Копинг-стратегии в психологии – что определяет поведение человека во время стресса?


Хронический стресс является актуальной проблемой для многих мужчин и женщин. Результаты многочисленных исследований показывают, что улучшение качества и комфорта жизни не снижает стрессовое воздействие на психику. Жизнь в больших городах, тяжелая работа, семейные отношения и другие аспекты жизни требуют постоянной адаптации психики к новым условиям. Человеку ежедневно нужно справляться с определенными трудностями. При этом ресурсы стрессоустойчивости у всех разные. Копинг-стратегии в психологии стресса играют важную роль в снижении негативного воздействия на психоэмоциональное состояние.

Что такое копинг-стратегии

Это последовательность или совокупность действий, направленных на снижение стрессового воздействия. В отечественной психологической практике этот адаптационный механизм называют переживанием или преодолением неблагоприятного воздействия стресса. В общем смысле копингом можно назвать любые способы защиты психоэмоционального состояния во время решения каких-либо жизненных проблем, будь то поиск работы или общение с окружающими людьми.

Адаптивные копинг-стратегии являются естественными защитными механизмами психики, то есть все люди в течение жизни используют этот способ защиты от стресса. Например, к простым методам улучшения психического состояния относят юмор, отвлечение, публичное выражение эмоций и избегание определенных ситуаций. Несознательное использование таких стратегий показывает, что копинг является продолжением рефлекторной деятельности головного мозга. Также существуют специально разработанные методы адаптации к стрессу, используемые в психотерапевтической практике.

Различные психологические защиты важны в повседневной жизни, поскольку любой человек каждый день сталкивается с трудностями. Незначительный стресс может возникать даже в привычной обстановке. Неумение управлять своим эмоциональным состоянием может быть предпосылкой к возникновению последствий хронического стресса. Так, считается, что нарушение механизма психологической адаптации является причиной формирования тревожного невроза, депрессии и других расстройств.

Диагностическая методика для определения стратегий

Для того чтобы определить, какой именно стратегией пользоваться в той или иной ситуации, ее необходимо диагностировать. Диагностическая методика была разработана ученым-психологом Амирханом. Он разделил механизмы решения проблем на 3 группы:

  1. Самостоятельное разрешение ситуации;
  2. Поиск помощи у других личностей, в том числе психологической;
  3. Самоустранение от стресса.

Выученная беспомощность — что это такое за состояние

Любой человек должен знать и применять все три стратегии в жизни, ведь уровень стресса определяет только он сам. Для кого-то ситуация решится без помощи социума, в другом случае человек самостоятельно не сможет с ней справиться. Во втором варианте он будет использовать второй или третий механизм по устранению проблемы.

Обратите внимание! При использовании индивидом диагностических методик для определения дальнейших поведенческих реакций копинг-стратегии являются осознанными и произвольными. Личность самостоятельно оценивает и берет ответственность за каждое свое действие.

Диагностирование можно проводить самостоятельно, с помощью онлайн-приложений, а также в этом может помочь психолог, если стрессовая ситуация длительна и несет угрозу психическому здоровью индивида.

Историческая справка

Изучением психологической защиты в течение последних двух столетий занимались врачи и психологи. Эта область знаний неразрывно связана с развитием психиатрии и нейрофизиологии. Открытие копинг-стратегий помогло ученым понять причины возникновения некоторых заболеваний и разработать продуктивные методы психотерапии. Сегодня разнообразные адаптационные техники используются в когнитивно-поведенческой терапии и других методах лечения психических расстройств.

Взгляды ученых на явление:

  • В середине 20 века немецкий психоаналитик Карен Хорни разрабатывал свою теорию психологической защиты от ежедневных трудностей, опасных ситуаций и межличностных конфликтов. Ученый открыл несколько стратегий адаптации. Так, одна из них заключается в принятии компромиссов, позволяющих разрешать конфликтные ситуации. Карен также описал нездоровые механизмы защиты, приводящие к развитию неврозов. Так, например, речь идет о постоянном мысленном возвращении к неприятной ситуации.
  • Немецкий ученый Отто Фенихель занимался изучением копинг-стратегий в детском возрасте. Психолог пришел к выводу, что сознание ребенка постепенно привыкает к определенным реакциям и суждениям, спровоцированным нежелательными явлениями. Это своеобразный способ отвлечения от негативного события. Во время взросления этот метод модернизируется. Взрослому необходимо не только отвлекаться от стресса, но и постепенно принимать новую, менее комфортную реальность, где периодически случаются конфликты и происшествия.
  • Специалист в области психологии Хайнц Хартманн описал копинг-стратегии как один из способов выражения ядра личности (эго). Ученый описал постепенное развитие механизма в течение жизни. Согласно его теории, человек с первых лет жизни начинает преодолевать определенные трудности, «подпитывающие» условные рефлексы психологической защиты. К моменту взросления формируется устойчивый тип адаптации к негативным воздействиям.

Современное развитие копинг-стратегии в сфере психотерапии во многом связано с работами перечисленных выше ученых.

Типы психологической защиты

Копинг и психологическая защита – это механизмы, которые позволяют личности приспосабливаться к меняющимся внешним ситуациям, которые выступают как раздражители.

Эти механизмы сходны между собой, но имеют определённые различия

:

  • Копинг возникает в сознании человека, он может управлять поведением, менять тактику действий; а психологическая защита возникает в бессознательном и полноценно управлять ею невозможно.
  • Психологическая защита направлена лишь на снижение психоэмоционального напряжения, а копинг позволяет выстраивать эффективные отношения.
  • Копинг разворачивается постепенно в течение определённого времени; а психологическая защита происходит молниеносно, при этом наблюдается искажение реальности.
  • Копинг предполагает наличие определённых ресурсов, заложенных в нём, а психологическая защита свидетельствует об отсутствии ресурсов и гибкости сознания.

Также как и копинг, психологическая защита может быть представлена в различных видах

:

  • Вытеснение
    : человек забывает ситуацию, которая причиняла ему дискомфорт. Однако такой механизм не всегда надёжен, поскольку воспоминания могут вернуться вновь. И для эффективного забывания мозг тратит огромное количество ресурсов.
  • Проекция
    : это механизм, при котором собственные мысли и желания неосознанно приписываются другим людям; это позволяет снять с себя ответственность за поступки, которые кажутся «неправильными». К примеру, сильная ревность может быть следствием желания самому изменить жене.
  • Интроекция
    : это неразборчивое присваивание чужих мыслей, норм, правил себе, независимо от собственных желаний. В детском возрасте интроекция является нормальным механизмом, поскольку на ней основано всё воспитание и обучение (известно ведь, что дети всю информацию о мире воспринимают некритично); но во взрослом состоянии она может привести к неспособности иметь собственное мнение, чувствовать и мыслить самостоятельно, человек превращается в какого-то биоробота.
  • Слияние
    : в таком поведении граница между собственной и другой личностью исчезает, остаётся одно всеобъемлющее «мы». Такой механизм положительно себя проявляет в отношениях очень маленького ребёнка и его матери, поскольку он позволяет ребёнку выжить в первые годы своего существования. Но у взрослых людей слияние порождает исчезновение способности чувствовать, отношения лишаются страсти.
  • Рационализация
    : этот механизм побуждает искать причины неприятных ситуаций не в себе, а в каких-то внешних обстоятельствах. К примеру, человек, не сумев устроиться на интересующую его работу, старается убедить себя и других, что он сам не особенно-то хотел на неё устроиться, поскольку работа якобы нудная и неинтересная. Рационализация нередко проявляется как обесценивание.
  • Отрицание
    : это механизм, проявляющийся как попытка отрицать очевидные факты. Отрицание – это полный отказ от неприятной информации. Такое поведение напоминает действия маленького ребёнка, который думает, что если он закроет глаза и не будет смотреть на пчелу, то она исчезнет и не ужалит его. Естественно, от таких действий проблема не исчезает, и рано или поздно наличие проблемы приходится признать (хотя нередко к тому времени она уже оказывает на человека своё окончательное воздействие).
  • Регрессия
    : при этом личность приспосабливается к тяжёлой ситуации через возвращение к привычным с детства формам поведения – таким как плач, капризы, эмоциональные просьбы и др. Человек на бессознательном уровне усваивает, что такое поведение гарантирует выход из сложной ситуации, поскольку в детстве это действительно работало: ведь за него почти всё решали родители. Однако во взрослом состоянии регрессия обычно является показателем инфантильности, душевной слабости, неспособности найти успешную стратегию для решения проблемы.
  • Сублимация
    : механизм, при котором в попытке забыть травмирующую ситуацию личность переключается на какую-то другую деятельность, приемлемую в социальном отношении; чаще всего это творчество и спорт. Сублимация является продуктивным защитным механизмом, поскольку с её помощью общество получило множество великих произведений искусства и спортивных достижений.
  • Реактивное образование
    : в этом случае сознание защищает человека от неприятных побуждений, вырабатывая противоположные побуждения, причём часто в гипертрофированном виде. К примеру, человек считает, что недопустимо даже легонько шлёпать детей за шалости, а тех родителей, кто так делает, нужно сразу отдавать под суд (или расстреливать).

Стрессовые явления в психологии

Стрессом называют совокупность механизмов адаптации организма к негативным внешним и внутренним воздействиям. У многих людей этот термин ассоциируется с чем-то неблагоприятным, однако сам по себе стресс в психологии и физиологии считается способом защиты. Например, улучшение кровоснабжения скелетных мышц помогает адаптироваться к физическим нагрузкам. Опасная ситуация стимулирует деятельность головного мозга, благодаря чему индивид быстро находит способ решения проблемы. В то же время постоянная активация адаптационных механизмов (хронический стресс) считается негативным явлением.

Существует два основных вида стресса:

  1. Эмоциональные стрессовые явления — это способы адаптации человека к определенным ситуациям. В качестве примера можно привести агрессию, возникающую в ответ на нападение. В этом случае стресс помогает защитить себя и близких людей.
  2. Психологический стресс — почти всегда связан с межличностными взаимодействиями и ежедневными трудностями. В норме этот способ адаптации активирует когнитивную деятельность, улучшает внимание и самоконтроль. Если эта функция нарушена, возникают неблагоприятные последствия, включая хроническую тревогу, нарушение сна и снижение настроения.

Понятие стресса

Чтобы понять, как работают копинг стратегии, нужно разобраться в том, что им предшествует. В жизни человек сталкивается с множеством стрессоров, но не все они наносят вред его психофизическому состоянию. Различают два типа стресса:

  • эустресс – положительный стресс, вызванный счастливыми событиями и радостью;
  • дистресс – отрицательный стресс, вызванный потерей, переживаниями, эмоциональным или физическим истощением.

В современном обществе принято избегать стресса или игнорировать его проявления, но такие действия обязательно приведут к ухудшению психофизического состояния индивида. Наслаивание проблем вызывает хронический стресс, который влияет на работу внутренних органов и систем.

Стресс

В то время, когда человек испытывает влияние дистресса, его организм старается как можно быстрее от него избавиться. Именно так в психологии появился термин копинг стратегий. Методики совладания со стрессором описаны в работах многих психологов.

Копинг-стратегии с точки зрения психологии и физиологии

Главными регуляторными системами организма являются головной мозг и эндокринный аппарат. Головной мозг представляет собой отдел центральной нервной системы, отвечающий за поддержание жизненно важных функций и когнитивные процессы, включая память, интеллект и эмоции. Высший отдел мозга, называемый корой больших полушарий, обеспечивает мышление и выработку адаптивных стратегий. Эндокринный аппарат образован железами внутренней секреции, выделяющими регуляторные вещества (гормоны). Выработка этих веществ помогает организму подготовиться к изменению внешнего или внутреннего состояния.

Эндокринные процессы во многом определяют совладающее поведение. Было обнаружено, что основной гормон стресса (кортизол) вырабатывается в организме во время стрессовых ситуаций у мужчин. У женщин, напротив, уровень этого гормона снижается в аналогичной ситуации, однако при этом усиливается активность лимбических отделов головного мозга. Многие ученые считают, что именно эта разница определяет разные гендерные стратегии защиты от стресса. У мужчин основные адаптивные механизмы укладываются в рамки избегания или атаки, а у женщин в заботе и сопереживании.


Кортизол (основной гормон стресса) секретируется корой надпочечников

Мужская стратегия «бей или беги» активирует симпатическую нервную систему и способствует выработке адреналина. На фоне этих физиологических процессов улучшается физическая активность. Аналогичная реакция возникает в женском организме, однако уровень агрессии, как правило, ниже. Перечисленные гендерные механизмы описывают только простейшие или фундаментальные методы адаптации к стрессу. Существуют более сложные когнитивные функции, связанные с воздействием психологического стресса.

Подробнее об адаптационных механизмах

Фундаментальные стратегии совладания со стрессом базируются на физиологических изменениях, продиктованных деятельностью секреторных органов и отделов нервной системы. Существуют основные типы изменений в организме, определяющие множество психологических копинг-стратегий. Понимание этих процессов помогает улучшать адаптацию к стрессовым факторам.

Главные виды физиологических изменений:

  • Активация симпатической нервной системы и выработка адреналина при неблагоприятном воздействии

Например, охотник увидел недалеко от себя медведя. Адаптация организма заключается в изменении тонуса сосудов, улучшении работы мышц и усилении притока крови к определенным органам. Активируется деятельность головного мозга, благодаря чему индивид находит способ решения проблемы.

  • Активация парасимпатической нервной системы

Возникает обратный эффект, подготавливающий организм к отдыху. Индивид расслабляется, активность коры головного мозга уменьшается. Например, такие изменения возникают во время подготовки ко сну. Парасимпатическая регуляция играет важную роль в преодолении хронического стресса. Нарушение этой функции приводит к неблагоприятным изменениям в сферах психологии и физиологии.

Разные типы нервной и эндокринной регуляции — это предпосылки к появлению определенных копинг-стратегий.

Возникновение термина

Данный термин впервые возник в психологии во второй половине XX века. Его автором считается Абрахам Харольд Маслоу. Также это понятие встречается и в трудах Л. Мэрфи. Он использовал термин «копинг» в 1962 году, в процессе изучения способов преодоления стресса детьми. Через четыре года, в 1966 году, Р. Лазарус в своем исследовании «Психологический стресс и процесс совладания с ним» также использовал этот термин. Перевод данного слова – «совладать», «преодолевать», «бороться», «мериться», «справляться». Происходит термин coping, перевод которого был представлен выше, от английского глагола соре. В психологии понятие копинга давно связано с процессом совладания со стрессом, преодоления неприятных ситуаций и обстоятельств.

Копинг-поведение и ресурсы в психологии

Любая психологическая адаптация основана на переживаниях, мыслях и действиях человека в конкретный момент времени. Это могут быть осознанные и неосознанные рефлексы, активизирующиеся в стрессовых ситуациях. Непроизвольные стратегии обусловлены имеющимся у индивида опытом преодоления сложных ситуаций и сформированными условными рефлексами. В качестве примера можно привести избирательную память, позволяющую забывать неприятные события. Произвольные стратегии образуются в конкретный момент в ответ на какой-либо раздражитель. Индивид ищет новый способ решения проблемы.

Также существует такой термин, как копинг-поведение, определяющий способность адаптироваться к неблагоприятным условиям. Отсутствие такой психологической черты может быть серьезным нарушением. Отдельно в психологии выделяют неадаптивные копинг-стратегии, которые уменьшают воздействие стресса, но не помогают человеку справиться с трудностью. Так, некоторые мужчины и женщины предпочитают избегать стрессовых ситуаций и игнорировать необходимость искать способ решения проблемы. Избегающее поведение считается неблагоприятной чертой, поскольку такой подход снижает качество жизни.

Для поддержания копинг-поведения индивиду необходимы определенные ресурсы. Главным ресурсом является позитивное мышление, дающее возможность фокусироваться на положительных сторонах повседневной жизни. Важно понимать, что позитивное мышление не связано с избеганием проблемы. Напротив, эта стратегия помогает успешно преодолевать трудности и снижает нагрузку на нервную систему.

Дополнительные ресурсы включают творчество, адекватную самооценку, способность к сопереживанию и позитивные межличностные взаимодействия. При этом взаимосвязь с самооценкой играет важнейшую роль в адаптации.

Основные определения

Копинг-поведение – это действия, выполняемые человеком, направленные на преодоление стресса. Данный термин включает в себя когнитивные, эмоциональные, а также поведенческие методы. Они применяются для того, чтобы справляться с запросами обыденной жизни. Копинг-поведение – это также и управление эмоциями, стресс-менеджмент. К этой категории относят все стратегии, направленные на саморегуляцию поведения.

Классификация

Специалисты исследовали более четырехсот техник подавления стрессового влияния. Подход к классификации этого явления может быть разным. Некоторые психологи предпочитают разделять копинг-стратегии, сфокусированные на способах решения проблемы и адаптационные механизмы, связанные исключительно с эмоциональным состоянием. Другие разделяют прямые копинг-стратегии и типы избегающего поведения. В то же время существует общепринятая классификация, включающая хорошо изученные техники.

Основные виды копинг-стратегий:

  1. Активный поиск способов преодоления трудности, связанный с аналитическим мышлением. Это продуктивный вид копинг-стратегии, позволяющий индивиду спокойно решать возникшую проблему и не поддаваться негативным эмоциям. Используются произвольные и непроизвольные методы защиты психики.
  2. Метод конфронтации, предполагающий агрессивное и рискованное решение проблемы. В роли защитной реакции выступает уверенность в собственных силах.
  3. Метод принятия ответственности: индивид понимает, что только он может решить возникшую проблему.
  4. Избегающее поведение — неадаптивная копинг-стратегия, предполагающая дистанцирование от какой-либо трудности.
  5. Самоконтроль – подавление переживаний, мешающих найти способ решения проблемы.
  6. Позитивная переоценка. Выявление положительных сторон в возникшей ситуации и таким образом изменение эмоционального восприятия трудности.
  7. Получение помощи со стороны социума. Копинг-стратегия может заключаться в общении, помогающем выговориться и получить психологическую поддержку.

Важно определение оптимальной защитной реакции в конкретной ситуации. Многие виды психотерапии направлены на выявление способов борьбы со стрессовыми воздействиями и подбор более эффективных методик.

Примеры защитных реакций

Для каждого вида копинг-стратегии можно привести характерные примеры, демонстрирующие сущность защитной реакции:

  • Ребенок подвергся травле со стороны старшеклассников. Действия школьника начали высмеивать. Сформировалось избегающее поведение, при котором индивид сторониться компаний и предпочитает проводить время в одиночестве.
  • Одинокий мужчина ночью услышал громкий шум на кухне. Кратковременное чувство страха сменилось агрессией: он взял тяжелый предмет и направился на кухню с готовностью защищать свою жизнь и свою собственность. Другой копинг-стратегией в такой ситуации может быть попытка спрятаться.
  • Абитуриентка получила результаты экзамена и поняла, что не сможет поступить в университет. Девушка идет в гости к подруге и рассказывает ей о ситуации с целью получения психологической поддержки.

Следует учитывать, что реакция на стресс во многом зависит от половой принадлежности и воспитания. Гендер определяет некоторые стереотипы поведения в стрессовых ситуациях.

Совладание

Совладание происходит, как правило, без участия эмоциональной составляющей, но только в том случае, когда угроза для человека не оценивается им как реальная, например, когда он не соприкасается с предметами, не взаимодействует с людьми и т.д.

Каким был ни был защитный процесс, он всегда будет направлен на избавление человека от рассогласованности его побуждений и разобщённости чувств, предохранение его от получения и осознания болезненных и отрицательных эмоций и устранение напряжённости и тревоги.

Максимальная защита, дающая наибольший результат, в то же время является лишь мизерной долей того, на что вообще способно копинг-поведение. Эффективное применение копинг-стратегий способно повысить способность человека к адаптации, но лишь тогда, когда копинг-стратегии применяются осознанно, активно и в зависимости от конкретной ситуации.

Как улучшить ситуацию, если это необходимо

Для улучшения способов борьбы со стрессом рекомендуется обратиться к психологу или психотерапевту. Особенно важно получать профессиональную помощь при тревоге, снижении настроения и нарушении социальной адаптации. Психолог сможет подобрать оптимальный способ психотерапии. Во время первичной консультации пациентам обычно предлагают тест для изучения копинг-стратегий. Необходимо определить, какие методы пациент использует осознанно и неосознанно в повседневной жизни. Существуют несколько простых опросников.

Используемые тесты:

  • Методика определения индивидуальных копинг-стратегий Хайма.
  • Индикатор копинг-стратегий.
  • Опросник Лазаруса.
  • Опросник Вассермана и Гуменюка.

После определения индивидуального профиля защитных реакций специалист подбирает способ психотерапии. Психолог может помочь улучшить уже используемые копинг-стратегии или подобрать новые техники. Если пациент склонен к избегающему поведению, необходимо обучение адаптивным стратегиям.

Ресурсный подход

Как сказано выше, у каждого человека есть набор определенных ресурсов, помогающих контролировать ситуацию, чувства, эмоции. С их помощью можно сохранить психическое и физическое здоровье даже в самых тяжелых, можно сказать, критических ситуациях.

Эти ресурсы бывают внутренними и внешними. К первым относят врожденные способности, а также навыки и умения, которые были приобретены по мере взросления. Внешние — инструменты для борьбы со стрессом из окружающей среды, моральная и эмоциональная поддержка близких людей.

У каждого психолога свое мнение о ресурсах. С, Селингман считал, что для борьбы со стрессом самым важным является оптимизм. А, Бандура делал ставки на самоэффективность. Для других же важнейшим показателем считается жизнестойкость. Как бы там ни было, все эти качества влияют на формирование копинг-стратегий так же сильно, как меняющиеся обстоятельства.

Если в детстве не хватало материальных и социальных ресурсов, набор стратегий в будущем будет небольшим. Сузить их спектр человек может даже сознательно. Наглядный пример: нежелание взаимодействовать с окружающими людьми. Из-за этого не только уменьшается круг общения, но и становится меньше ресурсов среды.

Выбор адаптационных стратегий

Отдельные исследования показали, что разные личностные черты ассоциированы с определенными копинг-стратегиями. Так, неуверенные в себе и тревожные люди предпочитают избегающие и дистанцирующие техники психологической защиты. Холерики выбирают агрессивные и рискованные методы преодоления трудностей. Соответственно, специалисту нужно ориентироваться на возможности пациента. Также иногда требуется замена неустойчивой техники защиты другим методом. Например, в случае, если человек агрессивно реагирует на любые раздражители.

Наиболее универсальными и простыми методами адаптации являются позитивная переоценка, планирование и самоконтроль. Этим техникам можно обучить большинство пациентов. Часто рекомендуется сочетать такие способы адаптации с непродуктивными техниками, вроде отвлечения и дистанцирования. В этом случае человек сможет одновременно отвлечься от неприятных переживаний и найти способ решения проблемы в комфортных условиях. Важно не навязывать пациентам с неустойчивой психикой сложные типы копинга.

Самоизменение

Наконец, один из самых важных способов копинга является переоценка ценностей, а также самоизменение. Обстоятельства, в которых человек должен преодолеть конфликт, рассматривается как источник личностного роста, возможность приобретения опыта и изменения к лучшему.

Самовосприятие может измениться у такого человека в сторону представления о себе как об уверенной и сильной личности. Таким образом, кризис выступает в роли основы для изменения системы мировоззрения и ценностей, возможности приобщиться к новым философским либо религиозным воззрениям. Именно поэтому любой, даже самый неудачный опыт может иметь позитивный аспект – в том случае, если он будет служить базой для позитивных личностных преобразований.

Литература

на русском языке

  • Ашанина Е.Н. Психология копинг поведения сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России: диссертация на соискание ученой степени доктора психологически наук — Санкт-Петербург 2011. — 340 с.
  • Одинцова М. А. Механизмы психологической защиты подростков с установкой «жертва» // Вестник практической психологии образования. — 2008 — № 3. — с. 67 — 70.
  • Одинцова М. А. Семенова Е. М. Преодолевающие стратегии поведения белорусов и россиян // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. — С. 75 — 81
  • Одинцова М. А. Преодолевающее поведение лиц, объединенных схожим травматическим опытом // Известия Саратовского университета. Новая серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т.15. № 1. С. 104—110
  • Одинцова М. А. Психология жизнестойкости. М.: Флинта. 2015.
  • Семичев С. Б. Теория кризисов и психопрофилактика. — Труды / Ленингр. науч-исслед. психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева, т. 63. Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972, с.96-99.

на других языках

  • Ayers T.S., Sandier I.N., West S.G., & Roosa M.W. (1996). A dispositional and situational assessment of children’s coping: Testing alternative models of coping // Journal of Personality (англ.)русск., 64, 923—958.
  • Carpenter B.N. (1992). Issues and advances in coping research // Personal coping: Theory, research and application. Westport: Praeger. P.1-13.
  • Causey D.L., & Dubow, E.F. (1993). Negotiating the transition to junior high school: The contributions of coping strategies and perceptions of the school environment. // Prevention in Human Services, 10, 59-81.
  • Compas B.E., Forsythe, C.J., & Wagner, B.M. (1988). Consistency and variability in causal attributions and coping with stress // Cognitive therapy and research. 12, 305—320.
  • Compas, B.E., Malcarne, V.L., & Fondacaro, K.M. (1988). Coping with stressful events in older children and young adolescents // Journal of Consulting and Clinical Psychology (англ.)русск., 563, 405—411.
  • Compas, B. E., Banez, G. A., Malcarne, V., & Worsham, N. (1991). Perceived control and coping with stress: A developmental perspective // Journal of Social Issues (англ.)русск., 47, 23-34.
  • Compas, B.E., Ey, S., Worsham, N.L., Howell, D.C. (1996). When mom or dad has cancer: II Coping, cognitive appraisals, and psychological distress in children of cancer patients // Child Development (англ.)русск., 15, 167—175.
  • Compas. B.E., Malcarne., V.L., & Fondacaro, K.M. (1988). Coping with stressful events in older children and adolescents. // Journal of Consulting and Clinical Psychology (англ.)русск., 56 (3), 405—411.
  • Ebata, A., & Moos, T. (1991). Coping and adjustment in distressed and healthy adolescents // Journal of Applied Developmental Psychology (англ.)русск., 12, 33-54.
  • Frydenberg E. (1997). Adolescent Coping: Theoretical and Research Perspectives. London: Routledge.
  • Herman-Stahl, M.A., Stemmler, M., & Petersen, A.C. (1995). Approach and avoidant coping: Implications for adolescent mental health // Journal of Youth and Adolescence (англ.)русск., 24, 649—655.
  • Lazarus, R.S., & Folkman, S. (1984). Stress, appraisal and coping. New York, Springer.
  • Maddi S. (2002). 8-th International Conference on Motivation. Abstracts. Moscow, 2002.
  • Parsons, A., Frydenberg, E., and Poole, C. (1996). Overachievement and coping strategies in adolescent males // British Journal of Educational Psychology (англ.)русск., 66, 109-14.
  • Schwarzer R. & Scholz U. (2000). Cross-cultural assessment of coping resources: the general perceived self-efficacy scale. Paper presented at the Asian Congress of Health Psychology 2000: Health Psychology and Culture, Tokyo, Japan, August 28-29.
  • Seiffge-Krenke, I. (1998). Social skill and coping style as risk and protective factors // In I. Seiffge-Krenke, I. (Ed.), Adolescents’ health: a developmental perspective (pp. 1250150). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Seligman, M.E. (1992). Learned Optimism. NSW: Random House Australia.
  • Seligman, M.E. (1995). The Optimistic Child. NSW: Random House Australia.
  • Solcova, I., and Tomanek, P.. (1994). Daily stress coping strategies: An effect of Hardiness // Studia Psychologica, 1994, v36 (n5), 390—392.
  • Wethington E., Kessler R.C. (1991). Situations and processes of coping // The social context of coping. New York: Plenum Press, P. 13-29.
  • Williams, Paula G., Wiebe, Deborah J., and Smith, Timothy W. (1992). Coping processes as mediators of the relationship between Hardiness and health // Journal of Behavioral Medicine (англ.)русск., Jun, v15 (n3) :237-255.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]