Бессознательное — это все психические процессы, явления, которые не осознаются субъектом и не контролируются сознательной частью психики. Термин “бессознательное” используется специалистами в разных областях науки — в психологии и психоанализе, психиатрии, философии, юриспруденции. Понятия “сознательное” и “бессознательное” — трактуются, как антонимы, а также разные уровни структуры психики человека.
Что это такое в психологии?
Бессознательное представляет собой совокупность различных психических состояний и процессов, которые осуществляются под воздействием неких явлений окружающей действительности и о воздействии которых индивид не отдает себе отчета.
Реальность, отражаемая человеком, совмещается с имеющимися у него переживаниями.
Важной особенностью данного психического процесса является то, что осуществлять контроль над ним невозможно.
Бессознательное человека является предметом изучения таких областей знания, как психология и психоанализ.
Историческая сводка
Первые упоминания об области бессознательного, процессах, которые в ней содержатся, можно найти в работах Платона, а именно в учении о познании-воспоминании. Кардинальные изменения это понятие претерпело после выхода работы по изучению сознания от Р. Декарта. Он считал, что за пределами сознания может быть только физиологическая, но не психическая деятельность головного мозга.
Впервые концепция бессознательного была сформулирована Г. Лейбницем в его работе «Монадология», выпущенной в 1720 году. Он утверждал, что именно оно является низшим проявлением душевной деятельности. По его мнению, эта область располагается на границе осознанных представлений.
Попытку сделать точное материалистическое описание осуществил Д. Гартли. Он объединил область неосознаваемого с работой центральной нервной системы.
Стимул для активного изучения области бессознательного, психических процессов которые в ней содержатся, появился после множество успехов в изучении, развитии психопатологии. Для работы с пациентами применялись специфические методики, с помощью которых ученые воздействовали на область бессознательного. Яркий пример — гипноз.
Соотношение с сознанием
В целом, психические явления подразделяют на две группы:
- сознательные, то есть те, которые человек непосредственно осознает,
- бессознательные, которые человеком не осознаются.
Именно совокупность этих процессов представляют собой психику. Совместно они помогают человеку приспособиться к внешнему миру.
При этом в область влияния сознания входит управление сложнейшими формами поведения, которые требуют контроля и внимания индивида.
Несмотря на это, следует отметить, что большинство поведенческих актов совершаются именно на бессознательном уровне.
Уровни
Бессознательное в личности человека имеет несколько уровней:
- высшее;
- среднее;
- низшее;
- личное;
- коллективное.
Психология до сих пор не дает окончательного ответа, какие еще компоненты может включать структура бессознательного. В разных методологических подходах ее компоненты могут отличаться. Кроме того, надежных, абсолютно достоверных методик для изучения этой части психики человека, тоже не существует.
Та дифференциация уровней бессознательной сферы, которым пользуются современные психологи, отражает качественные характеристики.
Структура
В структуру данного психического явления входят:
- Неосознаваемые действия. Сюда относят жесты, мимику, вегетативные реакции (дрожь в руках, покраснение или побледнение лица и т.д.)
- Неосознаваемые установки. Они представляют собой готовность к определенным реакциям или действиям.
- Неосознаваемые автоматизмы. Под ними понимают такие действия, которые совершаются без непосредственного участия.
Сюда относят дыхание, ходьбу, плавание и т.д. - Надсознательные процессы. Это некие внезапные озарения, к которым относят вдохновение, интуицию, мудрость и т.д.
Первые признаки
Выделяют такие признаки предшествующие синкопе:
- беспричинная тревога, слабость, непрекращающаяся зевота, тяжелое дыхание;
- побледнение кожи, образование испарины;
- головные боли, привносящие давящее или сжимающее ощущение, шумит в ушах (может присутствовать звон в ушах), кружится голова, проблемы со слухом, состояние удушья;
- выброс адреналина, сопровождающийся жаром на окончании пальцев;
- потемнение перед глазами;
- судороги тонического характера;
- резкое повышение или понижение давления, учащается пульс;
- тошнота, рвотные позывы, кислый привкус в ротовой полости.
Обморок характеризуется наличием таких проявлений:
- мышцы расслаблены, а тело неподвижно;
- замедляется дыхание;
- понижается кровяное давление;
- при глубоком обмороке не исключается возникновение судорог и недержание;
- расширяются зрачки, при наличии серьёзных патологий, отсутствует реакция на свет.
Виды
Классификация выглядит следующим образом:
- Врожденное. Как видно из названия, мы имеем его изначально, с самого рождения. Подразделяется на индивидуальное (влечение, инстинкты) и коллективное. Ниже мы рассмотрим архетипы коллективного бессознательного, кто их открыл и в чем их суть.
- Социальное. Сюда входят установки, ценности и убеждения, которые появляются и формируются у нас в ходе воспитания, под воздействием окружающих , в первую очередь семьи.
- Вытесненное. Оно формируется под воздействием нашей цензуры, когда неприемлемые для человека чувства и желания переводятся из сознания в эту область.
- Предсознательное. Сюда относят чувства, мысли, которые раньше были сознательными, а теперь потеряли свою актуальность и перенеслись в эту сферу.
Как самостоятельно развить эмоциональный интеллек? Читайте об этом здесь.
Психологические теории и школы
Понятие бессознательного в психологии занимало центральное место в большинстве школ, находя как сторонников (бессознательное есть и надо считаться с этим фактом), так и противников (никакого бессознательного не существует). Эту последовательность взглядов можно отразить в виде таблицы с кратким обзором трактовки бессознательного основными психологическими школами.
Школа | Ключевое понятие | Функция ключевого понятия | Терапевтическое воздействие | |
Бессознательное | Другое | |||
Фрейда | Центральная роль | — | Бессознательное является источником энергии, совокупностью подавленных побуждений и генератором симптоматических реакций. | Необходимо внести в сознание подсознательные процессы, чтобы изменить Ид (Оно) и акцентировать внимание на Эго (Я). |
Юнга | Центральная роль | — | Бессознательное является направляющей основой психики, вместилищем личных воспоминаний и образных структур «архетипов». | Необходимо провести процесс индивидуации, который включает развитие динамической связи между Эго и самостью. Это процесс духовного роста личности за счет «проявления» глубинных черт подсознательного в результате их ассимиляции сознанием. Процессом индивидуации, по Юнгу, движет скрытая тенденция, исходящая из духовного центра индивидуации человека. |
Бихевиоризма | Отрицание | Поведение | Поведение является основой личного опыта и источником предвидения и управления деятельностью. | Необходимо сформировать новые условные рефлексы с целью более адекватного или желаемого поведения. |
Гуманистическая | Нейтральная роль | Самореализация | Самореализация является побудительным принципом деятельности и средством достижения личностной целостности. | Необходимо сформировать потенциал личности и обеспечить ей условия развития, усилить врожденные способности |
Когнитивная | Нейтральная роль | Познание | Познание является главным проводником системы воззрений человека, которая определяет его опыт | Необходимо изменить деструктивные установки и взгляды человека, исследовать его воззрения. |
Эриксона | Центральная роль | — | Бессознательное является хранилищем опыта человека, источником его возможностей и устранения симптомов. | Необходимо активизировать бессознательную энергию человека для решения внутренней проблемы. |
Бессознательные действия человека: примеры
К таким неосознанным действиям, как мы уже говорили, относятся такие процессы, которые протекают неосознанно.
Например, для того, чтобы дышать, не нужно контролировать этот процесс или проговаривать про себя «,вдох-выдох»,. Человек просто делает это и даже не замечает. То же самое, например, с ходьбой.
Как пример можно еще привести некоторые навыки, которые мы приобретаем. К примеру, вождение автомобиля или плавание. Сперва человек учится, разбирается в этих процессах.
Затем, в результате многочасовой практики, он уже не задумывается, какие движения нужно сделать, чтобы поплыть или припарковаться.
Эрос
Эрос – это сексуальный инстинкт, это проявление либидо. Человек, будучи не в стаде, не может полноценно осуществить все свои половые стремления. Ему невольно приходится подавлять их, ограничивая себя. В благоприятной ситуации сексуальная энергия будет направлена на созидание, на творчество, в науку или политическую деятельность.
Другими словами, в любое русло, которое требует мощного вложения сил и проявления себя. Это вытеснение полового инстинкта в другую сферу Зигмунд Фрейд называл термином «сублимация».
Методы исследования
Методы анализа или исследования были разработаны З. Фрейдом и его сторонниками, это:
- метод свободных ассоциаций,
- метод анализа сновидений.
Первый метод основан на том, что психоаналитик расшифровывает непрерывный поток слов, воспроизводимый пациентом. Он ищет в них закономерность и на ее основе делает заключение о возможных причинах психического состояния человека.
Как пример данного метода можно назвать ассоциативный эксперимент. Психоаналитик называет слово, а пациент должен в ответ сказать первое, что пришло ему в голову.
Рано или поздно у пациента начнут проявляться слова, которые как раз и связаны с его скрытыми переживаниями.
Анализ сновидений осуществляется также на выявлении переживаний у человека. Он основан на теории, что сне контроль сознания осуществляется гораздо слабее, в связи с чем в сновидениях могут всплыть настоящие тревоги и желания индивида.
Фундамент концепции
Между сознательной и бессознательной частями человека возникают конфликты, выливающиеся в неврозы, психические расстройства, мешающие нормальной человеческой жизни. Это стало основной идеей концепции бессознательного по Фрейду. Болезненные и стыдные переживания вытесняются в Супер-Эго и проявляются в виде неприятных симптомов где-то на грани между соматическими и психическими проявлениями.
Соответственно, для того, чтобы уравновесить эти конфликты, нужно наладить баланс между Эго и Супер-Эго, чем и занимаются психоаналитики. В ходе долгого рассказа пациента о своих мыслях и чувствах он с помощью специалиста постепенно приходит к истинной причине своего невротического поведения. «По дедушке Фрейду», такой причиной, конечно, являются подавленные сексуальные стремления. По версиям современных психоаналитиков, причин может быть большое количество, и для каждого человека они индивидуальны.
Работа: техники
Существуют различные техники работы с бессознательным, которые помогут разобраться в своих скрытых чувствах и влечениях.
Рассмотрим некоторые из них.
- Ловец снов. Данная техника основана на методе анализа сновидений. Ее отличие в том, что нужно записать сон сразу после пробуждения, причем стараться сделать это максимально детально. Для этого можно использовать блокнот, диктофон или телефон. Даже если вы проснулись посреди ночи, необходимо зафиксировать то, что вам привиделось. На следующий день следует прочитать/прослушать записанное и попытаться понять, что это может означать. Как правило, сообщение подсознания преподносится во сне прямым способом, поэтому трудностей с расшифровкой не возникает. Обратите внимание, что ключевым моментом сна могут быть как ваши чувства и желания, так и тревоги, страхи, переживания.
- Письмо к себе. Очень простая в выполнении техника. Необходимо сесть и написать себе письмо. В нем следует задать вопросы, которые вас волнуют, обращаясь к самому себе. Поинтересоваться, что вы чувствуете, что вас беспокоит. Потом сразу же приступайте к ответному письму.
И вот тут очень важно не контролировать себя, просто записывать все мысли, которые возникают. Именно ответное письмо и станет проявлением вашего бессознательного. - Наведение транса. Займите удобную позу и начните сканировать различные части тела. Что чувствует правая рука, крестец, шея, затылок, левая пятка и т.д. Постепенно вы погрузитесь в состояние транса. Можно также навести транс с помощью многократного повторения мысленно одной и той же фразы, как некой мантры. Можно включить музыку с одинаковым ритмом. Как только вы достигнете такого состояния, бессознательное само начнет давать вам подсказки. Вы услышите его голос и раскроете свои скрытые чувства.
Проблематика
Ученые точно знают, что бессознательное существует и оказывает влияние на жизнь человека. Процессы, протекающие в неосознаваемой части психики, заставляют испытывать напряжение. Снизить его интенсивность удастся только, если перевести информацию из слоя бессознательного в сознательный. Этому могут препятствовать защитные механизмы — сопротивление, вытеснение. Специалистам в работе с клиентами не всегда удается быстро преодолеть их.
Проблему удается разрешить через использование методик, которые позволяют максимально снизить контроль со стороны сознания — гипноза, проективных техник.
Ирина Шербул
Критика научного сообщества
Многие именитые ученные XX века выказывали свое сомнение в отношении идей Фрейда. Выделим основные из них:
Ученый | Критика |
Фриц Перлз | Создатель гештальт-терапии, в авторских работах как будто бы ведет постоянный критический диалог с Фрейдом, оспаривая всевозможные стороны психоанализа [1]. |
Эрих Фромм | Обвинял его в излишней «буржуазности» и адаптации классического психоанализа под потребности времени [2]. |
Альберт Эллис | Поддавшись более сильному влиянию работ Карен Хорни и Эриха Фромма, покидает ряды ярых сторонников теории психоанализа и опровергает многие его фундаментальные основы [3]. |
Карл Краус | Литературный критик упрекал Ф. в создании чуть ли не новой светской религии, где главная фигура преклонения — сам психоаналитик. |
Карл Поппер | Известный созданием критерия фальсифицируемости ученый. Во время изучения работ Ф., усомнился в научности психоанализа, назвал теорию незаслуживающей доверия [4]. |
Альфред Адлер | Один из соучастников и потенциальных продолжателей «кружка» Фрейда, неоднократно подвергал разгромной критике идеи Фрейда, что причиной их размолвки . |
Карл Юнг | Уход самого Карла Юнга из круга соратников Ф. оказался ударом в спину. Раскол произошел из-за увлечения Юнгом оккультными практиками и неприятия идеи Ф. о верховенстве сексуальной составляющей в психике человека [5]. |
Ганс Юрген Айзенк | Один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности, автор популярного теста интеллекта, так писал в своей книге: «Вместо экспериментально проверенных выводов из чётко сформулированных гипотез мы обнаруживаем всего лишь анекдотичные свидетельства, собранные довольно случайным образом из индивидуальных историй болезни.» [13]. |
Причина такому, скорее всего не только эпатажные идеи психолога, повергшие в шок научное сообщество, но и глубокий анализ труда «первооткрывателя». Тем более, что настолько откровенно о таких интимных сторонах жизни человека раньше никто не смел заговорить.
Секс и есть самоцель всего сущего! З. Фрейд
Неосознаваемые автоматизмы
Процессы, входящие в подкласс неосознаваемых автоматизмов, имеют двоякую природу:
— никогда до этого не осознаваемые (принципиально не осознаваемые),
— когда-то осознаваемые, но в данный момент происходящие автоматом (навыки).
Примеры принципиально не осознаваемых: сосательные движения ребёнка, мигание, конвергенция глаз, схватывание предметов, ходьба и многое другое. Примеры навыков: игра на музыкальных инструментах, письмо, владение иностранным языком и бесконечное количество иных навыков.
Стоит отметить, что психологи в структуре сознания выделяют:
— фокус сознания (самое важное в текущий момент времени),
— периферия сознания (осуществляется слабый контроль сознанием),
— граница сознания (процессы находящиеся здесь могут как выходить из поля сознания человека, так и входить в него),
— бессознательное.
Развитые навыки обычно «балансируют» на границе сознания. Если человек начинает совершать много ошибок (при усталости, например, или при усложнении деятельности), то навык опять попадает в поле сознания, на его периферию или даже в фокус. Навык контролируется, совершенствуется, а потом возвращается опять на границу сознания. Этим и отличаются навыки от принципиально не осознаваемых процессов, тем что они «блуждают».
Разные примеры автоматизмов:
— бегло читая какой-либо текст, мы не задумываемся над начертанием и значением отдельных букв, но «сразу» воспринимаем смысл прочитанного,
— радист, работающий с азбукой Морзе, воспринимая звучание коротких и длинных сигналов, совершенно свободно переводит их в логическое сочетание букв и слов,
— заходя в тёмную комнату, рука «сама» тянется к выключателю.
Современный взгляд
Современная когнитивная наука продвинулась далеко вперед. Главным предметом ее исследования является сознание, но без исследования бессознательного изучение сознания не представляется возможным. Следует отметить, что данная проблематика имеет междисциплинарное значение, и изучается в ракурсе нейрофизиологии, исследований искусственного интеллекта, лингвистики, антропологии, психологии. Исследование бессознательного дало возможность описать механизм и происхождение таких процессов, как:
- Восприятие
- Память
- Творчество
Русские ученные изучающие проблематику бессознательного: Н.Т. Абрамова, Н.С. Автономова, Д.И. Дубровский, В.А. Лекторский. Творчество в контексте бессознательного изучали И.А. Бесковая, И.А. Герасимова. В зарубежных исследованиях проблематика бессознательного представлена философскими работами Д. Деннета, Д. Фодора, Д. Серля. И мы без сомнения обязаны многим в современной науке и искусстве этому открытию. Открытию, послужившему заделом, для нового понимания мышления и существования человека.
Ошибки обыденной жизни
Примеры — оговорки, описки, забывание намерений, необъяснимая потеря вещей. Все эти проявления Б. — материал для анализа причин симптомов.
Причины. Типично это нерешенные проблемы или вытесненные желания.
Редко оговорки никак иначе, как «проговорками» не назовешь. Это оговорки в чистом виде: хотел сказать «открыть», сказал — «закрыть». В большинстве своем оговорки — это нарушенная речь. Одна составляющая оговорки — то, что хотел произнести сознательно, а другая — то, что сказалось бессознательно. Пример: сказалось — «Сдабе сечу?», хотелось сказать — «Сдачу себе?».
А вот пример из собственной жизни Фрейда: на его письменном столе валялся изысканный и недешевый карандаш. Искать потерянные вещи (по Ф.) нужно следующим образом » Кто подарил карандаш? Что недавно случалось с дарителем?
Так, Фрейд припомнил, что на днях поссорился с женой. И, не успело это вспомниться, как карандаш уже лежал на прежнем месте, перед носом у ученного».
Теперь у вас есть четкое представление о проблеме бессознательного в психоанализе. Пришло время капнуть глубже.
Неосознаваемые содержания психики
В категорию неосознаваемого попа дают разнообразные психические процессы, имеющие неодинаковые названия в рамках различных теоре тических представлений. Прежде всего это психические процессы, связанные с автоматизированным поведением, контролируемым под корковыми структурами мозга. Сюда относятся многочисленные сигналы, поступающие от внутрен них органов, суставов, мышечных веретен, поверхности кожи, рецеп торов всего тела, незначительная сила раздражения которых не по зволяет им стать приоритетными и осознаваться. П.В. Симонов дает puc.ll.l.
м. Франк. Жилище (Science. 1998. этой группе психических явлений May/June). название
досознательное.
251
Больные, теряющие сознание во время оперативного вмешательства, часто сообщают впоследствии, что в тот момент слышали разговоры врачей о своем состоянии, ощущали давление иглы, которой вводились препараты, но не могли двигаться и общаться с окружающими. Их память была способна сохранить информацию об этих событиях.
К неосознаваемому относятся и те явления, которые некогда были осознанными и могут быть осознанными вновь при определенных условиях, но в настоящий момент не включены в сферу сознания. Действительно, каждый человек в разные моменты жизни осознает самую разнообразную информацию. Перестав быть приоритетной, она не исчезает насовсем, а сохраняется и ждет своего часа. Более того, она может участвовать в регулировании поведения человека, не входя в сферу осознания. Эти неосознаваемые содержания называются предсознанием
в рамках психоаналитической концепции и
подсознанием
по классификации П.В. Симонова.
И наконец, к неосознаваемому относится бессознательное —
центральное понятие психоаналитической теории. По определению, бессознательное — та часть психики, содержания которой не могут стать достоянием сознания без применения специальных (психоаналитических) техник. Оно включает инстинктивные желания, эмоции и вытесненные мысли (рис. 11.2).
Структура бессознательное отсутствует в концепции П.В. Симонова, но в ней есть другая структура — сверхсознание, или интуиция. Она, в отличие от подсознания, лишенного творческого начала, является источником новых гипотез и открытий.
Деление психики на сознание и неосознаваемые процессы ставит вопрос о том, каким образом информация переводится в разряд осознаваемой или неосознаваемой. Если для автоматизированного поведения и предсоз-нания причиной пребывания вне сознания может быть отсутствие приоритетности или слабости импульсации (Libet, 1991) (этот механизм будет рассматриваться в главе 12), то в случае бессознательного, с точки зрения психоанализа, у сознания существуют особые причины не допускать его содержания к осознанию.
Неосознанность – это поправимо
Для каждого, кто узнал себя в описании неосознанного человека, есть хорошая новость: это поправимо!
Мы все проходим через этап неосознанности в детстве. Ребенок не мыслит критериями долгосрочных целей, он не способен понять истинные причины и значения своих действий.
Пока в маленьком человечке еще не развилось сознание, его выживание обеспечивают родители.
Взрослый человек не может позволить себе оставаться в бессознанке. Тем не менее, каждый из нас в той или иной мере подвержен неосознанным состояниям. Их просто нужно прорабатывать, не укоряя себя за неправильные действия или мысли.
Развитие осознанности – тяжелый труд. Но он всегда окупается достижением более высоких жизненных вкусов.