Аналитическая психология зародилась в недрах психоанализа. Ее основал близкий соратник Зигмунда Фрейда Карл Густав Юнг, врач психиатр по образованию. Он родился в семье пастора реформаторской церкви. Его интересы были весьма разносторонними: помимо медицины, он изучал этнографию, культуру древних народов, теологию, религиозные воззрения различных диких племен. Это не могло не отразиться и на его психологической теории. Работы Юнга актуальны по сей день и вызывают глубокий интерес не только у психологов и философов, но и у представителей околонаучных знаний. Широта познаний и взглядов этого великого человека позволила совершить попытку сделать невозможное – примирить научное мировоззрение с религиозным или сознательное с бессознательным.
Толчком к развитию аналитической психологии, как и для других психодинамических учений, послужила излишняя сексуализация теории Фрейда. Он полагал, что в основе развития личности находится либидо (сексуальное влечение), и именно оно является движущей силой, стимулом для возникновения всех психических явлений в личности человека. А нарушение либидо лежит в основе комплексов, корни которого уходят в глубокое детство. Юнг же в своей теории расширил границы понятия «либидо». Он полагал, что либидо – это не только сексуальное влечение, но и желание в целом, по отношению к чему-либо или кому-либо. Либидо он называет движущей жизненной энергией.
Структура личности
Структура личности по Юнгу несколько пересекается с психоанализом, но все же имеет существенные отличия. Фрейд утверждал, что личность состоит из Ид, Эго и Суперэго. Где Ид – это бессознательные желания человека, глубинные комплексы, его сны. Эго – сознание и самосознание, а Суперэго – нормы морали, система человеческих ценностей.
Юнг же выделял иные структуры человеческой личности. В одну группу он выделял Эго, мысли, чувства и ощущения, находящиеся в области сознания – то есть все то, что дает возможность осознавать себя человеком. К другой группе он относил личное бессознательное – эмоции, переживания и воспоминания человека, которые были вытеснены из области сознания, а также комплексы, определяющие мотивы поведения человека. И в отдельную категорию он выделял коллективное бессознательное. И если первые категории несколько схожи с психоанализом, то понятие коллективного бессознательного относится исключительно к аналитической психологии.
Под коллективным бессознательным Юнг понимал эмоциональный опыт всего человечества, который на глубинном уровне находится в подсознании каждого индивида. Этот опыт формирует определенные образы и модели поведения, которые автор называет архетипами.
Коллективное бессознательное
Личность формируется под воздействием опыта предыдущих поколений человечества. Этнические группы, народности, нации и расы появились не на пустом месте. Они создавались на основе общих понятий о жизни, формировании общих мыслительных образов, ставших впоследствии основой для религиозных верований, культуры, философии.
Коллективное бессознательное оказывает влияние на формирование правил поведения, менталитета, поступков, принятых для общества в целом. Тем самым оно определяет судьбу индивида в социуме. Связь прослеживается на интуитивном уровне, поэтому плохо поддается объяснению.
Это бессознательное имеет не индивидуальную, а общую природу содержания и образа поведения. В нем заложены историко-этнические, социокультурные, семейные устои.
СОСУДОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
Архетип
Понятие архетипа (архаические остатки, первобытные образы) Юнг сравнивал с явлением импринтинга у животных: «В сущности, архетипы являются инстинктивным вектором, направленным трендом, точно таким же, как импульс у птиц вить гнезда, а у муравьев строить муравейники.» [2, 42]. Архаические остатки существуют в человеческом сознании наравне с инстинктами, необходимыми для адаптации и ассимиляции в мире людей. Архетипы – это своего рода маяки, посредством которых человек ориентируется в окружающем мире, и имеет возможность, несмотря на отсутствие опыта, реагировать и оценивать те или иные события. Основными архетипами являются: Анима/Анимус, Персона, Тень, Бог и другие.
Априорное существование объективной психики (архетипов)
Ещё со времён Платона ведётся давний спор о том, существуют ли идеи независимо от их носителей в некотором подобие «идеального мира идей», или же это всего лишь красивая абстракция. Разные философы давали разные ответы на этот вопрос.
Юнг, вслед за Платоном и Кантом, постулировал априорное существование универсальных идей. Исследуя психику людей разных культур и социальных страт, он выяснил, что некоторые мифологические мотивы постоянно повторяются. В некоторых случаях респонденты даже не имели представления (и не могли его получить) о том, что они рассказывали. Это натолкнуло Юнга на мысль о том, что эти идеи являются универсальными для всего человечества. Он назвал их архетипами или объективной психикой.
В ранних работах употреблялся термин коллективное бессознательное, однако впоследствии от него решили отказаться, так как в идее архетипа важно, что они существуют априори, вне зависимости от наличия или отсутствия социума (а для коллективного бессознательного, как следует из названия, требуется коллектив).
По Юнгу, архетипы не просто существуют как вещи в себе, они активно проявляются и в жизни личности, в виде архетипических образов. Например, часто во снах мы можем сражаться с каким-то персонажем (обычно того же пола). Юнг связывает это с архетипом Тени: универсальной идеи врага, противостоящего герою. Или классические образы, связанные с поглощением человека (кит Ионы) или ситуацией, когда индивид тонет во сне, повествуют об архетипе Великой матери, связанном с идеей изначального слияния человека и последующей сепарацией.
Наличие подобных универсальных идей де факто создаёт в личности некоторую матрицу, на которую «нанизывается» индивидуальный опыт. Это приводит нас к последней идее — индивидуации.
Направленность личности
Одним из наиболее ценных вкладов в психологию личности является теория Карла Густава Юнга о двух основных направленностях личности – экстраверсии и интроверсии. Эта теория легла в основу разработки различных личностных опросников и по сей день является предметом исследований у психологов. Экстраверсия – это направленность человека на внешний мир, на то, что его окружает, на других людей, предметы. Экстраверты подвижны, общительны, открыты. Интроверсия же противоположна, она представляет собой направленность на внутренний мир человека. Интроверты замкнуты, скрытны, предпочитают уединение и внутренний диалог с самим собой. Согласно гипотезе Юнга, обе направленности всегда присутствуют в человеке, но одна из них как правило доминирует.
Эго не есть вся личность
Вторая концепция выглядит уже более странно: согласно мнению Юнга, наша личность состоит не только из эго–сознания, но и из других частей. Частично этот взгляд может напомнить теорию диссоциации личности Салливана (о том, что сознание не унитарно, а состоит из разных субличностей) или даже экзистенциальный подход, где Dasein — это эго плюс бытие одновременно.
Юнг утверждал, что помимо эго в нашей психике присутствуют комплексы и архетипические образы — определённые структуры, сформировавшиеся вокруг ядра, некоторой идеи.
Например, каждый человек постоянно делает выбор. Выбор какого-то варианта означает не-выбор альтернатив. Однако невыбранные варианты никуда не исчезают — это, кстати, утверждает не только юнгианская психология, но и современная когнитивная. Так вот, со временем количество вытесненного или подавленного материала становится критичным и формирует собственную структуру. Её можно назвать альтер-эго по аналогии с доктором Джекиллом и мистером Хайдом. Юнг называл её Тенью и утверждал, что эта фигура может при определённых обстоятельствах не только влиять на решения эго, но и даже временно захватывать контроль (состояние временного помешательства или аффекта).
Однако Тень — не единственный персонаж нашей личности. Есть и другие. Личность можно метафорически определить как парламент, в котором «эго» является только спикером, который думает, что принимает решения, но по факту голосуют все. Юнг как-то сравнил прохождение кризиса среднего возраста с колесницей: всю жизнь человек думает, что управляет колесницей, но в середине жизни понимает, что возница — не он.
К чему ведёт этот тезис юнгианской психологии?
Во-первых, к пониманию того, что необходимо прикладывать усилия для того, чтобы понять и осознать всю свою личность, а не только освещённые сознанием участки. Напрямую это сделать невозможно, но возможно через анализ продуктов бессознательного, например, посредством активного воображения или толкования сновидений.
Во-вторых, принимая наличие других компонент личности, становится возможным установить между ними связь. Это делается в рамках процесса индивидуации (см. Ниже).
В-третьих, это решает проблему, связанную с верой в конечного спасителя: становится возможным направить сознание на нечто, отличное от эго (тем самым убирается опасность инфляции эго), но при этом являющееся частью личности (конечным спасителем становится сам человек, как и должно быть).
Психологические функции
Юнг понимал, что типология «экстраверсия – интроверсия» очень обобщенная, и его дальнейшие исследования привели к созданию теории функциональных типов личности. Каждый из четырех типов обладает доминирующей функцией, «благодаря которой сознание получает свою ориентацию в опыте» [2, 36]. Рациональные типы приобретают опыт посредством мышления и чувств, то есть благодаря тому, что находится в области сознания. Человек, который относится к мыслительному типу ориентируется в жизненном пространстве при помощи разума. А чувствующий тип – посредством чувств, оценивая происходящее, как хорошо или плохо, нравится или не нравится. Другая категория — это иррациональные функциональные типы, они воспринимают мир через свои ощущения и интуицию. Ощущающий тип получает информацию посредством органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Интуитивный же тип, опирается на свою интуицию, которую, как и ощущения, Юнг относил к бессознательным процессам. Все функции присутствуют в личности человека в разной степени, и одна из них, как правило, является ведущей. Таким образом, исходя из двух типов личности и четырех психологических функций, Юнг вывел восемь типов личности.
Индивидуальное бессознательное
На основе личного опыта формируется индивидуальный тип личности. Опыт набирается посредством получения информации извне (экстраверсия) или с помощью погружения в себя и собственное переосмысление произошедших событий (интроверсия).
В ходе исследований Юнг разделил получаемую человеком информацию на две системы:
- Эктопсихическая
— связана с внешним миром и включает в себя ощущения, мышление, чувства и интуицию; - Эндопсихическая
— связана с внутренним миром и включает в себя память, эмоции и аффекты.
Посредством познания бессознательного личность проходит процесс самореализации. Человек становится самостоятельной единицей.
Это интересно
: Считается, что под влиянием доминирующей функции формируется определенный психологический тип – экстраверт или интроверт, а также складываются основные типы характеров (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик).
Этиология невроза
Причину возникновения невроза Юнг усматривал в невозможности индивида психологически приспособится к новым жизненным обстоятельствам. Юнг вывел понятие либидо за пределы сексуального, и определил его как желание в более общем смысле. Он утверждал, что либидо развивается в человеке на протяжении всей его жизни, приспосабливаясь к окружающему миру. На пути своего развития оно встречает различные препятствия, некоторые из которых оказываются настолько сложными, что для их преодоления требуются слишком большие силы, и когда либидо не справляется – происходит процесс регресса. То есть оно возвращается на предыдущую ступень своего развития и при таких обстоятельствах развивается невроз. Таким образом, согласно аналитической психологии, причина невроза коренится не в прошлом человека, а находится в его настоящем, в невозможности преодолеть текущие жизненные трудности.
Методы, используемые Юнгом для исследования бессознательного
Среди основных понятий психологии Юнга следует обозначить методы, с помощью которых можно исследовать бессознательное:
- Ассоциативный тест. Для проведения теста психоаналитик подготавливает список, включающий не менее 100 слов. Список медленно зачитывается испытуемому, на каждое слово-стимул он должен выдать слово-ассоциацию. Психоаналитик отмечает слова, на которые испытуемый реагировал иначе: волновался, злился, задерживался с ответом. Список зачитывается дважды, после чего выделенные слова группируются и анализируется на предмет закономерностей.
- Анализ сновидений. Для анализа содержания снов пациент должен вести дневник, в которые ежедневно следует записывать сюжет сна. Сопоставление сюжетов снов позволяет выявить, в какой области индивид вступил в конфликт с бессознательным. Часто причиной конфликта становится личный комплекс.
- Амплификация. Метод заключается в подборе подходящих параллелей — похожих моделей поведения в искусстве, литературе, истории, религии. Из подходящего контекста берется основа, по которой анализируется содержание сновидений.
Применение методов Юнга требует творческого подхода, умения работать с разнообразной информацией.
Особенности аналитической психотерапии
Кроме теоретической работы Юнг занимался и психотерапией. Ученый полагал, что все люди различны, и что в каждом отдельном случае к пациенту необходимо иметь индивидуальный подход. Важно учитывать психологические особенности личности, а соответственно невозможно применять один универсальный метод для всех пациентов. Ученый считал, что все психологические теории описывают лишь психологический опыт их авторов, а потому весьма субъективны и не могут отображать весь спектр психических явлений. Юнг исходил прежде всего из здоровья человека, а не из его патологий. Основная задача психотерапии по Юнгу заключается в примирении сознательного с бессознательным, поскольку одно не может существовать без другого, и при отсутствии их союза – личность не может быть целостной. Обретение самости, которая представляет собой душевную гармонию и целостность во всех аспектах, является смыслом жизни человека, а также способствует его самореализации. Обретение самости и самореализация достигаются посредством «индивидуации» – путем «интеграции бессознательного в сознание» [2, 85].
Следующая цитата Юнга из манускрипта «Красная книга» наиболее полно раскрывает суть аналитической психологии:
Душа моя, где ты? Ты слышишь меня? Я говорю, я зову тебя – ты здесь? Я вернулся, я снова здесь. Я отряс прах всех земель со своих ног, и я пришел к тебе, я с тобой. После долгих лет долгих странствий я снова пришел к тебе. Рассказать тебе все, что я видел, пережил и впитал? Или ты не хочешь слышать весь этот шум жизни и мира? Но одну вещь ты должна знать: одной вещи я научился – каждый должен жить свою жизнь. [3, 9]
Аналитическая психология – это прежде всего терапия
Юнг был практикующим психотерапевтом, поэтому все открытия создавались им на теоретических умозаключениях и практическом применении. Юнг всю жизнь посвятил созданию методики работы с бессознательным.
Он считал, что достичь положительных результатов можно только при полном доверии между пациентом и врачом. Поэтому он практиковал беседы, поощрял любой вид творчества, помогал пациенту выстраивать новые более комфортные отношения с окружающими, проецируя их на врача.
Для осмысления бессознательного Юнг использовал следующие методы:
- Ассоциативный тест
. В процессе выявляются слова-стимулы, вызывающие болезненные обостренные чувства. Узнать, что волнует человека на уровне подсознания можно, перечитав ассоциативный ряд и сложив слова воедино. - Анализ сновидений
. Этому методу Юнг уделял особое внимание. Он считал сны проявлением позиции саморегулирующейся психической системы. Это бессознательное предупреждает человека о нарушении равновесия. Для толкования снов Юнг использовал метод амплификации (поиска параллелей с известными мотивами искусства, культуры, литературы, религии). - Активное воображение
. Юнг считал занятия творчеством одной из самых действенных терапий.
Для справки:
По мнению психотерапевта, работа с направлениями должна гармонизировать отношения сознательного и бессознательного в человеке.
Резюме
Конечно, пять вышеперечисленных «основных» положений юнгианской психологии являются крайне субъективными. Более того, никакой объективности здесь не может быть и чисто теоретически: сам Юнг всегда утверждал, что не любит и не собирается создавать теорий, а предпочитает выявлять эмпирические факты и смотреть, куда они приведут. Этого пути можно придерживаться и поныне.
Аналитическая психология даёт интересный взгляд, не лишённый внутреннего смысла. Другое дело, что на неё надо смотреть «невооружённым» глазом, без призмы какой-либо парадигмы или теории.
Индивидуация как жизненный сценарий
Основной задачей человека согласно юнгианской психологии является индивидуация — процесс психологического развития личности, реализовывающий естественные задатки индивида. Она является жизненным сценарием для каждого. Фактически она указывает на некоторые вехи, которые должен пройти каждый человек.
Разные авторы выделяют разные этапы, я бы отметил следующие:
- Стадия уробороса или детство. Человек находится в состоянии полного или сильного слияния с родителями.
- Сепарация или отделение индивида, уход из родительского дома и начало принятия собственных, индивидуальных решений.
- Героический путь. Достижение внешних целей, обычно связанных с материальным миром: дача, машина, квартира и пр. Определение собственного места в обществе, принятие правил «игры».
- Интеграция Тени. В случае, если эго достаточно установилось во внешнем мире, к человеку «возвращаются» все его невыбранные жизненные сценарии. Всё то, от чего он отказывался, всё то, что он отрицал, подавлял или вытеснял, требует право на жизнь. Обычно этот этап совпадает с началом кризиса среднего возраста. Перед личностью ставится задача научиться совмещать в себе противоположности и перестать делить мир на чёрное и белое.
- Интеграция Анимы/Анимуса. Корректное прохождение предыдущего этапа приводит человека в состояние целостности в рамках своей личности. Однако эта целостность не является полной: согласно Юнгу, в каждом мужчине имеется феминная часть, называемая Анимой, а в каждой женщине — маскулинная часть, называемая Анимус. Интеграция с сизигией является следующим этапом.
- Создание оси эго-самость. После достижения целостности становится актуальным вопрос: «А кто же всё-таки управляет колесницей?». Юнг даёт ответ на этот вопрос в виде концепции Самости: с одной стороны, этим термином он обозначает всю тотальность психики (то есть, всю личность в целом), с другой стороны — её центр, с третьей — образ трансцендентного или божественного в человеке. Выстраивание взаимоотношений в рамках всей личности и является финальной задачей.
Индивидуация сама по себе не означает, что человек обязан выполнять этот сценарий. Свобода воли в юнгианстве присутствует. Этапы лишь означают те вехи, которые придётся пройти.
Причём согласно Юнгу, эти этапы будут пройдены каждым. Его ученица, Мария–Луиза фон Франц, в своей работе «О снах и смерти» анализирует в числе прочих сон девочки, вскоре умершей, где она последовательно проходит все эти стадии. В силу её ранней смерти она не могла пройти их сознательно, но прошла бессознательно, во сне.