Эмоции присущи всем людям, это важная составляющая нашей жизни, и в оценках других людей мы во многом ориентируемся на чувства, которые они вызывают. С другой стороны, внешние проявления эмоциональных состояний создают уникальный, неповторимый образ каждого человека. Эмоциональность, как качество личности, естественна и необходима и в общении, и в профессиональной деятельности, и в личной жизни. Но чрезмерная демонстрация эмоций утомляет, а часто и раздражает, она мешает нормальному взаимодействию с людьми и нередко бывает источником конфликтов. Чтобы понять, с чем связана повышенная эмоциональность, следует разобраться в психологии этого личностного качества.
Эмоциональность личности
У каждого человека система эмоциональной сферы являются индивидуальной. Индивидуально-психологическое проявление эмоций у каждой личности обозначается понятием «эмоциональность личности» – это способность отображать содержание переживаний, настроение и характер. Иначе, эмоциональность можно рассматривать как ответную реакцию на окружающий мир с помощью проявления чувств и их влияние на поведение человека. Эмоции помогают лучше понимать друг друга, люди могут настраиваться на совместную деятельность и общение, а также наблюдать за состоянием собеседника. Люди, относящиеся к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать друг у друга такие эмоциональные состояния, как восторг, раздражение, грусть, разочарование, гордость, восхищение и т.д.
20.6. Эмоциональные свойства человека
Важную роль играют эмоциональные свойства человека. По данным Н.Э. Висотської, эмоциональная возбудимость способствует успешному обучению профессии артиста балета, положительно влияя на выразительность, артистичность, танцевальность, успешность в классическом и обычном танцах, а также актерское мастерство.
Эмоциональные свойства человека:
- эмоциональная возбудимость — степень готовности эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители. Оказывается через раздражительность, вспыльчивость, несдержанность, горячность; способствует чувствительности, уязвимости и т.п.;
- глубина переживания эмоций (эмоциональная глубина) выражается в том, насколько глубоко человек переживает эмоции;
- эмоциональная ригидность — лабильность. Эмоциональная ригидность — это устойчивость эмоции, которая проявляется в том, что возникнув на некую событие или ситуацию, эта эмоция продолжает проявляться, несмотря на то, что обстоятельства уже изменились, и возбудитель перестал действовать. Лабильность эмоций (подвижность, способность к переключению) — заключается в том, что человек свободно выходит из одних эмоциональных ситуаций и быстро приспосабливается к другим. Иногда это предопределяет ее реактивность, импульсивность, а это означает, что человек плохо управляет собой;
- эмоциональная устойчивость рассматривается как: а) способность эмоционально сильно не возбуждаться в ситуационных условиях, подавлять эмоциональные реакции, самоконтролювати их; б) эмоциональная незбудливість, нереагирование на емоціогенні раздражители;
- экспрессивность — это проявление эмоций человека через мимику, жесты, голос, моторику, пантоміміку, вещания и т.д. По степени проявления экспрессии выделяют: а) гипомимию (амимия) — означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств языка, монотонность интонации, потухший взгляд и т.п.; б) гіпермімію, которая связана с чрезвычайным выявлением средств выражения эмоций, с богатством ярких экспрессивных состояний, которые быстро меняются;
- эмоциональный отклик — это степень чувствительности, восприятия. За В.В. Бойко, он проявляется в том, как легко, быстро и гибко человек эмоционально реагирует на различные воздействия — социальные события, процесс общения, особенности партнеров, «на дело», «предмет», «природу», «на себя» и т.д.;
- эмоциональный оптимизм — пессимизм.
Характеристики эмоционального реагирования, которые постоянно и ярко проявляются в данной человека, является ее эмоциональными свойствами.
С точки зрения физиологии, эмоциональная возбудимость есть не что иное, как эмоциональная готовность, то есть готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Существенную роль в формировании этой готовности играет адреналин. Его введение подопытным предопределяло то, что они начинали проявлять эмоциональные вспышки на те раздражители, которые раньше оставляли их совершенно спокойными.
Эмоциональная возбудимость способствует эффективности некоторых видов профессиональной деятельности.
Эмоциональный отклик (восприимчивость, чувствительность). Близким по смыслу к эмоциональной возбудимости есть свойство, которое обозначается как эмоциональный отклик.
Потеря эмоционального резонанса — это полное или почти полное отсутствие эмоционального отклика на различные события.
Уязвимость. К.К. Платонов определяет уязвимость как свойство личности, которая выражается в доминировании впечатлений над познавательной функцией восприятия мира. При этом впечатление он понимает как психическое явление, в структуру которого входит нечеткое восприятия, усиленное его эмоциональной окраской, через что переживания доминирует в нем над познанием.
Эмоциональная глубина. А.Ф. Лазурський писал: «Наблюдая в течение длительного времени нескольких индивидов, мы убеждаемся, что в некоторых из них чувства могут достигать при известных условиях такой интенсивности, к которой другие оказываются совершенно неспособными. Вот именно эту способность испытывать при некоторых благоприятных обстоятельствах такие интенсивные чувства, которые доступны сравнительно лишь некоторым, мы и будем называть силой чувствований». Это свойство равнозначна интенсивности, глубине эмоции, которая переживается.
Объективными показателями интенсивности пережитых человеком эмоций могут служить изменения физиологических функций. Однако Лазурський отмечает, что они не всегда достаточны, потому что вегетативная возбудимость у разных людей неодинакова.
Эмоциональная ригидность — лабильность. Эмоциональную ригидность, которую А.Ф. Лазурський назвал устойчивостью эмоций, ученый определял следующим образом: это тот самый для данного человека промежуток времени, на протяжении которого эмоция, которая возникла, продолжает еще проявляться, несмотря на то, что обстоятельства уже изменились и раздражитель перестал действовать.
Эмоционально ригидные люди отличаются «вязкостью» эмоций, их стабильностью. Эмоциональная вязкость связана с фиксацией внимания и аффекта на неких значимых событиях, объектах, психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и образах (злопамятность), темам, которые волнуют. По этому поводу в народе говорят: «Говорит три дня, а все о бедности».
Неустойчивость эмоции, за Лазурським, проявляется в том, что сначала она может быть интенсивной, но потом быстро ослабевает и, в конце концов, прекращается, переходя в состояние спокойного безразличия. Если же эмоции у человека легко возбудимы, то прошлая эмоция очень быстро заменяется в нее другой.
Итак, лабильность эмоций (подвижность, переключение) характерна тем, что человек быстро реагирует на изменение ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие.
Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнять отношения с окружающими, потому что личность становится реактивной, импульсивной, плохо управляет собой.
Эмоциональная лабильность свойственна лицам с высоким нейротизмом (тревожностью). Наоборот, низком нейротизма отвечает эмоциональная ригидность.
Эмоциональная устойчивость. В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены. Некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к емоціогенних условий. При этом под «устойчивостью эмоций» понимают и эмоциональную стабильность и устойчивость эмоциональных состояний, и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Итак, в одном понятии объединены различные явления, которые не совпадают по смыслу с понятием «эмоциональная устойчивость».
Є.О. Мілерян в книге «Психологический отбор летчиков» писал, что во эмоциональной устойчивостью следует понимать и невосприимчивость к соціогенних факторов (наряду со способностью контролировать и сдерживать астенические эмоции, которые возникают). Я. Рейковський считает, что у некоторых лиц эмоциональная устойчивость проявляется через их низкую эмоциональную чувствительность. К.К. Платонов и Л.М. Шварц в эмоционально неустойчивых относят тех, кто повышен эмоционально возбудимый и подвержен частой смены эмоциональных состояний. В то же время авторы признают большую роль свободы в обеспечении эффективности деятельности при возникновении сильной эмоции. М.Д. Левітов связывает эмоциональную неустойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций, а Л.С. Славина — с «аффектом неадекватности», которая проявляется в повышенной уязвимости, замкнутости, упрямства, негативизме.
Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебания настроений. П. Фресс как главную характеристику эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичність), для которой характерна чувствительность человека к емоціогенних ситуаций.
Итак, эмоциональной устойчивости, с точки зрения названных выше авторов, свойственна эмоциональная невозмутимость, неуязвимость, то есть нереагирования человека на емоціогенні раздражители, ситуации.
В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такой степень эмоционального возбуждения, который не превышает предельной величины и не нарушает поведение человека (Я. Рейковський) и даже положительно влияет на эффективность деятельности.
Л.М. Аболін считает правомерным под эмоциональной устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях.
Отсюда главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в емоціогенній ситуации. А.А. Сиротин включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной емоціогенній обстановке.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ — способность подавлять эмоциональные реакции, то есть «сила воли», которая проявляется в терпения, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самовладанні), определяющих стабильность эффективности деятельности.
Не случайно К.К. Платонов разделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владение человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость) и психомоторики эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).
Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости является в П.Б. Зильбермана, который под этим понятием понимает «интегративную свойство личности, которую характеризует такое взаимодействие эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивида, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке». Такая же позиция Б.Х. Варданяна, который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, которая обеспечивает гармоничное отношение между всеми компонентами деятельности в емоціогенній ситуации, а значит способствует успешному выполнению деятельности».
М.И. Дяченко и В.А. Пономаренко понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, которое обеспечивает целесообразную поведение в экстремальных ситуациях.
По мнению Є.П. Ильина, о настоящую эмоциональную устойчивость следует говорить в том случае, когда определяются:
- время появления эмоционального состояния при длительной и постоянной действия емоціогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пересыщения при выполнении однообразной работы); чем позже возникают эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;
- сила емоціогенного влияния, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т.п.); чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека.
Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. При различных емоціогенних факторах эта устойчивость будет разной.
Экспрессивность. Проявление эмоций у людей индивидуальный, в связи с чем говорят про такую личностную характеристику, как экспрессивность. Чем больше человек выражает свои эмоции через мимику, жесты, голос, двигательные реакции, тем больше в ней выражена экспрессивность. Экспрессивность является интегральной функцией двух приложений: степени выражения (силы) эмоций и контроля за их проявлением.
По степени проявления экспрессии (в частности, на лице) выделяют гипомимию и гіпермімію.
Гіпомімія (амимия) означает отсутствие или ослабление мимики, жестикуляции, обеднение выразительных средств языка, монотонность интонации, взгляд, который погас и ничего не выражает.
Гіпермімія связанная с чрезмерным оживлением средств выражения эмоций, с обилием ярких и экспрессивных актов, которые быстро меняются. Она случается в разных формах и обусловлена многими причинами.
Часто гіпермімія выражается в беспричинном смеха подростков. Лейтенант, что переходит в ґиґотіння, — обычное явление в подростков. Оно может скрывать застенчивость.
Другим проявлением гіпермімії является манерность поз и вычурность движений, особенно у детей с аутизмом.
Эмоциональность как интегральная свойство человека. Эмоциональность как свойство (качество) личности упоминал еще Гиппократ, когда говорил о холерический тип темперамента. В конце XIX ст. П. Малапер выделял особый тип эмоциональных людей рядом с апатичными и страстными. Г. Хейманс и Е. Вирсма выделили три главных фактора личности: эмоциональность, активность і реактивность. О эмоциональность люди часто судят, исходя из того, как близко к сердцу он принимает мелочи, увлекается или плачет по незначительному поводу.
Очевидно также, что те чувства, которые наиболее свойственные данному индивиду, возбуждаются в него намного легче и могут достичь гораздо большей интенсивности, чем все остальные. Итак, О. Лазурський обозначил в отечественной психологии феномен, который гораздо позже стали рассматривать как свойство человека — эмоциональность.
Эмоциональность как качественную характеристику гіперемоційності рассматривает и Г. Крейг. Для нее эмоциональность — это склонность легко поддаваться страха и гнева.
В.Д. Небиліцин тоже рассматривал эмоциональность как одно из свойств темперамента. Уровень эмоциональности человека он определял как способность к эмоционального переживания (с учетом модальности этого переживания). Как основные характеристики эмоциональности он выделяет уязвимость, импульсивность и эмоциональную лабильность.
Уязвимость выражает аффективную восприимчивость человека, чувствительность ее к емоціогенних воздействий, способность ее найти почву для эмоциональных реакций там, где для других такого грунта не существует. Следовательно, речь идет о эмоциональную возбудимость.
Импульсивность Небиліцин рассматривает как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их (Є.П. Ильин не согласен с пониманием импульсивности как рефлекторной реакции на эмоциональную смену, которая возникла).
Под эмоциональной лабильностью он понимает скорость, с которой прекращается настоящее эмоциональное состояние и происходит смена одного переживания другим.
Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления в ситуации, которые имеют особую значимость для человека. Качественные свойства эмоциональности характеризуют становления индивида к явлениям окружающего мира и находят свое выражение в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамических свойств эмоциональности А.Є. Ольшаннікова причисляет особенности возникновения, течения и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения (экспрессию). Вслед за В.Д. Небиліциним, она считает эмоциональность одной из основных составляющих темперамента.
Рассмотрение эмоциональности как свойства темперамента заставляет говорить о ее генетическое происхождение.
Кроме этого, было обнаружено две тенденции в эмоционально-когнитивных связях. Первая — сообщения «аналитичности» с отрицательной эмоциональностью пассивно-защитного рода. Это значит, что чем выше у человека оценки страха и сумму (дистресс), тем более она склонна к операций отмежевание, дифференциации, подчеркивание специфических признаков объектов. Вторая тенденция — сообщения «синтетичності» с отрицательной эмоциональностью активно-екстернального рода. Иначе говоря, чем выше оценка гнева, тем больше человек ориентирована на операции объединения, установления общности, подобия.
Эмоциональность и общительность. А.П. Савинкова, изучая связь эмоциональности с общительностью, показала, что широкий круг общения, большая его активность в сочетании с кратковременностью характерны для лиц с положительными эмоциональными установками (доминированием эмоции радости), а узкий круг общения, малая активность общения на фоне устойчивости отношений — для лиц со склонностью к переживание негативных эмоций (страх, печаль). Первые более инициативные в общении. Была обнаружена связь между эмоцией радости и таким динамичным боком общения, как потребностью в нем, инициативностью, легкостью, выразительностью общения. Было также обнаружено негативные связи между астеническими эмоциями и активностью общения, в частности между «гневом» и «страхом», легкостью и широтой круга общения.
М.Б. Депенчук обнаружил, что лица (в частности — мужчины) с высокой эмоциональностью хуже адаптируются к социокультурной среды той страны, куда они эмигрировали. Они в меньшей степени овладевают языком страны проживания, хуже ориентируются в местном жизни.
1. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. — Львов: Край, 2005.
2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: Изд-во МГУ, 1984.
3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
4. Джемс В. Психология / Пер. с англ. — М., 1991.
5. Додонов Б.И. В мире эмоций. — К.: Политиздат, 1987.
6. Додонов Б.И. Классификация эмоций при исследовании эмоциональной направленности личности / / Вопросы психологии. — 1975. — №6.
7. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. — М., 1978.
8. Зарудная А.А. Эмоции и чувства / / Психология: Учебник. — Минск, 1970.
9. Изард К. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2000.
10. Изард К. Эмоции человека. — М., 1980.
11. Ильин Е.Л. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2002.
12. Китаев-Смык Л.А Психология стресса. — М.: Наука, 1983.
13. Кондаш О. Волнение: страх перед випробуванням. — К., 1981.
14. Куликов Л.В. Психология настроения. — СПб., 1997.
15. Лазарус Г. Теория стресса и психофизиологические исследования / / Эмоциональный стресс. — Л., 1970.
16. Линдслей Д.Б. Эмоции / / Экспериментальная психология / Под ред. С.С. Стивенса — М., 1960. -С. 629-684.
17. Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. — М.: Сов. Россия, 1974.
18. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. — СПб., 1996.
19. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1979.
20. Селье Г. Стресс без дистресса / Пер. с англ. — Рига: Виеда, 1992.
21. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. — М., 1971.
По каким же признакам можно определить душевный порыв личности?
В психологии выделяют несколько уровней проявления эмоций:
- субъективный план проявления эмоций (отражение эмоций происходит во внутренних переживаниях, тесно связанных с личным опытом индивида и основанных на нем);
- проявление эмоций в поведении (эмоции чаще всего наблюдаются в мимике, жестах, движениях людей и т.д.);
- проявление эмоций в речи (прослеживаются с помощью силы голоса его высоты и тембра);
- вегетативный уровень проявления эмоций (наблюдается изменение пульса, учащение сердцебиения, дыхания, изменение диаметра зрачка, электрического сопротивления кожи).
Если Вас интересует собственный уровень проявления эмоциональности и в каких сферах она преобладает, то мы предлагаем Вам пройти тест «Уровень эмоциональности».
Психологические теории и школы
Свойства личности в психологии изучали практически все психологические школы и направления. Одних больше интересовала биологическая природа различий, другие изучали сами различия с помощью наблюдения, общения, тестирования и пытались создать классификацию свойств.
Школа, подход | Что именно изучали |
Экспериментальная психология, рефлексологический подход. Изучал И.П. Павлов и В.М. Бехтерев | Создали учение о высшей нервной деятельности и условных рефлексах. При наличии в организме какой-либо потребности в головном мозге формируется очаг возбуждения. Если формируется условно-рефлекторная реакция, которая соответствует потребности человека, то происходит закрепление. Так организм приспосабливается к внешним условиям. |
Психодинамический подход З. Фрейда | Считал, что мотивы поступков человека находятся в бессознательном, которое в обычном состоянии неподвластно ему. Структура личности представлена 3 частями — бессознательным, сознанием и предсознанием, каждая из которых имеет свои свойства. |
Когнитивная психология, кибернетика в психологии. У. Найсер, Ж, Пиаже, Дж. Келли | Свойства личности рассматриваются с позиции кибернетики — управления и передачи информации. Предполагается, что при развитии человека у него формируются познавательные схемы — «когнитивные карты». Именно они определяют поведение человека и отношения с окружающими. Психические процессы соответствуют компьютерным — память, мышление, аффект. |
Бихевиоризм. Дж. Уотсон | Предполагали, что психика устроена очень просто. В ответ на внешние стимулы происходит условная или безусловная реакция на них, что и определяет поведение. Сознательная деятельность отрицается. Стимул, снижающий потребность человека, подкрепляет его. |
Гештальтпсихология | Гештальты — вспышки возбуждения в головном мозге, возникающие в ответ на стимулы. Цель человека — устанавливать связи между гештальтами, так как психика уже изначально — целостное образование, вместе со своими свойствами. |
Управление эмоциями
В процессе взаимодействия многим людям преодолевать барьеры взаимопонимания, непросто. Чтобы избежать проблем непонимания с окружающими, необходимо знать основные психологические правила общения, и в первую очередь, научиться управлять своими собственными эмоциями, которые чаще всего становятся источником межличностных конфликтов. Особенностью наших чувств является то, что мы можем сознательно управлять ими. Это делает их мощным инструментом для успешного достижения любой цели. Для этого в первую очередь, нужно как можно раньше осознать свои эмоции, развить свою врожденную способность управлять ими, накопить чувственный опыт и начать сознательно использовать его в своей деятельности. Для того, чтобы узнать насколько Вы сознательно используете свои эмоции, предлагаем Вам тест Бондаренко В.В. «Умеете ли Вы управлять эмоциями?»
Эмоциональный интеллект что это?
Эмоциональный интеллект – это способность личности распознавать эмоции, понимать намерения и желания других людей, а так же способность управлять собственными эмоциями в процессе решения практических задач. Основной функцией данного феномена является распознавание своих и чужих эмоций. Бывали ли у Вас ситуации, когда в процессе взаимодействия с другим человеком Вы осознавали, что он не понимает Ваших чувств и переживаний? Или наоборот, причиной конфликта стало непонимание Вами чувств другого человека? В обоих случаях возникновение непонимания, определенную роль мог сыграть уровень эмоционального интеллекта. Чтобы узнать об особенностях собственного эмоционального интеллекта, на сайте представлен тест Люсина Д.В и тест Н. Холла, с помощью которых Вы узнаете об особенностях своей личности.
Эмоциональное выгорание
Для начала ознакомимся с определением эмоциональное выгорание – это определенная реакция организма индивида на длительное воздействие стрессов, проявляющаяся в умственном, физическом и психоэмоциональном истощении. Чтобы понять, как бороться с этим выгоранием и улучшить качество своей жизни, стоит разобраться в том, какие факторы провоцируют данное состояние.
Что провоцирует эмоциональное выгорание
В психологической науке выделяют ряд основных факторов данного понятия:
Факторы, связанные с профессиональной деятельностью:
- отсутствие контроля над выполняемой работой;
- низкая заработная плата;
- повышенная ответственность;
- монотонная и неинтересная работа;
- высокое давление со стороны руководства;
- и т.д.
Факторы, связанные с образом жизни личности:
- трудоголики;
- люди, не имеющие рядом близких людей и друзей;
- недосыпающие;
- возлагающие на свои плечи большие обязанности и не получающие помощи со стороны.
Для выявления личностного выгорания был разработан тест «Уровень эмоционального выгорания» Бойко В.В. Данный тест поможет определить симптомы профессионального выгорания, ведь это очень важно определить его первые признаки для дальнейшего эффективного общения с людьми. Эту методику Вы можете найти у нас на сайте и сразу же получить результаты.
Аффект как психологическое состояние
Бывают ситуации, когда индивид становится чрезмерно агрессивным, раздражительным, кричит при этом не контролирует себя. В данной ситуации человек выражает высокий уровень эмоций, такое поведение проявляется у людей в состоянии аффекта. Итак, аффект – это сильные эмоциональные переживания, которые возникают при невозможности найти выход из трудной ситуации, сопровождающиеся двигательной активностью. С помощью теста Куликовой В.Н. «Склонны ли Вы к аффектам?» Вы можете узнать о собственной предрасположенности к аффективному состоянию.
Изображение в шапке — Alexey Sokolov
Эмоции, их функции и виды
Определение 1
Эмоциональная сфера – это отражение субъективного отношения к предметам и явлениям, значимым для человека.
Существенная характеристика эмоций – их субъективность. Любая активность человека сопровождается эмоциональным переживанием.
В переводе с латинского языка «эмоция» означает волновать, потрясать, возбуждать. Удовлетворяя свои потребности, человек получает положительные эмоции, а при невозможности их удовлетворить – отрицательные. В течение длительного времени ученые считали эмоции явлением, которое досталось человеку от его далеких животных предков.
Сегодня хорошо известно, что в структуру эмоций входит субъективный и познавательный компоненты, поэтому обусловленность эмоций двойная – потребности человека, с одной стороны, определяющие его отношение к объекту эмоций и, способность отразить и понять свойства этого объекта – с другой стороны.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Эмоции человека отличаются большим разнообразием и каждая из них своеобразна по своим источникам, переживаниям, внешним проявлениям, способам регуляции.
Эмоции можно разделить на положительные и отрицательные.
По критерию мобилизации ресурсов организма человека выделяются стенические и астенические эмоции, действующие противоположным образом. Если стенические эмоции вызывают прилив энергии, подъем и активность, то астенические вызывают противоположные чувства.
Различаются эмоции и по потребностям – низшие эмоции, вызывающие общие ощущения, например, голод, жажду, ощущение холода или тепла и высшие эмоции, связанные с общественными отношениями.
По поводу того, какова роль эмоций в осуществлении процессов жизнедеятельности человека, мнения ученых разделились.
Для эмоций характерны свои признаки:
- человек реагирует на ситуацию возникновением эмоции, а не на раздражитель;
- заблаговременная реакция на ситуацию и её оценка;
- дифференцированная оценка разных ситуаций;
- механизм адекватной и заблаговременной подготовки к ситуации;
- механизм закрепления отрицательного и положительного опыта.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Эмоциональная сфера личности 450 ₽ Реферат Эмоциональная сфера личности 260 ₽ Контрольная работа Эмоциональная сфера личности 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Кроме признаков эмоции имеют свои функции – мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную, защитную, которая возникает моментально и позволяет защититься от опасностей.
Глубина внутренней жизни человека выражается в эмоциональных проявлениях, а одинаковые раздражители вызывают у разных людей разные и непохожие реакции.
Взаимодействие между людьми не может обойтись без эмоциональных проявлений, поэтому коммуникативная функция эмоций относится к одной из важнейших. Посредством эмоций человек показывает свое отношение к действительности, к другим людям.