Человеческая душа была предметом изучения с древнейших времен. Великие мыслители античности изучали поведение и реакции людей, но обыватели тоже делали свои выводы. Они трансформировались в поговорки и пословицы, сказки и предания с глубоким смыслом. Их изучение дает понимание, что такое житейская психология
.
Личный опыт, верования, мировосприятие — основа житейской философии. Она формируется в процессе наблюдения за поведением других людей, а также в попытке сделать вывод о его причинах и закономерностях. Житейская философия стала базой для формирования психологической науки, которая оформилась в отдельную отрасль только в конце 19 столетия.
Что такое житейская психология
Понятие “житейская психология” часто ставится в один ряд с мудростью и богатым опытом. Когда человек говорит о том, что он сам себе психолог, то он опирается на умозаключения и факты, полученные в результате собственных действий, а также на опыт, накопленный другими людьми на протяжении многих поколений. Этот опыт передается через:
- традиции;
- верования;
- изречения, пословицы, поговорки;
- притчи.
Знания
о жизни, о тех сложностях и победах, с которыми пришлось столкнуться другим людям, позволяет понять, как в большинстве случаев действовали и какие результаты они получали. Такое понимание может быть очень практичным в некоторых ситуациях.
При этом житейская психология дает иллюзию, что опираясь на накопленный другими опыт, можно правильно выстроить стратегию собственной жизни. На самом деле, чужой житейский
опыт не всегда применим к конкретной ситуации. Приемы, которые эффективны для одного человека, могут не подойти другому.
Знания житейской психологии помогает общаться с родными, друзьями, посторонними людьми в обыденной
жизни. Но, если человек не знаком с закономерностями функционирования психики, то он может испытывать дискомфорт и сталкиваться со сложными ситуациями в коммуникации.
В житейской психологии все выводы строятся на основе размышлений о конкретной ситуации. Обычно эти выводы очень поверхностные, поскольку кажется, что причина происходящего очень проста. Так, в “мудрых” пословицах утверждается, что:
- сор из избы не выносят;
- не зная броду — не лезут в воду;
- молчание — золото;
- скромность — украшение.
Критическое рассмотрение справедливости этих утверждений показывает, что для сегодняшней жизни они не актуальны. Подобные установки были сформированы еще в древние времена под влиянием ярких психических проявлений. На них повлияли:
- эмоциональные состояния — аффекты, страх, фрустрация, тревога;
- личностные характеристики — высокая или низкая степень стрессоустойчивости, трудолюбие, сопосбнсоть опираться на собственные силы, првдивость или лживость, эгоцентризм или альтруизм.
В житейской психологии нет системности, поскольку в ней отражаются и объясняются только отдельные грани жизни людей. Это объясняется тем, что формирование взглядов на жизнь происходило в условиях отсутствия адекватных методов изучения действительности.
Житейская психология может соответствовать узким запросам определенного сообщества, привязанного к месту или связанного родственными узами. Выработанная на основе личного опыта, она всегда практична и дает ответ на вопрос о том, как поступить в той или иной ситуации. Но для универсального применения большим количеством людей жизненная психология неэффективна.
Методы получения информации
Существует суждения, которые звучат убедительно, но ставятся скептиками под сомнение. Окружающих привлекает яркость, убедительность, новизна выражений. Они не обращают внимания на опровергающие факты, которые предоставляют опытные исследователи.
Среди научных понятий больше обоснованной информации, чем среди житейских знаний. Распространенные домыслы:
- Проклятие, наложенное на род снимается вымаливанием прощения у мертвого.
- После потери близкого родственник обязательно получит сильную психологическую травму.
- Детские психотравмы могут мешать вести нормальную деятельность, развиваться.
- Не имея материнской любви, полноценная личность не будет сформирована.
Научная психология
Психология, как отрасль научного знания, занимается изучением и толкованием закономерностей работы психической сферы человека. В научной
психологии на передний план выходят:
- общие закономерности;
- факты, подтвержденные эмпирическим путем;
- разработка методов исследования;
- анализ результатов.
Научная психология обладает набором методов, позволяющих измерять различные психологические
процессы, проверять результаты. Научный подход отличает ориентация на академические знания и научное мышление. Все
познания
и методы, применяемые в работе психолога:
- четко структурированы;
- рациональны;
- основываются на проведенные эксперименты и профессиональное наблюдение.
Задача психолога в работе с клиентом или группой людей — придерживаться максимальной объективным. При этом интерпретировать сведения, полученные во время работы или эксперимента, специалист может в рамках определенный модельности, выбранной им. Такие интерпретации могут быть в большей или меньшей степени субъективными.
Научная психология оперирует понятиями, которые отражают самые важные свойства индивидов, явлений, предметов, взаимосвязи между ними. Научный психолог оперирует стандартизированной терминологией, возможность пользоваться метафорами у него ограничена. Многие понятия из научной психологии звучат так же, как в житейской, но они отличаются по смыслу.
Методы получения информации
Существует суждения, которые звучат убедительно, но ставятся скептиками под сомнение. Окружающих привлекает яркость, убедительность, новизна выражений. Они не обращают внимания на опровергающие факты, которые предоставляют опытные исследователи.
Среди научных понятий больше обоснованной информации, чем среди житейских знаний. Распространенные домыслы:
- Проклятие, наложенное на род снимается вымаливанием прощения у мертвого.
- После потери близкого родственник обязательно получит сильную психологическую травму.
- Детские психотравмы могут мешать вести нормальную деятельность, развиваться.
- Не имея материнской любви, полноценная личность не будет сформирована.
Различия житейской и научной психологии
Хотя житейская и научная психология тесно связаны, они имеют и различия. Оба направления нацелены на максимально глубокое понимание психики человека, процессов и явлений, вызванных разными психическими состояниями.
Очень четко выделила отличия
двух психологических направлений Юлия Гиппенрейтер.
- Житейская психология оперирует конкретными знаниями, научная — закономерностями.
Для решения конкретной проблемы в житейской психологии человек обращается за советам к другим людям, выслушивает разные мнения и принимает решение. К реальным положительным изменения такая стратегия приводит очень редко — каждый из советчиков, высказываясь по поводу запроса, опирается на свой собственный опыт, но он зачастую не подходит другому человеку.
Если же обратиться к психологу, работающему на научной основе, то поиском решения занимается сам человек, который нуждается в этом. Психолог не советует и не указывает, как поступить. Он выслушивает, выявляет причины затруднений, помогает увидеть проблемную ситуацию в новом ракурсе, опираясь на знания о закономерностях психических процессов задает вопросы, которые позволяют найти оптимальное решение.
- База житейской психологии — обыденный опыт, научной — эксперименты.
Ежедневные события заставляют человека ограничиться наблюдениями и поиском ответа на вопрос: “Как действовать, чтобы добиться цели?”. В научном подходе применяется другая схема. Она включает экспериментальное исследование, теорию и практику. Для решения запросов клиентов научные психологи применяют методы с доказанной экспериментальным способом эффективностью.
Например, человеку доставляет большой дискомфорт то, что, разговаривая с более взрослыми коллегами, он краснеет, смущается, опускает глаза. Житейская психология в такой ситуации советует во время общения смотреть между бровей собеседника, а не прямо в глаза. Научная психология помогает найти причину такого поведения, выявляет истоки подобной реакции, учит, как справляться с собственными эмоциями, определять и грамотно использовать собственные ресурсы для эффективного взаимодействия.
- Основное
отличие житейской психологии в том, что базой для нее является интуиция, для научной — осознанность и рационализм.
Интуиция — это способность обрабатывать информацию неосознанно, не прибегая к логическим размышлениям и доказательствам. Если в житейской психологии выводы строятся на интуиции, то в научной этот феномен тоже может использоваться. При этом психологи всегда проверяют интуитивные догадки экспериментальным методом, проводят анализ
полученных результатов, ищут логические связи.
- Знания в научной психологии передаются путем формирования базы терминов, использования их в специальной литературе. В житейской психологии возможность передачи знаний ограничена.
Кратко
объяснить это отличие можно, если вспомнить, как передается “жизненный опыт”.
Соотношение
знаний, которыми представители старших поколений могут поделиться с младшими, намного меньше чем тот объем, которым младшие овладевают во время учебы. Научные знания накапливаются в виде четких терминов, определение, законов. Передаются они через научную литературу.
- Базой для научных знаний является большой объем фактического материала. Ни один человек не обладает таким большим объемом материала, как наука.
Все нюансы, которые отличают житейскую психологию от научно
й, не ставят эти два направления в оппозицию друг к другу. Житейская психология обладает большим потенциалом, но проблема заключается в том, что информация от других людей (в виде советов, рекомендаций) эффективна только для них и часто не подходит к ситуациям, в которых оказываются другие люди. Важность житейской психологии в том, что она, как и научная, может заставить задуматься, переосмыслить психические явления и события.
Особенности
Ученье о внутренней составляющей человека в качестве некой формы житейского знания зародилась давно, практически одновременно с зарождением человеческого социума. Накопление жизненного багажа знаний и повседневного опыта в последующем стало фундаментом для зарождения науки психология, опирающейся на научные факты.
Таким образом, житейская психология являет собой знания, накапливаемые в процессах бытия и используемые в жизнедеятельности. Она включает досужие рассуждения, людские наблюдения, личные умозаключения касательно определённой ситуации. Например, малыши прекрасно умеют манипулировать близкими взрослыми, но подобные действия не срабатывают с чужими людьми.
Ниже приведены особенности житейской психологии:
– иррациональность выводов (практически всегда заключения совершаются людьми интуитивно);
– ограниченность и ошибочность обобщения (часто люди ошибочно все подобные обстоятельства сводят к одной типичной ситуации, например, если человек одевается неформально, то его автоматически бабушки, отдыхающие под подъездами, относят к преступным элементам);
– убеждения основываются на субъективных переживаниях, страхах;
– суждения обусловлены слухами, настроениями, модой;
– знания основываются на случайности обстоятельств, размышлениях;
– недостаточность культурного уровня рассматриваемого варианта психологии, приземлённость суждений нередко с примесями суеверий.
Ещё одна характеристика житейской психологии заключается в подаче людьми своих «открытий» в качестве истины. Люди обычно убеждены в собственной правоте, считая себя лучшими психологами, грамотными учителями, сведущими наставниками. Ярчайшим примером этому служат блогеры либо известные ведущие популярных «мыльных» телепередач. Они подают информацию не в качестве личных измышлений, а в качестве единого и непреложного факта. Они убеждены в собственной правоте, хотя их знания поверхностны, а умозаключения базируются исключительно на собственном опыте, который всегда субъективен, поэтому информация, которую они несут в массы, не может служить ориентиром либо поведенческим паттерном для всех людей.
Сходство научного и житейского направления психологии
Житейская и научная психология
схожи в том, что помогают человеку лучше понять себя и окружающих. В практической психологии используются принципы обоих .
Основные характеристики,
отличающие направление, в котором применяется житейский и научный подхода:
- используется житейское наблюдение, изучение научными методами;
- выдвигается теоретическая гипотеза, затем она проверяется в естественных бытовых ситуациях;
- психолог фиксирует широту использования исследуемой особенности.
Синтез двух направлений широко применяется при изучении влияния группы на отдельный индивидуум, взаимосвязей между участниками группы.
Использование методов научной и житейской психологии помогает выявлять межгрупповые и межличностные способы взаимодействия, определять поведенческие особенности, у
никальные характеристики личности.
Оба направления — житейская и научная психология, — дополняют друг друга. Если в житейской аккумулирован опыт одного человека, то в научной обобщены знания о закономерностях функционирования психики множества людей.
Ирина Шербул
Способы проверки
Житейские знания доказывают свою состоятельность лишь с течением времени, а то, что утрачивает свою актуальность, постепенно забывается. Кроме того, их правильность подтверждается личным опытом, а не научно регламентированными экспериментами.
В науке исследователь целенаправленно моделирует необходимые условия, а не ждет благоприятного стечения обстоятельств. Это позволяет изучать во всей полноте, интересующее явление, изменяя характеристики экспериментальной среды.
За счет того, что научные знания накапливаются и систематизируются информация о том или ином объекте, явлении становится комплексной и разнообразной. Полученный материал продолжает осмысливаться и анализироваться, становясь благотворной почвой для его расширения и возникновения новых научных дисциплин.
Общая психология развивается благодаря совершенствованию и обогащению отдельных ее отраслей. Житейское знание не имеет единой системы и такой особенности.
Структура психических явлений
Психические процессы
Психические состояния
Психические свойства
Познавательные Ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание
Подъем, угнетенность, страх, бодрость и др.
Направленность, темперамент, способности, характер
Эмоциональные возбуждение, радость, негодование, злость и др.
Волевые
принятие решений, преодоление трудностей,
борьба мотивов, управление своим поведением
Психические процессы
выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Пс.процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым относятся параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса.
На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений, навыков.
В свою очередь, психические процессы делятся на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые.
К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь, внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе
Вы обращали внимание на то, что одни события у вас остаются в памяти надолго, а о других вы забываете на следующий день, а иная информация может остаться для вас незамеченной. Это связано с тем, что любая информация может иметь или не иметь эмоциональную окраску, т.е
может быть значимой или не значимой. Поэтому наряду с познавательными процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы.
Мы вправе полагать, что если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции, то это благоприятно сказывается на его деятельности и состоянии, и, наоборот, отрицательные эмоции затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее бывают исключения.
Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград.
Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей.
Иногда выделяют как самостоятельную группу — неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания.
Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний.
Психические состояния
характеризуют состояние психики в целом. Они имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью, интенсивностью.
В тоже время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность.
К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость.
Следующий класс психических явлений – психические свойства личности –
характеризуется большей устойчивостью и большим постоянством.
Под психическими свойствами личности
принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности, характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.
Явления, изучаемые психологией, связаны не только с конкретным человеком, но и с группами.
Психические явления, связанные с жизнедеятельностью групп и коллективов, подробно изучается в рамках социальной психологии.
Таким образом, предметом психологии являются психика и психические явления как одного конкретного человека, так и психические явления, наблюдаемые в группах и коллективах.
4.Становление психологической науки. Основные этапы ее
развития.
Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Но собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно научная психология начала складываться и того позднее — на рубеже XIX-XX вв. Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки.
I этап (IV в. до н.э. — середина XVII в. н.э.) психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т.п. На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования, а пользовалась философским методом логических рассуждений.
II этап (середина XVII в., — середина XIX в.) — психология как наука о сознании. Возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой (метод интроспекции) и описание фактов. Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания.
III этап (середина XIX в. — середина XX в.) — психология как наука о поведении.
С 60-х гг. XIX в. начался новый период развития психологической науки. В это время возникает много разных «психологий» со своими принципами и языком; первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего существуя в противопоставлении друг другу (на современном этапе эти течения — в их нынешних вариантах — часто стремятся, если не к объединению, то к заимствованию методов, понятий и пр.). Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. Происходит трансформация предмета психологии, представления о «душе» и «сознании» оказываются недостаточными. В этот период зарождается психология не только теоретическая, но практическая.
IV этап (середина XX в. по настоящее время) психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики До середины XX века в психологии сформировалось большое количество конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм, которые реализовали потенциально логически возможные версии понимания предмета и метода психологии. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения такого множества столь различных парадигм. Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм. Продуктивный выход из кризиса состоит не в доминировании какой-либо одной парадигмы, не в слиянии трудно совместимых логически парадигм, а в эволюционном процессе выработки психологическим сообществом согласованного мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии.