Проблемы в общении с людьми: виды проблем и их решение


Человек — существо социальное, нормально жить и развиваться без общения ему невозможно. Но, даже умея грамотно говорить, владея не одним языком, многие испытывают трудности, когда нужно наладить коммуникацию с другими людьми. Проблемы в общении возникают в разных ситуациях. Кому-то проще писать СМС-сообщения, чем общаться лично. Другие же терпеть не могут переписки, всегда выбирают разговор один на один или по телефону. Кому-то вести беседу несколько часов, а для кого то страшно даже просто обратиться к незнакомцу.

Трудности коммуникации у всех разные. Но практически всегда их причина не лежит на поверхности, ее стоит искать в событиях раннего детства. А осознав, постараться увидеть возможности, которые дает общение.

Что же такое общение

Под термином “общение” имеется в виду связь, которая способствует формированию между людьми психологического контакта. Его проявлением является понимание, переживание, обмен мыслями и информацией, эмоциями, идеями.

Психологи выделяют три важных аспекта общения между людьми:

  1. Цель, которая заставляет установить контакт и передать информацию. Животные во время общения передают сигналы об опасности, пытаются привлечь полового партнера. Их целью является удовлетворение биологической потребности. У людей коммуникации (культурные, познавательные, эстетические, творческие) становятся предпосылкой для развития личности.
  2. Содержание тех данных, которые передаются при общении. У животных чаще всего это информация о том, где можно найти еду. У людей разговор затрагивает разные темы. Общение часто становится способом передачи опыта, чувств.
  3. Средства коммуникации. У людей общение не ограничивается только словами, письменной речью. Невербальные способы общения — это запахи, прикосновения, мимика.

Казалось бы, в общении не должно быть ничего сложного для тех, кто владеет речью. Да и не говорящие люди имеют свой собственный язык жестов, помогающий им коммуницировать. Но трудности в общении нередко создают массу сложностей. В зависимости от ситуации они затрагивают разные стороны:

  • коммуникативную (взаимодействие на разных уровнях между людьми) — от личного общения до общественного;
  • когнитивную — затрудняется понимание информации;
  • информационную — нарушается процесс обмена данными;
  • креативную — создаются трудности с формированием, развитием новых связей;
  • конантивную — нарушаются роли в отношении друг к другу.

Внимание! Очень часто проблемы в общении влекут за собой нарушение эмоционального контакта.

Сущность затрудненного общения

Определение 1
Затрудненное общение – это все виды и формы общения, которые приводят к деструктивным изменениям поведения партнеров.

Проблема затрудненного общения сегодня довольно активно обсуждается в отечественной психологии. Существующие модели оптимального общения напоминают, скорее всего, перечень требований к качествам личности субъекта общения, к его умениям и навыкам.

Показателем затрудненного общения является несоответствие заданным параметрам. Данный подход наиболее широко распространен в прикладных областях психологии – психология педагогического общения, управленческое взаимодействие, специалисты именно этих областей должны владеть навыками эффективного оптимального общения.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

В основе классификации затруднений в общении лежит их оценка с помощью которой можно определить ситуации затрудненного общения – от легких сбоев до уровня конфликта, приводящего к разрыву всех отношений между партнерами.

Литература по данной проблеме позволяет сделать вывод о том, что данный термин используется и в широком и узком смысле. В широком смысле он объединяет такие явления, как конфликты, барьеры, трудности, затруднения, сбои, препятствия, преграды. В узком смысле он фиксирует незначительные, легко преодолеваемые трудности общения без деструктивных последствий.

Ряд специалистов считает, что затрудненное общение относится к глобальному, интегральному феномену.

По мнению В.Н. Кунициной феномен затрудненного общения – это явление, представленное в сознании и переживании партнеров. Если говорить о причинах возникновения затруднения в общении, то на первое место специалисты ставят состояние напряженности, тревоги, эмоционального неблагополучия, дискомфорта и др.

Затрудненное общение рассматривается в нескольких плоскостях:

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Психология затрудненного общения 460 ₽ Реферат Психология затрудненного общения 280 ₽ Контрольная работа Психология затрудненного общения 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  • как социально-психологический феномен, который проявляется при взаимодействии и социальном общении;
  • как объективное явление, проявляющееся в несоответствии цели и выбранной модели общения;
  • как субъективное явление, проявляющееся в разных переживаниях человека, например, неудовлетворенные потребности, внутриличностные конфликты и др.

Рисунок 1.

Существует несколько классификаций трудностей, возникающих в общении:

  • объективные и субъективные трудности,
  • первичные (природные условия жизни, история формирования группы) и вторичные трудности (порожденные психогенными и социогенными воздействиями, осознаваемые, т.е. реально присутствующие в процессе общения и неосознаваемые, они представлены в сознании личности, но несуществующие реально),
  • ситуативные или устойчивые трудности,
  • межкультурные и культурно-специфические,
  • индивидуально-психологические, социально-психологические трудности.

Кроме этого существуют когнитивно-эмоциональные, мотивационные, инструментальные, вербальные и невербальные, а также социально-перцептивные, коммуникативные, интерактивные трудности.

Замечание 1

Таким образом, затрудненное общение – это социально-психологический феномен, отражающий широкий спектр явлений неэффективного общения.

У кого возникают трудности в общении

Коммуникативные сложности сравнимы с преградами на пути к продуктивному, полезному для всех участников взаимодействию. Барьеры возникают у людей, которые обладают особыми личностными характеристиками:

  • замкнутым, неуживчивым характером;
  • неуважением к собеседнику;
  • недостаточным интересом (или его отсутствием) к позиции собеседника;
  • склонностью проявлять грубость;
  • неумением четко сформулировать собственную позицию.

Нередко проблемы в общении возникают у тех, кто использует принижающе-устойчивую и защитно-агрессивную форму поведения.

Такие стратегии приводят к тому, что коммуникация не дает нужного результата либо наступает “пробуксовка”. Собеседники испытывают целую гамму неприятных эмоций — разочарование, досаду, раздражение, злость.

Затрудненное общение и личность

Для личности существует определенная свобода выбора ситуаций и направление активности участия в них. Личность может выбрать любое направление активности, при этом она может отказаться от других направлений. Выбирая свое направление, личность оказывает влияние на возникновение конкретных ситуаций социальной практики. Поэтому изучение влияния общения, как на личность, так и личности на общение, является важным.

В таком подходе особенно нуждается психология затрудненного общения. В социальной психологии затрудненного и незатрудненного общения используются социально-психологические и психологические характеристики личности – это направленность, установки, система отношений личности, ценностные ориентации, стратегии взаимодействия, ролевые и статусные позиции личности, навыки и умения в области коммуникации, соответствие её поведения социокультурным и нравственно-этическим нормам.

Анализируя социально-психологические характеристики субъекта затрудненного и незатрудненного общения, можно сказать следующее:

  • Субъектом затрудненного общения является индивид, преобразовательная активность которого направлена на фрустрацию социальных потребностей. Характерным для него является искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии, смещение отношений, установок, неадекватные эмоциональные реакции, низкий уровень эмпатии. Последствиями являются сбои, трения, конфликты;
  • Индивид, выступающий субъектом незатрудненного общения, имеет достаточно развитые социальные способности и позитивные личностные качества. Характерными для него являются рефлексия собственных представлений, смещение отношений, установок, ценностных ориентаций в направлении личностного, субъектного отношения к себе и к другим, высокий уровень эмпатии. Результатом незатрудненного общения является взаимодействие, согласие, кооперация, сотрудничество.

Для исследования ситуаций затрудненного взаимодействия наиболее адекватным является подход, обозначаемый как «личность в ситуации» – он дает возможность полно отразить характеристики, существенные для ситуаций затрудненного взаимодействия:

  • существование барьера на пути достижения целей партнеров;
  • рост нервно-психического напряжения;
  • демонстрация непонимания;
  • сбои в интеракции, т.е. во взаимодействии людей с помощью вербальных и невербальных средств.

Вариантов субъектов затрудненного общения очень много, но, несмотря на это, общей их чертой является дисгармония внутреннего мира, что проявляется в рассогласовании мотивов, отношений, сложившихся образов и ожиданий.

Замечание 2

Собирательный портрет такого субъекта, составленный на основании базовых характеристик, – это субъект противоречивый, с постоянными внутренними конфликтами, тревожный или, наоборот, самодостаточный, агрессивный, стремящийся к личному превосходству во всем.

Причины возникновения проблемы в общении

Психологи разделяют причины коммуникативных барьеров на две группы. В основе первого кластера лежит неправильное восприятие информации. Оно возникает на фоне:

  • несовпадения взглядов собеседников;
  • конфликта интересов;
  • несоответствия жизненного опыта;
  • разного эмоционального настроя;
  • личной неприязни.

Другая группа связана с неумением слышать и плохой обратной связью. Оба этих фактора вызывают непонимание того, что хочет донести противоположная сторона. Сложности возникают, когда собеседники:

  • неправильно истолковывают информацию;
  • не знают языка собеседника, не владеют специальной терминологией;
  • неверно истолковывают невербальную информацию (мимику, жесты, позы).

Попадая в ситуации, где общение невозможно или дается слишком тяжело, человек начинает рассматривать себя, как неумелого, не способного общаться. Это еще больше закрепляет неуверенность в собственных силах, способствует формированию психологической защиты. Например, некоторые стараются избегать ситуаций, где требуется интенсивное личное общение, заменяя его онлайн перепиской, чатами. Другие стараются преодолеть страх перед общением за счет алкоголя, пытаясь расслабиться.

Как преодолеть проблемы в общении

Избавиться от проблем, научиться общаться легко, получая от этого удовольствие, можно. Для этого стоит прислушаться к советам психолога.

  1. Всегда говорите о себе, а не о другом человеке. “Мне больно” вместо “ты злой”, “мне не нравится” вместо “что за ерунду мне предлагаешь”. Говоря о себе, вы держите открытую позицию, приглашая собеседника к диалогу. Когда делаете акцент на другом — пытаетесь напасть или обвинить. А нападение всегда провоцирует желание ответить ударом.
  2. Изучите свои слабые места. Например, чувствительность к критике. Если вам хочется забиться в угол и стать незаметным, когда слышите критические замечания в свой адрес, вы воспринимаете их как отвержение. В ответ возникает желание прекратить контакт, убежать. На самом деле, собеседник не обязательно хотел обидеть. Но нередко именно так воспринимается критика психикой. Чтобы понимать, что стоит за критикой важно понять (лучше всего прямо спросить), зачем человек критикует, что он хочет донести своим посланием. Подумайте, есть ли в его словах рациональное зерно или оно отсутствует. Тогда невинные высказывания не будут причиной разрушения контактов, а прозвучавшие под видом критики обиды, попытки обвинить или внушить чувство вины вы сможете сразу же распознавать и блокировать.
  3. Четко понимайте, зачем вы говорите что-либо. Все, что озвучивается, произносится с конкретной целью. Даже болтовня двух подружек о платьях, детях или новых рецептах имеет целью получить совет или эмоциональную поддержку. Высказывая обиду или претензию, необходимо понимать, чего хочется добиться от собеседника. Вариант общения, когда информация изливается на другого просто потому что наболело, хочется слить накопившийся негатив, не экологичен. Он является проявлением эмоциональной распущенности и ведет к разрушению доверия.
  4. Делайте послания максимально понятными. Не стоит говорить подруге: “Ничего, что ты мне не звонила уже две недели?” Это вариант манипуляции, он провоцирует напряжение, неясность. Гораздо эффективнее, а, главное безопасно для дружбы, работает высказывание, построенное иначе: “Мы не созванивались две недели. Я соскучилась. Может встретимся?” В таком послании чувствуется уважение, доверие. Не стоит четко высказываться.
  5. Помните — читать мысли никто не умеет. Поэтому не стоит надеяться, что партнер угадает желания, поймет причину обиды. Вариант “должен сам догадаться” — самый неэффективный.
  6. Прислушивайтесь к своим чувствам. Важно не игнорировать то, что происходит в конкретный момент. Злость — сигнал о нарушении ваших границ, ценностей или безопасности. Злость дает энергию активно действовать. Зависть дает знак, что у вас есть неудовлетворенная потребность. Не бойтесь честно посмотреть на свои чувства и признать их, какими бы неприглядными они не казались. Опора на чувства дает возможность создавать отношения, наполненные удовлетворением и радостью.
  7. Спрашивайте. Если кажется, что вы догадываетесь, о чем думает собеседник, спросите. Не стройте догадки. Скорее всего, они совершенно не правильны.
  8. Не бойтесь конфликтовать. Именно конфликтовать, а не ссориться. В глубоких отношениях всегда возникают спорные ситуации, которые требуют прояснения мнений, позиций обеих сторон. Это нормально и необходимо, чтобы перейти на новый уровень. Качественный конфликт — это высказывание и выслушивание мнений без оскорблений, повышения голоса. Он ведет к компромиссу, укрепляет доверие.

Не отчаивайтесь, если сразу не удается изменить стиль поведения и полностью избавиться от проблем общения. Помните, что для изменений нужна тренировка навыков и время.

Ирина Шербул

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]