Карл Густав Юнг, без сомнения, является важным именем, если мы хотим понять историю психологии. Его теории были источником как противоречий, так и вдохновения. Неудивительно, что он является основателем своей собственной школы мысли в психоаналитической области, школы аналитической психологии, также называемой психологией комплексов и глубокой психологии.
Долгое время Юнг был учеником Фрейда. Однако он дистанцировался от Фрейда главным образом потому, что не соглашался с его теорией сексуальности. Более того, Юнг постулировал существование «коллективного бессознательного», которое предшествует индивидуальному бессознательному.
«Я знаю, чего хочу: у меня есть цели и мнения. Позволь мне быть собой, этого более чем достаточно для меня».
— Анна Франк
Юнг был беспокойным интеллектуалом и собирал информацию из разных источников. Помимо неврологии и психоанализа, на теории Юнга оказали влияние мифология, религия и даже парапсихология. Одним из его великих увлечений была археология, и это, вероятно, была его теория архетипов. Теория универсальных символов, присутствующих в бессознательном человеческом разуме.
Теория типа личности Юнга
Для Карла Юнга есть четыре основные психологические функции: думать, полагать, чувствовать и воспринимать. В каждом человеке одна или несколько из этих функций имеют особый акцент. Например, когда кто-то импульсивен, согласно Юнгу, это связано с тем, что его функции «чувствовать и воспринимать» преобладают над функциями «думать и полагать».
Основываясь на этих четырех основных функциях, Юнг постулировал, что существует два основных типа персонажа: интроверт и экстраверт. У каждого есть свои особенности, которые отличают его от другого.
Критерии классификации
Типология Юнга подразумевает психологическую установку, согласно которой люди бывают двух типов — экстраверты, интроверты. По этому учению, преобладающими психическими функциями являются интуиция, мышление, ощущения, чувства.
Впервые эта типология была представлена в работе «Психологические типы», которую написал психиатр из Швейцарии Карл Гюстав Юнг в 1921 году. Цель разработанной им классификации была не в банальном разделении людей на отдельные группы по каким-либо психологическим признакам. Он хотел создать особый инструмент для практического психолога, с помощью которого он может упорядочить накапливающиеся психологические знания, изучать людей, сокращать количество ошибок при исследованиях.
Экстравертный тип
Их интересы сосредоточены на внешней реальности, а не на их внутреннем мире.
Они принимают решения, думая об их влиянии на внешнюю реальность, а не на собственное существование.
Их действия осуществляются в соответствии с тем, что о них могут подумать другие.
Их этика и мораль строятся в зависимости от того, что преобладает в мире.
Это люди, которые могут вписаться практически в любую среду, но им действительно трудно адаптироваться.
Они внушаемы, легко поддаются влиянию и имеют тенденцию подражать другим. Им нужно быть признанными другими.
Так зачем нам это все?
Сегодня существует столько типологий личности, что невольно начинаешь сомневаться, а нужно ли ими забивать себе голову? Ответ однозначный – конечно нужно! Но только не забивать, а, как минимум, проявлять к ним интерес.
В первую очередь, умение разбираться в психотипах полезно для нас самих. Если человек поймет, к какому типу личности он относится, он будет знать свои сильные и слабые стороны, а значит, сможет грамотно управлять ими. Это способ открыть для себя новые возможности, ведь зачастую людям свойственно следовать стереотипам или советам, нежели прислушиваться к собственной природе.
Это тот случай, когда прирожденный оратор идет работать бухгалтером, потому что, как говорила его мама, он всегда будет при каких-никаких деньгах. В итоге никакого удовольствия от работы, отсутствие энергии и дальнейших перспектив.
Из холериков, например, получаются хорошие начальники. Им по плечу любая работа, требующая больших энергозатрат: журналист, тренер, педагог и т.д. Сангвиники легко располагают себе собеседника, они могут руководить людьми, отличаются хорошими организаторскими способностями. Флегматики сильны в точных дисциплинах, а меланхолики – труженики, любящие работу в одиночестве и требующую внимания к деталям.
Как видите, знание основополагающей типологии личности Гиппократа уже дает понимание, что к чему. А теперь представьте, что будет, если сангвиника посадить за стол математика, да еще и в одиночестве?
Практически все hr-специалисты используют в своей работе различные методы оценки типологии личности. Это необходимо как при подборе персонала, так и в кадровых перестановках, ведь хорошие результаты сотрудника на рядовой должности не всегда указывают на то, что он будет отличным руководителем, возможно, в нем отсутствует прирожденный управленец, поэтому важна всесторонняя оценка персонала.
Наверняка у каждого из нас есть знакомые, с кем никак не получается найти общий язык, или вовсе некоторых мы считаем, как говорится, «не от мира сего». С кем-то, возможно, есть конфликт и недопонимание, ведь часто люди, привыкшие быть открытыми с окружающими, общительными и энергичными воспринимают медлительность или замкнутость своего собеседника, друга или коллеги, как некий вызов, отрицательное личностное отношение, что, естественно, является ошибкой.
Важно понять, что нет плохих типов личности, есть люди со своими особенностями характера и поведения, которые им свойственны по своей природе. Как раз умение оценивать психотип помогает находить общий язык с окружающими, предотвращать и решать конфликты и даже договариваться о чем-либо.
И еще важно понимать, что есть типы личности, которые в тандеме дают максимальную или минимальную продуктивность. Если рассматривать на примере модели DISC, «красные» лучше всего взаимодействуют с «желтыми», а вот с «синими» лучше их не ставить в паре, т.к. это две диаметрально противоположные личности.
Если правильно считать информацию, к какому типу личности относится ваш собеседник (родственник, коллега), можно легко найти нужные рычаги, чтобы добиться в общении максимальной эффективности. Например, с «желтыми» нужно быть позитивным в общении, чаще интересоваться их мнением, а для аргументации своей точки зрения ссылаться на взгляды авторитетных личностей. С «зелеными» не стоит говорить только о делах. Для решения различных вопросов лучше всего подходит неформальное общение [О. Кныш, 2019].
Более того, каждому, по мнению некоторых психологов, типу личности свойственны свои болезни. Точнее сказать, если какая-то черта характера человека гипертрофированна или, наоборот, усилена, то возможно появление психических отклонений. Эту взаимосвязь четко показывает методика оценки личности «7 радикалов», где все названия радикалов образованы от названий болезней: шизоидный, эпилептоидный, истероидный, гипертимный, паранойяльный, эмотивный, тревожный [В. Пономаренко, 2006].
Все мы индивидуальны и имеем свой набор личностных качеств и свойств характера, а это значит, что каждый человек нуждается в разных подходах в общении, а если речь идет о детях, то на основании типа личности ребенка можно и нужно выстроить индивидуальную систему воспитания.
Если вы затрудняетесь собственными силами определить, какой тип личности у вас доминирует, а какие являются вспомогательными, а также не можете здраво оценить свои сильные и слабые стороны, советуем вам пройти по этой полезной ссылке и открыть для себя удивительный мир самопознания.
Интровертный персонаж
С другой стороны, тип интроверта имеет следующие черты:
Они заинтересованы в себе, своих чувствах и мыслях.
Они ориентируют свое поведение в соответствии с тем, что они чувствуют и думают, хотя это может идти вразрез с внешней реальностью.
Они не слишком беспокоятся о том, какое влияние их действия могут оказать на их окружение. Они беспокоятся обо всем, что удовлетворяет их внутренне.
Они изо всех сил пытаются приспособиться к окружающей среде и адаптироваться к ней. Однако, если им удастся адаптироваться, они сделают это творческим и полным способом.
Аналитическая психология и сновидения
Огромное значение в развитии человека и в работе с клиентами в аналитической психологии придается опыту сновидений. Сон это время, когда наше сознание на время затихает, а значит, перестает служить непреодолимым препятствием на пути к бессознательному содержимому. Мы выяснили ранее, что бессознательное говорит с нами на языке символов. Бессознательное содержимое, частично подавленное, а частично и обретающее свою собственную жизнь в виде комплексов и архетипов, так или иначе, обладает стремлением проникнуть в сознание. Причина такого стремления — неосознанное стремление нашей личности к снятию напряжений и гармонии, а иначе, это стремление Самости реализовать себя в полной мере. Задача психолога на этом пути — сбор и интерпретация материала сновидений совместно с пациентом.
Юнговский метод интерпретации снов, это амплификация.
Амплификация — метод работы со сновидениями. Символ из сна значимый для пациента, обставлялся большим количеством ассоциативных слов, а также, аналогичными по смыслу картинами, литературными произведениями мифологическими или сказочными, можно использовать и просто символы. Юнг считал, что такая работа предполагает переживание нового внутреннего опыта, что и есть по сути, общение с символическим содержанием. Именно сам факт такого общения, продвигал клиента в его прогрессе и внутренних переменах. Для аналитической психологии, как и для психоанализа, работа со снами представляется одним из важнейших этапов психологической работы.
Интуитивный интроверт
Эти люди чрезвычайно чувствительны к самым тонким раздражителям. Интуитивные интроверты соответствуют типу людей, которые могут почти угадать, что другие думают, чувствуют или хотят сделать. Они творческие, мечтатели и идеалисты. Они борются с тем, чтобы «держать ноги на земле».
- 8 физических качеств, раскрывающих вашу личность
- 2 черты личности, которые указывают, что у вас высокий IQ
Разделение функций
Чтобы конкретизировать описания человеческой психики, швейцарских психолог ввел два новых термина — дополнительная и вспомогательная функция. Он сделал разделение, по которому выделил две группы:
- рациональная — мышление, чувства;
- иррациональная — интуиция, ощущения.
Если какая-либо из функция начинает доминировать, она будет подавлять остальные. При дальнейшем развитии доминирующих функций, к ним присоединяются дополнительные, которые начинают их сопровождать, помогая основе укрепляться.
Архетипы
Архетипы — это врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного, которые являются внутренними детерминантами психической жизни человека.
Они направляют действия человека в определенное русло, в чем-то схожее с тем, каким образом вели себя в подобных ситуациях наши животные предки. Архетипы обнаруживают себя в сознании в виде эмоций и некоторых других психических явлений. Они обычно связаны с такими важнейшими моментами жизненного опыта, как рождение и смерть, основные стадии жизненного пути (детство, юность), а также с реакцией на смертельную опасность.
Юнг исследовал мифологию и художественное творчество ряда древнейших цивилизаций, выявляя лежащие в их основе архетипические символы. Оказалось, что существует значительное количество таких символов, которые присущи всем архаическим культурам, причем даже таким, которые были столь разделены во времени и пространстве, что прямой контакт между ними был заведомо невозможен. Ему также удалось обнаружить в сновидениях пациентов нечто, что он посчитал следами подобных символов. Это еще более укрепило Юнга в его приверженности идее коллективного бессознательного.
Четыре таких архетипа встречаются чаще других — это Персона, Анима и Анимус, Тень, Самость.
1. Архетипы Аниме и Анимус — это две составляющие одного целого. Они отражают предположение Юнга, что каждый человек несет в себе определенные психологические характеристики противоположного пола.
Анима отражает женские бессознательные (феминные) черты в мужском характере, а Анимус — мужские бессознательные (маскулинные) характеристики в женском.
Как и большинство других архетипов, эта пара берет начало в наиболее глубинных, примитивных слоях опыта предков человека, когда мужчины и женщины усваивали определенные эмоциональные и поведенческие тенденции противоположного пола. Таким образом, каждому человеку присущи чувства, эмоции и переживания обоих полов.
Эти архетипы не только являются причиной наличия у представителей каждого пола черт противоположного; они также действуют как коллективные образы, мотивирующие представителей каждого пола на то, чтобы понять представителей другого и ответить.
2. Архетип Персона (Маска)— это та маска, которую каждый из нас надевает, общаясь с другими людьми. Она включает наши социальные роли, индивидуальный стиль выражения.
Персона представляет нас такими, какими мы хотим, чтобы нас воспринимало общество. Она может не совпадать с подлинной личностью индивида. Понятие Персоны у Юнга аналогично понятию ролевого поведения в социологии, когда мы поступаем так, как, по нашему мнению, люди ожидают, что мы поступим в тех или иных ситуациях.
Персона имеет как позитивный, так и негативный аспекты. Доминирующая Персона может подавлять, даже задушить индивидуальность. Те, кто отождествляет себя со своей Персоной, начинают видеть себя только с точки зрения своих поверхностных социальных ролей или фасада. К. Юнг называл также Персону архетипом конформности. Вместе с тем Персона не только негативна, она защищает Эго и душу в целом от различных социальных сил и направленных на нее покушений.
3. Архетип Тени – это центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания; это некая обратная, темная сторона Я. Он наиболее глубоко укоренен в животном прошлом человека. Юнг считал ее своеобразным наследием низших форм жизни.
Он включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидуумом как несовместимые с его Персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам.
Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Юнг писал, что тень подталкивает нас совершить нечто такое, чего мы в нормальном состоянии никогда себе не позволим. Когда с нами случается нечто подобное, мы склонны объяснять происшедшее тем, что на нас нечто нашло. Это «нечто» и есть тень, наиболее примитивная часть нашей природы.
Однако тень имеет и свою позитивную сторону. Она — источник спонтанности, творческого порыва, внезапных озарений и глубоких эмоций, без чего нормальная, полноценная человеческая жизнь также невозможна.
4. Архетип Самость – это центр личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она удерживает эти системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Это центральный архетип целостности личности, который интегрирует сознательное и бессознательное в психике человека.
Самость – это и подлинный субъект, и целостная личность, и цель жизни человека, к которой он постоянно стремится, но которую редко достигает. Прежде, чем самость воплотится, необходимо, чтобы различные компоненты личности прошли полное развитие и индивидуализацию. По мнению К. Юнга личность может достичь равновесия лишь в результате длительного процесса психологического созревания, называемого им индивидуализацией.