В конце 60-х и начале 70-х годов прошлого века профессор Стэнфордского университета Уолтер Мишел провёл серию экспериментов, в ходе которых доказал, что дети с этой чертой характера чаще достигают успеха в жизни. Что же это за черта и почему опыт назвали «зефирным», мы расскажем ниже.
Чтобы узнать, как достичь успеха в жизни лично вам, узнать свои индивидуальные особенности и оценить свой потенциал, приходите на онлайн-программу «Самопознание».
Как проводили «зефирный эксперимент»
Чтобы глубже исследовать этот факт Уолтер Мишел провёл эксперимент, который позже назвали «зефирным». В качестве испытуемых он взял 16 мальчиков и 16 девочек в возрасте от 3,5 до 5,5 лет. На каждого из восьми исследователей пришлось по 4 ребёнка — 2 мальчика и 2 девочки.
Экспериментатор заводил ребёнка в комнату, сажал в кресло и клал перед ним на стол одну зефиринку. После этого предлагал сделку: «Слушай, я сейчас выйду на 15 минут. Пока меня не будет, ты можешь съесть этот зефир, а можешь не съесть и получить в награду второй. Решать тебе».
Рекомендации
- ^ абcdеж
Мишель, Уолтер; Эббесен, Эббе Б. (1970). «Внимание в ожидании удовлетворения».
Журнал личности и социальной психологии
.
16
(2): 329–337. Дои:10,1037 / ч0029815. ISSN 0022-3514. - Мишель, Уолтер; Шода, Юичи; Родригезез, Моника Л. (1989). «Задержка удовлетворения у детей». Наука
.
244
(4907): 933–938. Bibcode:1989Наука … 244..933М. Дои:10.1126 / science.2658056. PMID 2658056. - Айдук, Озлем Н .; Мендоа-Дентон, Родольфо; Мишель, Уолтер; Дауни, Джеральдин; Пик, Филип К .; Родригес, Моника Л. (2000). «Регулирование межличностного Я: Стратегическая саморегуляция для совладания с чувствительностью отторжения». Журнал личности и социальной психологии
.
79
(5): 776–792. CiteSeerX 10.1.1.334.5423. Дои:10.1037/0022-3514.79.5.776. PMID 11079241. - Schlam, Tanya R .; Уилсон, Николь Л .; Шода, Юичи; Мишель, Уолтер; Айдук, Озлем (2013). «Задержка получения удовольствия от дошкольников предсказывает их массу тела на 30 лет позже». Журнал педиатрии
.
162
(1): 90–93. Дои:10.1016 / j.jpeds.2012.06.049. ЧВК 3504645. PMID 22906511. - ^ абc
Шода, Юичи; Мишель, Уолтер; Пик, Филип К. (1990). «Прогнозирование когнитивных и саморегулирующих способностей подростков на основе задержки в дошкольном обучении: определение диагностических состояний» (PDF).
Развивающая психология
.
26
(6): 978–986. Дои:10.1037/0012-1649.26.6.978. Архивировано из оригинал (PDF) 4 октября 2011 г. - Каларко, Джессика МакКрори (01.06.2018). «Почему богатые дети так хорошо справляются с тестом на зефир». Атлантический океан
. В архиве с оригинала на 2018-10-02. Получено 2018-10-03. - Джейсон, Коллинз. «Тест на зефир прошел нормально — блог Джейсона Коллинза». Тест на зефир выдержал нормально
. В архиве с оригинала 30 апреля 2021 г.. Получено 28 июля 2019. - ^ абc
Мишель, Уолтер; Эббесен, Эббе Б. (октябрь 1970 г.). «Внимание в отсрочке удовлетворения».
Журнал личности и социальной психологии
.
16
(2): 329–337. Дои:10,1037 / ч0029815 — через https://static1.squarespace.com/static/54694fa6e4b0eaec4530f99d/t/553d38ebe4b0e21d56a41327/1430075627649/Original+paper+on+the+Marshmallow+test+1969.pdf. - Клайнберг, Стивен Л. (1968). «Перспектива будущего и предпочтение отсроченного вознаграждения». Журнал личности и социальной психологии
.
8
(3): 253–257. Дои:10,1037 / ч0025581. ISSN 1939-1315. PMID 5645229 — через EBSCO PsycARTICLES. - Мишель, Уолтер; Гиллиган (1964). «Отсрочка удовлетворения, мотивация к запрещенному удовлетворению и реакция на искушение». Журнал аномальной и социальной психологии
.
69
(4): 411–417. Дои:10,1037 / ч0048918. PMID 14213305 — через EBSCO PsycARTICLES. - Шибут, Джон (1968). «Задержка удовлетворения и тяжесть психологических расстройств среди госпитализированных психиатрических пациентов». Журнал консалтинговой и клинической психологии
.
32
(4): 462–468. Дои:10,1037 / ч0026106. ISSN 1939-2117. PMID 5666148 — через EBSCO PsycARTICLES. - Мишель, Уолтер; Ebbesen, Ebbe B .; Раскофф Цейсс, Антонетта (1972). «Когнитивные механизмы и механизмы внимания в отсрочке удовлетворения». Журнал личности и социальной психологии
.
21
(2): 204–218. Дои:10,1037 / ч0032198. ISSN 1939-1315. PMID 5010404. - Mischel, W .; Shoda, Y .; Пик, П. К. (1988). «Природа подростковых компетенций, предсказываемых задержкой дошкольного удовлетворения». Журнал личности и социальной психологии
.
54
(4): 687–696. Дои:10.1037/0022-3514.54.4.687 — через PsycNET. - Эйгсте, Инге-Мари; Заяс, Вивиан; Мишель, Уолтер; Шода, Юичи; Айдук, Озлем; Дадлани, Мамта Б .; Дэвидсон, Мэтью С .; Абер, Дж. Лоуренс; Кейси, Б.Дж. (2006). «Прогнозирование когнитивного контроля от дошкольного возраста до позднего подросткового и молодого возраста» (PDF). Психологическая наука
.
17
(6): 478–484. Дои:10.1111 / j.1467-9280.2006.01732.x. PMID 16771797. Архивировано из оригинал (PDF) 22 июня 2007 г. - «Контрольные точки зефира на биологическую основу для отсроченного удовлетворения». Science Daily
. 1 сентября 2011 г. Архивировано с оригинал 4 октября 2011 г.. Получено 4 октября, 2011. - Кейси, Б. Дж .; Somerville, Leah H .; Готлиб, Ян Х .; Айдук, Озлем; Франклин, Николас Т .; Аскрен, Мэри К .; Йонидес, Джон; Берман, Марк Г .; Уилсон, Николь Л .; Теслович, Тереза; Гловер, Гэри; Заяс, Вивиан; Мишель, Уолтер; Шода, Юичи (29 августа 2011 г.). «С обложки: поведенческие и нейронные корреляты задержки удовлетворения 40 лет спустя». Труды Национальной академии наук
.
108
(36): 14998–15003. Bibcode:2011PNAS..10814998C. Дои:10.1073 / pnas.1108561108. ISSN 0027-8424. ЧВК 3169162. PMID 21876169. - «Возвращение к тесту Marshmallow». Университет Рочестера
. 11 октября 2012 г. В архиве из оригинала 17 октября 2012 г.. Получено 17 октября, 2012. - Кидд, Селеста; Палмери, Холли; Аслин, Ричард Н. (2013). «Рациональные перекусы: принятие детьми решения о зефире обусловлено убеждениями об экологической надежности». Познание
.
126
(1): 109–114. Дои:10.1016 / j.cognition.2012.08.004. ЧВК 3730121. PMID 23063236. - ^ аб
Мишель, Уолтер (1961). «Отсутствие отца и отсрочка удовлетворения: межкультурные сравнения».
Журнал аномальной и социальной психологии
.
63
: 116–124. Дои:10,1037 / ч0046877. PMID 14474528. - ^ аб
Мишель, Уолтер (1966). «Теория и исследования антецедентов добровольной отсрочки вознаграждения». В Б. А. Махер (ред.).
Прогресс в экспериментальном исследовании личности
. Нью-Йорк: Academic Press. С. 85–131. - ^ аб
Мишель, Уолтер; Стауб, Эрвин (1965). «Влияние ожидания на работу и ожидание большего вознаграждения».
Журнал личности и социальной психологии
.
2
(5): 625–633. Дои:10,1037 / ч0022677. PMID 5838761. - ^ аб
Мишель, Уолтер; Грусек, Джоан (1967). «Ожидание награды и наказания: влияние времени и вероятности на выбор».
Журнал личности и социальной психологии
.
5
(1): 24–31. Дои:10,1037 / ч0024180. PMID 6031227. - Уоттс, Тайлер У .; Дункан, Грег Дж .; Цюань, Хаонан (2018). «Пересмотр теста Marshmallow: концептуальная репликация, исследующая связи между ранней отсрочкой получения удовольствия и последующими результатами». Психологическая наука
.
29
(7): 1159–1177. Дои:10.1177/0956797618761661. ЧВК 6050075. PMID 29799765. - Инга Кидерра (9 сентября 2021 г.). «Новый взгляд на зефирный тест». Медицинский Экспресс
.
Результаты «зефирного эксперимента»
Как и предполагали исследователи, большая часть детей не стала ждать и съела зефир сразу же. Лишь 1/3 испытуемых получила вознаграждение в виде двойной порции.
Уолтер Мишел опубликовал исследование в 1972 году. Однако самое интересное началось после этого. Он следил за жизнью испытуемых вплоть до 2011 года. Оказалось, что дети, отложившие удовольствие, получили более высокие баллы на экзамене SAT (аналог российского ЕГЭ), реже обладали вредными привычками и впадали в депрессию, а также получали бОльшую зарплату.
Дальнейшая судьба участников
Дети, прошедшие зефирный тест, выросли. Эксперимент, наконец, завершился. Все эти годы исследователи наблюдали за участниками и выявили ту самую взаимосвязь между самоконтролем в детстве и успехом в дальнейшей жизни.
Участники, проявившие максимальную стойкость, успешно сдали итоговый тест по окончании школы. Уровень их IQ был на порядок выше по сравнению с остальными школьниками. Все это позволило им поступить в университеты и продолжить учиться.
Дети достигли успеха не только в сфере учебы. Участники зефирного эксперимента оказались менее подвержены зависимостям, вредным привычкам, эмоциональной нестабильности.
Те дети, которые не смогли удержаться и съели зефир, показали менее значительные результаты. Они средне или плохо сдавали итоговый тест и слабо учились. Ребята из их числа имели вредные привычки, некоторые из них проявляли признаки депрессии и не могли справиться со стрессом.
Исследователи первого эксперимента были уверены, что жизненный успех напрямую зависит от способности ребенка проявлять самоконтроль.
Опровержение «зефирного эксперимента»
Не стоит расстраиваться, если в детстве вы не умели себя сдерживать и «съедали зефир» сразу. Учёные из университета города Нью-Йорка засомневались в результатах эксперимента Мишела, так как у него была очень маленькая выборка — всего 32 человека.
Чтобы опровергнуть «зефирный опыт», они взяли 900 детей из разных слоёв общества и провели те же самые манипуляции. Было доказано, что умение откладывать удовольствие на потом практически не влияет на успех в жизни. У детей из богатых семей, дождавшихся прихода экспериментатора, и у детей из бедных семей, не дождавшихся награды, шансы стать успешными были одинаковы.
Разница в результатах обусловлена жизненной ситуацией. Детям из малообеспеченных семей родители часто обещают купить игрушки или сладости, но не сдерживают обещания\ из-за нехватки денег. Поэтому такие дети не склонны доверять другим людям и стремятся получать удовольствие сразу, ведь потом его может и не быть.
Детям из семей с высоким уровнем достатка проще себя сдерживать и дожидаться прихода экспериментатора, потому что они знают, что дома у них всегда будет лежать что-нибудь вкусное. Например, мороженое или тот же самый зефир.
Несмотря на исследование нью-йоркских учёных, сложно не согласиться с тем, что умение терпеть помогает в жизни. Если вы не можете перетерпеть трудности, то быстро сдадитесь и ничего не достигните.
Желаем воспитать в себе терпение и стать успешным!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- 10 базовых правил финансовой грамотности
- Как проводить жизненные эксперименты
- Сила доверия в бизнесе
- Чему научат общество эксперименты Аша?
- Эксперимент Аша: действительно ли люди склонны менять свое мнение под давлением большинства?
- 13 странных, но правдивых признаков высокого интеллекта: мнения ученых
- Как уберечь ребенка от курения
- Уроки, которым нас могут научить дети
- 7 научных способов стать счастливее
- Факторы интеллектуального развития ребёнка
Ключевые слова:1Самопознание
«Зефирный Тест» для взрослых.
Впервые проведенный психологом Уолтером Мишелем в конце 1960-х, стэнфордский «Зефирный Тест» стал краеугольном камнем психологии развития. Дети из стэнфордского детского сада Bing в возрасте от четырех до шести лет были помещены в комнату, в которой были только стол и стул. На стол клалось одно лакомство по выбору ребенка. Кроме зефира учеными предлагались печеньки Oreo и соленые палочки
. Каждому участнику было сказано, что, если он сможет выдержать 15 минут, не съев лакомство, он получит еще одно. Затем его оставляли одного в комнате наедине с лакомством. Последующие исследования этих людей во взрослом возрасте показали связь между способностью ждать столько, сколько необходимо для получения второго лакомства, и разными формами жизненного успеха, например более высокими результатами выпускных экзаменов. А проведенная профессором корнелльского университета б. Кейси в 2011 году функциональная МРТ головного мозга 59 участников эксперимента (которым сейчас за сорок) показала более высокую активность префронтальной коры у тех участников, которые откладывали удовольствие ради большей награды в будущем. Это открытие кажется мне особенно выжным, поскольку исследования последних двух десятилетий демонстрируют, что префронтальная кора играет критическую роль в сфере внимания и управления эмоциями.
Каждый из нас встречается с той или иной разновидностью «Зефирного Теста» каждую минуту своей жизни. Нас искушают не сладкие лакомства, а окна браузера, телефоны, планшетники и (в скором времени) умные часы — все те устройства, которые соединяют нас со всемирной системой доставки информации, которая действует на нас так же, как зефир на детей.
Нас соблазняют сладости — и формируются вредные пищевые привычки. Сегодняшние агропром и глобальная торговля, нацеленные на сиюминутное удовлетворение нашей потребности в пище, радикально отличаются от той среды, в которой человечество как вид развивалось на протяжении тысячелетий. Первые люди жили в мире, где калорий постоянно не хватало, и такая штука, как сладкий фрукт, была редкой и драгоценной. По отношению к этим лакомствам в мозгу развился ответный механизм, отражающий их значимость (прилив интереса и возбуждения, чувство вознагражденных усилий и удовлетворения), который для нас очень приятен. И хотя мы преобразовали окружающий мир, радикального сократив физические усилия, затрачиваемые на получение заветных калорий, мозг у нас остался такой же, каким был тысячи лет назад, когда наши предки жили а пещерах. Это несоответствие и вызывает мучения, которые многие из нас испытывают, пытаясь устоять против искушения съесть что-нибудь вредное.
Похожий процесс с нашей реакцией на информацию происходит. Среда, сформировавшая нас как вид, была настолько же скудной по части информации, как и по части калорий. Черты этого мира — а конкретно члены непосредственного коллектива вокруг нас и наше с ними взаимодействие — обычно менялись медленно и постепенно. Новая информация в форме новых членов общества или новых способов взаимодействия была необычным и заметным событием, которое обычно сигнализировало о чем-то чрезвычайно важном. Подобно тому, как наш мозг выработал ответный механизм, дающий высокую оценку сахаросодержащим вкусностям, мы научились уделять большое внимание новой информации о людях вокруг и нашем с ними общении.
Но так же, как автоматизация сельского хозяйства и массовая торговля коренным образом изменили сферу питания, глобальные коммуникационные возможности радикально трансформировали информационную среду. Теперь на нас неустанно обрушиваются гигабайты данных об окружающих нас людях — да и само определение «Окружающих Людей» также изменилось фундаментально, теперь мы за один час пересекаемся с большим количеством индивидуумов, чем первобытный человек встречал за всю свою жизнь. Все это ставит наш мозг перед серьезным вызовом — перед взрослой версией зефирной «Проверки на Вшивость».
Нас не только постоянно отрывают от дел сообщения, напоминания, звуковые сигналы и вибрации, говорящие нам, что поступила новая информация. Мы постоянно сами себя на поиск новой информации отвлекаем. Мы на звонки во время разговора с другими людьми отвечаем. Мы проверяем почту, выполняя сложное задание, требующее полной сосредоточенности. Все больше фактов свидетельствует о том, что такие рассеивающие моменты не дают нам хорошо работать, снижают производительность и вносят существенную лепту в копилку стресса.
А еще нам совсем не на руку то, что многомиллиардные отрасли привлекают свои лучшие умы и колоссальные ресурсы, чтобы изобрести все новые способы заработать на этом «Мозговом Диссонансе». Мы отданы на милость чрезвычайно мощной и продуманной системы, созданной с явно выраженной целью отвлекать нас от дел и захватывать наше внимание. Революция в сельском хозяйстве и торговле, безусловно, принесла человечеству пользу, позволяя большему количеству людей жить лучше, чем раньше. Было бы неразумно и бесплодно предлагать перевести стрелки часов назад и вернуться в прошлое. Подобным же образом и информационная революция двигает вперед наш вид семимильными шагами, за что я ей очень благодарен.
Но подобно тому, как нам приходится с умом подходить к потреблению калорий, откладывая удовлетворение своих импульсивных позывов с целью питаться более правильно, нам стоит больше задумываться о том, какую информацию мы потребляем. Нужно противостоять обаянию интеллектуального эквивалента «Вредных Калорий», чтобы более эффективно распределять свое время и внимание. Что же мы можем сделать?
1 осознать проблему. Редко бывает так, чтобы для изменений было достаточно осознания, но это необходимый первый шаг. Как часто вы проверяете, что пришло на телефон? Мешает ли это другим делам? Как часто вы прерываете сосредоточенную работу, чтобы просмотреть электронную почту? Рассеивает ли это ваше внимание, требует ли от вас больше времени на выполнение важной задачи? Как часто вы взгляд на новые посты в соцсетях бросаете? Приводит ли это к временным потерям? Мы постоянно участвуем в «Зефирном Тесте», вы — победитель или проигравший?
2 понять, что наши устройства — это инструменты, и взять их под контроль. Эти отвлекающие моменты специально провоцируются создателями используемых нами инструментов. Лучшие гаджеты стали восприниматься нами как неотъемлемые части окружающей реальности или даже как продолжение нашего тела; в конечном счете у нас просто не получается воспринимать их как инструменты. Какие инструменты вы используете? Как они отвлекают вас? Как они помогают вам работать? Какие сообщения и сигналы вы могли бы отключить? Какие ограничения можно наложить на «Удобные» атрибуты, которые увеличивают количество отвлекающих факторов?
3 управлять эмоциями и культивировать в себе способность анализировать. Никакое техническое вмешательство не поможет, если мы не хотим работать над собой. В сердцевине этой проблематики — наши чувства: возбуждение и интерес, порождаемые новой информацией, вот что подпитывает наше желание снова и снова отвлекаться. Любые перемены, к которым мы стремимся, будут зависеть от нашей способности осознать, понять и компенсировать эти чувства вместо того, чтобы слепо им поддаваться. Как я уже писал, для управления эмоциями нет простого рецепта, но есть возможные шаги: исключительно важна физическая активность и достаточное количество сна. Помочь нам понять и вычислить свои эмоциональные реакции может рефлексия жизненного опыта с помощью дневника или бесед с коучем. Возможно, еще более полезными будут хотя бы несколько минут ежедневной медитации. Доказано, что они оказывают мощное влияние на нашу способность отдавать себе отчет в своих чувствах и концентрировать внимание.