Статья:
Познавательные процессы – важнейшая часть человеческой деятельности. Собственно, человек является самим собой лишь постольку, поскольку у него развиты психические познавательные процессы. Издавна люди, у которых нарушена или снижена познавательная способность, считались неполноценными, и клеймо «недееспособного» в умственном смысле считалось величайшим позором – гораздо больше, чем наличие каких-то физических увечий.
Со временем медицинские термины, обозначающие умственную неполноценность или болезни, с которыми она связана, вышли за пределы науки и попали в разряд серьёзных оскорблений. Это говорит о том, насколько сильно ценились познавательные процессы с древних времён.
Психология познавательных процессов
Человеческая психика – сложнейшая структура, которая обеспечивает получение и обработку новой информации; она позволяет руководить поведением человека, принимать верные (равно как и ошибочные) решения и создаёт наш внутренний мир. Познавательные процессы связывают человеческую личность с реальным миром и позволяют с ним взаимодействовать.
Можно сказать, что всё содержание психики человека – это результат его познавательной деятельности. Психика – это отражение окружающего мира, а именно тех его элементов, с которыми эта личность взаимодействовала.
Чтобы понять важность познавательных процессов для человека, следует вспомнить, какая часть мозга за них отвечает. Это прежде всего серое вещество, которое обеспечивает высшую нервную деятельность. Эта структура является отличительной частью мозга позвоночных животных, и по мере эволюционного развития доля серого вещества неуклонно росла. У низших позвоночных (рыб, земноводных) серое вещество занимает небольшую часть мозга и действует как своеобразная надстройка, способствующая лучшей выживаемости животного. А вот у высших приматов, в том числе у человека, серое вещество представляет собой основную часть мозга, по сравнению с которой более «древние» части имеют незначительные размеры. Эти высшие представители животного мира отличаются и чрезвычайно высоким уровнем психических познавательных процессов. Познание реальности и управление ею из «приятного бонуса» превратилось в жизненную необходимость и основной вид психической деятельности.
Нарушение познавательных процессов действительно делает человека в той или иной степени неполноценным, несамостоятельным. Лёгкие нарушения не позволяют человеку занять достойное место в обществе, получить хорошую работу и достичь приемлемого уровня жизни. А более серьёзные нарушения и вовсе могут угрожать физическому здоровью и жизни.
Познавательная сфера как системное образование
Восприятие — это целостное отражение предметов или явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Только люди и высшие животные наделены способностью воспринимать мир в виде образов; она формируется и совершенствуется в их жизненном опыте.
В отличие от ощущений, перцептивные процессы формируют образ целостного объекта, отражая всю совокупность его свойств. Таким образом, восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новый этап сенсорного восприятия с присущими ему характеристиками.
Основными характеристиками восприятия являются объективность, целостность, постоянство и осмысленность, избирательность.
Объективность — это способность человека воспринимать мир не как набор не связанных между собой ощущений, а с точки зрения отдельных объектов, обладающих свойствами, которые вызывают эти ощущения.
Целостность восприятия выражается в том, что каждый объект воспринимается как стабильное системное целое, даже если некоторые части могут быть недоступны для наблюдения. В этом случае образ воспринимаемых объектов как бы мысленно конструируется в целостную форму на основе небольшого набора элементов.
Постоянство определяется как способность воспринимать объекты относительно постоянными по форме, цвету и размеру, а также по ряду других параметров, независимо от изменения физических условий восприятия.
Осмысленность — заключается в придании смысла объектам, которые мы воспринимаем. Например, предложение на иностранном языке трудно распознать.
Избирательность — из множества различных влияний мы выделяем только некоторые из них с большей отчетливостью и осознанностью. То, что находится в поле зрения человека во время восприятия, называется объектом (субъектом) восприятия, все остальное находится на заднем плане.
Иллюзии восприятия Иллюзии — это искаженное восприятие реально существующих предметов или явлений.
Существуют различные типы иллюзий. Наиболее распространенными являются зрительные иллюзии. Например, все светлые объекты кажутся больше, чем темные.
О зрительных иллюзиях нужно знать художникам, артистам, портным. Например, портной шьет платье из полосатой ткани. Если он расположит ткань так, чтобы полосы шли вертикально, то женщина в этом платье будет казаться выше. А если расположить полосы горизонтально, то хозяйка платья будет казаться ниже и толще.
Одним из вариантов таких иллюзий является мираж. В этом случае воспринимается реально существующий в природе объект, только расстояние до него и его размер оцениваются неверно. Мираж, описанный К. Фламмарионом, широко известен. Однажды утром в июне 1815 года жители бельгийского города Вервье увидели в небе сражающиеся войска, и можно было различить костюмы артиллеристов, пушку со сломанным колесом. Это была битва при Ватерлоо. Хотя расстояние от Вервье до Ватерлоо составляло более 100 км. Физические иллюзии характеризуются тем, что они воспринимаются всеми людьми одинаково.
Иллюзии наблюдаются не только в зрительном восприятии, но и в других видах восприятия. Попробуйте подержать руку в очень холодной воде, а затем окунуть ее в теплую воду. Вы почувствуете, как будто ваша рука находится почти на вершине кипящей воды.
Если съесть кусочек лимона или селедки и запить его чаем с небольшим количеством сахара, то первый глоток покажется очень сладким.
Физиологические иллюзии возникают у людей, находящихся в состоянии эмоционального стресса. Например, человек в страхе может принять один предмет за другой (пень в лесу за животное или человека).
Галлюцинации — это восприятие, которое происходит без присутствия реального объекта. Например, при алкогольном помрачении сознания пациент видит вокруг кровати мертвых людей. Иногда пациентам кажется, что они видят свои внутренние органы: Желудок, мозг. Иногда пациент слышит воображаемый голос, обычно громко говорящий о действиях пациента, осуждающий его. У пациента может выработаться привычка советоваться с голосами.
Структура и функции
Познавательные процессы в психологии считаются самыми «молодыми». Даже центры этих процессов расположены в неокортексе – самой молодой части коры головного мозга, за исключением центров внимания и памяти.
Однако эти процессы одновременно являются и чрезвычайно важными для человека, поскольку выполняют ряд необходимых функций:
- Приём новой информации и её дифференциация, для чего имеются разные каналы поступления информации (зрительный, слуховой, обонятельный и т. д.).
- Обработка первичной информации и создание целостных субъективных образов.
- Хранение информации.
- Установление связей между разными видами сенсорной информации, понятиями, образами, а также связей между новой информацией и уже имеющейся.
- Создание понятий и знаков, установление закономерностей между явлениями и процессами окружающего мира; знаки также используются для коммуникации, что является основой речи.
- Создание стратегии поведения и его мотивов.
- Формирование целей и перспективных задач деятельности.
- Способность предвидеть результаты действий и планировать своё поведение.
Уровень интеллекта человека определяется тем, насколько эффективно его познавательные процессы выполняют свои функции. Познание окружающего мира, конечно же, не происходит стихийно и хаотично.
Оно имеет определённую структуру и состоит из нескольких этапов:
- Вначале мозг получает новую информацию и обрабатывает полученные данные.
- Затем пользуется методами анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
- Полученные сведения запоминаются и сохраняются.
- Из полученной информации создаётся новая – в виде образов и понятий.
- Наконец, на высшем уровне познания осуществляются сложные операции с данными, в том числе и прогностического характера.
Виды познавательных психических процессов
Познавательные процессы возникли не все сразу, и различные животные в разной степени приспособлены к познавательной деятельности. Познавательные процессы в психологии делятся на низшие и высшие.
К первой группе относятся сенсорно-перцептивные функции, а именно – ощущения, восприятие и представления. Эти процессы доступны не только человеку, но и животным; однако если у животных они являются максимальной степенью познания, то у человека – лишь начальной. Вместе с тем эти старейшие функции познания самые надёжные и эффективные, поскольку обеспечивают поступление любой информации.
Ко второй группе относятся мышление, воображение, речь и творчество. Это именно те функции познавательной деятельности, которые свойственны только человеку. Они организуются и управляются сознательно. Низшие познавательные функции делают их обладателя пассивным наблюдателем событий окружающего мира, а высшие функции позволяют активно участвовать в этих событиях, изменять мир и создавать новые.
Среди процессов познания существуют и ещё два, также очень древних по происхождению и свойственных даже достаточно примитивным существам. Это внимание и память. Они играют вспомогательную роль и обслуживают все остальные познавательные функции.
Познавательная деятельность — что это такое
Познавательная деятельность – это процесс усвоения и совершенствования знаний, их непрерывное преумножение и развитие.
Это вид деятельности присущ только человеку, и относится к высшей форме психического познания. Он представляет собой симбиоз сенсорного восприятия, теоретического осознания и практических действий. Сопровождая все виды деятельности, он только в момент обучения приобретает чёткую ярко выраженную форму и становится осознанным.
Основой познавательной деятельности является процесс познания, как психической обработки и опосредования информации, обеспечивающий получение и накопление знаний.
Процесс познания — один из трёх составляющих человеческое сознание процессов наряду с переживанием и отражением. Он реализуется с помощью таких психических процессов как:
- внимание;
- память;
- мышление;
- речь;
- восприятие;
- ощущение;
- представление;
- воображение.
Для его осуществления необходимы следующие составляющие:
- объект (информация, знания);
- субъект (получающий знания — познающий);
- причинно-следственная связь между субъектом и объектом (почему необходимо эти знания усвоить).
Результат такого воздействия — полученные знания как четвёртая составляющая этого процесса. Знания могут быть истинными или ошибочными, но они всё равно являются результатом познания.
Классификация познавательных процессов
Познавательных процессов достаточно много, и их первичная классификация была приведена ранее. Теперь пришла пора описать их более подробно.
Ощущения
Это наиболее первичный и примитивный вид познавательных процессов. Это сигналы, которые воспринимаются органами чувств. Они дают нам представление об отдельных свойствах предметов – температуре, цвете, звуке, вкусе и т. д. Ощущения не могут дать целостную картину мира, к тому же они сиюминутны: когда заканчивается контакт органа чувств с предметом, ощущение пропадает.
Обычно мы говорим о пяти видах ощущений: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Романтики могут попытаться описать ещё и некое «шестое чувство». В действительности ощущений у человека гораздо больше. Их даже принято делить на три группы. Первая – это те самые пять чувств, которые дают мозгу информацию о внешнем мире. Вторая группа – это ощущения, идущие от внутренних органов (чувство голода, жажды, боли, сердцебиения и др.). Третья группа – ощущения, идущие от мышц: данные о положении тела в пространстве, движении, напряжении мышц и др.
В результате экспериментов удалось даже создать искусственные органы чувств, которые позволяют человеку, к примеру, ощущать электрическое поле.
Ощущения человека и животных неодинаковые – как по степени развитости, так и по видам. Например, у рыб существует боковая линия – орган, воспринимающий вибрации и движение воды. Зрение многих животных позволяет воспринимать ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, но в то же время им недоступны некоторые цвета из тех, что видит человек.
Восприятие
Это то, с чего для человека начинается собственно познание. Ведь ощущения в чистом виде чаще всего нами не осознаются. Процесс восприятия ещё именуется перцепцией. Он позволяет отражать мир в целостных образах, хотя по-прежнему носит лишь сиюминутный характер – мы воспринимаем дерево только тогда, когда видим его.
Восприятие тоже во многом связано с органами чувств, как и ощущения. Поэтому можно говорить о слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных и осязательных образах. Однако наиболее изучены только первые два, поскольку зрение и слух являются основой нашего понимания и изучения мира. Но помимо них, у нас имеются и более сложные восприятия: времени, движения, пространства. Последнее, конечно, связано с визуальными ощущениями, однако имеет свою специфику.
Вместе с тем восприятие – более сложный процесс, чем просто ощущения. Он связан со способностью мозга к синтезу и анализу. Сначала мозг фиксирует воздействие и различает его среди других воздействий, затем сравнивает с имеющимися в памяти образами и создаёт новый целостный образ.
Восприятие связано с деятельностью человека и его общим психическим состоянием. Поэтому при разном настроении мы воспринимаем одни и те же объекты несколько по-разному. Острота восприятия зависит также и от сенсорного опыта: чем больше чувственных образов хранится в памяти, тем более разнообразным является восприятие. Обладатель богатого сенсорного опыта различает огромное количество оттенков цветов, среди беспорядочного городского шума способен вычленить какой-то конкретный звук (например – пение птицы), может чувствовать едва различимые запахи и выделять в них отдельные компоненты.
Представления
Это образы предметов или явлений, которые не оказывают в данный момент никакого воздействия на наши органы чувств. Эти образы хранятся в памяти и извлекаются оттуда в нужный момент – например, тогда, когда необходимо сравнить текущие ощущения с прошлым сенсорным опытом. Представления тоже связаны с органами чувств, поэтому могут быть зрительными, слуховыми, двигательными и т. д. Но представления также разделяются по своему функциональному содержанию: они могут быть техническими, музыкальными, топографическими и другими.
Мышление
Это высшая познавательная функция, которая оперирует обобщёнными образами и понятиями. Результатом мышления является получение новых знаний, которые невозможно получить с помощью чувственного опыта. Этот процесс познания основан на таких операциях, как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Сравнивая различные элементы полученной (в данный момент или ранее) информации, мозг приходит к определённым выводам, которыми и являются новые знания, более глубокая информация о предмете.
Мышление делится на три уровня, которые у человека развиваются постепенно по мере взросления:
- Наглядно-действенное мышление – элементарный вид, при котором мыслительные операции осуществляются прямо в момент физической (предметной) деятельности.
- Наглядно-образное – оперирует как конкретными, так и абстрактными образами.
- Абстрактно-логическое – высший уровень мышления, при котором задействованы такие инструменты, как символы, понятия и знаки.
У современного взрослого человека в мыслительном процессе задействованы все три уровня. Однако у маленьких детей развито только наглядно-действенное мышление, а у подростков появляется также наглядно-образное. Точно так же развивалась мыслительная деятельность в процессе эволюционного развития человека. Установлено, что у высших приматов тоже имеется наглядно-действенное, а иногда и наглядно-образное мышление.
Наглядно-образное мышление не является высшим уровнем мыслительной деятельности, однако именно оно – основа творчества, которое представляет собой высшую ступень процесса познания.
Воображение и творчество
Воображение отвечает за рождение новых образов в нашем мозге. Поэтому оно является основой творчества. Воображение и творчество – это уже исключительно человеческая форма мыслительной деятельности, и она не встречается даже у высших приматов (горилл, шимпанзе). Именно воображение ответственно за создание нашего «внутреннего мира», который может и не соответствовать миру внешнему, а может стать основой преобразования этого внешнего мира.
Можно сказать, что с помощью воображения человек максимально оторвался от природы и погрузился в создание собственных миров и жизнь в них. Вместе с тем воображение является частью нашей природы и закономерным результатом развития человеческого организма.
Механизм воображения таков, что создаваемые нами образы никогда в точности не соответствуют реальным, даже если мы представляем то, что многократно наблюдали в реальности. Элементы прежнего опыта накладываются на создаваемый образ в определённой степени хаотично, даже если мы пытаемся контролировать этот процесс.
Тем не менее образы могут различаться по степени новизны и оригинальности, из-за чего выделяют два типа воображения:
- Репродуктивное – отвечает за воспроизведение элементов реальности по некоторому образцу. Например, это позволяет представить животное по описанию, механизм по чертежу. Чем больше сила воображения и объём имеющихся знаний, тем в большей степени созданный образ будет соответствовать реальности.
- Творческое – отвечает за создание оригинальных образов, отсутствующих в действительности. Но в какой момент воображение становится творчеством? По-видимому, это происходит тогда, когда воображаемые образы воплощаются в реальности: скульптор создаёт новое произведение, художник пишет картину, писатель выпускает книгу и т. д. В этот момент внутренний мир человека, построенный воображением, как бы вторгается в реальность и изменяет её.
Речь
Это тоже высший процесс познания. Считается, что членораздельная речь доступна только человеку, хотя научные исследования это опровергают: обезьяны способны общаться друг с другом и с людьми с помощью «йеркиша» — специально разработанного символьного языка, а также с помощью языка жестов. Высшие приматы даже способны самостоятельно изучать эти языки и обучать им друг друга. Шимпанзе вполне способны были бы овладеть и устной человеческой речью, но им не позволяет сделать это строение голосового аппарата.
Речь – это система обмена информацией с помощью знаков. Но это не просто утилитарная структура, а важный инструмент познания. В речевой форме протекает логическое мышление, которое является высшей формой познания; элементами логического мышления являются слова и другие абстрактные знаки.
Речь организует человеческое мышление и стимулирует его. Замечено, что если глухонемого человека не обучить специальному языку, то его мышление останется на уровне трёхлетнего ребёнка.
Даже процесс восприятия связан с речью. Так, воспринимаемый объект нужно как-то обозначить, чтобы «принять» её в своём сознании. А чтобы решить сложную проблему, надо обозначить непонятные задачи с помощью специальных слов-знаков.
Внимание
Это не что иное, как концентрация на предметах, явлениях и внутренних состояниях. Внимание необходимо, чтобы воспринимать что-то определённое. При этом сознание в данный момент не замечает то, что не связано с решаемой задачей. Внимание является вспомогательным процессом, обеспечивающим работу других функций познания.
Внимание бывает непроизвольным и произвольным. В первом случае человека привлекает что-то яркое и необычное, то есть те или иные раздражители. Такое сосредоточение не зависит от наших усилий и происходит как бы «само по себе». А во втором случае сосредоточение происходит целенаправленно, и внимание фиксируется на предметах, не представляющих сиюминутного интереса. Значимость объектов в данном случае определяется целями и задачами нашей деятельности. Сложный текст учебного пособия или рабочий процесс – всё это менее интересно, чем какое-нибудь развлечение, но нам приходится сосредоточиваться именно на них, чтобы достичь какой-то важной цели.
Внимание отвечает за избирательность нашего сознания в целом. Оно даже может формировать человеческую индивидуальность: так, при взгляде на красиво оформленное блюдо художник обратит внимание на его внешний облик, повар – на состав блюда и его питательность, а маркетолог – на возможную стоимость его в ресторане или магазине.
Приемы запоминания
Существуют приемы, предназначенные для облегчения запоминания и позволяющие записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов – это мнемотехника.
Довольно действенным способом запоминания информации является рифма и ритм. Данный способ, который используется в ряде мнемонических упражнений, широко применяется в рекламе. Зарифмованная информация запоминается значительно быстрее, врезается в память независимо от желания и часто избавиться от неё невозможно.
Другим приемом запоминания является аббревиатура (акроним). Такая аббревиатура, как МВФ, ООН и др. не только сокращает длинные названия организаций, но и способствует их запоминанию.
Способ запоминания предметов при помощи фиксирования места их расположения, пришел из Греции. Человек этот метод использует довольно часто, хотя и не отдает себе в этом отчета. Например, на вопрос, сколько окон в доме, где живет человек, сразу дать ответ сложно, но, если представить, что он идет по своему дому, тогда можно все окна подсчитать.
Метод связи между цифрами и буквами широко применяется для запоминания чисел. Способ помогает перевести числа в слова, потому что слова для человека имеют больше смысла. Соответствие между цифрами и согласными буквами является основой данного метода.
Метод картинок – суть состоит в переводе имен собственных в картинки на основе их смыслового значения или звучания. Особенно полезен этот метод для запоминания профессий и фамилий людей.
Для фиксирования в памяти имен собственных или просто предметов довольно полезно использовать цепочки. Для запоминания надо связать каждый предмет из списка с последующим при помощи ассоциаций.