Активное воображение
Обычно выделяют такие виды воображения в психологии: активное и пассивное. Они отличаются не только внутренним наполнением, но и основными формами своего проявления. Активное воображение – это осознанное построение в своём уме различных образов, решение задач и воссоздание связей между субъектами. Одним из способов его проявления является фантазия. Например, автор пишет сценарий к фильму. Он придумывает историю, вкладывая в основу реальные факты, которые приукрашены выдуманными деталями. Полёт мысли может так далеко увести, что в итоге написанное получается фантасмагорическим и фактически невозможным.
криминальные авторитеты)
Особым проявлением активного воображения является мечта – мысленное создание образов будущего. Так, мы часто представляем, как будет выглядеть наш домик у моря, какой автомобиль купим на скопившиеся деньги, как назовём детей и кем они станут, когда вырастут. От фантазии она отличается своей реальностью, приземленностью. Мечта всегда может сбыться, главное — приложить к этому все свои старания и умения.
История
Суть метода впервые продемонстрирована Карлом Густавом Юнгом в статье «Трансцендентная функция», которая была написана в 1916 году, однако опубликована только в 1957 году. Публично метод впервые показан создателем аналитической психологии в 1928 году в книге «Отношения между эго и бессознательным» (§§341—373) и спустя год в предисловии к переводу китайского трактата «Тайна Золотого Цветка», выполненному Рихардом Вильгельмом; Юнг считал предисловие к трактату продолжением предыдущей книги. Помимо этого, суть активного воображения подробно объяснена в Тавистокских лекциях в 1935 году (§§390—414).
Как проявляется воображение
В зависимости от вида воображения, оно проявляется в разных формах.
Для активного воображения это:
- Мыслительный эксперимент. Характерен в основном для ученых. Считается, что первым стал «ставить» такие опыты Аристотель, а широко популяризировал их Галилей. При отсутствии возможностей провести эксперимент в реальности – это единственный вариант поведения для того, кто желает спрогнозировать результат собственных действий.
- Фантазия. Не имеет ничего общего с реальностью. Воплотить ее в жизнь не получится просто потому, что предметы, о которых можно фантазировать, не существуют в реальности. Зато итогом может стать, например, роман в жанре научной фантастики.
- Мечта. Четкий образ желаемого, того, что можно получить в реальности. Может быть и полезной, и вредной. В первом случае – это стимул к действиям, направленным на ее достижение, во втором – склонность «витать в облаках», ничего полезного не предпринимая.
Пассивное воображение проявляется как:
- Сновидение. Порождается здоровой психикой. Отражает эмоциональное отношение к пережитому. Другие варианты их трактовки – «перевод» информации из оперативной в долговременную память либо удовлетворение подсознательных потребностей.
- Галлюцинация. Характерно для бодрствующего человека с нарушениями психики, либо находящегося под воздействием алкоголя, наркотиков, психотропных веществ. Реальностью не является, но им воспринимается именно в таком качестве.
- Греза. Отличается от мечты тем, что не имеет практически или вообще никакого отношения к объективной реальности. Это приятная, но иллюзорная альтернатива действительности.
Соответственно, отсутствие у человека воображения означает для него полную невозможность любого прогресса.
Примечания
- , с. 284, 300—312.
- .
- .
- , с. 29, 47.
- .
- , с. 183—184.
- , с. 251.
- Гагарин А. П.
// Физическая энциклопедия : / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — Т. 4: Пойнтинга — Робертсона — Стримеры. — С. 460. — 704 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-85270-087-8. - , с. 247—248.
- , с. 242, 245—246, 248.
- Элленбергер Г.
Открытие бессознательного: История и эволюция динамической психиатрии = The discovery of the unconscious. — М.: Академический проект, 2021. — Т. 1. От первобытных времён до психологического анализа. — С. 450—453. — 550 с. — (Психологические технологии). — 300 экз. — ISBN 978-5-8291-2159-4. - , с. 244, 248.
- , с. 249.
- , с. 47.
- , с. 45.
- Самуэлс Э.
Юнг и постъюнгианцы: Курс юнгианского психоанализа = Jung and the Post-Jungians. — М.: ЧеРо, 1997. — С. 388. — 416 с. — ISBN 5-88711-042-2. - Лёйнер Х.
Кататимное переживание образов: Основная ступень. — Нижний Новгород: Эйдос, 2015. — С. 11, 13. — 252 с. - Линде Н. Д.
Основы современной психотерапии. — М.: Академия, 2002. — С. 168. — 208 с. — (Высшее образование). — 30 000 экз. — ISBN 5-7695-0981-3. - Bolle R.
Schattengeschwister… Die Aktive Imagination nach C.G. Jung und die Katathym-Imaginative Psychotherapie (KIP) nach H. Leuner // Mit Imaginationen therapieren: Neue Erkenntnisse zur Katathym-Imaginativen Psychotherapie / L. Kottje-Birnbacher et al. — Pabst Science Publishers, 2005. — P. 37-50. — 392 p. — ISBN 3-89967-266-6. Русский перевод:
Болле Р.
Сёстры-тени… Метод «активного воображения» по К. Г. Юнгу и Кататимно-имагинативная психотерапия по Х. Лёйнеру // Символдрама : журнал. — М.: МОО СРС КИП, 2010. — № 2 (5). — С. 18—35.
Пассивное
Под пассивным (непроизвольным) воображением подразумевается такое возникновение образов, которое не требует от человека сознательных усилий.
При ослабленном сознательном контроле они возникают сами собой, без волевого усилия человека.
В истоке их возникновения не стоит логическая связь и осознание человеком реальной действительности.
Возникающие пассивные образы часто служат отражением его внутреннего состояния, страхов, стремлений, желаний, говорят о личностных потребностях индивидуума.
Непроизвольное воображение часто не подвергается логическому осмыслению, часто представляя собой совмещение абсолютно противоречивых образов.
Также нередко составляет сложность его вербализации после переживания, поскольку такие образы часто являются символическими, абстрактными и непонятными другим людям.
Управляется пассивное воображение двумя основными принципами:
- Каждый аффект стремится к сохранению, преувеличивая субъективную логическую ценность представлений. Таким образом у веселого человека чаще будут возникать позитивные образы, а у печального — наоборот, грустные.
- Человек стремится сохранить приятные переживания, а, значит, и приятные возникшие образы.
Часто пассивно возникшие образы не привязаны ко времени. Таким образом, наблюдающий их человек также теряет ощущение времени.
Подвиды
Пассивное воображение делится на два подвида:
- непреднамеренное. Включает в себя галлюцинации, сновидения и грезы. Возникают сами по себе, без волевого участия человека;
- преднамеренные — гипнотические состояния, вызванные другим человеком.
Описание
- Сновидения. На шкале произвольности они занимают самую дальнюю от осознанности позицию. Часто в сновидениях нам являются причудливые образы и странные сюжеты.
Тем не менее, они имеют значение для регуляции психоэмоционального состояния человека, так как являются не только отголосками ранее услышанного и увиденного человеком, но и представляют собой очень глубоко переработанный психикой материал. - Грезы. Грезы, как и мечты часто являются уходом от реальности с той разницей, что мечты направлены в будущее, а грезы замещают собой настоящее. К примеру, школьник, обиженный товарищами, может представлять, как он мстит обидчикам. В этом случае возникающие образы будут представлять собой альтернативную реальность, приносящую школьнику некоторое удовлетворение, но одновременно уводящие его от реального состояния дел.
Гипнотически состояния. Чем глубже гипнотический транс, тем меньше внимания человек уделяет внешним раздражителям, тем меньше настоящая реальность значит для него. Также может изменяться субъективное ощущение времени, возникать отрицательные галлюцинации — когда человек не видит реальных предметов. Сохраняется только лишь связь с гипнотизером, наводящим транс. Гипнотический транс довольно часто используется в психотерапии.
Галлюцинации. Галлюцинации обычно возникают у людей с врожденным физиологическим поражением головного мозга, в результате черепно-мозговых травм, вирусных инфекций, а также приема психотропных веществ. Часто воспринимаются, как подлинная реальность.
Что психологи понимают под воображением
Если попытаться собрать некое «среднее арифметическое» из определений, которое дают воображению разные специалисты в области психологии, то его можно описать как более или менее контролируемую способность сознания и подсознания индивида к «конструированию» образов, представлений, идей, предметов, которые им лично не воспринимались (или в принципе не могли восприниматься) с помощью органов чувств, и манипулировать ими.
По сути, это «база» для образного мышления – воображение оказывает человеку неоценимую помощь, когда сделать что-то на практике невозможно, проблематично или нецелесообразно.
Первую попытку дать феномену определение сделал Т. Рибо. Основной тезис его работ – «воображать – значит изображать». Соответственно, воображение – это процесс создания образов, идей и представлений, «перекраивание» и «комбинирование» собственного опыта и получение на его основе чего-то совершенно нового.
Воображение в психологии (виды его сначала не выделялись) первыми российскими исследователями тоже трактовалось как процесс. По их мнению, любой процесс, сопровождающийся созданием образов и мысленным управлением ими, можно было считать таковым. Этой точки зрения придерживались А. Петровский и М. Ярошевский, из современных авторов ее продолжают разделять В. Казаков и Л. Кондратьева.
Далее очень «расплывчатое» определение было сужено и конкретизировано в работах М. Гамезо и И. Домашенко. Воображение понималось ими как происходящий в психике процесс сотворения новых образов и представлений на базе оценки и переработки предшествующего опыта.
Позже появились трактовки воображения как способности (В. Кудрявцев), специфической деятельности нервной системы (Б. Теплов, Л. Столяренко)
Принимая во внимание сложность его функционирования, Л. Выготский говорил даже о «психологической системе», в которой воображение неразрывно связано с мышлением и эмоциями
Оригинальную идею высказал Э. Ильенков, по мнению которого, описываемый процесс – это лишь «производная», «побочный эффект» самого воображения. А его суть – возможность глазами видеть реальность (то есть способность организма создавать на поверхности сетчатки образ предмета из окружающей действительности). Воображение автором гипотезы рассматривается как оптическое явление.
В последнее время «фокус» исследования этого феномена несколько сместился. Особо актуальными признается изучение сути творчества, поиск принципов и методов диагностирования, позволяющих в раннем возрасте выявить и развить соответствующие способности у детей. Из занимающихся этим специалистов можно отметить А. Брушлинского, А. Пономарева, В. Крутецкого, А. Петровского.
Из зарубежных специалистов огромный вклад в развитие феномена воображения внес Дж. П. Гилфорд, который, по сути, является создателем психологии творчества. Он заменил термин «воображение» словами «дивергентное мышление», под которым понимал создание новых, оригинальных и уникальных идей, основная цель которых – самовыражение. Такое мышление отличается беглостью, гибкостью и точностью.
С точки зрения физиологов, воображение – это актуализация, перегруппировка и распад связей нейронов, создание из них новых систем. В итоге появляются образы, не являющиеся пережитым опытом, но тесно с ним связанные.
Сложность, спонтанность и непредсказуемость феномена, его связь с эмоциональной сферой дает основания полагать, что процесс идет не только в коре мозга, но и в гипоталамо-лимбической системе.
Примечания
- Юнг К. Г.
Трансцендентная функция // Сознание и бессознательное: Сборник. — СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 284, 300-312. — 544 с. — (Классика психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7914-0012-8. - .
- .
- , с. 29, 47.
- .
- , с. 47.
- , с. 45.
- Самуэлс Э.
Юнг и постъюнгианцы: Курс юнгианского психоанализа = Jung and the Post-Jungians. — М.: ЧеРо, 1997. — С. 388. — 416 с. — ISBN 5-88711-042-2. - Лёйнер Х.
Кататимное переживание образов: Основная ступень. — Нижний Новгород: Эйдос, 2015. — С. 11, 13. — 252 с. - Линде Н. Д.
Основы современной психотерапии. — М.: Академия, 2002. — С. 168. — 208 с. — (Высшее образование). — 30 000 экз. — ISBN 5-7695-0981-3. - Bolle R.
Schattengeschwister… Die Aktive Imagination nach C.G. Jung und die Katathym-Imaginative Psychotherapie (KIP) nach H. Leuner // Mit Imaginationen therapieren: Neue Erkenntnisse zur Katathym-Imaginativen Psychotherapie / L. Kottje-Birnbacher et al. — Pabst Science Publishers, 2005. — P. 37-50. — 392 p. — ISBN 3-89967-266-6. Русский перевод:
Болле Р.
Сёстры-тени… Метод «активного воображения» по К. Г. Юнгу и Кататимно-имагинативная психотерапия по Х. Лёйнеру // Символдрама : журнал. — М.: МОО СРС КИП, 2010. — № 2 (5). — С. 18—35.
Свойства и характеристики
Исследованием свойств и характеристик воображения активно занимались В. Штерн и Д. Дьюи. Они рассматривали его как изначально присущую человеку, «заданную» способность.
Своеобразие воображения понималось ими в присущем ему свойствах:
- это мысленный выход личности за пределы непосредственно ею воспринятого и пережитого;
- это образ желаемого будущего либо «зримый» результат определенной деятельности;
- это возможность «оживить» и «переиграть» произошедшее.
По мнению тех же исследователей, воображение обладает следующими характеристиками:
- Яркость и отчетливость. Они принимали за аксиому то, что у детей оно более яркое и оригинальное чем у взрослых, ведь у последних полет воображения сильно ограничивается критичностью мышления.
- Реалистичность. Степень совпадения воображаемых образов и представлений с реальной действительностью.
- Контролируемость. Возможность сознания влиять на течение процесса воображения и управлять им, изменяя определенные параметры или общую направленность по усмотрению человека.
- Уровень активности образов. Общепринятая точка зрения – чем эмоционально насыщеннее создаваемые образы, тем они активнее. Например, страх невротика может полностью «заменить» реально произошедшее воображаемым развитием событий. Степень активности – возможность образов быть мотивами деятельности и поведения, их регуляторами. Максимальная побудительная сила присуща идеалам и фобиям, минимальная – грезам, фантазиям.
Воображение в психологии, виды которого не обладают устойчивыми характеристиками (даже индивидуальными) – это объективная данность. Они сильно варьируются в зависимости от того, насколько создаваемый образ значим для конкретного человека.
Исцеление с помощью воображения
Психологи утверждают, что самый лучший способ стать здоровым — это представить себя таковым. Цветущий и полный сил образ в нашем сознании довольно быстро становится реальным фактом, и болезнь отступает. Этот эффект детально описывают и медицина, и психология. Тема «Воображение и его влияние на онкологию» была детально изучена доктором Кэлом Саймонтоном, ведущим специалистом по раковым недугам. Он утверждал, что медитация и аутотренинг помогали пойти на поправку даже тем пациентам, у которых была диагностирована последняя стадия заболевания.
Результат поразил всех: через полтора года у некоторых больных не осталось даже следов недуга. Доктор Саймонтон уверен, что позитивные картинки в нашем мозге, воля и стремление способны творить настоящие чудеса. Воображение всегда готово воплотиться в реальную форму. Поэтому там, где война, стоит представлять мир, где ссоры – гармонию, где болезнь – здоровье. У человека много скрытых способностей, но только воображение даёт нам возможность подняться над всеми ограничениями, преодолевая пространство и время.
Психология воображения и ее возможности
У каждого из нас немало скрытых способностей. Они подавляются множеством ограничений. Справиться с ними – преодолеть время и пространство, лень и апатию, инерцию и предубеждения – позволяет сила воображения. Без нее многое в нашей жизни осуществить было бы невозможно, в том числе:
• познавать себя и окружающий мир с помощью ярких образов и различных манипуляций ими;
• достигать эмоциональной разрядки, в том числе при медитативных тренингах, например, при выполнении практики набора энергии;
• регулировать отношения с людьми: убеждать их, влиять на их решения, устранять конфликты;
• добиваться улучшения здоровья в ходе релаксационной терапии;
• наслаждаться творчеством великих художников, композиторов, литераторов.
Сила воображения способна преобразовывать реальность до неузнаваемости. Конечно, многое зависит от направленности этой силы. Не будем забывать о вреде бесплодных иллюзий и больных фантазий, навязчивых идей и бредовых мыслей.
Но будем помнить, что воображение – это великий дар, сделавший прямоходящего примата венцом природы
По словам Анатоля Франса, оно способно превратить чувствительного человека – в художника, а отважного – в героя. А по мнению Дени Дидро, без воображения вообще не может быть ни мыслителя, ни поэта, ни просто человека
Понятие воображения
Что значит «познавательный». В данном контексте это означает, что воображение помогает человеку познавать окружающий мир и использовать эти знания так, как человек считает нужным. На основе полученной информации человек может создавать новые образы. Невозможно придумать что-то новое, если не знать старого.
Поэтому любые гениальные открытия, которые ученые делали, являются результатом плодотворной работы, а не таланта. Каждый человек талантлив. Просто ему его уровень опыта не дает в полной мере воображать. Это для него достаточно сложно.
Как же возникает воображение? Оно является следствием потребностей, которые у человека в жизни возникают. Каждому хочется изменить что-то, но с самого начала нужно представить готовый результат, а потом уже идти к нему. Любой предмет изобретатель сначала предстал в фантазии, а потом уже воплотил в жизнь. Воображение является прекрасным средством, позволяющим визуализировать цели.
Воображение было развито в человеке благодаря труду. Известный гений в среде физики А. Эйнштейн говорил, что воображение лучше знания, так как оно может создать такое, что сможет значительным образом повлиять на процессы, происходящие в мире. Много воображений возникает в голове человека каждый день. Их количество в большинстве случаев переходит за тысячу.
Некоторые из них не оставляют следа. Они не запоминаются как те, которые мало значат. Но самые интересные могут поселиться в голове человека надолго. Именно они формируют содержание воображения. Возникновению айфона в голове у Стива Джобса предшествовала череда других воображений, которые гений мобильной индустрии даже не запомнил. Но поскольку идея айфона была выше всяких похвал, то она даже была воплощена в жизнь.
Итак, воображение — процесс который заключается в создании новых образов, это происходит благодаря переработке материала восприятия и опыта (памяти).
Предназначение и функции
Роль воображения представлена следующими моментами:
- возможность представлять реальность при помощи образов, умение их использовать;
- индивид в непредвиденном случае может формировать план действий;
- возможность регулировать эмоциональность отношений;
- регулировка процессов познания индивида.
Воображение позволяет выйти за пределы понимания человека, способствует предвидению будущего, оживляет прошлое.
Предлагаю Вашему вниманию функции воображения.
- Побуждение к активной деятельности при помощи привлекательного, яркого образа результата.
- Наличие определенных планов и способов осуществления задуманного.
- Психотерапия, эмоциональная саморегуляция, иллюзорное удовлетворение своих потребностей. На основе этой функции существует риск потери реальности. Частный пример замещения действительности образами из игр, последствие игромании.
- Умение регулировать свое поведение в нестандартных ситуациях, порой проблемных при помощи альтернативных поступков, новых образов, учитывая возможные последствия.
- Организация познания, моделирование, воссоздание объектов по детальному описанию, достройка не хватающих элементов.
История
Суть метода впервые продемонстрирована Карлом Густавом Юнгом в статье «Трансцендентная функция», которая была написана в 1916 году, однако опубликована только в 1957 году. Публично метод впервые показан создателем аналитической психологии в 1928 году в книге «Отношения между эго и бессознательным» (§§314-373) и спустя год в предисловии к переводу китайского трактата «», выполненному Рихардом Вильгельмом; Юнг считал предисловие к трактату продолжением предыдущей книги. Помимо этого, суть активного воображения подробно объяснена в Тавистокских лекциях в 1935 году (§§390-414).
Какие бывают виды воображения
Воображение также дает нам возможность видеть вещи с других точек зрения и сопереживать другим. Оно расширяет наш опыт и мысли, позволяя создать собственное мировоззрение, которое снижает наше чувство неуверенности.
Таким образом, наше воображение заполняет пробелы в знаниях, позволяя нам создавать ментальные карты, которые помогают нам выбраться из трудных жизненных ситуаций. В разные моменты жизни наш мозг задействует разные типы воображения.
Воображаемый мир, который представляет человек,является частью нашего представления реальных событий и материальных предметов. Есть несколько видов воображения
Пассивное
Пассивное воображение представляет собой создание неких образов, воспринимающихся изначально человеком как нереальные.
Также оно создает образы при особых состояниях личности, когда человек не управляет процессом создания этих образов.
Чаще всего оно основано на страхах или желаниях, которые мыслятся в процессе фантазии осуществимыми;
2.Активное
Так мы фантазируем в том случае, если сами того захотели. Такое воображение можно наблюдать в работе у дизайнеров или писателей. Мы целенаправленно создаем образы в голове.
Чаще всего такая форма проявляется в творческих деятельностях не только у профессионалов, но и, например, в детских ролевых играх;
3.Творческое
Воображение творческое является одним из разновидностей активного. Его отличие в том, что оно, как правило, имеет практическую пользу и ценность для других людей или общества в целом.
Воображение помогает человеку проявлять свои мысли, желания и мечты. Для творческих людей воображение играет огромную роль на их жизненном пути
К примеру, просмотрев график с новейшим оборудованием мы уже будем представлять, чем оно является и какие функции выполняет. Придумать же что-то свое, используя лишь творческое воображение достаточно сложно;
4.Произвольное
Произвольное воображение также является разновидностью активного. Данный вид отличается от предыдущих тем, что в момент действия человек осознает цели и мотивы создания образа.
Примером данного вида воображения может послужить ситуация, когда человек думает о том, что скорее всего не осуществится или вероятность этого ничтожно мала;
5.Воссоздающее
Воображение воссоздающее — создание образов объектов человеком, которые ранее не воспринимались им в полном виде.
Образы создаются по описанию словами, картинкам, чертежам, картам какой-либо местности. Наше воображение воссоздает в голове произошедшее и восполняет промежутки благодаря данной форме воображения.
Итак, мы рассмотрели самые известные типы фантазий, которые полностью раскрывают всю суть воображаемых последствий и принципов их действия.
Литература
- Беннет Е.-А.
Что на самом деле сказал Юнг = What Jung really said. — М.: АСТ: Астрель, 2009. — С. 96—100. — 160 с. — (Философия). — 2,500 экз. — ISBN 978-5-17-055779-0. - Дикманн Г., Юнг Э.
Дальнейшее развитие аналитической (комплексной) психологии // Энциклопедия глубинной психологии: В 4 томах = Tiefenpsychologie: 4 Bände / Гл. ред. Д. Эйке. — М.: Когито-Центр, МГМ, 2004. — Т. IV. Индивидуальная психология. Аналитическая психология. — С. 368—370. — 588 с. — (Psychologie des 20 Jahrhunderts). — 4,000 экз. — ISBN 5-89353-076-4. - Франц М.-Л. фон.
Алхимическое активное воображение = Alchemical active imagination. — М.: Клуб Касталия, 2021. — 236 с. - .
Встреча с душой. Метод активного воображения Карла Густава Юнга = Encounters with the Soul: Active imagination as developed by C. G. Jung. — М.: Клуб Касталия, 2015. — 304 с. — ISBN 978-5-519-60682-0. - Юнг К. Г.
Комментарий к «Тайне Золотого Цветка» // О психологии восточных религий и философий. — М.: Медиум, 1994. — С. 165—167. — 240 с. — (Первые публикации в России). — 15,000 экз. — ISBN 5-85-691-010-9. - Юнг К. Г.
Отношения между эго и бессознательным // Очерки по психологии бессознательного = Two essays on analitical psychology. — 2-е изд. — М.: Когито-Центр, 2010. — С. 241—254. — 352 с. — 2,000 экз. — ISBN 978-5-89353-240-1. - Юнг К. Г.
Тавистокские лекции // Символическая жизнь = The Symbolic Life. — 2-е изд. — М.: Когито-Центр, 2010. — С. 181—194. — 326 с. — (Карл Густав Юнг. Сочинения). — 2,000 экз. — ISBN 978-5-89353-241-8. - Chodorow J.
// International Dictionary of Psychoanalysis = Dictionnaire international de la psychanalyse / Ed. in chief A. de Mijolla. — Thomson Gale, 2005. — P. 14—15. — 2196 p. — ISBN 0-02-865924-4. - Weaver R.
The old wise woman: A study of active imagination. — 1st ed. — V. Stuart, 1964. — 143 p.
Пассивное воображение
Как и другие познавательные процессы, воображение может быть произвольным, то есть целенаправленным и регулируемым нашим сознанием и волевыми процессами. Но есть и непроизвольное воображение, которое связано не с сознательной мыслительной деятельностью, а с процессами подсознания.
Степень неосознанности и непроизвольности воображения может быть разной. Думаю, все из нас переживали состояние, когда мысли, образы, представления появляются как бы сами по себе, независимо от наших желаний. Мысль свободно «блуждает в извилинах» головного мозга. В голове всплывают картинки, идеи, они комбинируются, видоизменяются, вызывают новые ассоциации. Иногда на каком-то этапе мы можем заинтересоваться спонтанно возникшей мыслью и взять контроль над процессом воображения.
В такой ситуации мы не только вполне способны управлять этим психическим процессом, но и отличаем его образы от реальных, то есть осознаем их фантастичность. Но бывают иные ситуации, когда воображение абсолютно спонтанно, непроизвольно и пассивно, то есть участие образов в какой-либо активной деятельности даже не предполагается.
Пассивное непроизвольное воображение
К этому виду воображения относятся сны и галлюцинации.
- Сны – это порождение здоровой психики, их видения – результат сложных процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. Торможение позволяет активизироваться нашему подсознанию, где хранится огромное количество образной информации. На уровне подсознания образы переплетаются, перемешиваются, рождая новые комбинации, как в детском калейдоскопе. И такие необычные картины и замысловатые сюжеты становятся содержанием наших снов.
- Галлюцинации, в отличие от снов, являются порождением болезненных состояний, когда деятельность головного мозга нарушена. Это может быть бред во время тяжелой болезни, следствие алкогольного и наркотического опьянения или результат психических отклонений. Иногда галлюцинации возникают в ответ на сильные эмоциональные потрясения, когда у человека резко снижается уровень рационального контроля.
Несмотря на различия, эти два вида воображения объединяет неспособность человека контролировать их. Но есть виды пассивного, непродуктивного воображения, которые вполне осознанные и управляемые, хоть нередко возникают спонтанно и в определенной степени непроизвольно.
Пассивное произвольное воображение
К этому виду относятся два очень близких и похожих психических явления – мечты и грезы. Одна из важнейших функций воображения – прогностическая. Благодаря ей мы можем предвидеть развития событий в будущем, причем не только вероятные, но и маловероятные и даже совсем уж невероятные. Почему бы нет? Сила нашей фантазии такова, что мы способны навоображать себе что угодно: хоть принца на белом Мерседесе, хоть выигрыш в лотерею, хоть головокружительный успех на службе.
Не всегда воображаемое сбывается – принцев на всех не хватает. Но почему бы не помечтать?
- Мечты – это не просто фантазии, а образы желаемого будущего. Они могут быть в той или иной степени реалистичными, многие из них требуют определенных условий и приложения сил для своего осуществления, но вполне достижимы. А главное, даже будучи видом пассивного воображения, мечта побуждает человека к активности.
- Грезы, в отличие от мечты, к реальности отношения не имеют, это исключительно продукт нашего воображения, и, как правило, человек даже не предполагает что-то делать, чтобы грезы стали реальностью. Это пусть и приятное, но иллюзорное восполнение действительности.
Граница между мечтой и грезой очень зыбкая, иногда ее трудно заметить, но различия можно понять на простом примере. Девушка, читая книгу в жанре фэнтези, представляет себя на месте героини, попавшей в сказочный мир, где в нее влюбляются сразу три принца или темных властелина. Это греза. А если девушка думает, что она когда-нибудь тоже напишет и даже издаст подобную книгу, то это мечта. И при должных усилиях вполне осуществимая.
Функции воображения
Фантазия и воображение играют важную роль в контроле психики. Они помогают:
Устранить проблему эмоциональной перегрузки, связанную с тем, что мы ждем какую-либо ситуацию. Ведь признаки данной проблемы частично устраняются при воображении этой ситуации. Долгосрочные пожелания удовлетворены и уже нет сильного волнения; Еще одна его функция связана с регуляцией других когнитивных способностей — восприятия, запоминания, понимания, говорения
Сформированные образы (основанные на ассоциациях), связанные с поиском нужного объекта в среде, направляют внимание человека на объекты, которые им соответствуют; Воспроизведение в голове уже произошедшей ситуации делает поиск речевых средств в разговоре более быстрым. Вы ведете беседу размеренно, без напряжения; Другая функция воображения позволяет человеку запланировать свои действия на будущее, представлять свою цель и план ее выполнения, понимание намерений и средств в целом; Образное представление о будущей пугающей ситуации, частично готовит человека к ней психологически и позволяет заранее продумать план действий на случай неудачи.
Благодаря воображению мы проживаем нашу жизнь намного легче, ведь благодаря ему нам легче контролировать свои эмоции и подавлять навязчивые желания.
Классификация и уровни развития
Изучая виды и свойства воображения в психологии, психологи выделили 2 формы представления: пассивную, активную. Их различает необходимость прикладывать волевые усилия, результат.
Преднамеренное пассивное воображение — создание образов, сохраняющихся на уровне фантазии, мечты. Образы заменяют реальность, являются фантазией о лучшей жизни. Индивид создает образы осознанно, полностью осознавая, что это грезы. Понимает, что противопоставляет фантазию реальному миру. Если человек теряет самообладание, растворяется в фантазии, психическое, социальное развитие замедляется. Индивид может полностью утратить связь с реальностью, начать воспринимать фантазии как единственную реальность.
Непреднамеренное пассивное воображение — создание образов без осознанности, самопроизвольно. Процесс включается, когда сознание ослаблено: во сне, при психических расстройствах. Проявление образов — галлюцинации. Человек видит придуманные образы, но воспринимает их как объективные, физические. Также видом пассивного представления являются сны, в которых появляются неожиданные варианты сюрреалистичных образов.
Активное воображение — процесс, связанный с конкретной деятельностью. Он направлен во внешнее окружение. Побуждается задачей, его можно контролировать, подавлять волевым усилием. Используется, когда индивиду необходимо оценить собственную деятельность со стороны. Умение представлять используется для создания образа, изменения зависимо от необходимого результата. Выделяют 3 вида активного создания образов:
- Воссоздающее. Восстанавливает объекты, подробно, реалистично прорабатывая детали. Используется при расшифровке карт, чтении книг. С помощью внутренних образов индивид добавляет к текстовым описаниям графические образы, обогащая восприятие.
- Творческое. Помогает создавать новые образы, придумывая с нуля, без отсылки к текстовым описаниям. Образы, созданные творческим воображением, представляют ценность не только для их автора, но и для других людей. Они воплощаются в виде музыкальных произведений, картин, книг. Творческая деятельность была бы невозможна без представления объекта.
- Мечта. Планирование, которое не требует немедленного воплощения, называют мечтой. В отличие от грез, которые заменяют реальность, мечта — создание плана действий. Она побуждает к деятельности, мотивирует человека работать.
Развитие воображения зависит от психических процессов. У детей способность к сознательному представлению отсутствует, она возникает постепенно, по мере обладания новыми познавательными функциями.
Примечания
- Юнг К. Г.
Трансцендентная функция // Сознание и бессознательное: Сборник. — СПб.: Университетская книга, 1997. — С. 284, 300-312. — 544 с. — (Классика психологии). — 10 000 экз. — ISBN 5-7914-0012-8. - .
- .
- , с. 29, 47.
- .
- , с. 47.
- , с. 45.
- Самуэлс Э.
Юнг и постъюнгианцы: Курс юнгианского психоанализа = Jung and the Post-Jungians. — М.: ЧеРо, 1997. — С. 388. — 416 с. — ISBN 5-88711-042-2. - Лёйнер Х.
Кататимное переживание образов: Основная ступень. — Нижний Новгород: Эйдос, 2015. — С. 11, 13. — 252 с. - Линде Н. Д.
Основы современной психотерапии. — М.: Академия, 2002. — С. 168. — 208 с. — (Высшее образование). — 30 000 экз. — ISBN 5-7695-0981-3. - Bolle R.
Schattengeschwister… Die Aktive Imagination nach C.G. Jung und die Katathym-Imaginative Psychotherapie (KIP) nach H. Leuner // Mit Imaginationen therapieren: Neue Erkenntnisse zur Katathym-Imaginativen Psychotherapie / L. Kottje-Birnbacher et al. — Pabst Science Publishers, 2005. — P. 37-50. — 392 p. — ISBN 3-89967-266-6. Русский перевод:
Болле Р.
Сёстры-тени… Метод «активного воображения» по К. Г. Юнгу и Кататимно-имагинативная психотерапия по Х. Лёйнеру // Символдрама : журнал. — М.: МОО СРС КИП, 2010. — № 2 (5). — С. 18—35.
Виды
Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.
- Активное воссоздающее строит образ по описанию.
- Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало.
Вся культура создана творческим воображением.
Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне.
- Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии.
- Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.
Примечания
- , с. 284, 300—312.
- .
- .
- , с. 29, 47.
- .
- , с. 183—184.
- , с. 251.
- Гагарин А. П.
// Физическая энциклопедия : / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — Т. 4: Пойнтинга — Робертсона — Стримеры. — С. 460. — 704 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-85270-087-8. - , с. 247—248.
- , с. 242, 245—246, 248.
- Элленбергер Г.
Открытие бессознательного: История и эволюция динамической психиатрии = The discovery of the unconscious. — М.: Академический проект, 2021. — Т. 1. От первобытных времён до психологического анализа. — С. 450—453. — 550 с. — (Психологические технологии). — 300 экз. — ISBN 978-5-8291-2159-4. - , с. 244, 248.
- , с. 249.
- , с. 47.
- , с. 45.
- Самуэлс Э.
Юнг и постъюнгианцы: Курс юнгианского психоанализа = Jung and the Post-Jungians. — М.: ЧеРо, 1997. — С. 388. — 416 с. — ISBN 5-88711-042-2. - Лёйнер Х.
Кататимное переживание образов: Основная ступень. — Нижний Новгород: Эйдос, 2015. — С. 11, 13. — 252 с. - Линде Н. Д.
Основы современной психотерапии. — М.: Академия, 2002. — С. 168. — 208 с. — (Высшее образование). — 30 000 экз. — ISBN 5-7695-0981-3. - Bolle R.
Schattengeschwister… Die Aktive Imagination nach C.G. Jung und die Katathym-Imaginative Psychotherapie (KIP) nach H. Leuner // Mit Imaginationen therapieren: Neue Erkenntnisse zur Katathym-Imaginativen Psychotherapie / L. Kottje-Birnbacher et al. — Pabst Science Publishers, 2005. — P. 37-50. — 392 p. — ISBN 3-89967-266-6. Русский перевод:
Болле Р.
Сёстры-тени… Метод «активного воображения» по К. Г. Юнгу и Кататимно-имагинативная психотерапия по Х. Лёйнеру // Символдрама : журнал. — М.: МОО СРС КИП, 2010. — № 2 (5). — С. 18—35.
Воображение человека: советы по развитию
Самыми простыми способами развития воображения являются:
- Накопление различных ярких образов из реальной жизни: наблюдение за природой, животными, просмотр произведений искусства (живопись, скульптура), прослушивание звуков природы, классической музыки.
- Попробуйте в ярких красках представить себе человека, которого Вы знаете, но который в данный момент отсутствует рядом с Вами. Вспомните и представьте, какой он, как улыбается, какого цвета глаза, структура волос, наклон головы при разговоре.
- Попробуйте придумать несуществующее животное и описать, как оно живет, чем питается, где живет, как взаимодействует с другими животными, какие звуки издает.
Воображайте и развивайтесь!
Воображение человека. Ирина Пермякова
Данная статья входит в цикл статей о воображении.
Часть первая Что самое главное в интеллекте?
Часть вторая Воображение человека | Что такое воображение?
Часть третья
Отличия от аналогичных техник
По утверждению Марии-Луизы фон Франц, метод активного воображения входит в один ряд с такими европейскими техниками медитации, как аутогенная тренировка Иоганна Шульца (1932 год), «терапевтическая медитация» (1932 год), «» (1938 год), методы и .
Отличия юнговской методики заключаются в следующем. Юнг не предписывает пациенту конкретных упражнений на физическое расслабление, как в аутогенной тренировке. Активное воображение не заставляет пациента обращаться к набору выработанных аналитиком тем, как у Карла Хаппиха, который задаёт пациенту заранее заготовленный образ вроде «луга детства» или «горы». Наконец, Юнг предлагает менее активное руководство поведением пациента во время медитации со стороны психотерапевта, чем предусмотрено методом Дезолье.
Что такое воображение в психологии? Активное и пассивное воображение
Список образов, которыми оперирует человек в течение своей жизни, включает в себя не только предметы или явления, существующие в объективной действительности. Это может быть и то, что ранее не воспринималось непосредственно индивидом: далекое прошлое или будущее, места, где он никогда не бывает и не побывает, не существующие во Вселенной живые существа. Отвечая на вопрос, что такое воображение, основной характеристикой которого являются удивительные для повседневной жизни образы, можно сказать, что это выход за пределы реального мира как во времени, так и в пространстве.
Однако житейское и научное определения человеческих фантазий очень сильно разнятся. В первом случае это лишь все нереальное, не соответствующее окружающей нас действительности, а следовательно, не наделенное никаким практическим значением. Ученые же не совсем разделяют мнение простых обывателей о том, что такое воображение. Определение его с научной точки зрения охватывает все стороны культурной жизни индивида и дает стимул для развития художественного, научного и технического творчества.
Человек – единственное живое существо на нашей планете, которому свойственно фантазировать, то есть отражать будущее и действовать в соответствии с ожидаемой (воображаемой) ситуацией, используя свои ощущения, восприятие и мышление.
Говоря о том, что такое воображение в биологии, можно сказать, что это познавательные процессы представления каких-либо будущих событий, в основе которых лежит создание новых образов, переработанных в результате восприятия, мышления и знаний о мире конкретного индивида, которые были получены в предыдущих жизненных ситуациях. Сущность любой фантазии – преобразование объективной реальности, в которой существуют предметы и явления, не имеющие никаких точек соприкосновения с действительностью. Именно этот феномен является важнейшим в процессе становления человека как действующего субъекта.
Советский психолог Лев Семенович Выготский называл два этих процесса близкими и по структуре, и по функциям. Им они характеризуются как чрезвычайно родственные, со схожими происхождением и строением. Говоря о том, что такое воображение в психологии, ученый считал его необходимым, неотъемлемым моментом мышления, особенно творческого, объясняя это тем, что процесс мышления включает в себя как прогнозирование, так и предвосхищение событий.
Различные проблемные ситуации заставляют человека думать, фантазировать, формировать в сознании представление о том, что можно сделать, укрепляющее мотивации поиска решения и определяющее его направление
Степень неопределенности спорных моментов жизни определяет важность роли воображения, осуществляющего свои функции даже при неполноте исходной ситуации, дополняя ее продуктами своей деятельности
Основные пути создания образов
Их несколько, но каждый из них характеризует понятие воображения в психологии как довольно сложный, многоуровневый процесс.
- Агглютинация. Оценивая и анализируя качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, мы создаём в воображении новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности. Например, таким путём был придуман сказочный персонаж Кентавр (туловище человека и ноги коня), а также избушка Бабы-яги (дом и куриные ноги), эльф (людской образ и крылья насекомого). Как правило, подобный приём используется при создании мифов и сказаний.
- Акцентирование. Выделение в человеке, предмете или деятельности какой-то одной, доминирующей характеристики и её гиперболизация. Этим способом активно пользуются художники во время создания карикатур и шаржей.
- Типизация. Самый сложный метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании из них нового, сборного образа. Так придумывают литературных героев, персонажей сказок.
Это основные приёмы воображения в психологии. Их результат – уже существующий материал, но преобразованный и видоизменённый. Даже ученые в своей, казалось бы, скучной и сухой сфере деятельности тоже активно используют воображение. Ведь новые виды лекарств, изобретения и различные ноу-хау они разработали за счёт уже существующих знаний и умений. Почерпнув из них что-то особенное и самое главное, они и создают абсолютно новый продукт. Таким образом, можно сделать вывод: без воображения человечество никогда бы не узнало, что такое прогресс во всех видах деятельности.
Предназначение
Иногда люди считают, что фантазии только вредят. На самом деле это важная часть психики, которая выполняет ряд функции. Основная – заключается в том, что с помощью воображения человек может представить результат своей деятельности.
Важно! Именно фантазии являются лучшим способом формирования мотивации. Когда индивид точно знает, что он получит в результате своей деятельности, то он добросовестнее трудится
В психологических исследованиях удалось выявить еще одну функцию воображения – это способность найти вариант действий в проблемной ситуации. В критической обстановке человек может воссоздать план поступков и найти выход
Когда индивид точно знает, что он получит в результате своей деятельности, то он добросовестнее трудится. В психологических исследованиях удалось выявить еще одну функцию воображения – это способность найти вариант действий в проблемной ситуации. В критической обстановке человек может воссоздать план поступков и найти выход.
С помощью грез личность удовлетворяет свои потребности и восстанавливает эмоциональный фон. При плохом настроении это позволяет отвлечься и расслабиться.
Еще одна основная функция – это улучшение познания. Большинство изобретений рождается в момент, когда человек хочет что-то улучшить или придумать с нуля. Моделирование построено на развитии фантазии. Именно благодаря представлениям была создана вся техника.
Литература
- Беннет Е.-А.
Что на самом деле сказал Юнг = What Jung really said. — АСТ: Астрель, 2009. — С. 96-100. — 160 с. — (Философия). — 2 500 экз. — ISBN 978-5-17-055779-0. - Дикманн Г., Юнг Э.
Дальнейшее развитие аналитической (комплексной) психологии // Энциклопедия глубинной психологии: В 4 томах = Tiefenpsychologie: 4 Bände / Гл. ред. Д. Эйке. — М.: Когито-Центр, МГМ, 2004. — Т. IV. Индивидуальная психология. Аналитическая психология. — С. 368-370. — 588 с. — (Psychologie des 20 Jahrhunderts). — 4 000 экз. — ISBN 5-89353-076-4. - Франц М.-Л. фон.
Алхимическое активное воображение = Alchemical active imagination. — Клуб Касталия, 2021. — 236 с. - Ханна Б.
Встреча с душой. Метод активного воображения Карла Густава Юнга = Encounters with the Soul: Active imagination as developed by C. G. Jung. — Клуб Касталия, 2015. — 304 с. - Юнг К. Г.
Тавистокские лекции // Символическая жизнь = The Symbolic Life. — 2-е изд. — Когито-Центр, 2010. — С. 181-194. — 326 с. — (Карл Густав Юнг. Сочинения). — 2 000 экз. — ISBN 978-5-89353-241-8. - Юнг К. Г.
Комментарий к «Тайне Золотого Цветка» // О психологии восточных религий и философий. — М.: Медиум, 1994. — С. 165-167. — 240 с. — (Первые публикации в России). — 15 000 экз. — ISBN 5-85-691-010-9. - Юнг К. Г.
Отношения между эго и бессознательным // Очерки по психологии бессознательного = Two essays on analitical psychology. — 2-е изд. — М.: Когито-Центр, 2010. — С. 241-254. — 352 с. — 2 000 экз. — ISBN 978-5-89353-240-1. - Weaver R.
The old wise woman: A study of active imagination. — 1st ed. — V. Stuart, 1964. — 143 p.
Функции воображения
Трудно себе представить человека, у которого полностью отсутствует воображение. Если задуматься, то в вашем окружении найдутся люди прагматичные, как будто приземлённые. Все их действия продиктованы логикой, принципами и аргументами. Но говорить о том, что у них совершенно нет творческого мышления и фантазии, невозможно. Просто эти познавательные процессы или недостаточно развиты, или находятся в «спящем» состоянии.
- Познавательная. С помощью воображения мы расширяем кругозор, получаем знания, действуя в неопределённой ситуации на основе своих домыслов и представлений.
- Функция прогнозирования. Свойства воображения в психологии таковы, что помогают нам представить результат ещё незавершённой деятельности. Эта функция также формирует наши мечты и грёзы.
- Понимание. С помощью воображения мы можем представить, что у собеседника на душе, какие чувства он испытывает. Мы понимаем его проблему и поведение, условно ставя себя на его место.
- Защита. Прогнозируя возможные будущие события, мы тем самым можем оградить себя от неприятностей.
- Саморазвитие. Свойства воображения в психологии позволяют нам с его помощью творить, придумывать, фантазировать.
- Воспоминание. Мы помним прошлое, которое сохраняется в нашем мозге в виде определённых образов и представлений.
Все вышеперечисленные функции воображения развиты неодинаково. У каждого человека доминирует отдельное свойство, которое часто влияет на его поведение и характер.
Интересные исследования
То, что развитие воображения психология рассматривает параллельно с прогрессом мышления, мы с вами уже убедились. Его тесная связь с деятельностью также доказана, о чем свидетельствует одна история, случившаяся с неким скрипачом. За мелкое преступление его на несколько лет посадили в тюрьму. Инструмента, конечно, ему не дали, поэтому каждую ночь он играл на воображаемой скрипке. Когда музыкант вышел на волю, оказалось, что он не только не забыл ноты и произведения, но теперь владел инструментом намного лучше, чем когда-либо.
Вдохновившись этой историей, врачи из медицинской школы Гарварда решили провести уникальное исследование. Они разделили испытуемых на две группы: одна играла на реальном фортепиано, другая – на вымышленном. В итоге те, кто воображал инструмент только в своих мыслях, показали неплохие результаты. Они не только освоили основные музыкальные произведения, но и продемонстрировали хорошую физическую форму. Оказалось, что их пальцы были натренированы так, как будто они практиковались на настоящем фортепиано.
Как видим, воображение – не только фантазии, грёзы, сны и игра подсознания, это и то, что помогает людям работать и творить в реальной жизни. Психологи утверждают, что им можно управлять и таким образом становиться более образованным и развитым. Но иногда стоит его опасаться. Ведь ложные факты, которые подсовывает нам воображение, могут толкнуть на преступление. Стоит только вспомнить Отелло, чтобы понять, какие неприятности может вызвать наш полёт фантазии.