Клиническая психология – что это такое, что изучает, основные задачи, разделы и основные проблемы

Автор: Эльмира Давыдова

Клинический психолог – человек, специализирующийся на психологической диагностике, консультировании, разных видах психотерапии. Изучает психические явления и нарушения через призму их взаимосвязи с различными заболеваниями. Клиническим психологом может стать абитуриент, который любит биологию, математику, обществознание. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

  • Важные личные качества
  • Обучение на клинического психолога
      Курсы
  • Вузы
  • Лучшие вузы для клинического психолога
  • Курсы
  • Место работы
  • Заработная плата
  • Зарплата клинического психолога на ноябрь 2021
  • Профессиональные знания
  • Примеры компаний с вакансиями клинического психолога
  • Краткое описание

    Методы клинической психологии используются в классической медицинской практике. Эта область стала активно развиваться в конце XIX века, она тесно связана с психиатрией. Существует несколько разделов клинической психологии: психотерапия, нейропсихология, психосоматика и другие. Клинические психологи обладают глубокими знаниями в сфере анатомии и медицины. Направление широкопрофильное, ведь специалисты несут ответственность за гармоничное развитие психики, адаптацию, психологическую поддержку и реабилитацию пациентов.

    Общая информация

    В 90-е годы медицинская и клиническая психология означали одно и то же. На сегодняшний день это все же две разные дисциплины. Не стоит путать их и с психиатрией. У них похожие задачи, но отличающиеся методы лечения. Психиатрия направлена на устранение патологий, дефектов, при которых необходима госпитализация или стационарное лечение. Это заболевания – шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия. Психология клинического направления исследует проблемы дезадаптации и пограничных психических состояний, когда человек пока не патологически болен, но уже и не в норме.

    Разграничение патологии и нормы довольно-таки сложный процесс. На данный момент разделяют соответствующие нормы по возрастному развитию, у каждого периода свои критерии ощущения мира, отношения к нему. Психолог оценивает, насколько личность гармонично развита – уживается с собой и другими, умеет ли быть гибкой, способность объективно мыслить, стрессоустойчивость, умение планировать и подстраивать свой распорядок дня, соблюдать режим труда и отдыха. Норма – это то, как человек справляется с жизненными трудностями, вхож в социум, продуктивно трудится, насколько критически мыслит.


    При диагностике клинический психолог и психиатр применяют и свой личный опыт, придерживаются и рекомендаций общей психологии, а также сведениями из МКБ и Справочника по расстройствам психики.

    Предметом клинической психологии могут выступать:

    • Подготовка и проведение методов психотерапии.
    • Нарушения в психическом развитии.
    • Возникновение деструктивных изменений в психике.
    • Применение психологических методик для влияния на сознание пациента с целью лечения и в качестве профилактики.
    • Организация исследования с помощью определенного инструментария и определение принципов для этого, методологии.
    • Выяснение того, как влияют всяческие расстройства на психику пациента.
    • Роль психики в появлении, протекании и профилактике расстройств.

    Итак, клиническая психология является дисциплиной, которая включает оценку здоровья психики, планирование и проведение исследований в научной области для диагностики и выявления психических проблем.

    Психологи разрабатывают и проводят психокоррекцию и психотерапию. Они также исследуют вопросы общей психологии, сравнивают норму и патологию, изучают границы нормального, определяют то, как соотносятся социальное и биологическое в человеке, пытаются разрешить проблематику психического распада.

    Особенности профессии

    Клинические психологи чаще всего взаимодействуют с людьми, которые испытывают сложности в вопросах, связанных с адаптацией, самореализацией, становлением личности. Эти процессы зависят от социального, духовного и физического состояния пациента. Клинические психологи используют следующие методы:

    • беседы, наблюдение;
    • психофизические, анамнестические, биографические, экспериментально-психологические методы;
    • изучение продуктов деятельности и творчества.

    Клинический психолог в вузе изучает целый комплекс естественнонаучных дисциплин, а также анатомию ЦНС, нейропсихологию и нейрофизиологию, психодиагностику и т. д. Дипломированные специалисты выполняют следующие виды работ:

    • сбор анамнеза, выполнение психодиагностики;
    • разработка мер, направленных на коррекцию психоэмоционального состояния пациента;
    • оказание помощи в самоидентификации, социальной адаптации, налаживании внутрисемейных отношений;
    • подготовка схемы медикаментозного лечения при необходимости;
    • проведение психологической экспертизы;
    • социальная деятельность в рамках помощи незащищенным слоям населения: дети, инвалиды и т. д.;
    • составление заключений по итогам выполненной работы.

    Они работают с разными группами людей. Оказывают помощь пациентам, которые перенесли психологическую травму, страдают от приобретенных или врожденных заболеваний, испытывают потребность в социальной адаптации, например, после отбывания наказания в тюрьме. Обратите внимание на то, что клинические психологи не работают с тяжелыми психическими состояниями: шизофрения, биполярное аффективное расстройство и другие.

    Отрасли клинической психологии

    1. Психосоматика. Направлена на выявление соматических и психосоматических проблем пациента, их происхождение. Раздел изучает взаимосвязи таких сложных заболеваний как онкологические с психическими факторами, их провоцирующими. Психолог помогает подготовить больного к непростой информации о диагнозе, сопровождает его на протяжении болезни, настраивает на операцию, помогает при реабилитации и так далее. Кроме того, данный раздел посвящен расстройству — острой хронической психической травме, которая может привести к ишемии, язвенным заболеваниям, гипертонии, нейродермитам, псориазу, бронхиальной астме.
    2. Психотерапия – базовый метод при психокоррекции. Представляет набор методик и техник, которые используются психологом при терапии и проведении ряда изменений, касающихся психоэмоциональной сферы пациента, а также его поведения, коммуникативных навыков. Коррекционные мероприятия направлены на повышение настроения, самочувствия, адаптационных возможностей освоения в обществе. Психотерапия проходит как в группе, так и в индивидуальном порядке.

    3. Нейропсихология – большая отдельная дисциплина в науке, которая занимается исследованием головного мозга и центральной нервной системы, их роли в психических процессах человека. Включает и психиатрию, и неврологию, и философские проблемы при достижении понимания того, как функционирует человеческое сознание. Изучает искусственные нейрональные сети, когнитивную науку. В советской психологии специалисты рассматривали вопросы причинно-следственных связей поражения мозга, локализации нарушения и происходящими в это время изменениями в психике. Нейропсихологи изучали такие трансформации в функциональных особенностях психики, возникающих из-за мозговых травм, исследовали местоположение ведущего центра заболеваний и разрабатывали методы реабилитации, лечения, а также теорию и методологию основ для психологии общей и клинической.
    4. Психокоррекция – основа для психотерапии. Она направлена на непосредственное оказание помощи больному. Формирует не только психотерапевтическую программу, но и последующую реабилитацию как системную медико-психологическую деятельность. Психокоррекция позволяет восстановить свой социальный статус, вернуться в общество полноценным его членом, благодаря сочетанию педагогических, медицинских, психологических и социальных процедур и мероприятий. Сюда относятся и психогигиена, изучающая сохранность и поддержку психического здоровья, и психологическая профилактика – совокупность мер, предупреждающих появление психического расстройства.

    5. Патопсихология. Изучает вопросы психических нарушений, расстройств, нарушений объективности восприятия окружающего мира, происходящих из-за деструктивных процессов в центральной нервной системе. Данный раздел исследует закономерности дисфункций психических процессов при различных психопатологиях в связи с факторами, что способствуют их появлению, а также позволяет найти эффективные методы коррекции.

    Плюсы и минусы профессии

    Плюсы

    1. Клиническая психология – популярное направление, в услугах этих специалистов заинтересованы пациенты любого возраста.
    2. Огромный выбор форм профессиональной деятельности: частная практика, корпоративная или научная работа, вебинары и т. д.
    3. Высокий уровень дохода, который напрямую зависит от активности и профессионализма клинического психолога.
    4. Профессия подходит для людей с ограниченными возможностями (нарушение функции верхних и нижних конечностей), ведь можно предоставлять услуги в формате Skype-конференций.

    Методы

    Психолог клинического направления применяет различные методы и методики для объективной и дифференцированной оценки состояния клиента. Диагностика помогает специалисту квалифицировано рассмотреть вариант нормы и патологии для отдельно взятого человека. Он выбирает ту или иную методику в зависимости от каждого конкретного пациента, признаков его психического расстройства, уровня образования, степени умственного развития.

    • Выделяют такие методы: Исследование творчества;
    • Экспериментальные методы психологии – стандартизированные и оригинальные;
    • Наблюдение;
    • Анамнестический метод сбора информации о прошлых заболеваниях, перенесенных осложнениях, причинах нынешнего расстройства;
    • Беседа и опрос;
    • Биографический;
    • Психофизиологический – ЭЭГ, к примеру.

    Обучение на клинического психолога

    Профессию невозможно освоить на курсах или в ссузе, поэтому путь абитуриента, решившего изучать этот раздел психологии, лежит в вуз. Стоит сделать выбор в пользу специальности «Клиническая психология» (код: 37.05.01). Для поступления необходимо сдать ЕГЭ по следующим предметам:

    • биология – профильный экзамен;
    • русский язык – обязательный экзамен;
    • обществознание, математика, иностранный язык – на выбор вуза.

    Направление подготовки имеет множество профилей: «Патопсихологическая диагностика и психотерапия», «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология» и другие. Срок обучения составляет 5 лет, профессия не требует прохождения последующей подготовки в ординатуре. Документы можно подавать в медицинские или многопрофильные вузы, в которых открыта рассматриваемая программа.

    Курсы

    УРГАПС (Дистанционно)

    Получите диплом клинического психолога в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки. Его преимущества: 1. Полностью дистанционный формат обучения. 2. Беспроцентная рассрочка. 3. Бессрочный доступ к учебным материалам. 4. Привлекательные цены. 5. Более 155 экспертов-практиков, более 50 из них – кандидаты наук и доценты.

    ИПО

    Российский институт профессионального образования, НАНО «ИПО» — проводит набор учащихся на получение специальностей: «Клиническая психология» по дистанционной программе профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 9 900 рублей. Обучение в ИПО — это удобное и быстрое получение дистанционного образования. 2000+ курсов обучения. 15000+ выпускников из 200+ городов. Сжатые сроки оформления документов и обучение экстерном, беспроцентная рассрочка от института и индивидуальные скидки. Обращайтесь!

    ВГАПС (Дистанционно)

    Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы приглашает пройти обучение по направлению «Клиническая психология». Получите профессиональные знания в дистанционном формате, с практикой и обратной связью от экспертов. Скидки до 60%. Рассрочка 0%.

    Вузы

    Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

    Клиническая психология (Факультет социальных наук ННГУ)

    Самарский государственный медицинский университет

    Клиническая психология (Институт социально-гуманитарного и цифрового развития медицины СамГМУ)

    Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

    Клиническая психология (Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова)

    Санкт-Петербургский государственный университет

    Клиническая психология (Факультет психологии СПбГУ)

    Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

    Клиническая психология (Факультет клинической психологии СПбГПМУ)

    История появления

    Клиническая психология начинала развиваться на рубеже 19 столетия еще французскими исследователями, российскими психиатрами. Из числа французов можно выделить Ж.-М. Шарко, Р. Рибо, П. Жане, И. Тэна. Из русских ученых называют В. М. Бехтерева, С. С. Корсакова, В. Х. Кандинского, И. А. Сикорского и других видных психиатров тех лет.

    Так, В. М. Бехтерев в 1885 году основал первую в России психологическую лабораторию. Именно на базе психоневрологического института им. Бехтерева было проведено большое количество исследований.

    Влияние на непосредственное развитие отечественной психологии клинического направления оказали И. П. Павлов, В. П. Осипов, В. Н. Мясищев, Г. Н. Вырубов. Особую роль в психологии в целом сыграл Л. С. Выготский, а затем его идеи были поддержаны и продолжены А.Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, А. Н. Леонтьевым и другими.

    В период Второй Мировой войны все известные психологи, самые лучшие из них, были отправлены в военные госпитали и на практике постигали азы медицинской психологии. Среди них были Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник. Вся эта плеяда ученых умов помогала солдатам справляться с травмами, стрессами, переживать поражения головного мозга. Именно данная практика позволила им сформировать первые положения клинической психологии, поскольку был собран уникальный обширный материал по психическим расстройствам, которые связанны с локализованными мозговыми нарушениями.

    Место работы

    Клинические психологи смогут найти работу в поликлиниках, реабилитационных или узкопрофильных центрах, службах доверия. В них заинтересованы хосписы, детские дома, а также исправительные колонии, кризисные центры, органы государственной власти и т. д. Нередко специалисты занимаются ведением частной практики, в этом случае они могут выполнять функции корпоративных или семейных психологов, проводить вебинары, Skype-конференции, групповые тренинги.

    Различия психолога и психиатра

    Клинический психолог специализируется на медицинской сфере происхождения психических заболеваний, исследует их при помощи диагностики, применяет коррекцию, однако не всегда вправе прописывать для этих средств лекарственные препараты. «Орудие» психолога – общение, терапия, но никак не таблетки. Такой специалист применяет комплекс психодиагностических, психокоррекционных методик в своей работе, ориентируется на теоретическую базу, совмещающую знания психолога и врача. Тем самым значительно расширяет свои профессиональные возможности для помощи пациентам и собственного развития.

    Тем не менее, у психиатров и психологов одна задача – помочь и вылечить человека от психических патологий, расстройств. Настроить больного на положительные результаты, изменить его мировоззрение, мировосприятие, направить по нужному пути, снизить деструктивное поведение. Однако психиатр – врач прежде всего. Он на протяжении 5 лет проходит исключительно медицинскую подготовку, как любой другой специалист из врачебной сферы, переходит для практики в интернатуру, в результате чего и выбирает свою будущую профессию, определяется с узкой специализацией. Например, может предпочесть работу с детьми или только с инвалидами. Психиатры при общении и лечении больных используют медицинскую модель. То есть они применяют, конечно, психологические и знания, и методики, но ориентируются в большей степени на медицинскую позицию. И, как врачи, выписывают препараты – психотропные, тяжелые седативные. Лекарственная терапия – прерогатива психиатров. Но не без психотерапии. Психиатры справляются с гораздо более сложными случаями психических заболеваний, нежели клинические психологи.


    Психологи клинического профиля не прибегают к медикаментозному лечению, хотя в Америке в отдельных штатах практикуют такие методы. Но, тем не менее, для этого они проходят специальную подготовку, чтобы разбираться в лекарственных средствах и иметь право их назначать. В спектр применяемых в данной области препаратов входят седативные, психотропные лекарства.

    Клинический психолог часто работает во взаимосвязи с психиатром, дабы расширять полученную путем терапии информацию.

    Заработная плата

    Что касается заработной платы, то она зависит от опыта работы, места трудовой деятельности, региона и пр. Однако, обобщенный средний показатель зарплаты таких специалистов по России составляет 26 тыс. руб. Что касается столицы, то данный показатель практически в два раза выше (45 тыс. руб.).

    Выпускник кафедры клинической психологии начинает свой трудовой путь с окладом в размере 15,4 тыс. руб. Продвигаясь по карьерной лестнице либо открыв свое собственное дело, его доход может возрасти до 235 тыс. руб.

    Возможен ли карьерный рост

    Перспективы карьерного роста исходят из выбранного курса профессиональной деятельности.

    1. Можно совершенствоваться как специалисту, работая в школе, доме престарелых, реабилитационном центре, на предприятии либо в больнице. Развитие будет происходить через приумножение опыта, принятие новых компетенций, повышение квалификационного статуса.
    2. Есть возможность стать руководителем, возглавив отделение, или открыв частную клинику.

    Эта психологическая отрасль позволяет приобрести научную степень, а также продвинуться в сфере преподавания и исследования.

    Норма и патология

    Основные понятия клинической психологии можно представить в виде бинарных оппозиций: «норма — патология» и «болезнь — здоровье». Остановимся на них подробнее.

    «Норма» — пожалуй, главный для дисциплины термин — составляет основу категориального аппарата клинической психологии; однако значительная трудность состоит в том, что это весьма противоречивое и неоднозначное понятие, и, как бы парадоксально это ни звучало, норма не является категорической противоположностью патологии.

    Рекомендуем: Житейская и научная психология

    Дело в том, что выделяются различные виды норм: статистическая, идеальная, социальная, функциональная, индивидуальная. Первая представляет собой усредненный показатель «стандартного» человека, под идеальной понимается произвольно установленный образец для подражания, социальные нормы определяют поведение человека с точки зрения принятых в обществе правил.

    С помощью функциональных норм можно оценить состояние личности с точки зрения последствий для здоровья или достижения определенной цели; наконец, индивидуальная или субъективная норма говорит не о стандартных показателях, а о конкретных, характерных именно для данного пациента.

    Все эти виды нужно учитывать в процессе выявления расстройств психики и, таким образом, становится очень тонкой грань, отделяющая психическую норму от психической патологии, а следовательно, состояние здоровья от заболевания. В этом заключается основная проблема клинической психологии.

    Рекомендуем: Высшие психические функции

    Категория здоровья рассматривается с двух сторон: в аспекте психическом и телесном. В целом, пользуясь определением Всемирной организации здравоохранения, под здоровьем принято понимать не только отсутствие болезней, а состояние, при котором достигнуто физическое, душевное и социальное благополучие. Отдельно выделяются показатели психического здоровья:

    • Способность контролировать поведение, учитывая общественные правила; способность изменять его под воздействием обстоятельств.
    • Способность строить планы и воплощать их в жизнь.
    • Сохранение критической оценки собственных действий.
    • Одинаковое переживание повторяющихся ситуаций.
    • Осознание своего «Я».
    • Адекватное соотношение психических реакций личности и воздействий, которые их вызвали.

    Обязанности

    В компетенции клинического психолога входит:

    1. Проведение работ, направленных на восстановление психического здоровья и коррекцию отклонений в развитии личности пациентов.
    2. Определять факторы, затрудняющие гармоничное развитие личности клиента.
    3. Проводить деятельность по психопрофилактике, психокоррекции, психологическому консультированию больных, благодаря чему оказывать помощь пациентам и их родным в решении личностных и бытовых психологических проблем.
    4. Осуществлять психодиагностические исследования и диагностические наблюдения за больными.
    5. Взаимодействовать с лечащим врачом, для составления развивающих и психокоррекционных программ с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов пациентов.
    6. Сотрудничать с медицинским персоналом, для его обучения вопросам медицинской и социальной психологии, деонтологии.
    7. Осуществлять оценивание результатов проведения психологических, лечебных и профилактических мероприятий.

    Представленный выше перечень должностных обязанностей требует от специалиста определенных качеств и умений. Так, например, на данный вид профессиональной деятельности стоит обращать внимание абитуриентам, обладающим такими качествами, как:

    • Гуманитарный склад ума;
    • Аналитическое мышление;
    • Широкий кругозор;
    • Умение находить подход к человеку;
    • Склонность к работе с массивами информации;
    • Наличие лексического навыка;
    • Логические способности;
    • Умение концентрировать внимание;
    • Стрессоустойчивость.

    Помимо личных качеств, специалист в области клинической психологии должен владеть следующими умениями и знаниями:

    • Наличие знаний в проведении психологических обследований;
    • Иметь общее представление о методах семейного, индивидуального и группового консультирования;
    • Осведомленность в экспериментально-психологических методиках;
    • Знание подходов организации психотерапевтического сообщества и психотерапевтической среды;
    • Умение применять на практике приемы нейропсихологического исследования;
    • Умение применять приемы восстановительного обучения;
    • Иметь представление о методах компьютерной диагностики;
    • Владение знаниями проведения личностно-ориентированных и профессиональных тренингов;
    • Умение использовать различные методы психологической коррекции.

    Требования к специалисту

    У специалиста не должно быть нервно-психических патологий, сердечно-сосудистых дисфункций, нарушений внимания и памяти, а также проблем со слухом, зрением и речью. Клинический психолог должен быть профессиональным, компетентным, ответственным. Взаимодействие с больными сопряжено с необходимостью мыслить системно и логично. Такому врачу нужно понимать ценность здоровья, быть способным к эмпатии и сопереживанию, конструктивному взаимодействию с другими специалистами для решения единых задач.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]