Древняя мудрость гласит: «Гениальность – это один процент терпения и девяносто девять процентов потения». Человек гений, обладающий талантом и удивительными умственными способностями, встречается нечасто. Озарение, как высшая степень гениальности, позволяющее делать уникальные открытия, не является результатом обучения.
Признанный гений – Альберт Эйнштейн
Гениальность и гениальный человек
Гений это человек, который обладает рядом отличительных качеств. К таким индивидуальным чертам относятся:
- интуиция – способность постижения истины без каких-либо умозаключительных процессов;
- фантазия – сила воображения;
- творчество – деятельность, направленная на создание чего-то абсолютно нового.
Важно! Гений, обладая всеми знаниями культурного наследия предков, не боится перешагнуть через старые нормы и открыть неведанные горизонты в своей области творения.
Гениальность есть наибольшая степень дарования личности, которое человек реализует в своей трудовой деятельности.
Желание действовать
Одаренность, талант, гениальность – все это так похоже между собой, однако при этом каждое из данных понятий имеет свои аспекты, и каждым из них можно описывать самых различных людей. И задачей данной статьи является выявление признаков и особенностей гениальности, которые позволили бы вам узнать, что вы встретили не одаренного человека, не таланта, а настоящего гения. Вы уже успели прочитать про нестандартное мышление и яркое воображение, однако не стоит также забывать о постоянном желании гениального человека действовать. Частично это связано с тем, что гениальность может привести к сумасшествию. Если человек держит все в себе, закрывается в своем воображении и внутреннем мире, он моментально сходит с ума. Именно поэтому гениальный человек всегда старается действовать, всегда стремится к тому, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Пусть десять, пятьдесят или сто его идей окажутся непригодными, нефункциональными или непопулярными, велика вероятность того, что сто первая идея станет революционной. Также желание действовать у гениальных людей связано с их самооценкой. Талант может быть скромным и даже пытаться принизить свои достижения в той или иной сфере. Гений же знает, на что он способен, поэтому никогда ни перед чем не останавливается.
Понятие в психологии
Если общество определяет гениальность, как искру Божию, то психоаналитики считают её плодом защитного механизма психики – сублимацией. При срабатывании подобной защиты, отвечающей за снятие внутренних напряжений, энергия перенапряжения направляется на достижение целей социального характера. По мнению психологов, гениальная личность способна к инсайту.
Холерик — что это за человек
Кстати. Инсайт – это прорыв на интуитивном уровне при решении поставленной интеллектуальной задачи.
С точки зрения психологии, состояние гениальности не что иное, как отклонение от нормы. Оно носит генетическую предрасположенность и порой граничит с безумием. Такие люди могут обладать пониженным эмоциональным интеллектом, что способствует развитию биполярного аффектного расстройства и шизофрении. В этом случае именно болезнь помогает создавать гениальные шедевры.
Замечено. Гении – «люди не от мира сего», зачастую не приспособлены к обычной жизнедеятельности. Они настолько увлечены своим занятием, что живут в гештальт-моменте («здесь и сейчас»). Такие личности беспомощны в бытовых ситуациях и порой не могут находить общий язык с другими людьми.
Гениальность и помешательство
Интуиция
Если вы прочитали все, что было описано выше касательно гениальности, то уже сами могли прийти к выводу о том, что интуиция является неотъемлемой частью жизни гения. Ему необходимо уметь чувствовать ситуацию и доверять своему нутру, потому что именно оно подсказывает ему самые лучшие решения, которые он только может принять. Гениальность позволяет человеку при возникновении спорной ситуации не обращаться к книгам (или в современных реалиях, скорее, к поисковой системе). Такой человек может просто заглянуть в свой внутренний мир, найти ответ там и довериться своей интуиции, даже если он не уверен в том, что его ответ будет правильным. Возможно, его ответ будет неправильным в общепринятом стандарте, но в итоге из этого выйдет очередная гениальная мысль. Именно так и работает гениальность. Одаренность, как вы можете себе представить, работает совсем не так, поэтому и нельзя сравнивать одаренных людей с гениальными. Это две совершенно разные категории.
Откуда произошло слово «гений»
Пессимист — что это за человек
По латыни это слово будет писаться как genius, переводиться как «дух». Ещё в мифологии древнего Рима существовали духи – гении (личные для человека). Считалось, что у особо выдающихся людей – сильный личный дух. Поэтому со времён Гая Юлия Цезаря (Октавиана Августа) это слово стало синонимом к словам «вдохновение» и «талант».
Толкование слова
Яркое воображение
Еще одним важным признаком гениальности является наличие у человека яркого воображения. Изменчивость и гениальность идут рука об руку именно из-за того, что у настоящего гения всегда имеется необъятный внутренний мир, в котором он может переходить от одной сферы деятельности к другой. Но при этом вы можете не сомневаться в том, что все, за что такой человек будет браться, окажется чем-то необычным и удивительным. Причина опять же заключается именно в воображении, которое, в паре с нестандартным мышлением, позволяет гению придумать то, до чего мозг среднестатистического человека не додумался бы никогда в жизни. Однако именно поэтому также связывают гениальность и помешательство. Краски воображения иногда бывают слишком яркими, из-за чего человек, неспособный себя контролировать, может потонуть в собственном внутреннем мире, сойдя с ума. Это печальная участь многих гениев, которые не смогли справиться с нагрузкой их дара и их бремени.
Виды гениальности
Идеалист — что это за человек
Кто такой гений понятно, каковы бывают виды этого уникального состояния? Различают следующие формы его проявления:
- эмоциональная;
- творческая;
- научная;
- спортивная;
- практическая;
- бытовая;
- предпринимательская.
Внимание! Отдельно можно выделить два деления по способу реализации. Первый – когда личность, оставаясь готовой к новому, может легко переключаться из одного вектора поиска открытий на другой. Второй – когда гений работает и совершает изобретения в узком ключе до конца жизни.
Классификация
Существует несколько форм гениальности.
- Практическая. Про представителя такого вида можно сказать, что он имеет «золотые руки», способен конструировать, мастерить, чинить или создавать что-то новое.
- Бытовая (самая редкая форма) , наличие навыков для жизненной ориентации.
- Творческая. Обладатель такой гениальности имеет очень развитое воображение, умеет воплощать свои фантазии в реальность, реализовываться в творческом процессе.
- Предпринимательская , умение притягивать к себе деньги.
- Научно-академическая , приобретение больших достижений в учебе, в научной деятельности. Про такого человека могут сказать, что он имеет «светлый ум».
- Эмоциональная , наличие развитой эмпатии, способности чувствовать и понимать других людей.
- Спортивно-физическая , высокая развитость физической силы, ловкости, выносливости и гибкости.
Также стоит рассматривать два типа гениальности, основанных на масштабе ее воплощения:
- первая категория , это люди, которые постоянно открыты к новому,
- вторые , зациклены на одной и той же деятельности, которую продолжают совершенствовать и оттачивать до конца своей жизни.
Основные признаки гения
Если человека зовут гением, что это значит, уже понятно, но как его определить среди других людей?
К сведению. Как утверждает статистика, один признанный гений встречается на 50 млн. человек. К примеру, генетики заявляют, что на сто тысяч новорожденных может родиться всего один потенциальный гений.
Несмотря на маленький процент гениев в обществе, можно определить такого человека по следующим параметрам:
- особому душевному состоянию в сочетании с врождёнными способностями;
- использованию интуиции;
- настойчивости и уверенности в себе;
- инновационности мышления;
- пониманию призвания и продуктивной его реализации в определённой области.
Замечено, что некоторые из таких удивительных людей в детском возрасте фокусируются на чём-то одном. Они могут отставать в школе по другим предметам или даже не справляться со школьной программой.
Интересно. Альберта Эйнштейна считали отсталым ребенком, и он не преуспевал в начальных классах. Максим Горький вообще не писал школьных сочинений и закончил только два класса.
Врождённых признаков гениальности недостаточно, необходимо их выявлять и развивать.
Как распознать гения по дате рождения, неврозам и оценкам в школе
Подход, если подумать, вполне себе рабочий: берем гениев, выявляем общие черты в характере, физиологии и условиях жизни, генерируем такие же в каком-нибудь ребенке, и — вуаля: будьте знакомы — гений.
И никаких тебе божьих искр, поцелуев и прочих халявных презентов свыше — мистике в лаборатории не место. Атеистичненько, конечно, но, с другой стороны, почему бы и нет? А вдруг получится?
Я узнаю его по косточке
Но сначала о том, что там в очередной раз обнаружила наука. А обнаружила она хаос, мат и ночные бдения. То есть сверхталантливые люди, как утверждает издание Curious Mind, а вместе с ним и некие неназванные американские ученые, не склонны заморачиваться уборкой окружающей их территории (так как свободно ориентируются в эверестах бумаг и мусора); ругаются как матросы (мозг таких людей работает крайне быстро и не тратит время на поиск корректных ответов на глупые вопросы) и ложатся спать сильно за полночь (нарушение циркадных ритмов у гениев — обычное дело).
Интересно, конечно, но как-то мелковато: у нас таких гениев — в каждой многоэтажке пачками… Для выяснения еще одной жизненно важной черты некоторые предлагают потенциального гения разуть, особенно если тот уже давно покинул молодежную лигу.
Если обнаружатся следы подагры — есть повод копать дальше. Ведь еще с XVIII века подагру называли болезнью умнейших людей, великих полководцев и неординарных политиков.
Эштон Катчер явно переусердствовал в стремлении быть похожим на Стива Джобса. / Фото: www.facebook.com/thejobsmovie
Самое интересное, что два века спустя давние выводы еще раз подтвердил медик Генри Хэвлок Эллис. Он написал книгу «Исследование английского гения» (A Study of British Genius), где сообщил, что 55 из 1030 великих англичан страдали от подагры. Соотношение вроде бы так себе, но обычно этим недугом болеют 0,3% населения, а тут получилось аж 5,3%. К слову, подагриков среди великих действительно хватало: Александр Македонский, Цезарь, Карл Великий, Людовик XIV, Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I, Кромвель, адмирал Нельсон, Мильтон, Бетховен, Ренуар, Мопассан, Диккенс, Тургенев, Чаплин, Дарвин, Галилей, Томас Мор, Монтень, Вольтер, Рембрандт, Рубенс, Данте, Гете, Пушкин, Тютчев, Блок, Лейбниц, Ньютон, Кант… И список можно множить дальше. Странной закономерности вскоре нашли объяснение.
Все дело в мочевой кислоте, соли которой откладываются в суставах подагрика и вызывают болезнь. Формула этой кислоты очень напоминает формулы кофеина, теофиллина и теобромина — известных стимуляторов умственной деятельности и способности к концентрации. У обычного человека этой кислоты дай бог, если один грамм наберется, а вот у гениев — как минимум 20–30, так что стимулировала она их, похоже, капитально.
Однако накачивать суставы вредными солями для генерации гениальности — это, согласитесь, не очень гуманно. Уж лучше обратить внимание на внешность. Там, говорят, тоже все написано.
— У гениев довольно часто встречается голова «лампочкой», — объяснил «ВМ» физиономист Олег Воеводин. — Форма, при которой наблюдается расширение черепа в районе висков или лба, — признак того, что человек с легкостью может придумывать что-то новое, творить, созидать. Такие головы были, например, у нобелевского химика Альберта Хофмана, Моцарта, Ленина, Ньютона, многих других… Часто встречаются также глубоко посаженные глаза (дальновидность), морщины на лбу, прямые (отстаивают свою точку зрения) или «переломанные» (все держат под контролем) брови, а также чуть сдвинутые влево, в сторону левой руки, макушка (прозорливость), нос (открытость миру) и подбородок (действенность). Если посмотреть на уши гениев, то, скорее всего, мы увидим, что противозавиток будет как бы доминировать, сильно выступать над завитком — признак того, что человек бескорыстно дарит себя миру. Гения, которого ждет признание, выдадут два передних резца, которые будут больше остальных зубов, у непризнанного эти зубы будут как бы впалыми.
Садись, два
Изучение паспорта тоже внесет свои коррективы. Например, по данным инженера ЦАГИ Евгения Виноградова, проанализировавшего биографии 1008 самых выдающихся личностей всех времен и эпох, те в 1,32 раза чаще выбирали для рождения холодное время года, нежели теплое. Причем основной упор делали на февраль (на 55% чаще всех остальных месяцев).
Виноградов объясняет такую «гениальную кучность», во-первых, более правильным рационом матерей (большая часть беременности приходится на изобилующие витаминами лето и осень), а также солнечной и кислородной активностью, чье суммарное воздействие сильнее всего в феврале. На этом, кстати, исследователь не остановился и дотошно подсчитал, что больше всего гениев рождалось в конце вторника, начале среды и первой половине субботы. В общем, при нынешнем уровне медицины и родовспоможения подгадать с датой рождения гения — уже пара пустяков.
Но мало гения родить — надо еще организовать ему проблемную семью, утверждают исследователи. Например, куда-нибудь спровадить одного из родителей (Наполеон, Ганди, Стендаль, Руссо, Байрон, Нельсон Мандела и еще как минимум 600 других великих), а можно и сразу обоих (Стив Джобс, Коко Шанель, Джон Леннон, Бах, Лев Толстой, Руссо, Эдгар По, Куинджи…). Деспотичное воспитание тоже можно взять на заметку: у Пушкина была вспыльчивая мать, Белинского били, Бетховена заставляли музицировать до изнеможения, Чехова секли розгами по любому поводу…
Эштон Катчер явно переусердствовал в стремлении быть похожим на Стива Джобса. / Фото: www.facebook.com/thejobsmovie
Неудивительно, что приблизительно 85% гениев стали в итоге не самыми уравновешенными людьми. А с такими стрессами уже не до учебы и хорошего поведения. Тот же Чехов как минимум дважды оставался на второй год (из-за географии, арифметики и греческого), закоренелыми двоечниками были Эдисон, Черчилль, Эйнштейн и Билл Гейтс, не блистали в школе знаниями Сергей Королев и Пушкин, Наполеон и Бродский, Бальзак, Циолковский, Лев Толстой, Менделеев (этот, правда, под угрозой отчисления учебу все же подтянул)…
Собственно, объясняется все просто: гениальность и пресловутый IQ чаще всего и рядом не лежат. Неоднократные масштабные исследования показали, что дети с высоким IQ во взрослой жизни создают крепкие браки, имеют отличную работу, достойный уровень жизни — в общем, прекрасно социализируются. Однако никого из них так и не «уличили» хоть в каком-то серьезном культурном или научном вкладе в общую копилку человечества.
Объяснение такой нелогичности тоже уже нашлось. Как правило, «отличники по жизни» для решения той или иной задачи послушно следуют усвоенным алгоритмам, тогда как гении фонтанируют массой нестандартных идей, торя совершенно нехоженые тропы.
Тараканьи бега
Что касается пресловутой социализации, то уж что-что, а тараканы в гениальных головах — вещь чуть ли не обязательная.
Эйнштейн ненавидел носки. Байрона выбешивали солонки с солью. Брамс призывал музу, бесконечно начищая и без того уже начищенные ботинки. Моцарт и Гофман страдали манией преследования. Шиллер не мог писать без гнилых яблок на столе. Мао Цзэдун никогда не чистил зубы. Ахматова боялась открытых пространств, а Маяковский — инфекции (повсюду носил с собой мыльницу и старался не снимать в общественных местах перчаток). Ван Гог считал себя одержимым бесами, Мопассан периодически видел дома своего двойника. Галлюцинации навещали Рафаэля, Крамского, Державина и Глинку.
Достоевский страдал эпилепсией, Мандельштам — тяжелыми неврозами и попытками суицида. Врубель и Хармс лечились в психиатрических клиниках, не все в порядке с психикой было у Шумана, Бетховена, Гаршина, Гоголя, Руссо, Ницше, Чюрлениса, Генделя, Скрябина… А уж депрессии и резкие смены настроения — это вообще их, гениев, все.
Тесную связь гениальности с проблемной «крышей» заметили еще в античности («Не было еще ни одного великого ума без примеси безумия» — Аристотель), и потом многие ученые неоднократно возвращались к изучению этой «печати гения».
Альфреда Эйнштейна, например, раздражали… носки / Фото: Википедия, общественное достояние
— Да, это было целое большое течение в психиатрии, многие ученые увлекались этой темой, являясь как сторонниками, так и противниками объединения гениальности с безумием. В том числе и наши — Сегалин, Юдин, Боженов, Минц, Галант… — объяснил «ВМ» Виктор Ханыков, врач-психиатр ФГБУ «НМЦПН» им. В. П. Сербского. — Но вот что я вам скажу.
В физическом теле выход за рамки нормы, как правило, свидетельствует о патологии. В душевной сфере это может быть как патологией, так и сверхнормой или «иной» нормой. Например, более высоким, синтетическим, уровнем мышления или способностью видеть мир в иных гранях, или более обостренным переживанием каких-то вещей.
Мы не можем тут видеть отклонения, потому что это адекватный взгляд на мир, просто более яркий, разносторонний и сфокусированный, чем у среднего человека. Да, многих гениев уличали в социальной дезадаптации, холодности к близким, нетерпимости.
Но такое поведение — лишь следствие другой иерархии ценностей, для гения важны иные вещи. Как правило, в той области, где они творили, эти люди проявляли и настойчивость, и упорство, и могучую волю. Они просто не смогли бы сделать так много, если бы не проявляли все эти качества. Что как раз малохарактерно для душевно больных людей. Во всяком случае — для страдающих шизофренией, которую так любят приписывать большинству гениев.
А еще виновата лупа, в которую мы, обычные люди, рассматриваем гениев: — Мы говорим: у Бетховена был ужасный характер, Пушкин был «патологическим» бабником, Мусоргский пил запоями, — продолжает Ханыков. — Но сколько таких людей среди обычных? Полно, просто мы не фиксируем на них внимание — масштабы личности и деятельности не те.
А гении — всегда под лупой.
Конечно, у некоторых из них присутствуют черты, похожие на проявления тех или иных душевных недугов.
Скажем, чтобы быть гением в науке или технике, надо иметь необычный взгляд на вещи, видеть связи там, где их не видит обычный ум. Это называется у психологов «опора на латентные признаки» — выравнивание значимого и незначимого — и является одним из свойств шизофренического мышления. Но для гения это необходимо и естественно.
Образование наводняет наши головы догмами, и чтобы прорваться сквозь них, гению надо, чтобы они были для него не очень значимы.
Большинство гениальных творцов сохраняли эту незашоренность всю свою жизнь, продолжая продуцировать новые идеи до глубокой старости. В отличие от больных шизофренией, чье мышление, а затем и личность из-за болезни, как правило, быстро движутся к распаду, воля нивелируется, а эмоции блекнут.
В ближайшем будущем вырастить гения из пробирки не получится / Кадр из фильма «Хранители»
Копия не верна
Понятно, что в гениальные головы пытаются залезть не только психиатры, но и другие мозговеды. Например, засунув их в аппарат МРТ, неврологи обнаружили, что мозг творческих людей вовсю активничает в моменты отдыха. Видимо, поэтому многие из них утверждают, что гениальные идеи к ним приходят спонтанно, а то и вообще во сне. Одни нейрофизиологи увидели, что на пике творческого процесса у людей включаются по максимуму сразу оба полушария, другие — что «детектор ошибок», расположенный в правой височной доле, находится у гениев в отключке, третьи — что их мозг более «мускулист», четвертые… есть, разумеется, и четвертые, и двадцатые, и семидесятые… Означает ли это, что в будущем наука будет печатать гениев со скоростью бешеного принтера? Отнюдь.
— Нет никаких объективных методов определения гения, и вряд ли они когда-нибудь появятся. Просто потому, что их и не должно быть, — считает Валерия Стрелец, главный научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. — Слишком уж все индивидуально. Бывает, что дети растут вундеркиндами, а потом из них ничего не получается. Бывает — как в случае с Моцартом — остаются гениями на всю жизнь.
Бывает (мой любимый пример) — как с Нильсом Бором, которого считали умственно отсталым, а его брата-близнеца — вундеркиндом. В итоге о втором сейчас никто не знает, а первый стал героем науки. Мозг каждого человека уникален, все по-разному накапливают, сохраняют и обрабатывают информацию, у каждого — свой собственный, индивидуальный, жизненный опыт, генетика, гормональный фон и масса других факторов, которые просто невозможно синтезировать. И уж тем более — поставить на поток. Так что гений всегда будет вещью абсолютно штучной и уникальной.
СПРАВКА
В Древнем Риме гением называли дух, покровительствующий человеку или местности. Современное значение — человек с особенными, практически божественными способностями — появилось лишь в XVIII веке.
Международный консорциум ученых представил план по реконструкции генома Леонардо да Винчи. Так как точное место его захоронения неизвестно, а наука уже научилась извлекать ДНК из вещей, к которым прикасались люди, ученые — в надежде разгадать секрет гения — пытаются получить ее из отпечатков пальцев (например, в дневниках Леонардо) или из внутренностей его картин.
КСТАТИ
Константин Циолковский предлагал создать в России сеть инкубаторов для выведения гениев. Он подсчитал, что система искусственного оплодотворения женщин «высшими» мужчинами без их участия будет выдавать на-гора совершенных людей, а спустя пять поколений дело дойдет и гениев.
Можно ли развить гениальность
Если гениальность – это высшая степень одарённости и вдохновения, то необходимо знать, как называются все ступени этой лесенки. Она состоит из следующих позиций:
- задатки – особенности нервной системы человека, на базе которых формируются различные способности личности;
- способности – психологические качества, позволяющие индивиду легко приобретать навыки, знания и умения в различных областях;
- одарённость – сочетание разных развитых способностей;
- талант – выдающиеся способности, которые проявляются и отшлифовываются с приобретением опыта и формируют впоследствии определённые навыки;
- гениальность – высшая форма функционирования личности в интеллектуальном или творческом плане.
Только бесконечный упорный труд, приложенный для прохождения всех этих уровней, приводит к конечному результату.
Уровни способностей
Как из ребенка воспитать гения
Зная, что означает гений, можно, набравшись терпения, внимательно наблюдать за ребёнком, чтобы изначально выявить задатки гениальности.
Важно! Гений определение которого уже понятно, из ребёнка может вырасти. Он будет не тот, каким его желают видеть родители, а тот, который заложен природой.
Говоря простым языком, взрослые обязаны следовать определённой методике, а именно:
- изначально определить, к какому типу относится мышление малыша, и выявить его способности;
- не мешать стремлению маленького человека к самостоятельному развитию и воздерживаться от навязывания своего мнения и идей;
- поддерживать и всячески помогать развитию харизмы и лидерских задатков, они свидетельствуют о высокой самооценке и осознании своих сильных сторон;
- помогать малышу, развивать уверенность в себе – это фундаментальное ощущение для проявления таланта;
- формировать креативность мышления и настойчивость в осуществлении намеченных целей;
- давать ребёнку свободу выбора, быть объективными и прививать умение не останавливаться на достигнутых успехах.
Осторожно. Нельзя направлять деятельность ребёнка туда, куда хочется родителям. Важно позволить ему самостоятельно избрать свой путь и профессию.
Будущий гений
Несбывшиеся профессиональные мечты родителей, боязнь отклониться от общепринятых норм поведения и задачи социальной адаптации – вот только несколько препятствий на пути гениального становления личности. Чтобы стать гением, человек должен мыслить и жить нестандартно. Ненормальность в том понимании, как её трактует общественность, – один из базовых признаков гения.
Как стать талантливым?
Миллионы умов бьются над тем, чтобы выяснить, как узнать свой талант. Раскрытие выдающихся способностей предполагает их выявление способностей, накопление опыта и полноценное использование. Этапы раскрытия уникальных дарований следующие:
- До того, как найти свой талант, человек чувствует определенные наклонности к какой-то сфере: интересуется связанными с этой областью новостями, накапливает знания, собирает материал.
- Стадия более глубокого погружения в тему, попытки копировать чужие работы.
- Попытки создать нечто уникальное, неповторимое. Если на данном этапе рождаются авторские вещи или невысказанные ранее идеи, значит, талант появился на свет.
- Полноценная эксплуатация выявленных способностей.