно провести в стационаре клиники. EMC оказывает поддержку всей семье пациента: здесь есть программы, которые научат общаться с теми, у кого ментальные проблемы, и вовремя выявлять ухудшение состояния.

Узнать больше

Психосоматика

На первый взгляд, психическое здоровье не оказывает особого влияния на физическое состояние. Пациенты, приходя на прием к врачу, описывают только физические симптомы, не упоминая о психологических трудностях. Врач не может правильно поставить диагноз, лечение затягивается и не дает результатов. Физические проявления болезни не уйдут, пока не будет устранена истинная причина — психологическая.

Чтобы понять, как нервное напряжение влияет на организм, нужно открыть анатомический атлас. Все органы связаны и объединены двумя системами: кровеносной и лимфатической. В норме все процессы функционируют непрерывно: с кровью в организм поступают питательные вещества, а вместе с лимфатической жидкостью они выводятся из организма.

Но если психологическое равновесие нарушено, возникает нервное напряжение. Мозг, как внутренний менеджер, запускает механизм выживания, заставляющий надпочечники вырабатывать гормон стресса. В ситуации реальной опасности это придает человеку сил, чтобы убежать или вступить в сражение. Психологическая проблема не воспринимается, как объективная опасность, человек остается напряженным и избыток гормонов не расходуется. Постепенно гормон стресса вмешивается в работу головного мозга, пищеварительной и сердечно-сосудистой системы.

Соматическое проявление болезни — наличие симптомов при отсутствии физиологической причины. Блуждающие боли, мышечные спазмы, отеки, мигрень, внезапный приступ аллергии — все эти признаки могут быть соматическими. Если анализы и УЗИ не помогли найти причину недомогания, нужно обратиться к психологу.

Отсталость развивающихся стран

Давно замечено, что богатство в мире распределено неравномерно. Большинство развитых и процветающих стран располагаются на севере (Европа, Северная Америка, Япония), в то время как южные государства по большей части неблагополучны. При этом уровень неравенства в мире только возрастает. Так, доходы 500 самых богатых людей Земли равны доходам 420 млн беднейших жителей мира.

Следствием столь неравномерного распределения богатства являются миграционные потоки, направленные с Юга на Север. Европа сталкивается с рекордным количеством мигрантов из Африки и Азии. При этом ощущение несправедливости в распределении доходов увеличивает антиамериканские и антизападные настроения, а также является почвой для развития экстремистских идеологий, эксплуатирующих межрелигиозную, межрасовую и межнациональную ненависть.

Решить эту проблему можно было бы за счет прямой финансовой помощи отстающим странам со стороны развитых. Однако на сегодня ее масштабы крайне малы. Более того, из-за высокой коррупции значительная ее часть оседает в карманах чиновников отстающих государств и не доходит до основной массы населения.

Виды

Сложно составить единую классификацию психологических трудностей: их слишком много и часто они специфические. Наиболее распространенные проблемы:

  1. Проблемы коммуникации. К ним относится чувство одиночества, неумение налаживать контакты с другими людьми, боязнь людей, общения. В запущенных случаях проблемы коммуникации лишают человека всех возможностей развития: в отношениях, работе, личной жизни.
  2. Возрастные кризисы. Наиболее известны проблемы подросткового кризиса: агрессия, перепады настроения, склонность к асоциальному поведению. Кризисы сопровождают человека всю жизнь. Зная об этом, переносить их легче.
  3. Семейные проблемы. Распространенный тип психологических трудностей, который влияет на другие жизненные аспекты. Детско-родительские отношения определяют цели и стремления человека, даже если он отрицает это. Решение проблем внутри семьи обычно требует долгой терапии и сопряжено с сильными эмоциональными переживаниями.
  4. Проблемы отношений с противоположным полом. К ним относятся и эмоциональные, и сексуальные расстройства, боязнь отношений.
  5. Проблемы индивидуального развития. К ним относятся проблемы, которые спровоцировала внешняя обстановка. У человека, выросшего в традиционной семье, уровень доверия к миру высокий, а тревожность низкая, у человека из дисфункциональной неполноценной семьи — наоборот.

Однозначно определить, какая именно проблема является основной, невозможно. Это всегда комплекс причин, влияющих на человека. И устранять их нужно также комплексно, иначе симптомы будут постоянно возвращаться.

А ЕСЛИ БОЛЬНО, ПЛОХО ИЛИ ПРОСТО НЕУЮТНО ЖИТЬ?

Итак, вам больно, плохо или просто неуютно жить. Это означает, что ваши прежние модели поведения, взгляды на жизнь, способы взаимодействия, наверное, вполне эффективные в детстве или юности, теперь не спасают вас, не помогают, попросту не работают на новом этапе вашей жизни. Скорее всего, не все, но некоторые, возможно, наиболее важные в этот момент. Очень часто вы даже не осознаете, что это за модели, как именно вы поступаете и как еще можно поступать в таких ситуациях.

Причем, чем более жестким было воспитание, тверже убеждения ваших родителей, тем более узким будет ваше представление о том, как устроен мир. В детстве ограничения и запреты были вам необходимы, чтобы обеспечить вашу безопасность. Но когда вы выросли, вам важно научиться смотреть на мир шире. Сделать это без посторонней помощи очень непросто, отчасти потому, что вы уже совершенно убеждены — мир устроен именно так, как вы привыкли его воспринимать.

Что если упорно трудиться или всем помогать, во всем себе отказывая, то будет счастье.

Или если быть послушным, хорошим, приносить себя в жертву идее или человеку, то непременно настигнет воздаяние или награда.

Вот только со временем вы понимаете, что уже столько сил положено на то, чтобы всего этого достичь, а никак не получается: любимые бросают, родители все равно чем-то недовольны, начальство не признает, ни счастья, ни воздаяния, ни награды. Как же так? Вы же так старались! И чем еще это объяснить, как не мировой несправедливостью?

Объяснить можно. Например, вашим нежеланием прощаться с детскими представлениями и иллюзиями. Более того, какое-то время вы будете не готовы даже к тому, чтобы согласиться, что это иллюзии. И правильно — для этого нужно время и чей-то взгляд, который поможет увидеть вам, к чему приводят в теперешней жизни ваши устоявшиеся представления.

Сначала, возможно, вы будете встречать подобные открытия с сопротивлением. И это понятно. Ваша психика с детства понастроила себе крепостных стен и бастионов на случай всяких неожиданностей и неприятностей, и теперь не готова так просто отдать вам эти стены на растерзание. Кто ж будет вас защищать, если все стены развалите? А вдруг кто-то или что-то причинит вам боль или ранит? А вы без стен? И что тогда вас защитит? Вот именно поэтому перестройка ваших представлений и защит будет происходить очень постепенно. Ведь быстро развалить старые защиты, к счастью, психотерапевт не сможет: ваша психика будет упорно сражаться за поддержание своей внутренней экологии.

Пример.

В детстве в вашей семье главной ценностью было быть умным, много и постоянно учиться, блистать эрудицией, все время повышать свой интеллектуальный уровень. Поэтому вам ничего не оставалось, как много учиться, все время демонстрировать свои знания, чтобы быть принятым и любимым в вашей семье, потому что ребенку-изгою почти невозможно выжить. В школе и институте у вас было все отлично — вы умели учиться и выдавать свои знания на радость вашим учителям и родителям.

Но вот наступил новый этап вашей жизни: вы пришли на работу, а там уже не нужно ваше умение учиться или демонстрировать свой интеллект, там нужно уметь взаимодействовать с людьми или совершать ответственные выборы или выдавать нестандартные решения. А вы продолжаете блистать эрудицией, и вам не понятно, почему вас не уважают коллеги, а начальство считает, что вы плохо справляетесь. Вы же такой умный! Умнее их всех! Вы пытаетесь умничать еще больше, и это почему-то приводит к еще худшим результатам…

Потом наступает новый этап в вашей жизни. Уже все ваши сверстники повлюблялись не по разу, некоторые уже женились, особо одаренные уже даже развелись. А у вас так и не было нормальных долгосрочных отношений. И понятно почему, во-первых, все девушки — ужасные дуры. С ними скучно. А если им начинаешь рассказывать о какой-либо новейшей теории, их взгляд стекленеет, и дальнейшая беседа теряет всякий смысл. Они интересуются вами, но недолго, поскольку не могут долго удерживать в фокусе внимания смысл того, что вы им вещаете. Вам никак не уловить, что вместо ваших теорий они хотят слышать что-то другое. Но что?

И вот вы в кризисе. Недовольство начинает накапливаться по всем фронтам. При этом вам совершенно не понятно, за что? Ведь вы же все делали правильно: учились, много знаете, тогда почему все так?

Причины возникновения трудностей

Психологическая проблема — реакция психики на внешнюю среду, и искать причину стоит не в человеке, а в его окружении. Факторы, затрудняющие адаптацию:

  1. Ошибки в воспитании. Слишком сильный родительский контроль также опасен, как и безразличие. В первом случае ребенок лишается ощущения себя как самостоятельной личности. Во втором — не может доверять родителям, чувствует себя ненужным и одиноким.
  2. Завышенные ожидания. Если в своих мечтах человек успешный, а в реальности реализовать себя ему не удается, у него развивается нарциссическое расстройство. Оно часто развивается у подростков, становится причиной наркологической зависимости, агрессии, потери связи с реальностью.
  3. Пребывание в опасной ситуации. Когда человек попадает в ситуацию, несущую реальную угрозу жизни (например, в зону военных действий), психика мобилизует все ресурсы и быстро истощается. Если из ситуации удается выйти, развивается ПТСР — расстройство, при котором человек повторно проживает эмоции, которые испытывал во время опасности. Без лечения это может привести к развитию паранойи, шизофрении.

Поиском причины появления проблем должен заниматься психолог. Если он обнаруживает запущенное расстройство, может понадобиться медикаментозное лечение. Этим уже занимается психиатр.


Агрессия у подростков

Сущность человека в философии

Процесс развития философского мышления непрерывен, поэтому философия человека каждой эпохи отличалась от предыдущей. Современная философия выделяет 4 основных подхода определения сущности:

  1. Биологический – имеет природное начало.
  2. Социологический – продукт социальных отношений.
  3. Теологический – отражение духовного начала.
  4. Социокосмический – совокупность трех предыдущих аспектов.

Ни один из подходов не является доминирующим, но социокосмический подход позволяет получить более широкое представление о человеческой особи, как о субъекте и объекте изучения.

Типичные симптомы

Симптоматика психологических проблем обширна. Появление одного симптома еще не говорит о наличии проблем, но совокупность 3 и более признаков должно насторожить. Типичные признаки:

  • головные боли;
  • тошнота, появляющаяся по утрам, отвращение к еде;
  • вздутие живота, запор;
  • покалывание в пальцах;
  • частые вирусные заболевания (простуда, герпес)
  • тремор рук, ломота костей, как при гриппе;
  • сильный зуд, желание вымыть руки;
  • повышенная потливость;
  • резкое похудение или набор веса;
  • учащенное сердцебиение;
  • кашель и боль в горле без других симптомов ОРЗ;
  • энурез (особенно у дошкольников);
  • сильное чувство голода, постоянное переедание;
  • чувство усталости без видимой причины;
  • проблемы с потенцией, отсутствие сексуального интереса.

Отдельно стоит выделить паническую атаку, как уникальный комплекс симптомов, свидетельствующих о наличии психологической проблемы. Паническая атака — продолжительное (от нескольких минут до нескольких часов) состояние дискомфорта, при котором больной переживает ряд неприятных ощущений:

  • холод в конечностях, зуд, «мурашки»;
  • затрудненное дыхание, боль в груди;
  • дезориентацию, ощущение «сна наяву»;
  • приступ слабости;
  • головокружение, обморок.

Паническая атака, как и другие симптомы, появляются внезапно. Поначалу они случаются редко, потом частота проявлений возрастает. Если удалось установить, что причина — психологическая, а не физиологическая, для ее устранения потребуется особое лечение.

Понятия жизни, смерти и бессмертия, как одного из фундаментальных вопросов философии

Жизнь у большинства народов воспринималась как негативное явление. Никому доподлинно неизвестно, есть ли жизнь после смерти. Поэтому смерть страшит людей и одновременно является добродетелью – она избавляет от мук физического существования.

Бессмертие – продление жизни до бесконечности. О потенциальной возможности бессмертия задумывались философы всех школ и направлений.

Выделяют следующие виды бессмертия:

  1. Передача генов. Продление своей жизни в детях – основной способ относительного бессмертия, к которому люди прибегают сознательно.
  2. Сохранение тела. Бальзамирование, мумификация, криогенезация позволяют предохранить тело от разложения и дать потенциальную возможность воскрешения к жизни в будущем.
  3. Соединение тела, сознания и Вселенной. Для восточных течений философии, типично восприятие индивида, как части Вселенной, которая после смерти вернется в круговорот материи.
  4. Творчество. Научные открытия и произведения искусства позволяют именам их создателя оставаться в веках.
  5. Состояние измененного сознания. Медитация и аутотренинг позволяют выйти за рамки сознания, проникнуть в другое время, измерение, стать частью Вселенной.

Современное направление философии – трансгуманизм – предполагает, что человеку доступна бессмертность, благодаря бесконечной регенерации клеток организма. В дальнейшем достижения науки позволят продлить жизнь на несколько сотен и даже тысяч лет.

Диагностика состояния психики

Определить причину психологической проблемы можно только при личной консультации со специалистом. Психологи используют несколько способов поиска:

  1. Беседа. С нее начинается диагностика. Найти проблему при первом разговоре обычно не удается, но психолог отмечает, о какой сфере жизни клиент говорит неохотно, и далее работает с ней.
  2. Тесты. Различные опросники, графические методики, тесты свободного выбора помогают выявить скрытые переживания, оценить мировоззрение.
  3. Наблюдение. Проводится в рамках стационара, приемного кабинета или смоделированной проблемной ситуации. Психолог наблюдает, как человек ведет себя, как разговаривает, жестикулирует, в какой позе стоит или сидит. Жесты почти невозможно контролировать, и по ним можно узнать о самовосприятии и мировосприятии человека.
  4. Гипноз. Если пациент скрытен, психолог вводит его в состояние гипноза. Это позволяет выявить подавленные воспоминания, добраться до переживаний, которые пациент игнорирует.

Выявив, что послужило причиной развития проблемы, психолог подбирает подходящее средство терапии:

  • консультации (индивидуальные и групповые);
  • терапевтические игры;
  • тонизирующие и релаксационные упражнения;
  • средства арт-терапии, творческие упражнения, лечение цветом и звуками;
  • сказкотерапию, ведение записей.

Продолжительность лечения и необходимость более серьезных средств подбирается индивидуально. Параллельно психолог занимается просвещением, повышая уровень осознанности пациента.

Проблемы

Если у тебя проблема, попробуй ее решить. Не можешь ее решить, тогда не делай из этого проблемы.
Будда

Проблемы, с ними связана вся наша жизнь. От них никуда не денешься. Как не пытайся избежать проблем, как к ним не относись, а все равно будешь с ними сталкиваться время от времени. Это неизбежно. От проблем мы все испытываем некоторый дискомфорт, а иной раз и страх, в зависимости от того, с какой именно проблемой мы столкнулись. Но какие бы ощущения от них мы не испытывали и как бы к ним не относились, одно очевидно – с ними надо что-то делать. А это не всегда означает, что их надо обязательно решать, это также означает, что с некоторыми из них нужно научиться жить. Тогда человек будет чувствовать себя хорошо, уверенно и даже счастливо, независимо от того, какие проблемы уже есть в его жизни и какие еще возникнут. В этой статье я научу вас этому. Я подскажу вам, как следует смотреть на проблемы, как их решать и как и с ними уживаться, чтобы чувствовать себя нормально и ничего не бояться.

Что такое проблема

Проблема – это задача, у которой нет решения. Точнее, решение есть, но оно не известно тому, кто эту задачу решает, поэтому она превращается для него в проблему. И поскольку в нашей жизни полно задач, которые мы не знаем, как решить, то и проблем у нас у всех великое множество. Другое дело, что не со всеми из них мы непосредственно сталкиваемся, не все задачи, которые мы не знаем, как нам решить, нам вообще нужно решать. Поэтому большая часть проблем, существующих в мире, обходят нас стороной.

Также проблемой может являться непринятие человеком каких-то естественных, но нежелательных для него вещей. Другими словами – проблемой может быть все то, что человек сам посчитает проблемой для себя, не столько из-за того, что он это не понимает, хотя и это тоже, сколько из-за того, что он не может это что-то принять, согласиться с этим. Но тут можно сказать, что люди не принимают что-то тоже из-за непонимания того, зачем это необходимо и из-за неумения с этим жить. А люди со многим, что есть в этом мире, жить не умеют и потому не хотят. Они не принимают мир целостно, со всем, что в нем есть, поэтому во многом нежелательном для себя видят проблемы, коих в действительности нет. Вот с такими проблемами в психологии особенно часто приходится иметь дело. Люди, не то, чтобы с неразрешимыми задачами сталкиваются, они скорее не хотят видеть в жизни какие-то естественные для нее явления. Например, насилие, которое всегда было и есть, но которое многим не нравится, в основном из-за страха перед ним. Они считают насилие проблемой, что не совсем так. Совсем без насилия, скорее всего, жить нельзя, хотя снизить его проявление можно и нужно, и в этом направлении люди добились определенных успехов. Но полностью отказаться от насилия, как и от многих других вещей в этой жизни, невозможно. А значит, надо эти вещи принять, пусть и работать с ними и над ними, но принять надо, чтобы не считать их проблемой для себя. Это можно считать приспособлением к этому миру.

Ну и еще проблемы могут быть субъективными – это когда какой-то конкретный человек не может решить какую-то задачу, и она превращается для него в проблему, или когда именно он в чем-то видит проблему, не принимая чего-то, не соглашаясь с чем-то. И объективными проблемы могут быть, когда никто или большинство людей не могут решить какую-то задачу и потому она становится для них проблемой. Или, когда все или большинство людей чего-то в жизни не принимают, как норму и это также становится для них проблемой. Например, проблема смерти является общей для многих людей, которые не хотят мириться с ней, считают ее чем-то плохим, ненормальным, нежелательным, чего следует избегать и о чем лучше не думать. Это объективная виртуальная проблема, которая не существует сама по себе, она живет в головах многих людей. А объективной реальной проблемой можно считать, к примеру, проблему войн, которые затрагивают жизнь многих людей, делая ее хуже. Эта проблема вполне решаема, пусть ее и сложно решить полностью, но в значительной степени с ней можно справиться. Теперь давайте поговорим о такой необычной стороне этого вопроса, как польза, которую мы получаем от всевозможных проблем.

Польза от проблем

Обычно люди избегают проблем, так как они морально и физически истощают человека, создают ему дискомфорт, иногда и боль, как душевную, так и физическую. Поэтому, большого желания решать какие-то проблемы у людей нет. И многие даже не могут представить себе, что от проблем есть польза, практически всегда. Она не всегда одинаковая, но она всегда есть. И человеку нужно эту пользу всегда искать, когда у него возникают очередные проблемы. Для людей проблема – это что-то неправильное, чего быть не должно. Но на самом деле должно, потому что проблемы весьма значимая часть этой жизни. И основная польза от них – это поддержание человека в бодрствующем, сознательном состоянии и укрепление его внутренних качеств. Говоря о бодрствующем состоянии, я имею в виду бдительность и умственное напряжение, которые человек использует для решения проблем. Если бы не было проблем, как чего-то непонятного и нежелательного, люди бы жили в абсолютно предсказуемом и неизменном мире, что сделало бы их жизнь невыносимо скучной, а их самих до крайности примитивными. Ведь зачем о чем-то думать, если у тебя нет проблем, ты можешь жить в спящем состоянии, совершенно не напрягая свой ум. Такую жизнь можно прожить на автомате, именно, как во сне, когда все идет само собой, а ты простой наблюдатель.

Проблема, а тем более, большая проблема, является прекрасным тренажером для ума и средством закалки характера. Именно так на нее и нужно смотреть, как на средство, делающее нас сильнее. Проблемы дают нам необходимую нагрузку на наш ум, как физические действия дают необходимую нагрузку на мышцы. Если вы будете целыми днями в кровати валяться и ничего не делать, то ваши мышцы атрофируются, и вы станете совершенно нежизнеспособным существом, физически и духовно очень слабым. Также и с умом, если бы всевозможные проблемы его не нагружали, он становился бы все менее эффективным, пока в итоге не ослаб бы настолько, что человек с его помощью не смог бы решить даже самые простейшие повседневные задачи.

Следующее, в чем проблемы бывают полезны, – это перемены. Благодаря проблемам человек может начать менять свою жизнь. А некоторые проблемы сами ему его жизнь меняют. Иногда просто невозможно ничего в себе и в своей жизни не поменять, когда столкнешься с определенными проблемами, которые вынудят тебя сделать что-то новое, что-то особенное, чего ты никогда еще не делал. Жизнь всегда изменяется, ни что в этом мире не вечно. И тем живучее будет человек, чем быстрее и точнее он будет подстраиваться под эти перемены. Ну вы знаете, выживает самый приспособленный. Вот, проблемы, если их не избегать, не игнорировать, не бояться, делают нас более приспособленными к жизни и, следовательно, более живучими. И этим они для нас очень полезны.

Единственное, что важно учитывать в этом вопросе, чтобы проблемы не навредили человеку – это их серьезность относительно способностей отдельно взятого человека. Каждому человеку нужно приучать себя к решению проблем таким образом, чтобы решать регулярно посильные для него проблемы, которые не приведут его в состояние отчаяния и не сломают его морально. Потому что серьезные, очень серьезные проблемы, с которыми человек сталкивается, будучи совершенно к ним не подготовленным, могут психологически его подавить, сломать, после чего он станет только слабее и уязвимее перед внешними трудностями. Тут, конечно, не угадаешь, какой удар нанесет тебе судьба, чтобы подготовиться к нему заранее. Но зато мы все можем сами искать посильные для нас проблемы и регулярно их решать. Не избегать их, не бояться, а искать или даже отбирать из числа существующих, чтобы решать и таким образом укреплять свой ум и свою психику, дабы в будущем быть готовыми к решению более сложных проблем, которые жизнь может преподнести нам в самый неожиданный момент.

Чужие проблемы

Чтобы преуспеть в решении проблем и стать к ним морально устойчивым, нужно стараться решать не только свои, но и чужие проблемы. Или даже преимущественно чужие проблемы, которых всегда хватает, потому что многие люди готовы с радостью их на кого-то скинуть. Это отличная возможность для развития – решать чужие проблемы. Любые виды деятельности, подразумевающие решение чужих проблем, всегда требуют от людей особых умственных усилий. Это не просто в своей жизни разобраться, это гораздо более широкий диапазон действий. И человек, благодаря такой работе становится подготовленным ко многим проблемам, которые он сможет щелкать как семечки, если они появятся в его собственной жизни, потому что уже неоднократно их решал. Когда человек будет чаще иметь дело с проблемами и на чужом примере узнает, что значит оказаться в той или иной проблемной ситуации, для него и многие проблемы перестанут быть проблемами, они превратятся в задачи, которые он знает, как ему решить, благодаря приобретенному опыту работы с ними.

Вот та же работа психологом – это морально тяжелая работа. Потому что специалист в этой области постоянно имеет дело с чужими проблемами, которые люди вываливают на него хаотичным образом. И далеко не каждый человек может этим делом заниматься, как и любым другим, где надо постоянно вникать к суть чужих проблем, думать о них, искать для них решение, применять его с помощью самих клиентов, которые не всегда готовы следовать инструкциям специалиста. Тут много таких моментов, которые могут морально измотать специалиста. Потому и не всякий готов такую работу делать. Люди считают, что им и своих проблем хватает, чтобы еще и чужими голову себе забивать, поэтому стараются избегать проблемных, жалующихся, ноющих людей, которые отнимают много сил своими жалобами на жизнь. Всем хочется иметь дело с теми людьми, которые дают энергию, а не забирают ее. Зато такая работа делает специалиста интеллектуально и психологически сильнее. Его психика со временем адаптируется к эмоциональным и интеллектуальным нагрузкам и чужие проблемы уже не будут такими болезненными, как и свои собственные, какими были в самом начале, когда он только начинал ими заниматься. Люди не понимают, что проблемы им доставляют дискомфорт и страдания не потому, что они есть, а потому, что сами люди к ним не привыкли, они не приучены их регулярно решать.

Займитесь этим, начните решать чужие проблемы и через некоторое время вы привыкнете к такой работе, после чего вам и со своими собственными проблемами будет намного легче разобраться. Ну а о том, как работать с проблемами давайте поговорим ниже.

Логика решения проблем

Нет таких проблем, которые невозможно решить, потому что это противоречило бы логике устройства мира, которая ясно показывает, что чем больше мы о нем узнаем, тем большее количество задач, изначально нерешаемых, а потому и являющихся для нас проблемой, мы можем решить. Поэтому, любая проблема нерешаема лишь до тех пока, пока мы ее не изучим. Знания плюс мышление – вот средство решения проблем. И то, и другое нужно постоянно совершенствовать. Тогда с проблемами будет легче справиться. Они никогда не исчезнут, но для думающего и знающего человека они не будут чем-то таким, что вызывает страдание.

Что касается логики решения проблем, то есть, методологии их решения, то упрощенный ее вариант довольно прост в понимании. Решение проблем начинается с постепенного поиска информации по неизвестным моментам, из которых она состоит. Для этого проблема разбивается на составные части, чтобы было видно, что именно мы не знаем, не понимаем, в каждой конкретной части проблемы, из-за чего она и стала для нас проблемой. Чаще всего начинается такой разбор проблемы с изучения ее истории. Мы ищем тот момент, начиная с которого проблема стала для нас проблемой. Можно и еще дальше назад идти, чтобы увидеть, что привело к ситуации, которая в свою очередь привела нас к проблеме. А при желании и историю всех этих ситуаций можно изучить, чтобы еще лучше увидеть причинно-следственную цепочку, приведшую нас к текущему звену. Но вот это углубление в ее историю проблемы, по моему опыту работы с разными проблемами, не всегда уместно. Потому что, факторов, влияющих на возникновение различных ситуаций в нашей жизни великое множество и далеко не все причинно-следственные связи мы можем принимать во внимание, чтобы уверенно говорить о детально восстановленной нами хронологии событий, которые привели к рождению проблемы. То есть, детализировать анализ проблемы, углубляясь в ее историю все дальше и дальше может быть также вредно, как и при полном отказе от такой работы. Такой анализ может потребовать массу времени и сил от человека, от людей, решающих возникшую проблему и не дать при этом ощутимого результата, а только сильнее запутать ситуацию. Потому что, повторю, не все факторы, влияющие на возникновение различных ситуаций, приводящих к возникновению проблемы, мы в состоянии не то, что изучить, а даже заметить. Поэтому, разумнее, для экономии ресурсов и времени, обращать внимание больше на самые явные причины, приведшие нас к проблемной ситуации и не такие далекие, чтобы мысленно возвращаться в глубокое прошлое, для изучения истории возникновения этих причин.

Самое простое, что можно сделать на первом этапе решения проблемы – это определить момент, когда наше личное вмешательство в ход событий породило эту проблему. Возьмем самый простой обобщенный пример: у вас что-то не получается в том деле, которое вы сейчас делаете. Вы, как вам кажется, не получаете нужного результата и поэтому делаете вывод, что у вас проблема, потому что вы не знаете, что и как вам еще надо делать, чтобы нужный результат появился. Чтобы эту проблему решить, нужно разложить ее на составные части. А какие у нее составные части? Первая часть, в данном случае – это замысел, с которого ваше дело началось. Когда началось ваше дело – началась и история рождения вашей проблемы. Вы что-то замыслили и потом уже приступили к действиям, по плану или без него, здесь уже все зависит от сложности самого замысла. Это начало проблемы, даже если в самом начале ее, как таковой, не было. И в этой части вашей проблемы вам надо выяснить – на чем был основан ваш замысел, на каких знаниях, размышлениях и предположениях, которые дают вам уверенность в том, что такое дело вообще возможно сделать и что оно вам необходимо. То есть, вам надо разобраться со своими мотивами и представлениями о своем деле. Может оно вообще абсурдно по своей логике, может такие дела вообще невозможно сделать, по крайней мере в существующей реальность в настоящее время. А вы взялись за него, почему-то веря, что оно может быть вами реализовано. А почему? Вот с этим надо работать. Чтобы не возиться с последующими составными частями проблемы, разумно будет вначале разобраться с разумностью намерений, идей, на которых она основывается.

Но, допустим, у вас есть основания полагать, что дело, которое вы делаете, сделать можно, потому что у вас есть примеры, как другие люди такие дела делают или есть безупречная теория, указывающая на то, что такая-то цель достижима. Тогда нужно переходить к следующей составной части проблемы – действиям. Или к плану действий, если таковой имеется. Таким образом, когда вы обосновали для себя необходимость для вас вашего дела и его разумность, взвесив все «за» и «против», вам надо как следует разобрать все те действия, которые вы делали и которые вам надо было сделать, чтобы этот свой замысел осуществить.

Любые действия всегда состоят из разных этапов или можно сказать, их разных шагов. И, следовательно, из промежуточных результатов, достигнутых от каждого пройденного шага. Вы должны знать, как сделать каждый шаг или шажочек, если речь идет о самых-самых простых действиях и какой результат при этом должен быть достигнут, чтобы вы были уверены, что вы все делаете правильно. Вот, допустим, вы решили построить дом и тогда первым шагом, который вам нужно будет сделать, помимо плана, поиска финансов, рытья котлована и прочих дел, которые мы будем считать маленькими шажочками, для вас станет закладка фундамента. Это первый шаг. Ведь именно с фундамента начинается постройка дома, а не с той же крыши или стен. Сначала фундамент закладывается, потом следующий этап работы, затем следующий и так до конца. И после каждого такого этапа мы фиксируем результат, смотрим, что получилось, насколько хорошо получилось, все ли идет по плану. В нашем примере, вы должны знать, как надо закладывать фундамент, что для этого требуется, какие конкретно задачи решить. Это при условии, что именно на этом этапе вы не можете справиться со стоящей для вас задачей – построить дом. И когда вы узнали, как закладывать фундамент, вы должны оценить результат его закладки, чтобы убедиться, что в этой части решаемой вами задачи все в полном порядке, проблема с постройкой дома, когда она есть, на касается такой его части, как закладка фундамента. Ну а если с этим проблем нет, значит надо рассматривать следующий шаг, потом еще один и так далее, пока вы не натолкнетесь на что-то, на какой-то шаг или шажочек, который вы не знаете, как сделать, на котором успешное решение задачи прерывается. И тогда уже надо вот это звено цепи изучать – искать информацию, думать, чтобы понять, как сделать этот шаг и дальше двигаться в решении своей задачи, которая уже потеряет статус проблемы, потому что вы разберетесь с одной из ее составных частей. По крайней мере до тех пор, пока вы снова не натолкнетесь на что-то непонятное и неизвестное, делая или изучая другие свои шаги.

Так со всеми делами нужно поступать, чтобы понять, как в них возникают проблемы, где именно они возникают, в каком звене, на каком этапе и изучать неизвестное в этих звеньях, чтобы решить проблему. Шаг за шагом все делается и оценивается промежуточный результат. И чем сложнее задача, тем на большее количество таких шагов ее следует разбивать, чтобы было легче ее решить и не допустить ее перехода в статус проблемы. Когда мы занимаемся оценкой своих действий, разбирая вот эти промежуточные шаги в своем деле, мы смотрим, что мы сделали согласно плану, образцу, примеру, теории и в правильной ли последовательности были произведены эти шаги, потому что еще может оказаться так, что проблема возникает из-за непоследовательности действий. То есть, результат не появляется, потому что для его появления нужна другая последовательность действий. А потом уже, если все нормально, все шаги сделаны правильно и в правильной последовательности, мы смотрим, какие результаты мы получили. Тут тоже надо быть внимательным и видеть промежуточный успех, даже если он совсем маленький. Потому что иногда бывает так, что человек видит проблему в том, в чем ее нет, потому что считает, что не добился нужной цели, хотя он уже на полпути к ней, только не понимает этого. В примере с тем же домом, человек может желать слишком быстрого результата и на этапе закладки фундамента делать вывод, что постройка дома не получается, потому что у него нет крыши, хотя вот этот промежуточный результат говорит о том, что все идет правильно, а для крыши пока время не пришло. Вот поэтому надо поэтапно оценивать реализацию своего дела, чтобы понять, есть ли вообще проблема или все дело во времени, которого нужно больше, пока не будет достигнут конечный основной результат. Если именно так проблема появляется, то тогда она связана с расчетом времени, а не с ошибками в действиях или не знании того, как их произвести. Человек просто не понимает, в какие сроки его дело может быть решено и ошибочно считает, что делает что-то неправильно и поэтому видит в своем деле проблему. Иными словами, он не терпеливый и потому его проблема не реальная, а вымышленная, она находится исключительно у него в голове.

И последняя составная часть дела, с которой следует разобраться, чтобы понять, в чем именно с ним возникает проблема – это последствия от его реализации. Мы можем разобраться со своим замыслом, мы можем разобраться с действиями – с последовательностью своих шагов и промежуточными результатами, но все равно, дело в конечном счете может не дать желаемого результата, потому что его реализация способна привести к таким последствиям, которые аннулируют ранее поставленную цель. То есть, дело будет сделано и сделано правильно, результат получен, но он приведет к чему-то нежелательному. Ну вот, допустим, человек решил создать бизнес и разбогатеть с его помощью. А в конечном счете он бизнес создал, но не разбогател, а то и наоборот, еще и обеднел, потому что влез в долги, все свои сбережения потратил, а также время, не пустив его на другие важные дела. И это стало для него проблемой. Он не понимает, почему его жизнь при достигнутом результате не стала такой, как он планировал. Если такую проблему разбирать, то, повторю, на всех этапах, начиная с создания условий для ее возникновения и заканчивая конечным результатом, все может быть правильным, кроме результата в виде полной отдачи от достигнутой цели – улучшения материального положения. А почему так случается, почему какое-то дело после того, как оно будет сделано, само себя обесценивает и в итоге, решенная задача становится проблемой, как если бы она не была решена? Очень важный вопрос. А ответом на него будет непонимание человеком издержек его желаний, его целей. Проще говоря: у любой цели, у любого желания, есть своя цена. Или свои издержки. Если не принимать их во внимание, то человек будет решать задачи, получать запланированные результаты, но не иметь связанного с ними желаемого итога от своих действий. На примере дома это может выглядеть так: дом построил, а радости не испытал. Или, разбогател, а счастья не прибавилось. Или, нашел свою любовь, и она привела тебя не к радостям, а к страданиям. Можно еще сказать, что человек добился победы, но радости она не принесла или ожидаемой пользы – это «пиррова победа», она дает меньше, чем забирает. Вот поэтому и нужно подходить к решению проблем с максимально широким взглядом на них, особенно в контексте времени, чтобы или заранее видеть последствия от сделанного дела и не считать потом проблемой то, что и должно было произойти, вместе с тем, что человек ждал, или, увидев нежданные последствия от достижения своей цели, либо принять их, как неизбежные издержки, либо переключиться на другую цель, если человек не готов платить обязательную цену за реализацию своих желаний.

Не всегда проблема может являться следствием нерешенной задачи, не всегда она возникает из-за незнания и не понимания человеком, как ту или иную задачу решить. Не всегда проблема – это что-то такое, с чем человек не знает, как ему справиться. Нередки и такие случаи, когда проблема – это просто результат ограниченности взгляда человека на ситуацию, когда он не понимает, что полученный им результат является лучшим из возможных или лучшим из известных в таких случаях результатов и на большее рассчитывать не стоит, придумывая проблему из-за своего представления об идеальном варианте. Ну это как создать двигатель, который будет работать по известным физическим принципам, но не будет отвечать требованиям задумки человека – создать вечный двигатель, способный генерировать энергию из ничего. В данном случае будет получен возможный результат, а не идеальный. Может и идеальный тоже возможен, но его достижения будет уже требовать решения задач в совсем другой плоскости. Поэтому, в том, что получено, с учетом возможного, проблему видеть не стоит. В отношениях между людьми такая логика или лучше сказать, такие желания людей выражаются в том, что люди хотят видеть друг в друге такой идеал, который бы сочетал в себе несочетаемые качества. А точнее даже, взаимоисключающие. Именно это и создает им проблему, когда они видят, что такого идеала у них нет. Зато есть то, что возможно и чего в конкретном случае может быть вполне достаточно. А стремясь к идеалу, можно вообще остаться ни с чем. Тут мы возвращаемся к первой составной части любой проблемы, связанной с каким-то делом, которое человек хочет сделать – к замыслу, цели, желанию. На этом этапе, желательно, хотя и не всегда возможно, оценивать последствия и издержки реализации своей задумки, своего желания. Надо хотя бы понимать самое малое, что в любом сделанном деле, в любой достигнутой цели, в любом реализованном желании будут свои минусы, свои недостатки. Нельзя войти в воду и не вымокнуть, поэтому надо быть готовым к этому.

Вот так и получается, что иногда проблема возникает только в голове человека и там же она должна решаться. В реальной жизни проблемы может не быть, есть только адекватные определенным условиям результаты. В реальной жизни та или иная поставленная задача может быть решена, все шаги по ее решению могут быть выполнены без каких-либо непредвиденных промежуточных результатов, все цели достигнуты. Только последствия достижения этих целей могут вызывать недовольство, хотя они были неизбежны. Или жизнь человека может сложиться в соответствии с его поступками, которые именно такую жизнь и могут дать. А он будет видеть в этом проблему, если его жизнь ему не нравится, считая, что должно было быть иначе. Но это только в его представлении должно быть иначе, а жизнь существует по своим правилам. Поэтому, логично будет заключить: если мы хотим решить проблему, то можно начать ее решение с конца – убедившись в том, что она вообще существует вне нашей головы. Потому что если она только в ней, в голове находится, то там же ее и нужно решать, не пытаясь что-то изменить во внешнем мире, чтобы не создать новых проблем, которые уже будут более реальными. Прочем, правило это не абсолютное, поэтому иногда, мы можем подстраивать этот мир под свои идеальные представления о нем. Не зря же есть мысль, согласно которой, мы рождены, чтоб сказку сделать былью. И если человек видит для себя проблему в том, что всегда было нормой, это не означает, что он не может решить ее в реальности, а не только в своей голове. Но это также и не означает, что такое решение будет легким. Ибо на главный в таком случае вопрос: «Как?» — как сделать то, что мы хотим, готового ответа может не быть. И где его искать никто не знает. Но где-то он определенно есть. Для поиска таких ответов следует использовать научную логику, суть которой сводится к поиску нового.

Неизбежность проблем

Самое важное, что надо понимать в отношении проблем – это то, что они неизбежны. Эта жизнь невозможна без проблем. Потому что проблемы открывают нам мир с неизвестной стороны, они постоянно обучают нас чему-то новому. К тому же, некоторые проблемы просто невозможно игнорировать, их приходится решать, самим или с чьей-то помощью. Их при всем желании не избежать и не проигнорировать. Просто, если долго ими не заниматься, то они могут усугубиться, накопиться и потом так по нам ударить, что мы можем и не выдержать такого удара. От некоторых проблем люди так сильно ломаются, что могут совсем потерять свою личность. Да и к гибели человека проблемы тоже могут привести. Поэтому, лучше не избегать их в своей жизни, а наоборот, идти им навстречу, за счет своей активности. Ведь чем большего вы будете хотеть достичь в жизни, тем больше у вас будет проблем. Проблемы сопутствуют успеху, победам, величию. Чем более великий человек, тем серьезнее будут проблемы, с которыми он столкнется. Можно еще сказать, что по тому, с какими проблемами человек имеет дело, можно определить величие его личности. У великих людей, амбициозных людей, проблемы значительно серьезнее, чем у тех, кто не выделяется из основной массы. Но при этом великие люди относятся к своим проблемам намного спокойнее, чем людьми рангом пониже, у которых проблема маленькие, а паника из-за них бывает большой.

Я считаю, что человека с детства не стоит настраивать на беспроблемную легкую жизнь, помогая ему во всем, в чем только можно. Он сам должен справляться со своими трудностями, сам должен бороться за свои интересы, без посторонней помощи, за редким исключением, когда его проблемы многократно превышают его возможности. А так, чем меньше мы вмешиваемся в жизнь человека с самого детства, тем лучше для него. Каждый из нас нуждается в адекватной нагрузке, необходимой для нормального развития. И проблемы нам ее создают. Можно постараться уберечься от многих проблем, только что это даст. Сегодня ты спокоен, потому что увернулся от какой-то трудности, которая могла создать тебе проблему, ты перекинул ее на кого-то другого, спрятался, убежал от нее, а завтра она тебя к стенке прижмет и сломает или того хуже, погубит. Ты же беззащитен перед трудностями, если все время избегаешь их, чтобы не иметь дела с проблемами, в том числе и такими, которые ты мог бы легко решить. Но ты предпочел избежать их и не прошел нужное для твоего развития испытание, чтобы оно сделало тебя сильнее. А вот если за плечами у тебя будет целая армия решенных или хотя бы даже просто пережитых проблем, то попробуй, сломай тебя. Ты в таком случае уже не будешь таким хлипким, с таким-то жизненным опытом.

Так что, не бойтесь проблем. А чтобы их не бояться – ищите возможность постоянно их решать. Ваши это будут проблемы или чужие, это неважно. Главное, чтобы они у вас были. Точнее, они у вас и так будут, но будет лучше, если вы сами их себе найдете, чем если они найдут вас. Когда появляется какая-то проблема, проблемы, вам просто нужно задать себе правильный вопрос или вопросы, чтобы начать ее изучение. Вопрос запускает работу мышления, которое создает новые вопросы, которые помогают найти или придумать новую информацию, с помощью которой проблему можно решать, превратив ее в задачу. Мышление и знания – это лекарство от проблем. А вопросы – это поиск нужных знаний с помощью размышлений. Размышляя, человек от известных ему данных о проблеме переходит к неизвестным, которые, собственно, и делают проблему проблемой. Он их изучает, эти неизвестные данные, пока не поймет всю их логику, пока ему не станут понятны все составные части стоящей перед ним проблемы. Так можно решить любые проблемы. Вопрос лишь во времени, в течение которого они будут решены. Но главное, заниматься такой работой, а не запускать и не игнорировать проблемы.

Не ищите легких путей в жизни, стараясь избежать всего трудного, неприятного и неинтересного. Они хоть и есть, эти легкие пути, но они часто приводят людей к тяжелым последствиям. И, да, вот еще что – сами проблемы не решаются. А если и решаются некоторые из них, то часто не таким образом, как нам хотелось бы.

Как не допустить развития психических расстройств?

Люди подвержены стрессу в разной степени, но даже самые стойкие нуждаются в регулярной «перезагрузке». Для профилактики развития психологических проблем можно использовать:

  1. Короткие медитации. Это настоящий феномен в сфере психологии: достаточно 5–7 минут в день, чтобы ощутить результат. Медитация — это самосозерцание. Нужно просто закрыть глаза и глубоко дышать, не обращая внимания на окружающий шум. Медитация поможет восстановить силы во второй половине рабочего дня и снять усталость вечером. Практики уверяют, что она помогает дольше не стареть и сохранять ясность ума.
  2. Заземление. Близкая к медитации техника, но глаза закрывать не нужно. Необходимо сосредоточить взгляд на каком-нибудь красивом предмете. Например, смотреть на цветок или картину. Нужно стараться не допускать возникновения посторонних мыслей, думая только о выбранном предмете.
  3. Ведение дневника. Записывание прожитых событий и впечатлений помогает их переосмыслить и не зацикливаться на негативных эмоциях.
  4. Утренние страницы. Метод, избавляющий от навязчивых мыслей. Нужно сразу после пробуждения написать 5–10 страниц, записывая все, что придет на ум.
  5. Водные процедуры. Мытье — это не только гигиена. Доказано, что вода успокаивает и заряжает бодростью. После сложного дня или неприятного события нужно принимать ванну или душ.

Также профилактикой психологических проблем будет ведение здорового образа жизни: достаточный уровень физической активности, правильное питание, соблюдение водного баланса. Это важно и для молодежи, и для людей пожилого возраста.

Взаимодействие человека и природы

В науке определение «природа» включает весь материальный мир Вселенной. В него входят все природные и культурные объекты.

Природные объекты могут быть:

  • живыми – совокупностью организмов.
  • неживыми – веществами и полем, обладающим энергией.

Живые предметы – результат жизни, возникшей и развившейся в географической среде. Под географической средой понимают ту часть природы, которая необходима для жизни человечества (растительный и животный мир, почва, земная кора, вода, нижняя часть атмосферы). Географическая среда вовлечена в процесс общественного бытия.

С момента появления общества природные процессы на Земле разделились на:

  • природные;
  • специфически общественные;
  • природно-социальные.

Современный уровень развития общества позволяет индивиду не зависеть от природы непосредственно, удовлетворяя свои потребности с помощью достижений науки. Опосредованная зависимость возрастает. Человек преобразует природу и увеличивает свою власть над ней.

Демографические проблемы и истощение ресурсов

Демографический кризис — важнейшая проблема современности. В развитых государствах рождаемость падает, численность населения сокращается, в отстающих — наоборот. Это приводит к неизбежной эмиграции бедного населения на территории более развитых стран.

Какие глобальные проблемы вызваны демографическим кризисом? Согласно прогнозу Вашингтонского университета, к концу века население планеты составит около 8,8 млрд человек, при этом структура населения значительно изменится. Примерно четверть популяции будет представлена людьми старше 80 лет, трудоспособное население сократится, что скажется на экономическом росте.

Однако главный вывод состоит в том, что у планеты банально не хватит ресурсов на все население:

  • Невозобновляемые ресурсы (полезные ископаемые) неумолимо исчерпываются.
  • Возобновляемые ресурсы и продовольствие будут в дефиците из-за роста населения и сокращения трудоспособных людей.


Рост населения: Unsplash
Чтобы предотвратить кризис, правительства внедряют демографические программы. Однако их возможности ограничены, ведь государство не может нарушать права женщин, заставляя или запрещая им рожать. Поэтому в каждой стране должны быть предприняты меры для повышения уровня жизни граждан и рационального использования ими ресурсов.

Какое участие Казахстан принимает в решении глобальных проблем

Самые главные шаги предприняты давно, о них рассказывают в школах: прекращены испытания и закрыт ядерный полигон, Казахстан отказался от использования ядерного вооружения, ратифицирована Международная конвенция о сохранении биоразнообразия, действует экологический кодекс. Насколько это помогает – отдельный вопрос, потому что с практическим внедрением мер у нас бывают проблемы.

К 2030 году Казахстан планирует довести долю использования альтернативной энергии до 30% от всего объёма. Другой важный шаг – сохранение мира. Внешняя политика направлена на заключение взаимовыгодного сотрудничества для укрепления отношений с другими государствами.

План Четвёртой промышленной революции и индустриализации, о которых говорил Президент в Послании народу в январе 2021 года, должен помочь нам снизить социальное неравенство, повысить ВВП и доходы населения.

Стоит помнить и о теории маленьких дел: каждый из нас должен начать с себя, чтобы мир стал лучше. Кажется, что усилия одного человека ничего не меняют. Но тем не менее мусор, который вы забрали с собой после отдыха на природе, – это мусор, который не будет загрязнять природу. Маленький шаг каждого из нас способен изменить ситуацию во всем мире.

Отпустите негатив.

В настоящее время различные сферы жизни и условия заставляют вас подавлять ваши чувства. Это крайне вредно для вашего физического и психического благополучия, если держать эмоции при себе может привести к боли и другим болезням. Я понимаю, что вы не можете сказать своему начальнику, что он не прав, но вы можете освободить свои эмоции, когда вы находитесь в уединённом месте. Вы можете разбить тарелки или поплакаться в подушку. Попробуйте делать то, что поможет вам отпустить негатив из вашего сознания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]