Как развивается интеллект и дан ли он нам априори? Каким образом человек приобретает знания – он их конструирует или они перенимаются в готовом виде?
На эти и схожие вопросы дает ответ та область знания, которую называют генетической психологией. Ее создателем является швейцарский психолог и философ Жан Пиаже (1896-1980), чьи открытия и идеи о когнитивном развитии мы уже освещали. На этот раз мы хотим познакомить вас с понятием генетической психологии и раскрыть ее суть и основные достижения.
Для начала стоит прояснить сам термин. Слово «генетическая» может быть немного сбивающим с толку, потому что не относится к вопросам наследственности или генома человека.
Что же такое генетическая психология
До того, как термин «генетический» стал употребляться в своем современном узкобиологическом значении, он использовался в психологии для обозначения индивидуального развития. И, соответственно, генетическая психология изучает индивидуальное развитие интеллекта, его происхождение, механизмы усложнения, наряду с тем, как формируются важные понятия.
Самого Жана Пиаже интересовали вопросы качественного развития знания, его происхождение и восприятие, к примеру, воздействует ли объективный мир на ум человека или же человек конструирует знание субъективно. Т.е., в центре внимания ученого были эпистемологические вопросы и соображения.
Эпистемология – это теория знания, дисциплина, исследующая научное знание, его строение, структуры, функционирование и развитие. Сам Пиаже считал себя эпистемологом и основал Международный центр по генетической эпистемологии в Женеве, который и возглавлял. Так как генетическая психология Пиаже по сути подготовляет базу для генетической эпистемологии, разграничить эти две дисциплины не всегда просто.
Интересно то, что в англоязычной научной литературе рассматриваемую нами область знаний называют genetic epistemology (также может встречаться термин developmental theory of knowledge). А термин «генетическая психология» (genetic psychology) употребляется для обозначения науки о том, как гены влияют на психологию и личность индивида. Обычно последняя занимается исследованием взаимосвязи генов и поведения людей на основании исследований близнецов и усыновленных людей.
Разобравшись с понятием генетической психологии, давайте перейдем к интеллекту и процессу его формирования.
Место генетического метода в общей методологии
Фото автора Darina Belonogova: Pexels
Генетический метод – это процесс познания, основанный на изучении развития и изменения психического явления, как в рамках онтогенеза, так и в рамках филогенеза.
Все методы изучения и познания психических явлений и процессов можно разделить на 4 большие категории:
- организационные методы – способы организации исследования;
- эмпирические методы – способы получения конкретного результата, такие как эксперимент, беседа, анкетирование, наблюдение и так далее;
- различные способы обработки данных – математический, статистический и качественный анализ;
- интерпретационные – подходы, на которых основывается способ объяснения полученных данных, то есть их интерпретация.
Интерпретационные методы имеют два подхода: структурный и генетический. В первом случае исследователь определяет, какое место изучаемое психическое явление занимает в общей структуре, то есть размещает его в горизонтальной плоскости, добавляет в ту или иную классификацию.
Во втором случае, интерпретация полученных данных происходит в рамках их развития, изменения, то есть помогает понять генезис этого явления. Это генетический метод.
Интеллект и его развитие
В своих исследованиях и научной работе Пиаже исходил из того, что считал интеллектуальное развитие человека продолжением биологического процесса адаптации. А сам интеллект в этой парадигме является своеобразной формой психологической адаптации, позволяющей эффективно подстраиваться под обстоятельства жизни.
Внешняя среда постоянно изменяется, и индивид стремится к установлению и поддержанию равновесия с ней. И этот процесс адаптации на когнитивно-психическом уровне осуществляется посредством схем действия и процессов ассимиляции и аккомодации:
- Схема действия – это сформировавшееся у индивида понятие или алгоритм взаимодействия с внешней средой или категоризации чего-то. К примеру, у младенца есть схемы того, как сосать, хватать (эти две схемы действия являются врожденными), мять, тянуть, ударять и др.
- Ассимиляция – процесс, при котором индивид применяет имеющуюся у него схему к новому объекту, что позволяет ему с ним успешно взаимодействовать. Например, младенец может схватить новый для него объект – карандаш – таким же образом, как и мамин палец.
- Аккомодация – процесс, в ходе которого индивид либо видоизменяет свою схему, чтобы вместить новый объект, либо создает новую схему. Так, младенец рано или поздно понимает, что нельзя хватать мяч так же как мамины пальцы или погремушку и создает новую схему действия.
Такое вот постоянное взаимодействие с внешним миром, поддержание равновесия с ним через эти два когнитивных механизма и составляет процесс развития мышления у маленьких детей. Сама потребность установить баланс между собой и окружающей средой и является движущей силой интеллектуального развития.
Итак, мы видим, что в данной системе интеллект не является врожденной данностью, однако человеческим существам свойственно стремление развиваться и способность к интеллектуальной деятельности и развитию. Это позволяет человеческим существам мыслить и приводит к совершенствованию интеллекта и знания. Необходимым условием для этого является активность – именно производя действия с объектами внешнего мира, ребенок применяет свой интеллект. Совершая действия и взаимодействуя со средой, субъект приобретает систему знаний, формирует понятия, схемы действия, умственные конструкции, а его когнитивные, умственные способности и мышление развиваются.
Понятие взаимодействия – один из важнейших элементов теории Пиаже. Исследователь показывает, что на всех этапах развития интеллекта и познания эти процессы тесно связаны с действиями субъекта и взаимодействиями. Они и являются источниками знаниями, но если действия направлены вовне, то внутри себя субъект конструирует схемы и понятия, которые и отражают внешние открытия и уроки. Т.е. основополагающие категории и понятия знания не даны нам априори, а усваиваются человеком в виде создаваемых их умственных структур. Структуры охватывают широкий спектр человеческого знания, которое в виде их интернализуется, а интеллект, в свою очередь, тоже представляет собой особый вид структуры.
Чтобы лучше понимать то, как протекает процесс совершенствования умственной деятельности у детей, полезно будет вспомнить стадии когнитивного развития, которые мы подробно разбирали в другой статье о Пиаже. В русскоязычной литературе принято выделять три фазы развития интеллекта, совпадающие с начальными тремя стадиями когнитивного процесса формирования. По их названиям можно обозначить и три вида интеллекта, которые присущи детям в ходе их роста.
Остановимся на них поподробнее.
Примеры использования генетического метода
Лучше всего понимание этого метода приходит, если его рассматривать с точки зрения простых жизненных примеров, а не «закапываться» в научной терминологии, которая кажется расплывчатой, оторванной от реальности.
Онтогенетический метод
Многие даже не догадываются, как часто сталкиваются с генетическим методом в своей психологической практике. Например, изучение агрессии у подростка. Говоря простыми словами, объект изучения – агрессивное поведение. Субъект – подросток. Чтобы понять причины агрессии и наметить пути коррекционной работы, нужно понять, каковы признаки проявления агрессии, условия, в которых она проявляется.
А еще важно проследить, с чего началось агрессивное поведение. Когда впервые возникло, как развивалось, динамика перехода от одной стадии к другой. Какие условия усугубляли ее проявление на той или иной стадии развития агрессивного поведения. Изучение всего этого – онтогенетический метод.
Этот метод позволяет изучать не только отрицательные психические явления, но и положительные. Например, альтруизм, эмпатию. К примеру, изучение самостоятельности человека всегда начинается с детства, с его отношений с матерью, с того, как ребенок прошел или не прошел кризис трех лет, какие у него выстраивались отношения с окружающими в подростковом возрасте и так далее.
Также генетический метод всегда присутствует в любых возрастных периодизациях. Например, в теории психосоциального развития Эриксона, в которой описывается развитие тех или иных проявлений психики на разных этапах жизни человека – от младенчества до старости.
Или теория развития личности согласно Фрейду, когда психика проходит различные стадии развития: оральная, анальная, латентная и так далее.
Филогенетический метод
Филогенетический метод позволяет изучать любое явление с точки зрения эволюции человечества, начиная от простейших форм. Развитие психики всегда изучалось в рамках генетического подхода, от ее ранних стадий, до поздних, где выделялись:
Giphy
- сенсорная стадия развития психики, присущая всем живым организмам;
- перцептивная стадия, которая есть у животных;
- интеллектуальная стадия, которая есть у высших приматов, дельфинов и многих других;
- сознательная психика, которая присуща человеку.
Но, даже филогенетический способ изучения имеет практическую основу в психологической работе с конкретной личностью. Так, ту же самую агрессию можно изучать, как способ выживания индивида, сформированный эволюционно и обусловленный теорией естественного отбора Дарвина.
Зная механизмы ее формирования, стадии, обусловленность, можно понять, почему подросток проявляет агрессию, как защитный механизм. Найти причины, почему он вынужден защищаться и изменить их, а также научить подростка более адаптивным способам взаимодействия с окружающими.
Этапы развития интеллекта
Первой стадией развития является так называемая сенсомоторная стадия. Она называется так потому, что на этом этапе малыши осваивают свои моторные – двигательные – реакции, и их восприятие тесно связано с органами чувств. В этой стадии выделяют шесть подстадий, охватывающих период от рождения до года.
Сенсомоторная стадия
В начале жизни ребенок еще не отделяет себя от мира, не воспринимает себя как субъекта. Но взаимодействуя с игрушками, предметами вокруг, он осознает свою отдельность от внешнего мира, а также то, что некоторые его действия могут оказывать воздействие на объекты реальности. Так, если тронуть неваляшку, она будет издавать звуки, а если разжать пальцы, то предмет выпадет из рук. Таким образом, малыш активно осваивает мир, формируя различные схемы действия и понятия, опираясь на механизмы ассимиляции и аккомодации.
Важным достижением этой стадии является усвоение принципа постоянства – объект продолжает существовать, даже если становится недоступен органам чувств (невиден или спрятан). Вдобавок ребенок приобретает реакцию предвосхищения – он становится способен предугадать место появления движущегося объекта, но спрятанного под одеялом, например.
Также значительно то, что постепенно ребенок переходит от чисто рефлекторной деятельности к поведению, которому свойственны любознательность и экспериментация. Так, малыш начинает не просто активно исследовать окружающий мир, но пробовать разные варианты взаимодействия с объектами и получения желаемого, сильно расширяя свой арсенал схем и знаний. Действуя методом проб и ошибок, экспериментируя и перебирая различные возможные варианты действия, например, того, как достать игрушку с верхней полки, ребенок развивает свои мыслительные процессы.
К концу сенсомоторного периода дети становятся способны решать простые задачи с опорой на конкретную сенсорную информацию. Постепенно здесь совершается и переход от конкретно-чувственного мышления к символическому, которое свойственно следующей стадии развития интеллекта – дооперациональной.
Дооперациональная стадия
На дооперациональной стадии мы видим, что ребенок освоил речь и может мыслить образно – представлять, притворяться, использовать слова или объекты как символ, репрезентацию других предметов или понятий. Однако логического мышления у ребенка на этом этапе еще нет, он не овладел навыком манипулирования информацией и выполнения с ней мыслительных операций. Поэтому эту стадию также иногда называют допонятийной.
Операциональная стадия
На третьем этапе развития, приблизительно годам к семи, мыслительный аппарат ребенка уже довольно развит, так что он уже может совершать простые логические операции. Тем не менее, чтобы оперировать логикой и проводить мыслительные действия, дети нуждаются в физическом взаимодействии с объектами, т.е., пока не могут осмыслять абстрактные идеи и ситуации. Потому эта стадия получила название конкретно-операциональной, и она охватывает период примерно с 7 до 12 лет. Эту стадию часто объединяют со следующей (особенно в русскоязычной традиции) и называют операциональной. Однако Пиаже выделял четвертую стадию когнитивного развития детей и развития самого интеллекта – формально-операциональную или стадию формальных операций.
Стадия формальных операций
На стадии формальных операций мы уже можем наблюдать освоение детьми абстрактного мышления и логики. Это более высокий уровень развития интеллекта и мыслительной деятельности, позволяющий осмыслять и организовывать свое знание, решать задачи, мыслить логически и объективно, в том числе и об абстрактных, гипотетических, ранее незнакомых категориях и понятиях. В представлении Пиаже эта стадия представляет собой наивысшую точку развития интеллекта.
Как видно из вышесказанного, развитие мышления и ума заключается в переходе от простых форм умственной деятельности и взаимодействия с внешними объектами к более сложным, наработке новых неоднолинейных навыков и схем, а также совершенствовании логических структур и мыслительных умений.
Несмотря на то, что открытия Жана Пиаже оказались ценными для понимания детского мышления и развития психологии в целом, некоторые положения его теории были подвергнуты критике. Так, указывается на то, что интеллекту придается слишком большое значение в процессе развития ребенка, и не принимается во внимание тот факт, что развивается не только этот элемент, но и сам ребенок и его сознание. К тому же исследователи считают, что Пиаже недооценивал роль обучения в когнитивном процессе.
А теперь давайте подведем итог всему вышеописанному, но перед этим:
Нарушение психики
Если говорить о генетике и о формировании мышления, то сразу же возникает вопрос, почему у абсолютно здоровых родителей, рождаются дети с психологическими отклонениями. Здесь сразу же нужно отметить, что при учете генетики на формирование личности, обращают внимание на психологию не только родителей, но и дедушек и бабушек до 3- колена. Потому делать выводы, исходя только из личностей родителей достаточно сложно.
К тому же, ученые не могут до сих пор единогласно сказать, почему происходят некие сбои, ребенок рождается не здоровым, особенно в том случае, если женщина берегла себя до беременности и во время нее. Есть предположение, что большую роль играют клетки ДНК, которые по неизвестным причинам не правильно расставляются в процессе зачатия и развития эмбриона. Но подтвердить или опровергнуть этот факт на 100% нельзя ни в коем случае.
Генетическая психология – это не только интересная, но и полезная наука, которая объясняет молодым родителям, что мало просто зачать ребенка, нужно еще и правильно его воспитать. И тогда в мире появится еще одна гениальная и неповторимая личность.
Резюме
Итак, мы выяснили, что генетическая психология занимается вопросами развития и происхождения интеллекта, процессов и особенностей приобретения знания и способности мыслить. Ее основатель, швейцарский ученый Жан Пиаже, рассматривал интеллект как определенный способ адаптации человеческих существ к постоянно изменяющейся внешней среде. Для успешного приспособления к ее условиям и сохранению этого равновесия индивид и развивает свои интеллектуальные способности, что позволяет ему быть в равновесии с миром и успешно существовать в нем.
Само совершенствование интеллекта представляет собой переход от менее к более сложным формам осмысления реальности, от конкретно-чувственного к логическому мышлению и умению оперировать мыслительно-интеллектуальными категориями и понятиями. При этом знания и интеллект вовсе не данность, а являются результатом создаваемых индивидом мыслительных структур. Таким образом человек конструирует свои знания и формирует свой сложный когнитивно-интеллектуальный аппарат.
Развивать интеллект и мышление никогда не поздно, и для взрослых это не менее актуально, чем для детей. Для этого мы создали практическую программу «Когнитивистика. Развитие мышления», которая призвана обучить 20 техникам мышления. Данный онлайн-тренинг помогает наработать и отточить навык мыслить эффективно, логично и последовательно, а также быстро принимать конструктивные решения. Предлагаем вам к ней присоединиться.
И напоследок желаем всем ясного и эффективного мышления!
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Теория когнитивного развития Пиаже
- Оперантное обусловливание Скиннера как технология формирования личности
- Речевое мышление у детей и взрослых: что это такое и зачем оно нужно?
- Криминальная психология
- Когнитивное развитие. Часть 1
- Когнитивные схемы
- Теории мышления
- Психолингвистика как инструмент глубинного изучения речи и языка
- Когнитивное развитие. Часть 2
- Когнитивная психология и когнитивная психотерапия
Ключевые слова:1Когнитивистика
Проверка совместимости
Генетические исследования при психических расстройствах не ограничиваются только поиском причин болезни и их различий. Сейчас все большую популярность приобретает фармакогенетическое тестирование — обнаружение особенностей ферментов, которые задействованы в метаболизме лекарственных средств. В нашем организме есть удивительные труженики — семейство ферментов под названием «цитохром p450». Это семейство включает более 50 ферментов, 6 из которых вовлечены в метаболизм около 90% всех медицинских препаратов [14]. Вот эти ударники метаболического фронта: CYP1A2, CYP2C9, CYP2C19, CYP2D6, CYP3A4 и CYP3A5. Для метаболизма психотропных лекарственных препаратов большое значение имеют CYP2C19 и CYP2D6.
Так, например, 85% антидепрессантов и 40% нейролептиков метаболизирует фермент CYP2D6 [15]. Это находит свое отражение в частоте развития специфических побочных эффектов при использовании психотропных препаратов. Пациенты с высокой активностью CYP2D6, получающие терапию нейролептиками, больше предрасположены к развитию поздней (тардивной) дискинезии, чем те, у кого этот фермент работает менее активно [16]. Поздняя дискинезия представляет собой специфический синдром, вызванный длительным приемом нейролептиков и сохраняющийся после их отмены. При его развитии у пациента появляются насильственные, повторяющиеся движения языка и губ. При тяжелых формах вовлекаются другие группы мышц: у пациента возникают насильственные движения туловища, конечностей. Эти проблемы могут сочетаться с неусидчивостью, тремором и лекарственным паркинсонизмом. Коррекция поздней дискинезии при помощи лекарственных средств — это сложная задача. По этой причине обычно прикладываются усилия по ее предотвращению. Есть данные, которые указывают, что недостаточная активность CYP2D6 может привести к злокачественному нейролептическому синдрому [17]. После приема нейролептиков пациент начинает жаловаться на подъем температуры. У него фиксируется выраженное повышение тонуса мышц, выраженные изменения частоты пульса и артериального давления, а также нарушения сознания различной степени. Это одно из тех редких состояний в психиатрии, которое само по себе может привести к смерти пациента.
Существующие фармакогенетические данные в психиатрии связаны с работой ферментов CYP2C19 и CYP2D6 [18]. Генетическое тестирование может определить скорость работы ферментов в зависимости от того, какая аллель гена представлена у человека и в каком количестве копий. К функциональным вариантам CYP2D6 относятся варианты CYP2D6*1, CYP2D6*2 в любых сочетаниях с другими аллелями. Если этот ген имеет дополнительные копии, то фермент работает слишком активно, что переводит его обладателя в группу «ультрабыстрых» метаболизаторов. «Промежуточные» и «медленные» метаболизаторы по CYP2D6 могут иметь повышенный риск развития побочных эффектов, а значит, требуют меньших доз препаратов при лечении психических расстройств. По активности фермента CYP2C19 людей также можно разделить на «ультрабыстрых», «экстенсивных», «промежуточных» и «медленных» метаболизаторов. Распространенность различных аллелей меняется в зависимости от расы, к которой принадлежит пациент.
Ферменты CYP2C19 и CYP2D6 играют ключевую роль в метаболизме трициклических антидепрессантов, среди которых необходимо упомянуть амитриптилин. Его широко используют психиатры, неврологи и терапевты при самых различных заболеваниях. В ходе метаболизма амитриптилин претерпевает трансформации, приводящие к изменению его влияния на психическое состояние (рис. 5) [18]. Амитриптилин как третичный амин оказывает выраженное воздействие на серотониновую систему. Благодаря воздействию CYP2C19, он превращается в нортриптилин, который активно вмешивается в работу норадреналиновой передачи. Чем активнее работает фермент, тем слабее «серотониновый» компонент воздействия амитриптилина и тем сильнее норадреналиновый. Так как CYP2D6 вовлечен в метаболизм трициклических антидепрессантов, его активность влияет на способность препаратов воздействовать на состояние пациента. У «ультрабыстрых» метаболизаторов по CYP2D6 терапию рекомендуют начинать не с этого класса препаратов. Если пациент с такими особенностями метаболизма получает терапию трицикликами, то необходимо регулярно оценивать концентрацию препарата в плазме. Для «медленных» метаболизаторов рекомендации такие же. Если им приходится принимать трициклические антидепрессанты, то начальная доза должна составлять 50% от рекомендованной стартовой. Схожие рекомендации существуют и для CYP2C19 [18]. При этом не надо думать, что генетическое тестирование обсуждаемых ферментов — это какая-то экзотика. В 2005 году FDA одобрила систему AmpliChip CYP450, которая дает данные по генетике этих ферментов. Отдельные исследования генов CYP2C19 и CYP2D6 доступны и в нашей стране.
Рисунок 5. В организме человека амитриптилин при помощи фермента CYP2C19 превращается в нортриптилин, активный метаболит амитриптилина. CYP2D6 участвует в превращении обеих молекул в неактивную форму.
[18]
Еще одним примером уже существующего фармакогенетического тестирования, направленного на предотвращение редких, но опасных побочных эффектов, является скрининг маркера HLA-B*1502 у лиц азиатского происхождения. При терапии карбамазепином у пациентов, имеющих этот ген, повышается риск развития синдрома Стивенса—Джонсона, потенциально смертельного поражения кожи, при котором клетки эпидермиса отделяются от дермы [19]. FDA рекомендует проводить определение маркера HLA-B*1502 перед началом терапии карбамазепином.