Субъективность чувственное отражение реальности, что это такое?


Понятие субъективного восприятия

Определение 1
Субъективное восприятие – это внутреннее состояние человека, которое искаженно воспринимает объективную картину мира.

Степень восприятия всегда разная, но есть моменты, где субъективность неотъемлемая часть того, что человек воспринимает находящиеся перед ним образы за счет своих отдельных качеств и жизненного опыта, который приобретался на протяжении всего времени. Человек является отражением своего внутреннего мира, своих страхов, радостных моментов и многих других чувств, которые всегда имеют место быть.

Еще одно восприятие — это переживание, которое дает эмоции, что нельзя передать словами. Когда человек переживает, у него нет никаких других мыслей, он хочет побыть один, наедине с самим собой. Переживание — это такой процесс, когда внутри субъекта идет отражение эмоциональных всплесков, которые могут плавно перетекать в слезы. Поэтому субъективное восприятие, может быть связано с поведением человека, которые бывает даже трудно объяснить.

Субъективное восприятие, это истина, которая отражает или искажает информацию полученную человеком. Оттенки субъективности распространяются на все стадии восприятия и обрабатыванию определенной информации. Данное восприятие имеет свои положительные и отрицательные стороны. Но бывает порой так, что мы воспринимаем чужие мысли и чувства, которые пропускаем через самого себя, за счет субъективности, этим подправляется искаженная картина, которая уже была искажена нашими мыслями, тем самым выправляет ее на нужный лад.

Если мы берем книгу, то в ней уже реальность настолько искажена, что наше внимание выделяет нужную информацию, а остальное просто приглушается. Искаженность восприятия уже присутствует в окружающем мире, тем самым создается впечатление главенствования над информацией, которая поступает из вне.

Благодаря субъективному восприятию в действительности, есть ответвления различных стилей и божественных творений в искусстве.

Истина субъективного восприятия – это восприятие человеком чего-то прекрасного и великого.

О субъективности нашего восприятия и сложностях толерантности

Если взять гипотетического слепого и не менее гипотетического глухого, то с большой степенью вероятности можно утверждать, что раздражение окружающих вызовет именно глухой.

Дефект слепого человека очевиден, у большинства сограждан слабовидящий или вовсе незрячий человек вызовет явную жалость, сочувствие. Понимание, участие, желание помочь.

Более того, слепота в человеческом сознании никак не связана с пониженным интеллектом, скорее наоборот. С незрячим мудрецами мы много раз сталкивались и в книгах и в кино. В нашей стране человек в очках априори зачисляется в интеллигенты и умники.

Нам не приходит в голову смеяться над слепыми. Слепой человек не пугает нас, ну если только чуть чуть, своей трагедией, лежащей в основе его слепоты. Слепой вызывает скорее уважение, особенно если неплохо адаптирован в повседневной жизни, образован, работает.

С глухими и слабослышащими все как раз наоборот. Их недостаток не виден, не очевиден, внешне люди с проблемным слухом выглядят совершенно обычно, но…

Но манера переспрашивать одно и тоже по многу раз, тенденция говорить слишком громко, не всегда нужные голосовые модуляции, тенденция подкреплять свои пояснения бурной жестикуляцией квалифицируется собеседником как нечто очень раздражающее и относящееся скорее к душевному состоянию и уровню интеллекта «странного» собеседника, нежели к его слуху.

Да-да, мы воспринимаем глухих, слабослышащих и глухонемых, как людей с психическими болезнями, в лучшем случае как «нормальных, но глупых» . Это очень распространенная ошибка нашего мышления, практически психологический феномен.

Разумеется, это не так. Уровень интеллектуального и умственного развития если и коррелирует с уровнем слуха человека, то очень косвенно, только за счёт социальной изоляции, возникающих у глухих. Но среднестатистическому малообразованному гражданину из общей массы это не интересно, глухой для него равен дурачку, дурачку, над которым можно и нужно смеяться. Он же ничего не слышит, значит не обидится. Убийственная логика, увы и ах.

Нет, я искренне надеюсь, что это не о вас, но неужели вы никогда не беседовали с глуховатый старушкой и она не отвечала вам с обидой, что она глухая, да, но не глупая же!! Чего вы с ней, как с ребенком!

По этой же причине на людей глухих и слабослышащих распространяется такое явление, как психофобия. Не очень грамотные товарищи вполне серьезно считают, что все виды глухоты передаются с генами по наследству, а значит и ребенок от брака с глухим супругом будет больной. Что работник из глухого или слабослышащего никакой и брать его на работу опасно. Что глухие ненадёжны, а подчас и асоциальны, ибо не слышат же ничего. «И вообще, их надо в интернат!!»

Собственно, вспышки гнева у слабослышащих действительно бывают и они подобны вспышкам у детей с аутизмом. Гнев вызывается сложностью социальных контактов с обычно слышащими, отчаянием от непонимания, невозможностью достучаться до собеседника, унижением.

Слепые менее стигматизированы в отношении собственной неполноценности, нежели глухие! Глухие и слабослышашие переполненны чувством собственной неполноценности, отверженности и стигматизируют их не врачи, стигматизируют их окружение! Дети в садике, одноклассники в школе, невнимательные педагоги, необразованные родственники, грубые коллеги. Все мы.

Вы никогда не бегали в детстве «посмотреть на глухонемых»? Вот оно!

Что уж тогда о людях с иным цветом кожи, сексуальной ориентации, тяжёлыми когнитивными нарушениями и так далее. Это я к вопросу, насколько мы терпимы к друг другу.

Зы. А вы знаете, что в языке жестов имеются знаки препинания? Что у глухонемых из разных стран свои акценты? И что они действительно поют руками и это ни капли не смешно.
* Заметки в блогах являются собственностью их авторов, публикация их происходит с их согласия и без купюр, авторская орфография и пунктуация сохранены. Редакция ИА «Сусанин» может не разделять мнения автора.

Формы субъективного восприятия

Рассмотрим формы природных явлений наделенные субъективным восприятием:

  • Анимизм – система представления об окружающем мире, основа, которой заключается в вере в душу у природных объектов, способность самостоятельных и активных действий. Субъективация имеет древнюю форму, она заключается в том, что в каждом явлении природы или предмете, есть свой дух, который вызывает разного характера погодные условия и обращает внимание на то, как человек относится к природе;
  • Антропоморфизм – система представления окружающего мира, куда заложены поведение и свойства человека, отражая его характер на природе. Объекты природы могут иметь чувства, мысли и действия, которые заложены в человеке с рождения. Это следствие того, что объекты можно рассматривать как живых людей, только под другим обличием;
  • Персонификация (олицетворение) – это система представляет собой воплощение того или иного объекта, который наделен конкретными человеческими факторами в абстрактных понятиях и идеях;
  • Субъектификация – наделение процессами природных объектов функциями субъекта и его восприятия. Данный процесс показывает, что человек реально может наделять субъектными свойствами различных животных, растений, с помощью разговора. Эта форма восприятия является очень мощным средством для формирования отношения к природе и миру в целом. Поэтому специфика восприятия человеческими функциями природы, может иметь эмоции, которые будут отображаться в природных явлениях, но невидимых человеческому глазу. Человек – это субъект, наделяющий мир своими характерными чертами, которые потом становятся реальностью в природном мире.

Лекция «Свойства восприятия как субъективного образа мира»

Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Восприятие — нечто значительно большее, нежели передача нервной системой нейронных импульсов в определенные участки мозга. Восприятие также предполагает осознание субъектом самого факта стимулирования и определенные представления о нем, а чтобы это произошло, сначала необходимо ощутить «ввод» сенсорной информации, т. е. испытать ощущение. Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

Свойства восприятия

Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущения, а составляют образы конкретных предметов. Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры. Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека. Контактность (константность) — на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Но несмотря на это восприятие остается относительно неизменным. Активность — в любой момент времени мы воспринимаем только один объект. Природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания. Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу Осмысление состоит из этапов: Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса Факторы восприятия Внешние Размер Интенсивность (в физическом или эмоциональном плане) Контрастность (противоречие с окружением) Движение Повторяемость Новизна и узнаваемость Внутренние Установка восприятия — ожидание увидеть то, что должно быть увидено по прошлому опыту. Потребности и мотивация — человек видит то, в чём нуждается или что считает важным. Опыт — человек воспринимает тот аспект стимула, которому научен прошлым опытом. Я-концепция — восприятие мира группируется вокруг восприятия себя. Личностные особенности — оптимисты видят мир и события в позитивном свете, пессимисты, напротив, — в неблагоприятном. Три механизма селективности восприятия: Принцип резонанса — соответствующее потребностям и ценностям личности воспринимается быстрее, чем несоответствующее. Принцип защиты — противостоящее ожиданиям человека воспринимается хуже. Принцип настороженности — угрожающее психике человека распознаётся быстрее прочего. Восприятие, его виды и свойства

Внешние явления, воздействуй на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в’ его отличии от ощущений, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человечку осознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный, слуховой, кожный и мышечный — чаще всего выступают как ведущие в процессе восприятия.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Предметность, целостность, константность и категориальность (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия. Предметность — это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются. Константность определяется? как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Описанные свойства предметности, целостности, константности и категориальности восприятия с рождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте, частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетической деятельности мозга.

Чаще и больше всего свойства восприятия изучались на примере зрения — ведущего органа чувств у человека. Существенный вклад в понимание того, как из отдельных зрительно воспринимаемых деталей предметов складывается их целостная картина — образ, внесли представители гештальтпсихологии — направления научных исследований, сложившегося в начале XX в. в Германии. Одним из первых классификацию факторов, влияющих на организацию зрительных ощущений в образы в русле гештальтпсихологии предложил М. Вертгеймер. Выделенные им факторы следующие:

1. Близость друг к другу элементов зрительного поля, вызвавших соответствующие ощущения. Чем ближе друг к другу пространственно в зрительном поле располагаются соответствующие элементы, тем с большей вероятностью они объединяются друг с другом и создают единый образ.

2. Сходство элементов друг с другом. Это свойство проявляется в том, что похожие элементы обнаруживают тенденцию к объединению.

3. Фактор «естественного продолжения». Он проявляется в том, что элементы, выступающие как части знакомых нам фигур, контуров и форм, с большей вероятностью в нашем сознании объединяются именно в эти фигуры, форму и контуры, чем в другие.

4. Замкнутость. Данное свойство зрительного восприятия выступает? как стремление элементов зрительного поля создавать целостные, замкнутые изображения.

Принципы перцептивной организации зрительного восприятия иллюстрируются рис. 36. Ближе друг к другу расположенные линии в ряду А скорее объединяются друг с другом в нашем восприятии, чем далеко расставленные. Добавление горизонтальных, разнонаправленных отрезков к отдельным, стоящим далеко друг от друга вертикальным линиям в ряду Б побуждает нас, напротив, видеть целостные фигуры в них, а не в близко расположенных линиях. В данном случае это квадраты. Соответствующее впечатление усиливается еще больше (ряд В), становится необратимым, если контуры оказываются замкнутыми.

Выяснилось, что восприятие человеком более сложных, осмысленных изображений происходит по-иному. Здесь в первую очередь срабатывает механизм влияния прошлого опыта и мышления, выделяющий в воспринимаемом изображении наиболее информативные места, на основе которых, соотнеся полученную информацию с памятью, можно о нем составить целостное представление. Анализ записей движений глаз, проведенный А. Л. Ярбусом’, показал, что элементы плоскостных изображений, привлекающих внимание человека, содержат участки, несущие в себе наиболее интересную и полезную для воспринимающего информацию. При внимательном изучении таких элементов, на которых более всего останавливается взор в процессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица наблюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу . Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии человека и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружающим людям и многом другом.

Нередко при восприятии контурных и штрихованных изображений, а также соответствующих элементов реальных предметов у человека могут возникать зрительные иллюзии. Таких иллюзий известно множество. Это — иллюзии, связанные с искажением контура окружности, представленной на фоне веерообразно расходящихся линий (А), и искажение изображения квадрата на фоне концентрических окружностей (Б).

Наличием иллюзий в сфере восприятия, которые могут быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки, в том числе «видения» так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО), о которых в последние годы немало писалось в прессе.

Остановимся кратко на механизмах восприятия пространства, времени и движения, которые совместно со способами восприятия контуров и содержания осмысленных фигур плоскостного типа образуют черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека. Восприятие пространства содержит оценки формы, величины, расстояния до предметов, расстояния между предметами.

В восприятии формы предметов принимают участие три основные группы факторов:

1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты, изломы на контурных изображениях.

2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами и описанные выше.

3. Жизненный опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

Восприятие величины предметов зависит от того, каковы параметры их изображения на сетчатке глаза. Если человек не в состоянии правильно оценить расстояние до предметов, то те из них, которые на самом деле находятся далеко и, следовательно, образуют на сетчатке небольшие изображения, воспринимаются человеком как маленькие, хотя на самом деле могут быть достаточно большими. Те объекты, изображения которых на сетчатке глаза увеличиваются, также субъективно воспринимаются как возрастающие, хотя в действительности увеличения их размера может не происходить. Однако если человек в состоянии правильно оценить расстояние до объекта, то в действие вступает закон константности, в соответствии с которым видимая величина объекта мало меняется при не очень больших изменениях расстояния до него или не меняется совсем. То же самое происходит в том случае, если человеку известно, что сам объект мало меняется, а варьируется только величина его изображения на сетчатке.

В восприятии величины предметов принимают участие мышцы глаз и руки (в том случае, когда с ее помощью человек ощупывает предмет), ряда других частей тела. Чем больше сокращается или расслабляется мышца, прослеживающая предмет по его контуру или поверхности, тем большим кажется человеку и сам предмет. Следовательно, восприятие величины коррелирует со степенью сокращения следящих за ним мышц. В этом, в частности, проявляется роль деятельности в восприятии.

Движения мышц также участвуют в восприятии глубины. Кроме них зрительно правильной оценке глубины способствуют аккомодация и конвергенция глаз. Аккомодация — это изменение кривизны хрусталика при настройке глаза на четкое восприятие близких и отдаленных объектов или их деталей (фокусировка изображения на сетчатке). Конвергенция — это сближение или расхождение осей глаз, которое происходит при восприятии соответственно приближающихся или удаляющихся от человека объектов. Между зрительными осями обычно образуется некоторый угол. Он и несет в себе информацию о расстоянии до объектов.

Однако с помощью аккомодации и конвергенции невозможно полностью объяснить восприятие и оценку расстояния до объектов, так как эти процессы «работают» в ограниченных пределах расстояний: 5—6 метров для аккомодации и до 450 метров для конвергенции. В то же самое время человек способен различать удаленность объектов от себя на гораздо большие расстояния, до 2,5 км. При оценке больших расстояний им, вероятнее всего, используется информация о взаимном расположении объектов на сетчатке правого и левого глаз.

Восприятие и оценка движения также основаны на последовательном использовании информации, исходящей из нескольких различных источников. Одни из них позволяют установить сам факт движения, другие оценить его направленность и скорость. Наличие или отсутствие движения в поле зрения констатируется нейронами-детекторами движения или новизны, входящими в нейрофизиологический аппарат ориентировочной реакции (рефлекса). Эти нейроны обладают генетически заданной способностью генерировать импульсы при возникновении движения какого-либо объекта в поле зрения.

Направленность движения может оцениваться по направлению перемещения отражаемого объекта на поверхности сетчатки, а также отмечаться последовательностью сокращения-расслабления определенной группы мышц глаз, головы, туловища при выполнении прослеживающих движений за объектом.

То обстоятельство, что восприятие движения и его направления физиологически связано, в частности, с перемещением изображения на сетчатке, доказывается существованием иллюзии движения, обычно возникающей в том случае, когда в поле зрения один за другим с небольшими интервалами времени зажигаются два светящихся точечных объекта, находящихся друг от друга на сравнительно небольшом расстоянии. Если интервал времени между зажиганием первого и второго объектов становится меньше 0,1 с, то возникает иллюзия перемещения светового источника из одного положения в другое, с первого места на второе, причем зрительно-иллюзорно субъектом даже прослеживается траектория соответствующего «движения». Это явление получило название «фи-феномен».

Еще одним аргументом в пользу того же самого вывода о психофизиологическом механизме восприятия движения может служить так называемый автокинетический эффект. Это явление представляет собой кажущееся, иллюзорное движение в темноте неподвижной светящейся точки. На нем, в частности, был основан эксперимент с группой людей, который рассматривался в третьей главе учебника. Автокинетический эффект возникает у многих людей в том случае, если неподвижная точка в зрительном поле является единственным видимым объектом, т. е. если ее положение невозможно идентифицировать в пространстве, сравнить и оценить относительно какого-либо другого видимого объекта.

Скорость движения, по-видимому, оценивается по скорости перемещения изображения предмета на сетчатке, а также по быстроте сокращения мышц, участвующих в следящих движениях.

Механизм восприятия человеком времени часто связывают с так называемыми «биологическими часами» — определенной последовательностью и ритмикой биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. В качестве наиболее вероятных кандидатов на роль биологических часов называют ритм сердечной деятельности и метаболизм (обменные процессы) тела. Последнее частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, хинин и алкоголь чаще всего замедляют субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его.

Субъективная продолжительность времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой по времени кажется нам интересная и осмысленная деятельность. Гораздо дольше для нашего восприятия продолжается та, которая заполнена бессмысленными и неинтересными занятиями. В одном эксперименте человек провел в изоляции четыре дня, находясь в звуконепроницаемой комнате и занимаясь в это время чем хотел. Через определенные интервалы времени ему звонил экспериментатор и интересовался, который час (у самого испытуемого часов не было). Оказалось, что в течение первого дня пребывания в этих условиях, когда испытуемый еще находил для себя интересные занятия, его субъективное время шло с ускорением и убежало вперед почти на четыре часа. Затем его «внутренние часы» начали постепенно отставать и к концу четвертого дня пребывания в изоляции уже ошибались по сравнению с реальным временем примерно на сорок минут.

Существуют большие индивидуальные, в частности возрастные, различия в восприятии хода времени. Кроме того, у одного и того же человека оценки времени могут варьировать в широких пределах в зависимости от его душевного и физического состояния. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно, а в состоянии фрустрации или подавленности оно течет медленнее.

Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительных, слуховых и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространстве и др. Более подробно эта тема освещена в моей контрольной работе по психологическому практикуму.

1.3 Законы восприятия

Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам.

Скорость сокращения мышц, связанных с органами слежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию о характере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.

Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением. Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянные упражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации, корректирующей неверно складывающийся образ.

Если образы зрительного восприятия, относящиеся к внешним объектам, обнаруживают свою устойчивость или неустойчивость в зависимости от постоянного притока информации, подтверждающей их правильность или ошибочность, то устойчивость образов внутренних состояний, связанных с телесными ощущениями, объясняется постоянством действующих глубинных структур в механизме мозга. Об этом говорит известный факт, называемый фантомом конечности.

Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешний мир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа на него пока не получено.

Психология органов чувств до настоящего времени не способна объяснить до конца, каким образом вся информация, в том числе и абстрактные знания (к примеру, схемы мышления, интуиция, гештальтструктуры восприятия и т.п.), которыми мы располагаем, могут поступать через рецепторы. Рассмотренные факторы свидетельствуют о том, что, по меньшей мере, часть того, что входит в содержание наших образов, напрямую с действительностью не связана. Это требует создания такой теории восприятия, которая бы учитывала и удовлетворительно объясняла множество имеющихся факторов. Со времени английского философа и психолога Дж. Локка, который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено много концепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (от слова «натура» — природа). Согласно ей восприятие выводится из якобы существующих у человека от природы «способностей ума». Другая теория утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.

Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс, связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных в этот процесс, можно представить себе следующим образом:

Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.

Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, сравнение с которыми воспринятого позволяет судить о том, что это за объект.

Отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого гипотетического решения.

Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.

2. Психология восприятия

Восприятие является непосредственным, чувственно-предметным отражением внешнего мира. На основе восприятия возможна деятельность других психических процессов — памяти, мышления, воображения. Восприятие лежит в основе индивидуального познавательного развития человека.

Восприятие представляет собой отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В процессах восприятия формируется целостный образ: образ предмета, образ ситуации, образ другого человека и т.д. Образ восприятия нередко обозначают как перцептивный образ.

Составной частью процесса восприятия является ощущение как отражение отдельных сторон предметов и явлений. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в самых элементарных, непосредственных свойствах объективного мира. Если восприятие отражает целостные предметы и ситуации, то ощущение доставляет сведения об отдельных элементах предметов или ситуаций. Глядя на стол, мы воспринимаем его как целостную конструкцию, как целостный предмет; в то же время органы чувств информируют нас об отдельных свойствах стола (например, его окраске); прикасаясь ладонью к столу, мы ощущаем тепло или холод, гладкость или шероховатость поверхности и т.д.

Основные виды и свойства восприятия. Восприятие как непосредственное отражение мира классифицируется по разным основаниям. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении перцептивного образа — зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное.

Различают также виды восприятия в зависимости от объекта восприятия, например восприятие пространства, времени, движения, скорости; произведений живописи, музыки и др.; основных явлений социальной жизни человека (другого человека, событий общественной жизни) и т.п. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно; оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. Более того, восприятие сложных явлений предметного и социального мира осуществляется, прежде всего, благодаря участию процессов памяти, мышления и воображения. Иначе говоря, вести речь о процессе восприятия в «чистом виде» во многих случаях неправомерно. В психологии существует деление видов восприятия в зависимости от участия в нем других психологических образований: эмоциональное восприятие (восприятие мира, восприятия искусства), рациональное восприятие (восприятие, подчиненное процессу мышления) и др.

Каждый из видов восприятия имеет свои специфические особенности и механизмы. Их описание представляет задачу, как психологии, так и других отраслей знания: физиологии, кибернетики.

Психологическая сущность восприятия в полной мере может быть представлена через описание его основных свойств. В качестве ведущих свойств восприятия в психологии выделяют предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.

Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Мы воспринимаем что-то или кого-то; восприятие связывает субъекта с предметным миром.

Целостность восприятия выражается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры. Целостность предмета определяется его функциональным назначением в деятельности или жизни человека.

Осмысленность восприятия фиксирует связь восприятия с мышлением; это восприятие, сопряженное с осмыслением, с осознанием предмета или явления. В восприятие субъективного мира включены знания, прошлый опыт, мыслительные операции субъекта.

Структурность — свойство, позволяющее воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений. Например, определенная мелодия, воспроизведенная на разных инструментах и в разной тональности, воспринимается субъектом как одна и та же; им выделяется мелодия как целостная структура, как соединение отдельных звуков.

Константность — относительное постоянство воспринимаемой формы, величины и цвета предмета, независимо от значительных изменений условий восприятия. Благодаря этому свойству мы имеем возможность узнавать предметы в различной обстановке.

Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, обусловленное особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д.

Восприятие как деятельность. Образы восприятия не создаются одними только внешними воздействиями. Для их получения необходимы особая внутренняя активность субъекта, особого рода перцептивная деятельность. Восприятие — это сложная познавательная деятельность. Она включает в себя систему перцептивных действий и операций субъекта, в ходе которых он производит отбор необходимых и важных признаков в самом предмете, а затем сличает с ними формируемый образ. Восприятие включает такие действия, как различение, опознание, измерение, контроль, оценка и т.д. Состав перцептивных действий зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. понимания того, что воспринимается, от перцептивной задачи, стоящей перед человеком, от его потребностей и мотивов.

Деятельность по восприятию предметов и явлений внешнего мира формируется при жизни человека в процессе практического оперирования объектами восприятия. Важную роль в развитии восприятия играет специальное обучение эффективным перцептивным действиям. 2.3 Восприятие движения

Восприятие — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего? воспринимают:

1) характер движения (сгибание, разгибание, оггалкивание, подтягивание и т.п.);

2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т.п.);

З) амплитуду фазмах движения (полная, неполная);

4) Направление движения (направо, налево, вверх, вниз);

5) продолжительность движения (краткое, длительное);

6) скорость движения (быстрое или медленное движение; при циклических движениях — быстрый или медленный темп);

7) ускорение движения — (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.

2.4 Восприятие времени

Восприятие времени — это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специально го, самостоятельного анализатора времени нет, В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время. 2.2 Восприятие пространства

Восприятие пространства — это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.

Восприятие формы объемности и величины предметов — это сложный процекоторый осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения.

Монокулярное зрение (с помощью одного глаза и с помощью изменения толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать рас стояния, правда, в очень ограниченных пределах.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете.

Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемый предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.

Восприятия могут быть неправильными или искаженными — иллюзиями.

Зрительные иллюзии — это неправильное или искаженное восприятие величины, формы и удаленности предметов. Известно много видов зрительных иллюзий.

Некоторыми из них являются:

а) переоценка вертикальных линий. Из двух линий одинакового раз мера вертикальная зрительно всегда воспринимается как значительно большая по сравнению с горизонтальной.

б) неправильное восприятие величины предмета (объекта). Например, высокий человек рядом с низким кажется еще выше, чем он есть на самом деле; кружки одинакового диаметра кажутся разными в зависимости от того, окружают ли их больший или меньший; одинаковые предметы кажутся разной величины, если они воспринимаются как находящиеся в известном удалении друг от друга, при этом предмет, расположенный ближе, кажется меньше, а далекий — больше своей действительной величины.

Эти иллюзии объясняются тем законом восприятия, по которому величина предметов оценивается не по действительным размерам их изображений на сетчатке глаза, а в соответствии с оценкой расстояния, на котором эти предметы находятся. Нарушение восприятия «Восприятие – это активный процесс анализа и синтеза ощущений путем сопоставления их с прежним опытом». Восприятие в сравнении с ощущениями носит целостный характер и представляет собой наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений (Карвасарский Б. Г.). Большое значение в нарушениях восприятия принадлежит личностному фактору (мотивационной сфере). Нарушения восприятия при различных психических заболеваниях имеют различные причины и различные формы проявления. При локальных поражениях головного мозга можно различать:

  • Элементарные и сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т.д.). Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.
  • Сложные гностические расстройства, отражающие нарушение разных видов восприятия (восприятие предметов, пространственных отношений). Эти нарушения связаны с поражением корковых зон мозга.

Гностические расстройства различаются в зависимости от поражения анализатора, при этом делятся на зрительные, слуховые и тактильные агнозии. Агнозия – расстройство узнавания предметов, явлений, частей собственного тела, их дефектов при сохранности сознания внешнего мира и самосознания, а также при отсутствии нарушений периферической и проводящей частей анализаторов. Зрительные агнозии делятся на:

Субъективное восприятие на окружающую природу

Человек воспринимает природу как субъективное явление, чувствуя ее объекты с особенными качествами, у человека создается внутреннее ощущение, что он познает себя с самого начального этапа развития.

В настоящем мире используется свобода выбора, по определенному принципу, где свобода пересекается с упорством. За счет этого упорства, человеку по силам решить любую ситуацию в свою пользу. Когда делается выбор, то в голову приходят мысли, которые должны быть осознанными и принятыми во всем внимании в проявлении к окружающему миру и природе.

Мысли реальны, и порождают эмоции, которые в свою очередь активно начинают действовать при восприятии окружающей природы, не зависимо какая сторона будет принята самим человеком.

Сюда еще можно отнести и субъективное социальное восприятие, где человек находится в окружении и его ощущения имеют произвольность. Когда у человека много эмоций и отношений между природой и личностью, восприятие становится более личным и субъективным.

Замечание 1

Окружающий нас мир дает нам большой опыт в восприятии информации, которая в дальнейшем будет опорой. Субъективное восприятие играет немаловажную роль в человеке. Потому что его отношение к природе во многом зависит от его эмоционального состояния.

Воображение супротив Визуализации

Давайте разберёмся, почему 99 процентов людей не могут визуализировать ни на грамм. То есть 99 процентов людей думают, что они не могут визуализировать ни на грамм. Но это полностью неправильно, потому что 100 процентов людей совершенно точно могут визуализировать — они делают это всё время, но только они не знают, что они делают это!

Это недоразумение появляется просто из-за того, что визуализация вообще плохо растолковывается и преподаётся. Визуализация очень легка и не займёт никакого времени для обучения. Это — естественная способность, которую каждый использует постоянно.

Я натолкнулся на бесчисленные проблемы, связанные с развитием, касающиеся манипуляций с энергетическим телом и методов его развития. Эти проблемы значительно увеличивают трудности, с которыми сталкиваются при любом серьёзном энергетическом развитии, сильно удлиняя время развития. Следовательно, большинство людей бросает работу почти перед самым получением заслуживающих внимания результатов. Обратите внимание: я использую термин энергетическое тело просто как синоним чисто-энергетического аспекта эфирного тела.

Если Вы входите в группу медитации или развития, поспрашиваете у людей наедине с каждым — как они действительно делают визуализацию. Обратите внимание на немного волнующиеся и стеснительные взгляды, которыми Вас одарят, особенно от тех, кто преподаёт. Большинство людей, если будут полностью честными, признают, что они имеют некоторые проблемы с визуализацией или что они вообще не могут делать её. Вы найдёте немного счастливчиков, утверждающих, что они вообще не имеют никаких проблем с визуализацией. Немногие счастливчики могут легко видеть с помощью мысленного взора, визуализировать точно так, как будто смотрят телевизор с закрытыми веками. Немногим случайно повезло с этим типом визуальной способности — большая часть всё же затронута этой широко распространённой и саморазмножающейся проблемой.

Визуальная способность Внутреннего Взора

Обычно используемый термин визуализация — корень этой проблемы. Много преподавателей говорят их студентам, что после небольшой практики они должны быть способны видеть то, что они визуализируют. К сожалению, конечно, частично это верно, но это — не то, что может быть быстро изучено людьми, за исключением лиц с сильной естественной способностью.
В двух словах: визуализация — не визуальный навык. Вы фактически не видите то, что визуализируете. Если Вы видите что-то, это совсем не визуализация, а тип способности — видение мысленным взором.

В течение любой медитации или по ходу тренинга, требующих глубокого физического и ментального расслабления и визуализации, некоторые люди развивают частичное ясновидение, бодрствующий полусон ясного типа, визуальную способность или всё сразу. Визуальные способности мысленного взора позволяют этим людям фактически видеть то, что они визуализируют, как в состоянии ясного сна, в котором сознательный разум берёт творческий контроль над окружением сна. Ясновидение и ясное сновидение являются визуальными способностями.

Теперь нет ничего неправильного в применении способностей расширенной визуализации типа ясного сна с ясновидением. Это очень интересно и полезно, но это — не та способность, которую большинство людей смогут легко изучить.

Проблема появляется, когда этот тип творческой визуальной способности становится общепринятой нормой, и люди думают, что они должны развить эту визуальную способность, чтобы визуализировать должным образом. Когда один человек, особенно если это лидер группы, говорит остальной части группы, что они могут действительно видеть то, что визуализируют, остальная часть группы думает, что они делают что-то не так или что у них недостаток естественной способности и поэтому они не могут поддержать её на высоком уровне. Если они продолжают верить этому, они никогда не будут способны развить себя до какой-либо существенной степени.

Подобная проблема может возникнуть, когда новички выставлены перед более продвинутыми студентами или теми, кто считает, что визуализация — действительно конструктивное использование воображения. Эти люди, хотя они совсем ничего не видят, когда визуализируют, используют визуальные термины при описании их визуализации или нефизического восприятия.

Группы развития и движение «Новый Век» обычно используют визуальные термины, я вижу, я видел, беглый взгляд. Вместо этого должны использоваться более точные термины, типа я ощущаю, я чувствую, я интуитивно чувствую, я интуитивно постигаю, я воображаю или беглая визуализация.

Теперь рассмотрим другую сторону проблемы: подавляющее большинство методов работы с энергией, энергетических развивающих упражнений и методов проекции, преподаваемых сегодня, полностью полагается на методы визуализации. Не имея никакой жизнеспособной альтернативы, Вы, очевидно, не сможете сделать упражнения развития должным образом и просто не сможете развить себя, если Вы имеете проблему с «оптической визуализацией». Таким образом, точное понимание того, чем является и чем не является визуализация, становится краеугольным камнем преткновения всех аспектов развития. Всё же любой человек, без исключения, сможет визуализировать легко и совершенно, если ему правильно это преподать.

Упражнения развития и методы в этой книге базируются не на оптической визуализации, а на короткой, не оптической системе визуализации, которую я развил и назвал тактильной визуализацией, основанную на активном использовании осязания и чувства ментального тела. Она очень легко изучается и чрезвычайно эффективна, намного эффективней для энергетической манипуляции и развития, чем какие-либо методы на основе визуализации.

Люди, которые фактически видят то, что они визуализируют, могут быть в небольшом замешательстве, когда начнут использовать не визуальные тактильные методы визуализации по этой книге, если не изменят привычку делать это. Они должны будут прекратить пытаться видеть то, что они делают, и должны будут научиться чувствовать то, что они делают по этим техникам, чтобы работать эффективно. Если Вы, как и большинство людей не можете очень хорошо визуализировать, Вы действительно сможете очень хорошо работать по этим новым техникам.

Основные моменты субъективного восприятия

К основным моментам субъективного восприятия относятся:

  • ценностная избирательность (аспекты, которые можно рассмотреть в том, что когда — то произошло, имеют зависимость от наших ценностей);
  • использование средств восприятия (использование личностных конструкций и метафор, благодаря увиденному человеком);
  • воображение и интерпретация (реальность можно увидеть за счет эмоциональных чувств, но она будет как сказка, которая собрана как конструктор);
  • позиции восприятия (с какой стороны и позиции будет воспринят тот или иной объект, зависит все от интересов и видения);
  • усвоенная культура и жизненный опыт (когда меняются ориентиры и ценности, то, что было неприятным, может стать нейтральным или вообще новым);
  • склонность восприятий по шаблону (человек имеет взаимосвязь с массовыми шаблонами, которые показывают то, что хочет видеть человеческий глаз);
  • гендерные особенность (женщины видят опасное, а мужчины наоборот, приятное).

Определение 2

Восприятие – это целостный психический процесс, который отражает предметы и явления в действительности, при полном контакте с органами чувств.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]