Потребности по Маслоу: разбор концепции и обзор критики


Сохранить статью:

В статье рассказывается:

  1. Суть концепции потребностей по Маслоу
  2. Принципы Маслоу, характеризующие природу человека
  3. Высшие потребности человека
  4. Практическое применение теории потребностей по Маслоу
  5. Критика концепции потребностей по Маслоу

Потребности по Маслоу – это известнейшая теория мотивации, о которой слышали, наверное, все. Знаменитая пирамида, где нужды идут в иерархическом порядке, стала основой для практического применения в различных сферах и для построения новых теорий. Но актуальна ли она сейчас, или же место данной теории только в учебниках?

Несмотря на то, что ряд положений теории Маслоу подвергается критике, все же подход можно использовать как в бизнесе, так и в целях карьеры или саморазвития. В нашей статье мы расскажем, как на практике применить выводы Маслоу, а также разберем его концепцию в целом, ее сильные и слабые стороны.

Суть концепции потребностей по Маслоу

В чем же заключается теория потребностей Маслоу? В середине прошлого века американский психолог Абрахам Маслоу изложил свою теорию потребностей. Впервые упомянутая в 1943 и более подробно изложенная в 1954, теория психолога является классификацией человеческих потребностей.


Суть концепции потребностей по Маслоу

Маслоу разделил потребности человека на несколько уровней по их важности. Более того, психолог предположил, что человек не «переходит» на следующий уровень, пока не достиг целей текущего. Впрочем, не всегда необходимо полностью удовлетворить все нужды одной ступени, чтобы подняться по пирамиде. Изначально Маслоу выделил 5 уровней потребностей, от самых базовых – в пище, например, — до таких, как самореализация:

  1. Физиологические потребности по Маслоу
    — это нужда в пище, воде, тепле, и других подобных ресурсах.
  2. Потребность в безопасности
    . Избавившись от недостатка пищи, человек нуждается в стабильности и комфорте своего жилья.
  3. Социальные потребности по Маслоу
    – нужда в контакте с окружающими людьми, будь то общение, любовь к другому и желание быть любимым, привязанность. На этом уровне проявляется социальная природа человека.
  4. Престижные потребности
    . Это, фактически, потребность в уважении и признании со стороны других. Человек стремится к достижению определенных целей и нуждается в оценке своих стараний.
  5. Духовные потребности
    : в познании окружающего мира и себя. Самопознание перекликается с самовыражением и самореализацией.

Через несколько лет Маслоу дополнил свою теорию, добавив в иерархическое деление потребностей человека несколько иных. Новая пирамида потребностей Маслоу теперь состояла еще и из познавательных потребностей, предполагающих, что человек стремится к познанию, открытию и исследованию, а также эстетических потребностей, связанных с красотой и искусством.

Социологический и психологический подходы к понятию потребностей

Существует научная традиция изучения потребностей в социологии и психологии, хотя эта тема, как правило, не получила глубокого развития. Как правило, наиболее известными и успешными являются концепции потребностей американского психолога Абрахама Маслоу, польского психолога Обуховского и др.

Мы хотели бы повторить, что единой классификации потребностей не существует. Психологи даже были вынуждены отказаться от их полного списка, поскольку человеческие потребности очень многочисленны и постоянно меняются, возникают и исчезают. Тем не менее, существует несколько классификаций, которые позволяют упорядочить наши знания о человеческих потребностях.

Психологи обычно разделяют на первичные или существенные потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать, и вторичные, несущественные, удовлетворение которых не является обязательным условием физического существования человека.

По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными.

Принципы Маслоу, характеризующие природу человека

В своих теориях Маслоу изложил свое понимание того, как функционируют механизмы поведения человека. Маслоу исследовал мотивацию, и выдвинул мнение, что она свойственна человеку в любом состоянии, она может меняться, но оставаться двигателем деятельности человека.

Бесплатный онлайн-интенсив

Ваш Путь в IT начинается здесь

Подробнее

Так, изучая мотивацию, Маслоу выдвинул основные принципы:

  • Человек не может полностью удовлетворить свои потребности.
  • Неудовлетворенная нужда мотивирует человека к действию, или удовлетворению этой потребности,
  • Из этого следует, что мотиватором являются не сами потребности, а уровень их удовлетворения.
  • Потребности людей можно разделить на несколько уровней в рамках иерархии.
  • Потребности нового уровня беспокоят человека лишь после удовлетворения потребностей текущего.
  • Базовые, или биологические нужды заложены в человеке изначально, что раскрывает их название.
  • Высшие потребности – духовные, эстетические и потребность в самореализации – не одинаковые для всех людей. На них влияет личность человека, то как, она формировалась, и условия, в которых он находится.

Значение в жизни человека

Итак, мы разобрали, что собой представляют потребности человека. Но каково их значение в нашей жизни? Давайте разбираться.

Во-первых, потребности олицетворяют саму личность. Поэтому их разнообразие позволяет сказать, что личность разносторонняя.

Во-вторых, потребности влияют на эффективность человеческой деятельности. В психологии отмечается, что они должны быть удовлетворены в процессе человеческой деятельности. Поэтому, когда концентрация силы потребности находиться в диапазоне «золотой середины» (средняя сила), то деятельность человека наиболее эффективна. Когда же она находиться на слабом или на сильном уровне так называемой силы, то работа становится неэффективной.

Пример. Если у человека есть необходимость в реализации себя в качестве руководителя, начальника или адепта в конкретной сфере. Но при этом, он работает уже многие годы в качестве наемного сотрудника низшего звена, то это чревато следующими последствиями. Во-первых, он не будет удовлетворён своей работой и жизнью. Во-вторых, он будет глубоко несчастен и агрессивен в отношении других и самого себя. В-третьих, у него развивается неприязнь к происходящему, цинизм. В целом такой человек перестает быть здоровым, так как он не может реализоваться.


Потребности человека удовлетворяются в процессе его деятельности

Высшие потребности человека

Из изложенной выше иерархии потребностей Маслоу следует, что высшие потребности коррелирует с такой стороной человека, как его личность и разум. Они связаны с культурой и представляют из себя, как уже было сказано, потребности в познании мира и своей личности, развитии этой личности и самореализации. По данным самого Маслоу, процент людей, действительно удовлетворяющих высшую потребность – в самореализации – составляет всего 1-2 %.

Почему важно разделять ваши потребности и хотелки

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться, чем потребности отличаются от желаний.

ПотребностиЖелания
1. Потребности всегда конструктивны. Ваши потребности всегда говорят о важности, необходимости для вашего нормального функционирования и жизни; 2. Потребности носят глубинный и фундаментальный характер; 3. Также они позволяют найти гармонию с самим собой.1. Они деструктивные. То есть желания могут навредить развитию личности и жизни. например, наркомания – это «хотелка», а не потребность; 2. Желания могут быть навязаны другими людьми; 3. Также желания могут носить поверхностный характер. То есть они не будут удовлетворять вашим истинным потребностям.

Сравнение потребностей и желаний человека
Давайте разберем на конкретном примере. Так, у вас есть квартира, в которой вы живете. При этом, вы хотите купить дачу. Но денег на нее нет. Из-за этого вы раздражаетесь и злитесь на себя. В данном случае покупка дачи – это желание. Наоборот, если жить вам негде, то приобретение жилья – это потребность.

Так почему же важно их различать? Во-первых, так вы сможете правильно распределять свою энергию и деятельность. Во-вторых, это поможет вам лучше познать себя и других людей. В-третьих, позволит верно расставлять приоритеты.

Практическое применение теории потребностей по Маслоу

Где и как применяется теория потребностей Маслоу? На самом деле, психологическая теория применима ко многим вопросам, связанным с потребностями и мотивацией человека, или основывающихся на них. Она реализуется в маркетинге, менеджменте, психологии, в процессе самоанализа, например.

  1. Маркетинг
    В процессе продвижения продукта маркетологу необходимо проанализировать реализуемый продукт, определить его центральную аудиторию и, в свою очередь, изучить уже её. Следующий этап – понять, как представить продукт этому покупателю. На большинстве этапов понимание потребностей человека может сыграть ключевую роль. Как сами потребности, так и механизмы и природа мотивации человека позволяет сформировать представление о нуждах и целях людей, а также о том, как убедить их приобрести продукт.


    Практическое применение теории потребностей по Маслоу

    Примеры можно привести касательно разных уровней потребностей. Базовые потребности – в пище и воде – реализуются в рекламе доступных продуктов или заведения, когда акцент делается на питательности и цене. В маркетинге, связанном с товарами премиум-класса, анализ явно затрагивает потребности в признании, и так далее.

    Более того, теория Маслоу позволяет планировать изменение мышления и, соответственно, целей и потребностей аудитории, которая остается с брендом. Механизм и природа потребностей, а также само распределение в иерархии является отличным инструментом для проведения анализа потребностей аудитории и динамики их изменения в определенный период времени.

    Впрочем, необходимо понимать, что использовать теорию Маслоу как единственный инструмент бессмысленно. Хороший специалист-маркетолог пользуется целым спектром методов и ресурсов, и теория потребностей Маслоу является лишь одним из них, хоть и довольно полезным в определенных условиях.

  2. Менеджмент
    Заинтересованный в высоких показателях продуктивности своих работников управляющий должен понимать, что и как мотивирует работников. Некоторые руководители пользуются лишь экономическими стимулами, в то время как теория американского психолога может стать очень полезным инструментом анализа аудитории. Понимание природы мотивации работника и непосредственно целей и нужд этого работники позволяет заинтересовать сотрудника в работе.

Как понять, что вам нужно, а что вы просто хотите

На самом деле мы уже указали, какими способами можно это различить. Но чтобы вам было проще, вы можете задать себе следующие вопросы:

  1. Смогу ли я прожить без этого? Например, покупка дорогого платья не является необходимостью. Так, вы можете оставить это желание и купить его тогда, когда материальных ресурсов будет больше;
  2. Что мне это даст? Такой вопрос помогает объяснить самому себе истинную природу вашего наваждения;
  3. Ограничу ли я себя этим приобретением? Здесь важно понимать, что ваши желания никак не должны конкурировать с потребностями. Поэтому определяйте, что для вас приоритетнее.


Многие люди не осознают своих потребностей, поэтому часто чувствуют себя несчастными

Что такое социальные потребности?

Социальные потребности – это особый вид потребностей человека. … Они выражают потребности человека в социальной среде, в социальной трудовой деятельности, в социально-экономической активности, в духовной культуре, т. е. во всем, что является продуктом общественной жизни.

Интересные материалы:

Что символизируют три короны над головами орла? Что сказать парню на 8 месяцев отношений? Что случилось Юлия Началова? Что случилось с актрисой Елена Яковлева? Что случилось с Ю Гагариным на самом деле? Что случилось с Юлей Началовой? Что случилось с Мавроди? Что случилось с певцом носковым? Что случилось с Шиповым в Тайнах следствия? Что случилось с сыном Ирины Безруковой и Игоря Ливанова?

Плюсы и минусы пирамиды Маслоу

Пирамида Маслоу имеет ряд плюсов, представляющих ценность не только для психологов, но и для маркетологов:

  • лучшее понимание потребностей и ценностей клиентов;
  • выстраивание правильной стратегии продаж и маркетинговых кампаний;
  • оптимизация маркетинговых процессов, связанных с сегментацией целевой аудитории и формированием уникального торгового предложения;
  • правильная оценка личностного восприятия, характерного для разных групп клиентов;
  • объективное сопоставление жизненных приоритетов.

Некоторые принципы пирамиды Маслоу считаются устаревшими: все потребности, входящие в структуру, невозможно удовлетворить. Однако пирамида Маслоу является основой, на базе которой была разработана теория ERG Альдерфера (три потребности) и другие системы классификации.

Подлинные (разумные) и мнимые (неразумные) потребности

Потребности бывают подлинными и мнимыми. Удовлетворение подлинных (разумных) потребностей приносит радость и удовольствие и самому человеку, и окружающим. Это все те примеры, которые мы рассматривали выше.

Мнимые (неразумные) потребности могут наносить вред кому-либо. Например, если человеку хочется сказать что-то обидное другому человеку – это мнимая, неразумная потребность. Также яркий пример мнимых потребностей – вредные привычки. Когда человек курит или употребляет алкоголь, это разрушает его самого.

Мнимые (неразумные) потребности не нуждаются в том, чтобы их удовлетворяли. Наоборот, их следует избегать и преуменьшать их влияние на свою жизнь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]