Индивидуально психологические свойства личности и их особенности


Общие представления о психике

Психика представляет собой многогранную конструкцию, определяющую личность человека.В ней различают несколько звеньев:

  • Психические процессы. Это динамические показатели, которые являются критериями понимания мира, помогают брать и анализировать информацию из всего, что окружает человека, формируют его эмоции в конкретном эпизоде жизни, его поведение, цели и мотивы, а также регулируют общение, в зависимости от ситуации, изменяя жестикуляцию и позу, громкость и тональность голоса, мимику. В процессе развития личности они постоянно варьируются.
  • Психические свойства. К свойствам относят:
  1. темперамент, который закладывается при рождении;
  2. характер, который при исследовании личности оказался также во многом зависящим от наследственного фактора и лишь на 10 % от внешнего;
  3. способности, которые как заложены природой, так и формируются при развитии личности.

Свойства являются понятием статическим, однако подвержены относительной вариации при воздействии продолжительного раздражающего фактора.

  • Психические состояния. Определяет какие именно процессы и свойства человека проявятся в данной ситуации и какие из них будут преобладать над другими.

Способности

Когда мы пытаемся понять почему у людей, которые находятся в однотипных жизненных условиях будет разный результат, для разбора данного вопроса, мы будем руководствоваться таким понятием как «способности» беря за основу то, что именно способности и будут определять то, чего в конечном итоге добьется человек.


Психические свойства: темперамент

Как пример: способности дают разъяснение тому, почему одни учатся быстрее других.

Способности можно разделить на:

  • объединение процессов психики и состояний;
  • разъяснение того, как приобретаются, используются, и закрепляются: умения, знания, навыки.

В арсенале человека большое разнообразие способностей. Все они разделены на несколько категорий.

  • Элементарные и сложные, где:

элементарные связаны с органами чувств и примитивными движениями. Подразумевается способность различать цвета, звуки, и запахи. Они присутствуют с рождения.

А вот специальные способности есть не у всех, так как они требуют наличие сопутствующих задатков. Например, художественно-изобразительных, музыкальных, актерских, и тд.

  • Теоретические и практические, где:

под теоретическими имеется ввиду предрасположенность человека к абстрактно-логическому мышлению. Так же к ним относится умение ставить и выполнять задачи теоретической направленности.

Относительно практических, ты, наверное, уже и сама догадалась: постановка и выполнение практических задач, которые непосредственно связаны с конкретными действиями в рамках определенной ситуации из жизни.

  • Учебные и творческие, где:

учебные определяют успешность обучения, а творческие предполагают, насколько индивид может созидать духовные и материальные предметы культуры. И что немаловажно, способен «выдавать» новые идеи, открытия и тд.

  • Коммуникативные и предметно-деятельностные, где:

Под первыми, как ты сама понимаешь, подразумеваются знания, навыки и умения, которые напрямую связаны со взаимодействием с другими людьми, межличностной коммуникацией.

Под вторыми имеется ввиду взаимодействие человека с неодушевлёнными предметами.

Психологические состояния, как основные критерии исследования личности

Личность человека в конкретной ситуации отображается с помощью психологического состояние, которое формирует ее ответ на раздражитель. То есть одни эмоции превалируют над другими, меняются жесты, изменяется поведение, иногда даже мотивация и другие процессы. Состояние является относительно статическим показателем, однако при длительно действующих одинаковых раздражителях меняющееся во времени состояние превращается в практически не вариативное свойство.

В процессе исследования личности выявили такие компоненты психического состояния:

  • Физиология (показатели физического плана, например, пульс);
  • Моторные функции (мимика, речь и т.д.);
  • Эмоции (в зависимости от ситуации как положительные, так и отрицательные);
  • Когнитивные процессы (возможность адекватного мышления, продумывания своих дальнейших действия, анализа ситуации);
  • Поведение (какие-либо действия, обусловленные конкретной ситуации);
  • Коммуникативность (возможность контакта и адекватного общения с человеком).

Все психологические состояния подразделяются на две группы: ситуативные и устойчивые (личностные). Каждая из групп имеет свою классификацию.

Ситуативные состояния характеризуются неустойчивостью и ответом личности на определенную нетипичную ситуацию. Они могут быть:

  • общефункциональными;
  • психического напряжения;
  • конфликтными.

Устойчивые, то есть те, которые сохраняются на длительное время, делятся на:

  • оптимальные либо кризисные;
  • различные пограничные состояния (малоумие, психопатии);
  • нарушения сознания.

Следует отдельно остановиться на кризисных состояниях, которые могут проявляться в виде:

  • негативизма (преобладание отрицательных эмоций даже в оптимальных условиях);
  • оппозиции (агрессивность в отдельных схожих ситуациях или к отдельным, но схожим по какому-то критерию личностям);
  • аутизм (полная социальная отчужденность).

Ю. В. Щербатых является основоположником другой классификации психических состояний. Классификация оформляется в виде таблицы и благодаря ей можно рассчитать формулу определенного состояния, например, страха или восхищения. В таблице рассматриваются 7 критериев, каждый из которых подразделяется на переходные и крайние варианты психического состояния.

Психические свойства: темперамент

Определение 1

Под темпераментом понимают совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических характеристик индивида, которые определяют его психическую деятельность и поведение.

Темперамент может проявляться в общей активности, в моторной сфере, в эмоциональной сфере.

От типа темперамента зависит скорость действия психических процессов индивида, а также скорость условных рефлексов.

Личности по типу темперамента бывают следующие:

  • холерик (быстрый, неуравновешенный, эмоциональный, быстро истощается)
  • флегматик (медлительный, невозмутимый, устойчивое настроение, не эмоционален)
  • сангвиник (живой, подвижный, быстро реагирует на происходящие события)
  • меланхолик (пережив тельный, имеют острую болезненную реакцию на происходящее, впечатлителен, раним)

Критерии сформировавшейся личности

Прежде чем проводить исследования личности, следует определиться с критериями, которым должна соответствовать сформировавшаяся целостная личность. Общего подхода к данному понятию нет, однако принято наиболее достоверными считать критерии В. В. Петухова, который утверждает, что личность:

  • должна быть способной к творчеству;
  • может быть множественной при одновременной целостности;
  • постоянно развивается.

Л. И. Божович подошел к вопросу проще, выделив для личности всего два критерия: умение расставлять приоритеты, жертвуя своим «хочу» ради «надо», а также умение руководить своими действиями, ставя перед собой цели и преодолевая препятствия.

Психические свойства: мотивация

Основой жизни и эволюции всей жизни на земле является мотивация. Под мотивом понимают побуждение к действию для того что бы удовлетворить актуальную потребность.

Потребности человеку весьма разнообразны. Потребности человека подразделяют на две категории:

  • материальные (пища, тепло, вода, воздух)
  • духовные (общение, деятельность, знания, творчество.

Мотивы делятся на:

  • низшие или биологические (влечения, желания, удовлетворение физических потребностей)
  • высшие или социальные (интересы, идеалы, убеждения)

Психологические исследования личности

Все методы исследования делятся на 4 категории, объединенные каким-то общим подходом к изучению личности.

  • Наблюдение. Основные способы оценки личности заключаются в осмотре, опросе как самого человека, так и его окружения, чтении истории болезни, если таковая имеется, чтении дневников или автобиографий. Последние два источника, как показывает практика, являются очень ценной информацией.
  • Эксперимент. Включает в себя различные исследования с помощью аппаратуры. Также возможны моделирования каких-то экстренных или имеющих значение для конкретного человека ситуаций для оценки его психического состояния.
  • Опросники и другие подобные методики. Позволяют оценивать множество критериев: мотивацию, целенаправленность, самооценку, силу воли и т.д.
  • Проектирование. С помощью методик данной области определяется личность в целом, без выделения ее отдельных критериев.

Однако в практике активно используются все 4 метода, которые к тому же могут перемешиваться, дополняя друг друга, поэтому их разделение является условным.

Психические свойства: характер

Определение 2

Под характером понимают группу основных личностных особенностей, эти особенности управляют поведением человека. Характер человека проявляется в отношении к себе, к другим людям, к труду, к вещам, характер так же отображает качества воли человека.

Немецкий психиатр и психолог Э. Кречмер подразделял характер личности на два вида:

  • циклотимический
  • шизотемичекий

Эти два вида характера имеют схожесть с характерами психически больных людей, но являются нормой.

Циклотимический характер схож с характером больных с аффективными расстройствами, шизотемический характер схож с характером больных шизофренией.

В психологии выделяют такое свойство характера как акцентуация, под этим определением понимают крайнюю степень нормы, усиление отдельных черт, может привести к расстройству личности.

Это интересно

Экспериментальный метод подвержен массовой критике из соображений гуманности, однако его результаты всегда оказываются наиболее достоверными и интересными для науки. Например, Стенли Шахтер провел очень любопытный эксперимент, в ходе которого было выяснено, что в экстренной, угрожающей жизни ситуации человек предпочитает находиться не один, несмотря на понимание совместной гибели. Дальнейшее проведение исследования показало, что человек предпочитает находиться рядом с тем, кто переживает те же страхи или эмоции, что и он. То есть в угрожающей ситуации человеку нужен не просто друг, а «страдающий» друг.

Основываясь на проведенных исследованиях личности можно достоверно определить все критерии и показатели психики человека, чтобы составить целостный личностный портрет.

Что такое темперамент и характер

Наука считает, что в формировании индивидуальных особенностей личности первичную роль играет темперамент. Именно его называют «биологическим фундаментом», на котором строятся личностные черты: устойчивость эмоций, впечатлительность, энергичность, приверженность определенному темпу жизни, реакция на внешние факторы.

Темперамент можно считать врожденной склонностью — с течением жизни он не меняется. Он же определяет особенности поведения и реакций человека, независимо от того, какой деятельностью он занят.

Среди свойств темперамента выделяют:

  • реактивность — степень реакции человека на внешний раздражитель, будь то событие или брошенное в его адрес обидное слово;
  • активность — энергичность, которая показывает, насколько интенсивно человек стремится воздействовать на внешний мир;
  • пластичность — способность приспосабливаться к внешним условиям, подчиняться им;
  • ригидность — инертность поведения в той или иной ситуации;
  • эмоциональную возбудимость — силу эмоциональной реакции и скорость ее возникновения.

На основе этих черт психики строится характер — система особенностей человека, которая показывает или позволяет спрогнозировать его действия и поведение в конкретной ситуации. Говоря о характере, подразумевают совокупность черт, которые заметны в поведении человека больше всего, например:

  • легкомыслие или вдумчивость;
  • смелость или трусость;
  • добросовестность или несерьезность при выполнении работы.

«Характер нужен человеку для того, чтобы выжить в мире и обществе, — комментирует психолог-коуч Мария Рощина. — Одним из частых его проявлений становится героизм. Человек стремится быть героем, и это естественно, так как это приносит удовлетворение. Но так как в повседневной жизни немного возможностей для героизма, людям свойственно создавать такие ситуации. Примером тому — мода, телевидение, религия, поддержка любимой спортивной команды. Приобщаясь к одному из «течений», человек может ощущать себя героем, не совершая ничего героического».

Направленность личности, характер и темперамент

Учитывая личностные особенности человека, можно помочь ему достичь успеха в жизни, добиться лучшего результата, стать успешным в учебе и работе. В основе направленности личности лежит мотивация, которая подразумевает удовлетворение потребностей.

Одних людей вполне устраивает удовлетворение лишь физиологических потребностей. Для них характерны инертность, нежелание ничего менять в жизни. Такой образ поведения может сформировать меланхолик.

Других людей интересует реализация собственного творческого потенциала, удовлетворение социальных потребностей в общении, социальном росте, что характерно для сангвиников и холериков. Но направленность личности можно скоординировать, независимо от исходного темперамента. Только действовать в каждом случае нужно по-разному.

Сангвиник — «доверяй, но проверяй»

Сангвиники склонны увлекаться и всегда с радостью откликаются на все новое в жизни. Их отзывчивость и общительность становятся для них основой успеха. Но ровно до того момента, как они не переходят в легкомыслие, сверхобщительность и ненадежность.

Принцип работы с сангвиником — контроль и проверка, так как далеко не всегда он выполняет то, что обещает. Легкомыслие может вредить, поэтому сангвинику важно прививать усидчивость и привычку доводить начатое до конца.

Холерик — «ни минуты покоя»

Лучший вариант развития личности холерика — использование его бурной энергичности в полной мере. Такой человек должен быть все время занят. Его энергии хватит на все: учебу, занятия спортом, встречи с друзьями, работу.

Пока он увлечен, он жизнерадостен, достигает поставленных целей и они, что самое важное, даются ему легко. Если же холерик оказывается «не у дел», он начинает демонстрировать вспыльчивость, агрессию, несдержанность, конфликтность. В коллективе он вполне может направить свою энергию в опасное русло — на разрушение построенной системы, поэтому загрузив его несколькими проектами, можно избежать такой опасности.

Флегматик — «не торопи»

Флегматичные люди кажутся медлительными и «толстокожими», но при этом они постоянны, терпеливы, а главное — надежны. Чтобы помочь флегматику проявить его положительные качества, его нельзя торопить. В условиях дефицита времени такой человек работать не может. А если его не подгонять, а дать возможность работать в своем темпе, он выполнит работу идеально.

Меланхолик — «не навреди»

Доброжелательностью и способностью к сочувствию меланхоликов так и стремятся пользоваться окружающие. Их мягкость и человечность хороши внутри семьи, но в обществе они часто становятся жертвами агрессии или подчиняются чужим требованиям. Их ранимость и застенчивость мешают в достижении успеха, поэтому при формировании направленности личности меланхолика нужно соблюдать деликатность.

Кричать, давить, ставить жесткие рамки — это не для них. Отношение должно быть мягким, а в общении с меланхоликом важно сохранять позитивный настрой, так как он чувствителен даже к интонации речи.

«Обратитесь к психологу, чтобы тот проанализировал вашу команду, — советует Мария Рощина, — и распределил задачи так, чтобы все ее участники бежали на работу и хотели показывать результаты».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]