Как использовать теорию Маслоу в повседневной жизни

Рубрика: Полезное

802

Рейтинг статьи: 5

Как я уже говорила, это самая низшая потребность, но она очень важна, ведь без нее человек не сможет выжить. То есть, например, если человеку нечего есть, то он в первую очередь будет думать, где достать хлеб, мясо, хоть что-то, чтобы удовлетворить свой голод. Когда же еды достаточно, у человека сразу обнаруживаются другие, более высокие потребности.

Вообще, эта потребность отражает закономерность. Ведь, например, голод — это не какая-то человеческая прихоть. Это физиологическая потребность, которая присуща каждому человеку. Сами представьте, задумывались бы вы о какой-то покупке, например, модных ботинках, если бы вы не ели и ваш желудок просто “сосал” изнутри.

Идем далее.

Безопасность

Потребность в защите, стабильности — это вторая ступень пирамиды. Эта нужда начинает заботить человека после того, как он удовлетворяет свои физиологические потребности. Человек нуждается в защите от опасностей, которые ждут его в окружающем мире, а также ему необходимо знать, что его физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

Эту уверенность легко воплотить с помощью покупки страховых полисов или, например, в гарантиях, которые нам дает государство и работодатель: пенсионное и социальное обеспечение. Людям необходима уверенность, что их работа надёжная и ничего не случится, что он сможет дальше жить и не тужить, так сказать. Здесь такая же логика, как и у физических потребностей: когда случаются какие-то экстремальные ситуации, потребность в безопасности является самой важной, самой необходимой, человек больше ни о чем другом думать не может.

Уважать – значит ценить, признавать важным.

Потребность в признании и самоуважении одна из ключевых потребностей человека.

В отличии от любви и принятия, которые «по определению» даются даром, уважение – это то, что человек создает для себя и других сам, своими действиями, своим отношением.

Давайте разберемся. Что значит «уважать себя»?

Однажды я общалась с женщиной, проживающей свою жизнь удивительным образом: она была в очень свободных отношениях с алкоголем, легкими наркотиками, курила, вела очень распущенный образ жизни в части секса, меняла партнеров любых полов вне каких-либо причин в больших количествах, легко игнорировала свои обещания.

И вот что меня удивило.

Рассказывая о какой-то своей знакомой, которая набрала лишний вес, она искренне и вполне серьезно возмутилась: «надо же настолько не уважать себя, чтобы так себя распустить!»

Действительно, моя знакомая была в очень хорошей физической форме, стройная и тренированная, в аккуратной одежде.

Для нее уважение к себе заключалось в том, чтобы жить в стройном, ухоженном, тренированном теле и одежде.

Для другого человека уважать себя будет означать, например, сдерживать свое слово или быть избирательным в выборе партнеров или зарабатывать много денег или всегда писать грамотно.

Предлагаю тут сосредоточиться на себе и записать: за что вы уважаете себя и/или других людей?

Уважать себя – это считать себя ценным, выражать это в отношении и заботиться о ценности конкретными действиями.

Потребность в уважении можно разделить на два уровня:

  1. это уважение собственно к личности человека, т.е. признание ценности его существования в этой реальности, ценности его жизненного пути, его выбора, его решений.

Общее уважительное отношение к себе и к другому, которое вы проявляете по факту того, что каждый из вас здесь живет, думает, чувствует, является и действует.

  1. это уважение за достижения и реализацию, признание ценности человека через его способность мочь, делать, создавать, преодолевать и так далее

Мы уважаем и ценим хорошего врача, мастера «золотые руки» любой специальности, чуткого и преданного делу учителя, верного друга, мудрого, сильного и заботящегося о своих людях лидера, хорошего хозяина и хозяйку, стойкого воина, спортсмена, преодолевающего ограничения человеческого тела – вы легко дополните список.

Мы уважаем тех, кто состоялся, реализовал себя, сделал достойное дело – то, что для нас ценно.

Уважать себя и других – это значит, считать достаточно ценными личностями «по умолчанию» и подтверждать это конкретными действиями.

Лишить человека уважения, обесценить – фактически значит стереть из социальной и личностной реальности. Т.е. он остается жить как биологическое существо, но мы отказываем ему в том, чтобы считать человеком – тем, кто достоин уважения.

Уважать себя и другого – значит ценить и признавать его право на жизнь и его способность выбирать как именно жить и как действовать, доверять его внутренний силе справиться с тем, что происходит в его жизни.

Что может идти не так?

Изначально родители могут не уважать ребенка, считать его кем-то вроде игрушки, кем-то недостаточно ценным.

Другой перекос – они могут считать его «даром Небес», принцем или принцессой, нежной травинкой, избавлением от одиночества, помощником для себя и дофига кем еще.

Их неуважение проявляется в лишении его права думать, чувствовать, действовать.

Часто неуважение может проявиться как следствие убеждений родителей «девочка менее ценна чем мальчик» или если ребенок недостаточно талантлив по меркам родителей.

Может неуважение к отцу или матери ребенка распространятся и на него самого.

Такой человек растет изначально приученный не уважать ни себя, не других.

И при этом для него потребность в самоуважении является очень болезненной.

Он не умеет действовать и создавать ценное, не умеет ценить и выражать свое отношение – уважение ни к себе ни к другим.

Как быть?

Думать, осознавать, вырабатывать собственную точку зрения и учиться, действовать.

Для начала разобраться: что вы считаете действительно ценным в себе, в других, в мире?

Затем определить для себя, как именно вы выражаете отношение к ценному, как проявляете свое уважение и действовать.

Простой пример. Живет Вася, его никто не уважает, обесценивают, шутят над ним, обижают. Ему плохо, он сердится, ругается, требует уважения. Но люди реагируют на это еще хуже.

Сам Вася при этом сплевывает на пол в подъезде и кидает окурки где придется – ему в голову не приходит уважать труд дворников. Он хамит начальнику и считает коллег тупыми идиотами, опаздывает везде. Он не здоровается и не прощается, спасибо – слово вне его лексикона.

Решение для Васи – начинать проявлять уважение и к себе и к другим с простых вещей: ценить то, что люди делают, ценить то, что и как он делает сам и ценить и себя и людей в целом как тех, кто живет эту, иногда не самую легкую и простую жизнь.

Когда наш Вася обретает чувство собственного достоинства, начинает уважать себя, других и мир вокруг, его потребность в самоуважении и признании насыщается достаточно быстро.

Социальная принадлежность

Человеку нужен человек. После того, как первые две ступени иерархии пройдены: человек сыт, с материальной стороны у него все хорошо, а также он находится в безопасности, он понимает, что одинок и это его тяготит. Он начинает искать родственную душу.

Ему необходима поддержка со стороны других, необходимо знать, что его принимают таким, какой он есть. Ему нужны дружеские отношения, друзья, семья, любовь, которые примут его как своего, чтобы ему было комфортно с ними. Ему необходимо знать, что он принадлежит к определённой группе людей, клану, коллективу, классу.

Если эту потребность не удовлетворить, то человек просто не сможет жить в обществе, у него случится социальная дезадаптация, а возможны и другие более серьезные проблемы.

Как научиться «отдавать»?

  • Признайте факт, что у вас в глубине души есть потребность делать для других что-то важное. И что, когда вы делаете что-то для других, вы удовлетворяете эту потребность, свою собственную потребность. Признайте, что вы не сможете чувствовать удовлетворенность жизнью и отношениями, если вы не разрешите себе «отдавать» другим людям.
  • Подумайте о том, чего конкретно вы боитесь, когда боитесь «отдавать» другим людям. Что может случиться страшного, неприятного, болезненного, если вы перестанете быть холодной и недоступной?
  • Попросите близких, чтобы они отмечали и благодарили вас всякий раз, когда вы делаете что-то для них. Поделитесь с ними, что для вас очень важно получать от них позитивные отклики на это, что это мотивирует вас больше о них заботиться.
  • Отслеживайте эти позитивные реакции и накапливайте внутри себя этот опыт, когда люди выражают благодарность в ответ на ваши приятности. Снова и снова собирайте внутри себя опыт, который доказывает, что людям приятно, что им нравится, когда вы для них что-то делаете.

Следующая ступень: потребность в уважении

Любому человеку нужно понимание, что он не зря живет, что его поступки ценятся. То есть каждый человек нуждается в признании. Ему важно знать, что его работа, его достижения заслуживают только самой высокой оценки.

Индивиду необходимо ощущение, что он лучший, что он компетентен в вопросах, которые решает, что он независимый и свободный. Но также ему важна его репутация и престиж.

Если эту потребность будет удовлетворена, то человек становится уверенным в себе, он понимает, что он нужен кому-то, что полезен. Человек становится сильным духом.

Если же не удовлетворить данную потребность, то человек сразу становится беспомощным, слабым, возможно даже униженным. Депрессия и уныние сопровождают таких людей.

Также Маслоу отмечает, что нормальной и адекватной можно считать только ту самооценку, которая основывается на заслуженном признании, а не на лести окружающих людей или каком-то единичном успехе.

Критика

Критика пирамиды Маслоу сводится к тому, что применить данную модель на практике крайне сложно. Например, если человек не способен закрыть базовые потребности в пище и удобном месте проживания, это не значит, что он не стремится к реализации своих талантов. Также далеко не каждый человек ищет признания в обществе — кому-то достаточно стабильной работы и создания семьи.

В истории есть немало примеров, когда люди достигали успехов в жизни именно потому, что их базовые потребности оставались неудовлетворёнными. Так жизнь в нищете способна заставить человека добиваться признания в обществе в обход потребностей безопасности и принадлежности. А безответная любовь может стать стимулом для создания великолепных произведений искусства. К примеру, увлечение Ван Гога живописью приписывают неудачам в любви.

Теорию критикуют из-за её иерархичности и невозможности полного удовлетворения потребностей. Например, физиологические процессы будут всегда актуальны — человеку постоянно нужно пить, есть, спать. Для некоторых людей важной может быть лишь часть потребностей.

В пользу критики часто приводят тот факт, что со временем Маслоу полностью пересмотрел собственную теорию. В более поздних работах он изменил мотивационную концепцию и отказался от многоуровневой системы.

В новой версии Маслоу разделил человеческие потребности на два типа:

  1. «Дефицитарные» (низшие). Это потребности обусловленные дефицитом чего-либо и, соответственно, насыщаемые.
  2. «Бытийные» (высшие). Этот тип потребностей продиктован ростом и развитием и, следовательно, является ненасыщаемым.

Как и предыдущая теория об иерархии потребностей, новое видение было изложено психологом в формате предположения. Автор надеялся найти подтверждение в будущем, но не успел.

Пирамиду потребностей не следует принимать за незыблемую истину. Это не строгая классификация человеческих потребностей, а попытка определить более и менее значимые из них. Базовые потребности будут доминировать у большинства людей. Но у разных людей может различаться система мотивации и для кого-то более важными окажутся потребности высшего уровня. Кстати, по мнению Маслоу, только 2% людей достигают уровня самоактуализации.

Получается, что пирамида Маслоу все же имеет смысл, но не нужно её трактовать буквально. К примеру, в маркетинге пирамиду потребностей активно используют при разработке стратегии продаж. Общий принцип теории трактуют так: важно следить за тенденциями потребностей и направлять усилия на удовлетворение более актуальных.

Потребность в познании и понимании

Человек от природы любопытен. Без развития он начинает загибаться, жизнь перестает приносить радость. Ему всегда необходимо узнавать что-то новое, постоянно развиваться, быть в курсе новостей. Иначе просто все теряет смысл, жизнь становится похожей на день сурка. Да, что тут говорить, человек может даже впасть в депрессию от нехватки знаний, когда жизнь течет без изменений. Но из этого состояния можно вывести — нужно удовлетворить эту потребность в познании.

Вообще эта потребность проявляется уже в младенчестве. У детей она даже больше проявляется, чем у взрослых. Причем развивается эта необходимость сама по себе, независимо от каких-то внешних факторов.

Эстетическая потребность

На предпоследнем уровне пирамиды Маслоу находится эстетическая потребность.

Она выражается в эстетике оформления пространства вокруг человека, то есть необходимость удовлетворения чувства прекрасного. Она включает в себя: изобразительное искусство, музыку, путешествие, театры, музеи и тд.

Иногда даже эта ступень может затмить все остальные.

Люди, которые лишены этих эстетических удовольствий и которые погружены в мир уродливых вещей, а также невоспитанных грубых людей — просто напросто начинают болеть. И единственным лекарством может стать только погружение в мир красоты и эстетики.

Самореализация и авторство

Даже, если человек удовлетворил все уровни пирамиды, про которые мы говорили ранее, есть вероятность, что он вновь почувствует себя неудовлетворенным. Будет чувство, что вроде бы все есть, но не хватает чего-то главного, САМОГО главного. У него возникает потребность найти свое дело, начать этим заниматься. Например, музыкант не может жить без музыки, художник без написания картин, инженер без проектирования, копирайтер без написания текстов и тд. Человеку становиться необходимо проявлять себя, свой талант. То есть самоактуализация — это воплощение идей, возможностей.

По мнению Маслоу самоактуализация должна воплощаться в создании чего-то полезного для общества, для улучшения жизни людей.

Эта потребность является врожденной, но проявляется только после того, как все другие ступени позади, пройдены. Но, есть люди, которые ощущают эту потребность еще на низших уровнях. Это гении, таланты. По этому поводу Маслоу говорил, что такие люди творят потому, что не могут удовлетворить свои базовые потребности.

Как применить пирамиду на себе?

Умелое использование пирамиды, например, в менеджменте или коллективе, поможет вам решить проблемы или вовсе не допустить их. Используя некоторые приемы подчеркивания достоинств человека, его талантов и важности в коллективе, вы сможете правильно мотивировать персонал на достижение успеха.

С теми же детьми можно намного эффективнее взаимодействовать, если учитывать их потребности и желания.

Для того чтобы подняться вверх по пирамиде, можно перечитать много книг и статей о мотивации, но лучше один раз пройти онлайн-курс или тренинг. Поверить в себя и достигнуть того, чего именно вы желаете в этой жизни, поможет обучение у человека, который прошел этот путь. Ни в коем случае нельзя слушать дилетантов, которые кричат на каждом углу: “Заплати мне – и разбогатеешь!”

Для меня такой человек – Павел Воля.

Его онлайн-курс “Улучшайзер экспресс” научит 3 главным вещам: инициативе, действию и эффективности.

Обучение состоит из 23 фишек. Именно они помогли Воле превратиться из простого нищего Пензенского парня в самого высокооплачиваемого ведущего канала ТНТ и моего любимого стендап-комика. По данным журнала Forbes, Павел ежегодно зарабатывает 2,5 мл $.

Курс подходит и мужчинам, и женщинам начиная с 16 лет.

Как будет проходить обучение:

  1. Вы получаете теорию и практическое задание.
  2. Выполняете.
  3. Если сделали верно, переходите к следующему.

Если не халтурить и с ответственностью выполнять все уроки, то вас ждут приятные изменения: и на работе, и в личной жизни, и с родственниками, и с друзьями. Это приведет к большим деньгам, связям и успеху.

Стоимость – 15 000 руб. с доступом навсегда, но также есть возможность пройти курс за 3 000 руб.

Если в течение 2 недель вы решите, что курс вам не подошел, вам вернут деньги.

После записи на обучение с вами свяжется девушка из команды Павла и ответит на все ваши вопросы, касательно тренинга. Вы обговорите с ней условия оплаты.

Также в этой статье вы найдете обзоры всех курсов проекта “Сила Воли” от Павла и Ляйсан Утяшевой.

Плюсы и минусы теории Маслоу

Начнем с плюсов.

Первое, что хочу отметить, для своего времени данная теория была одной из самых ошеломительных, она перевернула мировоззрение многих.

Итак, преимущества:

  • Она довольно широко используется в маркетинге и в менеджменте.

Ведь теория хорошо показывает, какие потребности людей и в какое время необходимо удовлетворить организациям. Например, во времена кризиса акцент смещается на потребности низших ступеней.

  • На ее основе разработано довольно много теорий по мотивации, которые до сих пор применяют.
  • Упорядочила потребности. Людям стало понятно, как индивид переходит от удовлетворения одной потребности к другой.
  • Данная теория может помочь разобраться в своих мыслях, ценностях, выбрать свое направление деятельности, а также понять, на каком жизненном этапе находишься.
  • Благодаря ей можно составить долгосрочные планы и прогнозы. Организации могут спрогнозировать, какие потребности будут необходимы для людей через 2-3 года. Тем самым они могут занять эту нишу и получить хорошую прибыль.

Да и вообще, пирамида Маслоу затронула все отрасли жизнедеятельности, бизнеса и тд. Все люди в той или иной степени сталкивались с данной теорией на практике. Для руководителей компаний есть большое поле для размышлений, ведь можно точно узнать, что нужно сотруднику на определенном этапе, и чтобы работа была выполнена хорошо — можно человека замотивировать.

Теперь о минусах.

Недостатки присутствуют в каждой теории, тут нечему удивляться. Критиков много было и есть у этой теории. Итак, к основным недостаткам данной теории можно отнести следующие:

  • При исследовании данной теории Абрахам Маслоу брал лишь успешных, активных, здоровых людей за образец. Но люди не одинаковые, поведение отличается, поэтому какой-то одинаковой структуры поведения не может быть.
  • Непонятно, когда, какая потребность удовлетворяется. Какой необходимо брать показатель удовлетворенности. Ведь один человек может быть удовлетворен, что у него есть хлеб и вода, а другому этого мало.
  • Невозможно также объяснить мотивы неординарных поступков человека. Ведь часто бывают случаи, когда человек что-то делает, но это противоречит его интересам и даже ставит под угрозу его безопасность. Например, когда пожарные спасают людей в горящем доме, они совсем забывают про свою безопасность.

Или, например, поведение творческих личностей также невозможно объяснить, ведь они могут не удовлетворять свои базовые потребности, например, как сон или еда, а удовлетворять эстетические потребности или вообще самую последнюю ступень — потребность в самоактуализации. Художники творят без остановки и не отвлекаются даже на еду, когда поймали вдохновение.

Также этот иерархический принцип является несовершенным, так как очень большое количество людей стремятся удовлетворить сразу несколько своих нужд, они не ждут пока удовлетворятся низшие ступени, им нужно все и сразу.

Пирамида потребностей Маслоу: что это такое?

Пирамида потребностей Маслоу – это иерархическая модель человеческих потребностей, которая отражает суть мотивационной теории иерархических потребностей и является несколько упрощенным изложением описанных в труде «Теория человеческой мотивации» (1943 год) идей Абрахама Маслоу.

Более подробно свои идеи Маслоу описал в книге «Мотивация и личность», которая была написана в 1954 году. Первые упоминания о пирамиде Маслоу можно отыскать в немецкоязычных источниках 70-х годов прошлого столетия.

Пирамида Маслоу, изображение которой отсутствует в основополагающей статье автора, представляет собой схематическое изображение или диаграмму всех потребностей любого человека в иерархическом порядке. Потребности размещены следующим образом: самые насущные, базовые и простые находятся в нижней части пирамиды, а самые возвышенные и благородные – в верхней части пирамиды.

Почему ни в одном из публикаций Маслоу нет никаких схематических изображений? Дело в том, что Абрахам всегда относился к человеческим потребностям как к порядку динамичного, а не статичного характера. Автор утверждал, что порядок этот может меняться в зависимости от тех или иных индивидуальных особенностей каждой отдельно взятой личности. В одних и тех же исходных условиях один человек может чувствовать, что его потребность полностью удовлетворена, другой – что его потребность удовлетворена на 50%, а третий – что его потребность удовлетворена всего лишь на 25%.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]