Созидание, разрушение и поддержание – три силы времени.


Что такое созидание?

Созидание — это высшая из известных человеку форм творческого изменения реальности. Созидательная деятельность всегда направлена на то, чтобы улучшить мир, сделать его более гармоничным. Она сопровождает действия, приносящие людям благость: материальную, практическую, душевную, духовную, полезную для расширения сознания или наработки хороших качеств. В широком смысле созидание – это не столько преобразование, сколько постижение сущего; волевая, сознательная и духовная деятельность человека.

Созидание в литературной речи имеет пафосный или величественный оттенок. Чаще применяется к нематериальным объектам: душе, моральным ценностям, духовному воспитанию. В словарях слово «созидать» описывается как устаревшая форма от «создавать». Но различия в этих понятиях есть. Созидание не просто создает – оно вдохновляет. Оно носит положительный оттенок чего-то конструктивного, полезного, гармоничного и приводит возникновению чего-то более ценного. А создавать можно и проблемы или неприятности.

Созидательность как качество личности – умение направлять умственную и творческую энергию на создание чего-то красивого, величественного, полезного. В повседневной речи словосочетание «созидательный человек» чаще заменяют на «творческий человек», а творчество и созидательность употребляют как синонимы. Хотя и в этих понятиях есть отличия. Творчество – это сила чувства и вдохновения, нечто стихийно-хаотическое; созидание – это сила разума, сознательно направленная на движение к цели.

Созидание невозможно постичь без его дуальной пары – разрушения. Чтобы создать что-то новое, нужно предварительно что-то разрушить: весна разрушает снежный покров, торнадо разрушает прежний ландшафт, давая возможность создать что-то новое. Разрушать всегда легче, ведь разрушение не требует душевных затрат. Поэтому каждый человек делает свой выбор: саморазрушение (преумножение зла) или самосозидание (преумножение добра).

Пройти тест на полушария мозга

Содержание

  • 1 Виды творчества
  • 2 Творчество как способность
  • 3 Творчество как процесс (творческое мышление) 3.1 Стадии творческого мышления 3.1.1 Из истории вопроса
  • 3.1.2 А. Пуанкаре 3.1.2.1 Стадии
  • 3.1.3 Кэри Муллис
      3.1.3.1 Теория
  • 3.1.4 Г. Уоллес
  • 3.2 Стадии изобретательского процесса
  • 3.3 Факторы, мешающие творческому мышлению
  • 3.4 См. также
  • 4 Творчество и личность
      4.1 Характер связи творчества и личности
  • 4.2 Мотивация творчества
  • 4.3 Психическое здоровье, свобода и творчество
  • 4.4 Нейробиологические основы творчества
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки
  • Способность созидать как признак зрелой личности.

    Созидательность — это одна из характеристик психологически зрелой личности. Зрелость приходит тогда, когда человек не просто взрослеет, но набирается мудрости. В рамках теории психоанализа психологическая зрелость личности рассматривалась как конечная цель психотерапии.

    Термин «зрелая личность» в психологическую науку ввел австрийский психолог Альфред Адлер. В своих работах ученый предложил понятие творческого «Я» как первопричины человеческого в человеке, того, что делает его созидателем своей жизни, придает смысл существованию. Позже вопросы зрелости рассматривались русским профессором психологии Н. Рыбниковым, швейцарским философом К. Юнгом, американским психоаналитиком Э. Эриксоном.

    Сама по себе зрелость – не конечная точка, а состояние, которое подобно паззлу складывается из качеств:

    Хотите принимать лучшие решения, найти идеальную карьеру, реализовать потенциал по максимуму и получить инструкцию индивидуального развития

    ? Все это можно сделать при помощи системы
    Дизайн Человека
    . Постройте свою карту и получите базовые разшифровки бесплатно.

    1. Самоанализ. Способность «знать самого себя» – посмотреть на свою жизнь глазами стороннего наблюдателя, адекватно оценить свои сильные и слабые стороны.
    2. Выстраивание границ. Понимание того, что допустимо или неприемлемо в семейных, рабочих, рабочих, детско-родительских отношениях.
    3. Самоирония. Умение посмеяться над собой в абсурдных ситуациях жизни, но при этом продолжать ценить самого себя.
    4. Благодарность. Умение быть благодарным за то, что произошло и чего смогли избежать. Причем не просто быть, но уметь выражать благодарность людям и обстоятельствам.
    5. Самоконтроль. Способность оградиться от страха, вины, вредных привычек – всего того, что побуждает жить сиюминутными эмоциями и желаниями.
    6. Дружелюбие. Способность к теплым, сердечным социальным отношениям. Умение демонстрировать искреннюю привязанность без ревности или корысти.
    7. Независимость. Способность создать о самом себе положительное представление, независимое от оценок окружающих.
    8. Реалистичность. Стремление достигать лично значимых и реалистичных целей, не подстраивая факты под свои фантазии или иллюзии.
    9. Целеустремленность. Разграничение долгосрочных и краткосрочных целей. Понимание того, сколько времени и сил нужно для достижения цели.
    10. Нравственность. Умение совершать и рассматривать поступки, согласовывая их со своими моральными принципами.
    11. Умение выстраивать отношения. Способность понимать чувства другого, сопереживать, поддерживать, проявлять искренний интерес к своему партнеру.
    12. Гибкость. Способность целесообразно перестраивать свое поведение, ориентироваться в общении с людьми, маневрировать в изменяющихся условиях реальности.

    Списки качеств зрелой личности составляли основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его современник, разработчик теории черт личности Гордон Олпорт. Основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу полагал, что на звание зрелой личности могут претендовать не более 1% людей. Одной из показательных характеристик он считал креативность – способность к творчеству, которая проявляется в любом деле, даже в быту.

    Пройти тест на тип личности

    Примечания[ | ]

    1. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов /А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.: Под ред. А. В. Петровского. −3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с., стр. 348.
    2. Тепикин В.В.
      Творческий фактор интеллигенции и интеллектуалов // Кристаллизация интеллигенции. — Иваново, Изд-во Ивановского университета, 2011. — С. 107-127.
    3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 1946. С. 575.
    4. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 146—147.
    5. Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Приложение III.
    6. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 19.
    7. Dr. Kary Banks Mullis, n. d.: https://www.karymullis.com/biography.shtml
    8. K. Mullis, «Polymerase Chain Reaction, Dr. Kary Banks Mullis, https://www.karymullis.com/pcr.shtml
    9. 12
      Пиллэй, Шрини. Варгань, кропай, марай и пробуй. Открой силу расслабленного мозга / Шрини Пиллэй ; пер. с англ. Е. Петровой ; [науч. ред. К. Бетц]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2021. ISBN 978-5-00100-996-2
    10. K. Mullis, «Dancing Naked in the Mindfield» (New York: Vintage Books, 1998). P. 3–4.
    11. Пуанкаре А. Математическое творчество // Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. Прил. III. С. 142—143; см. также: Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. C. 31—33 (Гл. III).
    12. Художественное творчество как особый вид экономии мысли // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 1. Харьков, 1907; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 145.
    13. Грин, 2021, Инстинкт и творческое начало.
    14. Wallas G. The Art of Thought. N. Y., 1926; См. также: Солсо Р. Когнитивная психология. 1996.
    15. Энгельмейер П. К. Теория творчества. СПб., 1910; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 146.
    16. Якобсон П. М. Процесс творческой работы изобретателя. М.-Л., 1934; см. также: Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 147.
    17. Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б.
      О психологии изобретательского творчества
      (неопр.)
      .
      «Вопросы психологии» (№ 6, 1956. — с. 37-49)
      . Сайт Официального Фонда Г. С. Альтшуллера (1956).
    18. Lindzey G, Hall C. & Thompson R. F., Psychology, New York, «Worth Publishers», 1975
    19. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., Изд-во Моск. ун-та, 1981. 400 с. С. 150—151
    20. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 165.
    21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2005. С. 551.
    22. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001.
    23. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
    24. Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. — Мн.: Экономпресс, 2000. С. 20.
    25. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С. 166.
    26. Юнг К. Г. Психологические типы /Пер. с нем. Софии Лорне/Под ред. Зеленского В. В. -С-Пб: Ювента, М.: Издательская , 1995. −718 с.
    27. Нойманн Э. Искусство и время. В кн.: Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. -М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. −304 с. Стр.153-193.
    28. Нойманн Э. Творческий человек и трансформация. В кн.: Юнг К. Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. Пер. с англ. -М.: REFL-book, К.: Ваклер, 1996. −304 с. Стр.206-249.
    29. Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. С. 99.
    30. Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. С. 43.
    31. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. С. 40.
    32. Vatansever D., Manktelow A. E., Sahakian B. J., Menon D. K., Stamatakis E. A.
      Cognitive Flexibility: A Default Network and Basal Ganglia Connectivity Perspective. (англ.) // Brain Connectivity. — 2021. — April (vol. 6, no. 3). — P. 201—207. — doi:10.1089/brain.2015.0388. — PMID 26652748. []
    33. Sali A. W., Courtney S. M., Yantis S.
      Spontaneous Fluctuations in the Flexible Control of Covert Attention. (англ.) // The Journal Of Neuroscience : The Official Journal Of The Society For Neuroscience. — 2021. — 13 January (vol. 36, no. 2). — P. 445—454. — doi:10.1523/JNEUROSCI.2323-15.2016. — PMID 26758836. []
    34. Beaty R. E., Benedek M., Wilkins R. W., Jauk E., Fink A., Silvia P. J., Hodges D. A., Koschutnig K., Neubauer A. C.
      Creativity and the default network: A functional connectivity analysis of the creative brain at rest. (англ.) // Neuropsychologia. — 2014. — November (vol. 64). — P. 92—98. — doi:10.1016/j.neuropsychologia.2014.09.019. — PMID 25245940. []
    35. Andreasen N. C.
      A journey into chaos: creativity and the unconscious. (англ.) // Mens Sana Monographs. — 2011. — January (vol. 9, no. 1). — P. 42—53. — doi:10.4103/0973-1229.77424. — PMID 21694961. []
    36. Yang J., Weng X., Zang Y., Xu M., Xu X.
      Sustained activity within the default mode network during an implicit memory task. (англ.) // Cortex; A Journal Devoted To The Study Of The Nervous System And Behavior. — 2010. — March (vol. 46, no. 3). — P. 354—366. — doi:10.1016/j.cortex.2009.05.002. — PMID 19552900. []
    37. Ino T., Nakai R., Azuma T., Kimura T., Fukuyama H.
      Brain activation during autobiographical memory retrieval with special reference to default mode network. (англ.) // The Open Neuroimaging Journal. — 2011. — Vol. 5. — P. 14—23. — doi:10.2174/1874440001105010014. — PMID 21643504. []
    Во вводной части статьи не хватает сносок

    .

    Имеющегося в статье списка источников недостаточно для проверки отдельных утверждений. Сведения без сносок могут быть удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания источники. (4 сентября 2020)

    Арт-терапия или как начать созидать?

    Автор бестселлера «Ешь, молись, люби» Элизабет Гилберт сравнивает творчество с доступной каждому магической силой способной сделать жизнь более насыщенной, необычной, интересной. Психологи советуют практиковать терапию творчеством всем, кто хочет привнести в жизнь гармонию, повысить способность к самовыражению, раскрыть творческий потенциал.

    С момента зарождения арт-терапии у нее появилось несколько различных направлений. Проходить психотерапию и просто получать удовольствие можно через фотографию, музыку, составление коллажей, раскрашивание мандалы, работу с тканями, тестом или глиной. Одним из самых популярных направлений считается изотерапия – лечение изобразительным искусством. Она помогает добраться до глубинных переживаний, избавиться от стресса и просто отвлечься от повседневных забот с помощью несложных техник.

    Техника 1. Рисование в темноте.

    Большая часть внутреннего напряжения прибывает от критики со стороны. Ослабить силу внутреннего критика поможет рисование в полной темноте. Попробуйте сначала создать рисунок одноцветным карандашом, позже можно перейти к сложным изображениям. Сосредоточьтесь на создании абстрактных линий, узоров, фигур. При включенном свете рисунок, скорее всего, вас сильно удивит.

    Техника 2. Раскрасьте свое физическое состояние.

    Нарисуйте на листе бумаги очертания своего тела. Закройте глаза, представьте свое тело и свои ощущения. Раскрасьте изображение внутри контура акварельными красками так, как вы это чувствуете. Подумайте, что для вас значат эти оттенки и почему они появились именно на этих участках. Эту технику можно практиковать в больших масштабах: взять рулон обоев, обрисовать на нем контуры своего тела в натуральную величину и разрисовать.

    Техника 3. Мандала желаний.

    Круглая мандала – символ вечности. Поместив внутрь свое желание, мы создаем условия для его исполнения. Для начала нужно нарисовать на бумаге круг-основу – обвести тарелку или использовать циркуль. Визуализируйте желание. Начинайте раскрашивать. Это может быть конкретный или фантазийный узор. В процессе рисования нужно отмечать свои инсайты и просто получать удовольствие.

    Выводы:

    • Созидание – это одновременно создание, творение, построение чего-то гармонично-вдохновляющего.
    • Разрушение – это созидание со знаком «минус».
    • Созидательность – положительное качество зрелой личности, необходимое для творческой самореализации.

    Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

    Литература[ | ]

    • Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
    • Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б., 1956О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии, № 6, 1956. — С. 37-49
    • Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
    • Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001.
    • Беляев И. А.
      Творчество как форма становления индивидуальной целостности человека // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2010. — № 10 (116), октябрь. — С. 57-61.
    • Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. — Мн.: Экономпресс, 2000.
    • Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. — М.: Искусство, 1994.
    • Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. — М.: ИП РАН,1997; «Классика-ХХ1»-2006,2007,2008.
    • Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002.
    • Творчество / Гайденко П. П., Леонтьев Д. А. (Психология) // Социальное партнёрство — Телевидение [Электронный ресурс]. — 2021. — С. 735—736. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2.
    • Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
    • Император ВАВА Названия картин и демиургическая триада
    • Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. — Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
    • Петрова В. Н.
      Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 9 — Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
    • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, — СПб.: Питер, 2005.
    • Сабанеев Л. Л. Психология музыкально-творческого процесса // Искусство, 1923. — № 1. — С.195-212.
    • Современные исследования интеллекта и творчества /Под ред. А. Л. Журавлева, Д. В. Ушакова, М. А. Холодной. — М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2015. — 303 с.
    • Юнг К. Г. Психологические типы.
    • Яковлев В.
      Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. — 2003. — № 6. — С. 142—154.
    • Брайан Грин.
      До конца времен. Сознание, материя и поиски смысла в меняющейся Вселенной = Brian Greene. Until the End of Time: Mind, Matter, and Our Search for Meaning in an Evolving Universe.. — М.: Альпина нон-фикшн, 2021. — 548 с. — ISBN 978-5-00139-343-6..
    • Психология и поэтическое творчество (недоступная ссылка) Карл Густав Юнг
    • Психология детского творчества (часть 1) Элла Прокофьева
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]