Иногда можно услышать о человеке: «Он начисто лишен воображения!». В основном так говорят о людях, которые не умеют фантазировать. Но так ли необходимо развитие фантазии и воображения для современного человека? Ученые утверждают, что воображение – такой же важный психический процесс, как мышление, память, внимание. Без него не будет великих открытий и гениальных произведений, необходимых для человечества изобретений. Сама жизнь станет скучной и унылой без фантазии.
Воображение расширяет возможности познания и преобразования окружающего мира
Для чего нужно воображение
Воображение является психическим процессом, необходимым для создания новых образов на основе уже имеющихся представлений. Так ли оно необходимо каждому? Может быть, оставить его художникам, дизайнерам, изобретателям и другим людям, призванным создавать новые образы?
По мнению психологов, без воображения никто из разумных существ не обойдется, так как оно приводит в движение мысли, помогает выходить за пределы настоящего и постигать будущее, пробуждает чувства, способствует построению планов. Оно зародилось в процессе труда на основе мышления и памяти, значит, работает в неразрывной связи с ними. Без воображения оскудеет вся психика человека.
Интересно. Синонимом воображения является фантазия, это действие известно каждому. Фантазия сопровождает детство человека, делает его памятным и нескучным. Все виды детской деятельности связаны с воображением.
Способы развития воображения
Мнемотехника для развития памяти для взрослых и детей — методы и приемы
Активность воображения более всего проявляется у младших детей и подростков, которые познают окружающий мир. Некоторые его аспекты иногда не понять в реалии, поэтому на помощь приходит воображение, например, как представить Вселенную, иные миры, вымерших животных, жизнь древних людей. Психологи утверждают, если у детей дошкольного возраста богатое воображение, то и познаваемый мир будет для них разнообразнее.
Как же взрослые, неужели их воображение более скудное? Многие специалисты уверяют, что каждый взрослый может и должен подумать, как развить воображение, так как работа, учеба, жизненные обстоятельства требуют порой нестандартных решений.
При помощи эффективных способов можно развить творческое воображение
В психологии известны эффективные способы развития воображения:
- Визуализация – самое простое действо, которое заключается в мысленном воспроизведении определенного объекта по деталям. Чтобы овладеть таким приемом, лучше начать с легкого и приятного воспроизведения. Например, на работе представить уютный вечер с чашечкой кофе, сфантазировать каждую деталь, вспомнить аромат, вкус, подключив как можно больше чувств. Таким образом, можно воспроизводить разные события. Если возникают трудности при визуализации реальных событий, можно использовать происшествия из книг.
- Ассоциация – классика, которую можно встретить в любом учебнике по логике. Суть приема состоит в том, чтобы к заданному образу подобрать другие, которые с ним ассоциируются, то есть соединяются. Например, слово «отпуск», нужно подобрать к нему все слова, которые будут обогащать его: поезд, самолет, путевка, чемодан, море, чайки, солнце, пляж, песок, экскурсия. Чем больше образов подбирается, тем лучше развивается воображение. Пиком развития может служить ситуация, когда соединяются не только реальные, но и абстрактные понятия. Например, грустный, веселый, жизнь, красота.
- Творчество – интересный способ для работы воображения. Человеку свойственно творить, создавать красоту в окружающем. В современной жизни такой прием известен как хобби. Можно придумать уникальные вещи: картины, новинки моды, дизайнерские интерьеры, произведения и многое другое, без чего невозможна человеческая жизнь. Если не хватает идей для вдохновения, надо отправиться туда, где их в избытке: картинную галерею, на выставку современного искусства, уникальных предметов. Все зависит от того, чем хочет заняться человек.
- Игра – наиболее простой и увлекательный способ развития фантазии. В настоящее время среди взрослых и детей популярными становятся различные обучающие игры, суть которых состоит в творческом управлении персонажем или действием: «Имаджинариум», «Загадки да Винчи», «Тетрис» и многие другие.
Игры и творческие занятия помогают воображать и фантазировать
У взрослых людей
Не зря говорят, взрослый в душе остается ребенком, поэтому возможно использовать все приемы, которые обычно применяют в отношении детей. Игровая и творческая деятельности могут нести иной смысл, но порадуют взрослых не меньше. Психологические сайты предлагают множество игр на развитие воображения, которые люди могут внести в повседневную жизнь. Причем для игры не нужно выкраивать дополнительное время в плотном рабочем графике. Играть можно по дороге на работу и домой, в автомобильной пробке, на отдыхе, при встрече с друзьями. Наиболее популярны:
- Друдлы (англ. doodle – каракули, riddle – загадка) – абстрактные изображения, в которых нужно увидеть образы каких-либо предметов. Имея хорошую фантазию, в одной картинке можно рассмотреть несколько изображений. В задании нет правильных и неправильных ответов, главное – оригинальное решение.
- «Буриме» (фр. bouts-rimés– «рифмованные концы») – литературная игра, главное правило которой – сочинение шуточных четверостиший на заданную тему. Рифмы лучше брать неожиданные и странные, что поможет напрячь мозги, фантазировать, придумывать юморные продолжения. Для начала пригодятся рифмы из любого стихотворения, например, лучами ручьями, снега луга.
- Хорошо помогает улучшить воображение творческое хобби, например, вязание, шитье кукол, вышивание картин, рисование, плетение из лозы, бисерные картины, пазлы и многое другое. Главное – найти время для любимых занятий, где можно дать волю фантазии.
Человеку необходимо найти время и возможности для работы над улучшением своего воображения
У детей и подростков
Для развития воображения у детей хорошо подойдут творческие игровые задания. Главная цель – фантазировать на основе составления новых образов из предложенных элементов:
- В практике часто используется классическое упражнение «Кляксы», которое заинтересует не только малыша, но и ребенка школьного возраста. Никаких особенных подготовок не требуется. Берется лист бумаги, складывается пополам, в середину сгиба наносится каплей жидкая краска. Нужно прогладить сгиб и опять развернуть. Получившиеся кляксы рассмотреть, пофантазировать, что бы это могло быть? Полезно устроить соревнование на самое нестандартное решение.
- Развитию фантазии способствуют задания на тему «Придумай и дорисуй». В цикл таких упражнений входит прорисовка незавершенных контуров, что полезно для творческого воображения.
- Хорошо развивают фантазию подвижные игры для любого года жизни, начиная от дошкольного возраста. Особенно полезны они в семьях, где есть разновозрастные дети. Например, старший бросает мяч с каким-либо словом, ребенок должен вернуть со словом, обозначающим новый образ этого же предмета. Чем смешнее новый образ, тем больше интереса к упражнению. Например, ручка писалка, книга читалка, ботинки ходилки, сумка тащилка. Выигрывает тот, кто придумал больше всех смешных образов.
Воображаемые процессы
В психологии когнитивных процессов не выработано единого определения воображения. В каждом из предложенных определений авторы выделяют те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными особенностями воображения, отличающими его от других психических процессов. Основным содержанием процесса воображения большинство авторов считают трансформацию представлений, отражающих реальную реальность, и создание на этой основе новых представлений, приводящих образы в новое сочетание.
Особенностью воображения можно считать то, что оно обязательно протекает визуально, хотя полученные изображения не имеют оригинала в реальности, и эти изображения не могут быть получены эмпирическим или логическим путем. Материалом для воображения, как правило, являются изображения объектов, ситуаций, обстоятельств и, по мнению некоторых авторов, также мысли, идеи. Основным действием в процессе воображения является репрезентация, «которая направлена на воспроизведение и мысленное изменение той или иной репрезентации».
Существует и другая точка зрения, согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный ментальный процесс, поскольку, по мнению сторонников этой точки зрения, преобразование образа и открытие нового образа, традиционно выделяемые в качестве основных черт воображения, являются необходимыми сторонами любого процесса сенсорного отражения действительности и функций всех ментальных процессов.
Традиционно, типы воображения считаются пассивными и активными, которые отличаются степенью сознательного и активного отношения человека к реальности. В свою очередь, пассивное воображение делится на умышленное (добровольное) и непроизвольное (непроизвольное, которое обычно проявляется в пограничных состояниях), а активное — творческое, то есть создание новых, оригинальных образов и идей, и воссоздательное, которое основано на создании образов, соответствующих описанию.
Однако некоторые авторы отрицают полезность разделения воображения на воссоздаваемое и творческое, поскольку «любое разделение познания на репродуктивное и продуктивное является ложным, поскольку исключает любую возможность перехода от первого к второму». Особенностью собственно творческого воображения является то, что оно представляет собой «сознательный процесс, происходящий в активной мыслительной деятельности субъекта и подчиненный прямо или косвенно реализуемой задаче — научной, художественной или практической».
В соответствии с временной ориентацией виды воображения можно разделить на ретроспективные (воспоминания о воображении); воображение, непосредственно участвующее в осуществляемой деятельности, и воображение, направленное в будущее.
По характеру возникновения образов воображение можно разделить на конкретные, контроллеры, из которых конкретные изображения и идеи, и абстрактные, выраженные в создании символов, схем.
В зависимости от вида деятельности, в процессе которой функционирует воображение, существуют технические, музыкальные, научные, художественные и другие виды воображения.
Л.М. Веккер характеризует воображение как «непрерывный психический процесс, симметричный памяти, но имеющий противоположное направление» и предлагает классификацию, основанную на свойствах материала, объекта психической деятельности. Такой подход позволяет различать сенсорно-перцептивное воображение (в строгом смысле), которое включает в себя: зрительное,
- слуховое,
- двигательное,
- пространственное и, возможно, другие виды воображения;
- вербально-логическое (концептуальное), которое действует как элемент мысли;
- эмоциональное воображение.
Как специальный тип присваивается оперативному воображению, определяемому как активное функционирование образов воображения как программы деятельности.
Индикаторы продуктивности воображения характеризуются новизной, оригинальностью и осмысленностью обработки эмпирических данных; широтой работы с изображениями, под которой понимается способность выполнять преобразования из различного материала, тип операции (доступный тип трансформации), которая может быть охарактеризована либо изменением положения воображаемого объекта, либо изменением его структуры, либо сочетанием этих преобразований.
Простые упражнения для тренировки фантазии
Развитие мышления у взрослого человека и ребенка — рекомендации
Психологи предлагают много простых, но эффективных упражнений для развития мышления и полета фантазии, которые подойдут людям всех возрастов. Главные их достоинства – простота и доступность. Каждому по силам отыскать в потоке информации то упражнение, которое понравится конкретному человеку. Например:
- Считать в уме каждому, кто имеет школьные знания, доступно и интересно. Не нужно использовать никаких записей, считать только мысленно. Упражнение особенно полезно тем, кто дружит с математикой. Можно фантазировать на тему геометрических фигур, строя из них мысленно всевозможные комбинации.
- Как ни парадоксально, но детские мультики можно смотреть вместе с ребенком и сделать из них тренировку для ума и фантазии. Полезно смотреть их без звука и потом придумать забавный диалог. Чем смешнее, тем лучше для воображения.
- Самый простой способ относится к миру книг. Читать детективные истории или фэнтези становится модным, это пойдет на пользу и воображению, и фантазии.
- «Вздорная копилка», куда можно складывать занимательные вещички: мысли, картинки, частушки, анекдоты – все, что считается вздором. При необходимости всегда можно достать оттуда идею для креативного решения.
- Модным становятся коллективные игры, тогда время достать из копилки старинные забавы. Например, «Пантомиму», в которой игроки должны угадать, какое действие изображается. Развивается творческое воображение на основе памяти, так как нужно вспомнить, какую картину изображают участники.
Простые упражнения помогут полету фантазии
Создание образов
Человек создает образы в воображении несколькими способами:
- Агглютинация. Качества и части отдельных объектов объединяются в единое целое. Примеры: кентавр, сказочная избушка на курьих ножках, гидросамолет, аэросани.
- Акцентирование. Часть объекта делится на отдельные детали. Наглядный пример — карикатуры, в которых художник выделяет определенную черту.
- Гиперболизация. Предполагает уменьшение, увеличение или смещение отдельных частей выбранного объекта. Здесь тоже можно вспомнить сказки, например, о драконах с несколькими головами.
Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.
Развитие воображения для творчества и рисования
Как развить память у ребенка дошкольного и школьного возраста
Обычно, говоря о формировании воображения в области творчества, имеют в виду младших детей. Но многие взрослые тоже не прочь посвятить рисованию свободное время. Психологами доказано, что увлечение рисованием приостанавливает такое серьезное заболевание, как болезнь Альцгеймера, которое уже давно связывают с развитием интеллекта. Чем он ниже, тем больше шансов заболеть и, наоборот, творчески развитые люди избегают мозговые нарушения. Многие это поняли, и в жизнь вошла мода на творческие занятия. Как развить фантазию, чтобы создавать уникальные вещи?
Краткий эффективный курс развития творческого воображения:
- манипуляции с фотографиями – сделать фотографии природы и найти в них знакомые образы;
- следуя формуле Леонардо да Винчи «даже в настенных трещинах видеть образы», можно использовать изображения камней, спилы дерева, тени предметов;
- книги и пособия по рисованию – помогут вдохновиться идеями для творчества, изучить манеру рисования в разных направлениях, выбрать то, что радует душу;
- тематические выставки и художественные галереи – подскажут темы для самостоятельного творчества;
- коллажи, аппликации – относятся к действенному способу развития воображения;
- рисунки с натуры, даже неудачные – по мнению профессионалов, помогут сформировать творческие способности и дадут простор для фантазии.
Рисование и творчество помогают бороться с опасными заболеваниями
Развивать творческое воображение – самая лучшая инвестиция в свое психическое здоровье, иметь богатую фантазию – дар свыше, который не дает превратить жизнь в скучное серое существование.
Пример из жизни
Я люблю читать. Воображение помогает с головой погрузиться в сюжет. Даже, казалось бы, нудные описания местности становятся на порядок интереснее. Я стараюсь увидеть пейзаж глазами автора, услышать звуки, почувствовать ветер или аромат цветов.
То же самое касается и героев. Стараюсь представлять не только их внешность, а следить за тем, как меняется их поведение и мышление в разных ситуациях. Благодаря этому после прочтения книги создается впечатление, что я побывала в этом книжном мире.
Видео
Приспособление для вычесывания кошек и собак Уцененный товар (№66)
665 ₽ Подробнее
Фурминатор для собак FURMINATOR S для мелких короткошерстных пород
1739 ₽ Подробнее
Ниппельные поилки для кроликов