Изображая травму. История психодрамы: как ролевая игра стала одним из ключевых методов современной психотерапии

Психодрама – это метод психотерапии, при котором люди проживают свою боль через театральную игру. Эта техника помогает проработать травмы, разрешить конфликты, наладить отношения в семье, коллективе, другой группе. Кроме этого, психодрама помогает поставить точку в отношениях с тем человеком, который умер или с которым невозможно связаться.

Методика подходит для проработки травм прошлого, решения психопатологических проблем в настоящем и визуализации счастливого будущего. Давайте разберем подробнее, что такое психодрама в психологии, рассмотрим ее основные понятия.

Определение понятия метода

Автор методики психодрамы – американский психиатр и социальный психолог Я.Л. Морено. Метод психодрамы был основан в 20-х годах XX века. Если говорить об открытии кратко, то Морено вдохновился сюжетно-ролевыми играми детей, искренностью и открытостью участников. Название техники образовано от двух греческих слов: psyche, что переводится как «душа», и drama, что в переводе означает «действие».

Психодрама – это метод групповой психологической терапии, основанный на сюжетно-ролевой игре. Один человек – главный герой. Все остальные участники – исполнители, которые помогают главному действующему лицу решить проблему. Роли строго распределены ведущим (психолог). Главный герой играет самого себя, остальные люди копируют вербальные и невербальные особенности тех персонажей, которые им достались.

В психологии до сих пор нет единого определения понятия «психодрама». Однако все психологи сходятся во мнении, что эта методика позволяет человеку раскрыть творческий потенциал, лучше познакомиться со своим внутренним миром, развить и улучшить навыки взаимодействия с социумом, изменить свои убеждения, установки и отношение к происходящим событиям. Это является задачами психодрамы. Психодраматическое, эмоциональное прочувствование – вот что лежит в основе исцеления через психодраму.

Основатель психодрамы, Я.Л. Морено называл эту технику искусством. Психолог давал такое определение этому методу: «Психодрама – это метод, в котором истина души познается в действии». Главное в этой технике – игра, импровизация, действия. Для полноценного осознания своей проблемы нужно всесторонне прочувствовать ее, прожить. Проигрывание позволяет взглянуть на проблему с разных сторон, вспомнить и увидеть что-то важное, упущенное до этого момента. Психодрама помогает человеку заглянуть в себя и изменить свое мышление, поведение.

В психодраме участвуют 5 основных элементов:

  1. Протагонист. Это главный участник сессии. Он старается понять себя, остальные участники помогают ему в этом. Он играет самого себя. Цель – максимальное раскрытие истинного Я. Крайне важно, чтобы человек отбросил все запреты и маски, стал тем, кто он есть. То есть выходит, что ему, наоборот, нужно прекратить играть, расслабиться и дать волю чувствам, мыслям, эмоциям. Во время психодрамы можно делать все, что хочется.
  2. Директор (психолог, ведущий, терапевт). Он помогает воссоздать ситуацию и распределить роли, направляет, поддерживает, контролирует. Он не указывает, что и кому делать, всем заведует протагонист, но психолог помогает интерпретировать все происходящее. Кроме этого, психолог следит за сохранением безопасности и здоровья всех участников процесса, поддержанием коммуникативного и эмоционального взаимодействия.
  3. Другие Я. Следуют инструкциям ведущего и протагониста, помогают главному герою проиграть проблему. Другие изображают значимых персонажей из жизни протагониста.
  4. Зрители. Активные наблюдатели, слушатели. Они выражают свое отношение к происходящему, поддерживают или критикуют. В это время и сами зрители заряжаются эмоциями, а протагонист активнее раскрывается. В любой момент кто-то из зрителей может стать участником разыгравшейся драмы.
  5. Сцена. Само помещение, площадка, где разыгрывается действие. У Морено это была специальная, сложная, многоуровневая конструкция. Сейчас этому не уделяют особого внимания.

Лечение психодрамой уместно при психологических травмах. Но кроме этого психодрама подходит для работы со снами, фантазиями и для подготовки к предстоящим стрессовым событиям. Например, можно обыграть предстоящее выступление с отчетом на работе, воспроизвести удачное развитие и завершение ситуации. Это поможет унять стресс перед предстоящим реальным выступлением.

Интересно! Психодрама – это метод групповой и индивидуальной психотерапии. В последнем случае других людей можно заменить любыми предметами.

Суть метода

Основатель метода – американский психиатр, психолог, социолог Якоб Леви Морено. Сам ученый воспринимал психодраму не только как метод психотерапии и творчества, но и как отдельную форму искусства, философию жизни.

Теория психодрамы – одна из самых неопределенных в психологии. Основатель не оставил четких инструкций, описаний, тезисов, положений, правил. Не существует даже общего определения для термина «психодрама». Попытки изучить метод, структурировать теорию продолжаются до сих пор.

Психодрама – разыгрывание ролей, игры с элементами импровизации, близкие к театральным постановкам. Основа метода – детские игры. Психодрама заставляет взрослых людей вернуться в детство, дать волю фантазии, отдаться игре. В игре нет запретов. Там можно кричать, вести себя развязно или наоборот быть слабым – ведь это маска, роль.

Метод психодрамы используют для восстановления семейных, трудовых, любовных, дружеских отношений. Психодрама – универсальный способ стабилизации, гармонизации состояния группы и ее отдельных участников.

Основные принципы

Спонтанность и креативность – главные принципы психодрамы как метода психотерапии. Только при таких условиях человек может полноценно раскрыться и исцелиться. А главные компоненты психодрамы по Морено – это теория ролей, теория спонтанности и социометрия.

Теория спонтанности

Под этим подразумевается полет творческой энергии. Она или подавляется человеком, или находит выражение в быстрой адаптации к новым условиям и новым реакциям в ответ на старые раздражители. Творчество – это поиск и создание чего-то нового, самовыражение. В широком смысле вся наша жизнь – творческий процесс.

Социометрия

Специальная техника, которая позволяет выявить симпатии и антипатии в группе, характер взаимоотношений между всеми участниками, микрогруппы внутри группы, явных и скрытых лидеров, изгоев, звезд и нейтралов. Результат социометрии – подробный психологический портрет группы (социограмма). Социометрия нужна при психодраме для того, чтобы ведущий грамотно распределили людей по группам.

Теория ролей

В условиях психодрамы роль – это привычные паттерны поведения участника. Это его вербальные и невербальные реакции в реальной жизни, его опыт, убеждения, мировоззрение. Мы постоянно меняем роли в зависимости от ситуаций и условий, в которых оказываемся.

Типы ролей:

  • телесные (соматические), например, роль едока;
  • психические, например, роль ревнивца, или весельчака;
  • социальные, например, роль дочери, матери, жены;
  • интегративные (не материальные), например, роль верующего или влюбленного человека.

Роли осваиваются параллельно развитию человека и именно в том порядке, в котором мы их описали. Отдельные роли повторяются так часто, что становятся каркасом личности.

Техники психодрамы

Сегодня существует целый институт психодрамы, целью которого является помощь в развитии и применении различных техник и инструментов психодрамы в разных сферах деятельности, например, в психотерапии или образовании. Поэтому психодраматическая практика отличается значительной технической оснащенностью. Большинство техник были разработаны и использованы на практике в одной определенной ситуации. Однако есть и универсальные техники, которые не имеют зависимости от содержания проблемной ситуации.

Как правило, в начале работы используется техника представления себя. Она позволяет субъекту в коротких по времени сценах представить себя или изобразить значимых личностей. Данная техника может выполняться в монологическом виде или в форме интервью. Представление в ней направлено на предоставление информации об истинном поведении субъекта, а не о его фантазиях в отношении себя. При этом субъект сам решает, какую информацию предоставлять, что способствует ощущению безопасности. Вхождение в психодраматический акт посредством данной техники приумножает эффект разогрева, предоставляет возможность сосредоточения на проблеме.

Техника проигрывания роли предполагает признание и нахождение в роли. Преимущественно, ее выполняет вспомогательное «Я» при этом, способствуя протагонисту в постановке сюжета из собственной жизни.

Техника двойника предполагает вспомогательному «Я» сыграть роль протагониста. При этом «двойнику» рекомендуется располагаться позади и немного в стороне от протагониста. Вначале процесса ему надлежит постараться стать своеобразной тенью протагониста и при помощи движений, манеры изъясняться вживается в состояние протагониста. При этом вспомогательное «Я» приобретает обратную связь от протагониста, руководствуется ею и соответственным образом корректирует собственное поведение. После этого «двойник» старается углубить собственное понимание и выразить содержательный аспект, который не демонстрируется протагонистом. Прототип, в свой черед, может либо принять предложенную вариацию, либо проигнорировать ее. Также он может не согласиться и выразить несогласие в спокойной манере или бурными эмоциональными реакциями. В завершении данной техники оставшиеся участники подключаются для обсуждения действий «двойника».

Во многих современных странах институт психодрамы предоставляет возможность изучения и применения всевозможных техник для дальнейшего использование в практике.

Направления психодрамы

Современные направления психодрамы:

  1. Гипнодрама. Игра сочетается с погружением участников в гипнотический транс. При таких условиях подсознание включается в работу максимально, участники расслабляются и восстанавливаются, отдыхают психически и соматически.
  2. Биодрама. Люди изображают животных, на которых они похожи. Такая техника чаще применяется в работе с детьми, так как им проще говорит о себе через других персонажей, например, через животных.
  3. Социодрама. Внутри стабильной группы человек разыгрывает тот конфликт, участником которого он стал в другой группе.
  4. Куклодрама. Вместо людей используются куклы. Это направление чаще используют в работе с детьми.
  5. Импровизация. Нет сценария, все участники действуют свободно.

Интересно! Морено не оставил прямых инструкций и теоретических основ психодрамы. Психологам пришлось по крупинкам воссоздавать теорию по тем материалам, что сохранились. Поэтому встречается множество разновидностей этой техники, но принципы и структура сохранились.

Психодрама Морено

Развитие групповых способов психотерапии в качестве отдельно взятого терапевтического направления, тесно связано с именем Я. Морено. Психодраматическая практика последние несколько десятилетий результативно применяется почти во всех европейских странах и США.

К стержневым понятиям психодраматической практики следует отнести: роли и различные ролевые игры, теле, спонтанность, инсайт и катарсис.

Необходимо постигнуть принципиальную разницу психодра­матической практики в качестве метода терапии от театральной формы разыгрывания ролевых образов. Если в театре абсолютно все роли распределены и расписаны ав­тором, то в психод­раматические практики не подразумевают под собой никакого предопределенного сценария.

В психодраме все участники сами воссоздают сценарий в процессе развития сюжета и не подозревают, к чему это может привести. Роли, участвующие в сценарии, выбирают и разделяют между собой сами. Терапевт всего лишь разъясняет главные правила и в их пре­делах поощряет всякую импровизацию и самопроизвольность.

Понятие «теле» сродни трансферу (переносу) З. Фрейда. Под анализом трансфера Фрейд подразумевал один из технических инструментов практики психоана­лиза, через который он старался описать лич­ность пациента и выявить причины, провоцирующие возникновение невроза. А корнтрперенос означает процесс сопережива­ния (эмпатии) психотерапевтом чувств и эмоциональных состояний клиента.

Морено же в собственном методе объединяет под одним понятием «теле» перенос и контрпере­нос, которые характеризуют взаимно направленный процесс эмпатии – психотерапевт–пациент и между всеми участвующими в психодраме. Наряду с этим в психодраме перенос и контрперенос применяется не столько для возможности охарактеризовать личность субъекта, сколько с целью терапевтического воздействия для его са­мораскрытия и победы над определенными комплексами и неврозами, для усиления группового процесса.

Под спонтанностью он подразумевал естественность (ненамеренность) реагирования и восприятия. Множество клиентов чересчур зажаты в собственных психологических защитных механизмах и стандартов поведения. Обретение такой спонтанности и естественности помогает индивидам эффективно освободиться от собственных комплексов и как следствие, от неврозов. Для того чтобы индивиды могли обрести спонтанность психотерапевт должен лишь подталкивать их действовать «здесь и теперь» при этом, не навязывая собственного сценария сюжетно-ролевой игры.

Катарсис в древнегреческой трагедии обо­значал так называемое очищение, озарение посредством страдания. В психоанализе Фрейд использовал понятие катарсис в смыс­ле раскрытия при­чин неврозов посредством интенсивных эмоциональных волнений и вытекающего из этого облегчения, то есть исцеления. В психодраматическом сценарии катарсис должны пережить не только протагонист и все участники конкретной сюжетной линии, но и все прочие индивиды, которые не участвуют в конкретной ситуации, но являются зрителями. У Я. Морено процесс катарсиса является ключевой задачей участников психодраматического процесса и сопереживающих зрителей. Он оказывает на них воздействие психотерапевтиче­ской направленности.

Понятие инсайт в переводе с английского языка имеет значение «неожиданное озарение» и означает оно неожиданное понимание субъектом собственных проблем или модификация взгляда на собственную персону, расши­ряющее возможности разрешения проблем. Инсайт обычно происходит вследствие катарсиса. Атмосфера и динамичность действий психодрамы долж­ны привести субъектов к катар­сису, а посредством него и к инсайту.

Сеанс психодрамы состоит из объяснения группе смысла и стержневых задач психодраматической практики, описание этапов реализации. Практическое воплощение психодрамы содержит в себе несколько этапов и три стадии организации са­мой психодрамы.

Сегодня особой популярности набирает детская психодрама для лечения их невротического поведения. Игра в психодраме является не только символическим обыгрыванием конфликтов, но и активной переработкой опыта. В психодраме ведется настоящая работа по одолению и разрешению конфликтных ситуаций. В игровом процессе малыши ощущают и переживают себя в качестве творческого инженера-конструктора, создателя, со-творца собственной жизни. Психодрама предоставляет возможность детям как бы «заново родиться» для более удовлетворяющей их жизни. Детская психодрама ориентирована на сотворение творческой и естественной личности, поэтому она не ограничивается ликвидацией расстройств, она видит собственную ключевую задачу в способствовании развитию экспрессивной, креативной личности. Детская психодрама служит для стимуляции и поддержки в крохе спонтанности, естественности и творческой активности.

Виды

Морено выделил следующие виды психодрамы (формы психодрамы):

  1. Психодрама, во главе которой стоит протагонист. Проигрывается боль одного из участников.
  2. Психодрама, которая сконцентрирована на группе. Разбирается проблема, касающаяся группы людей.
  3. Психодрама, сконцентрированная на теме. Обсуждается проблема, актуальная для всех присутствующих. Речь может идти как о внутренних конфликтах, так и о событиях внешнего мира, в том числе о новостях мирового масштаба.

Что касается сфер применения, то этот метод универсален. Особых названий, классификаций для этого нет. Психодрама подходит для работы с детьми, взрослыми, родителями, парами, коллективами, компаниями, государствами, странами и т.д. Психодрама подходит для консультирования и лечения во всех категориях проблем.

Основные виды и методы психотерапии

Арт-терапия

Уникальная методика, основанная на лечении посредством разговорной терапии и творчества, суть которой заключается в гипотезе, что творчество – это внешнее выражение внутренних эмоций, грамотно считывать которые – и есть основная задача арт-терапевта.

Кому поможет:

  • метод не имеет противопоказаний и используется в работе как со взрослыми, так и с детьми;
  • индивидуальным пациентам, парам, семьям, группам, сообществам;
  • детям и взрослым с нарушениями речи;
  • клиентам, которые испытывают трудности с самовыражением;
  • людям, пережившим травму;
  • подверженным детским страхам и соматическим расстройствам;
  • пациентам, испытывающим проблемы в общении;
  • испытывающим трудности в учебе и образовании.

Методы:

Театральные постановки, музыка, рисование, лепка, создание скульптур, любое другое искусство.

Клиент-центрированная психотерапия

Один из самых популярных методов у современных психотерапевтов, в основе которого бытует утверждение о том, что пациент способен самостоятельно стать лучшей версией себя, выявить причины своих проблем и найти решение по их устранению.

Кому поможет:

  • людям, которые испытывают недостаток понимания, сочувствия, тепла;
  • стремящимся исследовать свои мысли;
  • подверженным неврозам, тревогам и депрессиям;
  • желающим разрешить социальные и семейные конфликты;
  • в решении проблем развития ребенка.

Методы:

Терапевт путем доверительного диалога только сопровождает и направляет клиента, предлагает, на что обратить внимание.

Когнитивно-поведенческая терапия

Основывается на теории, что поведение человека является своеобразной реакцией с учетом прошлого опыта. Главная задача психотерапевта – помочь клиенту в изменении своих поведенческих ответов на возникающие стрессовые события.

Кому поможет:

  • страдающим обсессивными и компульсивными расстройствами;
  • подверженным страхам, фобиям и зависимостям;
  • желающим справиться с вредными привычками;
  • находящимся в состоянии хронического стресса;
  • испытывающим тревоги и беспокойство.

Методы:

Терапевт и пациент вместе исследуют, при каких ситуациях автоматически возникают негативные мысли. При помощи методов смягчения жестких убеждений и специальных упражнений закрепляются новые навыки, и постепенно пациент учится жить с более гибкими взглядами.

Телесная терапия

Это комплекс методов, который помогает максимально деликатно справиться с психологическим сопротивлением клиента для быстрого доступа к его бессознательному. В итоге психотерапевт получает возможность проанализировать взаимосвязь между разумом и телом человека и достичь конечной цели – изменения психоэмоционального самочувствия в положительную сторону.

Кому поможет:

  • страдающим психосоматическими заболеваниями;
  • при депрессивных, стрессовых и тревожных состояниях;
  • для повышения уровня здоровья в целом;
  • людям, имеющим пагубные привычки;
  • подверженным паническим атакам.

Психоанализ

Родоначальник этого популярного учения – Зигмунд Фрейд – положил в основу психоанализа задачу распознать бессознательные процессы пациента (посредством анализа слов, мыслей, снов и фантазий), обнаружить истинные внутренние проблемы и выстроить новые отношения с внешним миром.

Кому поможет:

  • желающим ответить на свои внутренние вопросы и выстроить позитивные отношения с окружающими;
  • при различных невротических состояниях;
  • людям с заниженной самооценкой.

Методы:

Сеанс проходит так: пациент ложится на кушетку, старается максимально расслабиться и рассказывает вслух все, что приходит ему в голову. Основной метод психоанализа – свободные, гибкие ассоциации, дающие терапевту доступ к подсознанию пациента.

Десенсибилизация и переработка при помощи движения глаз

Метод работы с травматическими и негативными воспоминаниями пациента.

Кому поможет:

  • неуверенным в себе людям;
  • при посттравматическом стрессовом расстройстве;
  • для избавления от последствий эмоциональной травмы;
  • пациентам с низкой самооценкой;
  • при навязчивых мыслях, обидах, чувстве вины.

Методы:

Во время сеанса психотерапевт просит клиента вообразить прожитые негативные ситуации и одновременно водит пальцем или указкой перед лицом, запуская механизм переработки информации при помощи специфических движений глаз. После такого метода память о произошедших болезненных событиях сохраняется, но человек больше не воспринимает случившееся остро.

Танцевально-двигательная терапия

Одна из самых динамичных и экспрессивных форм психотерапии, основанная на взаимосвязи тела и разума. Движение под музыку способствует самовыражению, улучшению эмоционального состояния и внешнего вида, формирует положительный образ себя самого, поэтому пациенты с удовольствием занимаются танцами. Психотерапевты включают танцевально-двигательную терапию в свои реабилитационные программы, потому как этот метод практически не имеет противопоказаний и подходит детям и взрослым.

Кому поможет:

  • людям любого пола и возраста, желающим улучшить самооценку, двигательные и координационные функции;
  • стремящимся проработать эмоциональные зажимы;
  • подверженным депрессиям;
  • страдающим эмоциональными расстройствами и нарушениями межличностного общения.

Семейная терапия

Семейное консультирование – это область психотерапии, которая фокусируется на семейных проблемах, помогает всем членам семьи (в том числе и детям) справиться с конфликтами, наладить взаимопонимание и гармоничное взаимодействие друг с другом посредством верных решений и нового поведения.

Кому поможет:

  • семьям, желающим урегулировать детско-родительские и супружеские отношения;
  • семьям, имеющим проблемного непослушного ребенка;
  • любому члену семьи с невротическим или психосоматическим расстройством;
  • людям, тяжело переживающим утрату члена семьи.

Методы:

Специалист беседует со всей семьей и с каждым ее членом в отдельности. В процессе консультаций используются тесты, рисунки, игры и домашние задания для создания новых взаимоотношений и поведения, которые устроят всех членов семьи.

Гештальт-терапия

Метод психотерапии, основанный на убеждении, что люди стремятся к душевному и физическому здоровью, но шаблонные модели поведения создают для этого препятствия. Гештальт-терапия при помощи специальных упражнений помогает человеку проработать непрожитые чувства и незавершенные истории, учит жить «прямо сейчас», активизируя ответственность за свое поведение, тягу и способность к полноценной жизни. Гештальт-терапия – это эффективный подход в работе с детьми и подростками.

Кому поможет:

  • стремящимся к полноценной жизни;
  • при склонности к подавлению чувств и желаний;
  • людям, испытывающим сложности в общении;
  • при страхах, тревогах, апатии, плохом настроении;
  • желающим разобраться со своим прошлым;
  • пациентам, испытывающим сильное волнение в незнакомом обществе;
  • при неконтролируемой агрессии.

Методы:

Индивидуальные или групповые консультации, в процессе которых осваиваются методики самостоятельного выбора поведения. На первой беседе психотерапевт и клиент(-ты) договариваются о желаемом результате и обсуждают способы его достижения, планируют продолжительность и количество встреч.

Гипноз

Гипнотерапия вводит пациента в глубокое состояние расслабленности и измененного состояния, в котором бессознательный разум способен беспрепятственно воспринимать новые возможности, мысли и установки поведения.

Кому поможет:

  • при решении конкретной проблемы;
  • тем, кто хочет изменить поведение или отношение к острой ситуации;
  • для лечения болей;
  • при стрессах, беспокойстве и тревоге;
  • стремящимся избавиться от вредных привычек;
  • людям, желающим развиваться.

Методы:

Психотерапевт во время беседы использует особый метафорический язык, чтобы затронуть бессознательное пациента.

Юнгианский анализ

Аналитические тактики Юнга основаны на анализе архетипов личности и сновидений и способны расширить сознание пациента с целью выстроить новые ценности и достичь эмоциональной гармонии.

Кому поможет:

  • в достижении гармонии и целостности личности;
  • в решении семейных и межличностных проблем;
  • людям, переживающим кризисную ситуацию;
  • людям, стремящимся к позитивному восприятию окружающего мира;
  • маленьким детям для коррекции сильных и болезненных переживаний;
  • для купирования психологической боли и страданий;
  • при тревожных расстройствах, депрессиях и других невротических состояниях.

Методы:

Доверительная беседа, в процессе которой клиент говорит обо всем, что приходит в голову – запретных тем не существует. Терапевт также приглашает клиента к творчеству – выразить свои чувства и мысли посредством рисунка, ведения дневниковых записей, стихов. Словом, используется все то, что может помочь человеку понять себя.

Психодрама

Область психотерапии, подразумевающая участие группы людей в ролевой игре, в которой разыгрываются острые жизненные ситуации из реальной жизни одного из участников.

Кому поможет:

  • желающим увидеть свои эмоции со стороны и начать противостоять конфликтам;
  • стремящимся научиться новым эффективным способам решения проблем.

Методы:

Инсценировка действий по сюжету реальных событий, прожитых одним из участников, в ходе которой он сам и состоящие в группе люди погружаются в стрессовую ситуацию, «проживают» ее, с целью получить ответы на свои вопросы. Поддержка участников группы и психотерапевта помогает найти верное решение в конкретной ситуации.

Типы взаимоотношений

Морено обозначил три типа взаимоотношений людей с позиции психодрамы (три типа связи):

  1. Перенос. Один человек присуждает другому такие негативные качества и поступки, которых у него на самом деле нет. Обычно это происходит не просто так, а на основе травм. Например, человек переносит жестокость матери на всех женщин, которые внешне чем-то похожи на нее.
  2. Вчувствование (в авторской терминологии). Человек воспринимает другого как отдельную и уникальную личность, старается понять его, взглянуть на ситуацию его глазами, почувствовать то, что чувствует тот человек.
  3. Теле. Под этим Морено подразумевал взаимопонимание людей или взаимоотчуждение.

Два последних типа имеют отношение к адекватному восприятию и самовосприятию. Умение сопереживать другому человеку и понимать его отношение к оппоненту – признак психического здоровья.

Психодрама: суть подхода

Психодрама – один из инструментов психотерапевтической работы. Изначально направление относилось к психоаналитической школе, затем плавно перетекло в неопсихоанализ, гештальт и гуманистические школы. Используется и как одна из техник

на индивидуальном приеме или групповом занятии, и
самостоятельно
, например, в рамках интенсива (полноценные психотерапевтические занятия, которые могут проходить по 2-3 полных дня).
Психодрама основана на примере театрального искусства. Участники вовлекаются в определенную сюжетную линию, примеряют на себя различные «роли» и импровизируют
. Сейчас на телевидении огромное количество шоу, построенных на импровизациях, однако в психологии метод появился более 100 лет назад. Присваивают создание психодрамы Якобу Морено в начале 1920-х годов.

Этапы практики психодрамы

Существуют три фазы психодрамы:

  1. Разогрев. На этом этапе ведущий предлагает участникам несколько упражнений на сплочение, знакомство, воссоздание доверительной атмосферы. Это важно для того, чтобы участники могли быть открытыми, говорили о личном. На этом же этапе выявляются темы для обсуждения.
  2. Действие. Непосредственная инсценировка выбранной проблемы. Ведущий назначает протагониста, помогает ему распределить другие роли.
  3. Шеринг. Анализ ситуации, активное обсуждение завершившейся игры. Протагонист рассказывает о том, какие выводы он сделал. Ведущий помогает интерпретировать то, что человек чувствует.

Участники выбирают одну из техник психодрамы: дублирование, зеркало или обмен ролями.

В первом случае другой человек становится отражением подсознания главного героя. Дублер проговаривает, изображает то, что подавлено в главном лице. Если дублер прав, то герой соглашается и повторяет это.

При использовании техники психодрамы «Зеркало» другой человек изображает главного героя, а тот смотрит на него, как на свое отражение. И то и другое помогает протагонисту разобраться в себе, лучше понять себя, посмотреть на себя со стороны.

Обмен ролями дает возможность посмотреть на ситуацию глазами другого человека. В любой момент главный герой меняется ролями с кем-то из участников и продолжает игру в его роли. Это помогает лучше понять другого человека.

Основные методы психодрамы

Психодрама – это терапия, имеющая многочисленные вариации, и ее основными методами считаются: метод двойника, отображение, монолог, обмен ролями.

Двойник

В чем принцип методики? Один из участников группы, которого выбирают остальные, либо сама протагонист, либо психолог, становится дублером «главного героя». Он внимательно анализирует его монолог, готовясь в любую секунду подхватить, продолжив вместо него поиск решения проблемы, когда тот начнет погружаться в нее. У этого метода имеется вариация: двойник пытается досказать за главного героя то, что «осталось за кадром».

Этот метод предполагает способности к эмпатийному взаимопониманию с протагонистом, и умение идентифицировать его с собой. При психодраме регулярно меняются двойники и протагонисты, чтобы каждый примерил на себя разные роли.

Допускается участие других членов группы, выступающих как вспомогательные Я – они дополняют то, что было не высказано двойником и главным героем.

Важно понимать: двойник не может выступать от своего лица – он должен почувствовать в себе протагониста, его внутренний голос. Поощряются разные типы двойников – ироничные, скептики, активные, откровенные и прочие. Разнообразие характеров позволит всем участникам процесса увидеть со стороны не только чувства главного героя, но и собственные. Представители подавляющего большинства видов психотерапии полагают, что залогом психического здоровья является разностороннее восприятие собственной личности, окружающих и общей действительности.

Отображение

Метод подразумевает механизм обратной связи. Протагонист начинает наблюдать за тем, как его изображают прочие члены группы. Он видит себя глазами других – это дает ему более полное мнение о себе, внести некоторую коррекцию в привычное мировоззрение, поведение.

Монолог

Высказывания главного героя и его вспомогательных Я. Монолог звучит на важную для протагониста тему. Он пытается ее в полной мере донести до слушателей, попутно вновь ее осмысливая. Анализируя реакцию группы, он находит в волнующем вопросе новые важные грани.

Обмен ролями

В психодраме случается обмен ролями. Клиент может быть двойником, протагонистом, вспомогательным Я. Так он учится анализировать происходящее вокруг, лучше понимать остальных, и себя.

Методики разделяются условно, ведь в каждой из них общие элементы сочетаются – просто в разных соотношениях. Опытному руководителю группы удачно удастся скомбинировать их, вовремя почувствовав момент для удачной замены.

Кратко рассмотрим некоторые иные методы, применяющиеся в психодраме.

Методика свечи

Каждому члену группы на занятии удается побывать двойником, протагонистом, вспомогательным Я.

Проекция будущего

Главный герой озвучивает фантазии того, что произойдет в будущем (близком или отдаленном).

Беседы при свечах

Главный герой становится спиной к группе, прислушиваясь, как прочие члены группы обсуждают его поведение, фантазии, мысли.

Элементы психодрамы нашли применение в каждом виде групповой психотерапии. Также терапию успешно используют при лечении алкоголизма, легких и тяжелых нервных расстройств, наркомании, при коррекции поведения.

Упражнения

Рассмотрим кратко несколько популярных упражнений с использованием психодрамы.

Магазин

Участники делятся на продавцов и покупателей. В дальнейшем, поделившись на пары или подгруппы, участники воспроизводят конфликты и находят выход из них. Используются разные темы, участники часто меняются ролями. Это упражнение помогает развить социальные и коммуникативные навыки. Каждый участник учится отстаивать свою позицию и достойно выходить из конфликтов, искать компромиссы.

Автобус

Все участники делятся на «зайцев» (безбилетники) и контролеров. Первые садятся во внутренний круг, вторые – во внешний. Безбилетники оправдываются, а контролеры пытаются пристыдить их, но в то же время войти в их положение. По окончанию действия участники обсуждают игру друг друга. Во время взаимодействия выявляются внутренние блоки, комплексы и проблемы людей, те особенности, которые мешают им взаимодействовать с обществом. Каждый участник учится отстаивать свое мнение, отказывать, сопротивляться, сохранять самообладание в неудобных ситуациях.

Семья

Протагонист распределяет роли в игре, свою роль тоже отводит кому-то и описывает, какую ситуацию из его семьи должны воспроизвести участники. Это упражнение дает возможность главному герою посмотреть на самого себя со стороны и иначе взглянуть на других членов семьи. После воспроизведения ситуации проводится обсуждение.

Техники, методы, приёмы

Самопрезентация

Простейший и обязательный метод психодрамы. Представляет собой монолог или серию коротких сценок, в которых протагонист изображает себя. Он единственный участник действия. Его цель — не только представиться другим членам группы, но и обозначить свою проблему.

Дублирование

Суть техники: после того, как протагонист отыграл все возможные роли в своей ситуации, его заменяют в сценке другим членом группы. Последний старается «продублировать» его и конфликт, но при этом неосознанно вносит своё видение, спонтанную реакцию, которая может неожиданным образом оказаться выходом из создавшейся проблемы. Но всё-таки основная задача — стараться полностью повторить все действия главного героя.

Показания к применению техники дублирования:

  • стресс;
  • одиночество;
  • обида;
  • подавленность;
  • страхи.

Технику дублирования нельзя применять, если:

  • участник должен принять самостоятельное решение;
  • протагонист открыт и отлично сам справляется со своей ролью;
  • члены группы — шизофреники или лица с параноидальными расстройствами личности.

Психодрама предполагает также использование техники множественного дублирования, когда роль протагониста пытаются примерить на себя сразу несколько участников действия.

Обмен ролями

Отличается от техники дублирования тем, что новый герой не должен повторять действия и слова ведущего протагониста. Он должен отыграть роль так, как считает нужным. Это может дать совершенно новое видение ситуации. Причём главный персонаж при этом становится второстепенным, заменяя того, кто стал им.

Показания:

  • необходимость нового видения проблемы;
  • снятие психологической защиты с протагониста (играя второстепенную роль, он о ней забывает);
  • разрешение конфликтов между близкими людьми.

Противопоказания:

  • панические страхи, фобии, психотравмы;
  • психотический тип личности;
  • физическая и психологическая усталость.

Данную технику часто использует детская психодрама. Она помогает школьникам и подросткам социализироваться и самоинтегрироваться. Например, дети охотно играют в таких сценках родителей и учителей, демонстрируя, как лично они видят разрешение конфликтной ситуации.

Зеркало

Сначала протагонист отыгрывает свою проблемную ситуацию, затем удаляется из зала и смотрит за тем, что разыгрывается дальше, через видеозапись-онлайн. В это время его роль берёт на себя другой член группы, с которым психодраматерапевт заранее провёл работу. Он не просто отзеркаливает всё, что только что говорил и делал главный герой. Он гротескно подчёркивает какую-то определённую черту его поведения, которая мешает ему принять правильное решение и адекватно реагировать на проблему.

Показания:

  • аутизм, закрытость, социальная дезадаптация;
  • апатия, безволие, равнодушие, усталость от жизни, нежелание что-то менять и принимать ответственные решения;
  • депрессия, неадекватное поведение, навязчивые идеи, одержимость фантазиями.

Противопоказания:

  • высокая чувствительность;
  • низкая самооценка;
  • склонность к суициду;
  • паранойя.

После отзеркаливания протагонист выходит из тени и пытается отыграть ситуацию правильно, исправляя указанную ему черту (ошибку, реакцию). Данная техника часто используется для подростков, чтобы они смогли увидеть и оценить себя со стороны.

Предисловие

Первый вопрос, который задает студент, начинающий изучать психотерапию, касается того, насколько быстро

и
эффективно
можно освоить теорию и практику терапевтического воздействия. Ответ на этот вопрос, как бы он ни был важен для почти всегда неуспевающего все делать своевременно студента, весьма показателен и для преподавателя. Большинство преподавателей психотерапии можно условно разделить на два типа: «эзотерический» и «экзотерический». Первые склонны процесс обучения психотерапии рассматривать как введение в некое таинство, откровение; вторые – как решение может быть и не тривиальной, но, в целом, вполне доступной для студентов учебной задачи. Соответственно будут разниться и ответы на ранее поставленный вопрос – в одном случае для овладения психотерапией потребуется едва ли не вся жизнь, в другом – время, отведенное учебной программой. Разумеется, истина где–то между первой и второй точками зрения и, конечно, не может быть ответа вообще, без конкретизации того, о каком (каких) методах психотерапии идет речь.

Гарольд Стерн, основатель и многолетний президент Филадельфийской школы психоанализа, в одном из своих интервью говорил о том, что для овладения большинством методов психотерапии обычно достаточно внимательного прочтения трех или четырех основополагающих книг. Но для того, подчеркивал он, чтобы овладеть психоанализом как методом лечения, требуется интенсивное изучение не менее ста книг (не совсем ясно, как осуществляются подобные расчеты). При этом Г. Стерн рекомендовал учесть и то, что психоанализ является единственным психотерапевтическим методом, который требует, чтобы будущий специалист сам был проанализирован.

Я и мои коллеги считаем, что даже очень внимательное прочтение более чем четырех основных книг явно недостаточно для того, чтобы стать терапевтом. Огромное значение имеет опыт взаимодействия с пациентами, супервизорская подготовка. Поэтому мы должны разочаровать тех, кто надеется только путем чтения соответствующей литературы получить профессиональные навыки в психотерапии.

Второй вопрос (но далеко не последний по важности!), который задают начинающие осваивать психотерапию студенты, касается степени воздействия терапевтической процедуры на личность пациента, ее эффективности. На него нельзя ответить без учета того, о каких терапевтических методах идет речь, без учета тех психических (психологических) нарушений, с которыми работает терапевт, вне учета личностных особенностей самого терапевта и, наконец, без анализа того, какие средства измерения используются для оценки эффективности той или иной терапевтической процедуры. О каждой из перечисленных составляющих эффективности психотерапии уже написаны и продолжают писаться статьи и книги, к которым я и отсылаю интересующегося этими проблемами читателя.

Мы лишь кратко остановимся на актуальном дискуссионном вопросе: как изменяется личность вследствие терапевтического воздействия.

Что же происходит с личностью при психотерапевтическом воздействии? Личность ли изменяется в процессе этого воздействия? Ряд исследователей

[1]

полагает, что наиболее очевидный терапевтический эффект достигается в ходе лечения депрессии и отдельных симптомов, например беспокойства. Когда же речь идет о таких особенностях личности, как, например, нейротизм, желаемый эффект не достигается. Это мнение поддерживается многими психологами,

[2]

делающими вывод о том, что психотерапия не воздействует на основную структуру личности, а помогает пациенту становиться более гибким в удовлетворении своих потребностей и использовании способностей.

Строго говоря, изменений личности, в смысле формирования каких–либо новых качеств или «исчезновения» (куда?) уже имеющихся, в ходе терапии, как и в ее результате, не происходит

(мы не имеем в виду те случаи, когда психотерапевтическое воздействие, применяемое наряду с химическим, например психотропным, приводит к подлинной трансформации личности; такие воздействия в силу их направленности на руинирование индивидуальной психики не изменяют, а уничтожают личность).

Любое из свойств (качеств) личности, как известно, является достаточно устойчивым психическим образованием, а их наличие собственно и делает личность таковой. Эти устойчивые психические образования мало подвержены даже возрастным изменениям. Изменчивость личности, ее адаптация к меняющимся условиям среды достигается за счет того, что каждое из качеств (в их взаимодействии с другими!) имеет настолько широкий диапазон ситуационно обусловленных проявлений, что порой может быть воспринято как наличие качества, противоположного тому, которое реально существует. Психотерапевтическое воздействие, не создавая новых качеств у личности, как бы приводит уже имеющиеся в соответствие, например с изменившейся ситуацией жизнедеятельности. Такое «приведение в соответствие» обеспечивает успех психотерапии незначительных психических нарушений.

Подтверждением нашей мысли является хорошо известное опытным психотерапевтам отсутствие продолжительного позитивного эффекта в случаях выраженных расстройств личности или психоза. При этих заболеваниях происходит более или менее заметная деструкция личности, а поэтому и не удается добиться устойчивого эффекта. Психотерапевт, работая с такими пациентами, по сути дела стремится возродить уже разрушенное в психике путем апелляции к сохранному, однако такое «приращение», как и в случае тканевой несовместимости, оказывается временным. Сторонники психоанализа считают, что такой метод терапии является наиболее эффективным при серьезных формах патологии. В известной мере его эффективность обеспечивается
длительностью
психоаналитического процесса, который может длиться годами. Регулярные психоаналитические сеансы становятся для пациента своего рода костылями, с помощью которых он бредет по жизни.

Каждый, кто приступает к изучению психотерапии, должен отчетливо представлять себе не только сильные, но и слабые стороны тех методов, которые являются основными для возвращения личности к психологическому благополучию.

Все вышесказанное было отмечено в предисловии к первому изданию и, на мой взгляд, не утратило своей актуальности и сегодня. Прошло пять лет. Я уверен в том, что книга нашла своего Читателя, и прежде всего, в студенческой аудитории. Ее покупали, читали (сам свидетель!) и даже не поленились полностью скопировать для Интернета.

У нынешнего студента есть значительно больший выбор литературы по психотерапии, чем это было пять лет назад. Можно даже сказать, что в этом многообразии сегодня нетрудно и потеряться. Тем не менее, то, что можно назвать классикой психотерапии, остается востребованным, и без знания этой классики невозможна современная подготовка будущих специалистов. Этим и руководствовались авторы, подготавливая учебник к переизданию.

С сожалением можно констатировать, что за прошедшие годы не прекратился процесс дележа психотерапии между медиками и психологами. Каждый тянет одеяло на себя, и чаще всего за этим стоит отнюдь не желание помочь страждущему, а откровенные коммерческие интересы. Осознание того, что психотерапия точно такая же наука, как физика или химия, и требует к себе такого же отношения, видимо, придет позднее. Это не область медицины или психологии. Это самостоятельная наука, и чем быстрее мы это признаем, тем более эффективно она будут развиваться и совершенствоваться.

Авторы выражают искреннюю благодарность своим многочисленным слушателям, студентам и коллегам, каждый из которых внес свой вклад в процесс создания этой книги. Особая благодарность сотрудникам психологической редакции Издательского дома «Питер».

Авторы будут рады замечаниям и предложениям читателей, которые можно направить по электронному адресу

Л. Ф. Бурлачук Киев, август 2008 г.

Чего ожидать на встрече?

Лучше ничего не ожидать. Занятия не похожи друг на друга. Игры не повторяются. Все рождается во время занятия
. Поэтому, если вы решились на психодраму, просто доверьтесь ведущему, окружающим вас людям, а главное – себе. Постарайтесь отбросить все маски, стеснения и предрассудки, и тогда вы получите максимальную пользу от занятия. Станете частью событий и сможете решить любую затруднительную ситуацию самым невообразимым для вас образом. Вам не дадут советов. Возможно даже не дадут до конца рассказать о всех чувствах и переживаниях. Вам дадут роль. И ваша задача просто не мешать себе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]