Одаренность, талант, гениальность с точки зрения психологии

  1. Методы воспитания. Императивное воспитание угнетает инициативу. В этом случае человек становится вялым, безвольным, не выказывает самостоятельного интереса. При поощрении инициативы, удается добиться реализации природных качеств личности.
  2. Возможность свободной творческой реализации. То есть достаточной свободы действий, без контроля со стороны родителей, преподавателей (кроме разумного контроля, для обеспечения безопасности ребенка и направления творческой искры в нужное русло).
  3. Количество свободного времени. Чем его больше, тем эффективнее развитие. При условии, что ресурс расходуется правильно.
  4. Окружение. Влияет существенным методом.
  5. Материальный компонент. Удовлетворение естественных базовых потребностей. При достаточной степени удовлетворения потребностей, возникает адекватная среда для самореализации и развития. Хотя, порой, нужда также становится катализатором быстрого развития.

Это основные моменты. На деле же на скорость и качество развития влияет еще больше факторов: от состояния здоровья до мотивации.

Способности и их виды

Способности – это сложное образование, совокупность самых разных качеств человека, которые дают ему возможность добиться успеха в определенной деятельности. Именно возможность, а вот станет ли эта потенциальная возможность реальностью, зависит от трудолюбия, упорства и целеустремленности личности.

Способности формируются и развиваются в течение всей жизни. Известны случаи, когда люди добивались успехов в живописи, литературе, изобретательстве в довольно зрелом, а то и преклонном возрасте.

Основой способностей являются природные задатки, которые носят врожденный (но не обязательно наследственный) характер, например:

  • музыкальный слух;
  • высокая чувствительность к цветоразличению;
  • большой объем легких;
  • повышенная активность правого или левого полушария головного мозга и т. д.

Без наличия задатков добиться успеха сложно, но и природные качества человека его не гарантируют. Задатки могут развиться в способности только в процессе овладения деятельностью, систематических занятий и упорного труда.

Наряду со специальными способностями, связанными с конкретной деятельностью и проявляющимися в ней, имеются и общие способности, в первую очередь познавательные. Без них не обойтись в любой деятельности. Человеку с низким уровнем интеллекта или плохой памятью стать выдающимся композитором не удастся даже при наличии феноменального музыкального слуха. Уровень общих способностей определяет эффективность и скорость получения, хранения и обработки информации и результативность взаимодействия человека с окружающей средой, в том числе с обществом.

Вот совокупность задатков, которые предполагают высокий уровень общих способностей, чаще всего и называют одаренностью.

Одаренность

Ученые не установили общепризнанный термин, который бы использовался во всех классических учебных книгах. В научных книгах используется вариант, предложенный психологом В. Штерном.

Одаренность представляет собой способность человека подстраиваться под появляющиеся потребности, действовать для достижения поставленных задач, воспринимая внешние факторы, причем это выполняется осознанно с помощью развитого мышления.

Несмотря на критику понятия некоторыми учеными, термин по-прежнему используют для трактовки. Принято считать, что эта способность – это природный дар, не способный обуславливаться наследственностью. Одаренность – это функция условий жизнедеятельности человека, функцией развитой личности, поэтому она проявляется на каждом этапе развития, напрямую связана с жизнью индивидуума.

Природный потенциал нельзя детерминировать одаренности человека. Задатки составляют спектр условий, который требуется для развития личности. Одаренность используется не для выражения внутренних задатков для самосовершенствования, а для характеристики личности, внутренних способностей, причем внутренние способности и внешние проявления тесно связаны.

Проявление заложенного потенциала возможно при благоприятных условиях для развития, достижения поставленных задач. Оно используется для выражения потенциала, которым обладает человек, психологическими составляющими, позволяющими создавать действительность, соответствующую пожеланиям, предпринимать нужные действия. В обязательном порядке требуются подходящие внешние условия для динамического изменения. Например, ученику требуется учебная программа. Для стимулирования развития требуются серьезные требования, которые достигаются с усилием.

Одаренность бывает специальной. В этом случае рассматривается взаимосвязь внутреннего потенциала, особенностей психики и требований определенной сферы, которую выбирает индивидуум. Соотношение проявляется не только на абстрактном уровне, но и в происходящих событиях, в результате которого формируются способности человека. Индивидуум может быть способным к выполнению поставленных задач. В то же время предполагается проявление общей одаренности, которую нужно оценивать с учетом внешних факторов, влияющих на жизнь человека.

В научной литературе термин вызывает активные споры. Многие ученые убеждены в отсутствии общей одаренности, под которой необходимо понимать интеллектуальный потенциал, память, возможность решать поставленные задачи. Для соотношения умственного и реального возраста используется интеллектуальный коэффициент, который обозначается IQ и позволяет определить возможности индивидуума. IQ определяет заложенный потенциал от природы и скорость, с которой развивается человек, в результате чего устанавливается уровень развития на определенном этапе жизни.

В психологической сфере одаренность – это часть структуры человека, поэтому она обладает тесной связью с характером. Предполагается, что особенности проявляются под влиянием воспитания и внешних условий, благоприятность которых различается. Психологи рассматривают тип мышления, темперамент, стараясь определить возможности индивидуумов.

Специальные способности напрямую зависят от сферы деятельности, в которую включен человек. Деятельность должна быть активной и эффективной для проявления свойств, являющихся характерными для личности.

В результате между одаренностью и специальными способностями стоит возможность соотносить уровень развития человека, темпы совершенствования. Данные аспекты рассматриваются педагогами, являющимися ответственными за будущее детей.

В генетическом плане соотношения между общим – специальным развитием являются стабильными. По данной причине генетики и ученые считают, что будущее человека определяется не только внешними условиями, но и природным потенциалом, который обусловлен генетикой. Понимание одаренности зависит от значимости выбранного направления деятельности, успехов других людей, которые проявляют свои задатки.

Ученые считают, что одаренность – это количественное понятие. Качественный подход невозможно использовать полноценно. Вопрос относительно определения заложенных способностей остается открытым.

В то же время Ч. Спирмен отмечает, что умственная одаренность должна определяться умственной энергией, которая характерна для человека. Такой количественный подход к трактовке является правильным, ведь он позволяет оценить перспективы развития индивидуума.

Способности отличаются на качественном уровне: один человек обладает возможностями и потенциалом для одной сферы, а другой человек – для иной сферы. Внешние условия влияют на степень проявления внутреннего потенциала, поэтому они заслуживают внимания.

Психологи оценивают качественные отличия для открытия перспектив людей, правильного саморазвития. Исследователи изучают информации, материалы опытов для создания оценки способностей индивидуумов. Целью является определение способностей человека, которые позволят достигнуть успеха.

Одаренность и ее роль в жизни человека

В психологии единого мнения о том, что такое одаренность, нет, и чаще всего это понятие употребляется в педагогике. Там одаренность рассматривают как комплекс качеств личности, который способствует успешному овладению знаниями и освоению навыков учебной деятельности.

В психологии есть несколько точек зрения на суть этого понятия, но чаще всего одаренность связывают с познавательными способностями: вниманием, памятью, мышлением, воображением и творчеством. В понятие «одаренность», таким образом, включаются следующие индивидуальные особенности:

  • наблюдательность и высокий уровень концентрации внимания;
  • способность быстро и часто спонтанно запоминать разнородную информацию;
  • свободный доступ к хранящейся в памяти информации и, как следствие, ассоциативное мышление;
  • гибкое мышление, способное оперировать понятиями и категориями из разных областей знаний;
  • высокий уровень логического мышления;
  • развитое образное мышление и воображение;
  • способность мыслить оригинально, творчески и находить нестандартные решения задач.

Таким образом, одаренность обеспечивает человеку возможность овладения различными видами деятельности, но возможность эта потенциальная, так как для успеха необходимы также и специальные способности. Хотя, учитывая, что одаренность предполагает склонность к творчеству и значительную общую активность, человек с высоким уровнем этой характеристики всегда найдет сферу самореализации и ту область, где он может добиться успеха. А ряд психологов к тому же выделяют еще и специальную одаренность, связанную со специальными способностями.

О тестировании на гениальность. Как диагностировать неординарность человека?

Тестирование в подобном контексте представляет большие трудности. Особенно, если проверка проводится у ребенка. Зачатки не всегда можно распознать с ходу, порой требуется не одна консультация. Вопросом диагностики занимаются специалисты по клинической психологии. Психолог обязан обладать достаточным опытом, иначе результаты будут не точными или вовсе ложными.

Нет единого теста на гениальность, поскольку речь идет об интегральном качестве, объединяющем в себе три характерных черты:

  1. Высокий уровень интеллекта.
  2. Предельный уровень креативности.
  3. Высокая гибкость и подвижность психики. Также ее активность.

В рамках обследования назначаются специальные мероприятия.

Устная беседа

Позволяет оценить логику высказываний, построение речи обследуемого. Также направить разговор в нужное русло, вывести на определенные действия. Провокации также используются для того, чтобы понимать, как человек выходит из сложных ситуаций. Здесь опять же от специалиста требуется достаточный опыт и безукоризненное следование правилам формальной логики.

Тест Торренса

В разных модификациях. В рамках этого тестирования используется особый стимулирующий графический материал: фигуры, линии. Обследуемому предлагается дополнить нарисованные формы по своему усмотрению, чтобы получились целостные образы или даже композиции. Расшифровкой занимается психолог. По окончании выставляется конечный балл. В зависимости от полученного результата, можно говорить, как об очень низком, так и о крайне высоком творческом потенциале индивида. Перед проведением, особенно если тестируется ребенок, нужно тщательно рассказать правила, чтобы не допускать недопонимания и ложного занижения итогов.

Тесты на уровень интеллекта

Равена, Айзенка, прочие модификации. Разумеется, с учетом возраста обследуемого. Вопросы, которые используются, разбиваются по категориям – от логических (какая фигура лишняя) до математических, основанных на простейших расчетах. Также вербальных, оценивающих способность к операциям с языковыми единицами. Некоторые тесты используют только графическое представление материала. Применение различных тестов и опросников позволяет получить наиболее точные и непредвзятые результаты. В такой ситуации ошибки практически исключены.

Наблюдение за поведением обследуемого. Оценка его интересов и предпочтений

Выводы делаются на основе наблюдений и собственного разумения специалиста. Хотя формальных критериев и нет, признаки гениальности человека заметны довольно четко.

Как проявляется гениальность? Среди черт:

  • высокий интеллект — во взрослом возрасте, граница, указывающая на исключительные способности, пролегает на уровне 145-150 единиц и выше, в зависимости от индивидуальных особенностей личности, это число может быть больше или чуть меньше;
  • предельный уровень креативности — оригинальность мышления, даже в стандартных ситуациях такие люди приходят к парадоксальным и нестандартным выводам, что заметно при проведении тестов;
  • хорошо развитое воображение — встречается у всех, но при этом, далеко не всегда позволяет эффективно заниматься художественной деятельностью в широком смысле, в детские годы воображение особенно хорошо заметно, при диагностике это облегчает задачу;
  • мультизадачность — способность решать сразу несколько задач параллельно, встречается не только у гениев, но у них это качество органично и не требует особых усилий для развития или текущей реализации;
  • гибкость психики — способность быстро переключаться с одного вопроса на другой, сопровождается достаточным уровнем психической энергии, это в свою очередь обуславливает крайнюю работоспособность таких людей, они редко устают и быстро восстанавливают свои силы, с готовностью дальше трудиться;
  • мультипотенциальность — т. е. развитие неординарных качеств сразу в нескольких областях, нередко люди, предельно одаренные, способны продуктивно работать сразу в нескольких сферах;
  • сенситивность — высокая чувствительность, восприимчивость к факторам извне, стимулам и прочим моментам;
  • любознательность.

Подобные критерии гениальности трудно вычленить за одну консультацию. Нужно наблюдать определенное время, чтобы сделать выводы.

Талант как природный дар и уровень способностей

Часто можно услышать выражение: «Ему дан талант от Бога». Оценка таланта как некоего дара связана, конечно, с желанием хоть как-то оправдать собственную «бесталанность» — уж раз не дано, так не дано. Но определенная доля истины в этом высказывании есть.

Талант – это очень высокий уровень специальных способностей и он, действительно, дан не каждому. В основе таланта лежат задатки – природные качества, врожденная предрасположенность человека к определенной деятельности. Проявляется она чаще всего в анатомо-физиологических или психофизиологических особенностях:

  • музыкальный слух;
  • чувствительность зрительного анализатора;
  • активность центра математических способностей в коре головного мозга;
  • скорость психических реакций и т. д.

Все это создает условия для потенциального успеха в деятельности. Но этой деятельностью еще надо овладеть, причем не на среднем уровне, а на уровне мастерства – только тогда люди будут говорить о вашем таланте.

То есть талант хоть и предполагает природные данные, но это прежде всего труд, упорство в овладении приемами, методами деятельности, процесс развития и совершенствования способностей. Даже если человек родился с отличными задатками, но не проявляет упорства и трудолюбия в развитии способностей, то успеха он не достигнет, в лучшем случае станет крепким середнячком, ремесленником, а не мастером. Вот о таких обычно и говорят: «Зарыл свой талант в землю».

Но, так или иначе, талантливость – явление довольно распространенное, более того, практически все дети рождаются потенциально талантливыми. И только от воспитания и собственного упорства зависит, превратится ли потенциальный талант в реальный.

А вот гениальность – явление совсем иного порядка, хоть и она связана с уровнем способностей. Но можно сказать, что гениальность выходит за пределы верхней границы психической нормы, поэтому и встречается крайне редко.

Сверхспособности или дар? Узнайте от самих суперлюдей о их способности.

В чем заключается различие понятий талант и гений?

Предмет:Философия
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:01.01.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы и посмотреть как они написаны:

Много готовых тем рефератов по философии

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Кризис современного искусства
Современные тенденции в искусстве
Реферат на тему Что такое искусство?
Перечислите функции и виды искусства

Введение:

О гениях написано в тысячу раз больше, чем объем их собственных произведений. В продолжающемся исследовании все больше фактов и интерпретаций их уникальных судеб показывают себя. Неизбежные противоречия возникают в разнообразии взглядов, гипотез и открытий, и поэтому интерес к поиску истины никогда не иссякает. Выдающийся русский историк В.О. Ключевский говорил, что талант — это власть над людьми. Французский психолог Т. Рибо считал, что талант зависит от воспитания и обстоятельств, но гениальность — это роковая способность творчества. Говоря о гениальности, они почти всегда подразумевают либо божественный дар, либо черты экстремальных проявлений психики.

Понятие гениальности, привычное для представления людей, говорит о том, что это, скорее, не сам человек, а состояние его души. Часто под гением понимается высшая степень одаренности, супер-талант.

Каждый человек имеет возможность проявить себя в той или иной сфере. Но почему же гениальных людей так мало? По исследованиям, их приходится всего 400-500 человек за всю историю человечества. Чтобы ответить на этот вопрос, мы попытаемся разобраться в таких понятиях, как гений и талант и выделить существенные характеристики гения, отличающие его от таланта.

Талант

Проблема таланта и гениальности в искусстве как основного и непременного условия творческой деятельности возникла в науке древней Греции. «Странности таланта» были полностью рассмотрены Платоном. В частности, Платон впервые обратил внимание на акт вдохновения, также раскрыл роль интуиции в искусстве.

Вторая концепция таланта, изложенная Аристотелем, исходила из идеи о важности таланта в жизни человека.

Талант — это естественный дар, естественная способность человека успешно завершать какие-либо дела. Некоторые больше подходят для военных дел, другие для науки, третьи для ремесел, другие для искусства. Без таланта работать творчески невозможно, но сам талант еще не обеспечивает полного успеха: необходимо развивать природные способности, оттачивать их.

Талант — определенные или выдающиеся врожденные способности, которые раскрываются с приобретением навыков и опыта, одаренности.

Сочетание способностей, лежащих в основе таланта, в каждом конкретном случае является особенным, характерным только для определенной личности. Наличие таланта следует выводить из результатов человеческой деятельности, которая должна отличаться принципиально новизной, оригинальностью подхода. Талант человека обычно определяется выраженной потребностью в творчестве и отражает социальные потребности. Талантливый человек способен творить, но он может развить только то, что открыл гений, детализируя и конкретизируя свои изобретения.

Еще одна особенность таланта в том, что он способен подготовить почву, стать предвестником деятельности гения, наметив путь, по которому затем уверенно пройдет гениальная личность.

Практически у каждого человека, живущего на Земле, есть талант к чему-то, нужно просто найти и развить это. Талант можно оттачивать благодаря неутомимой кропотливой работе. Современные ученые выделяют определенные типы талантов, которыми люди в той или иной степени обладают. В начале 1980-х Говард Гарднер написал «Рамки ума».

В этой книге он выделил девять видов таланта, интеллекта:

  • Словесно-лингвистические (отвечает за умение писать и читать, присуще журналистам, писателям и юристам, лингвистам)
  • Цифровой (типично для математиков, программистов)
  • Аудитория (музыканты, лингвисты, лингвисты)
  • Пространственный (присущ дизайнерам и художникам)
  • Физические (они наделены спортсменами и танцорами, этим людям легче учиться на практике)
  • Личный (его также называют эмоциональным; он отвечает за то, что человек говорит самому себе)
  • Межличностные (люди с этим талантом часто становятся политиками, ораторами, трейдерами, актерами)
  • Экологический талант (тренеры, фермеры наделены этим талантом).
  • Предпринимательская — талант (мышление нового поколения, навязанное временем и деньгами).

Слово «талант» происходит от меры веса «талант». В Новом Завете есть притча о трех рабах, которым владелец дал монету под названием «талант». Один похоронил свой талант в земле, второй обменял его, а третий увеличил. Отсюда три выражения: похоронили, обменяли и приумножили (развили) свой талант. В Библии слово «талант» образно распространилось: как дар Божий, способность создавать и создавать что-то новое, не пренебрегая этим.

Уже в детстве могут появиться первые признаки таланта в музыке, математике, лингвистике, технике, спорте и т. д. Однако талант также может появиться позже. Трудолюбие и настойчивость имеют большое значение для развития таланта. Талантливые люди характеризуются необходимостью заниматься определенным видом деятельности, что иногда проявляется в страсти к выбранному делу.

Таланты всегда являются вовремя, потому что они проникнуты духом и потребностями своего времени, они, несомненно, приносят пользу, ускоряют общий курс обучения. Таланты проявляются в основном в науке и второсортном искусстве. Талант характеризуется способностью достигать высокого порядка, но в принципе остается в рамках того, что уже достигнуто.

Юрген Мейер говорит, что талантливый человек действует строго осознанно. Он знает, как и почему он пришел к известной теории, а гений совершенно неизвестен: вся творческая деятельность бессознательна.

Гений

Высший уровень развития способностей, проявляющийся в творческой деятельности, результаты которой имеют историческое значение в жизни общества, в развитии науки, литературы, искусства, называется гением.

Первоначально слово «гений» обозначало демона или демоническое существо, подобное тому, что Сократ назвал «внутренним голосом».

Одним из первых исследователей гения был И. Кант, немецкий философ. Ему принадлежат слова: «Гений — это художник, который своей работой закрывает одну поэтическую эру и открывает другую». Потому что гений не психологический феномен, а социологический. Созданные гениями рано или поздно признаются «шедеврами» — это всегда уникальные, неповторимые творения. По мнению И. Канта, гениальность обязательно связана с «созданием качественно новых уникальных творений, открытием ранее неизвестных путей творчества». Кант резко различает искусство и науку, что можно определить по известным правилам. Кант считает, что при определенных условиях, усилиях и науке любой может добиться успеха. В этом разница между Ньютоном и Моцартом. Правила, по которым осуществляется научный процесс, могут быть прослежены; любой человек может использовать их. Метод работы художника непостижим; это загадка для большинства людей, а иногда и для самого художника. Кант считал природную одаренность своего создателя характерной чертой искусства по сравнению с наукой. Искусство специфично, основано на врожденной уникальной особенности художественного гения. Позиция Канта о врожденной природе художественного таланта и, возможно, недооценке роли социальной среды в формировании творческих способностей художника привела к его пониманию природы творческого процесса в искусстве. Этот процесс понимается как бессознательный, и по сравнению с процессом научного открытия он не формализован: «Автор работы, которой он обязан гению, сам не знает, как он реализует идеи для этого, и это не так. В его способности изобретать их и сообщать о них другим в соответствии с такими правилами, которые позволили бы другим создавать аналогичные произведения ». Ученый, в отличие от художника, может продемонстрировать ход своей мысли, результатом которого стало открытие. В этом случае Кант прав в том смысле, что по своей природе искусство, в отличие от науки, использует язык образов, который не может быть полностью переведен на обычный язык или язык науки, то есть язык понятий не может адекватно объяснить содержание живописи, музыки и поэзии.

Во-вторых, даже если писатель или художник может объяснить всю технологию творческого процесса, любое воспроизведение и тиражирование оригинального произведения искусства не способствует развитию искусства, но увеличивает количество подражателей.

Интересно, что слово «гений» до сих пор встречается в мифологии древних римлян, где они обозначали божество — предок рода. Люди верили, что у каждого человека это было от рождения, а иногда их было даже двое — злой и добрый гений. Считалось, что гений руководит поведением человека, и после смерти своего подопечного он бродит по земле. И. Кант считал, что этот дух не только защищает человека, но и вдохновляет его оригинальными идеями. Поэтому, по словам философа, сам создатель оригинала и гениальности «не знает, как эти идеи приходят к нему, но создает догадки», по наставлению этого хорошего духа. Это оригинальность как «талант создавать что-то, для чего не может быть дано определенное правило, а не способность создавать что-то, чему можно научиться, следуя определенному правилу». Кант считает главное качество гения.

Тем не менее, существует огромный разрыв между потенциальными, генетическими и признанными гениями, которые реализовали свой потенциал. Частота рождения потенциальных гениев, которые настолько развились, что каким-то образом привлекут к себе внимание, рассчитывается в цифрах порядка 1: 100000. Частота гениев, реализованных до уровня признания их творений и поступков гением даже в век высшего образования оценивается в 1:10 000 000, что подразумевает наличие в середине 20-го века около ста гениев на миллиард жителей цивилизованных стран.

Гений — это практическое воплощение возросшего уровня творческого потенциала человека по сравнению с другими личностями. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, запоздало признанных «шедеврами». Как правило, гений создает гораздо продуктивнее и быстрее, чем его сверстники, которые добиваются официального признания в той же сфере деятельности. Существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

Индивидуальные характеристики способностей заключаются в универсальности или односторонности их развития. М. Ломоносов, Д. Менделеев, Н. Бородин, Т. Шевченко и другие обладали разносторонними способностями. Например, М.В. Ломоносов добился выдающихся результатов в различных областях знаний: химии, астрономии, математике, и в то же время был художником, писателем, лингвистом, прекрасно знал поэзию.

Гений всегда выходит за рамки обычного, привычного, оседлого. Главной характерной чертой гения являются ранние развитые способности интуитивного познания сущности вещей и их воплощения в художественных образах. Гения отличают его анатомические свойства и физиологические процессы — большой мозг, чувствительность, непосредственность детей. У него чисто игривое отношение к миру.

Гений — великая индивидуальность, которая редко возникает в истории. Его воспитывают массы, над которыми он поднимается и которые на протяжении веков протягивали друг другу руки. «Неважно, что все являются Гете, но важно, чтобы родился один Гете, один Шопенгауэр». Ницше считал, что «все человечество должно трудиться, чтобы дать миру гениальных личностей, это его задача, а другой не должен иметь».

Отличительные особенности, свойства, признаки

Как отличить блестяще одаренного человека от талантливого человека, каковы существенные признаки этой разницы? Споры на эту тему могут длиться вечно.

Строго определить понятие «гений», а также определить его границы чрезвычайно сложно или почти невозможно, поскольку сами гении дают тысячи определений. Но как тогда провести тонкую грань между творениями, чтобы действительно понять, что эта работа принадлежит блестящему человеку, а это талантливая работа. В настоящее время вопрос о границе между гением и талантом остается открытым. Сложность определения линии, где заканчивается талант и начинается гений, была когда-то отмечена в энциклопедическом словаре Ф. Брокгауза. В статье «гений» о) как высшая степень одаренности, по сравнению с талантом как самой низкой, не может быть точно определен; само различие является произвольным, попытки строго различать их являются произвольными, и их использование является спорным. «Гений отличается от таланта как количественно, так и качественно. Талант означает врожденную склонность к определенным специальным действиям и предполагает относительно быстрое и простое приобретение специальных навыков. Гений включает в себя оригинальность, креативность, а также способность мыслить и работать в областях, которые ранее не изучались, и, таким образом, дать миру что-то значимое, то, что иначе невозможно было бы освоить. »

Из отмеченных черт гения, в отличие от таланта, наиболее распространенными и в то же время убедительными являются как минимум три основных.

Самое важное, что отличает их оригинальность гения, его, несомненно, инновационный характер. И. Кант однажды заметил: «… оригинальность должна быть первым свойством гения. Поскольку глупость также может быть оригинальной, его работы должны быть одновременно моделями, то есть ориентировочными ». Хотя многие талантливые люди вносят большой вклад в те области, в которых они работали, значение и объем нового вклада несопоставимы с гением, мысли и поступки которого являются отправной точкой деятельности целых поколений творцов. Талантливый человек создает что-то новое в своей работе. Талант близок к гению, но менее значим. Гений — высшая стадия развития таланта. Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно позитивное значение для общества.

Разница между гением и талантом заключается не столько в степени одаренности человека, сколько в том, что гений создает эпоху в сфере своей деятельности.

Одаренность обычно проявляется в разносторонних способностях и граничит с талантом. Талант — это способность к определенной деятельности, проявляющаяся как творчество. Высокий уровень креативности при проведении мероприятий является отличительной чертой таланта. Эти черты личности, которые определяют талант, также являются чертами характера, поэтому талант сближает навыки с характером.

Талант гораздо важнее для жизни, напротив, гений часто страдает от препятствий и даже умирает от голода из-за своей вечной неудовлетворенности достигнутым.

Какими признаками можно охарактеризовать гениальное творчество? Взять, к примеру, такой знак: гений ставит перед собой цель, которая невидима для других людей. Талант, стремясь достичь недостижимого, редко выходит за границы, уже открытые другими, но когда он добивается успеха, он приближается к гению. Гений характеризуется исключительными инновациями и революционностью. Революционные потрясения в науке — полная или частичная смена парадигм, создание новых направлений в искусстве, конечно же, были осуществлены блестящими личностями. Такие изгибы только благодаря блестящей одаренности. Любое произведение искусства или открытия в науке может быть проанализировано с этих точек зрения.

Дар гения должен рассматриваться целостно с помощью комбинации атрибутов, поскольку один атрибут (такой как дальновидность в науке или оригинальность стиля в искусстве) не может помочь в определении гения. Трудность классификации понятий гениальности и таланта и их разделения объясняется тем фактом, что многие свойства и характеристики являются характерными и их значения совпадают для обеих концепций, поэтому трудно определить, является ли, например, данное произведение искусства блестящий или он был создан талантливым художником. Например, гений и талант имеют сильное воображение. Но насколько оно сильнее у гения — вопрос.

Давайте выберем еще один знак. Это универсальность одаренности. Талант, как и гениальность, универсален. Многие талантливые ученые зарекомендовали себя как писатели. Но гении почти всегда обладают множеством талантов в разных областях одновременно. Другое дело, что пик их достижений приходится на одну выдающуюся — по сравнению с другими — область, хотя есть гении и исключения, такие как Аристотель, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Ньютон, которые веками прославились как универсально одаренные гении. Талантливый человек выражает требования масс в своей работе и стремится удовлетворить общественные интересы, поэтому в течение своей жизни его почти всегда узнают и пожинают плоды труда. Но в отличие от таланта, гений всегда опережает свое время, поэтому часто его судьба трагична.

Следующим значительным признаком блестяще одаренной личности является влияние, которое творения гения оказывают на современников, но больше на потомков. В мировой литературе к таким произведениям относятся произведения Байрона, Пушкина, Достоевского. Гением можно считать философскую направленность творений, независимо от того, принадлежат ли они миру науки или миру искусства. Талантливым людям лишь в редких случаях удается добиться мощного философского звучания своих произведений. Если талантливое творение звучит как соло, блестящее творение можно сравнить с оркестром. Но, пожалуй, самым важным звеном в идее гениальной сущности является комплекс уникальных психических характеристик, присущих гениальной личности. Чтобы понять, что такое психический феномен гения, необходимы исследования не только личности гения и творчества, но и сложных механизмов творчества. Какова личность гения, как психика гения отличается от психики других людей? Мы будем опираться на эти столпы в нашем исследовании.

Есть еще одна особенность, которая характеризует многих блестяще одаренных людей — это болезненность или даже патология их психики. Говорят о патологии психики как об одном из признаков гения, как о загадке: почему болезненная психика (при наличии выдающихся способностей) может способствовать выдающимся достижениям в творчестве. Когда гениальные личности близки к безумию, в этом безумии они поразительно видят жизнь, открывают ее тайники, срывают маски и, проникая в ее глубины, находят невидимые связи для других. На самом деле, говоря о гении и природе гения, нужно искать некий «автономный функциональный психонейрофизиологи-ческий комплекс» личности, который рельефно отражает сущность гениальной одаренности. Гений также создает неосознанно, благодаря своей интуиции, следует по пути, который никто не прошел, и поэтому то, что рождается, становится оригинальным. Эта способность гениев догадываться, что для других вообще не существует, подтвердил Шопенгауэр. Преодолевая невзгоды, они отправляются на свой Олимп во время жизни или после смерти и навсегда остаются там — за пределами пространства и времени. Они так непохожи и в то же время близки неуловимым сходством, глубоким и поверхностным различием их судьбы. И всех этих избранных людей объединяет один секрет — недоступный и скрытый — секрет их уникального и уникального творчества. Есть ли ключ к ее решению, или она останется загадкой навсегда?

Сегодня исследователи указывают на необходимость разграничения интеллектуальных и творческих способностей и делают вывод, что согласно которому 60-80% интеллекта зависит от наследствен-ности, а 20-40% определяется окружающей средой, креативность, наоборот, составляет 60 -80% определяется обучением и образованием, а наследственность — на 20-40%. Принимая во внимание тот факт, что гений преимущественно творческий, а талант интеллектуальный, мы можем говорить о наследовании таланта, на основе которого может расти гений.

Одним из величайших заблуждений является утверждение, что гениальность — высшая степень таланта. Более того, гений почти полная противоположность таланта. Гений, как было сказано в фильме «Игры разума», рождается «с двумя порциями мозга и одной половиной сердца». Другими словами, гениальность — высочайший уровень развития интеллекта в сочетании с низким уровнем работоспособности. В отличие от талантов, наивысший уровень работоспособности сочетается с низким уровнем развития человеческого интеллекта. Не случайно большинство талантов плохо учатся, но работают хорошо и зарабатывают приличные деньги. В то время как гении открывают новые теории, создают блестящие произведения искусства, но приобретают инвалидность в результате своего безумия, получают пенсию и фактически не могут работать.

Сумасшедшему гению дано создать только одно блестящее произведение искусства или открыть одну блестящую научную теорию. Это происходит на начальной стадии развития заболевания. Это болезнь, которая способствует проявлению гениальности.

В то же время неправильно называть всех гениев сумасшедшими. Среди них есть психически здоровые, и их много (например, в современном мире это Ханс Циммер, Джон Уильямс, Эннио Морриконе). И в отличие от сумасшедших гениев, они не ограничены количеством блестящих научных открытий или блестящих произведений искусства, поэтому им легче оставить свое имя в истории, чем сумасшедшим.

Также неправильно говорить, что талантливый человек талантлив во всем. Как правило, талант проявляется в областях, прилегающих к основной деятельности. Поскольку и талант, и гений являются отклонениями от нормы, у талантов часто бывают проблемы со здоровьем. Наиболее известные примеры больных талантов: Майкл Джексон (несколько раз перенес пластическую операцию), у Владимира Высоцкого были проблемы с почками и сердцем, а один из братьев Вачовских сменил пол. Гений работает с умом, а талант — с сердцем. Большинство гениев альтруисты. Большинство талантов эгоистичны. Скорость гения во много раз выше скорости таланта. Талант часто наследуется. Пока гениальность никогда не передается по наследству. Талант способен создавать шедевры своего времени, а гении — шедевры вне времени.

Таким образом, гениальность не следует путать с талантом. Талант не является частью гения, и более того, это не одно и то же.

Творческий человек, талант, гений являются восходящими этапами интеллектуального и творческого развития человека, мерой оценки его достижений. В соответствующей литературе сегодня можно найти определения каждого из этих понятий, но границы между ними остаются размытыми. Гений — это всегда талант, его наиболее полное и глубокое проявление. Но в то же время не каждый талант гениален.

Что такое гениальность

Говоря, что гениальность выходит за пределы нормы, мы имеем в виду не патологию, не болезнь, а то, что способности гения существенно превышают некую стандартную, принятую в обществе норму. Это и позволяет гениям не только добиться успеха часто в нескольких видах деятельности, но и оказать влияние на сам ход развития человеческой цивилизации.

Талантливый человек от просто способного отличается количественно – уровнем развития способностей, а вот гениальный отличается качественно.

Высший уровень способностей человека

Для гения характерно:

  • необычное восприятие окружающего;
  • нестандартное мышление;
  • высочайший уровень креативности.

Причем креативности спонтанной, когда новые, оригинальные идеи рождаются как бы сами по себе, а интуитивное мышление опережает рациональное.

Не менее важно такое качество гения, как заинтересованность, увлеченность, нередко переходящая в одержимость. Гениальные люди часто увлекаются разными областями, видами деятельности, и везде способны добиться успеха не только благодаря своей одаренности, талантливости, но и колоссальному трудолюбию, упорству, целеустремленности. Ради нового знания или овладения новой деятельностью гений может жертвовать многим, в том числе и собственным здоровьем, и благополучием близких.

Гении обладают способностью научного предвидения не только благодаря своим анализаторским способностям, но и потому, что сами во многом опередили свое время, а их открытия и творения, казалось бы, взяты ими из будущего.

Основа гениальности – очень высокий уровень одаренности и таланта, который проявляется в разных видах деятельности. Казалось бы, гений способен добиться успеха во всем. Например:

  • Леонардо да Винчи был не только художником, но и архитектором, и выдающимся изобретателем, чьи идеи на сотни лет опередили его время.
  • Джордано Бруно известен не только как гениальный астроном, высказавший идеи, несопоставимые с уровнем развития науки того времени, но как поэт и философ.
  • Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет Солнечной системы, прославился и как известный математик, механик и оптик.
  • Выдающийся философ Рене Декарт был еще создателем аналитической геометрии, физиком и даже физиологом. Кстати, российский физиолог И. П. Павлов считал его своим предшественником.
  • Один из самых ярких русских гениев – Михайло Ломоносов проявил способности в очень разных сферах: в поэзии и механике, химии и истории, живописи и металлургии, географии и астрономии.

Читая о гениях, понимаешь, что это люди, которые находятся явно за пределами нормы. Но насколько они ненормальны?

Одаренность, талант, гениальность: различаем понятия


admin Интеллектуальные навыки, творческие задачи человека, потенциал объясняется разными понятиями, использующимися в научных трудах. Термины вызывают интерес у ученых, психологов и педагогов. Мнения исследователей — это основа для создания педагогических и психологических методик, разрешающих людям находить направления развития.

Опережая свое время

Наверное, сами гении точнее всего говорят о гениальности. Иоганн Вольфганг Гете: «Гениальность – это точная фантазия». Ему вторит Сальвадор Дали: «Что касается живописи, цель у меня одна: как можно точнее запечатлеть конкретные образы Иррационального». И он же: «Я всегда видел то, чего другие не видели; а того, что видели другие, я не видел».

Гений заключен в парадоксе, он до конца не может быть понят и принят, особенно – современниками. Сущность гения в том, что он всегда опережает свое время, всегда видит больше и дальше других. Основа гениальности – в инициативе, в любознательности, в простоте без изъяна.

Отсюда можно сделать вывод, что каждый ребенок – гениален. Он прост, любознателен и активно инициативен.

К сожалению, мы, взрослые, замотанные своими повседневными делами, часто пренебрегаем детской гениальностью, как в свое время пренебрегли и нашей. Мы подавляем детскую инициативу и любознательность, разумеется «для их же пользы», а на самом деле – для собственного удобства и спокойствия. Навязываем свои правила, часто излишние, искусственно «усложняем» ребенка, лишаем его целостности и простоты.

Очень важно давать ребенку пространство для освоения и проявления своей гениальности. Она может выражаться в чем угодно, в любой творческой активности, а не только в способности к определенному виду деятельности. Особенно к той, которая нравится его родителям и которую они, порой неосознанно, пытаются навязать ему, тем самым отрицая и подавляя его подлинное призвание.

В подлинном призвании, или особой, только этому конкретному человеку присущей способности, и скрывается одаренность или талант. Особая одаренность в каком-либо виде деятельности обусловлена врожденными качествами, она обычно является односторонней, узконаправленной.

Талантливый в какой-то одной области человек зачастую неуспешен или даже совершенно беспомощен в другой.

Это давно подмечено народом и нашло свое выражение в пословице: «Таланту нужно помогать, бездарность и сама пробьется».

Какие факторы влияют на скорость реализации?

Как было сказано ранее, гениальность можно не только быстрее реализовать, но и загубить. Во втором — человеческое общество достигло особых успехов. Социальная среда является тем катализатором или же ингибитором, обуславливающим реализацию природных талантов. Какие именно факторы оказывают существенное влияние?

  1. Методы воспитания. Императивное воспитание угнетает инициативу. В этом случае человек становится вялым, безвольным, не выказывает самостоятельного интереса. При поощрении инициативы, удается добиться реализации природных качеств личности.
  2. Возможность свободной творческой реализации. То есть достаточной свободы действий, без контроля со стороны родителей, преподавателей (кроме разумного контроля, для обеспечения безопасности ребенка и направления творческой искры в нужное русло).
  3. Количество свободного времени. Чем его больше, тем эффективнее развитие. При условии, что ресурс расходуется правильно.
  4. Окружение. Влияет существенным методом.
  5. Материальный компонент. Удовлетворение естественных базовых потребностей. При достаточной степени удовлетворения потребностей, возникает адекватная среда для самореализации и развития. Хотя, порой, нужда также становится катализатором быстрого развития.

Это основные моменты. На деле же на скорость и качество развития влияет еще больше факторов: от состояния здоровья до мотивации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]