«Не хочу ничего решать»: инфантилизм как проблема для окружающих


Инфантил – ребенок внутри взрослого

Что представляется нам, когда мы слышим фразу «инфантильный человек»?

1. Безответственный, склонный к необдуманным поступкам, одним словом, взрослый, который не желает взрослеть или не может обойтись без посторонней помощи. Он не осознает последствия своих решений, не задумывается к чему приведут его необдуманные действия. Что уж говорить, он как ребенок: не понимает запретов, когда чего-то очень хочется.

2. Многие из инфантов скорее полезут в драку для отстаивания своих интересоввместо того, чтобы просто обсудить проблему.

3. Инфантилы придумают массу оправданий для ничегонеделания. Они ищут виновных в провалах. Переводят стрелки на кого угодно, только бы не смотреть на себя. Диалога с такими людьми не построить, потому что выходит, что меняться должны окружающие люди, условия вокруг, кто угодно, но только не инфантил.

Любой психотерапевт скажет, что инфантилам иногда сложно помочь. Взрослые люди жертвуют своей гордыней для того, чтобы построить здоровые, надежные и прочные отношения. Проблемы решаемы, если партнер признает ошибки и хочет меняться. Но инфантилы не способны к переменам, поэтому их общение с окружающими, как и со второй половиной, напоминают дешевый спектакль. Они со злостью будут говорить о том, насколько партнер неадекватный, не смотря на себя со стороны. Однако, если ваши старания убедить инфинтила поработать над собой увенчаются успехом, они все равно будут сидеть и ждать, когда все-таки окружающие подстроятся под их капризы. Этого, естественно, не происходит, проблемы углубляются, и жизнь инфантилов становиться еще сложнее.

Простой

Гармонический простой психический инфантилизм характеризуется довольно равномерным отставанием, влияющим на социальную адаптацию. Средняя задержка составляет 1-3 года. Больные выглядят младше своего возраста. Они живые, любознательные, но легко отвлекающиеся, непостоянные, неспособные к длительному сосредоточению даже в сфере своих интересов.

Дети подолгу играют, но быстро устают, когда приходится выполнять задания, требующие терпения, волевых усилий и интеллектуального напряжения. При начале обучения в школе тяжело реагируют на стандартные задания. На фоне перегрузки возможна невротизация.

Течение достаточно благоприятное. Симптомы нивелируются или исчезают по достижении 10 лет. Однако некоторые специалисты считают, что наблюдаемая динамика не обязательно указывает на полную гармонизацию психики. У взрослых существует повышенная вероятность формирования акцентуаций характера.

Критерии поведения инфантильного человека

  • Работа. Из-за того, что эти люди неожиданно все бросают, забывают о своих обещаниях и обязательствах, сотрудничать с ними невозможно. Они, как дети, непоследовательны, внезапно изменяют планы ради своих фантазий, оставляя партнера с кучей проблем.
  • Отношения. Инфантильным людям необходима «волшебная рука», которая будет мотивировать, решать возникающие проблемы и определять задачи. Также как родители для ребенка. Оно и понятно, что в детстве ребенок полагается на опыт и мудрость родителей, которые будут решать бытовые проблемы, а он будет дальше жить припеваючи. Однако неповзрослевший ребенок не способен взять в руки ответственность за то, что происходит вокруг во взрослой жизни.
  • Мышление. Инфантильные люди не любят разбираться в чем-то досконально. Вникать, изучать – это не про них. Инфантилы слушают советы других, в особенности, если они не требуют лишних усилий. Рекламные услуги, магазины на диване, финансовые пирамиды, яркие движения вызывают у них полный восторг. Они не задумываются о механизмах работы, подобных организаций, и отнесут все свои сбережения мошенникам, а потом удивляться, как их так обманули.
  • Обучение. Инфантильному человеку хочется красивой, яркой, сказочной жизни, но она сама должна их найти. В сравнении с инфантилами, взрослые люди не просто предаются мечтам, а строят свою жизнь. Потому что для достижения успеха, важно учиться и постоянно преодолевать неприятные сюрпризы судьбы.
  • Ответственность. Инфантилы не в состоянии позаботиться о близких. Они легкомысленны и безответственны. Легко заводят домашнего питомца, а после бросают на улице, как наиграются. Но беда в том, что к продолжению рода такие люди подходят также несерьезно. Они могут случайно перебрать на вечеринке, а потом вдруг–неожиданная беременность. Конечно, аборт делать грех, значит, будем рожать. Или же они делают детей потому, что так заведено. Как заведено? Кем? Нужно-ли вообще? На такие вопросы ответа не дождетесь.
  • Уборка. Следующее, что замечается за инфантильными людьми – это бардак. Инфантил не будет наводить порядок дома, на улице или где-то еще. Ему и так комфортно, знает, что где бросил. Есть даже специально отведенный угол для мусора. А это отражение того, что происходит в мозгах, где не под силу разобраться иногда даже состоявшемуся взрослому человеку.


Причины инфантилизма: как взрослые становятся детьми?

Причина №1: инфантильные родители.

Эта проблема передается из поколения в поколение, но не через гены, а попросту, потому что дети принимаю модель поведения своих инфантильных родителей. Правда, иногда родители ведут настолько безумный образ жизни, что их детям приходится страдать. В этом случае родители станут отрицательным примером, показывая, что так жить нельзя.

Причина №2: чересчур заботливые и беспокойные родители.

Они оберегают своей гиперопекой ребенка от всех возможных трудностей, не дают сталкиваться с жизненными трудностями, которые так необходимы для взросления. Чрезмерная забота о своем ребенке, попытка уберечь от боли и страданий – это не любовь. Это прямая дорога к пожизненной опеке взрослого ребенка. Она причиняет только вред.

Причина №3: система служения.

Детский сад, школа, университет помимо важных знаний учат человека правильно воспринимать жизнь. Правильно для системы, но не всегда для самого человека. Смысл в том, что человеку-ребенку внушают, что о нем всегда кто-нибудь заботится, что ему нужно рассчитывать на других. Для этого есть специалисты, разного рода чиновники, лидеры. Так система привязывает к себе человека, чтобы получить в его лице преданного слугу.

Причина №4: монопрофильность.

Распределение большинства важных дел по другим людям снимает с человека дополнительную нагрузку. Оно лишает возможности развиваться инфантила всесторонне, нести ответственность за остальные сферы его жизни. Для развития до уровня зрелого человека нам необходимо усложнять жизнь, подвергаться небольшому стрессу, который поможет созреть психике.

Психологическое слияние с родительской семьей

Причиной инфантилизации молодежи часто выступает незавершенная сепарация от родителей. Под этим термином понимается расставание с близким, с которым человек находился в психологическом слиянии.

Чаще всего речь идет о матери. Если взрослеющий ребенок отделяется от родителей, происходит становление личности. Он постепенно начинает совершать самостоятельные поступки, берет принятие решений на себя.

Фото kelli mcclintock on Unsplash

Если сепарация завершается успешно, молодой человек обретает самодостаточность, становится взрослым. «Ребенок вырос, а родители и не заметили». Это можно сказать сегодня по отношению к молодым людям в нашей стране.

Ведь есть немало условий, мешающих завершиться сепарации. Невысокие доходы, сложности при трудоустройстве, неизвестность — все это мешает развиваться. Дети достигают возраста совершеннолетия, но остаются зависимыми от родителей.

В некоторых семьях ребенок является «центром вселенной», и все другие родственники вертятся около него, как планеты вокруг светила. Но приходит время выпустить чадо из родного гнезда.

Фото Daniel H. Tong on Unsplash

Например, для выезда на учебу в другой город, прохождения военной службы. Ради работы, в конце концов. Вся семья остро переживает этот момент. Возникает «синдром гнезда, из которого улетел повзрослевший птенец».

Современная культура не имеет традиций, которые инициируют получение нового статуса в социуме. Нередки ситуации, когда в жизнь уже женатого «ребенка» продолжает вмешиваться мать; или отец взрослой женщины диктует ей, как одеваться и с кем встречаться.

Инфантилизм излечим, если сам человек признает эту проблему

Избавиться от инфантилизма – значит сделать все, чтобы человек начал работать над собственным развитием. Самостоятельно, без посторонней помощи это не всегда возможно. Ведь дети на то и дети, что в некоторых вещах им нужна помощь и поддержка взрослых и опытных людей. Поэтому инфантильным людям помощь необходима. А это значит, что правильно учить их самостоятельности, правильно толкать их к тому, чего они избегают больше всего на свете, к трудностям.

И здесь в первую очередь нужна мотивация к такой работе. Человек мотивируется двумя вещами – болью и удовольствием. Если интереса к развитию, к учебе, к труду у человека нет и его не удается пробудить, если желание достичь высот не просыпается, тогда остается только одно – заставить его страдать, испытывать боль, лишения, чтобы он начал развиваться не по желанию, а по необходимости. Здесь важно не перестараться, чтобы не сломать человека. Ведь психологический возраст у всех разный и учитывать его – сложная задача. Поэтому не получится разом наверстать все то отставание в развитии, которое складывалось годами. Каждый человек получает такую нагрузку, которую способен выдержать на этом этапе собственного развития. Это касается его физического, психического и умственного развития.

Во вторую очередь можно обратиться к помощи профессионалов. Психотерапия как нельзя лучше чувствует настрой человека и помогает изменить собственные взгляды на жизнь. Посмотреть на себя со стороны, признать недостатки. Неизвестно, какие испытания свалятся человеку на голову в будущем. И если он не будет к ним готов из-за собственной инфантильности, то для него все закончится печально.

Так что мы сами решаем, насколько наш жизненный путь правильный. Поэтому, если ваше мнение по проблеме инфантилизма не совпадает с тем, что здесь написано, это не значит, что вы не правы. Важно решить для себя, к какому мнению стоит прислушаться.

Симптомы

Инфантильные дети отличаются повышенной внушаемостью, беспечностью, несамостоятельностью, неспособностью принимать на себя ответственность и непониманием ее сути. Пациенты предпочитают игру любым другим видам времяпрепровождения (учебе, участии в делах семьи, помощи старшим, самостоятельному изучению нового, занятиям в кружках и секциях). Им трудно прилагать волевые усилия, сдерживать чувства, подчинять свое поведение требованиям учителей и родителей.

Характерными особенностями являются низкая заинтересованность в исследовании мира, слабость мотивации, склонность к чрезмерному слиянию с матерью, отсутствие потребности в самостоятельности. В раннем возрасте на запаздывающее созревание отделов мозга, отвечающих за возникновение и контроль эмоций, указывают склонность к генерализации реакций на раздражительности, расторможенность и гиперактивность при недостаточном формировании тонких моторных актов. Детали клинической картины определяются типом расстройства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]