Взрослость как психологический период:  развитие личности, кризисы взрослости


Взрослость как психологический период: развитие личности, кризисы взрослости

Предмет:Психология
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:08.12.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по психологии на любые темы и посмотреть как они написаны:

Много готовых тем для рефератов по психологии

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Особенности взаимодействия с взрослыми в подростковом возрасте
Юность как психологический возраст: социальная ситуация развитие личности и общение
Теоретические подходы к пониманию взрослости
Феномен старения и старости: изменения, типы старшего возраста

Введение:

Период взрослой жизни — самый длинный период онтогенеза (в развитых странах он составляет три четверти человеческой жизни).

Обычно существует три подпериода или три этапа взрослой жизни:

  • ранняя зрелость (юность)
  • средняя зрелость
  • поздняя зрелость (старение и старость).

Хронологические рамки периода зрелости довольно условны и зависят от времени завершения молодости и начала периода старения.

Нижний предел взрослой жизни связан с антропологами и физиологами с возрастом 17-25 лет. Характеристики и временные границы среднего возраста или зрелого возраста еще более неопределенны. 36 — 60 лет (согласно международной классификации возрастов).

Верхний предел зрелости и начало старости еще больше различаются в разных периодизациях в огромных пределах: это 55 лет — 75 лет.

Признаки взрослости:

  • новый характер развития, теперь менее связанный с физическим ростом и быстрым улучшением когнитивных функций;
  • способность реагировать на изменения и успешно адаптироваться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;
  • преодоление зависимости и умение брать на себя ответственность за себя и других;
  • некоторые черты характера (твердость, благоразумие, надежность, честность и способность иметь сострадание и т. д.);
  • социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т. д.) для определения успешности и своевременности развития в зрелом возрасте.

Понятия «зрелость» и «зрелость» не идентичны. Зрелость — наиболее социально активный и продуктивный период жизни; это период взрослой жизни, когда может быть реализована тенденция к достижению высочайшего уровня развития интеллекта и личности.

Взрослость как психологический период

Основные черты развития человека среднего возраста — это способность к общению, продуктивность, креативность, беспокойство — стремление стать лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть равнодушным гражданином, верным другом, непосредственной поддержкой.

Работа и забота — добродетели зрелых людей. Если человек оказывается «успокоенным» в каком-либо отношении, тогда начинаются застой и деградация, которые проявляются в инфантилизме и самопоглощении — в чрезмерной жалости к себе, потворстве вашим прихотям.

В гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Оллпорт, С. Роджерс и др.) центральное значение придавалось процессу самореализации, самореализации взрослого.

Стадия ранней взрослости (юности) характеризуется получением избирательного права, полной юридической и экономической ответственностью, возможностью включения во все виды социальной деятельности. На этом этапе принимаются пожизненные решения, выстраивается стратегия (образ жизни), продолжается или завершается профессиональное образование, осваиваются профессиональные роли и формируется соответствующий круг общения. Большинство людей формируют свою семью, появляются первые дети. Семейные и родительские роли освоены и реализованы.

Представители поколения среднего взрослого возраста занимают среднюю позицию между родителями, которые вступают в старость, и растут дети, которые начинают самостоятельную жизнь и покидают родительскую семью. Как правило, в социальном плане достигается относительная материальная независимость, достигается высокий уровень профессиональной и социальной карьеры, выполняются функции кормильца и главы семьи, управление в обществе.

Социальная ситуация развития и ведущей деятельности в период зрелости

Социальная ситуация развития предполагает активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. Внутри социальная ситуация развития во взрослом возрасте определяется стремлением к независимости, независимости и, самое главное, отношением к ответственности. Осознание личной ответственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность является ключевым опытом в социальной ситуации развития зрелости.

С позиции акмеологии указывается, что ведущая деятельность — это не просто включение общества в продуктивную жизнь (в самом широком смысле этого понятия), но и максимальная реализация основных человеческих сил в ходе такой деятельности. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достижениям человека в различных областях — физической, моральной, интеллектуальной, профессиональной.

В ценностном аспекте взрослая жизнь связана с воспроизводством и творчеством в системе социальной деятельности и творчеством в системе экзистенциальных ценностей.

Развитие личности в зрелом возрасте

Нормативные кризисы взрослой жизни

Развитие личности в зрелом возрасте остается одной из наиболее сложных и недостаточно изученных проблем психологии.

Акмеология изучает пути, средства, условия расцвета человека как личности (физического совершенства), как яркой личности, талантливого субъекта деятельности и оригинальной индивидуальности, а также гражданина, родителя, супруга, друга.

По мнению А.А. Бодалева, прогресс саморазвития взрослого человека включает следующие новообразования:

  1. изменения в мотивационной сфере с нарастающим отражением общечеловеческих ценностей
  2. повышение интеллектуальной способности планировать, а затем практически совершать действия и поступки в соответствии с этими ценностями
  3. появление большей способности мобилизовать себя на преодоление трудностей объективного характера
  4. более объективная оценка их сильных и слабых сторон, степени их готовности к новым, более сложным действиям и ответственным действиям. Существенным моментом является неравномерное или гетерохронное появление новообразований, взаимосвязь в их развитии, когда появление одних является условием для запуска развития других или достижения ими более высокого уровня.

Важной областью исследования является проблема: смысл жизни и возраст. Смысл жизни рассматривается как интегрирующая формация в психическом развитии человека, которая позволяет субъекту трансформировать представления о своей жизни как совокупности отдельных возрастных стадий в «единую линию жизни».

Возрастные кризисы взрослой жизни

Можно определить некоторые возрастные периоды, для которых чаще всего происходят изменения личности: около 20 лет, около 30 лет (28–34), 40–45, 55–60 лет и, наконец, в позднем возрасте.

Среди обстоятельств, провоцирующих кризис, имеются резкие изменения в состоянии здоровья (внезапные заболевания, длительные и тяжелые заболевания, гормональные изменения), экономические и политические события, изменение условий, требований, социальных ожиданий и т.д. Под давлением социальных катаклизмов, может произойти двойной кризис (навязывающий социальный кризис возрастному кризису), который усугубляет его течение и создает более глубокое понимание жизни.

Более того, ход критического периода может быть разным. Кризисная модель включает намеренно отрицательный компонент: слабость в противостоянии изменившимся обстоятельствам, крах иллюзий, неудачи, болезненный опыт неудовлетворенности. Некоторые считают, что модель перехода является более подходящей, когда планируются предстоящие изменения (статус и т.д.), и человек способен справляться с трудностями.

Подход Д. Левинсона к анализу жизненного процесса взрослых приобрел широкую популярность. Левинсон изучил группу из 40 американских мужчин в возрасте от 35 до 45 лет, провел 15-часовое биографическое интервью с каждым из них, а также изучил биографии великих людей. Его целью было найти стабильные, регулярные характеристики развития во взрослой жизни, выявить периоды, когда человеку необходимо решить определенные проблемы и создать новые структуры жизни.

В результате в жизненном цикле мужчин были выявлены три основные эпохи, каждая из которых длится около 20 лет.

Вступление во взрослую жизнь, период начала, приходится на возраст от 17 до 33 лет. Чтобы полностью стать взрослым, молодой человек должен справиться с четырьмя задачами, которые возникают в процессе развития:

  1. связать мечты о достижениях и реальности: необоснованные фантазии и совершенно недостижимые цели, а также полное отсутствие мечты не способствуют росту;
  2. найти наставника для перехода от отношений между родителями и детьми к отношениям в мире взрослых сверстников;
  3. построить карьеру;
  4. установить интимные отношения, установив их со «особой женщиной» (термин Левинсона), которая поможет ему войти в мир взрослых, который будет стимулировать его надежды, выдерживать его вызывающее привыкание поведение и другие недостатки, способствовать осуществлению мечты, заставить партнера чувствовать себя героем.

Переходные периоды, по словам Левинсона, являются стрессовыми, поскольку в это время цели, ценности и образ жизни пересматриваются и переоцениваются. Вдохновленный поиском Левинсона, американский исследователь Г. Шиха использовал автобиографический метод в сравнительном анализе жизни супругов. Ее выводы в значительной степени подтвердили данные Левинсона.

Итак, первый кризис (20 — 22 года) — переход к ранней взрослой жизни, кризис отделения от родительских корней. Основные задачи и проблемы молодежи: уточнение жизненных планов и начало их реализации; ищет себя, развитие индивидуальности; окончательное признание себя взрослым с их правами и обязанностями, выбор супруга и создание собственной семьи; специализация и приобретение навыков в профессиональной деятельности.

Около 30 лет — переход в среднюю взрослую жизнь, «золотой век» периода наибольшей работоспособности и отдачи. 30 лет — это возраст регулирующего кризиса взрослой жизни, связанного с несоответствием между областью наличных денег и областью возможного, желаемого, переживаемого в форме тревоги и сомнения. Кризис 30 лет связан с задачей корректировки плана жизни с высоты накопленного опыта, создания более рациональной и упорядоченной структуры жизни как в профессиональной деятельности, так и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные ощущения, человек приходит к переоценке предыдущих выборов — супруга, карьера, жизненные цели. Часто возникает желание радикально изменить образ жизни; ранние распады брака; профессиональная переориентация, которая без личной перестройки, без глубокого осмысления часто оказывается лишь иллюзорным выходом из кризиса.

Период после 30 лет — корни и расширение — связан с решением материальных и жилищных проблем, карьерного роста, расширением социальных связей, а также с анализом его происхождения и постепенным принятием частей самости, которые были ранее игнорировался.

Кризис середины жизни, кризис 40-летия получил наибольшую известность и в то же время самые противоречивые оценки. Первые признаки кризиса, беспорядка внутреннего мира — изменение отношения к тому, что раньше казалось важным, значительным, интересным или, наоборот, отталкивающим. Кризис идентичности выражается в переживании ощущения неидентификации с самим собой, того, что стало другим.

По крайней мере, один из моментов кризиса связан с проблемой уменьшения физических сил, привлекательности. Открытие ослабления жизненной силы является жестоким ударом по самооценке и самооценке.

Период от 30 до 40 лет часто называют «десятилетием роковой черты». Это возраст предварительных результатов, когда мечты и идеи о будущем, созданные в юности, сравниваются и что действительно было достигнуто. Такие кризисные противоречия обычно признаются самим человеком как явное несоответствие, которое подавляет несоответствие между реальным я и идеальным я, между сферой настоящего и сферой возможного, желаемого. Люди творческих профессий особенно остро переживают этот кризис.

Кроме того, социальные ожидания меняются. Настало время оправдать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество передает свои ожидания молодому поколению.

Кризис 40-летия трактуется как время опасностей и больших возможностей. Осознание потери молодости, вымирание физической силы, смена ролей и ожиданий сопровождаются тревогой, эмоциональным упадком, глубоким самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни считаются центральной проблемой этого века.

Г. Шихи выделил несколько моделей (стилей) жизни как мужчин, так и женщин: «нестабильные», «закрытые», «вундеркинды», «воспитатели», «скрытые дети», «интеграторы» и т. д.

Кроме того, Шихи показал специфику возрастных кризисов у женщин в отличие от мужчин. Этапы жизненного пути женщины гораздо больше связаны с этапами и событиями семейного цикла: брак; появление детей; взросление и изоляция детей; «пустое гнездо» (взрослые дети покинули родительскую семью).

Знание кризиса, тем не менее, дает преимущество: человек понимает, что не следует искать кого-то другого на роль «порчи жизни», обвиняя посторонние препятствия; необходимо переосмыслить то, что было пережито, и наметить для себя руководящие принципы, которые выявляют ценности более высокого порядка (новая работа).

По мнению Эриксона, в период средней взрослой жизни у человека развивается чувство сохранения рода (генеративность), выражающееся в основном в заинтересованности в следующем поколении и его воспитании.

Р. Пекк, развивая идеи Эриксона, выделяет четыре подкризиса, разрешение которых служит необходимым условием для последующего личностного развития:

  • развитие у человека уважения к мудрости (в противоположность физической храбрости)
  • смена сексуализации отношений социализацией (ослабление сексуальных ролей)
  • противостояние аффективному обеднению, связанному с потерей близких людей и обособлением детей; сохранение эмоциональной гибкости, стремление к аффективному обогащению в других формах
  • стремление к душевной гибкости (преодоление психической ригидности), поиск новых форм поведения.

Заключение

Для удачного преодоления кризисных переживаний человек должен выработать эмоциональную гибкость, способность к эмоциональной отдаче по отношению к подрастающим детям и стареющим родителям.

Разрешение подкризисов средних лет — пересмотр жизненных целей в сторону большей сдержанности и реалистичности, осознание ограниченности времени жизни, коррекция условий жизни, выработка нового образа Я, придание все большего значения супругам, друзьям, детям, восприятие своего положения как вполне приемлемого, что приводит к периоду новой стабильности.

Неразрешенность кризисных переживаний, отказ от активности обновления возвращает кризис с новой силой к 50 годам. Непрерывное образование — это один из способов успешного разрешения кризиса. Ближе к 60 годам происходит изменение всей мотивации в связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни.

Детство и подростковый возраст

В возрасте от рождения до года ребенок проделывает огромный путь развития. Он осваивает новые движения, учится сидеть, стоять. Первый год жизни – это время, когда ребенок овладевает умением обращаться с вещами, начинает понимать речь взрослых.

  • В раннем возрасте (1-3 года) малыш наиболее интенсивно развивается физически и психологически. Меняется восприятие, поведение. Быстрыми темпами растет мозг. Трехлетние дети очень общительны. Когда взрослые читают или рассказывают сказки, они с удовольствием слушают их речь, эмоции, интонацию. Главная деятельность ребенка состоит в получении информации, познании окружающего мира. На развитие личности в раннем возрасте больше всего влияет общение с матерью или тем лицом, которое ее заменяет.
  • Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет) – также характеризуется физическим ростом, ребенок становится более крепким. Ведущая деятельность на этом этапе – ролевая игра. Известный отечественный педагог-психолог А.Макаренко был убежден, что для ребенка в этом возрасте сюжетно-ролевая игра так же важна, как и для взрослого – производительный труд. В детской игре отображается взрослая жизнь, ребенок учится отыгрывать разные ситуации.
  • Главной деятельностью для младшего школьного возраста (от 6-7 до 11-12 лет) является обучение. Возрастные особенности развития личности на данном этапе связаны с изменением социальной ситуации развития – ребенок идет в школу. Ребенок теперь вступает во взаимодействие с обществом. Он наделяется обязанностями, за которые получает общественную оценку.
  • Подростковый возраст (13-16 лет для мальчиков и 11-15 лет для девочек) – один из самых важных и сложных этапов для формирования психики. Возрастное развитие личности характеризуется поиском «своей» социальной роли – общаясь со сверстниками, подросток примеряет на себя разные модели поведения и отсекает неподходящие. Ему особенно необходимы друзья. С ними можно поделиться переживаниями, о которых невозможно рассказать взрослым.

Как узнать взрослого человека?

Взрослость – это не цифра в паспорте. Наличие или отсутствие этого документа тоже ничего не значит. Мы же о психологии говорим, а не юридическую ответственность обсуждаем.

• сами отвечают за свою жизнь;

Зрелые люди самостоятельно принимают решения и воплощают их. При необходимости могут отстоять и аргументировать свой выбор.

Это касается всех аспектов: от выбора цвета носков до подбора ВУЗа, работы, партнера, друзей.

К чужому мнению взрослые прислушиваются, но оно не является определяющим.

• способны обеспечить себя финансово;

Не обязательно пахать 24/7. Однако, если придется, взрослый человек от этого не разрушится ни физически, ни морально. Он сам подберет работу, сможет прокормить себя и свою семью.

• могут найти работу;

Они не ждут звонка, блата или удачной вакансии директора без опыта работы. Место взрослого – у штурвала собственной жизни. Он либо быстро организовывает нужные звонки и блат, либо не менее эффективно справляется своими силами.

Взрослые люди понимают, что работа их не определяет. Поэтому в сложной ситуации они могут согласиться на не подходящую должность. Они уверены в своих силах и понимают, что переквалификация из профессора в продавца – временное решение.

• легко организовывают досуг;

Одна из характеристик взрослой жизни: постоянно хочется спать. Но выспавшись, сформированные личности способны развлечь себя. Им не нужно колесить по клубам, чтобы поднять настроение. Они умеют по-разному взаимодействовать с собой.

Сегодня – танцы до потери сознания, завтра – йога и массаж, послезавтра – мастер-класс по гончарству. Уметь заботиться о себе, слышать свои потребности –это про взрослость.

• планируют свою жизнь;

Жить в хаосе или по строгому расписанию – выбор каждого. Хотя долгосрочное планирование – это явный признак серьезной личности.

Взрослые знают, чего хотят от жизни. Поэтому романы, дети, переезды и кругосветные путешествия у них случаются по их собственному желанию. При этом окружающим перемены часто кажутся внезапными.

• осознают последствия поступков;

Они умеют прогнозировать варианты развития событий и прорабатывать их. «Если не сдам экзамены, то не поступлю в ВУЗ. Что делать тогда: искать работу или учиться на онлайн-курсах? Надо ли поступать через год?»

• берут ответственность за близких.

Не сливаться при трудностях – это тоже суперсила взрослого человека. Такие хомо сапиенсы не бросают детей, близких родственников, друзей.

Они умудряются балансировать между внушительной помощью (временем, деньгами, участием) и сохранением собственных границ. Отдавать последние кеды на благотворительность – это не сила, это запрос к психотерапевту.

Афоризмы

«Если бы дети росли в соответствии с нашими ожиданиями, у нас вырастали бы только гении». Немецкий писатель Иоганн В. Гёте говорил о том, что родители слишком многого ждут от своих детей. Не всем суждено стать гениями, поэтому нужно снижать свои требования соответственно действительности.

«На этом свете меня огорчает только одно – то, что нужно становиться взрослым». Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал детство лучшей порой в жизни, поэтому с сожалением писал о неизбежном взрослении. Его всемирно известна притча-сказка «Маленький принц» стала гимном детству.

«Взрослея, мы становимся серьёзнее, и это, позволю себе заметить, первый шаг к тому, чтобы поглупеть»

Английский политик и поэт эпохи Просвещения Джозеф Аддисон говорил о том, что дети гораздо умнее взрослых, потому как с возрастом их интеллект ограничивается множеством условностей.

«Неосторожное слово – и ребёнок взрослеет, обманутая любовь – и человек ожесточается». Французский писатель Андре Моруа писал о том, что дети могут повзрослеть просто из-за неосторожного слова, которым их обидят

А разбитые чувства приводят к ожесточению, по его мнению.

«Стареть – это печально, но приятно взрослеть». Популярная французская киноактриса Бриджит Бардо говорила о том, что взросление – это приятное чувство. Человек становится мудрее, проще смотрит на жизнь и адекватно оценивает происходящие события.

«Каждый ребенок рождается божеством, а потом опускается до человека». Французская писательница Симона де Бовуар писала о том, что дети рождаются неиспорченными, поэтому их можно сравнить с божеством. Лишь с возрастом они обрастают пороками, свойственными каждому человеку.

«Повзрослеть стоит хотя бы для того, чтобы научиться по-настоящему любить». Французская киноактриса Ванесса Паради говорила о том, что в взросление есть свои определённые плюсы, например, человек узнаёт, что такое настоящая любовь.

«Ничто так не взрослит, как предательство». Русские советские писатели соавторы Братья Стругацкие писали о том, что человек резко становится взрослым только от страдания. Одним из способов такого взросления является предательство, которое ранит человеческую душу.

«Взросление – чертовски трудная штука! Гораздо легче перейти из одного детства в другое». Американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд говорил о том, что часто люди так не взрослеют, а просто переходят в другое детство. Таким личностям неведомо чувство ответственности и чувство стыда, они живут в собственное удовольствие.

«Тайна и ложь – это то, что мы принимаем, став взрослыми». Британская писательница Джоан Кэтлинг Роулинг писала о том, что у взрослой жизни есть множество недостатков, по сравнению с детством. Например, человек узнаёт, что такое тайны и ложь.

Эпитеты к слову «взросление»

Быстрое, быстролётное, быстротекущее, быстротечное, вечное, далекое, короткое, мимолетное, наивное, невозвратимое, невозвратное, недолгое, недолговечное, незабываемое, неизгладимое, неповторимое, первое, полузабытое, прошедшее, раннее, туманное, утраченное, беззаботное, безмятежное, безоблачное, беспечальное, беспечное, беспокойное, благополучное, благородное, блестящее, бурное, веселое, взволнованное, вольное, горячее, дерзкое, дивное, жаркое, живое, жизнерадостное, здоровое, златое, золотое, искрометное, кипучее, кипящее, легкое, мятежное, мятущееся, нежное, неомраченное, пламенное, прекрасное, прелестное, пылкое, радостное, радужное, резвое, светлое, свободное, счастливое, тревожное, цветущее, чистое, чудесное, чудное, яркое, солдатское, фронтовое, жизненное, незабываемое, ласковое, тихое.Бедное, безотрадное, безрадостное, бесполезное, бесприютное, горестное, горькое, грустное, затруднительное, дурное, несчастливое, несчастное, омраченное, печальное, суровое, трудное, тяжелое, унылое, хмурое, безрассудное, безумное, беспутное, буйное, неразумное, нескладное, ошибочное, порочное, преступное, сложное, стеснённое, разгульное, хмельное, бездомное, голодное, горемычное, изуродованное, невеселое, нелегкое, обездоленное, рваное, сиротливое.

Делаем вывод

Многие интересуются, можно ли предотвратить возрастные кризисы, каким-то образом их обогнуть? Каждый период имеет свои возрастные особенности развития личности, и, к счастью, этих этапов не избежать никому. Наличие кризиса говорит о переходе на новую ступень – развитие личности на разных возрастных этапах толкает человека на новый уровень. Этапы развития проходят у каждого по-своему и в свое время – наука не привязывает их к определенному возрасту, все даты условны.

Тематика: Личностный рост, Самореализация, Детская психология, Развитие детей, Для школьников

Юность и ранняя взрослость

Юность имеет условные возрастные границы. Большинство ученых придерживаются мнения, что юность, предшествующая ранней взрослости, длится до 22-25 лет. В это время ведущей деятельностью является интимно-личностное общение. Организм завершает физическое развитие, рост замедляется. Главной психологической задачей этого возраста является поиск своего места в мире. Зарубежные психологи, например, Э.Эриксон, называют этот процесс поиском идентичности. Отечественные исследования называют его самоопределением, самопознанием. Этот процесс должен получить свое завершение к 21-25 годам, чтобы человек мог приступить к решению других жизненных задач.

Ранняя взрослость, или молодость – это период от 21-23 до 30 лет. Главными особенностями этого возраста является быстрое когнитивное развитие на фоне все большего замедления физического роста. Человек учится быть независимым, брать на себя ответственность. Другим признаком взрослости является появление новых черт характера – твердости, решимости, надежности. Молодость – это время создания семьи. Оно наиболее оптимально для выбора спутника жизни и рождения детей.

Взросление как зрелость мозга

Ситуация, когда молодые люди учатся до 21–22 лет, вполне соотносится с современными научными представлениями о развитии мозга.

В возрасте 22–23 лет наш мозг уже практически полностью сформирован, по утверждению Стейнберга, исследователя развития мозга и подросткового периода. Это не означает, что после достижения этого возраста мы уже не можем обучаться. Еще как можем! Нейропластичность остается с нами на протяжении всей жизни. Однако нейропластичность взрослого отличается от таковой у подростка, у которого идут мощные процессы образования новых и отмирания старых связей. Во взрослом возрасте всё еще возможны некоторые изменения, но нейронная структура уже не меняется.

Легкое взросление как историческая аномалия

Исследователь образования Роберт Хевигхерст утверждал, что существуют некоторые вполне конкретные «задачи развития», которые необходимо решить: найти партнера, научиться с ним / с ней жить, завести семью, воспитать детей, получить профессию, обзавестись домом. Это традиционные взрослые роли, которые можно увидеть в любом семейном ситкоме и которые, как считается, современная молодежь не разделяет и не ценит.

Хевигхерст разрабатывал свою теорию развития в 40–50-е годы, поэтому она ожидаемо была продуктом своего времени. Экономический послевоенный бум приблизил взросление, сделал его доступным: молодым мужчинам хватало работы, а образования для многих должностей не требовалось, и на эти деньги вполне можно было прокормить семью. А общественные взгляды того времени давали приоритет необходимым признакам благополучия: работа, жена, дом, детишки.

Однако этот период был лишь исторической аномалией. Минтц пишет:

А чтобы жениться, многим молодым мужчинам приходилось ждать смерти отца, чтобы получить наследство. По крайней мере, сегодня свадьба не требует летального исхода одного из родственников.

Золотой век простого взросления долго не продлился. Уже с 1960-х возраст вступления в брак стал увеличиваться, а законченное среднее образование стало необходимостью. Общество до сих пор ценит старые маркеры, но для их достижения уже нужно стараться гораздо больше.

Дженсен Арнетт подмечает удивительную вещь:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]