Самоорганизация – процесс упорядочения элементов за счет внутренних факторов, без специфического внешнего воздействия. Это наиболее общее определение термина, которое, во многом, послужит и нам. Ведь его можно перенести и в самообразование, при котором учебный процесс или отдельные его части нужно уметь организовать самостоятельно, исходя из индивидуальных целей, наличия времени, специфики образовательного материала.
Это не отдельная задача, стоящая перед каждым, кто задается вопросами самообучения, а ценный навык современного человека. И далее в этом уроке мы опишем этапы формирования и его составляющие; создания собственного алгоритма, помогающего следовать плану обучения.
Самоорганизация: от навыка до стиля жизни
Существует множество трактовок понятия «самоорганизация». Чаще всего под самоорганизацией понимается умение организовать себя, свое время, свои действия. Другими словами, самоорганизация – это умение организовать ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении.
В рамках тренинга и в этом уроке в частности мы будем говорить о самоорганизации как навыке. Между тем, это не совсем верно, хотя для удобства мы и будем использовать такое определение. Самоорганизация в некоторой мере является консолидацией нескольких умений.
В большинстве своих трактовок она включает, а, следовательно, и тесно связана с такими навыками как самодисциплина, управление временем, организационные способности (с приставкой «само» разумеется – речь не об организации мероприятий, а о развитии нужных качеств, таких как пунктуальность, склонность к порядку и планированию, приоритизация, правильная организация пространства). При этом все написанное в той или иной мере будет справедливо в отношении самообразования, но нужно понимать – самоорганизация развивается как стиль жизни, а не как отдельный элемент его составляющий.
Исходя из этого, самоорганизация как навык должна развиваться комплексно. Более того, она нуждается в постоянном поддержании в активном состоянии, системе контроля и реакции на изменения, как внутреннего, так и внешнего характеров.
Психологи и педагоги при определении процесса самоорганизации выделяют в нем следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция и коррекция. По сути, их можно расценить и как этапы, которые необходимо пройти для развития навыка. А уже его оттачивать, гибко настраивая для разных задач в течение жизни.
При этом следует понимать, что теория нужна лишь для получения общего представления и структуризации знаний. Ниже мы также опишем некоторые практические аспекты, из совокупности которых фактически и строится «бытовая» самоорганизация, необходимая для любой успешной деятельности (в том числе и самообразование).
Почему важно планировать время?
Время – единственный невосполнимый ресурс. К примеру, если у человека пропали деньги, то это, конечно, неприятно, но их всегда можно заработать, тем самым, утрата будет восполнена. Приятного в этой ситуации мало, но из нее всегда есть выход. Время же вернуть нельзя. Никому еще не удавалось возвратиться в прошлое, чтобы исправить ошибки молодости. У нас есть только настоящее. «Здесь и сейчас» — вот лозунг уверенных в себе, успешных людей. Неудачники живут либо в прошлом, либо в будущем, они постоянно упускают реальные возможности, которые жизнь предлагает в данную минуту.
Теория самоорганизации подразумевает, что личность, осознавшая необходимость четкого планирования своей деятельности, будет неотступно контролировать собственные желания и следить за временными промежутками, которые уходят на выполнение того или иного занятия. Как правило, такие люди преследуют высокие цели и хотят стать успешными.
Этапы создания системы самоорганизации
Создание любой системы самоорганизации предполагает обязательное прохождение следующих этапов:
Целеполагание
Задача стать организованным должна решаться путем постановки небольших целей и их достижения. О важности умения ставить цели в самообразовании было сказано в первом уроке. Аналогично ситуация обстоит и в таком ее аспекте как самоорганизация – именно с этого стоит начинать работу в данном направлении. По сути, нужно ответить себе на два глобальных вопроса. Первый – над чем в первую очередь работать? Поскольку к созданию собственной системы самоорганизации каждый подойдет с разным опытом, навыками и личными качествами, отправная точка и задачи, с решения которых следует начать, будут разными. Второй – каким должен быть итог работы?
Анализ ситуации
Этот этап – экзамен, целью которого является определение исходной ситуации и стоящих перед вами вызовов. Детальная проработка нужна для четкого понимания, в каких условиях придется развивать навыки, что представляет наибольшую трудность, какие привычки и личные качества у вас уже есть, а над какими необходимо работать.
Планирование
Следующий этап – планирование своих действий, создание пошагового руководства действий. Помогают в этом понимание исходных условий, в которых предстоит действовать, и наличие целей, которые должны быть достигнуты. Если отойти от теории это может показаться сложным, но на деле большинство из нас может с легкостью определить те действия, которые нужно начать совершать для изменений, в противовес устоявшемуся положению дел. Нужно лишь структурировать их и оформить в план.
Волевая регуляция и коррекция
Непосредственно действия. Воля и ее сила определяются поступками человека. Способность совершать действия вне зависимости от субъективных факторов, желаний, лени и т.д. является важной частью развития навыка самоорганизации. Также Вам придется нередко поступать наперекор устоявшимся привычкам, менять один или много аспектов образа жизни – корректировать действия, если они вовсе не приносят или приносят недостаточно пользы и не согласовываются с поставленными целями.
Самоконтроль
Самоконтроль поведения – контроль собственных действий и воздействий. В отличие от ситуативного самоконтроля, когда предпринимаемые действия зависят от условий их совершения, самоконтроль поведения это глобальная способность надолго изменять свое поведение в целом. С точки зрения самоорганизации это способность постоянно совершать конкретные действия, управляя, а точнее контролируя время, состояние, отношение, желания, привычки.
Устранение трудностей
Как итог смыслового блока – небольшое теоретическое руководство о том, как справляться с возникающими препятствиями. Педагоги, занимающиеся вопросами развития самоорганизации деятельности, выделяют несколько этапов работы с учащимися, которые сталкиваются с трудностями при формировании этого навыка. Они, конечно же, подразумевают работу с преподавателем, но могут быть полезны и тем, кто разбирается в тематике самостоятельно. Поэтому коротко их рассмотрим:
✔ | Диагностический этап – выявление и фиксация проблемы. Установление ее причин – недостаточность личных знаний, опыта, внешние факторы, условия. Другими словами, на данном этапе нужно четко определить то, что вызывает наибольшие трудности и «не получается», постараться найти причины возникновения этих факторов. |
✔ | Поисковый этап – выявление возможных путей разрешения проблемы. Составление плана устранения причин. |
✔ | Активный этап – фаза действия, практические шаги, направленные на реализацию плана из второго этапа. |
✔ | Рефлексивный этап – определение сильных и слабых сторон, предпринятых действий. Последующая их коррекция для максимизации достигнутых результатов. |
Не менее важно иметь представлене и о способностях, играющих роль в самоорганизации.
Позитивный настрой
Позитивный настрой — это характерная черта успешного человека. В этом смысле полезно иметь мечту, а также четко визуализирвоать как она воплотится в жизнь
Далее важно настроиться на новое дело таким образом, чтобы это не вам было надо, а чтобы вы реально хотели это сделать. То есть нужно сменить «надо» на «хочу»
То есть нужно постараться заинтересовать самого себя. В конце концов возьми и сделай доску визуализации у себя около рабочего места. Там ты можешь вывесить свои долгосрочные цели.
Лично я сделал на кухонном подоконнике копилку в виде кофейных стаканчиков. Каждый раз вечером, когда я прихожу домой, я складываю с эти стаканчики сдачу, которая у меня осталась от дневного бюджета. Таким образом у меня копятся деньги на будущую кофейню. Таким образом, у меня мечта всегда перед глазами, я начал с легких и небольших шагов в направлении цели — коплю деньги. А мои шаги к цели являются посильными, поэтому не пропадает желание двигаться в том же направлении.
Кроме того, твой успех во многом зависит от психической саморегуляции и общего настроя на победу. Обычно тот, кто привык думать оптимистично — добивается успеха. Справедливо также и обратное утвреждение, что тот, кто считает себя лузером — обычно им и оказывается. Это работает как самосбывающееся пророчество. На что ты настроишься — то и получишь. Так что негативные мысли нужно гнать поганой метлой — это советуют многие известные предприниматели и наш психолог Николай Козлов.
Если чувствуете, что вам сложно справиться одному — стоит найти психологическую поддержку.
Необходимые способности
Организованность – воспитание в себе определенных качеств и привычек. Об их развитии мы, так или иначе, писали в других тренингах и многочисленных статьях блога. Поэтому здесь приведем лишь короткий список. Многие из его пунктов могут показаться не связанными с тематикой самообразования, но пусть вас это не смущает – самоорганизация является выходящим за рамки тренинга навыком, требующим, как говорилось выше, комплексного развития.
Самодисциплина
Самодисциплина – это способность заставить себя предпринимать действия независимо от эмоционального состояния. Другими словами, это – конкретные шаги, которые вы совершаете после постановки какой-либо цели для ее достижения вне зависимости от желаний, состояний и внешних факторов. Отчасти информация о том, что такое самодисциплина, из каких элементов она состоит и как ее развивать, давалась в статье по ссылке выше. Надеемся, она будет полезной и в вопросах самообразования, с точки зрения которого самодисциплина не является чем-то принципиально иным.
Решительность
Отдельно рассмотрим такое качество как решительность, которая может быть как аспектом самодисциплины, так и самостоятельной характеристикой личности. С точки зрения самообразования решительность интересует нас как способность действовать без «раскачки» и «включения». Другими словами, это более конкретный, в сравнении с самодисциплиной, навык, который подразумевает не само действие, а саму быстроту начинания, отсутствие сомнений, неуверенности, «творческих страданий» и т.п.
Если вы работаете в коллективе (с другими людьми), то наверняка замечали, что ваших коллег по их действиям с утра можно условно разделить на 2 категории – тех, кто приходит в офис и сразу включается в работу, и тех, кому необходимо время на «раскачку» (кофе, обсуждение последних новостей, соцсети). На поверку – первые почти всегда более организованы, чем вторые. Эту способность нужно развивать и в себе: вставать по первому будильнику, приниматься за дела без проволочек и мнимых оправданий, следовать намеченному плану. Это может пугать, но со временем входит в привычку и оттачивается до автоматизма.
Планирование
Организация и планирование в отдельных случаях могут быть синонимами. Без тщательной проработки, оценки и принятых на их основании действий не стоит рассчитывать на успех ни в одной из сфер жизни, будь то работа, или самообразование. В то же время при самостоятельном обучении планирование это не только составление плана и программы обучения, распределение нагрузки, но и интеграция всего процесса самообучения в свою жизнь, отведение достаточного времени для этих нужд и их согласование с другими аспектами деятельности.
Соблюдение режима дня
Режим дня является основополагающим элементом не только планирования, но и организации жизни, не нуждаясь при этом в долгом представлении. Ведь не имея общего распорядка, ни о какой специфике не может быть и речи. Привнести частичку организованности в ежедневный хаос дел невероятно сложно. И, наоборот – с глобальной надстройкой в виде режима дня следовать расписанию занятий будет легче.
Обустроенное рабочее место и пространство в целом
Правильно обустроенное рабочее место повышает продуктивность работы. Это же утверждение будет справедливым и в случае с образованием – очень хорошо иметь в доме уголок, который бы предназначался для нужд обучения. Первая заповедь его организации – максимальное удобство и стимулирование процесса, исключение отвлечения.
Пусть это будет обычный письменный стол с ноутбуком – уберите все лишнее, что может отвлекать или мешать заниматься. Позаботьтесь о том, чтобы под рукой всегда было все необходимое – карандаш, ручка, тетрадь для записей, канцелярские стикеры и т.д. Избегайте использовать отведенное для учебы место для диаметрально противоположных задач. Это может быть и не важно, но учиться и есть лучше все-таки в разных местах.
Что касается пространства в целом, то здесь также можно прибегать к определенным уловкам. Например, при изучении иностранного языка, в частности новых слов, рекомендуют сделать карточки с ними и расставить по дому так, чтобы постоянно натыкаться на них и повторять. Также в ход идут триггеры – вещи, которые мотивируют вас на обучение, держат в тонусе, напоминают о целях и результатах, к которым вы стремитесь.
Борьба с прокрастинацией
«Не до этого сейчас. Устал на работе, нет сил. Перенесу на завтра». Это – типичный внутренний диалог при прокрастинации или привычка откладывать на потом. Очевидно, что, стремясь стать самоорганизованным, от этой привычки следует избавляться. По сути, борьба с прокрастинацией и есть воспитанием в себе решительности действовать. В развитии этого качества помогут осознанность при акцептовании решений, преодоление колебаний и принятие ответственности, ранжирование и приоритизация, целеполагание, прием «съедание лягушки», занятия спортом.
Выработка привычек
Самоорганизация это комплексный навык, состоящий из комбинации личностных качеств и мелких привычек. Выработка привычек – процесс во многом сходный по своей природе, вне зависимости от того, говорим ли мы о чтении профессиональной литературы минимум 15 минут в день или о еженедельной уборке квартиры. Детальнее о развитии привычек читайте в наших статьях «Как развить привычку» и «30 идей для 30-дневных вызовов самому себе».
Органайзеры и прочие «помощники»
Быть более организованным, да и просто держать в голове все необходимые данные, будь то связано с образованием или любой другой деятельностью, помогут многочисленные специально предназначенные для этого инструменты. Благо в наш информационно-технологический век недостатка в них нет.
Рынок предлагает достаточное количество вариантов – от заточенных под конкретные системы тайм-менеджмента рабочих тетрадей и ежедневников до мини-программ и приложений для смартфонов и планшетов. Канбан-доски, электронные списки задач, онлайн-календари – короткий список категорий. Более специфичными в области самообразования можно считать worksheets – специально разработанные для нужд обучающихся тетради. Они предлагаются популярными МООК-платформами для более успешного освоения курсов.
Развиваются и сервисы интерактивного взаимодействия – в онлайн-классе вы можете «сидеть» за партой, имея возможность общения с учителем и одноклассниками. В целом, онлайн-образование переживает сейчас настоящий бум, предлагая много не только интересных, но и функциональных инструментов для саморазвития.
Эффективная деятельность
Чтобы работа была в радость, и в понедельник утром вам хотелось бежать в офис, она, безусловно, должна быть любимой. Если вам надоело изо дня в день выполнять один и тот же регламентированный набор определенных действий, задумайтесь, возможно, вы занимаетесь не своим делом. Никогда не поздно все исправить, однако, вы должны располагать необходимыми ресурсами и силами.
Самоорганизация – это умение построить дело таким образом, чтобы оно эффективно работало и приносило пользу. Заметьте, что среднестатистический человек работает в неделю 40-45 часов. Бизнесмен, желающий стать успешным, проводит в работе более 80-100 часов за семь дней. Разница огромна. Кроме того, у наемного работника иногда отсутствует мотивация плодотворно работать: с понедельника он начинает мечтать о пятнице, когда приблизятся, наконец, выходные. Тот, кто развивает собственное дело, устает гораздо меньше, потому что деятельность приносит радость и состояние вдохновения. Хочется работать, самосовершенствоваться.
Популярные заблуждения о самоорганизации
Напоследок – некоторые заблуждения, которые связаны с таким полезным навыком как самоорганизация. Их выделяет в книге «Самоорганизация по принципу «изнутри наружу»» Джулия Моргенстерн – специалист в области личной организованности и тайм-менеджмента:
✔ | Способность к самоорганизации – это врожденная характеристика личности. Отдельные люди более дисциплинированы и организованы в силу природных способностей. Это справедливо лишь в незначительной мере. На самом деле мы говорим о навыке, который можно развить. Кому-то процесс дается легче, кому-то сложнее, но развить его может любой. |
✔ | Чтобы стать организованным – нужно долго и упорно трудиться. Доля правды здесь есть, но на самом деле это не так. Пройдя процесс один раз, и вынеся нужные уроки, в дальнейшем будет гораздо легче. Это как уборка дома, где давно никто не убирался. Сначала нужно приложить много сил, но в дальнейшем, если поддерживать порядок постоянно, будет не так сложно, как в первый раз. |
✔ | Самоорганизация – не статичный процесс, поддерживать определенный порядок постоянно невозможно. Тот порядок, который организован в одних условиях, вполне может оказаться неактуальным для другого человека в других условиях. Но это не будет значить, что самоорганизация не работает в обоих случаях. Очевидно, что этот процесс необходимо адаптировать под нужды разных людей – он будет разным для офисного работника и мамы с грудным ребенком. Но как навык, самоорганизация состоит из деталей, которые идентичны в любых случаях. Это как детский конструктор – из него можно построить как дом, так и автомобиль. |
✔ | Тратить время на самоорганизацию непродуктивно. Ведь организация со временем приходит сама собой, достаточно постепенно «влиться в течение», поэтому учиться ей не обязательно. Но в данном отношении все немного сложнее. Речь идет не только о порядке вещей или правильной организации пространства. Самоорганизация является важной составляющей тайм-менеджмента и окупится многократно, поскольку в перспективе, с выработкой личной системы, будет способна помочь и в деле экономии времени, и его рационального использования, и повышения эффективности. |
Этот урок поможет заложить лишь основу формирования первичных умений и навыков самоорганизации, совершенствовать которые нужно будет самостоятельно. Возможно, мы сейчас озвучим непопулярную мысль, особенно для тех, кто верит в быстрые результаты, но в данном направлении нужно будет работать в течение жизни. Советы из данного урока носят глобальных характер, их цель – указать знаковые вопросы развития самоорганизации (а также возможные проблемы и способы их решения), которая тесно связана не только со способностью учиться, но и любой другой деятельностью человека (работа, отдых).
В интересующей нас области основное внимание нужно уделять тем аспектам, от которых непосредственно зависит обучение. Задача их определения сугубо индивидуальна но, скорее всего, вам, для того чтобы успешно самостоятельно обучаться, не понадобится отдельно работать над навыком самоорганизации. Комплексная работа подскажет необходимое направление, сориентироваться в котором, как мы надеемся, вы сможете благодаря этим урокам.
Рубрики
- Авторский раздел (110) Мысли вслух (17)
- Послания (57)
- Стихи и рассказы (32)
- Женские практики
На каждый день (12)(312)
Медитации (33)
Наши видео работы (38)
(93)
- Круг Рейки (13)
1-Я Ступень (1)
(4)
- Аюрведа (194)
- Аштанга йога (19)
- Асаны (49)
- Ангельские миры (8)
Семейные задачи
Несмотря на всю важность профессиональной деятельности, нельзя обходить вниманием близких людей. Да, очень важно сделаться успешным, но если это достигается за счет сокращения взаимодействия с вашей семьей и друзьями, то в итоге плоды этих титанических усилий не принесут вам ожидаемого удовлетворения. Условия самоорганизации не должны вгонять вас в настолько жесткие рамки, которые вы не могли бы изменить при желании. Больше занимайтесь детьми, устраивайте себе выходные. Пусть это станут четко фиксированные дни недели, так будет проще всем. И когда вы не работаете, дарите любимым радость!
Время для отдыха
Никогда не забывайте вовремя восстанавливать силы. Иначе можно даже на любимой работе дойти до перенапряжения, что способно негативно отразиться не только на производительности труда, но и на здоровье. Копирайтеру, например, следует заботиться о сохранности своего зрения, правильной осанке. Часто от сидячей работы и вес незаметно начинает прибавляться, поэтому совершенно нелишним становится делать физические упражнения и больше двигаться. Делайте разумные перерывы в работе, не забывайте о здоровье. Если почувствовали боль в глазах, немедленно остановитесь.
Хаос и беспорядок
Объяснение теории хаоса можно начать с простых примеров, описывающих её противоположность — организованность, устойчивость и порядок. Система, описанная по математическим законам, может считаться устойчивой, если при малых изменениях начальных условий и параметров можно наблюдать малые изменения результата.
Например, при скорости 50 км/ч водитель преодолеет 100 км через два часа. Если он будет ехать не намного медленнее, то время его поездки поменяется на пропорциональную величину также незначительно. Данная система стабильна и проста. Но чем сложнее система, тем она неустойчивее. Объектами изучения теории хаоса являются как раз сложные, неустойчивые конструкции, в которых при каких-либо малых переменах в результате возникают колоссальные изменения.
Анализ с помощью ОСД
Опросник такого рода содержит в себе несколько критериев, характеризующих личность как регулятор деятельности. Он определяет восприятие и особенности использования времени в повседневности. В категории «Планомерность» рассматривается вовлеченность субъекта в стратегическое планирование ежедневных дел. При этом у личности имеются свои принципы планирования.
Шкала, которая выявляет амбициозность, стремления и степень концентрации на своих целях, называется «Целеустремленностью». Прилагаемые к действиям волевые усилия характеризуются «Настойчивостью». В «Фиксации» говорится о способности личности к закреплению на определенных ей задачах. Временная направленность выражена в шкале «Ориентация».
И, наконец, «Самоорганизация» устанавливает предрасположенность личности к внутренней организации деятельности. Каждая шкала имеет несколько пунктов, всего общее количество вопросов — 25. В результате специалистом составляется психологическая диагностика и диаграмма.
Сравнение иерархии и плюрализма
Для сохранения устоявшегося государственного строя необходима особая форма самоорганизации. Это иерархия (система подчиненности) и плюрализм (многообразие и терпимость к политическим взглядам, мнениям). Гражданам любой страны нужно чувствовать себя причастными к определенным порядкам, выстроенным согласно традициям их общества.
В традиционной иерархии действует принцип «разделяй и властвуй», цель которого — дать преимущество или лишить равных условий одну из сторон. Такая форма самоорганизации общества помогает сохранять авторитетность властных структур. В современном мире действуют одновременно различные формы организации. Некоторым иерархическим устоям ничего не мешает сосуществовать с плюрализмом и равенством, являющимися столпами демократического социума.