Определение понятия
Так как феномен личности предмет изучения не только психологии, но и других гуманитарных наук однозначного определения у термина нет. Для наилучшего понимания, что же собой представляет личность, ниже будут приведены три основных определения.
Личность – набор индивидуальных качеств человека (мышление, воля и так далее), определяющих его поведение в обществе, говорящих о его ценностях, жизненном опыте, стремлениях.
Другими словами психологическое отличие одного индивида от другого характеризуют его личность.
Личность можно определить в качестве субъекта социума с набором ролей (социальных и личностных), определенными привычками и опытом.
Под этим термином также понимают человека полностью ответственного за все аспекты своей жизни.
Индивидуальность человека ↑
Сколько людей, столько и личностей, ведь каждый человек – индивидуальность.
Движущая сила развития индивидуальности, ее программирующие свойства:
- Направленность – мотивация поведения и деятельности.
- Интеллект – способность человека оценить ситуацию, принять решение, контролировать свое поведение.
- Самосознание – сюда входит самооценка (заниженная, адекватная, завышенная) – отношение к себе и своим действиям; самоконтроль – способность контролировать свое поведение, эмоции.
Существуют еще и базовые свойства личности: темперамент, характер, способности.
Структура личности
Для лучшего понимания термина стоит рассмотреть ее структуру.
Структуру личности можно понимать как взаимодействие ее составных частей (характер, стремления, воля, способности, эмоции). Эти части (компоненты) характеризуют человека, их можно назвать ее чертами. Для структурирования этих определяющих личность черт выделяют следующие уровни:
- низший,
- второй,
- третий,
- высший.
Низший уровень – это психические особенности человека определенные половой принадлежностью, возрастом, врожденными качествами.
Второй уровень подразумевает индивидуальные особенности, зависящие от врожденных качеств и их развития (память, мышление, способности, восприятие окружающего мира).
Третий уровень формируется в течение жизни и связан с социализацией. Он определяет индивидуальный опыт (знания, полученные в течение жизни, привычки, навыки).
Высший уровень отражает мировоззрение, склонности, убеждения, особенности характера, так называемую направленность личности. Высший уровень наиболее зависит от социальной среды, в которой происходит становление личности. Сильное влияние на формирование этого уровня оказывает воспитание. Эта структура дает обобщенное представление о личности. Каждый человек многогранен и различия между людьми на каждом уровне рассмотренной выше структуры обусловлены индивидуальным опытом, убеждениями, характером, знаниями. Эта многогранность и индивидуальность часто становится причиной, по которой сложно понять оппонента, избежать конфликтных ситуаций.
Для лучшего понимания окружающих и самого себя необходимо иметь представления о характеристиках личности, обладать осознанностью и наблюдательностью.
Метод Платонова в социуме
К методу Палатонова прибегают в различных творческих шоу, политике, науке. Ведь в этой деятельности в первую очередь важен психологический портрет. Известной личности, так же как и обычному человеку, невозможно избежать подобной характеристики. В этом случае ученый Платонов предлагает рассматривать интеллектуальность и направленность человека.
То есть обладает ли он определенным талантом и сможет реализовать его, основываясь на силе воли? Помимо этого, специалистами берется во внимание умение человека управлять своими эмоциями в состоянии аффекта и контролировать настроения и чувства.
Основные характеристики
В психологии под характеристиками личности понимаются те психические явления, благодаря котрорым индивид проявляет себя в общении с окружающими и повседневной деятельности. Выделяют следующие основные характеристики личности:
- способности,
- воля,
- темперамент,
- характер,
- эмоции,
- мотивация.
Способности
Когда речь заходит об успехах и достижениях человека (например, учеба в школе), то критерием оценки этого успеха принято считать способности.
Способности можно назвать свойствами души, объединяющими все психические процессы и состояния человека. Также под ними понимается совокупность все навыков индивида, благодаря которым им успешно выполняются те или иные действия. Проще говоря, способности – это и умение что-либо делать отлично, например, рисовать, и испытывать сильные чувства, например, любовь или сострадание.
Способности делят на:
- сложные и простейшие,
- практические и теоретические,
- учебные и творческие,
- общие и специальные,
- коммуникативные и предметно-деятельные.
Сложные и простейшие способности
К простейшим относят врожденные способности, основанные на деятельности органов чувств, элементарная двигательная активность. Например, способность различать цвета, звуки, ходить, сидеть и так далее.
Под сложными способностями понимаются умения связанные с человеческой культурой (написание картин, способность решать непростые задачи по физике и тому подобное). Это не врожденные способности они социально обусловлены.
Пример составления
Психологический портрет, независимо от его цели, составляется специалистом. Психолог определяет подходящую методику в соответствии с предназначением тестирования. Для самостоятельного анализа можно применить упрощенные способы. Подходит, например, соционика, исследование DISC. Такие тесты можно пройти онлайн — они доступны в интернете.
Как выглядит готовый психологический портрет? Пример представлен ниже. Его заключение основано на результатах тестов Айзенка, Мехрабиана, Кеттелла:
- Елена Никифорова, студентка, 20 лет;
- особенности характера: коммуникабельность, дружелюбие, импульсивность, добродушие, склонность к агрессии, действиям под влиянием эмоций, эмоциональность;
- темперамент (тест Айзенка): сангвиник, легкость в общении, знакомствах, хорошая способность к приспособлению;
- интеллектуальные качества (тест Кеттелла): быстрое восприятие информации, абстрактное мышление;
- мотивация (тест Мехрабиана): достижение намеченной цели;
- эмоциональность: средняя стабильность, раздражительность, возбудимость, упертость;
- общительные качества: коммуникабельность, независимость, активность, тяга к лидерству, хорошие адаптивные способности;
- выводы: результаты исследования — в нормальных рамках, рекомендуется обратить внимание на повышенную подозрительность.
После подробного рассмотрения, что такое психологический портрет, становится ясной его роль в современном мире. Он применяется во многих областях жизнедеятельности человека: в профессиональной, общественной, личной сфере. Психологическая характеристика личности — это важный фактор в выборе жизненного пути, карьерного курса.
ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.
Практические и теоретические способности
Под практическими способностями понимают способность индивида ставить и решать задачи, требующие действий в определенных ситуациях.
Теоретические способности определяют абстрактное и логическое мышлением, умение решать теоретические задачи.
Учебные и творческие способности
Под учебными способностями понимают, то насколько хорошо человек обучается новому, усваивает знания, приобретает навыки.
Творческие способности определяют умение индивида генерировать новые идеи, производить духовные и материальные ценности.
Общие и специальные способности
Под общими способностями понимаются те способности, что есть у каждого человека (общие умственные, двигательные). Но они развиты у всех по-разному. И именно от этого зависят успехи в тех или иных областях.
Специальные способности можно определить как специфические способности, которые есть не у каждого индивида. Как правило, они требуют врожденных задатков. Это могут быть музыкальные, актерские или литературные способности.
Нос
Как нарисовать портрет человека, если не научиться изображать одну из самых сложных деталей, нос. Делаем это пошагово.
Шаг 1
Проводим параллельные линии – это ширина носа.
Шаг 2
Две линии оканчиваются оригинальной «капсулой». Это – расширение носа.
Шаг 3
Изображаем ноздри.
Шаг 4
Штрихуем для эффекта светотени.
Шаг 5
Чтобы тень выглядела естественно, немного ее выравниваем.
Используемые источники:
- https://studopedia.ru/11_251651_psihologicheskie-harakteristiki-lichnosti.html
- https://srazu.pro/lichnost/kachestva-lichnosti-v-psixologii.html
- https://cosmeton.ru/karera/psihologicheskij-portret-lichnosti.html
Воля
Воля – это то, что позволяет индивиду управлять своими действиями и психикой. Это осознанный контроль над своим поведением, осознанное влияние на окружающую действительность.
Признаками воли можно назвать следующие факторы:
- принятие обдуманных решений,
- достижение поставленных целей, преодоление трудностей на пути к ним,
- самоограничение, когда для достижения цели индивид лишает себя чего-то, что может казаться ему привлекательным,
- четкий план действий,
- отсутствие эмоционального удовлетворения от решения поставленной задачи,
- моральное удовлетворение, связанное с достижением и преодолением себя.
Воля главный помощник человека в достижении поставленных целей, то качество, которое помогает ему развиваться и расти как личность. Именно воля помогает человеку преодолевать жизненные трудности, даже тогда когда кажется, что цель не достижима.
Уши
Как рисовать уши посмотрите на картинках. Ухо располагается между бровными и носовыми линиями.
На портрете в ¾ мужчина изображён с одним ухом, второе ухо «спряталось». Запомните, ухо должно располагаться под наклоном к голове.
Темперамент
Темперамент – это те свойства психики, отвечающие за ее процессы и состояния человека.
Выделяют следующие основные типы темперамента, определенные еще Гиппократом:
- меланхолический,
- холерический,
- флегматический,
- сангвинический.
Для меланхолика характерна напряженная внутренняя жизнь. Люди с таким темпераментом обычно мрачно настроены, ранимы, с повышенным уровнем тревожности. Они сдержаны в общении, быстро утомляются, пасуют перед трудностями.
Холерики вспыльчивые, импульсивные люди, настойчивые. Они с трудом сдерживают эмоции, но быстро успокаиваются, если добиваются своего. Такие люди верны своим интересам и стремлениям.
Флегматики работоспособны и терпеливы, прекрасно умеют держать себя в руках. Это хладнокровные люди, которых сложно вывести из душевного равновесия, но если это происходит, то им трудно успокоится. Обладатели флегматического темперамента с трудом приспосабливаются к новому и нелегко избавляются от старых привычек.
Сангвиники веселые оптимистичные, коммуникабельные люди, любящие пошутить. Они открыты новому и легко подстраиваются под изменения, в работе дисциплинированы и способны держать эмоции в «узде».
Это общая и неполная классификация, дающая общие представления о темпераменте.
Нужно понимать, что человек может сочетать черты разных темпераментов и, что в чистом виде эти типы встречаются не часто.
Характер
Под характером в психологии понимают то, каким образом человек взаимодействует с другими людьми и миром. Он формируется в зависимости от социальных условий, в которых находится и воспитывается индивид.
Характер проявляется в реакции на поступки других людей, в манерах самого человека. Множество черт характера можно объединить в три группы:
- волевые,
- деловые,
- коммуникативные,
- мотивационные,
- инструментальные.
Как не сложно догадаться волевые черты характера определяют волю человека и сопутствующие ей качества (упорство, целеустремленность, уступчивость).
Деловые черты это то, как ведет себя индивид в процессе работы (добросовестность, лень, ответственность, склонность к прокрастинации).
Коммуникативные черты определяют, то насколько контактен и общителен человек, то, как он общается с окружающими (открытость, доброта, вежливость, грубость, замкнутость).
Под мотивационными чертами подразумевают те качества, которые побуждают к действию, направляя его. Инструментальные черты придают определенный стиль поведению человека.
Эмоции
Эмоции в психологии определяются как индивидуальные переживания, возникающие при удовлетворении (неудовлетворении) жизненно важных потребностей. Они могут приятными или нет.
Человек способен испытывать разнообразные эмоции, но к основным относят следующие:
- простейшие эмоции,
- настроение,
- аффекты,
- чувства.
Простейшие эмоции их проявление связано с удовлетворением физиологических потребностей.
Настроение – это совокупность эмоций , которыми можно описать состояние индивида в некий момент.
Аффектами можно назвать сильные кратковременные эмоции, имеющие.
Под чувствами психологи понимают переживания индивида вызванные неким объектом.
В эмоциональном плане люди сильно отличаются друг от друга. Эти отличия состоят в разной интенсивность и направленность, длительности переживания эмоций.
Эмоции влияют на принятия решений, конкретные действия. Именно поэтому важно контролировать свои переживания.
Два непростых типа
Существуют ли затруднения, когда составляется психологический портрет личности? Пример написания по Платонову показывает: да, такое бывает. Например, выделяют 2 типа личности: застревающий и возбудимый. На первый взгляд они похожи.
А у некоторых индивидуумов способны переплетаться в характере. Но профессионал своего дела все же способен разобраться в этом. Например, личности застревающего типа отличаются тем, что способны долгое время не демонстрировать свои негативные эмоции. «Месть – блюдо, которое подается холодным» — выражение, которое отлично подходит к описанию их состояния. Такие индивиды обидчивые, злопамятные. В первую очередь им предлагают программы избавления от старых обид.
Возбудимый тип личности проявляется в постоянном недовольстве и раздражительности. Эти отрицательные явления приводят к тому, что индивид находится в конфликте с окружающим миром и самим собой. Что приводит к такому состоянию? Психолог тщательно проводит работу с обратившимся, пытаясь собрать по крупицам все детали жизненных событий, учитывая его темперамент, генетические особенности, социальные условия и круг знакомств.
Черты характера: общие сведения
Не всякая особенность человека может быть отнесена к его устойчивой постоянной черте характера. Мы уже сказали, что добряк может вспылить, а к примеру, оптимист впасть в тоску. Но первого мы не опишем как агрессора, а второго как нытика.
В психологии выделяют три ведущие группы черт характера, которые в совокупности его и составляют.
1 группа черт – отношение к самому себе
В эту группу входят как положительные, так и отрицательные характеристики, показывающие отношение личности к себе, ее самосознание.
Черты характера со знаком «плюс»
— внутреннее достоинство, честь, гордость, самокритичность, уместная скромность, адекватная самооценка.
Черты со знаком «минус»
— тщеславие, завышенное самомнение и самооценка, гордыня (не путать с гордостью), обидчивость, застенчивость (не путать со скромностью).
2 группа – отношение к окружающим
Характеристики, показывающие основу взаимоотношений личности с другими людьми — в семье, в коллективе, в кругу друзей.
Черты характера со знаком «плюс»
— отзывчивость, уважение, коммуникативность, чуткость, готовность прийти на помощь, умение работать в команде, порядочность.
Черты со знаком «минус»
— бездушие, презрение к другим, снобизм, хамство, пренебрежение, замкнутость, черствость, индивидуализм.
3 группа черт – отношение к деятельности
В этой группе объединены черты характера, относящиеся к своему делу, профессии, труду в целом.
Черты характера со знаком «плюс»
— трудолюбие, активность, ответственность, креативность, склонность к творчеству, инициативность.
Черты со знаком «минус»
— лень, прокрастинация, безответственное отношение к делу, безынициативность, пассивность.
На основе выборки указанных характеристик можно составить портрет личности.
Нравственные качества
Нравственностью именуется система внутренних ценностей человека, обуславливающих его поведенческое реагирование, отношение к социальному окружению, близким лицам и собственной персоне.
Система внутренних норм человека вырабатывается вследствие воздействия множества факторов: семейных взаимоотношений, личного опыта, школьной среды, общественных взаимоотношений.
Нравственность бывает расовой, гуманистической, религиозно-фанатической, националистической, что обусловлено ценностями, которые были основой формирования внутренних правил человека.
Нравственное формирование личности малыша определяется его восприятием моральных норм, знанием таких норм, привычками поведенческих реакций, внутренней позицией крохи.
Для развития малыша как социального создания первостепенным значением обладает именно знание норм поведения. Дошкольный возраст крохи характеризуется усвоением социальных постулатов поведения посредством взаимодействия с окружением (близкими лицами, ровесниками, воспитателями).
Усвоение норм, прежде всего, предполагает постепенное понимание и осмысление малышом их роли, а также вырабатывание поведенческих привычек посредством взаимодействия с социумом. В привычке отображается эмоционально ощущаемая стимулирующая сила – ребенку приходится действовать, нарушая обычное поведение, что порождает у крохи чувство дискомфорта. Помимо того усвоение норм предполагает впитывание малышом определенного эмоционального отношения к нормам.
Важные качества личности, такие как тактичность, корректность, уважительность, осторожное отношение к наследию, природе – это базис, на котором выстраивается благополучное сосуществование человека в социуме.
Среди первостепенных нравственных качеств выделяют такие:
– человеколюбие (бескорыстная помощь людям, доброта);
– верность (данная черта имеет две направленности: на себя, то есть следование собственным принципам, идеалам, и во вне, что подразумевает верность Отчизне);
– уважение;
– бескорыстие (поступки без личной выгоды);
– духовность (характеристика, включающая нравственные стороны и религиозность, что возвеличивает дух человека).
Для чего он нужен
Каждый может попытаться собственноручно сделать свой психопортрет или изучить линию поведения близкого человека. Однако для получения точных и наиболее достоверных данных, лучше обратиться за помощью к специалисту. Чтобы в полной мере определить характеристики личности, запишитесь на мою личную консультацию. Располагая подобными данными, вы сможете найти наиболее подходящий род занятий, хобби, узнать степень вашей открытости и коммуникабельности, выявить цели, повысить самооценку.
Все начинается с детства
Детство — прекрасная пора беззаботности и защищенности. Ребенку кажется, что мир вокруг прекрасен, огромен и просто манит к себе. Подрастающий малыш начинает исследовать его еще в детстве, когда не осознает сам себя, но развитие личности уже начинается.
Если говорить о поведении совсем маленького ребенка, в нем уже выделяются свои характеристики и основные качества. Личностные особенности ребенка присущи ему с грудного возраста. Не зря же родители, имеющие двух и более детей, проводя сравнительные характеристики, отмечают для себя разную манеру поведения своих отпрысков. И очень часто можно услышать от знакомых рассказы, в которых они говорят, что их дети совершенно разные, хотя рождены одними родителями. Один с детства отличался упрямством, силой воли и подвижностью. Вырос самым настоящим живчиком, в жизни все бегом делает, но качественно. А второй рос «тюхой-матюхой», скромный и инертный. Став взрослым, остался таким же инфантильным, как в детстве.
Личностные особенности ребенка зависят от генетики, скажет кто-то. На самом деле это не совсем так. Генетика может преподнести сюрприз, и у успешных родителей рождается самый настоящий рохля. Откуда бы это, начинают выяснять родители. И вспоминают, что дедушка был слишком скромным и неспособным проявить силу воли в каких-либо делах.
На личностные особенности влияют следующие факторы:
- Генетика.
- Воспитание в семье.
- Окружающая обстановка.
И если о первом факторе мы уже поговорили, то два последующих стоит рассмотреть внимательнее.
Сангвиники
Если вы или кто-то из близких имеет такой тип ВНД, то вам очень повезло. Самые трезвомыслящие и уравновешенные люди — это сангвиники. Основные их личностные особенности — это взвешенность в суждениях и поступках. К наиболее ярко выраженным качествам можно отнести:
- Практичность — представители данного типа личности умеют смотреть вперед. Они очень практичны в своих поступках, все просчитывают заранее.
- Терпеливость — одно из самых лучших качеств сангвиника. В момент неудачи он не сложит «лапки», а наберется терпения, стиснув зубы, встанет с колен и начнет все сначала.
- Трезвомыслие — об этом мы упомянули выше. Сангвиник не поддается панике, как тот же холерик. Он способен включать «холодное мышление» в самых экстренных ситуациях. В обычной жизни, сангвиник смотрит на мир без розовых очков, трезво оценивая собственные способности и возможности.
Флегматики
Этих людей трудно расшевелить, они инертны и часто плывут по течению. Основные личностные особенности — это:
- Замкнутость. Она проявляется не в таких объемах, как у того же меланхолика, но люди с данным типом ВНД предпочитают все носить в себе и лишний раз не открываться окружающим.
- Склонность к одиночеству. Несмотря на внешнее дружелюбие флегматика, самая лучшая компания для него — собственная персона.
- Плохая приспособляемость. Для флегматика станет самой настоящей трагедией глобальная жизненная перемена. Эти люди предпочитают предсказуемость и стабильность.
Личностно-психологические особенности
Эти свойства включают в себя темперамент человека. Давайте вспомним, что говорит по этому поводу один из величайших физиологов планеты Иван Петрович Павлов. Он выделяет четыре типа темперамента, которые характеризуются следующим образом:
- Сильный, подвижный, неуравновешенный. Речь идет о холерике. Основная психологическая особенность данного типа заключается в том, что процессы возбуждения превалируют над процессами торможения.
- Сильный, подвижный, уравновешенный — сангвиник. Считается, что это самый лучший темперамент человека, ибо процессы торможения и возбуждения находятся в равновесии.
- Сильный, инертный, уравновешенный — тип флегматический. Процессы торможения преобладают над процессами возбуждения.
- Слабый, неуравновешенный — меланхолик. Такие люди обладают слабыми процессами возбуждения и торможения.
Холерики
Личностные особенности человека с холеричным типом высшей нервной деятельности включают в себя следующие эмоциональные особенности:
- Неусидчивость, ибо холерики сложно сосредотачиваются на чем-то одном. Они способны начать дело, не довести его до конца.
- Импульсивность — такие люди живут эмоциями. Под воздействием импульса они совершают самые непредсказуемые поступки, за которые себя же и винят.
- Быстрое возбуждение, которое обусловлено темпераментом. Очень легко выходят из себя, не стесняются проявлять эмоции. Но вспышка быстро угасает, и холерику становится стыдно за проявленные отрицательные эмоции.
- Выгорание. Рутинная работа не для холериков, равно как и дела, требующие максимального сосредоточения. Эти люди, ввиду эмоционально-личностных особенностей, быстро утомляются и выгорают.
Подростки
Самые сложные человеческие экземпляры. В основе личностных особенностей подростков лежит моральная незрелость, обостренное чувство справедливости и эмоциональная нестабильность. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый человек, хотя очень старательно претендует на эту роль. У него меняется гормональный фон, происходят внешние изменения, нарушается внутренний баланс. Вчерашняя маленькая девочка-красавица вдруг обнаруживает у себя появление прыщиков и сальности кожи. Для взрослого человека, уверенного в себе, это не проблема. Но для подростка — целый комплекс. Большинство из них неуверены в себе, под агрессивным поведением скрывается куча страхов и комплексов.
Что делать окружающим при общении с таким «ежиком»? Учитывать, что на данном этапе развития личностные особенности — это изменяющийся фактор. И корректировать нежелательное поведение подростка только с помощью позитива и положительных подкреплений.