Словесно логическое или вербальное мышление — что это


Мышление и речь – это то, что отличает человека от животного. Словесно логическое мышление присуще только человеку, оно формируется в процессе его развития и взросления.

Мышление – высший уровень познания, процесс воссоздания окружающей нас действительности. Часто мышление отождествляют с умом. Это не совсем верно.

Если ум – это способность думать и находить решение различных задач, то мышление – это предпосылка ума, инструмент человека думающего, работа со смыслами.

Мышление, речь и логика

Мышление человека речевое, оно формируется в процессе общения и его становление возможно только при совместной деятельности людей. Все люди разные, одним легче думать, если они видят или представляют предметы – это наглядное мышление. Другие оперируют отвлеченными структурами (словами) – именно это и отличает словесно логическое мышление.

Речь – это форма общения людей с помощью языковых конструкций, созданных по исторически сложившимся правилам, высшая психическая функция человека. Речь формулирует мысли с помощью слов и предполагает их понимание и восприятие другим человеком.

Логика в дословном переводе означает – рассуждение, речь, мысль. Логика – это наука, которая учит делать выводы косвенным путем, то есть не из сенсорного опыта, а из полученных ранее знаний.

Причины

Предпосылки для такого нарушения речи обычно возникают в период развития плода, при родовом процессе и первых годах жизни малыша (65-85%). Этим оно сходно с ДЦП, а также сопровождает его, причем, чем тяжелее двигательные нарушения при такой серьезной патологии, тем сильнее выражена дизартрия.

Перинатальные причины:

  • сильный токсикоз у будущей матери;
  • резус-конфликт;
  • наличие хронического заболевания у роженицы;
  • гипоксия плода;
  • внутриутробная асфиксия;
  • сложные роды;
  • недоношенность;
  • ядерная желтуха у новорожденного.

Другие факторы:

  • интоксикация организма;
  • гидроцефалия;
  • энцефалит и менингит;
  • черепно-мозговая травма;
  • гнойный отит.

У взрослых людей дизартрия может появиться вследствие травмы головы, перенесенного инсульта, нейрохирургической операции, а также в связи с опухолью мозга.

Такая патология, кроме ДЦП, может быть у страдающих болезнью Паркинсона, олигофренией, рассеянным склерозом, миастенией, нейросифилисом и др.

Виды логического мышления

В дошкольный период формируются все познавательные процессы, среди которых важнейшее место принадлежит развитию и формированию мысли и речи.

  • Наглядно действенное формируется в раннем детском возрасте примерно с полутора лет. Первые обобщения ребенка связаны с одними и теми же действиями, выполняемыми с похожими предметами. Предположим, ребенок увидел бутылочку с молоком – сейчас его будут кормить. Во взрослой жизни оно используется, например, при экспериментах, результат которых невозможно предугадать заранее.
  • Наглядно образное обычно наиболее ярко проявляется у детей 4-6 лет. Оно оперирует образами и предполагает визуализацию ситуации. Чаще всего не требуется непосредственного контакта с предметом, но необходимо его отчетливо представлять. Если у ребенка спросить, что такое собачка, он покажет на картинку или сидящего рядом щенка, а не станет перечислять количество лап и ушей животного. Взрослые оперируют им для описания понятий, которые видеть они не могут – строение молекулы, земного ядра.
  • Словесно логическое обычно начинает развиваться в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте, продолжая формироваться и развиваться на протяжении всей жизни. Это способность думать при помощи рассуждений, осуществляемое с помощью языка и логических действий с понятиями, самый поздний этап эволюции мышления.

В качестве примера можно привести пример с монеткой. При наглядно действенном человек увидит упавшую монетку и сообразит, что ее можно взять в руку или засунуть в рот, так как она туда поместится. При наглядно образном – будет подбрасывать ее и наблюдать, что выпадет, орел или решка. При словесно-логическом он начнет рассуждать о том, может ли она зависнуть в воздухе или стать на ребро, и если нет, то почему.

Симптоматика


Говорит человек с дизартрией непонятно, нечетко, у него, что называется «каша во рту». Происходит это из-за плохой взаимосвязи (иннервации) мышц голосовых складок, дыхательной мускулатуры, языка, мягкого неба, губ – всего того, без чего невозможно воспроизведение речи.
Артикуляционная моторика бывает разной, и связано это с состоянием мышц:

  • их спазм мышц сопровождается напряжением мускулов языка, шеи и губ. Последние плотно сжимаются, что ограничивает произношение звуков;
  • при гипотонии (пониженном тонусе) рот остается полуоткрытым, так как губы не сомкнуты, с него течет слюна. Язык, не двигаясь, находится на дне полости рта. Парез (расслабление) мягкого неба приводит к речи «в нос»;
  • дистония повышает мышечный тонус при попытке говорить.

Звукопроизношение зависит от степени дизартрии. Так, стертая характеризуется слабыми искажениями и некоторой смазанностью, а 2 и 3 – речью невнятной, очень медленной, безэмоциональной, звуки в которой пропускаются или неправильно произносятся. Тотальный паралич мышц, участвующих в речи – самая тяжелая степень, 4-ая, при которой что-то сказать вообще невозможно.

Звуки при дизартрии артикулируются тяжело, это относится и к согласным, и к гласным. Свистящие и шипящие произносятся между зубами или боковым способом, твердые звуки смягчаются, звонкие – приглушаются.

Речевое дыхание нарушено при различных видах патологии – оно учащено и даже прерывисто, на выдохе укорочено. Голос слабый, утихающий, глухой, назализированный. Речь монотонная, отсутствуют модуляции.

Словесно логическое мышление

Благодаря вербальному мышлению мы оперируем такими понятиями, как честь, совесть, любовь, стоимость. Ведь визуализировать их мы не можем – это вербальные конструкции, возможно, каждый вкладывает в них свой смысл.

Вследствие словесно логического мышления личность может оперировать самыми отвлеченными понятиями, не отрываясь полностью от чувственного опыта. С его помощью мы ищем и находим закономерности, обобщаем ранее полученный опыт — и чувственный, и наглядный.

Словесно логическое мышление не снисходит на нас в одночасье, оно формируется в процессе всей жизни постепенно, в процессе обучения и приобретения личного опыта. Кто-то овладевает им в большей мере, чем другие, их мы называем талантами или гениями, а кто-то в меньшей.

Специальные тренажеры

Между словарным запасом человека и его уровнем дохода есть прямая и четкая зависимость. Богаче лексикон — приятнее доход. Человек, владеющий умением составлять точное и яркое описание (устно или письменно) зависит успех продажи любого товара или идеи. Это умение, помноженное на аналитические способности, делает из человека незаменимого профессионала в любой сфере деятельности.

Готовый ключ к освоению этих умений — тренажеры и курсы Викиум. Например, интенсив «Развитие мышления» позволит научиться молниеносно принимать верные решения, одерживать верх в словесной полемике, освоить искусство грамотного убеждения и логичных умозаключений. Такие навыки необходимы и исполнителям, и руководителям любого уровня.

Операции словесно логического мышления

В процессе обучения мы оперируем определенными понятиями.

  • Анализ – переход от общего к частному, расчленение объекта на компоненты, разграничение в нем различных свойств, элементов, связей.
  • Синтез – переход от частного к общему. Объединение составляющих частей в единое целое.
  • Сравнение – это сопоставление явлений и предметов, вычленение в них отличий и схожести друг с другом.
  • Обобщение – объединение явлений и предметов по значимым признакам, одному или нескольким.
  • Классификация – группировка по признакам. В противовес к обобщению, основанием для которого служат значимые признаки, классификация признает в качестве основания желательные, но малозначительные признаки, например, по предпочтению напитка.

Отличия

Психологи полагают, что людям, обладающим невербальным мышлением, сложно справляться даже с простейшими задачами, представленными в знаковой форме. Индивидам с вербальным типом мыслительной деятельности труднодоступны задачи, требующие оперирования наглядными образами. Но они имеют способности к изучению иностранных языков.

Люди с невербальным мышлением имеют наклонности в области черчения и живописи. Они хорошо разбираются в схемах и чертежах, могут создавать различные конструкции. При наглядном мышлении в мозговых структурах человека всплывают чёткие образы предметов и явлений, при вербальном мыслительном процессе – отвлечённые знаковые структуры.

Мышление формируется в процессе общения с другими людьми. Оба вида мышления способствуют передаче информации от одного человека другому. Невербальная коммуникация осуществляется с помощью языка жестов, мимики и движений. Вербально-речевые формы создаются посредством языковых конструкций.

Речевая деятельность осуществляется устно и письменно в виде монолога или диалога

Для её реализации важно изучить грамматические и синтаксические особенности языка, освоить лексический (словарный) состав

Важность развития вербально логического мышления у детей

Развивать вербально логическое мышление у дошкольников нужно потому, что скоро дети приступят к учебе. С первых дней они будут изучать предметы, основанные на логике, и неподготовленным детям придется очень трудно.

Неразвитое вербально логическое мышление мешает усваивать знания, приводит к неумению выразить свои мысли, препятствует установлению нормальных контактов с учителями и другими детьми. Именно поэтому так сложна адаптация в нашем обществе глухонемых. Они ходят в специальные школы, их обучают по специальным методикам, у них даже есть свой язык.

Для того чтобы помочь ребенку, можно:

  • попросить его пересказывать мультфильмы;
  • сочинять вместе с ним сказки;
  • решать вместе с ним простые задачки на логику;
  • разгадывать загадки;
  • попросить его объяснить значение пословиц и поговорок.

Прогноз

Чем раньше начнется коррекционно-педагогическое воздействие, тем быстрее и лучше будет результат. Его успех зависит от профессионализма специалиста, усердия маленького пациента и посильной помощи его родителей.

Ребенок со стертой дизартрией может овладеть навыками нормальной речи, говорить правильно, точно выражая свои мысли и так, чтобы окружающие его хорошо понимали. Он может учиться в общеобразовательном учебном заведении вполне успешно, но ему придется посещать логопеда – школьного, в поликлинике или в частном порядке.

Словесно логическое мышление в жизни человек

Вербально логическое мышление подразумевает не только умение мыслить логически, но и виртуозное владение словом. Именно оно задействовано у нас в момент общения с другими людьми. Ведь если человек что-то знает, но не может донести этого окружающим посредством речи, он уподобляется немому. Если человек красиво говорит, но не в ладах с логикой, он все равно, что глухой.

Именно ему мы обязаны всем открытиям, которые сделало человечество за время своего существования. Если человек не может логически мыслить, он ничего не откроет. Если он не может донести свою мысль до других, его открытие умрет вместе с ним.

Что такое вербальные способности?

Хорошо развитые вербальные способности позволяют человеку овладеть языковой системой. В неё входят различные элементы и правила использования и соединения этих элементов. В систему языка входит:

  • фонетическая сторона речи;
  • грамматический строй речи;
  • лексическая сторона речи;
  • синтаксис.


Фонетическая сторона речи – это звуковой состав языка. Вербальные способности позволяют различать звуки на слух, определять правильность своего произношения. В грамматике вербальные способности проявляются правильно построенными высказываниями, слова в которых согласованы, падежи и предлоги употреблены правильно. В синтаксисе – красиво и верно оформленными предложениями, составляющими связный текст. Словарный запас человека с хорошо развитыми вербальными способностями, как правило, богат.
Все перечисленное помогает в вербальной стороне общения, то есть коммуникации, происходящей с использованием речи. Высокоразвитое вербальное мышление помогает донести до собеседника свои мысли, убедить в своей правоте, наладить диалог и совместную деятельность. При недостаточном развитии этих способностей процесс общения затруднен (см. Дизартрия у детей). Только лишь невербальная сторона общения (мимика, пантомимика и жесты) не дает достаточной информации. Качественное использование речи для передачи информации необходимо в процессе общения.

Общая информация о стиле мышления

В психологии стиль мышления представляет собой систему, имеющую свое относительно постоянное ядро, структуру и избирательность по отношению к внешним воздействиям. Каждый человек использует стиль, сложившийся в процессе его жизни, и этот стиль он считает наиболее оптимальным для себя.

Принимая решения, человек всегда использует конкретный набор мыслительных стратегий. Они имеют свои преимущества и недостатки: оказываются полезными в разных ситуациях и могут приводить к положительным или отрицательным последствиям в зависимости от того, насколько правильно человек их использует.

В жизни большинство людей применяет, как правило, не более двух наборов стратегий, практически не задумываясь о том, что существуют и другие стратегии или стили мышления, с помощью которых можно было бы стать более гибкими, быстрее адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, лучше решать проблемы, эффективнее взаимодействовать с другими людьми и т.д.

Само понятие «стиль мышления» отражает одну простую истину: люди думают по-разному об одних и тех же вещах. Они применяют свои интеллектуальные приемы, операции и навыки, к которым предрасположены в силу своих личностных особенностей, сложившихся еще в детстве и развивавшихся на протяжении всей жизни до настоящего момента.

Одни люди оказываются успешнее и продуктивнее других, потому что они владеют несколькими стилями мышления. Остальные оказываются менее успешными и продуктивными, т.к. «привязаны» только к одному (максимум – к двум) стилям. Однако у любого человека есть возможность расти и «прокачивать» себя, развивая свой ум и овладевая новыми стратегиями.

Кроме того, большинство людей вообще не задумываются о том, каким стилем мышления они пользуются. А уже одно только понимание этого могло бы значительно улучшить их жизненные и профессиональные результаты. Зная о том, каковы особенности его мышления, человек может подбирать себе подходящую работу и дело жизни, разрабатывать собственные стратегии принятия решений и достижения целей, определять свои слабые места и работать над своими недостатками.

А зная о том, какие вообще существуют стили мышления, человек будет понимать, в какой ситуации лучше применять ту или иную стратегию, для решения каких задач нужно «переключаться» с одного стиля на другой. Понимая особенности разных стилей, намного проще ими овладеть и начать оперировать в реальной жизни. Именно поэтому мы хотим познакомить вас с пятью основными стилями мышления. И в качестве начала предлагаем посмотреть небольшое видео.

Освоение нового

Определите для себя новый навык — то, что вы еще не умеете. Например, освоить скорочтение или незнакомый язык. Распишите, какие ресурсы вам понадобятся для его освоения, с какой периодичностью и в каких условиях вы будете это делать, по какому плану? В случае со скорочтением, например, очень помогут одноименные курсы и тренажеры от Викиум. Пройдя их, вы сможете «проглатывать» книги, глубоко осознавая их содержание (это можно будет сделать даже в магазине, не отходя от стеллажа!), более оперативно и продуктивно готовить учебные и рабочие презентации, отчеты, доклады, а также высвободить огромное количество времени для себя.

Все расписали? А теперь приступайте к реализации!

Диагностика вербального и невербального интеллекта

Вербальный и невербальный интеллект диагностируют различными способами. Есть отличия в заданиях и материале, на котором эти задания даются. Диагностика вербального интеллекта проводится с помощью заданий на сравнение, анализ и синтез словесного материала. Кроме того, материал подобран с учетом возраста испытуемого. Чаще всего для диагностики вербального интеллекта используют вербальный тест интеллекта Г.Айзенка.

Для диагностики невербального интеллекта используют задания на наглядном материале, без использования речи. В тестовых заданиях человек манипулирует объектами, составляет фигуру из отдельных элементов, сравнивает наглядный материал. Для определения уровня развития невербального интеллекта применяют «кубики Коса», тест в виде доски форм Сегена, прогрессивные матрицы Равена.

Существуют и тесты, задания в которых позволяют оценивать уровень развития и вербального и невербального мышления одновременно. Это, например, тест Векслера на интеллект. Диагностика в этом случае занимает достаточно большой отрезок времени, около 1,5 – 2 часов.

Подведем итоги

Вербальное и невербальное мышление взаимосвязаны. Сниженный уровень развития одного из этих видов мышления оказывает влияние и на другой вид. Например, если недостаточный уровень развития пространственного мышления не позволяет хорошо ориентироваться в размере, форме и соотношении предметов, пострадает и развитие речи. В этом случае человек может путать похожие по изображению буквы (см. Дизартрия). Недостаточное развитие вербального мышления отразится на понимании любого вида информации.

Внимание!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]