2.1. Когнитивно-позновательная сфера личности
№ | Предмет исследования | Инструментарий | Я – настоящее | Я идеал | ||
1 | Память | «Хорошая ли у вас память?» | Объект исследования смог запомнить и записать 16 цифр из 20 после однократного прочтения. Механическая слуховая память немного хуже -13 цифр. | Улучшение и развитие состояния слуховой памяти | ||
2 | Внимание | Тест «Мюнстерберга» | В результате данного теста было выявлено, что объект исследования за 2 минуты смог подчеркнуть 22 слова. Что свидетельствует о высокой степени избирательности внимания и помехоустойчивости. | Все устраивает | ||
3 | Тип мышления | «Тип мышления» | Данный тест выявил, что у объекта исследования преобладают Абстрактно-символическое и Словесно-логическое, а так же Предметно-действенный | Развитие креативности | ||
4 | Интеллект | «Гениальность» | Объект исследования правильно решил 18 задач | Нужно развивать и дальше способности и стремиться к идеалу. | ||
5 | Восприятие | «Тип восприятия» | Кинестетик | Все устраивает | ||
6 | Воображение | Тест на способность к воображению | Случаются отдельные вспышки интуиции. | Все устраивает | ||
7 | Ощущения | «Ваши потребности в ощущениях» | Высокая степень потребностей в ощущениях | Все устраивает |
Тест «Хорошая ли у вас память?» выявил, что у объекта исследования преобладает зрительная память над слуховой. Для общего развития личности необходимо развитие и слуховой памяти.
Тест на внимание «Мюнстерберга» показал, что результаты у объекта исследования хорошие показатели, отвечающие за внимание, поэтому на данный момент работа над улучшением внимания не обязательна.
При определении типа мышления на основании теста «Тип мышления» оказалось, что у объекта исследования развито на среднем уровне три типа мышления: предметно-действительное, словесно-логическое, наглядно-образное мышление. 1. Предметно-действенное мышление свойственно людям дела. Они лучше усваивают информацию через движения. 2. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным (словесным) интеллектом. Это умение необходимо руководителям, политикам, общественным деятелям. 3. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет – художники, поэты, писатели, режиссеры. Но четвертый тип мышления — Креативность (способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи) развит в меньшей степени, в связи с чем необходимо развитие данного качества.
Тест «Гениальность» выявил, что у объекта исследования хорошо развитый интеллект, но останавливаться на достигнутом не следует.
По результатам теста «Тип восприятия» объект исследования обладает типом восприятие — кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: «не могу этого понять», «атмосфера в квартире невыносимая», «ее слова глубоко меня тронули», «подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь». Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания.
Тест на способность к воображению дал результат: У объекта исследования случаются вспышки интуиции. Но фантазия находиться в зависимости от настроения.
У объекта исследования высокий уровень потребностей в ощущениях по результатам теста «Ваши потребности в ощущениях». Ему присущи предусмотрительность и осторожность в ущерб получению новых впечатлений и информации от жизни. Он предпочитаете динамичность и быстрый темп жизни.
Эволюции понятия, что такое психология
Прежде всего, нужно знать, что ответ на вопрос «Что такое психология?» менялся с развитием этой науки:
- Аристотель называл ее «наукой о душе». Все, что было вне понимания, объяснялось наличием у человека души.
- В XVII веке предметом изучения стало сознание. Тогда начал практиковаться метод, при котором человек наблюдая за собой, описывал свое поведение и ощущения при этом.
- Дж. Уотсон в ХХ веке ввел понятие бихевиористской психологии, согласно которой поведение человека рассматривалось, как реакция на внешние раздражители.
- Предметом изучения современной психологии являются внутренние психические процессы человека, его сознательное и бессознательное. Причем такой подход привел к разделению науки на два больших направления.
2.2. Эмоционально-волевая сфера личности
8 | Темперамент | Тест Г. Айзенка | Холерик (15;16) | Следует развивать терпение |
«Художник или мыслитель» | Мыслитель | Все устраивает | ||
Тест «Какое полушарие у вас главное?» | Доминирует левое полушарие головного мозга | Все устраивает | ||
9 | Эмоции | «Насколько вы эмоциональны?» | Очень эмоциональны | Все устраивает |
Тест на выявление преобладающих отрицательных эмоций личности | Раздражительность, вербально-словесная агрессия | Не устраивает | ||
10 | Характер | Психогеометрический тест | Круг – мифологический символ гармонии | Все устраивает |
11 | Акцентуация характера | Опросник Леонгарда – Шмишека | Все показатели, кроме Дистимности выражены( больше 12) Демонстративность и Экзальтированность выявлены как ведущие | Все устраивает |
Тест Айзенка выявил, что объекту исследования соответствует темперамент холерика. Данному типу присущи: увлеченная борьба за новые дела, но сил хватает ненадолго, свойственны спады и подъемы настроения. В общении часто заметны: крикливость, вспыльчивость, нетерпеливость.
По результат теста «Художник или мыслитель» у объекта исследования был выявлен аналитический склад ума, основные черты объекта по данным теста — мягкость, осторожность. Характерные черты характера — бесконфликтность, терпимость и расчетливость, в отношениях предпочтение дистанции.
Тест на определение эмоциональности показал, что объект исследования очень эмоционален. Он легковозбудим и очень эмоционален. Ему необходимы ободряющее участие и доверие других. Благодаря эмоциональности объект исследования вполне может стать столь же проницательным, сколь и чувствительным человеком.
При определении характера, объект исследования выбрал круг. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круги, в силу их направленности, скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Круги не отличаются решительностью, слабы в «политических играх» и часто не могут подать себя и свою «команду» должным образом.
Тест на определение акцентуации характера «Опросник Леонгарда – Шмишека» выявил эмотивный тип. Характерными особенностями данного типа являются: чувствительность, гуманность, отзывчивость. Характерны мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.
Как формировалась концепция развития 7 сфер
В определенный момент мне попадается очень эффективное упражнение для развития, которое называется «Колесо жизненного баланса». Данное упражнение позволяет сделать нашу жизнь более гармоничной, счастливой, успешной и богатой. Для этого необходимо всего лишь привести ее в баланс. В этом колесе отображены основные сферы жизни, которые человек должен поддерживать постоянно в равновесии.
Суть упражнения проста. Берется ручка и лист бумаги. Рисуется окружность и разбивается на сектора, которые и представляют наши сферы жизни. Затем проводится их анализ по 10-ти бальной шкале. Колесо жизненного баланса помогает увидеть, какие сферы жизни у нас перегружены, а какие наоборот забыты. Увидев это, можно перераспределить свое время, энергию и силы между сферами для приведения своей жизни в состояние баланса.
Здесь очень важно сказать, что единой подходящей для всех версии этого упражнения нет, т.е. количество сфер для каждого человека может быть разным. На картинке мы видим 8 сфер. Я применяю, например, 7. Ты можешь создавать «Колесо жизни» из 3, 5 и даже 10 сфер. Самое главное, чтобы они полностью поддерживали твой баланс между внутренним и внешним миром.
2.3. Потребностно-мотивационная сфера личности
12 | Направленность | Опросник В. Смекала – М. Кучера | Личностная направленность – на себя | Все устраивает |
Мотивация успеха и мотивация боязни неудач | Мотивация успеха | Все устраивает | ||
Тест «Занятость» | Деловитость(14 баллов) | Все устраивает | ||
«Как Вы справляетесь с делами» | Уязвимые места: знание себя; постоянство поведения. Не трудно справляться со своей работой. | Анализ результатов полученных посредством данного проекта | ||
Как вы относитесь к самому себе? | Объект исследования относится к своему «Я» отстраненно, с недоверием | Все устраивает | ||
Тест: Какое счастье ваше? | Счастье в достижении «Остановиться и наслаждаться» | Все устраивает |
Диагностика направленности личности на основании теста «Опросник В. Смекала – М. Кучера» у объекта исследования показала – направленность на себя выражена с большей силой. Личностная направленность – преобладают мотивы собственного благополучия, стремление к личному первенству, престижу. Человек занят собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе он видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания.
Результаты теста «Мотивация успеха и мотивация боязни неудач» выявил мотивацию успеха, что характеризуется, в первую очередь, активностью и инициативностью. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Они склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.
Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных.
Тест «Занятость» определил деловитость объекта исследования, что является серединой между типом бездельника и работоголиком.
При прохождении теста «Как Вы справляетесь с делами» у объекта исследования уязвимыми местами являются знание себя и постоянство поведения, что означает, что в поведении объекта исследования не замечается твердой линии поведения в различных ситуациях.
Войти на сайт
Источник
Как человек, занимающийся саморазвитием, вы наверняка задумывались о совершенствовании каких-либо навыков. Но их так много, что порой не знаешь, за что взяться.
Что важнее: сила воли или целеустремленность? Этот и подобные вопросы могут поставить в тупик.
Однако если вы знаете о концепции сферы личности, разобраться становится намного проще. Например, зная, что сила воли и целеустремленность относятся к одной группе способностей, вы можете сделать определенные выводы.
Сферы личности – это совокупность особенностей человека, которые характеризуют его поступки, мотивации, пути достижения целей, восприятие информации, потребности и т.д.
Подобная категоризация нужна не только тем, кто занимается саморазвитием, но и, к примеру, компаниям, которые ищут работников.
Выделяют следующие сферы личности человека:
- мотивационная;
- волевая;
- органическая и социальная;
- познавательная.
В этой статье мы рассмотрим эти сферы личности человека и попытаемся понять, как они формируются и от чего зависят.
Мотивационная сфера личности
Каждый человек имеет свои определенные потребности, которые побуждают его на то или иное поведение, направленное на удовлетворение этих потребностей.
Уровень и количество потребностей отличаются от человека к человеку: это обусловлено условиями существования, разным образом жизни, уровнем организации и места в обществе.
Если основные потребности (еда, питье, тепло) не особенно меняются в процессе жизни, разве что их количество, то иные (самореализация, поиск смысла существования) эволюционируют вместе с человеком. Многое зависит от моральных ценностей.
Если говорить о структуре мотивационной сферы личности, то, несмотря на некоторые различия, все же можно выделить определенные тенденции. Вот приблизительная схема:
- Органические (потребность в еде и питье).
- Материальные (потребность в имуществе и деньгах).
- Социальные (потребность в авторитете, уважении, чувстве справедливости, чувстве собственного достоинства).
- Духовные (вера, повышение духовного уровня).
Психологи уделяют мотивационной сфере личности основное внимание, потому что от мотивации зависит поведение человека, направленное на достижение целей. Множество поступков в своей жизни мы совершили исключительно потому, что хотели этого.
Основные характеристики мотивационной сферы личности:
- Мотивационная сила: если человек достаточно мотивирован, он способен на многое.
- Динамичность мотивов: изменение силы и приоритетности мотивов.
- Устойчивый характер мотивов: они не исчезают после удовлетворения определенных потребностей.
- Наличие структуры: несколько потребностей можно объединить в одну мотивацию.
- Существование определенной иерархии: есть второстепенные и доминирующие мотивы.
- Гибкий характер: каждый человек может удовлетворять свои потребности при помощи разных способов.
- Множественный характер: увеличение самих потребностей, средств и способов для удовлетворения таких нужд.
- Разнообразие мотивов: большое количество побуждений к действиям.
Следует помнить, что мотивационная сфера личности – лишь одна из нескольких. По ней одной нельзя судить о человеке. Рассмотрим другие.
Волевая сфера личности
Волевая сфера личности – это совокупность волевых качеств, которая характеризует человека в его способности достигать целей в трудных условиях.
Три самых главных качества этой сферы: целеустремленность, сила воли, стойкость воли.
Целеустремленность – это способность в любых ситуациях помнить о намеченных планах, быть сфокусированным на ней до победного конца.
Изучая основы тайм-менеджмента, мы понимаем важность постановки целей. Но из-за раздражителей теряем фокус и начинаем заниматься совершенно другими делами, при этом испытывая стыд и пытаясь избавиться от когнитивного диссонанса при помощи отговорок и поиска оправданий.
Чтобы воспитать целеустремленность, нужно в первую очередь использовать хитрости, не имеющие к ней прямого отношения: даже простые стикеры, расклеенные по всей квартире, окажут существенный эффект. Но при этом вам нужно развивать силу воли.
Сила воли – это способность человека принимать сложные решения, а также направлять свои действия и мысли в соответствии с принятым решением.
Она является невероятно важным компонентом в достижении успеха. Даже если у человека сильно развита мотивационная сфера, пробелы в волевой будут тянуть его вниз при каждой неудаче.
Сила воли необходима как для совершения действия, так и для отказа от него (что не менее важно). Например, отказаться от торта ради будущего в спорте или от вечеринки с друзьями ради изучения английского языка. Сейчас существует наибольшее количество соблазнов за всю историю человечества, поэтому наличие силы воли является одним из самых серьезных преимуществ.
Сейчас модно считать, что сила воли переоценена, но она, скорее, недооценена (все выдающиеся личности ею обладали). А если вы сумеете объединить ее с мотивацией, то достигнете самых амбициозных целей.
Стойкость воли – это уровень постоянства и повторения усилий, которые человек прилагает при достижении сложной цели на протяжении длительного периода времени. Проще говоря, это шкала измерения силы воли.
Да, сила воли является исчерпаемым ресурсом, но при этом можно повышать ее количество. Это и есть стойкость воли: сколько минут или часов вы сможете работать над задачей, не получая никаких результатов?
Волевая сфера личности проявляется и в других аспектах жизни человека. Например, в склонности к риску и локусе контроля.
Склонность к риску – это характеристика поведения человека в неопределенных ситуациях. Считается, что развитая сила воли делает индивида более рискованным.
Локус контроля – это склонность человека приписывать свои неудачи или успехи либо внутренним, либо внешним факторам. Индивид, обладающий развитой волевой сферой, будет брать на себя полную ответственность за провалы и неудачи (при этом не страдая от самобичевания и чувства вины).
Такой человек знает, что лишь он ответственен за свою жизнь и даже реакции других людей на него. В то время как личность с внешним локусом контроля (винящая обстоятельства) развивает в себе синдром жертвы.
Органическая и социальная сфера личности
Человека нельзя рассматривать вне контекста общества. Помимо волевой и мотивационной сферы личности, одновременно развивается органическая и социальная (ее изучал русский психиатр и невропатолог Владимир Бехтерев).
Органическая сфера проявляется в реакциях на раздражители окружающего мира, в то время как социальная имеет связь с установлением взаимопонимания с членами общества, в котором находится человек.
Как подчеркивает Бехтерев, «сложный процесс развития социальной сферы личности нисколько не устраняет органическую сферу личности, он ее только дополняет, хотя и частично подавляет, так сказать, наслаивает на нее новые сочетания, вытекающие из деяний, относящихся условиям социальной жизни».
На самую вершину социальной сферы личности Бехтерев ставил характер. И уже потом идут сосредоточенность, умственная работоспособность. При этом он подчеркивал, что очень сильно на эти параметры влияет темперамент.
Он также утверждал, что для личности присущи волевые проявления, внутренние мотивы действий и поступков, то есть те психические явления, которые в психологии и философии связаны с волей.
Познавательная сфера личности
Познавательная сфера личности – это набор способностей, при помощи которых человек познает явления окружающего его мира. Существует мнение, что совокупность всех этих элементов и называется интеллектом.
Эта сфера состоит из следующих компонентов: восприятие, ощущения, внимание, воображение, память, мышление.
Ощущения – это то, что воспринимают наши рецепторы из внешней или внутренней среды.
Восприятие – это то, как мы интерпретируем сигналы, полученные при помощи ощущений. То есть это явление можно назвать психологическим, потому что он может менять свое восприятие при помощи волевого усилия и изменения мышления.
Внимание нам помогает сосредотачиваться на одном раздражителе, выбирая его из всего, что есть вокруг.
Память очень сильно зависит от внимания, потому что запоминается лучше всего то, на чем человек был сфокусирован. При этом память тесно связана со всеми остальными элементами познавательной сферы человека.
Воображение – это способность человека вызывать в уме образы. Считается, что данное умение присуще исключительно человеку, оно помогает планировать достижение сложнейших целей.
Мышление – это умение человека анализировать полученную информацию. Ощущения, восприятие, внимание, память и воображение являются пищей для ума, которая затем перерабатывается мышлением.
Все познавательные сферы личности человека и их элементы поддаются тренировке.