Гуманистическая психология и теория личности А. Маслоу

В 1943 году в журнале Psychological Review была опубликована статья Абрахама Маслоу «Теория мотивации индивида». Его взгляды отличались от популярных в то время концепций психоанализа и бихевиоризма, которые основывались на поведении зверей и были умозрительными. Теория Маслоу базировалась на экспериментах с людьми, проводившихся в больничных условиях.

Кроме того, исследования Маслоу позволили впервые сформулировать позитивный взгляд на человеческую природу. Традиционная психология изучала людей с психическими отклонениями, тогда как Абрахам Маслоу исследовал поведение здоровых и реализовавшихся индивидов. Он уделял особое внимание таким проявлениям личности, как альтруизм, любовь, креативность.

Предварительный обзор теории личности А. Маслоу

Как показано в табл. 1, гуманистическая психология Маслоу затрагивает основные теоретические вопросы.

Таблица 1

Индивидуальные различияОб индивидах можно сказать, что они различаются по своему положению в иерархии потребностей, то есть уровнем развития в направлении самоактуализации. Самоактуализирующиеся люди полностью реализуют свой уникальный потенциал
Адаптация и приспособляемостьЛишь немногие достигают высшей стадии развития, самоактуализации. Маслоу детально описывает таких индивидов
Когнитивные процессыСамоактуализирующиеся люди с точностью воспринимаю мир и отличаются креативностью
ОбществоМожно представить себе более совершенное общество (Эупсихею). Необходимо вызвать изменения в учебных заведи пнях, на рабочих местах и в религиозных институтах. Для стимуляции развития можно организовать центры роста
Биологические влиянияБиологические мотивации являются основой личности, но они теряют значение, как только удовлетворяются. Биология влияет на половые различия
Детское развитиеНеобходимо удовлетворять физиологическую потребность детей, а также потребности в любви, безопасности и само уважении. Изменения в школьной системе могли бы способствовать развитию
Взрослое развитиеЛишь немногие взрослые достигают в своем развитии пол ной реализации потенциала. Такое положение можно было бы изменить путем производственных и других преобразований

Авторство

Абрахам Маслоу самостоятельно разрабатывал свою теорию, тратя много времени на чтение других авторов, затрагивающих смежные темы. Ребенком он был одним из лучших учеников своей школы, позже поступил в юридический колледж в Нью-Йорке, но после первого курса бросил это заведение. Позже перешел в Корнеллском университете, где и начал изучать психологию по руководством Эдварда Титченера.

Классификация потребностей по Маслоу стала плодом многолетнего труда, который он проводил самостоятельно. Но стоит отметить, что на работу психолога повлияли многие известные личности, которых он знал лично: Джон, Уотсон, Альфред Адлер, Маргарет Мид, Эрих Фромм и другие.

Таблица уровней потребностей

В целом, потребности человека по Маслоу можно выразить в такой таблице:

Физиологические потребностиПотребность в еде, жилище, отдыхе, сне, воде и т.п.
Потребность в безопасностиСтабильная обстановка вокруг, личная безопасность, хорошие отношения с окружающими
Потребность в принадлежностиЧеловек желает быть частью социума, семьи, дружного коллектива и т.д.
Потребность в признанииНормальная самооценка, потребность в уважении окружающих людей
СамовыражениеВысшая ступень развития потребностей, предполагающая творчество, научную деятельность, личные свершения в чем-либо

Обычно эти данные изображаются в виде пирамиды, так они более наглядны и понятны.

Психология с точки зрения Маслоу

Абрахам Маслоу (Maslow, 1966) не доверял методам господствующей психологии. По его словам, традиционные научные методы не просвещают нас, а препятствуют полноценному познанию человеческой природы. Психологические теория и исследование не сосредоточиваются на важнейших аспектах человеческой природы — высших функциях, которые отличают нас от животных. Разумеется, мы, как и животные, питаемся, размножаемся и учимся. Однако развитие людей позволяет им выйти за рамки этих примитивных процессов. Теория, которая ограничивается этими уровнями, не может объяснить здоровую личность — не больше, чем теория цветового зрения способна объяснить то, что мы видим на картинах Пикассо. Вдобавок к этому, Маслоу критиковал теории, основанные на опыте клинической работы с невротичными индивидами, не реализовавшими полностью человеческий потенциал. Здоровье есть нечто большее, чем простое отсутствие болезни или расстройства.

Психология стремилась принять окостенелые научные формы, и Маслоу утверждал, что такие старания подорвали самую цель психологической науки. Строгая паука могла рассматривать только определенные феномены, оставляя за бортом много интересного. Традиционная научная методология является центрированной на методе. Те человеческие переживания, которые нельзя изучить традиционным образом, объявляются «ненаучными». Взамен этого Маслоу рекомендовал подход, центрированный на проблеме, при котором приоритет отдается не методам, а подлежащим изучению вопросам. Эту точку зрения разделяли и другие гуманисты — например, Карл Роджерс. Гордон Оллпорт, которого хотя и относили к теоретикам черт личности, тоже ратовал за акцент, центрированный на проблеме. Маслоу выражал свое неприятие центрированного на методе подхода в следующем положении: «Не надо хорошо делать то, что вообще не стоит делать» (Maslow, 1966).

Как и философии науки, ни научному детерминизму, ни логическому позитивизму не удалось развернуть психологию к уникальным человеческим переживаниям, с которыми сталкиваются теоретики личности и клиницисты. В качестве альтернативной философии Маслоу (Maslow, 1968b) предложил экзистенциализм из-за его акцента на опытном знании и поиске идентичности. Если психология стремится понять глубокую осмысленность жизни, «предельное одиночество индивида» и подлинную неопределенность будущего, то она должна выйти за рамки более ограниченных детерминистских теорий, существующих в бихевиоризме и психоанализе. Рождалась психология третьей силы, во многом находившаяся под влиянием экзистенциализма. Маслоу получил широкое признание как духовный отец этой новой третьей силы, американского гуманизма.

Маслоу не хотел полностью отбросить традиционные научные методы. Скорее он хотел дополнить их более честным признанием опытной основы исследуемых проблем. Вместо того чтобы фокусироваться на тех симптомах и поведении, которые наблюдаются извне, Маслоу интересовался субъективными переживаниями людей. Затем на основе этого опытного знания должны быть построены эмпирические методы проверки гипотез. Любой акцент, взятый отдельно, оказывается неадекватным: методологией без «души» или опытным знанием без перекрестной валидизации научного метода. По мнению Маслоу (Maslow, 1966), оба эти подхода менее антагонистичны, чем принято считать. Он замечал, что «эмоция не всегда выступает врагом истины и объективности».

Коль скоро традиционная методология оказывается неадекватной, для понимания нормальной личности необходимо разработать инновационные методы. Маслоу (Maslow, 1966) бился над определением такого нового подхода. Он описывал свои представления как Даосскую науку, которую противопоставлял «контролирующей науке». Даосская наука должна быть субъективной и базирующейся на жизненном опыте, а не объективной и абстрактной. Она должна почитать и даже любить объект изучения, вместо того чтобы относиться к нему с холодным безразличием. Она должна быть межличностной (в духе «я — ты» — подхода Мартина Бубера), подлинно участвующей в межличностном взаимодействии с объектом исследования. Она не должна настаивать на ложном разделении наблюдателя и субъекта. По-другому ее можно было бы назвать «сплавом знания». Более того — она должна открыто затрагивать ценности. Все эти соображения попирают традиционные взгляды на научные методы, которыми, по утверждению Маслоу, нельзя адекватно изучать здоровые личности.

Единственное препятствие к развитию такой науки — ограниченное развитие ученых как человеческих существ. Традиционная наука порой функционирует как механизм защиты, суля безопасность и предсказуемость. При изучении высших людских возможностей ученые склонны испытывать сопротивление истине, поскольку эта тема бросает вызов им лично, тогда как с внечеловеческими или клиническими темами этого не происходит (Maslow, 1966).

Индивидуум в целом

Один из самых фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, заключается в том, что каждый человек должен рассматриваться как единое, уникальное, организованное целое. Маслоу чувствовал, что слишком долго психологи концентрировались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что они пытались понять, человек в целом. Чтобы использовать избиточную метафору, психологи изучали деревья, а не лес. На самом деле, теория Маслоу изначально развивалась как протест против тех теорий (особенно бихевиоризма), которые касались индивидуальных поведенческих выражений и игнорировали индивидуальность человека. Для Маслоу человеческое тело всегда ведет себя как единое целое, а не как ряд дифференцированных частей, и то, что происходит в одной части, влияет на весь организм. Этот холистический взгляд, сформулированный в часто цитируемой фразе гештальт-психологии: «Целое больше, чем сумма его частей и отличается от них», встречается во всех теоретических трудах Маслоу. В теории Маслоу мотивация влияет на человека в целом, а не только на отдельные его части. «В хорошей теории нет такой реальности, как потребность в желудке, или рте, или гениталиях». Есть только потребность человека. Это Джон Смит хочет есть, а не желудок Джона Смита. Более того, удовлетворение приходит ко всему индивидууму, а не к его отдельным частям. Еда удовлетворяет голод Джона Смита, а не голод его желудка….. Когда Джон Смит голоден, он голоден везде» (Maslow, 1987, p. 3). Для Маслоу центральной чертой личности является непременное единство и всеобщность.

Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и животных. Для них люди — это больше, чем животные; это их собственный вид. Это суждение резко контрастирует с радикальным бихевиоризмом, который в значительной степени опирается на изучение поведения животных (например, крыс и голубей) для разработки объяснений человеческого поведения. В отличие от бихевиористов, которые подчеркивали членство человека в животном царстве, Маслоу считал, что человек отличается от других животных. Он считал, что бихевиоризм и его философия дегуманизируют человека, рассматривая его как машину, состоящую из цепей условных и необусловленных рефлексов. Поэтому изучение животных не подходит для понимания человека, потому что он игнорирует те качества, которые присущи человеку (например, идеалы, ценности, мужество, любовь, юмор, зависть, вина) и, что не менее важно, те, которые он использует для создания поэзии, музыки, науки и других творений ума.

Теория Фрейда ясно допускает, что человек находится во власти бессознательных и иррациональных сил. Кроме того, Фрейд утверждал, что если не контролировать либидинальные импульсы, то в результате люди будут уничтожать других или самих себя. Справедлива эта точка зрения или нет, но Фрейд мало верил в человеческую добродетель и с пессимизмом размышлял о судьбе человека. Те, кто придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что человеческая природа по существу хороша или, по крайней мере, нейтральна. Вы можете поставить под сомнение этот вид, если вас ограбили грабители во время вечерней прогулки по парку. Однако, по мнению Маслоу, разрушительные силы в человеке являются результатом разочарования или неудовлетворенных базовых потребностей, а не врожденных пороков. Он считал, что каждый человек по своей природе имеет потенциал для положительного роста и улучшения. Именно этот оптимистичный и возвышенный взгляд на человечество держал Маслоу на протяжении всей своей жизни.

Практическое применение и выводы из теории личности Маслоу

Поскольку теоретические построения Маслоу имели целью улучшение условий человеческого существования, постольку справедливо, что его идеи нашли применение в различных областях. Взятые вместе, эти пути применения являются частью движения за человеческий потенциал, которое стремится улучшить жизнь людей, стимулируя развитие индивидов до полной реализации их потенциала при помощи специальных центров тренинга и трансформацию социальных институтов типа мест занятости и школ.

Терапия

В пределах психологии из теории Маслоу следуют выводы для психотерапии. Согласно Маслоу, многие люди обращаются за психотерапевтической помощью из- за неудовлетворенности их потребности в любви и принадлежности. Терапевтический прогресс требует удовлетворения этих потребностей. Маслоу считал, что терапевтический подход должен учитывать данного конкретного пациента. Тяжелым невротикам мог бы помочь традиционный фрейдистский подход. Более здоровым индивидам могли бы больше подойти групповая психотерапия и группы встреч.

Центры развития

Идеи Маслоу используются в центрах развития, занятых развитием человеческого потенциала. Самым известным является Институт Исален в Биг-Шур (штат Калифорния). В этих центрах человеческий потенциал повышаются благодаря групповым переживаниям наряду с изменением стиля жизни, часто предполагающим совместное проживание.

Рабочее место

Иерархия потребностей Маслоу стала главной концепцией для индустриально организационных психологов (Massarik, 1992). Те, кто помогает людям выбран, карьеру, могут консультировать эффективнее и даже их помощь людям становится в процессе этого более действенной, если они учтут уровень иерархии потребностей, на котором находятся клиенты (Sackett, 1998). Рабочее место — главная арена для развития самоактуализации, а работники оказываются более эффективными, когда функционируют на уровне высших потребностей.

В 1962 году Маслоу был внештатным сотрудником калифорнийской корпорации Non—Linear Systems, занимавшейся высокими технологиями. Он обнаружил, что самоактуализирующиеся менеджеры установили с подчиненными позитивные, поддерживающие межличностные отношения, а их деятельность была более продуктивной и творческой. К сожалению, многие менеджеры не являются самоактуализирующимся, но мотивируются невротическими потребностями во власти. Задача бизнеса — укомплектовать административные должности наиболее высоко развитыми индивидами, несмотря на тот факт, что самоактуализирующиеся люди могут не слишком интересоваться этими постами (Schott, 1992).

Рекламное дело

Стремясь продать товары или услуги, рекламные деятели подают свои сообщения так, чтобы привлечь потенциальных заказчиков. Иерархия потребностей Маслоу обеспечивает структурную основу, позволяющую достучаться до возможных потребителей (Kahle & Chiagouris, 1997). Многие товары можно рассматривать с различных уровней потребностей. Продукты, например, удовлетворяют физиологические потребности, по также затрагивают потребности самоуважения, как признала моя приятельница, беря в магазине консервированные грибы более изысканной марки вместо ножек и шляпок, которые стоили дешевле, но были такими же питательными.

Религия

Маслоу обстоятельно размышлял над вопросами религии, сравнивая ценности, выведенные из его теории, с религиозными традициями. При схожести их заботы об исцелении и росте, самоактуализация и духовность понятия не взаимозаменяемые (Benjamin & Looby, 1998; DeHoff, 1998). Те клинические и консультирующие психологи, разделяющие христианские верования, обычно предпочитают в терапии другие (когнитивно-бихевиоральные) направления гуманистическим или экзистенциальным подходам, которым, в свою очередь, отдают предпочтение те, кто больше склонен к мистицизму и восточным религиям (Bilgrave & Deluty, 1998). Религиозные традиции, оказавшие наибольшее влияние на гуманизм и экзистенциализм, по сути мистические (Martinez, 1998). Как неоднократно показывала история, религия зачастую оказывалась инициатором преследований всех, кто находился вне их группы, хотя ей не следовало выступать в такой форме (Burris & Tarpley, 1998). В религии, как и в других сферах, Маслоу решительно выступал против догматических взглядов. Он интерпретировал переживания религиозных пророков как вершинные переживания. Такие мгновения порождают важные откровения, полезные не только для индивида, но и для человечества вообще. Задача религии — передавать эти откровения своим приверженцам. К сожалению, часто случается гак, что узаконенные религии привлекают лиц, неспособных подняться к вершинам, передать пророческие переживания и заменяющих прозрение догматической косностью (Maslow, 1970). Отчасти это неизбежно из-за трудности перевода правополушарного трансцендентального переживания на язык, который является функцией левого полушария (Frank, 1977).

Хотя Маслоу не поддерживал традиционную узаконенную религию, он сетовал на десакрализацию человеческого опыта как профессионалами (включая психологов и врачей), так и обществом. Устранение чувства святости — высочайших человеческих ценностей благоговения — и обращение с людьми как с животными или роботами явилось тяжелой потерей. Он надеялся, что психология будет способствовать «ресакрализации» человеческого опыта, даже если это будет означать экспериментирование с новыми формами — такими как публикация поэзии и личных характеристик в научных журналах.

Образование

Маслоу (Maslow, 1976) видел задачу образования в «самоактуализации человека, в становлении полноценной человечности, в достижении максимальной высоты, на которую может подняться человеческий род или отдельный индивид». Конечно, эта цель отличается от простого приобретения технических навыков. Маслоу сознавал, что его теория подразумевает коренные изменения в образовательной практике, аналогичные тем, что были выдвинуты Карлом Роджерсом. Гуманистическое образование должно стимулировать, а не притуплять естественное детское любопытство. В большинстве школ детей не побуждают к творческому мышлению, а приучают вести себя так, как нравится учителю.

В идеальном колледже обучение должно быть гораздо больше направлено на себя. Студенты должны следовать своими собственными путями, подсказанными изнутри, ведя осмысленный и честный диалог с преподавателями. «Там не будет ни регалий, ни степеней, ни обязательных курсов» (Maslow, 1976). Конечно, для успеха такой системы студентам и преподавателям придется быть самоактуализирующимися, чтобы их выборы были по-настоящему направлены к росту.

Гендер

Маслоу (Maslow, 1954/1987) побуждал и женщин и мужчин соответствовать их полноценному потенциалу. Самоактуализирующиеся люди не связаны жесткими половыми ролями. В любви и жизни и мужчины и женщины могут быть как пассивными, так и активными. Тем не менее Маслоу считал, что существуют врожденные половые различия биологического характера (было бы странно, если бы психолог, чья докторская диссертация была построена на наблюдении за сексуальным поведением обезьян, отказался от этой концепции). Есть данные, свидетельствующие о том, что Опросник личностной ориентации, мерило самоактуализации, может настраиваться в пользу мужской роли; в любом случае по Опроснику половых ролей Бема итоговые показатели позитивно коррелируют с мужественностью и негативно — с женственностью (Faulkender, 1991). Маслоу предполагал, что мужчины и женщины достигают самоактуализации различными путями или средствами — концепция, с которой соглашаются отдельные психологи феминистского толка (например, Gilligan, 1982), но не все. Если гендерно обусловленные пути к самоактуализации различны, то было бы полезно разработать лучшие показатели для их отражения.

Вызов, брошенный гуманистической психологией Маслоу традиционной науке

Применять традиционные научные методы и придерживаться объективности всегда труднее, когда объектами исследования оказываются люди. Из-за своего акцента на субъективном переживании и уважения к переживанию и развитию гуманистическая психология с особенным постоянством встает перед проблемой научного метода, который представляется неадекватным для изучения реально значимых феноменов. Маслоу четко сформулировал эту проблему и пошел дальше многих гуманистических психологов — во всяком случае, дальше Карла Роджерса — в оспаривании пригодности традиционной науки для изучения человеческой психологии.

Маслоу обвиняли в подмене научных наблюдений личными ценностями, в навязывании своего описания концепции самоактуализации. Имеется в виду, что его перечень характеристик самоактуализирующихся людей может быть попросту списком качеств, которыми Маслоу восхищался (ср.: McClelland, 1955). Например, его акцент не на разуме, а на мистическом, иррациональном опыте может отражать личную склонность (Daniels, 1988; М. В. Smith, 1973). Высказывалось мнение, будто ценности, представленные в иерархии потребностей, присущи исключительно западной культуре. Была предложена альтернативная иерархия, отражающая китайские ценности, в которой высшим уровнем является не индивидуальная самоактуализация, а «самоактуализация в служении обществу» (Nevis, 1983).

Очевидно, что концепция самоактуализации Маслоу наполнена смыслом, выходящим за рамки научной теории личности. Она была описана, как миф, для стимуляции индивидуального развития и социальных изменений (Daniels, 1988), хотя и ограниченный в способности поддерживать определенные политические программы (Prilleltensky, 1992; Sipe, 1987). Майкл Дэниелс описывает концепцию самоактуализации как «одну из самых оптимистичных и жизнеутверждающих [концепций], когда-либо высказывавшихся в психологии». Однако такая мифическая функция не укладывается в стандарты, которыми обычно оценивается научная теория личности.

Маслоу откликнулся на обвинения в отходе от традиционной методологии, в неподкреплении положений статистическими данными и в допущении столь вопиющего влияния ценностей на свою работу. Он заявил, что это его нисколько не смущает:

У меня есть секрет. Я говорю поверх голов стоящих передо мною людей, обращаясь к моей собственной, личной аудитории. Я обращаюсь к людям, которых я люблю и уважаю. К Сократу, Аристотелю, Спинозе, Томасу Джефферсону и Аврааму Линкольну. И когда я пишу, я пишу для них. Это ограждает меня от многого вздора (Maslow, 1968а).

В противоположность высказанной цели валидной научной теории, которая заключается в составлении прогнозов, Маслоу парадоксальным образом ожидал, что его подход сделает людей менее предсказуемыми. Гуманистическая наука повысит способность людей делать выбор и выражать свою спонтанность.

Конечно, Маслоу знал о силе научного убеждения. В своем предисловии к книге «К психологии бытия» (Toward a Psychology of Being} он о (Maslow, 1968b). Он считал, что его убеждения насчет человеческой природы, если они истинны, «обещают научную этику, естественную систему ценностей, суд последней инстанции в определении хорошего и дурного, правильного и ложного». Новая этика родится из его взгляда на людскую природу (Maslow, 1955; McClelland, 1955).

Маслоу (Maslow, 1968b) прозрел дальше своей психологии третьей силы с ее акцентом на человеческих ценностях.

Я… рассматриваю гуманистическую психологию, психологию третьей силы как переходную, как подготовку к еще более «высокой» четвертой психологии — трансперсональной, трансчеловеческой, с центром, пребывающим в космосе, а не в людских интересах и потребностях.

Принятие подлинно космической точки зрения отводит простым человеческим заботам неопределенную роль; вероятно, что Маслоу просто хотел привлечь внимание к возможности для высокоразвитых людей выйти за рамки своих индивидуальных потребностей ради универсальных ценностей типа истины и справедливости (Koltko-Rivera, 1998). Сегодняшним днем, с его осознанием глобальных планетарных проблем и конфликта между людскими желаниями и ограниченными планетными возможностями самосохранения, видение Маслоу «четвертой психологии» кажется пророческим. И все же он не убедил привычную психологию в необходимости отбросить традиционный научный метод ради его более даоски- рецептивной, интуитивной модели экспериенциального знания. Традиционный научный метод показал себя слишком ценным, чтобы даже многие преданные гуманисты отказались от него теперь во имя гуманизма ли, феминизма или постмодернистской мысли, или любого другого, популярного ныне нового образа мышления (Smith, 1994). В качестве эскиза направления, в котором должна двигаться психологическая наука, гуманистические изыскания в понимании Маслоу необходимо дополнить четкими операциональными определениями (McClelland, 1955; Rychlak, 1988), если они претендуют на преобразование психологии как науки. Многие гуманистические психологи активно разрабатывают методологию поиска — так чтобы исследование личности могло оставаться научным и не отбрасывать человека как целостное, здоровое, процветающее существо (Giorgi, 1992; Polkinghorne, 1992).

Нарушенные потребности

Если какие-то потребности не удовлетворяются в достаточном для данного человека объеме – они считаются нарушенными и могут вызвать большие проблемы. Примеры следующие: отсутствие нормального сна мешает человеку работать, учиться думать, он хочет лишь спать, голод провоцирует искать еду и не думать ни о чем другом, физические увечья заставляют страдать и искать спасения от своей проблемы, все остальное человека не волнует. Порой даже если у человека нет в коллективе банального уважения, при этом есть деньги, должность, низшие потребности удовлетворены, то он может страдать даже из-за одной этой нарушенной потребности.

Теория личности Маслоу — кратко

Маслоу выдвинул гуманистическую психологию третьей силы, отличающуюся меньшим детерминизмом и большей сфокусированностью на ценностях, чем это свойственно психоанализу или бихевиоризму. Он предположил, что люди, развиваясь, проходят через пять уровней иерархии потребностей: физиологический, безопасности, любви и принадлежности, самоуважения и самоактуализации. На четырех низших стадиях человек мотивирован лишениями. На высшей стадии самоактуализации человек мотивируется бытийной мотивацией и обладает отчетливыми характеристиками, главная из которых — креативность. Вершинные переживания представляют собой мистические состояния сознания, которые особенно свойственны самоактуализирующимся людям.

Теория личности Маслоу затрагивает многие сферы и прочно связана с движением за человеческий потенциал. Он ратовал за меньшую догматичность религии и ее большую озабоченность ростом. Помимо психотерапии, его деятельность способствовала становлению таких центров развития, как Исален, где люди могли жить сообща, что продвигало самоактуализацию. Он призывал работодателей уделять больше внимания потребностям роста своих служащих, а педагогов — поощрять личностный рост и креативность среди учащихся.

Маслоу настойчиво выступал за большую озабоченность психологии человеческими ценностями. Он критиковал привычную психологию за центрированность не на проблемах, а на методе, и утверждал, что научное исследование высших возможностей человека требует развития новых моделей науки.

О ключевых понятиях гуманистической психологии читайте в специальных статьях:

Иерархия (пирамида) потребностей Маслоу

Самоактуализация по Маслоу

Методы

Для изучения личности психологами используются методики самоотчетов, что позволяет опираться на опыт человека, полученный в его жизни, а также опросники — например, опросник «Чувства. Реакции. Убеждения.», разработанный Д. Картрайтом, а также опросник самоактуализации Э. Шострома.

Количество методик работы с людьми превышает несколько десятков. Сюда относятся следующие:

  • арт-терапия — осознание собственного «Я» посредством музыки, изображений, а также в движениях;
  • визуализация — осознание собственных стремлений, желаний, а также истинных целей путем их визуализации;
  • аутотренинг по И. Шульцу — путем погружения в себя и диалога со своим глубинным «Я»;
  • восточные техники — медитации, йога и другие практики.

Также существует и множество других методик, нацеленных на осознание человеком самого себя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]