Зоны актуального и ближайшего развития с точки зрения современных педагогов


Родители, занимаясь со своим ребенком, сами того не замечая, используют феномен зоны ближайшего развития (ЗБР). Каждый ребенок самобытен. Саморазвитие дошкольника субъективно и протекает с разной скоростью и степенью продуктивности.

Главенствующую роль, влияющую на формирование психики и приобретение учебного опыта малыша, играет помощь взрослых. Часто родители и педагоги некорректно ставят перед ребенком задачи. Неверно поставленные задачи не позволяют, в силу своей простоты, продвигаться малышу в саморазвитии, а то и вовсе остаются за гранью детского понимания.

Для дальнейшего благополучного развития малыша важно грамотно обозначить зоны актуального и ближайшего развития.

Практическое применение

Дети познают мир посредством наблюдения, подражания, присвоения опыта. Этот процесс связан со взаимодействием детей с окружающими их взрослыми и сверстниками, общением с ними, совместной деятельностью. Причем общение и взаимодействие играют значимую роль. Обучение человека успешнее и результативнее происходит в социуме, во взаимодействии с окружающими людьми.

Малыш при знакомстве с новыми понятиями, эмоциями, социальной ролью ничего не знает о них. Из этого следует, что все новое в жизни ребенка превалирует над уже имеющимися знаниями, умениями и возможностями. Этот путь от знакомого к незнакомому, от привычного к неизведанному малыш не в силах преодолеть в одиночку.

Сопоставление зон актуального и ближайшего развития похоже на процесс становления высших психических функций, которые также зависят от взаимодействия с окружающими. Первостепенно они представляют собой нечто внешнее в отношении человека, однако впоследствии перетекают на уровень процессов, и человек использует их так, словно эти свойства — врожденные. Изначально психический процесс относится к зоне ближайшего развития, в дальнейшем — переходит в зону актуального саморазвития.

Понятие «зона ближайшего развития» в начале 30-х годов ХХ века ввел советский психолог и педагог Лев Семенович Выготский. В книге «Мышление и речь» он о

Если говорить другими словами, считается нормой, когда психические процессы малыша идут всегда на шаг позади получаемых знаний. Дистанция между зонами актуального и ближайшего развития имеет важную значимость, которая влияет на развитие дошкольника. Без нее умственные процессы, которые проходят стадию формирования, с легкостью могут остаться в состоянии неиспользованного внутреннего потенциала.

Важна ли языковая компетенция

Усвоение детьми социальных навыков, новых знаний и их психическое развитие вряд ли будут возможны без языковой компетенции. Под этим понимается развитие речи детей, увеличение словарного запаса, изменение и усложнение языковой структуры. Выготский полагал, что своевременное речевое развитие напрямую сказывается на детской психике и побуждает ребенка к обучению.

Языковая компетенция – это психологическая система, представляющая собой сочетание речевого опыта, получаемого при общении и знаний, приобретаемых в процессе обучения.

Основными компонентами данной системы являются:

  • ориентировочный – содержит анализ признаков речевого материала, на которые интуитивно опираются дети;
  • операциональный – включает в себя совокупность и последовательность применяемых детьми языковых навыков;
  • эмоционально-волевой – учитывает различные аспекты речевого опыта.

Выготский считал, что развитие речи необычайно важно. Без этого процесса ЗБР, как и ЗАР, не может сформироваться. Соответственно, не начинаются процессы развития и обучения.

Зона актуального развития – способность работать самостоятельно

Согласно теории Л.С. Выготского, развитие малыша имеет двустороннюю направленность. Ребенок уже приобрел некоторые знания. Основываясь на них, попросите дошкольника выполнить новое поручение, и малыш самостоятельно выполнит его.

Зона актуального развития – это совокупность знаний и умений, которые существуют в настоящее время. Проще говоря, все то, с чем дошкольник благополучно справляется самостоятельно, без помощи со стороны взрослых. Данное определение впервые ввел сам исследователь, оно актуально и по сегодняшний день.

Главные принципы зоны актуального развития:

  • успешное усвоение ребенком полученной информации;
  • возможность малыша без участия взрослых выполнять задания в пределах актуального саморазвития;
  • самостоятельное решение поставленных задач.

Малыш знаком с базовыми геометрическими фигурами и цветами. Он с легкостью укажет на зеленый кубик или желтый шарик. По просьбе взрослого положить голубые мячики в одну корзину, а белые – в другую, ребенок с легкостью справится с поставленной задачей без посторонней помощи. В случае, если малышу известны только лишь цвета, а с формой он абсолютно не знаком, в корзине окажутся голубые мячики, кубики, конусы. До тех пор, пока знание геометрических фигур не находится в зоне актуального развития, дошкольник не в состоянии справиться с заданием без посторонней помощи. В дальнейшем поставленную задачу можно усложнить. Необходимо попросить ребенка сложить в корзину красные и зеленые предметы, а в угол отложить конусы и кольца.

Вначале такие занятия будут способствовать закреплению приобретенных знаний, но не более того. Со временем малышу наскучит однообразие поставленных задач и у него возникнет желание в совершенствовании своих умений, познании нового. Для дальнейшего развития целесообразно перейти к следующему этапу, где вновь понадобится помощь наставника.

Особенности взаимодействия с социумом

Под термином “более осведомленный другой” не всегда имеется в виду учитель или наставник. Контактируя со сверстниками или немного более старшими детьми, малыши перенимают опыт и знания.

Для подростков возрасте влияние сверстников тоже играет большую роль в развитии. Мальчики и девочки в этот период часто обращаются к одногодкам, если хотят разобраться в тех вопросах, которые им неудобно обсуждать с родителями или в которых они считают своих сверстников более компетентными.

По мнению Выготского, новые знания воспринимаются легче и лучше усваиваются, если у детей есть возможность взаимодействовать со сверстниками. Для освоения новых навыков ученый предложил формировать группы учеников, в состав которых входят участники с высоким уровнем знаний и менее компетентные.

Зона ближайшего развития в представлении Л.С. Выготского


Вслед за успешным усвоением пройденного материала полученные дошкольником знания переходят на актуальный уровень саморазвития. Благодаря этому у малыша появляются возможности для проявления воображения, творчества, решения различных задач. Однако детское развитие по-прежнему ограничивается преградой. Для последующего продвижения малыш нуждается в новых познаниях. Умение усваивать новый, но взаимосвязанный с усвоенными знаниями материал является показателем скрытого потенциала дошкольника. Л.С. Выготский установил, что зона ближайшего развития (ЗБР) — это знания, навыки, умения, приобретенные ребенком при помощи взрослых.

Феномен зоны ближайшего развития заключается в готовности мозга к определенной деятельности. Однако без посторонней помощи достигнуть результатов не представляется возможным.

Выделение двух зон в развитии дошкольника по Выготскому было сродни революции в педагогической науке. Изначально для выявления уровня обучаемости в расчет брались лишь те навыки, которыми ребенок уже овладел, то есть зона актуального развития. Такое диагностирование не являлось полноценным. Для полной картины необходимо было определение дальнейших перспектив. Выдвинутая еще в 20 веке теория не утратила своей актуальности до настоящих дней.

Как определял ЗБР сам ученый

ЗБР, или зона ближайшего развития, определяется Выготским как конструктивная теория. С ее помощью можно охарактеризовать взаимосвязи между психологическими особенностями детского развития и процессами обучения.

Сам ученый описывал данную концепцию весьма поэтично, но очень туманно. В научном труде «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением» зона ближайшего развития определяется Выготским следующим образом: «Функции, не созревшие еще, но находящиеся в этом процессе. Пребывающие в зачаточном состоянии созреют завтра. Они являются не плодами, а почками и цветами развития, то есть тем, что способно созревать».

Льву Семеновичу свойственны абстрактные отступления и отстраненные примеры при разъяснении собственных мыслей, излагаемых им в научных работах. Этот ученый избегал языка, лишенного эпитетов. Он считал, что подобное изложение упрощает понимание. Именно так зона ближайшего развития определяется Выготским.

Данная манера поспособствовала возникновению массы разночтений и недопонимания, что в наше время привело к критике и даже отрицанию работ этого ученого.

Позиции общения

Из ранее изложенного следует, что дошкольник на разных этапах взросления в силах самостоятельно справится с некоторыми действиями – это характеризует зону его актуального саморазвития. Однако многое остается за гранью возможностей малыша. Это является показателем зоны его ближайшего развития.

К каждому ребенку необходим субъективный подход: одному достаточно небольшой подсказки, а другой нуждается в более содержательной помощи. Указанные примеры являются свидетельством существования различных по величине зон ближайшего развития. Выделяют 5 позиций общения:

  1. Независимая позиция – наставник незначительно содействует дошкольнику либо начинает действие, а ребенок продолжает и заканчивает.
  2. Позиция «на равных» – наставник взаимодействует одновременно с ребенком, не находясь с ним в паре. Главная цель этой позиции – соревнование.
  3. Позиция «снизу» — наставник содействует дошкольнику посредством наводящих вопросов, подсказок, стимулирует активность сознательными ошибками.
  4. Позиция «сверху» — взрослый выступает в роли учителя, поясняет материал, указывает на способы и ход решения поставленной задачи.
  5. Позиция «мы» — наставник и дошкольник совместно выполняют задание.

Одни дети нуждаются в подсказке, другим требуется уделить намного больше времени, выполнять все задания совместно. Чем меньше поддержка, оказываемая старшими, тем шире ЗБР ребенка. В случае, если малыш не в силах справиться с поставленными задачами даже при непосредственной помощи взрослого, речь идет о том, что изложенный материал на этом этапе находится вне зоны ближайшего развития, и его освоение лучше отложить.

Краткая биография Выготского

Лев Семенович родился в 1896 году в городке Орше, находящемся в Могилевской губернии. Вырос будущий ученый в Гомеле, куда семья перебралась вскорости после его рождения. Он стал вторым ребенком в очень большой семье. Всего у его родителей было восемь детей.

Изначально фамилия ученого звучала «Виготський». Он изменил ее в 1923 году. Возможно, Лев Семенович стеснялся своего еврейского происхождения, но вполне вероятно, что причиной стали сложности в произношении. Широко распространена и версия о том, что перемена фамилии обусловлена желанием ученого отличаться от собственного дяди, известного в ту пору литературного критика.

Его отец был купцом. Симха Лейбович Виготський обучался торговому делу в Харьковском коммерческом училище. Занятия торговлей он успешно совмещал с работой на посту заместителя управляющего отделения Соединенного банка. Мать будущего ученого работала учительницей. Звали ее Цецилия Моисеевна.

Родители Выготского не были бедными людьми, а их дети не нуждались ни в чем. Начальным образованием малышей занимались частные учителя, приходящие на дом. В гимназию Лев Семенович поступил сразу в шестой класс, сдав экзамены за пять первых, которые он не посещал.

В 1913 году Выготский стал студентом медицинского факультета Московского университета. Однако он увлекся юриспруденцией и вскоре перевелся на другой факультет. Будучи студентом, он написал немало статей на литературные и исторические темы. Их охотно публиковали различные журналы. В 1917 году Лев Семенович оставил Московский университет. Закончил он свое образование в университете Шанявского на историко-философском факультете.

В 1919 году у будущего ученого обнаружили туберкулез. Он покинул Москву, вернувшись к родным в Гомель. До 1922 года он трудился учителем литературы в трудовой школе. Подрабатывал в техникумах и на различных вечерних курсах, активно участвовал в обучении и переподготовке педагогов, работников детских учреждений.

1922 год стал переломным в жизни будущего ученого. Он устроился преподавать в педагогический техникум Гомеля. Уже через год Лев Семенович занялся организацией психологической лаборатории при этом же учебном заведении. Летом 1923 года он руководил группой студентов Московского института, которые проводили ряд экспериментов в кабинете-лаборатории при техникуме в Гомеле.

Результаты этих «экспериментов молодежи» Лев Семенович представил в виде научного доклада на съезде по психоневрологии в Петрограде. Тогда же он познакомился с Александром Романовичем Лурией, который и поспособствовал переводу Выготского в Институт экспериментальной психологии, находившийся в Москве.

Скончался ученый в июне 1934 года. Тело его было кремировано, а урна с прахом захоронена на Новодевичьем кладбище.

Использование теории зон развития

Теория зоны ближайшего развития Л.С. Выготского с практической точки зрения характеризуется следующим образом: действия, выполняемые ребенком с помощью взрослого, являются залогом его взросления в ближайшем будущем. И чем обширнее спектр совместной работы, тем больше вероятность раскрытия заложенного природой потенциала малыша.

Подобный симбиоз затрагивает все области саморазвития малыша. Родители, при выборе игр и заданий, должны основываться на интересах и предпочтениях своего ребенка, корректировать уровень сложности предоставляемого материала. Они должны строить свою линию поведения не с позиции строгого наставника, а с позиции помощника, сотрудника. Допустимы и даже обязательны шутки, игры, положительные эмоции.

Рассмотрим пример. Ребенок выучил алфавит, легко находит в тексте любую букву, однако ему не по силам прочесть даже самое короткое слово. Наступает время следующего этапа в обучении. Первоначально необходимо взять простое слово, состоящее из нескольких букв. Занятие должно проходить в игровой форме и быть интересным ребенку, в противном случае уже через некоторое время он забудет изученный материал. Постепенно нужно повышать уровень сложности задания. Впоследствии ребенок сможет составлять из слогов слова, читать их. Уже в дальнейшем можно предлагать прочесть небольшие предложения.

Повторение – мать учения

Чтобы обучение давало максимальные результаты, развитие малыша должно протекать планомерно. Занятие обязательно должно быть связано с предыдущим уроком, иначе эффективность будет низкая. Допустим, дети изучили букву «а». На следующем занятии будет целесообразно сначала повторить пройденный материал и только тогда двигаться дальше.

Область ближайшего и зона актуального развития – понятия хоть и разные, но все равно всегда должны быть в гармоничном соотношении. Новые знания зачастую являются лишь дополнением старых, поэтому расширяют известную информацию. Повторение ранее изученного материала сформирует более полный взгляд на тот или иной предмет.

Выготский считал, что сосредоточенность на уже имеющемся достижении поможет сформировать новое умение. Поэтому занятия для ребенка должны носить накопительный характер.

Что из теории Л.С. Выготского пригодится при занятиях с детьми

При проведении занятий стоит учитывать обе зоны развития. Целесообразно поинтересоваться программой, используемой в дошкольных учебных учреждениях и, опираясь на нее, строить свои занятия. Начинать урок нужно с повторения пройденного материала. Не стоит ругать и торопить ребенка, если у него возникают сложности с выполнением задания. Часто запоминание происходит неравномерно: вначале ребенок долго не может понять предложенный материал, затем резкий прорыв. Обучение должно проходить в соответствующем ритме.

Важное значение при занятиях с детьми играет похвала: покажите ребенку, как вы гордитесь его успехами. Умственная деятельность нуждается в тренировке. Дошкольника необходимо мотивировать к формированию новых навыков. В противном случае его саморазвитие остановится в пределах актуального. Однако не стоит завышать планку, предлагая более сложные задания, так как это может спровоцировать нервные расстройства и психические заболевания. Существует риск, что у ребенка пропадет интерес к получению новых знаний и самому процессу учебы.

Как выстраивается процесс обучения

Выготский считал, что учитель должен уметь балансировать между ЗБР и ЗАР, чередуя простые задачи с более сложными, для решения которых нужна незначительная помощь, а также с очень сложными, требующими новых знаний.

Педагог определяет такие критерии ЗБР:

  • границы зоны;
  • проблемный эпицентр.

При предъявлении готового решения дети ничему не учатся, не усваивают новые знания и не осознают допущенных ошибок. У них не накапливается опыт, не вырабатывается умение преодолевать трудности.

Полезные советы для родителей

Нижеприведенные рекомендации помогут вам повлиять на изменения в зоне ближайшего развития ребенка.

  1. Определите уровень сформированности и размер зоны ближайшего развития ребенка.
  2. Расширяйте зону ближайшего развития до момента перехода приобретенных навыков и знаний в зону актуального развития.
  3. Будьте заинтересованы в процессе общения с малышом.
  4. В качестве обучающего может выступать даже другой ребенок, при условии, что знания учителя превышают уровень знаний обучаемого.
  5. Следует помнить, что эффект от обучения максимален, если оно совпало зоной ближайшего развития.
  6. Для формирования у детей самостоятельности не следует помогать выполнять те действия, которые входят в их зону актуального развития.
  7. Каждый ребенок развивается согласно личному темпу. Не сравнивайте детей со сверстниками, старайтесь делать акцент на качество усвоенных знаний.

Как выстраиваются взаимоотношения учителя и ребенка

В рамках концепции Выготского учителя и дети — это партнеры. Их взаимоотношения считаются равноценными. Доминирование педагогов над детьми конструктивная теория ЗБР отрицает.

Учителя и дети (с точки зрения Выготского) являются равноценными участниками процесса развития, субъектами учебной деятельности, не способными существовать раздельно. Разумеется, это вовсе не означает, что между педагогами и учениками возможно панибратство. ЗБР подразумевает такой подход к организации процесса развития, при котором ребенок начинает стремиться к самообучению.

Рекомендации

Несколько полезных советов позволят родителям максимально эффективно использовать понятие «зона ближайшего развития».

  • Определите текущую ширину зоны ближайшего развития ребенка. Для этого примените разные позиции общения в схожих ситуациях, сделайте вывод, какая из них работает лучше. Полезно также понаблюдать за ребенком, когда он учится чему-то спонтанно.
  • Старайтесь постепенно увеличивать зону ближайшего развития до тех пор, пока знания и умения не перейдут в зону актуального развития. Допустим, школьник не умеет решать задачи в три действия. Начните с того, что постройте с ним команду. Если в команде вы с задачей справились, следующую задачу объясняйте с позиции учителя. Потом ограничьтесь подсказками и наводящими вопросами. Продолжайте расширять зону, пока ребенок не сможет решить задачу такого типа сам.
  • Есть почти безотказный прием, который помогает даже в самых трудных случаях. Ребенка нужно поместить в пространство между двумя взрослыми, один из которых находится в позиции «мы» (команда), а второй – в позиции учителя («сверху»). Таким образом, первый будет помогать ребенку «изнутри», преодолевая трудности вместе с ним, а второй создаст условия для изменения границ зоны ближайшего развития. Этот прием требует больших затрат времени и сил со стороны родителей, но он чрезвычайно эффективен.
  • Помните, что никакие приемы и методики не сработают, если взрослый сам не заинтересован в общении с ребенком. Общение, основанное на подлинном сотрудничестве, а не снисхождении к ребенку – вот ключ к успешному обучению. Только в таком общении, такой совместной деятельности ребенок развивается быстро и правильно.
  • В роли педагога, помогающего освоить новое пространство, может выступать любой человек, даже сверстник. Главное, чтобы он знал немного больше, чем сам ребенок и с желанием сотрудничал с ним. Вообще, чем шире круг общения ребенка с более знающими людьми, тем лучше для его развития.
  • Нельзя игнорировать текущие потребности развития ребенка, но и форсировать их тоже не стоит. Обе крайности могут привести к деформациям личности и даже психическим расстройствам. Все хорошо в свое время. Обучение наиболее эффективно тогда, когда оно происходит в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития (Выготский называл это «оптимальным сроком обучения», а Монтессори «сензитивным периодом развития»).
  • Некоторые родители опасаются, что в ситуации постоянной помощи взрослых ребенок станет несамостоятельным, не способным в одиночку преодолевать трудности. Это не верно, равно как неверен подход к детям как к «маленьким взрослым», которые «сами знают, что им нужно», «способны сами выбрать лучшее для себя». Дети нуждаются в помощи взрослых, в общении с ними, в совместной деятельности. Без этого они будут отставать в развитии. Для воспитания самостоятельности просто не делайте за детей того, что входит в их зону актуального развития.
  • Темп развития каждого ребенка индивидуален. Не стоит зацикливаться на времени, которое уходит на восприятие и переработку новых знаний. Лучше измерять не скорость, а глубину восприятия.

Некоторым людям, особенно тем, кто много учится, знакомо «чувство сопротивления материала». Новые знания, незнакомые раньше понятия, определения, термины на первый взгляд кажутся непонятными, нелогичными, не желают оставаться в памяти. Но, по мере погружения в материал, приложения усилий для овладения им в какой-то момент все встает на свои места. Оглядываясь назад, человек удивляется, почему раньше что-то было непонятно – «сопротивление материала» преодолено!

То же самое испытывает ребенок, когда учится, только справиться с «сопротивлением материала» ему гораздо труднее, чем взрослому (а иногда и вовсе невозможно). Ему не хватает «умения учиться», его психика, его личность еще не сформированы полностью. Кто, как не родители призваны помочь своему ребенку преодолеть это сопротивление!

Развитие мелкой моторики

Это еще один важный аспект для становления личности, как укрепление тела или умение читать. Мелкая моторика очень благотворно влияет на активизацию умственной деятельности. Это может быть рисование на бумаге или песке, лепка, создание аппликаций, игры с мелкими предметами и многое другое.

Если малыши недавно изучали в детском саду домашних животных, то лучше попросить ребенка нарисовать или слепить из пластилина понравившегося представителя. Не стоит давать конкретное задание (изобразить, к примеру, собачку). Это ограничит фантазию ребенка и задержит прогресс.

Зона актуального развития – это целенаправленные действия с опорой на имеющиеся навыки. Если их использовать конструктивно, то можно очень эффективно расширить границы познания ребенка.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]