Как вернуть чтение в свой ежедневный распорядок дня


Люди делятся на две категории: на тех, кто читает книги, и тех, кто слушает тех, кто читает.

Бернард Вербер

Рассуждать о пользе чтения на страницах Лайфхакера было бы пустой тратой времени, потому что здесь, без сомнения, собрались люди, которые знают это сами. Однако знать и следовать этому знанию в повседневной жизни — это совсем разные вещи. С чтением очень часто происходит то же самое, что и с физическими упражнениями: никто не спорит с их пользой для здоровья, но далеко не все проводят хотя бы по несколько часов в неделю в спортивном зале. Отсутствие времени, инертность, лень встают на пути наших благих намерений. Привычку читать необходимо в себе целенаправленно культивировать, и из этой статьи вы узнаете, как это сделать.

Следуйте своим интересам

Основная причина отсутствия интереса к чтению — это неправильный выбор книг. То есть вы садитесь читать ужасно популярную книгу, которой все восхищаются и рекомендуют друг другу, и понимаете, что это вам вообще неинтересно. Но бросать вроде как неудобно, надо дочитать до конца. Так и мучаетесь, засыпая на ходу и поглядывая на количество оставшихся страниц. В результате эту книгу вы, может, и осилите, но следующую возьмёте в руки не скоро.

Поэтому старайтесь читать только то, что вам действительно интересно. Не обращайте внимания на модные тренды и списки «самых лучших книг всех времён и народов». Чтение — это увлекательное и приятное занятие для вашего мозга, а не продолжение работы или учёбы.

Как заставить себя читать: 10 советов

Подберите самые интересные темы

Потратив определенное количество времени на выбор подходящей книги, можно прочесть её с гораздо большим удовольствием. Не нужно начинать чтение романа только потому, что он пользуется популярностью. Предварительно прочтите несколько рецензий, чтобы понять, насколько близка и интересна вам тема.

Помните, что известность и раскрученность автора не гарантируют качество произведения. Но если вам нравятся его книги и жанр в целом, это отличный повод прочесть очередное творение.

Составьте список книг для прочтения

Определите, какое количество книг вы хотите прочесть за следующий год. После этого составьте список, сделайте важные заметки относительно каждой книги и отсортируйте их по приоритету. Можно составить список на бумаге или воспользоваться специализированной программой-органайзером на смартфоне. Программный вариант лучше, поскольку позволяет группировать и сортировать книги по авторам, тематикам и меткам.

Ставьте цели и следите за прогрессом

Это универсальный совет, позволяющий значительно повысить мотивацию и производительность в любом деле. Поставьте себе задачу, например, прочитывать 20 страниц ежедневно. Не нужно задирать планку. Только убедившись, что цель легко достижима, можно незначительно усложнить задачу.

Также рекомендуется вести журнал прочитанного. Возможность наблюдать собственный прогресс – мощнейший механизм мотивации, применимый в любой сфере.

Выберите время

Одно из основных препятствий на пути к чтению — это отсутствие времени. Действительно, в наше сумасшедшее время довольно трудно выделить время для того, чтобы поваляться с книгой. Трудно, но необходимо.

Поэтому постарайтесь специально разгрести в своём графике хотя бы полчаса для чтения. Не надейтесь, что у вас случайно появится свободный промежуток и вы возьмёте в руки книгу. Не появится, не надейтесь. Только специально выделенное и тщательно от всех охраняемое личное время спасёт начинающего любителя чтения.

Что даёт регулярное чтение?

Помимо обычного читательского удовольствия чтение художественной и образовательной литературы обладает и другими полезными эффектами. Выделим наиболее важные:

  1. Развитие воображения
    .
    Читая, вы невольно рисуете в голове образы, пытаетесь представить, как выглядят персонажи и окружающая обстановка, в которой происходят определенные события. Благодаря этому регулярное чтение значительно развивает творческие способности и воображение, и в дальнейшем вы используете это в работе, даже не замечая.
  2. Расширение словарного запаса
    .
    Любой человек знает гораздо больше слов, чем использует в разговорной речи. Чтение позволяет существенно сократить разрыв. Читая, вы постоянно видите, как разные авторы формулируют мысли с применением разных слов. Благодаря этому вам становится легче применять редкие слова в разговоре.
  3. Улучшение памяти
    .
    Чтение любой литературы связано с запоминанием информации. Дочитывая трехсотстраничный детективный роман, приходится удерживать в голове массу фактов, чтобы разгадать основную загадку произведения вместе с главными героями. Это приятное и эффективное упражнение, значительно улучшающее качество памяти.
  4. Поддержание мозга в тонусе
    .
    Чтение – прекрасная разминка для мозга, позволяющая держать его в тонусе. Читайте каждый день, и ваши мысли будут ясными и чистыми. А ещё у постоянно читающих людей гораздо меньше вероятность столкнуться со склерозом и прочими возрастными заболеваниями.
  5. Повышение концентрации и внимания
    .
    Практически каждый человек сталкивался с неудобствами из-за собственной рассеянности. И здесь чтение может помочь, поскольку развивает способность концентрироваться на выполнении определенной задачи.

Чтение – это отличный способ совмещать приятное с полезным. А закрепить данную привычку помогут приведенные ниже советы.

… и место

Почему-то считается, что чтение — это такое занятие, которым можно заниматься, вися одной рукой на поручне электрички, потея на беговой дорожке в спортивном зале или загорая на жарком пляже. Да, для профессиональных читателей и такая среда не станет помехой, но начинающим любителям книг стоит выбирать менее экстремальные варианты.

Оборудуйте себе комфортное и, самое главное, спокойное место, где никто не будет вас отвлекать. Выключите телевизор и Интернет, отгородитесь от посторонних звуков и других раздражителей. Сделайте себе чашечку кофе и, возможно, побалуйте себя даже пирожным. Докажите не только своему мозгу, но и всему телу, что чтение — это действительно удовольствие.

А вам удаётся каждый день читать книги? И каким образом?

Зачем нам нужно читать книги?

Если вы сейчас сказали: «Да у меня совершенно нет времени на чтение, и так весь день как белка в колесе!», то немного позже информация будет специально для вас.

А пока я вам расскажу о том, чем полезно книжное увлечение.

  1. Развитие воображения. Вы увлеклись красивым любовным романом с мужественным героем в главной роли. И прорисовываете его в своей голове. Какие у него глаза, волосы, какого он роста. Не зря некоторые люди очень расстраиваются после экранизации литературного шедевра, так как героев представляли себе совсем иначе.
  2. Снятие стресса. Хотите немного расслабиться и отдохнуть от работы и тяжелого дня? Лягте в ванну с пеной и почитайте – невероятно расслабляет.
  3. Развитие мышления. Сюда можно отнести литературу с жизненными ситуациями или на тему психологии. Она позволит вам задуматься над проблемой и ее решением и применить это все в своей жизни.
  4. Саморазвитие. Хотите открыть свой бизнес? Или научиться печь вкусный пирог? А вдруг вы мечтаете научиться манипулировать людьми? Многие произведения помогут вам разобраться в интересующих вопросах.
  5. Богатый словарный запас. Вероятно, вы встретите новые слова или выражения, которые придутся вам по душе и осядут в голове.
  6. Развитие мозга. Положительно сказывается на мозговой деятельности.
  7. Повод «блеснуть умом». Вы всегда можете похвастаться своими знаниями, полученными из книг.
  8. Повышение концентрации. Для меня важна спокойная обстановка, так как я полностью погружаюсь в сюжет, должна предельно сконцентрироваться и понять каждый момент, о котором идет речь.
  9. Расширение кругозора. Вы всегда поддержите разговор, если будете начитанным человеком.
  10. Хороший сон. Посвящайте время перед сном литературе с хорошим сюжетом, тогда вы лучше выспитесь и, возможно, увидите яркие сны.

Я стала замечать, что молодые люди все больше увлекаются литературой, особенно что касается книг по саморазвитию. Мое мнение: сейчас очень высокая конкуренция между людьми, каждый хочет выглядеть лучше, умнее и быть более успешным. Социальные сети, телевидение, реклама – все это показывает нам лучшую жизнь и стимулирует на улучшение своей жизни.

То есть в рекламе вы видите, как молодая семья приобретает жилье в новом доме, и понимаете, что стоит и вам задуматься над этим. В социальных сетях ваш знакомый расширяет свой бизнес, открывает все новые и новые филиалы, охватывает все больше городов. И вы думаете: «А как он это делает, неужели у меня так не получится?» И примеров масса.

Не беритесь за все сразу

Некоторые уверены, что для прочтения нужно больше 1-й книги в одно время. Кто-то предпочитает не следовать этому правилу, а кто-то поддерживает его на все 100%. Обе категории людей правы. Однако существует и третья – ее представители берутся сразу за большое количество художественной и научной литературы сразу. И вот они как раз совершают ошибку.

Рекомендуется браться за 1-3 книги

сразу. Если превышать это количество, то уследить за сюжетом или объяснением чего-то серьезного будет просто нереально, а вдобавок появится сильнейшая скука. Оптимальным станет сочетание художественного произведения с научно-популярной книгой.

Не торопитесь

Многие новички думают, как научиться читать много и быстро. Одно дело учиться, а другое – постоянно об этом думать. Такие мысли приводят к снижению качества усвоения текста, что плохо сказывается на результатах и удовольствии. Не нужно торопиться, особенно, если вы беретесь только за первые романы.

Важно прочувствовать книгу, добиться вырабатывания привычки, начать получать удовольствие. Уже потом можно познакомиться с техниками скорочтения. Об этом немного ниже.

Осознайте преимущества чтения

Все знают, что читать — это хорошо, но многие недооценивают преимущества этого процесса. Автор книг, статей и монографий Н. А. Щербакова пишет, что процесс чтения — способ самопознания, рефлексии, возможность гармонизировать внутренний мир, систематизировать нормы, знания, ценности, потребности и поведение.

Чтение:

  • будит воображение, расширяет мировоззрение;
  • стимулирует мышление, улучшает мозговую деятельность;
  • развивает интеллект, повышает уровень знаний;
  • усиливает способность к концентрации;
  • способствует саморазвитию;
  • обогащает словарный запас, развивает речь;
  • помогает правильно формулировать предложения;
  • снимает стресс, улучшает качество сна.

Не принуждайте себя к чтению. Постарайтесь отбросить предубеждение и неприязнь. Psychologies отмечает, что когда чтение перестает быть повинностью или необходимой частью процесса обучения, чтец испытывает ощущение отвоеванной у рутины свободы.

Чтение и мозг: нейрофизиология

Чтение — молодой навык человека, поэтому до сих пор он не является безусловным, а приходит к каждому из нас в процессе обучения. Навык чтения не задан на генетическом уровне, то есть представить себе человека, который вообще не умеет читать, гораздо проще, чем того, который вообще не умеет говорить (будучи здоровым и интеллектуально сохранным в социуме). Освоение человечеством чтения и письменности сравнительно небольшой период для эволюции человека: протописьменность возникла в седьмом тысячелетии до н.э., а навык чтения как таковой стал появляться всего 5 тыс. лет назад (самой древней из обнаруженных библиотек 2,5 тыс. лет). Для мозга как биологической структуры это не так уж и много.

Чтение — это речевой процесс (и как всякий речевой процесс является познавательно-мыслительной деятельностью человека), который относится к новым высшим рефлекторным функциям, возникающим у индивида в ходе обучения. Из всего этого абзаца мы делаем три важных вывода: 1) чтению нужно учиться; 2) чтение и речь явно как-то связаны; 3) чтение — это нейрофизиологический процесс, оно затрагивает функции мозга.

Перед тем, как погрузиться в лёгкий флёр анатомии и нейрофизиологии, смоделируем процесс чтения как алгоритм (без подробностей и детальных шагов).

  • Руки держат книгу или другой источник чтения. Если руки не держат, тело ориентируется относительно источника текстовой информации (например, располагается перед монитором). Работают скелетные мышцы, моторика, осязание, обоняние и т.д. — человек выбирает позицию и объект чтения.
  • Работают глаза и зрительная кора головного мозга: происходит визуальная фиксация символов текста и их идентификация. О том, как глаза пробегают по строчкам (а может, прыгают?) можно прочитать здесь.
  • Происходит фонетическая идентификация текста (мы «слышим в голове» то, что читаем). Некоторые учёные полагают, что у взрослых этот этап отсутствует, мы сразу переходим к смыслу. Но если вы начнёте читать сложный незнакомый текст или текст на иностранном языке, вы сразу поймёте, о чём идёт речь.
  • Идентифицируются слова и их семантическое значение — ура, мы читаем что-то понятное. Это даёт нам первичный смысл текста — можем мы его прочитать или нет (а вдруг он на японском или это арабская вязь?).
  • Происходит восприятие словосочетаний и предложений с учётом пунктуации, синтаксиса, структуры текста («о, это смешно, а может скучно, а может заумно»).
  • Начинается самое интересное, в дело включается нейропсихология. Читатель интерпретирует текст на основании своих понятий, принципов, опыта, характера, используя анализ, синтез и подвергаясь влиянию социокультурных факторов. («PHP в 2021, реально? Да на нём только говнокодеры пишут! Для кого JavaScript придумывали? Тэээк-с, минус, низкий технический уровень материала» или «О, PHP в 2021! Старичок не сдаёт позиции. Я вон в Yii разобрался, мощь! Плюс, и в карму плюс». А статья одна и та же).

Конечно, всё это происходит фоном, мы не осознаём и не ощущаем ни одного из этапов (а дети в начале обучения, кстати, ощущают и осознают), но в это время в человеческом мозге происходят сложнейшие процессы. Взглянем на них поверхностно.

Сложное строение человеческого мозга обеспечивает контроль и реализацию высших психических функций: восприятие, память, мышление, речь, при этом мышление и речь наиболее тесно связаны. Речь и мышление формируются и развиваются под воздействием окружающей среды, социума, особенностей личности. Способность воспринимать и генерировать речь заложена в нас генетически. Навыки речи относятся ко второй сигнальной системе мозга (если кто не помнит, то первая сигнальная система по классификации академика И. П. Павлова — это безусловные реакции). Так вот, вторая сигнальная система выполняет регулирующую функцию. Но мы помним, что чтение — это речевой процесс, а значит, оно напрямую связано с работой центральной нервной системы (ЦНС) человека, работает благодаря нейрокогнитивному аппарату человека, однако, отличается от обычной речи рядом особенностей нейрофизиологии.

История из жизни о важности правильного выбора и о том, как определить свой жанр и полюбить чтение

Где-то на втором курсе университета у меня появилась приятельница, которая отлично училась, однако совершенно не любила читать. Максимум, который она могла осилить, это 1-2 раздела учебника в процессе подготовки домашнего задания.

При этом видимых причин для ее нелюбви к чтению не было: она выросла в образованной семье и в детстве любила, когда ей читали сказки.

Изменить ее отношению к чтению в некотором роде помогла я. В студенческие годы я была любительницей модного глянца, которым частенько с ней делилась.

Несмотря на то, что в начале она лишь пролистывала журналы, со временем стала все чаще останавливаться на колонках советов психологов. Так мы с ней сумели определить, что психология – это ее «тема».

Освоив множество психологических книжек, со временем она начала читать и другие. Таким незаметным образом у моей приятельницы появилась любовь к чтению.

Мораль этой истории проста: выбор жанра книги для чтения очень важен, если вы пытаетесь привить себе любовь к этому занятию. Если найдете свое, вас больше не нужно будет заставлять. В конце концов книг очень много, и для вас найдется свой бестселлер.

Важно: развивать в себе полезный навык можно в любом возрасте независимо от профессии, сферы деятельности или интересов. Если в детстве вы не полюбили чтение, возможно, в зрелом возрасте не сможете полюбить это занятие.

Просто не думайте о том, что вы обязаны читать. Делайте это по собственной воле. Настраивайте себя на то, что вы станете гораздо эрудированнее, и перед вами с каждой прочитанной книгой будут открываться новые горизонты.

Выбирайте

Важно правильно подходить к выбору литературы. Не стоит делать спонтанных покупок, надеясь на аннотацию. Рекомендуется изучить несколько обзоров, а потом принимать решение о приобретении. Не рекомендуется выбирать только из популярных романов, т.к. известность не является гарантией полезного и интересного чтива.

Оптимальным подходом станет рассмотрение представителей любимого жанра или проверенного писателя. Это сведет риски к минимуму. Но их нужно «разбавлять» чтением чего-то нового, а основой должны быть именно они.

Помните об удовольствии

Невозможно заставить себя читать каждый день, если мысль об этом вызывает негатив. Делать это нужно так, чтобы ощущать удовольствие, комфорт и свободу. Если настроения нет, то затею следует отложить на потом. Взять в руки роман и приступить к делу нужно с желанием. Иначе это превратится в рутину, а хорошего здесь совершенно ничего.

Касается это и тех случаев, когда негатив возникает только с определенным писательским творением. Нельзя заставлять себя дочитывать то, что не нравится, надеясь на изменения к 200 странице. Если очень захочется, то можно будет дать ему второй шанс, но уже позже.

Исключением могут стать лишь первые попытки приобщиться к литературному миру. Они часто вызывают сложности, многим становится скучно или сложно сосредоточиться. Вот тогда можно слегка надавить на себя, чтобы переступить эти проблемы и добиться результата.

Общайтесь

Обсуждение прочитанного романа – важная составляющая всего процесса знакомства с ним. Это позволит выразить свое мнение и услышать чужое, что может открыть новый взгляд на произведение, а также в корне перевернуть представления о некоторых моментах из него.

Если среди знакомых нет читающих людей, то можно вступить в какой-нибудь клуб, где получится найти новых друзей. Общение с ними подарит еще больше мотивации. А возможность получить список рекомендаций подогреет интерес к новым знакомствам. Читайте больше литературы, и вы станете еще интереснее в глазах окружающих.

А что насчёт электронных книг и мониторов?

В принципе, по большому счёту человеку читающему всё равно, с какого носителя читать: с листа, читалки, планшета, монитора ПК или экрана телефона. Есть детали, касающиеся физиологии зрительного восприятия, проблем с засыпанием, некоторыми офтальмологическими нюансами, но именно с точки зрения чтения как процесса по сути всё одинаково. Ну почти.

В 2014 году норвежский университет Ставангера собрал сравнительно однородную группу студентов и раздал и им одно и то же произведение: половине — на бумаге, половине — на Amazon Kindle. Разницу в эмоциональном восприятии, скорости чтения, понимании и других характеристиках восприятия обнаружить не удалось. Разница была, в основном, в удобстве, навигации и осознании объёма прочитанного (пути по книге) — по этим критериям бумажные книги лидируют.

Все «баги» чтения, которые появились благодаря технологиям, связаны с веб-привычками: например, многие из нас читают тексты не построчно, а в виде буквы F (как мы проглядываем интернет-страницы), глотая и додумывая строки. Веб же приучил человечество к разбиению текста на абзацы с интервалами между ними, к коротким форматам, невниманию к пунктуации, а иногда и к орфографии текста. Благодаря этим «поблажкам» здорово увеличивается скорость чтения — ведь мы поглощаем всё больше разнородной текстовой информации.

Но чисто биологически тактильное взаимодействие с бумажной книгой задействует дополнительные зоны головного мозга, ощущение контроля даёт дополнительный комфорт; читатель тактильно ощущает прогресс чтения (странички с одной стороны книги убывают) и замотивирован продолжить, а не остановиться. Да и в целом у бумажных книг проверенная веками навигация, структура, подача — недаром разработчики электронных книг и приложений для чтения стремятся максимально приблизить свои устройства к «живым» книгам.

Челленджи, дедлайны

Последний совет имеет схожесть с постановкой определенных целей. Однако он подразумевает несколько иной способ. Отличие челленджа от цели в том, что это испытание себя, причем с долей азарта. После выполнения поставленной задачи человек передает ее другому. Можно устроить челлендж лично для себя – читать по 20 минут ежедневно.

Так поступил Марк Цукерберг в 2015 году. Он решил, что будет раз в 2 недели читать по одной книге о технологиях, истории и культуре. Этим он дал мотивацию многим другим людям, которые смогли успешно завершить испытание.

интересные факты

  • Уоррен Баффет – читал до 1000
    страниц в день, посвящая максимум времени литературе, считает это ключом к успеху;
  • Илон Маск – с помощью литературы научился строить ракеты самостоятельно, чтобы обойти вопрос огромных финансовых затрат на такую услугу от сторонних людей;
  • Тони Роббинс – осилил 700
    книг по всем направлениям, которые могли бы изменить жизнь, смог достичь успеха, стать сильным, родившись в неблагополучной семье;
  • Марк Кьюбан – посвящает литературе по 3 часа
    ежедневно, извлекая все лучшие идеи из любого текста;
  • Билл Гейтс – при крайне забитом графике выделяет достаточно времени, чтобы пополнить список выполненных целей 50-ю произведениями в год.

А как часто читаешь ты?

Формируйте привычку

Жизнь человека состоит из привычек. Чем больше положительных, тем лучше. Привычка – то, чего не хватает начинающим читателям. Важно развивать ее постепенно, не спеша. Для этого нужно заниматься чтением ежедневно по 20 минут. Через неделю количество времени можно увеличить вдвое, а потом – втрое.

Нельзя прерывать процесс раньше того времени, которое было выделено. Если возникла срочная необходимость сделать это, позже следует вернуться и завершить начатое. Только так получится добиться результата.

Учимся запоминать прочитанное

Если вы много изучаете, но практически ничего из этого не задерживается в голове надолго, над этим необходимо работать.

Учимся запоминать информацию из книг.

  1. Уединитесь с любимым романом или детективом в спокойной и комфортной обстановке, без отвлекающих факторов. Идеально делать это утром, перед работой, когда мозг еще не перегружен информацией.
  2. Обсуждайте прочитанное. Прорекламируйте сюжет книги своим друзьям. Вам польза, и они, скорее всего, захотят его прочесть.
  3. Делайте заметки. Мне нравится выделять важные моменты в тексте, подчеркивая их, и клеить стикер на нужную страницу либо делать скриншоты или выписывать фразы. По заметкам потом будет не только проще вспомнить суть прочитанного, но и найти ответы на свои вопросы.
  4. Тренируйте свою память. Чтобы лучше удерживать в своей голове информацию, которую вы только что получили, старайтесь тренировать свою память. Учите наизусть стихи, запишитесь на специальные курсы. А еще, отличным вариантом являются тренажеры для памяти Викиум. Они меня выручают, так как в связи с загруженностью посещать курсы возможности у меня нет, а выделить 15 минут для разминки своего мозга в день – всегда реально.
  5. Осмыслите сюжет. Вы должны понимать и осознавать, о чем идет речь.

Я стала использовать данные правила после того, как хотела рассказать подруге сюжет книги, которая меня вдохновила. Но поняла, что половину уже не помню. И как же его пересказать? Чтобы больше не попасть в такую ситуацию, стала решать проблему, и теперь помню все и подробно!

  • Как научиться запоминать большие объемы информации: 10 мощных методов + курс тренировки памяти

Также на нашем блоге есть подборка из 11 лучших курсов скорочтения.

Заценить 11 курсов →

Скорочтение — дурная школьная забава?

Труднее всего ребята даже с очень лёгкой дислексией чувствуют себя на сдаче «школьных нормативов» по технике чтения. Они редко могут дотянуть до нормы и стесняются оглашать результаты рядом с тараторящими с листа одноклассниками. И, казалось бы, ну читают люди и читают — давно пора избавиться от этого странного пережитка чтения на время, ведь читать нужно на понимание! Но не всё так просто. Скорочтение играет ощутимую роль в развитии ребёнка (помните про создание новых нейронных связей?) и необходимо не просто как мини-зачёт на подоконнике с песочными часами (интересно, сейчас тоже так?), а как полноценный школьный курс.

  • Первая причина очевидна и легко угадывается: быстро читающий человек в единицу времени прочитает больше материала. Таким образом, он быстрее научится выбирать нужную информацию и отличать хорошую литературу от плохой (да, такая бывает).
  • Быстро читающий школьник с меньшей вероятностью попадёт в число отстающих, поскольку он будет успевать осилить весь школьный материал, включая дополнительные источники. На уроке у него не будет проблем со «схватыванием» условий задачи, диктантом (перечитать и проверить за собой тоже важно), тестом.
  • Правильная техника скорочтения развивает дикцию, речь становится чёткой, с хорошим темпом. Но это касается только правильного обучения: если ребёнка заставлять читать много символов в минуту, он может в прямом смысле захлёбываться словами, переходить на шёпот и в конечном итоге переносить эти «навыки» в обыденную речь.
  • Когда ребёнок или взрослый читает в хорошем темпе, вероятность отвлечься от занятия, книги, учебника, технической документации и т. д. ниже, поскольку мы «втягиваемся», мозг начинает получать удовольствие от чтения и мотивирует хозяина продолжать приятное дело (если вы знаете, что такое «книжное похмелье», то ваш мозг умеет добывать дофамин из чтения).
  • Скорочтение как речевая функция связано с мышлением, воображением, устной речью и памятью. Если навык скорочтения сформирован правильно, то и память такого читателя ощутимо лучше.
  • Наконец, скорочтение по своей сути — это процесс непрерывного переключения внимания, мгновенной реакции мозга на информацию. Это может отлично сказаться на многозадачности человека.

Однако при всех плюсах скорочтение у взрослого человека не должно быть самоцелью. Если вы уже состоявшийся специалист и любите медленную, вдумчивую работу с литературой и технической документацией, это тоже прекрасно. Потому что для взрослых скорость чтения это скорее уже дело привычки и темперамента, а вот для ребёнка — важнейший фактор психологического и интеллектуального развития.

Составляйте список

Составление списка для будущего прочтения является неплохим решением того, как заставить себя читать книги каждый день. Он должен состоять из десятков вариантов, при этом они должны быть отсортированы по приоритету, но не так строго, а с возможностью выбрать одну из первых.

Присутствующие варианты нужно проверять. Под этим подразумевается ознакомление с аннотацией, обзорами или отзывами, а также беглый просмотр нескольких страничек. Для удобства можно сделать метки по жанрам, авторам или сложности.

Нарушения чтения: дислексия и алексия

У меня был знакомый, который шёл мимо вывески «Хлеб», а читал «КПСС», было написано «Банк», он читал «Баня», слово «расчёска» он писал как «росёска». В 90-е ему было всего 58 и все смеялись над его рассеянностью, хотя работал он главным бухгалтером одного из ведущих застройщиков города, а до этого занимал серьёзную должность в обкоме и вообще был умным и приятным собеседником. Встречались такие ребята и в школе — как правило, они не справлялись с задачами по математике, физике и биологии только потому, что не могли быстро прочитать условие задачи. И это тоже была она — дислексия, которая у некоторых сопровождается дисграфией (пропуск букв, плохое запоминание слов, ошибки в иностранных языках). Спустя годы у кого-то расстройство сохранилось, у кого-то практически исчезло (может, отчасти спасибо автокоррекции?).

Дислексия — частичная неспособность осваивать навык чтения, связанная с нарушением функций отдельных участков коры головного мозга. Это нейробиологическое расстройство, которое прежде всего имеет генетическую обусловленность, а также может возникнуть вследствие травмы, заболевания или иного воздействия на головной мозг. Обратите внимание, дислексия (как и полная невозможность читать — алексия) не является ленью, нежеланием или особенностью характера ребёнка или взрослого. Это нарушение, расстройство психологического развития (внесено в МКБ 10 (R48.0), а специфические расстройства учебных навыков даже выделены в качестве самостоятельной нозологической единицы — «Специфические расстройства развития учебных навыков» (F.81), включающей «Специфическое расстройство чтения» (F81.0; дислексия)). Если речь идёт о дислексии, не связанной с травмой или заболеванием, то она проявляется в младшем школьном возрасте, когда ребёнок интенсивно осваивает навыки письменной речи (чтение + письмо). К сожалению, минимум 5-10% школьников испытывают трудности с чтением. Это много.

Такие дети при полной интеллектуальной сохранности и физическом здоровье (зрение, слух, отсутствие черепно-мозговых травм) могут отставать практически по всем предметам — потому что просто не могут быстро и правильно прочитать задание или текст задачи. Дислексия бывает разных степеней, в определённых формах поддаётся коррекции, но всегда остаётся с человеком на всю жизнь.


На картинке изображён боковой разрез и вид сверху мозга человека с нормой и человека с дислексией. Если говорить обывательским языком, красные точки — зона, ответственная за артикуляцию и анализ слов своей речи (зона Брока), синие и зелёные — анализ речи и восприятие словоформ как цельных единиц. Зелёные и синие вместе — теменно-височно-затылочная область, которая в случае нормы активна в левом полушарии

Опять же, не стоит путать дислексию с невнимательностью или синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ на Хабре) — для постановки диагноза нужна консультация с неврологом, психологом и логопедом. Также не стоит самостоятельно работать с ребёнком или взрослым (в том числе с самим собой) — обязательна первоначальная консультация специалиста.

О механизмах дислексии можно почитать в этой статье, а о типах алексии — здесь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]