Упражнения для развития творческого мышления. Зачем развивать творческое мышление?

Хотя многие люди и думают, что развивать творческое мышление нужно только композиторам, писателям, художникам и некоторым другим представителям определенных креативных профессий, но данное утверждение не соответствует истине! Почему? Все дело в том, что при помощи хорошо развитого творческого мышления можно находить оптимальные выходы из самых трудных и нестандартных жизненных ситуаций, успешно решать повседневные бытовые вопросы, видеть что-то новое в уже давно привычных вещах, быстро и правильно реагировать на любую проблему и т.д.

Творческое мышление нужно развивать не только тем людям, которые имеют непосредственное отношение к креативным сферам жизни, но и обычным менеджерам, клеркам, бухгалтерам, школьникам и студентам, родителям и т.д. Зачем и почему? Потому что менеджер, который умеет думать нетривиально и креативно, сможет продать больше товаров, бухгалтер – отыскать способ сэкономить существенную сумму денег для своей компании, студент – найти хорошо оплачиваемую и перспективную работу, родитель – научить своего ребенка выходить за общепринятые рамки и создавать нечто новое.

Что же такое творческое мышление? Зачем его нужно развивать? Какие эффективные и действенные способы развития креативного потенциала существуют? Предлагаем вашему вниманию топ-10 методик и упражнений для развития творческого мышления, благодаря которым вы научитесь мыслить креативно и сможете расширить границы своего мировоззрения!

Для чего нужно развивать креативное мышление

Мышление взрослого человека изобилует шаблонами и стереотипами. Они значительно облегчают жизнь, когда нужно действовать по уже известной схеме. Реакции и действия отработаны до автоматизма, поэтому мы тратим на них гораздо меньше сил и времени.

Рабочий день среднестатистического человека состоит из знакомых действий и манипуляций. Мы приходим в офис, садимся в родное кресло, просматриваем электронную почту, выполняем ряд рутинных задач. И так изо дня в день. Под все эти действия у нас в мозге образованы прочные нейронные сети.

Но жизнь не всегда идет по намеченному сценарию. Когда возникает ситуация, которая не вписывается в привычный шаблон и требует качественно новых действий, мы впадаем в ступор. Отойти от привычных стереотипов невероятно сложно. Это как съехать с глубокой колеи на проселочной дороге.

Человек, способный быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям, оказывается в несколько раз более эффективным. Поэтому и нужно развивать креативное мышление. Оно делает ум более гибким, пластичным, вариативным. И позволяет успешно решать не только знакомые рутинные задачи, но и качественно новые.

Развитое креативное мышление – неотъемлемая характеристика человека, чья деятельность связана с творчеством в том или ином виде. И это не только художники, писатели и музыканты. Под эту категорию попадает множество современных модных профессий: маркетолог, PR-менеджер, дизайнер, копирайтер, контент-менеджер и другие. Мир меняется и требует от человека умения быстро адаптироваться к этим изменениям.

Делайте заметки

«Креативные люди — эксперты заметок», — пишет профессор Гай Клэкстон. У них лучше развит навык визуального мышления. В книге «Как найти идею» Инглдью советует замечать, собирать и использовать вещи, которые большинство людей даже не видят. Именно активное любопытство может показать, что на самом деле мир полон идей.

Упражнение: вы замечали, что тени иногда случайно образуют очертания букв или цифр? Новые формы можно увидеть, если наблюдать за игрой света и тени, движением стрелок на циферблате или просто за погодой. Спонтанные заметки помогают раскрыть суть вещей.

Упражнения

Развитие креативного мышления – процесс увлекательный и несложный. Основное препятствие, с которым вам предстоит столкнуться, – ваш внутренний критик. Некоторые упражнения будут казаться вам глупыми, бессмысленными, придурковатыми. Смело отметайте все эти мысли. Позвольте себе хотя бы на время тренировок быть несерьезным и дурачиться от души.

Представленные задания подойдут взрослым и подросткам. Помните, что у них нет правильных вариантов решения. Поэтому вопрос о том, так ли я все делаю, не должен беспокоить вас.

Некоторые упражнения я сопроводила комментариями и поделилась своими вариантами выполнения. Призываю вас тоже делиться. Внизу статьи есть поле для комментирования. Можете отправлять результаты своей творческой деятельности туда.

Ассоциации

Возьмите в руки книгу, откройте ее на произвольной странице и ткните пальцем в любое слово не глядя. Теперь придумайте как можно больше ассоциаций к нему. Начните с самых очевидных, а затем постарайтесь как можно дальше уйти от них. В конце списка у вас будут ассоциации, понятные только вам. И это нормально.

Мне попалось слово “тетрадь”. Мой ассоциативный ряд с ним выглядит так: слова, листы, бумага, линии, белый, дневник, сочинение, цифры, математика, четыре, шуршание, пятно, крошки, карман, рана.

Парадоксальные связи

Выберите два слова, никак не связанных между собой. Можете снова воспользоваться книгой. А теперь постарайтесь придумать предложение, в котором будут логично употреблены оба слова.

Мне попались слова “обезьяна” и “выиграть”. Вот что у меня с ними получилось: “Я весь вечер пыталась выиграть в шахматы у обезьяны, но так и не смогла”.

Инструкции

Возьмите любой предмет и постарайтесь придумать как можно больше способов его применения. Чем необычнее и интереснее они будут, тем лучше.

Я взяла зубную щетку. Ей можно:

  • чистить зубы;
  • чистить обувь;
  • рисовать;
  • расчесывать волосы;
  • наносить маску для лица;
  • вычесывать кошачью шерсть;
  • чесать спину и т. д.

Когда у вас будет готовый список, придумайте инструкцию для одного из способов использования. Примерно это может выглядеть следующим образом.

Берете зубную щетку, помещаете ее в правую руку и плотно обхватываете всеми пятью пальцами. Заносите руку за спину и начинаете совершать движения вверх-вниз по спине в том месте, где ощущается зуд. Продолжаете до тех пор, пока зуд не пройдет. При необходимости выполните несколько подходов.

Ограниченный рассказ

Суть упражнения в том, что нужно придумать рассказ, состоящий из определенного количества слов. Это количество вы задаете заранее. Например, 100 слов, 50 или 200. Пробуйте разные варианты.

Нельзя отступать от заданного количества ни на слово! Рассказ должен быть стройным и логичным. В нем должны присутствовать все необходимые элементы повествования: начало, кульминация и развязка.

Новый язык

В детстве я любила придумывать новые буквы и слова. Как оказалось, это отличная тренировка креативности. Попробуйте создать собственный язык. Начните с составления алфавита, затем переходите к словам и предложениям.

Джон Толкин, автор трилогии “Властелин Колец”, очень увлекся, выполняя это упражнение. В результате им был создан эльфийский язык, на котором до сих пор говорят почитатели его творчества.

Биография

В следующий раз, когда окажетесь в людном месте, понаблюдайте за людьми. В общественном транспорте или в очереди выберите себе одну “жертву” и постарайтесь составить ее биографию. Что это за человек, кем он работает, чем увлекается, какие скелеты хранит в шкафу.

Генератор идей

Ваша задача – придумать как можно больше идей, чем заняться в отпуске. Пусть будет 100. Представьте, что ваш начальник расщедрился и выделил вам целый год на отдых. Что вы будете делать все это время?

За и против

Возьмите какую-нибудь мысль, идею или утверждение и устройте своеобразные дебаты. Сначала сформулируйте все доводы за. Затем примите другую сторону и придумайте аргументы против.

Утверждение может быть совершенно бессмысленным и парадоксальным. Например: “Синие киты умеют летать”. Соответственно, аргументы могут казаться глупыми, надуманными, детскими. Не обращайте внимания на эти мысли. Одна из основных целей развития креативности – победить внутреннего критика. Именно он ставит жесткие ограничения на наш образ мыслей.

Сочинения

Мысленно вернитесь в школу и вспомните уроки литературы. Только не спешите кидать в меня тапком за такие советы! Я не заставлю вас расписывать на четырех листах смысл письма Татьяны к Евгению Онегину. Темы для своих сочинений можете брать абсолютно любые. Главное, чтобы можно было вдоволь порассуждать и поумничать.

Вот вам список готовых тем, если фантазия подводит:

  1. Почему холодная сторона подушки приятнее, чем теплая.
  2. В чем смысл выражения “Назвался груздем, полезай в кузов”.
  3. Нравственная подоплека песни Ольги Бузовой “Мало половин”.
  4. Почему болгарин – житель Болгарии, а болгарка – инструмент.

Сценарист

Начните смотреть фильм, который до этого не смотрели. Дойдя до середины, поставьте запись на паузу и попробуйте предсказать развитие сюжета. Подумайте, что случится с ключевыми героями, какой будет финал истории. Лучше всего это сделать письменно, а потом сравнить с оригиналом.

Сказочные твари

Что будет, если ежу приделать крылья? А носорогу прирастить хобот? Придумайте несколько странных несуществующих животных и поразмышляйте, как бы они жили в дикой природе. Для пущего эффекта можете нарисовать их на бумаге или создать в графическом редакторе. Это будет отличным тренингом для креативного мышления.

Буквенный бенефис

Ваша задача – придумать предложение, все слова в котором будут начинаться на одну букву. Чем длиннее оно получится, тем лучше. Постарайтесь, чтобы оно было осмысленное, но слишком сильно к смыслу не придирайтесь.

У меня получилось вот что: “Веселая ворона ворковала в Воронеже, вертясь волчком вопреки всему”.

Дорисовка

Это командное упражнение. Можете выполнять его в компании друзей. Один человек должен нарисовать на листе бумаги какую-то деталь: линию, штрих, фигуру, закорючку. Следующий продолжает рисовать на том же листе что-то свое, за ним дорисовывает другой. И так далее.

Словарик

Одно из моих любимых упражнений. Нужно придумывать новые слова на основе уже имеющихся. И сделать это так, чтобы можно было понять их смысл. Приведу несколько примеров:

  1. Самохвал – человек, который сам себя хвалит.
  2. Поздномаркет – магазин, который работает по ночам.
  3. Пчелокот – кот в черно-желтую полоску.
  4. Обижаба – жаба, которая все время обижается.
  5. Трамвася – Вася, который любит ездить на трамвае.

Множественные решения

Это упражнение не только развивает креативное мышление, но и помогает найти наилучший выход из непростых ситуаций. В следующий раз, когда столкнетесь с реальной проблемой, устройте мозговой штурм. Сядьте и накидайте как можно больше вариантов решения.

Даже самые нелепые и бредовые идеи записывайте. Возможно, одна из них сможет обойти тот самый камень преткновения, о который вы бились не один день.

Недавно прочитала в интернете забавную историю. Парень никак не мог заставить соседа по комнате в общежитии навести порядок. Тогда он зарегистрировался на сайте знакомств от имени девушки и познакомился там с этим неряхой. Виртуальный роман развивался стремительно, и вскоре сосед пригласил новую знакомую в гости. Получив согласие, он принялся убираться. Вскоре комната сияла чистотой. Вот такой вот нестандартный и креативный способ решения проблемы.

Аббревиатуры

Напишите несколько коротких слов по 3–5 букв. Затем к каждому слову придумайте расшифровку, как будто это аббревиатура.

Например:

  • РОТ – Рыбный Омлет с Тмином;
  • ГОРА – Грустный Омбудсмен, Работающий Автомехаником;
  • НИК – Научно-Исследовательская Колбаса;
  • ЛЕВ – Лучшая Европейская Валюта.

Чем забавнее, удивительнее и парадоксальнее будут аббревиатуры, тем лучше.

Задом наперед

Прогуливаясь по улице, читайте слова на вывесках и рекламных баннерах наоборот. Например, не магазин, а “низагам”, не остановка, а “аквонатсо”. Когда приноровитесь к словам, можно браться за словосочетания и предложения.

Нелогичное чтение

Попробуйте необычным способом читать художественные произведения. Начинайте не с начала, а с середины. Все, что будет непонятно, додумывайте по ходу повествования сами.

Загляните в нашу подборку книг про мышление.

Крылатые выражения

Русский язык богат крылатыми выражениями, поговорками, красочными эпитетами, идиомами. Некоторые из них у всех на слуху, а о существовании некоторых знают не все филологи. Предлагаю пораскинуть мозгами и попытаться придумать объяснение не самым известным русским поговоркам. А затем загуглить реальное значение и оценить работу своей фантазии.

Итак, погнали:

  1. Бела береза, да деготь черен.
  2. Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын.
  3. Жалует царь, да не жалует псарь.
  4. До Бога высоко, до царя далеко.

Что на картинке

Вбейте в строке поисковика фразу “непонятные фотографии” и наслаждайтесь плодами человеческого безумия. Выберите парочку самых странных изображений и попробуйте объяснить, что на них происходит. Желательно, чтобы объяснение было такое же безумное, как и сама картинка.

Мне очень понравилась вот эта фотография, можете начать с нее.

Вырезанный фрагмент

Это упражнение поможет расшевелить мозг и отучить его мыслить шаблонами. Найдите в интернете репродукцию всем известной картины, распечатайте ее и вырежьте ножницами изображение ключевого персонажа. Да хоть ту же Мону Лизу.

Придумайте, в какую обстановку могла бы органично вписаться муза Леонардо да Винчи. Можно, например, вообразить ее сидящей в кресле парикмахера. Или представить в роли психотерапевта, который выслушивает жалобы клиента. Вариантов море. Самые одаренные могут попробовать эту обстановку нарисовать на листе, а в центр поместить вырезанного персонажа.

Обратная перемотка

Учитесь мыслить в обратном направлении, а именно: строить логическую цепочку не от начала к концу, а от конца к началу. Если вы умеете играть в шахматы, можете применить это свое умение. Расставьте фигуры на доске произвольно и попытайтесь представить, какие ходы могли привести к такой расстановке.

Счастливая случайность

Каждый раз, когда перед вами стоит какая-то проблема, прибегайте к помощи слова. Возьмите любую книгу, ткните в первое попавшееся слово и попытайтесь отыскать в нем ключ к решению.

Не факт, что у вас получится, но это и не столь важно. Главная цель упражнения – сдвинуть свои мысли с накатанных шаблонных рельсов в сторону креативного мышления.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Перестановка

Для этого упражнения нам понадобится парочка новостных заголовков. Можете поискать их в газетах или на новостных порталах в интернете. Когда найдете стоящий вариант, поменяйте в нем местами существительные. Например, было: “Голикова сообщила о росте смертности в России”, а стало: “Смертность сообщила о росте Голиковой в России”. Или было: “Ученые изобрели лекарство от коронавируса”, а стало: “Коронавирус изобрел лекарство от ученых”.

Полученный вариант покажется вам чушью. Ваша миссия – наполнить его смыслом настолько, насколько это возможно. Например, коронавирус мутировал до разумной деятельности и придумал, как истребить ученых, сражающихся с ним (тьфу-тьфу, пойду постучу по дереву).

Вечные вопросы

Вспомните себя в детстве. С помощью бесконечных вопросов, обращенных к взрослым, вы пытались докопаться до самой сути вещей и процессов.

– Почему дерево качается?

– Потому что ветер дует.

– Почему ветер дует?

– Потому что температура меняется.

– Почему температура меняется?

– Отстань, надоел со своими вопросами!

Сегодня взрослый – это вы, а значит, вопросы можно обращать к себе. Каждый раз, когда у вас в голове возникает какой-то вопрос, не ограничивайтесь только им. Стройте цепочку дальше. После 3-4 вопроса вы осознаете, как мало на самом деле знаете. Отличный повод начать расширять кругозор.

Двойной взгляд

Наверняка вам встречались картинки, на которых можно разглядеть два разных изображения, меняя фокус внимания. Ваша задача – нарисовать подобную картинку. Отговорки “я не умею рисовать” не принимаются. Возьмите что-нибудь простенькое, хотя бы вазу и два лица. В процессе рисования вы задействуете правое полушарие мозга. Как известно, именно оно отвечает за творческие способности.

Рисование обеими руками

Еще одно упражнение для развития правого полушария и улучшения межполушарной передачи импульсов. Возьмите в каждую руку по ручке или карандашу. Одной рукой начните чертить круг, а другой – треугольник. Делать это нужно одновременно.

Сначала у вас не получится нормально нарисовать ни одну из двух фигур. Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь совершать независимые движения обеими руками.

Абстрактные картины

Проходили когда-нибудь тест Роршаха на исследование личности? Испытуемым нужно смотреть на абстрактные чернильные пятна и выбирать, на что они похожи. Мы с вами будем делать нечто похожее.

Возьмите лист бумаги и краски. Хорошенько смочив кисть, оставьте на листе несколько смачных клякс. Можете использовать несколько цветов. Затем согните лист пополам, чтобы пятна отпечатались симметрично на обеих частях листа. У вас должно получиться нечто подобное.

Советую сделать сразу несколько разных экземпляров. А потом засесть за расшифровку.

Посмотрите на каждое изображение по очереди. Что вы видите на них? Попробуйте придумать сразу несколько вариантов. Чем сложнее они будут, тем лучше. Например, не бабочка, а два карабкающихся по пальме медведя с зонтиками в зубах.

Расфокусировка

Творческое мышление не терпит жесткости и напряжения. Мозг должен быть в легком и полурасслабленном состоянии, чтобы мыслить по-новому. Сейчас мы будем учиться создавать такое состояние.

Начните воспринимать сигналы сразу от всех органов чувств. Прислушайтесь к звукам за окном, вдохните запах, доносящийся с кухни, осмотритесь вокруг, почувствуйте прикосновение теплого одеяла к ногам. В этот момент мозг придет в расфокусированное состояние и как бы зависнет. Попытайтесь сохранить это состояние хотя бы на несколько минут. С каждым разом увеличивайте время.

Странное искусство

Это упражнение поможет вам не только развить креативное мышление, но и познакомиться с мировыми шедеврами живописи. История знает множество художников, которые создавали картины, далекие от художественного реализма. Самый попсовый – Сальвадор Дали. Кроме него есть Рене Магритт, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Жоан Миро и множество других.

Начните знакомиться с творчеством одного из них. Внимательно рассматривайте картины, ищите объяснение увиденному, размышляйте над смыслом, который хотел вложить автор. Это поможет расширить границы сознания и научиться смотреть на вещи под разными углами.

Мой фаворит – нидерландский художник конца XV века Иероним Босх. На его картинах множество деталей, символов, зашифрованных посланий. Их можно разглядывать часами.

Знакомство с проблемой

В следующий раз, когда столкнетесь с проблемой, попробуйте поближе познакомиться с ней. Задайте себе следующие вопросы:

  1. Какой вкус был бы у проблемы, если бы ее можно было съесть?
  2. Если бы она была живым существом, то каким? Аргументируйте свой ответ.
  3. Если бы проблема могла говорить, что она рассказала бы вам?
  4. Есть ли у проблемы братья или сестры? Какие у нее взгляды на жизнь? Чем она занимается в свободное время?

Овеществление абстрактных понятий

Мы используем в речи множество слов, которые не имеют материального выражения. Это абстрактные понятия и категории, существующие только в нашем сознании, например: вдохновение, менталитет, духовность, доказательство, смятение и др. Можете сами продолжить этот ряд.

Попробуйте изобразить эти слова на листе бумаги. С чем они у вас ассоциируются? На что похожи? Будет здорово, если вы подойдете к этому упражнению со всей фантазией и создадите цветные детальные изображения.

Кстати, тренировать креативное мышление можно и онлайн с помощью специальных приложений. У нас на сайте как раз есть обзор самых эффективных.

Используйте проверенные решения в новой сфере деятельности

Готовый, успешный и проверенный временем шаблон может сработать в другой области. Часто это приводит к изобретению полезных вещей. Изобретатель Оуэн Макларен использовал систему для шасси самолётов, чтобы создать складную детскую коляску. Джеймс Дайсон применил систему для высасывания опилок на лесопилках при разработке домашнего пылесоса.

Оба изобретения стали привычными элементами быта, а появились благодаря применению старых знаний в новой области. Поэтому, если вы поймёте, что зашли в тупик и что ваша система не работает, попробуйте использовать что‐нибудь из другой сферы деятельности.

Упражнение: придумайте, как можно применить смены декораций в театре для оборудования вашего рабочего места.

Яйцо или курица

Это очередное задание, раскачивающее лодку твоей рациональности. Некоторые яйца я уже приготовил для тебя: разрисовал на свой манер. Остальные на твоей совести. Преврати их во что-нибудь. Не жди и не выдумывай ничего специфического, сверхоригинального. Тут ценится лишь количество вариантов и отсутствие повторений. Переноси из головы на бумагу все возникающие идеи — чем больше, тем лучше. Сделай столько, сколько получится за один присест (выражаясь языком курицы), а потом возвращайся, когда внезапно осенит.

Приятный бонус


Приятный бонус

Мозг тренированного человека позволяет ему не только проявлять сообразительность и быстро решать проблемы. У взрослых упражнения вырабатывают уравновешенность, выносливость, у натренированного человека улучшается настроение. Также появляется здоровая уверенность в себе и чувство собственного достоинства.

У детей упражнения развивают память, смекалку, интерес к учебе и богатое воображение.

Как развить креативность и творческое мышление? Регулярно выполнять приведенный выше тренинг развития креативности и творческих способностей. Главное условие – регулярность. При этом можно тренироваться где угодно. Как только появится хоть минута времени: в транспорте, в пробке, в очереди к врачу, перед сном, или наоборот, рано утром. Все технологии и приемы действенны, их только нужно выполнять. Уже через месяц занятий будут заметны первые результаты, а через год натренированный человек кардинально поменяет жизнь в лучшую сторону.

Создайте подходящие условия

Чтобы придумывать идеи быстро и регулярно, нужно понять, в каких условиях вам легче работать. Русский композитор Пётр Ильич Чайковский размышлял: «Если мы будем ждать настроения, не пытаясь вызвать его самостоятельно, мы быстро станем ленивыми и апатичными».

Упражнение: узнайте о том, как происходит творческий процесс у известных людей. Например, немецкий поэт Фридрих Шиллер говорил, что ему было легче работать, если он чувствовал запах гниющих яблок.

Меняйте контекст

Небольшое изменение обычных вещей может натолкнуть на новую идею. Её можно найти, изменив точку зрения на предмет или поменяв контекст, в котором он находится.

В 1917 году на выставке Общества независимых художников Марсель Дюшан представил свой экспонат «Фонтан». Это был писсуар, положенный плашмя: таким образом изменённый контекст стал элементом произведения искусства.

Упражнение: выделите что‐то незаметное. Например, сходите в магазин строительных материалов и найдите недорогой товар. Подумайте, как его можно использовать необычным способом.

Почему быть глупым — полезно?

Как часто ты слышал это:

— Не говори глупостей!

— Что так глупо себя ведешь?

— Только давай без глупостей.

Скорее всего, эти слова говорили взрослые или кто-то очень умный. Скорее всего, ты делал что-то, что расходилось с общепринятыми правилами поведения. Например, во время дождя шёл в лес за рыбой с корзиной для грибов.

Умные забыли, что до того, как стать умными, они совершали необдуманные, нелогичные и даже бредовые поступки. А потом в их жизни случалось открытие, и они успокаивались. Как будто одного открытия достаточно.

Глупость — это способность гибко мыслить, стремление сочетать несочетаемое, это сме¬лость и кураж, постоянная готовность к встрече с новым, это, наконец, везение. Все Иваны-дураки в русских сказках были большие везунчики. И пусть сказка — всегда ложь, но в ней очень явный намёк: глупость открывает самые неожиданные двери.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]