История создания теста на определение темперамента Айзенка


Айзенк был выдающейся и поляризующей фигурой в британской психологии, известной обширным объемом своих исследований и прямыми, часто противоречивыми взглядами, которые он выражал. Он разработал отличительную размерную модель личности, основанную на факторно-аналитических сводках и биогенетических процессах. Айзенк сочетал в себе описательную статистику с физиологическими экспериментами, разрушая различие между чистой и прикладной наукой. Он был откровенным сторонником биогенетической основы индивидуальных различий в интеллекте и личности, а также яростным критиком психоаналитической психотерапии. Айзенк, автор восьмидесяти пяти книг и более тысячи научных работ, был известным популяризатором психологической науки.

Жизнь и Карьера

Айзенк родился единственным ребенком в Берлине в 1916 году. Его мать, Рут Вернер, была известной актрисой немого кино (со сценическим именем Хельга Моландер) в первые годы немецкой киноиндустрии, а его католический отец, Эдуард Айзенк, был сценический исполнитель. Вскоре после его рождения его родители развелись, и его воспитывала его еврейская бабушка по материнской линии. Айзенк окончил среднюю школу в Принц-Хайнрихс-гимназии в Берлине в 1934 году. Однако его неоднозначное этническое происхождение оставило ему трудный выбор: он мог либо пойти по национал-социалистической линии, либо уйти. Его мать и ее партнер, еврейский кинопродюсер Макс Гласс, уже бежали во Францию. Айзенк решил присоединиться к ним, проведя несколько месяцев в Дижоне летом 1934 года, а затем в августе отправился в Лондон. Его отец Эдуард остался.

Зимой 1934–1935 гг. Айзенк проходил промежуточные курсы в Колледже Питмана в Лондоне, а затем в октябре 1935 г. подал документы на изучение физики в Университетском колледже Лондона. Однако он обнаружил, что ему не хватает необходимых предпосылок, и вместо этого он поступил на факультет психологии. Получив ученую степень в 1938 году, Айзенк остался в Университетском колледже и быстро защитил докторскую диссертацию по экспериментальному анализу эстетических предпочтений под руководством Сирила Берта. Война обострилась, когда Айзенк защитил докторскую диссертацию в июне 1940 года. Будучи гражданином Германии, он едва избежал интернирования. Когда ограничения ослабли, Айзенк получил работу в больнице Милл-Хилл в северном Лондоне в июне 1942 года. После войны больница Модсли была восстановлена ​​в Южном Лондоне и объединена с Бетлемской больницей. Новый институт психиатрии в Лондоне был добавлен в качестве учебного и исследовательского центра для аспирантов. Айзенк отклонил предложения в нескольких других университетах возглавить отдел психологии. Это была его первая и единственная работа — обеспечение стабильной институциональной среды до выхода на пенсию в 1983 году. Ему была предоставлена ​​необычайная бюрократическая свобода организовывать отдел в соответствии со своими исследовательскими приоритетами. В 1938 году Айзенк женился на канадской аспирантке Маргарет Дэвис, и у них был один ребенок, Майкл Эйзенк, 1944 года рождения, известный психолог в начале XXI века. Брак, однако, был заключен вскоре после войны. В 1955 году Ханс Айзенк стал профессором психиатрии и гражданином Великобритании.

Учеба

Образование получил в европейских частных школах. Часто любивший демонстрировать свое превосходство знаний над учителями, окончившими военные университеты, он превосходил многих еще и в физическом плане. Так, после высказанного им неодобрения фашизма и Гитлера в частности, коллектив школы избил его чуть ли не всем составом. Впрочем, его ответ обидчикам тоже не заставил себя ждать. Учителя с трудом замяли скандал, грозивший превратиться в побоище.

После окончания средней школы его приняли в Берлинской университет, на факультет философии. Однако же, там ему упорно намекали на необходимость вступить в СС, так что мать с отчимом (еврейским режиссером) решили, что лучше будет покинуть страну. В Дижонском университете, что во Франции, изучал историю и литературу, а на следующий год уже поступил в Лондонский университет, в Англии. Там Айзенк попросился на факультет физики, но после курса истории и философии его могли принять только на психологию. Согласиться-то он согласился, но и поскандалил при этом изрядно.

Больше благодаря умению разговаривать на любую тему и самоуверенности, чем действительным знаниям, окончил университет с отличием и получил красный диплом. Профессора окрестили его «надеждой будущей науки» и дали хорошие рекомендации, а несколько частных колледжей даже пригласили выступить с лекциями.

Научная деятельность

Ряд исследований Айзенка были восприняты как «шокирующие»; их темы, вполне нормальные для нацистской Германии, в Европе представлялись неприемлемыми. В частности, он исследовал психологические различия между представителями различных рас. Американские оптовые и розничные книготорговцы отказались распространять книгу Айзенка «Спор о коэффициенте интеллекта» («The IQ Argument», 1971) из-за полученных угроз насилия и поджогов, так что приобрести эту книгу в США в начале 1970-х годов оказалось невозможно. Американские газеты в те годы отказались от публикации рецензий на неё.

Свои исследования базовых признаков личности Айзенк начал с анализа результатов психиатрического обследования контингента солдат, — групп здоровых и признанных невротиками. В результате этого анализа, было выделено 39 переменных, по которым данные группы оказались существенно различными и факторный анализ которых позволил получить три фактора, в том числе факторы экстраверсии-интроверсии и нейротизма («Dimensions of Personality», 1947). В качестве методологической базы Айзенк ориентировался на понимание психодинамических свойств личности как обусловленных генетически и детерминированных, в конечном счете, биохимическими процессами («The Scientific Study of Personality», 1952). Первоначально он интерпретировал экстраверсию-интроверсию на основе соотношения процессов возбуждения и торможения:

  • для экстравертов характерны медленное формирование возбуждения, его слабость, и быстрое формирование реактивного торможения, его сила и устойчивость;
  • для интровертов же — быстрое формирование возбуждения, его сила (с этим связано лучшее образование у них условных рефлексов и их быстрая обучаемость), и медленное формирование реактивного торможения, его слабость и малая устойчивость.

Что же касается нейротизма, то Айзенк считал, что невротические симптомы представляют собой условные рефлексы, а поведение представляющее собой избегание условно-рефлекторного раздражителя (сигнала опасности), и устраняющее тем самым тревожность, является самоценным.

Необходимо отметить, что Айзенк переосмыслил термины экстраверт и интроверт, введенные К. Г. Юнгом, — изначально они имели иное содержание.

В работе «Биологические основы индивидуальности» («The Biological Basis of Personality», 1967) Айзенк предложил уже следующую интерпретацию этих двух личностных факторов:

  • высокая степень интроверсии соответствует снижению порога активации ретикулярной формации, поэтому интроверты испытывают более высокое возбуждение в ответ на экстероцептивные раздражители;
  • а высокая степень нейротизма соответствует снижению порога активации лимбической системы, поэтому у лиц с высокими показателями на этой шкале повышена эмоциональная реактивность в ответ на события во внутренней среде организма, в частности на колебания потребностей.

В результате дальнейших исследований с применением факторного анализа Айзенк сформулировал «трёхфакторную теорию личности».

Трёхфакторная теория личности

Трёхфакторная теория личности опирается на определение черты личности, как способа поведения в определенных жизненных областях:

  • на низшем уровне анализа рассматриваются изолированные акты в специфических ситуациях (например, проявляющаяся в настоящий момент манера вступать в разговор с незнакомым человеком);
  • на втором уровне — часто повторяющееся, привычное поведение в содержательно похожих жизненных ситуациях, это — обычные реакции, диагностируемые как поверхностные черты;
  • на третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка (обыкновение бывать в компании, тенденция активно вступать в разговор и пр. дают основания постулировать наличие такой черты как общительность);
  • наконец, на четвёртом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения (общительность коррелирует с физической активностью, отзывчивостью, пластичностью и пр.), но основанные на биологических характеристиках.

На уровне факторов второго порядка Айзенк выделил три личностных измерения: психотизм (P), экстраверсию (E) и нейротизм (N), которые рассматривал как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует об их статусе черт темперамента.

В огромном числе прикладных исследований, которые Айзенк провёл для доказательства своей теории (чаще всего, вместе со специалистами в соответствующих областях), была показана важность различий по этим факторам в статистике преступности, при душевных заболеваниях, в предрасположенности к несчастным случаям, в выборе профессий, в выраженности уровня достижений, в спорте, в сексуальном поведении и т. д. Так, в частности, было показано, что по факторам экстраверсии и нейротизма хорошо дифференцируются два типа невротических расстройств: истерический невроз, который наблюдается у лиц холерического темперамента (нестабильные экстраверты), и невроз навязчивых состояний — у лиц меланхолического темперамента (нестабильные интроверты). Им также были проведены многочисленные фактор-аналитические исследования различных психологических процессов: памяти, интеллекта, социальных установок.

На основе «трёхфакторной модели личности» Айзенк создал психодиагностические методики EPI («Manual of the Eysenck Personality Inventory», совм. с Sybil B. G. Eysenck, 1964) и EPQ [1] (недоступная ссылка), продолжившие ряд ранее созданных (MMQ, MPI («Manual of the Maudsley Personality Inventory», 1959)).

Трёхфазная теория возникновения невроза

Айзенк — один из авторов «трёхфазной теории возникновения невроза», — концептуальной модели, описывающей развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций («The Causes and Cures of Neuroses», совм. с S. Rachmann, 1965). На основе этой поведенческой модели были разработаны методы психотерапевтической коррекции личности, в частности, одна из вариаций аверсивной психотерапии.

Основные понятия теории Айзенка

Айзенк-психолог работал над изучением личности. В его представлении она выступает, как сложная иерархическая структура.

Иерархия личности прослеживается от простых реакций человека на повторяющиеся ситуации до типа его темперамента. Примером тому может быть общение между людьми. Человек может без воодушевления реагировать на предложения других людей активно проводить время. При этом, он всегда выдерживает дистанцию и предпочитает уединение. Это говорит о его необщительности. А в целом оба эти параметра могут свидетельствовать об интроверсии.

Личность и политика

Айзенк расширил свой ранний успех в получении контроля над личностью посредством факторного анализа в политической сфере. Хотя впоследствии он опубликовал еще несколько статей, его книга «Психология политики» 1954 года оставалась его основным заявлением в этой области. Айзенк суммировал социальные и политические отношения с двумя биполярными измерениями. Одно измерение делало обычное различие между радикализмом и консервативизмом, а другое контрастировало с жесткостью и нежностью, следуя размышлениям Уильяма Джеймса. Это привело к созданию четырехквадрантного пространства, наиболее провокационным следствием которого было то, что крайности фашизма и коммунизма были разделены идеологией, но схожи с точки зрения личного стиля. Для Айзенка это уравновешивало политическую картину, объясняя «тот же, но другой» парадокс, который он видел в довоенной Германии. Его работа столкнулась непосредственно послевоенными исследованиями авторитарной личности, с Айзенком спорно утверждая , что Теодор Адорно и мера его соавторов фашистского потенциала в Авторитарной Личности(1950) был практически синонимом грубости. Это привело к ожесточенным, очень техническим дебатам с Милтоном Роучом и Ричардом Кристи о реальности левого авторитаризма в западных демократических обществах.

Становление ученого

Какой внес Айзенк Ганс Юрген вклад в науку? В настоящее время мало кто задумывается о возникновении столь знакомых всем понятий и явлений. Однако некоторые их них начали свое существование не так уж давно. Айзенк, затаив дыхание следил, насколько это было возможным, за генетическими опытами, проводимыми в «Аненербе». Молодому ученому довелось самому проводить исследования головного мозга с намерением выявить корреляцию между размером мозга и интеллектом человека. Такие опыты до сих пор никого не привели к установлению каких-либо закономерностей, однако убедиться в этом Гансу было необходимо.

Интеллектуальные различия

Публичная репутация Айзенка в последнее время была омрачена его популярными работами по разведке — хотя он и пришел к этому поздно в качестве темы исследования — потому что эти размышления затрагивали некоторые чувствительные области общественного интереса. В конце 1960-х годов, когда его четверо детей от второго брака начинали среднее образование, британское правительство предвидело масштабные реформы, направленные на выравнивание трехсторонней структуры средней школы. Айзенк быстро назвал себя врагом этих реформ и далее утверждал, что компенсационные меры, такие как увеличение денег на объекты и заработная плата учителей в более бедных регионах страны, будут неэффективными или даже контрпродуктивными для тех, на кого они нацелены. Он поднял свой профиль еще больше с его книгой 1971 года, поддерживающей утверждение Артура Дженсена, что черно-белые различия в показателях IQ были частично наследственными. В то время как многие его сверстники плохо воспринимали «Расу, интеллект и образование», яростные протесты групп показали, что Айзенк превратился в символ свободы научного выражения.

Тем не менее, публичного преследования, которому он подвергся, было достаточно, чтобы гарантировать, что он в значительной степени избежал обсуждения проблемы гонки.

Скандал с Кириллом Бёртом в середине 1970-х, в котором Бёрта обвинили в производстве данных, показывающих, что интеллект унаследован, вернул Айзенка в дебаты о природе и воспитании. В конце концов он неохотно дистанцировался от сомнительных практик своего старого наставника, но не от своих общих идей. Айзенк мог бы еще раз повторить свое утверждение о том, что интеллектуальные различия были на 80 процентов наследуемыми — оценка высокого уровня в этой области — наиболее заметно отстаивая эту позицию в противостоянии 1981 года с Леоном Камином, соавтором книги «Спор об интеллекте». На последнем этапе своей карьеры после ухода на пенсию Айзенк также сыграл ключевую роль в попытках повысить интеллект с помощью витаминов. В некотором роде он даже предположил, что факторы питания могут быть причиной расовых различий.

Исследования Айзенка по разведке начались только в конце 1970-х годов, когда Айзенк также играл ведущую роль в определении концепций и проведении дебатов. На протяжении всей своей карьеры он оставался приверженцем концепции общего интеллекта, или g, созданной его интеллектуальным предком Чарльзом Спирманом. Верный своему взгляду на Лондонскую школу, Айзенк сосредоточился на индивидуальных различиях, а не на компонентах интеллекта. Он попытался избежать цикличности психометрических определений интеллекта, не ограничиваясь тестами IQ, чтобы исследовать взаимосвязь между интеллектуальными различиями и функционированием центральной нервной системы.

В начале 1980-х Айзенк призвал психологов еще раз взглянуть на утверждение Фрэнсиса Гальтона (1822–1911) о том, что скорость обработки является важным фактором интеллектуальных различий. Айзенк проинформировал о том, что время реакции и электроэнцефалограмма (ЭЭГ) измеряют активность мозга как большие перспективы. Однако собственное исследование ЭЭГа, проведенное Айзенком в начале 1990-х годов, оказалось крайне разочаровывающим, и биологическая основа интеллекта оставалась в стадии разработки. Скорость была важным, но не решающим фактором, и Айзенк предположил, что это побочный продукт более эффективной, безошибочной нейронной передачи.

Отклонение от нормы

Айзенк ставит еще одну проблему: нарастание психических заболеваний в обществе в геометрической прогрессии. И решает ли психотерапия в таком случае свои задачи? После проведенных исследований оказалось, что 2/3 пациентов-невротиков выздоравливают как после курса психотерапии, так и находясь в психиатрических стационарах (проходя медикаментозное лечение). Говорит ли это в пользу психотерапии? Нет. Хотя и недооценивать ее тоже не стоит.

В этой части работы особенно интересна критика психоанализа Айзенком. Нет, он не склонен полностью отказываться от достижений З. Фрейда – все-таки открытие сферы бессознательного, работа с детскими травмами, защитными механизмами, подавленными желаниями – все это имеет рациональное зерно и оказало большое влияние на развитие психологии как науки. «Мне бы не хотелось, чтобы читатель подумал, будто я являюсь ярым противником психоанализа во всех его проявлениях. Как и многие другие психологи, я ценю тот свежий глоток воздуха, который Фрейд вдохнул в затхлую, сухую атмосферу академической психологии XIX века. Гениальность его ума открыла нам двери в новый мир, а его необычная проницательность подарила множество интересных теорий и гипотез, над которыми ещё долго будут размышлять исследователи. Безусловно, многие идеи Фрейда являются важными, но это вовсе не значит, что мы должны соглашаться с ним во всём и воспринимать его теорию как некое откровение свыше» [1, С. 230-231]. Психоанализ как раз и занимался первоначально отклонениями от нормы – Фрейд исследовал, в первую очередь, невротических пациентов.

Однако он считал, что корень пессимистичности личности – в том, что произошло слишком раннее отлучение от груди. Как показывает Айзенк, корреляция есть, но можно предположить, что у депрессивной матери рождаются депрессивные дети, и такие матери рано отлучают детей от груди. Что превалирует: наследственность либо окружающая среда – остается открытым вопросом.

В чем же, по Айзенку, недостатки психоанализа?

  • Ненаучный подход. «Психоанализ пытается, скорее, понять, чем объяснить, а значит, он не является научным и к нему следует подходить с позиций веры, а не с позиций доказательств и научного обоснования» [1, С. 215].
  • Уровень аргументации. «Доказательства – в основном, клинические, а не экспериментальные» [1, С. 218]. И если в клинических случаях какие-то проявления закономерны, носит ли это характер типизации? И справедливо ли для нормальных индивидов, без патологий? При этом аргументация не имеет системного характера, что тоже важный недостаток. Отсутствие контрольной группы влечет за собой субъективность выводов, нередко в угоду терапевту.
  • Сильная эмоциональная связь клиента и терапевта. Это приводит к неизбежным искажениям и привносит много субъективного.
  • Размытость гипотез Фрейда. А потому – их неуязвимость перед критикой. «Психоаналитики слишком обобщают свои заключения» [1, С. 226].
  • Претензия на универсальность. «Психоаналитики применяют свои принципы к социальным явлениям в целом, хотя факт их применимости в данном случае не доказан» [1, С. 226].
  • Искусственность аргументов. «Психоаналитики подстраивают факты под свои аргументы» [1, С. 228].

Вывод Айзенка: «Вместо экспериментально проверенных выводов из чётко сформулированных гипотез мы обнаруживаем всего лишь анекдотичные свидетельства, собранные довольно случайным образом из индивидуальных историй болезни. Этот недостаток достоверных доказательств часто скрывается от читателя превосходными писательскими способностями Фрейда, за что в Германии ему заслуженно была присуждена премия Гёте за достижения в области литературы. Однако в науке убеждение не должно подменять доказательств, и нам следует более тщательно исследовать доказательные попытки Фрейда, прежде чем сделать вывод о достоверности его гипотез» [1].

Личность, курение и болезнь

Другая важная инициатива Айзенка после выхода на пенсию была изучение связи между темпераментом и физическим здоровьем. В начале 1960-х годов сотрудничество с онкологом Дэвидом Киссеном предположило связь между раком и личностью. Вскоре Айзенк привлек больше внимания, заявив, что причинная роль сигарет при раке не была убедительно доказана. Айзенк получил толчок критики со стороны защитников общественного здравоохранения, поскольку сообщение о борьбе с курением стало более заметным и убедительным в конце 1960-х годов.

Айзенк вновь рассмотрел этот вопрос в начале 1980-х годов и представил новые генетические доказательства, связывающие личность, курение и болезни. В серии работ в конце 1980-х и начале 1990-х годов Айзенк и малоизвестный югославский исследователь Рональд Гроссарт-Матичек сообщили о серии продольных исследований, очевидно демонстрирующих поразительную связь между типами личности и раком и ишемической болезнью сердца. Хотя Айзенк не организовал эти исследования, его вклад помог точно настроить презентацию и анализ. Был проведен ряд вмешательств, предполагающих, что психотерапия может иметь удивительно полезные эффекты для больных раком и людей с нездоровым образом жизни. Хотя масштабы и амбиции этих расследований приветствовали, критики жаловались на отсутствие методологического контроля и описательных деталей. Некоторые, такие как Энтони Пелоси и Луи Эпплби, даже предположили, что результаты «слишком хороши, чтобы быть правдой».

Особые работы

Не обошел Ганс Юрген и такую щепетильную тему, как преступное поведение. В 1964 году увидела свет книга «Преступление и личность». В ней нет и намека на знаменитую теорию Ломброзо. По версии Айзенка, личности с высокими показателями экстраверсии, нейротизма и психизма, вследствие издержек социализации, могут стать преступниками. Автором выдвигалась гипотеза о наличии в популяции группы «преступного класса». Стоит отметить, что этот труд вызвал множество критики и споров в научной среде, однако обзавелся и последователями.

Популярные книги

За эти годы Айзенк создал ряд чрезвычайно популярных книг в мягкой обложке и неоднократно появлялся в СМИ. Он был народным психологом в Британии; его бестселлеры «Пеликан» в 1950-х и 1960-х годах помогли представить эту дисциплину многим будущим студентам. Строгий эмпиризм Айзенка сопровождался скептическим отношением, которое развлекало почти всех, кроме тех, на кого он рассчитывал. Гонка Айзенка и книга IQ были продолжением этой популярной роли, сознательной провокацией его либеральных критиков. Все же это поляризовало его репутацию до такой степени, что остановило его карьеру в качестве основного представителя. После этого Айзенк, как правило, обращался к более необычным темам как для серьезных исследований, так и для популярных презентаций, включая гендерные вопросы, секс и брак, парапсихологию и астрологию. Последний набор сочинений о гении, творчестве и безумии.

Увлечения доктора философии

Биография Ганса Юргена Айзенка повествует о его страстном юношеском увлечении астрологией. Естественно, что к этому вопросу он подошел со всей серьезностью ученого-исследователя. Исследование астрологических карт велось все с той же целью: найти закономерность, способствующую развитию таланта. Во время изучения темы Айзенк переписывался со многими знаменитыми астрологами. Им были составлены и отправлены почтой карты для некоторых представителей Рейхстага с предупреждением о крахе всех их планов. Но ответа не последовало.

Наблюдения за фашизмом и левыми радикалами привели ученого к выводу, что эти группы скорее подобны, нежели отличны. Обе обладали авторитарным стилем управления, жесткостью и нетерпимостью к инакомыслию, в отличие от контрольной группы. Возможно, эта гипотеза лишь усилила веру ученого в значение биологической составляющей в природе интеллекта.

Наследие и более широкое влияние

Трехмерному взгляду Айзенка на личность всегда противодействовали более сложные описательные системы в Соединенных Штатах, в частности шестнадцать личностных факторов Рэймонда Кэттелла. Однако Айзенк никогда не шел на компромисс с его точкой зрения, что трех измерений было достаточно, чтобы описать основную, культурно универсальную структуру личности. Физиологические аспекты его работы оттолкнули социальных психологов, в то время как экспериментаторы не оценили его настойчивость в учете индивидуальных различий в их поиске основных механизмов. Лишь немногие исследователи поделились его интегративным подходом. В рамках этой традиции возникло несколько серьезных проблем, особенно со стороны его преемника Джеффри Грея.

Без квалификации Айзенк был самым влиятельным психологом в послевоенной Британии. Все же он получил запоздалое признание в Соединенных Штатах и ​​никогда не был действительно удостоен чести на его родине. Его сторонники вспоминали, что во многих отношениях он был иностранцем — слишком амбициозным, слишком нонконформистским. Ярко выраженный интроверт, Айзенк не интересовался более привычными формами социальных сетей. Он отказался от доминирования или модернизации существующих дисциплинарных органов и вместо этого создал свой собственный. Люди присоединились к нему, а не наоборот.

Айзенк обучил сотни студентов-исследователей. Они были ключом к его огромному результату, кооптированы во всеобъемлющую, программную установку. Многие впоследствии заняли ключевые позиции в университетах в Великобритании и за рубежом. Несмотря на то, что он не хотел, чтобы продвигали идею догматической «Айзенк школы,» его идеи и подходы продолжают развиваться в руках международной сети, сосредоточенных на таких журналах, как личность и индивидуальные различия и Международное общество по изучению индивидуального Различия — все из которых Айзенк был основополагающим в создании.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Как пройти тест

Чтобы пройти тест личности Айзенка, вам нужно ответить на предложенные ниже вопросы, а после – воспользоваться ключом для расшифровки ответов. Стоит отметить, что отвечать на поставленные вопросы нужно однозначно (отрицательно либо утвердительно). Кроме того, не стоит обдумывать свой ответ, сразу указывайте «да» или «нет».

Итак, ключом к тесту будут следующие ответы, совпавшие с указанными значениями:

Для того чтобы провести обработку ответов, нужно оценить их. За ответы, совпавшие с ключом, дается 1 балл. Таким образом, подсчитав результаты, можно произвести анализ данных:

  • По шкале экстраверсии: яркий экстраверт получит больше 19 баллов, личность-экстраверт – больше 15-ти, среднее значение экстраверсии – 12 баллов, у глубокого интроверта будет менее 5 баллов и меньше 9-ти – у простого интроверта.
  • По шкале нейротизма: очень высоким показателем для нейротизма считается 19 и более баллов. Высокий уровень нейротизма у тех, кто набрал больше 14-ти. Среднее значение нейротизма варьируется в пределах 9-13 баллов. И низкий уровень – когда у опрашиваемого получилось меньше 7 баллов.
  • По шкале «лжи»: допустимое для этой шкалы значение – 4 балла. Если у тестируемого получилось набрать более 4 баллов, то это указывает на склонность личности к осознанной лжи ради всеобщего одобрения.

Толкование сновидений

Эта глава буквально повторяет название работы Фрейда. «Согласно теории Фрейда и многих других…сновидения ничего не открывают о будущем» [1, С. 438]. А посвящены исключительно прошлому и настоящему, в символической форме. Здесь тоже не обходится без критического подхода к психоанализу: Фрейд считал, что в сновидении все имеет смысл (но эта мысль существовала в культуре давно, а он лишь ее популяризировал), все связано с удовлетворением желания (и это тоже не оригинально), причем сознательно подавленного (и только эта мысль – действительно открытие Фрейда (см.: [1, С. 439]). Да и метод словесных ассоциаций, как доказывает Айзенк, скорее, открытие Ф. Гальтона. Кроме того, не доказана правомерность символического толкования снов (так, Холл доказывал, что одно и то же действие у разных людей вызывает разные реакции и ассоциации).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]