Словесно-логическое мышление: 10 упражнений для развития


Опубликовано: 20 октября 2021Рубрика: НавыкиАвтор: Людмила Редькина

Привет, дорогие читатели! С вами Людмила.

Каждый день жизнь преподносит нам приятные или неприятные сюрпризы. И каждый день мы сталкиваемся с решениями, анализом действий, выбором. Ежедневные задачи стимулируют нас к применению хоть какой-то логики, когда кого-то убеждаем, решаем вопросы по работе, последовательно решаем бытовые задания. Тут-то и проявляется наше логическое мышление: если оно у нас имеется и с ним все норм, то задачи будут решаться быстро и эффективно. А если нет?

В этой статье я составила мини-руководство, как развить логическое мышление, чтобы стать продуктивнее.

  • Что такое логическое мышление и из чего оно состоит
  • Виды логического мышления
  • Для чего нужно развивать и применение в жизни
  • Тесты
  • Как развивать логическое мышление Советы психолога Вспомните детство
  • Тренируйте речь
  • Играйте в настольные игры
  • Головоломки, кроссворды
  • Принимайте участие в спорах
  • Игры
  • Упражнения
  • Задачи, загадки
  • Тренажеры
  • Книги
  • Онлайн-курс
  • Заключение
  • Формы абстрактного мышления

    При абстрактном мышлении человек оперирует разными знаниями и мыслительным опытом. Со временем все это пришло к определенной системе. Множество явлений мира неподвластны зрению, слуху или осязанию (а про некоторые можно сказать, что они вообще не существуют как таковые). Но такие явления есть часть человеческой жизни, а потому должны иметь хоть какую-то форму.

    Существует три основных формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение. Скажем о них вкратце.

    Понятие

    Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу. Возьмем, к примеру, автомобиль. Это может быть внедорожник, седан или хэтчбэк; у разных машин разная форма, цвет, характеристики. Но их общая особенность в том, что у всех есть колеса, двигатель, коробка передач и т.д., и в том, что на них можно ездить. Вот эти признаки (конструкция, предназначение) и позволяют относить свойства к одной группе.

    И таким вещам нас учат еже с пеленок. Мама говорит о «коте», а мы сразу понимаем, что это мяукающее и мурлыкающее четырехногое животное с хвостом и т.п. Кошки бывают и разных пород и окрасов, но у всех есть общие признаки, по которым они относятся к общему понятию «кот» или «кошка».

    Суждение

    Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо. Оно может быть простым или сложным. Вот простое – «кот мяукает» – его можно выразить конкретно и однозначно. А вот сложное – «кот начал мяукать, потому что он голодный» – его можно выразить несколькими повествовательными предложениями.

    Также суждения бывают истинными и ложными. Истинные отображают действительное положение дел и основываются, как правило, на отсутствии индивидуальной оценки человека, т.е. он судит объективно. Ложным суждение становится тогда, когда человек проявляет свою заинтересованность, основываясь при этом на личных доводах, а не на том, что происходит в действительности.

    Умозаключение

    Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению.

    Три этих формы абстрактного мышления составляют его основу. Всеми абстракциями мы оперируем с их помощью. Но того, о чем мы сказали (формы и виды абстрактного мышления и абстракций, их цели и т.д.) может быть не совсем достаточно для понимания абстрактного мышления и его особенностей, т.к., по сути, все это теория. Поэтому есть смысл отдельно поговорить о конкретных примерах.

    Логические задачи для детей

    Задача

    Черепаха пришла в гости к своей подруге, которая живёт на 14 этаже. Лифт оказался сломан – придётся подниматься пешком. Черепаха начала свой путь после полудня. Полчетвёртого уже – черепаха на четвёртом этаже. Полпятого уже – черепаха на пятом этаже. Полвосьмого уже – черепаха на восьмом этаже. Когда же она доберётся до 14 этажа?

    Ответ

    (Полвторого ночи)

    ***

    Лена, Аня и Женя помогали бабушке в саду. Бабушка захотела сделать детям подарки. «Куплю-ка я куклы обеим девочкам», – подумала бабушка. Неужели она ошиблась и неправильно сосчитала детей?

    Ответ

    (Бабушка не ошиблась, девочек было действительно двое: Лена и Аня, а мальчику Жене бабушка купила гоночную машинку)

    ***

    В пенале у Аси лежат 4 простых карандаша и 2 цветных. Какое минимальное количество предметов нужно взять, чтобы в руке точно оказался простой карандаш?

    Ответ

    (3 предмета)

    ***

    На часах было 11:45, когда начался мультфильм. Он длился 50 минут. Точно в середине просмотра пришла мама и позвала обедать. Какое время показывали часы в этот момент?

    Ответ

    (12:10)

    ***

    Четыре девочки ели конфеты. Аня съела больше, чем Юля. Ира – больше, чем Света, но меньше, чем Юля. Расставь имена девочек в порядке возрастания количества съеденных конфет.

    Ответ

    (Света, Ира, Юля, Аня)

    ***

    У сороконожки 90 ножек. Она купила 13 пар сапожек. Но при этом 16 ног остались босыми. Сколько пар старых сапожек было на сороконожке до покупки новых сапожек?

    Ответ

    (24)

    ***

    Петя и Коля живут в одном многоэтажном доме. Квартира Коли на 12 этажей выше, чем Пети. Вечером Петя поднимался по лестнице к Коле. Когда он прошёл половину пути, то оказался на 8 этаже. На каких этажах квартиры мальчиков?

    Ответ

    (П-2, К-14)

    ***

    Из 64 маленьких кубиков составили большой куб. Синей краской покрасили пять граней большого куба. Назови количество маленьких кубиков с тремя синими гранями.

    Ответ

    (4 – по углам)

    ***

    На пароме помещается или 6 грузовиков, или 10 легковушек. В четверг паром, полностью загруженный, 5 раз пересек реку и переправил 42 машины. Сколько было среди них грузовиков?

    Ответ

    (12)

    ***

    Речь пойдёт про единицы времени. Что можно узнать, данным произведением 60 х 60 х 24 х 7?

    Ответ

    (Количество секунд в неделю)

    ***

    Брату и сестре 2 года назад вместе было 15 лет. Сейчас сестре 13 лет. Сколько должно пройти лет, чтобы брату исполнилось 9 лет?

    Ответ

    (3 года)

    ***

    В гости к Игорю пришли друзья. Сколько их было, если каждый из них сложил из даты своего рождения число и номер месяца и получил 35? Причём даты рождения у всех гостей разные.

    Ответ

    (8)

    Можно ли развивать логическое мышление взрослым

    Можно и даже нужно. Мир меняется очень быстро, и со старым «багажом» знаний бывает трудно что-то взвешенно обдумать. Многие полагают, что полученных в школе или вузе основ будет достаточно, но это не совсем так.

    Главное – победить собственную лень. Да, нам не хватает времени, и тратить свободные минуты на развитие согласится не каждый. Между тем ничего сложного здесь нет.

    Здесь не придется часами сидеть над книгами или отказываться от общения с родными или друзьями: многие логические упражнения можно проводить в компании.

    Знаете ли вы? Многие помнят кубик Рубика, пик популярности которого пришелся на 80-е годы прошлого века. Придуманная венгерским скульптором игрушка была настолько распространенной, что в 80-83 годах ХХ века издавался даже официальный бюллетень, целиком посвященный кубику.

    Для чего нужно развивать логику


    Как развить мышление? У каждого человека оно развито в той или иной мере. Но для лучшего понимания действительности и умения ей оперировать необходимо логическое мышление, развитое на достаточно высоком уровне. Научиться этому можно исключительно через тренировки.
    Креативное мышление можно развить, а негативное мышление устранить. Мозг тренируется не в меньшей степени, чем мышцы, возможно, больше. Постоянно тренируя мышление и память, человек может развиваться всю свою жизнь, методично улучшая свои показатели. Развитие интеллектуальных способностей – гарант эффективного самосовершенствования.

    Принято считать, что креативное мышление противопоставляется логике и разуму, но это неверное утверждение. Креативное восприятие действительности является основной для творчества. Это вовсе не означает необходимость негативного мышления, которое отличается концентрацией исключительно на плохом. Наоборот, оно позволяет натренировать мозг, очистить его от стереотипов и мешающих установок, посмотреть на все со стороны. Так открываются совершенные горизонты. Как следствие, умение решать проблемы нестандартным способом, находить ранее невозможные пути.

    Книги и учебники по логике

    На данной странице мы подобрали полезные книги и учебники, которые помогут вам углубить свои знания в логике и логическом мышлении:

    • «Прикладная логика».
      Николай Николаевич Непейвода;
    • «Учебник логики».
      Георгий Иванович Челпанов;
    • «Логика: конспект лекций».
      Дмитрий Шадрин;
    • «Логика. Учебный курс» (учебно-методический комплекс).
      Дмитрий Алексеевич Гусев;
    • «Логика для юристов» (сборник задач).
      А.Д. Гетманова;
    • «Логика. Учебник для юридических вузов».
      В.И. Кириллов, А.А.Старченко
    • «Логика. Учебник для средней школы».
      Виноградов С.Н., Кузьмин А.Ф.
    • «Логика. Учебник для гуманитарных факультетов».
      А.А.Ивин
    • «Логика».
      Иванов Е.А.
    • И другие.

    Практикуйте SWOT-анализ

    SWOT — это оценка сильных (Strengths) и слабых (Weaknesses) сторон, а также возможностей (Opportunities) и угроз (Threats) чего бы то ни было: идеи, предложения, объекта.

    Как это делается, проще объяснить на примере. Допустим, вы подумываете поужинать в фаст-фуде. Сильные стороны: быстро, дешево, вкусно. Слабые: вредно, калорийно. Возможности: не надо готовить, освободится время на изучение программирования. Угрозы: можно отравиться или просто объесться, и ничего делать уже не захочется. Можно так же проанализировать вариант «писать код сейчас» или «взять ещё один фриланс». И сделать рациональный выбор.

    Упражнения по развитию логического мышления

    Есть много способов развития логического мышления в деятельности. Например, психологи советуют больше читать

    Причем не важно, художественную или научную литературу, главное – осмысливать прочитанное, записывать свои мысли, выводы, спорить с автором, ловить его на противоречиях. Хорошо помогают в развитии логики основанные на ней настольные и компьютерные игры, например, шахматы, шашки, морской бой и другие

    Можно для этой цели использовать и специально разработанные упражнения.

    Упражнение «Логические цепочки»

    Это одно из наиболее распространенных тренировочных заданий на развитие логики. Оно имеет множество форм, видов, модификаций для разных возрастов. Его цель – научиться устанавливать логические связи между вещами, явлениями, понятиями.

    Вариант 1

    Пример: даны два объекта — рыба и бутылка. Найдите, что их может связывать. В качестве возможных ответов можно предложить такие:

    • оба объекта имеют схожую обтекаемую форму;
    • и рыба, и бутылка связаны с водой;
    • если бутылка пластиковая, то она, как и рыба, может плавать;
    • у рыбы и бутылки может быть одинаковый цвет;
    • оба объекта содержат полезные для человека вещества и т. д.

    Вы можете продолжить список дальше или выбрать новые объекты, проследив, чтобы они на первый взгляд были совершенно непохожи и не имели ничего общего (кошка и стул, мороженое и автомобиль и т. д.).

    Вариант 2

    Происходят два события, разделенные сравнительно небольшим промежутком времени:

    1. Со стола начальника фирмы падает на пол карандаш.
    2. В номере одного из южных курортов случается пожар.

    Установите логическую связь между первым и вторым событием. Посмотрите, сколько промежуточных событий окажется в вашей логической цепочке. Попробуйте выстроить другую, где событий больше или меньше.

    Если упражнение проводится в группе, то интересно будет сравнить и проанализировать логические цепочки всех участников, выбрать наиболее интересную. Можно продолжить упражнение, придумав следующее событие и установив связь уже между пожаром и ним.

    Упражнение «Составление предложений»

    Логическое мышление тесно связано с речевой деятельностью, оно вообще протекает преимущественно в понятийной и знаковой форме. Поэтому для развития логического мышления полезно писать короткие (и длинные) рассказы, эссе, заметки, вести дневник.

    А у кого это не очень получается или жалко времени, можно начать с отдельных предложений. Но не простых, а объединяющих ничем не связанные понятия и объекты. Ваша задача не просто написать предложение, но так, чтобы оно выглядело вполне логично.

    Выберем три объекта, максимально не связанные друг с другом. Например: «белка», «вертолет» и «чашка с капучино». Теперь составьте фразу, которая бы логично объединяла эти объекты. Вот, например, такое предложение можно сочинить: «Я отдыхал на веранде, когда из пролетавшего надо мной вертолета выпала белка и плюхнулась прямо в мою чашку с капучино».

    Попробуйте придумать свое предложение или выберите другие три объекта. Например: ножницы, акула, шашлык; книга, лимон, цирк и т. д.

    Упражнение «Я скажу по-другому»

    Это упражнение тоже на развитие вербального мышления, которое является основой логического. Придумайте какую-нибудь несложную, даже банальную фразу, касающуюся обыденного события. Например: «Мы любим пятницу, потому что это последний день рабочей недели».

    А теперь выскажите ту же самую мысль, но другими словами. Главное условие: ни одно слово из исходной фразы не должно повторяться. Сколько таких новых предложений с одним и тем же смыслом вы можете составить?

    Логическое мышление, несомненно, важно, и без него невозможно обойтись ни в какой области жизни. Но не менее значимо и образное мышление

    Тренинги

    Тренировка и развитие логического мышления могут быть дополнены следующими тренингами, которые вы сможете бесплатно пройти на нашем сайте:

    1. Память и внимание являются важными способностями для логического мышления, которые позволят концентрироваться на большом количестве мыслительных объектов, над которыми осуществляются логические операции.

    2. Творческое мышление вместе с логикой даст вам возможность не только строить правильные выводы, но искать нестандартные решения там, где логика «зашла в тупик».

    3. Ораторское искусство и писательское мастерство формируют словестно-логическое мышление, а также позволяют на практике применить полученные знания в данном курсе.

    4. Устный счет и скорочтение подходят для развития и тренировки интеллектуальных способностей.

    5. Психология человека является полезной в понимании логического мышления, ведь именно психология как наука изучает мыслительные операции, мотивы, стимулы человека.

    Что такое абстрактное мышление

    Строгий экзаменатор критикует молодого человека, отвечающего слишком пространно: «Давайте ближе к предмету билета».

    Почему студент так бросается умными фразами? Чтобы скрыть пробелы в знаниях, а то и полное их отсутствие. И в этом кроется суть абстрактного мышления.

    Знания человека о реальном мире не являются полными, исчерпывающими, конкретными. Но ему нужно как-то ориентироваться среди неизвестных явлений и вещей, поэтому он мыслит абстрактно.

    Если бы не было понятия времени, то как бы люди договаривались о встречах? Как бы учёные описывали новые галактики, не имея представления о форме, расстоянии, скорости, веществах? А как бы без общих понятий взаимодействовали науки?

    Вы стали свидетелем семейной ссоры. Вашему другу на телефон звонит жена, плачет, кричит, ругается. Какие выводы делает мозг?

    1. Конкретное мышление: жена друга – истеричка;
    2. Абстрактное мышление: возможно, друг обижал жену, она долго терпела, но теперь не может сдерживать эмоции.

    Как развить мышление у ребенка Общие рекомендации:

    Развивающие игры и задания способствуют развитию мышления у ребёнка, и чтобы повысить их эффективность, можно использовать специальные рекомендации:

    1. Поощряйте даже маленький успех ребёнка: это станет мотивировать его и приблизит новые достижения.

    2. Не торопите ребёнка, не спешите исправить его ошибку, дайте ему время подумать ещё и попробовать найти её самостоятельно. Все дети разные, и то, что одному даётся легко и быстро, для другого представляет сложности. На результатах могут сказаться особенности темперамента ребенка, обстановка, настроение, восприятие, внимательность, память, мотивированность, настрой и т.д.

    3. Не торопитесь подсказывать правильный ответ. Если решение ребёнка неверно – похвалите его за старание найти правильное, подбодрите за то, что искал или нашёл оригинальный, необычный способ решения; покажите, что решить такую задачу поначалу непросто, и что в следующий раз у него обязательно получится лучше.

    4. Старайтесь заниматься в одно и то же время. Пусть ребёнок ждёт его с нетерпением.

    5. Постепенно наращивайте уровень сложности заданий, но именно постепенно: нагрузка не должна быть непосильной, и в то же время она должна чуть усложняться, а задания – становиться разнообразнее.

    Мышление и память, восприятие и внимание можно тренировать на развивающих тренажёрах для мозга онлайн в виде увлекательных ежедневных игр, с наградами, соревнованиями, достижениями и их наглядными графиками. Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

    Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

    Фото: Lauro Maia

    Упражнения для развития абстрактного мышления


    Подумайте, какие фигуры можно составить из этих деталей
    Развитие этого вида мышления тесно связано с речевой деятельностью, в том числе богатством словарного запаса, правильностью построения предложений и способностью к анализу информации.

    Упражнение «Докажи обратное»

    Это упражнение лучше делать письменно

    Кроме удобства, у письменной речи есть еще важное преимущество перед устной – она более строго организована, упорядочена и носит линейный характер. Вот само задание

    Выберите одно из сравнительно несложных, и главное, непротиворечивых утверждений. Например: «Отдых на море очень привлекателен».

    А теперь найдите аргументы, доказывающие обратное – чем больше опровержений, тем лучше. Выпишите их в столбик, полюбуйтесь и найдите опровержение к каждому из этих аргументов. То есть вновь докажите истинность первого суждения.

    Упражнение «Аббревиатуры»

    Это упражнение хорошо проводить в компании, оно не только полезно для мышления, но и может развлечь вас, например, во время долгого пути, или скрасить ожидание.

    Нужно взять несколько произвольных сочетаний 3-4 букв. Например: СКП, УОСК, НАЛИ и т. д.

    Далее представьте, что это не просто сочетания букв, а аббревиатуры, и попробуйте их расшифровать. Возможно, получится что-то юмористическое – это не хуже. Юмор способствует развитию мышления. Могу предложить следующие варианты: СКП – «Совет креативных писателей» или «Союз криворуких и т. д.

    Если выполняете задание в команде, посоревнуйтесь, у кого название оригинальнее и чем может заниматься такая организация.

    Упражнение «Работа с понятиями»

    Упражнения с понятиями, точнее с абстрактными категориями, аналогов которых нет в материальном мире, хорошо развивают абстрактное мышление и устанавливают связь между мыслительными процессами разного уровня. Как правило, такие категории отражают качества, свойства предметов, их взаимозависимость или противоречия. Таких категорий много, но для упражнения можно брать даже самые простые, такие как «красота», «слава», «ненависть».

    1. Выбрав одно из понятий, постарайтесь максимально просто (своими словами) объяснить, что это такое. Только избегайте объяснений через примеры («это, когда…), за такое даже в школе ругают.
    2. Подберите синонимы к этому понятию и постарайтесь определить, есть ли какие-то отличия, нюансы между основным словом и синонимом.
    3. Придумайте символ этого понятия, он может быть как абстрактный, так и конкретный, выражаться в словах или в графическом образе.

    После того как поработали с простыми понятиями, можно перейти и к сложным. Например, таким: «конгруэнтность», «виктимность», «резистентность» и т. д. Если вы не знаете, что это такое, то допустимо посмотреть определения этих слов, но все равно объяснять вы их будете своими словами.

    Польза развития абстрактного мышления не только в том, чтобы научиться решать логические задачи. Без него невозможны успехи в точных науках, сложно понять многие экономические и социальные законы

    К тому же, что немаловажно, это мышление сделает более правильной и четкой речь, научит доказывать свою точку зрения на основании строгих законов логики, а не потому что «мне так кажется»

    https://youtube.com/watch?v=C3RC5D-pn4c

    Спорьте!

    Всегда ли вы можете доказать мнение, подобрав нужные аргументы? Бывало ли, что не получалось объяснить — чем фильм, который вы предлагаете посмотреть, лучше варианта друзей? Умение доказывать свою позицию не только полезно и выгодно (если речь о том, чтобы торговаться или аргументировать повышение зарпалты), но и развивает логику. Подбирая аргументы, анализируешь причины и следствия.

    Постоянно нарываться на спор в бытовых ситуациях не нужно. Пойдите на лекцию, мастер-класс, в клуб-любителей-чего-угодно и участвуйте в горячих дискуссиях. Попробуйте мысленно или вслух, в дружеской компании, доказывать случайные тезисы. Например, аргументируйте, что «Дэдпул-2» — интеллектуальное кино. Для тренировки. Участвуйте в рэп-баттлах и спорьте с людьми в интернете, в конце концов.

    Методики развития

    Развитие абстрактного мышления – это длительный и трудоемкий процесс. Но все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Для того чтобы развить этот тип мышления, человеку достаточно всего два-три раза в неделю уделять час или полтора на решение логических задачек, головоломок. Это очень увлекательный процесс, и вы не успеете оглянуться, как это станет вашим любимым хобби! В современном мире достаточно печатных изданий для развития логики, так же упражнения и задания можно найти в интернете. Это значит, что найти подобную информацию не составит труда. К примеру, существует популярный сайт, на котором представлены задачки разной сложности.

    Этот вид мышления берет свое начало на Востоке еще со времен древнего мира. Оно возникло как раздел логики. Логика сама по себе – это способность мыслить и рассуждать, делать выводы о вещах и их сущности. Абстрактное мышление позволяет строить теоретические схемы.

    При регулярных занятиях результаты не заставят себя долго ждать. Уже через несколько недель можно будет заметить, что стало проще мыслить, строить перспективные планы, решать вопросы, которые раньше вызывали затруднение.

    Дети

    Маленький человек является открытой книгой, в которую можно написать все что угодно! Дети более восприимчивы к обучению и развитию любых способностей. Способности малыша, нужно развивать играя. Современная индустрия игрушек предлагает богатый выбор игр для раннего развития. К примеру, это могут быть небольшие пазлы, мозаики, банальная пирамидка. В более взрослом возрасте, чтобы научить ребенка мыслить, предложите ему рассмотреть картинки в книгах, объяснить свое понимание происходящего на них.

    Учить ребенка абстрактно мыслить очень важно. Абстрактное мышление является не только залогом его творческого развития, но так же это способность ставить все под сомнение, добиваться всего опытным путем

    Развитое мышление помогает собирать, анализировать информацию и делать самостоятельные выводы, а затем подкреплять их доказанными фактами.

    Как этому научиться?

    Логическое мышление не дается нам с рождения, ему можно только научиться. Существует два основных аспекта обучения логике: теоретический и практический.

    Теоретическая логика

    , которая преподается в университетах, знакомит студентов с основными категориями, законами и правилами логики.

    Практическое обучение

    направлено на применение полученных знаний в жизни. Однако в действительности современное обучение практической логике обычно связано прохождением разных тестов и решением задач на проверку уровня развития интеллекта (IQ) и почему-то не затрагивает применение логики в реальных жизненных ситуациях.

    Чтобы на самом деле освоить логику, следует совместить теоретические и прикладные аспекты. Уроки и упражнения должны быть направлены на формирование интуитивно понятного, доведенного до автоматизма логического инструментария и закрепление полученных знаний с целью их применения в реальных ситуациях.

    По этому принципу и был составлен онлайн-тренинг, который вы сейчас читаете. Цель данного курса – научить вас логически мыслить и применять методы логического мышления. Занятия направлены на ознакомление с основами логического мышления (тезаурус, теории, методы, модели), мыслительными операциями и формами мышления, правилами аргументации и законами логики. Кроме того, каждый урок содержит в себе задания и упражнения для тренировки использования полученных знаний на практике.

    Способы развития логического мышления

    Если вы твердо решили взяться за прокачку своего мозга, то первым делом необходимо искоренить свою лень и заняться поиском подходящих методов и заданий. Существует огромное множество способов для тренировки мышления. Рассмотрим некоторые из них более подробно:

    Настольные игры. Парные и для большой компании друзей, серьезные и юмористические – выбор огромен, необходимо только определить, какой тип более интересен именно вам. К самым популярным настольным играм для развития логического мышления человека относятся:

    1. Шахматы;
    2. Шашки;
    3. Нарды;
    4. «Монополия» («Большой бизнес»);
    5. «Эрудит» («Скрэббл», «Балда»);
    6. Карточные игры («Манчкин», «Уно»).

    Логические задачи. В поиске и выборе логических задач используйте книги или же Интернет, где полным-полно различных примеров и тематических подборок. Начинайте с самого легкого уровня, постепенно увеличивая нагрузку, продвигайтесь к наивысшему уровню сложности. Если не знаете ответа, не стесняйтесь подглядывать, ведь знание исходных данных поможет понять ход решения и построение логической цепочки. К данному виду задач относятся:

    1. Ребусы;
    2. Графические головоломки;
    3. Текстовые задачи;
    4. Загадки;
    5. Анаграммы;
    6. Пазлы;
    7. Кубик Рубика;
    8. Пасьянсы («Маджонг», разновидности карточных раскладов).

    Пример логической задачи: Семь сестер проводят вместе досуг. Первая играет в шахматы. Вторая – читает. Третья – убирает. Четвертая – поливает цветы. Пятая – играет с котом. Шестая – вышивает. А что же делает седьмая сестра? Правильный ответ: седьмая сестра играет в шахматы с первой.

    • Тестовые задания на сообразительность. Существует много онлайн-тестов, основанных на принципе причинно-следственных связей. Чаще всего это игры по типу «Найди лишнее».
    • Ребусы, кроссворды, сканворды, чайнворды и прочее. Особо сложными являются именно цифровые виды – японские кроссворды и судоку. Также отличным заданием для развития способности логично мыслить будет самостоятельное составления кроссворда.
    • Освоение дедуктивного и индуктивного методов. Дедукция – это логика в чистом виде. В 99,99% дедуктивный метод дает правильный ответ на решение задачи. В обыденной жизни чаще используется индукция – рассуждения, основанные на фактах, которые имеют определенный процент ложности. Если объяснить более простым языком, то индуктивные рассуждения начинаются с частных умозаключений и ищут подтверждение в общих понятиях. Дедуктивный способ, наоборот, берет свое начало из внешнего мира, а вывод уже представлен в форме индивидуальных умозаключений.

    Пример дедуктивного метода: Пришла зима и поэтому на улице идет снег.

    Пример индуктивного метода: На улице пошел снег, следовательно, наступила зима.

    Тренировки

    Развитие креативного мышления и логики возможно только в том случае, если ум привык работать в разных направлениях. Развитие логического мышления необходимо тренировать, вот некоторые практические советы:

    • Изучение естественных наук

    Возьмитесь за изучение науки, близкой вам по духу, которое вы оттягивали. Физика, химия или история, другие точные науки прекрасно стимулируют гибкость мышления. Они учат выстраивать причинно-следственные цепочки.

    • Используйте аргументированный спор

    Вместо стандартного желания ответить «потому что я главный» или «так надо», пытайтесь донести до оппонента свою точку зрения без эмоций, конструктивно. Используйте логическое, а также креативное мышление, вариантов диалога может быть огромное множество, избавляйтесь от привычных фраз и реакций. Особенно интересен способ подведения собеседника к необходимому выводу путем косвенных утверждений, с которыми он изначально согласен.

    • Играйте в шахматы, нарды, шашки и карточные игры

    Это потрясающая возможность для развития логического мышления. Ведь происходит обучение причинно-следственным связям, просчитывание ходов соперника заранее. Тренируется извлечение уроков даже из поражений. Таким образом, человек постепенно убирает из своей жизни негативное мышление.

    • Найдите иные способы использования предметов

    Данное упражнение способствует отличному развитию креативного мышления у взрослых. Выберете один предмет, будь то коробка спичек или табурет. И найдите все возможные способы использования предмета не по прямому назначению. На спичках можно считать, выкладывать рисунки, а табурет использовать как подставку для елки. Креативьте.

    • Игра в ассоциации

    Используйте противоположные смыслы возникающим ассоциациям к конкретным словам. Допустим, твердая вата, мягкое стекло, горячий лед. Это помогает нашему мозгу настроиться на иной лад, убрать негативное мышление.

    • Читайте книги с конца

    Помимо понятных трудностей с выполнением этого задания, есть еще нюансы. Наш мозг привык к тому, что развязка может наступить только при совершении конкретных действий. Но как в жизни, так и в книгах, это не всегда верно. Порой самые неожиданные события приводят к тем результатам, к которым не должны были. Постепенный переход от развязки к предисловию поможет развенчать свои догадки и научиться абстрактному видению ситуации, а также развивает подвижность, гибкость мышления.

    • Расширяйте словарный запас

    Услышав незнакомое слово, смотрите его значение в словаре. А также: какова история возникновения, изначальное значение и использование сейчас. Это поможет более многогранно смотреть на мир.

    • Слова наоборот

    Находясь в транспорте или на улице, читайте вывески задом наперед. Это будет очень тяжело. Сначала будут получаться только короткие слова, а после вы овладеете способностью к чтению целых фраз! Это замечательная тренировка для мозга показывает, что бывают альтернативы. И, попав в проблемную ситуацию, будет легче увидеть другие варианты.

    • Придумайте то, чего не существует

    Упражнение заключается в том, чтобы придумать животное или предмет, имя, которое не существует в природе. Леопанцыря или птицелиса, например. И в деталях все это представить или изобразить. Суть состоит в том, что очень тяжело придумать то, чего нет. Мозг все равно пытается свести все к знакомым формам, особенно у взрослых.

    Порой негативное мышление берет верх, становится тяжело выполнить такое задание, которое кажется абсурдным. Умение абстрагироваться от знакомых форм и понятий, концентрироваться на еще малоизученных фактах, создавать принципиально новые вещи, станет полезным в любой профессии.

    • Разгадывайте анаграммы

    Из перемешанных букв нужно составить слово. Развивает возможность быстро находить скрытый смысл, видеть непонятные, на первый взгляд, значения.

    • Используйте другую руку

    Если вы правша – левую, если наоборот – правую. Во время выполнения обыденных дел смените руку. Это стимулирует работу обоих полушарий, улучшая концентрацию, активизируя новые нейронные связи, таким образом, стимулируя логическое и креативное мышление.

    Логика наука о понятийном мышлении

    Логика, как наука о мышлении, родилась более 2 тыс. лет назад в Древней Греции. Тогда же были описаны основные виды логического мышления и сформулированы законы логики, которые остаются незыблемыми и до настоящего времени.

    Два вида мышления: дедукция и индукция

    Элементарная единица абстрактно-логического мышления – понятие. Несколько понятий, объединенных в связную мысль – это суждение. Они бывают утвердительные и отрицательные. Например:

    • «Осенью с деревьев облетают листья» – утвердительное.
    • «Зимой на деревьях не бывает листьев» – отрицательное.

    Суждения также бывают истинные или ложные. Так, суждение «Зимой на деревьях вырастают молодые листья» – ложное.

    Из двух или нескольких суждений можно сделать вывод или умозаключение, а вся эта конструкция называется силлогизмом. Например:

    • 1-я посылка (суждение): «Осенью с деревьев облетают листья».
    • 2-я посылка (суждение): «Сейчас с деревьев начали облетать листья».
    • Умозаключение (силлогизм): «Наступила осень».

    В зависимости от метода, на основе которого делается умозаключение, выделяют два вида мышления: дедуктивное и индуктивное.

    Метод индукции. Из нескольких частных суждений делается общий вывод. Например: «школьник Вася летом не учится», «школьник Петя летом не учится» «школьницы Маша и Оля тоже летом не учатся». Следовательно, «школьники летом не учатся». Индукция не слишком надежный метод, так как абсолютно верный вывод можно сделать, только если учитывать все-все частные случае, а это сложно, а иногда и невозможно.

    Метод дедукции. В этом случае рассуждения строятся на основе общих посылок и информации, данной в суждениях. То есть идеальный вариант: одно общее суждение, одно – частное и вывод тоже частное суждение. Пример:

    • «У всех школьников летом каникулы».
    • «Вася – школьник».
    • «У Васи летом каникулы».

    Так выглядят самые элементарные умозаключения в логическом мышлении. Правда, чтобы сделать правильные выводы, должны соблюдаться определенные условия или законы.

    Законы логики

    Основных законов четыре, и три из них сформулировал еще Аристотель:

    • Закон тождества. Согласно ему любая мысль, высказанная в рамках логического рассуждения, должна быть тождественна сама себе, то есть оставаться неизменной на протяжении всего рассуждения или спора.
    • Закон противоречия. Если два высказывания (суждения) противоречат друг другу, то одно из них обязательно ложное.
    • Закон исключенного третьего. Любое высказывание может быть либо ложным, либо истинным, что-то третье невозможно.

    В XVII веке философ Лейбниц дополнил эти три четвертым законом «достаточного основания». Доказательство истинности любой идеи или суждения возможно только на основании использования достоверных аргументов.

    Считается, что достаточно следовать этим законам, уметь правильно строить суждения и делать выводы, и можно решить любую самую сложную задачу. Но сейчас доказано, что логическое мышление ограничено и часто дает сбои, особенно когда возникает серьезная проблема, у которой нет одного единственно правильного решения. Абстрактно-логическое мышление слишком прямолинейно и негибко.

    Ограниченность логики была доказана уже в эпоху Античности с помощью так называемых парадоксов – логических задач, не имеющих решения. И самый простой из них – «парадокс лжеца», опровергающий незыблемость третьего закона логики. В IV веке до н. э. древнегреческий философ Эвбулид шокировал сторонников логики одной фразой: «Я лгу». Это истинное или ложное суждение? Оно не может быть истинным, так как сам автор утверждает, что он лжет. Но если фраза «Я лгу» ложная, то таким образом суждение становится истинным. И этот замкнутый круг логика преодолеть не может.

    Но абстрактно-логическое мышление, несмотря на свою ограниченность и негибкость, лучше всего поддается управлению и само очень хорошо «организует мозги», заставляет нас придерживаться строгих правил в мыслительном процессе. К тому же абстрактная форма мышления продолжает оставаться высшей формой познавательной деятельности. Поэтому развитие абстрактного мышления актуально не только в детском возрасте, но и у взрослых.

    Логические задачи на смекалку

    Задача

    В комнате висят три лампы. В соседней комнате, где находитесь Вы, находятся 3 выключателя. Комнаты разделяет светонепроницаемая дверь. Вопрос: как определить, какой выключатель включает и выключает какую лампу, если в комнату с лампами можно зайти только один раз, при этом во этот момент нельзя трогать выключатели.

    Ответ

    Необходимо сначала на 5-10 минут включить один (первый) выключатель, после чего одна лампочка станет горячей. Затем нужно выключить этот выключатель и включить любой другой из оставшихся 2-х (это 2-й выключатель). И сразу зайти в комнату. Лампа не включенная, но все еще горячая включается первым выключателем. Лампа включенная включается вторым выключателем. И оставшаяся выключенная лампа включается последним выключателем.

    Задача

    Составьте одно слово из приведенного набора букв.

    Л О С О Н Д О О В

    Ответ

    ОДНО СЛОВО. То есть, требуется составить «одно слово», так и получается из набора букв «одно слово».

    Задача

    Летчик выпрыгнул из самолета без парашюта. Как он смог остаться невредимым после приземления на твердый грунт ?

    Ответ

    Самолет стоял на взлетной полосе.

    Задача

    У дороги стоят два автоинспектора ГИБДД. Один смотрит вверх по дороге, чтобы видеть, не приближается ли машина с севера, а другой — вниз по дороге, чтобы видеть, не приближается ли машина с юга. Вдруг один спрашивает другого: «Чему ты улыбаешься ?». Как он мог узнать, что другой инспектор улыбается ?

    Ответ

    Инспекторы стояли не спиной к спине, а лицами друг к другу.

    Задача

    У отца Кати было 7 дочерей и ни одного сына. Шестерых дочерей зовут: Нана, Нене, Нини, Ноно, Нуну, Нэнэ. Как зовут седьмую дочь?

    А) Нюню.

    Б) Няня.

    В) Нанэ.

    Г) Жана.

    Д) В списке ответов нет правильного имени.

    Ответ

    Д). Седьмая дочь и есть Катя (см. условие задачи).

    Задача

    Инструмент для измерения времени с минимальным количеством движущихся элементов — это солнечные часы. Какой инструмент для измерения времени имеет максимальное количество подвижных элементов?

    Ответ

    Песочные часы. Падающие песчинки представляют собой подвижные элементы и их очень много.

    Задача

    Трое студентов опоздали на лекцию. Они объяснили свое опоздание тем, что вместе ехали в одной машине и по дороге у них спустило колесо. Как преподаватель смог быстро доказать, что они лгут?

    Ответ

    Преподаватель опросил отдельно каждого студента (в отдельном кабинете) — какое именно колесо было спущено. Все три студента указали на разные колеса.

    Задача

    Многие из вас видели в алкомаркетах бутылки с алкоголем, содержащим внутри еще и какой-нибудь большой спелый фрукт: яблоко, грушу и др. А теперь скажите, как поместить в такую бутылку с узким горлышком достаточно большой спелый фрукт (не сушеный), не повредив его и не разделяя.

    Ответ

    Очень просто. Бутылку привязывают к фруктовому дереву и когда фрукт еще только начинает расти, его помещают в эту бутылку не отрывая от ветки.

    Задача

    Жук ползет вверх по дереву, при этом в течении суток утром, днем и вечером он заползает на высоту 5 метров, а ночью спускается на 2 метра. Вопрос: в какой день и час жук заползет на высоту 9 метров, если начал он заползать на дерево в воскресенье в 6 часов утра?

    Ответ

    Очень часто рассуждают так: жук за 24 часа вползает на высоту 3 метра (5м — 2м). Следовательно, на высоту 9 метров он заберется за 3 дня, т.е. к 6 часам утра в среду. Но более правильный ответ другой: в конце вторых суток (во вторник в 6 утра) жук будет на высоте 6 метров, и в этот же день может еще проползти 5 метров, что превышает необходимый уровень в 9 метров. Не сложно рассчитать, что 9 метров жук достигнет уже во вторник в 13 часов 12 минут.

    Задача

    4 студента живут в одной комнате общежития. Причем у них у всех учеба в разное время. На дверь они установили 4 висячих замка, ключ от каждого не подходит к другим 3 замкам. Как студенты могут открывать дверь и входить в комнату, если у каждого из них только свой ключ и возвращаются с учебы они в разное время, когда других трех студентов нет? В отсутствии студентов дверь закрыта этими четырьмя замками.

    Ответ

    Висячие замки студенты расположили так: первый установлен на левой петле двери, а четвертый замок на правой, а все четыре замка переплетены последовательно. Т.е. первый замок связывает левую петлю и второй замок, второй замок связывает первый и третий, третий замок связывает второй и четвертый, четвертый замок связывает третий и правую петлю. Открыв любой из замков, будет открыта и дверь.

    Задача

    Человек должен перевезти волка, козу и капусту с одного берега реки на другой в лодке. Но в лодке помимо человека еще помещается только 1 персонаж. В присутствии человека никто никого не съедает, но если оставить одних волка и козу, то волк съедает козу, если оставить одних капусту и козу, то коза съест капусту. Как человеку перевезти всех трех персонажей и чтобы никто никого не съел?

    Ответ

    Сначала человек должен перевезти козу, волк капусту не ест. Далее он перевозит капусту и тут же обратно забирает козу, после чего перевозит волка и оставляет его вместе с капустой. Затем перевозит козу.

    Задача

    Два велосипедиста выехали навстречу друг другу, один из пункта А, другой из пункта Б. Когда между ними осталось 300 км их заметила птица и стала летать от первого велосипедиста ко второму и наоборот, пока они не встретились. Птица летала со скоростью 100 км/ч, а велосипедисты ехали навстречу друг другу по прямой с равными скоростями в 50 км/ч. Сколько в итоге километров пролетела птица, летая между велосипедистами?

    Ответ

    На первый взгляд кажется, что задача достаточно сложная, но если внимательно читать задание, то станет ясно, что птица пролетела 300 км. Решение: птица летала, пока велосипедисты не встретились. 300 км они проедут с общей скоростью 100 км/ч за 3 часа. Следовательно, птица также летала 3 часа со своей скоростью в 100 км/ч.

    Задача

    Девушка уронила свое кольцо в чашку, полную кофе. Почему кольцо осталось сухим?

    Ответ

    Кофе был в зернах: молотый или растворимый.

    Задача

    Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция?

    Ответ

    Полиция пожары не тушит, тушат пожары пожарные.

    Задача

    Вы заходите в тёмную кухню. В ней есть свеча, керосиновая лампа и газовая плита. Что вы зажжёте в первую очередь?

    Ответ

    Спичку

    Задача

    Как может брошенное яйцо пролететь три метра и не разбиться?

    Ответ

    Нужно бросить яйцо на четыре метра, тогда первые три метра оно пролетит целым.

    Задача

    Электричка идет со скоростью 70 км/час. В какую сторону будет лететь дым?

    Ответ

    У электрички нет дыма.

    Задача

    Где впервые был обнаружен картофель?

    Ответ

    В земле.

    Задача

    Назовите пять дней, не называя при этом их по числам и по названиям дней недели.

    Ответ

    Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

    Задача

    Без чего ничего никогда не бывает?

    Ответ

    Без названия.

    Задача

    Про что всегда говорят в будущем времени?

    Ответ

    Про завтра.

    Задача

    Как можно склонять голову, не опуская её вниз?

    Ответ

    По падежам.

    Задача

    Ничего не пишите и не используйте калькулятор. Возьмите 1000. Прибавьте 40. Прибавьте еще тысячу. Прибавьте 30. Еще 1000. Плюс 20. Плюс 1000. И плюс 10. Что получилось?

    Ответ

    (5000? Неверно. Правильный ответ 4100. Попробуйте пересчитать на калькуляторе).

    Что представляет собой стратегическое мышление

    В психологии стратегическим мышлением называют когнитивную способность, позволяющую выполнять сложные задачи. Главным аспектом этого качества является поэтапное видение пути достижения цели. Индивидууму нужно осознавать, какие последствия возникают в случае принятия определенных решений. Этот тип ума противопоставлен прямолинейному мышлению, когда человек всегда выбирает наиболее очевидный путь решения проблемы

    Развитие этого личностного качества важно в предпринимательстве, творчестве, науке и других видах деятельности

    Стратегия — это термин, пришедший к нам из древнегреческого языка. Первоначально это слово было связано только с военным ремеслом. Для победы в какой-либо битве требовалась общая стратегия ведения боя, объединяющая несколько тактик. Позже термин стал более общим, поэтому сегодня стратегия обозначает способ достижения какой-либо цели. Наиболее доступным примером является игра в шахматы. Для победы игроку следует поэтапно изменять положение своих фигур. При этом прямолинейный подход неэффективен, поскольку иногда требуется идти на жертвы и принимать нестандартные решения.

    Стратегическое мышление требуется не только в логических играх и военном ремесле. Трудности повседневной жизни заставляют людей проявлять аналитические способности. Это качество неразрывно связано с интеллектом, поскольку поэтапное планирование деятельности является сложным когнитивным процессом. Индивидуумы, постоянно развивающие свой ум, достигают успеха в работе и других сферах жизни.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]