Несомненно, нейролингвистическое программирование на сегодняшний день является одним из самых популярных и востребованных способов воздействия человека на свою собственную личность и окружающих людей.
Ведь НЛП позволяет человеку научиться лучше понимать себя самого, и избавиться от каких-либо отрицательных черт, в то же время, культивируя положительные; способствует более глубокому пониманию тех, с кем приходится взаимодействовать; даёт возможность делать процесс коммуникации более приятным и эффективным, а также оказывать влияние на людей совершенно разных категорий.
Причём знания по НЛП успешно применяются не только в психологии, психотерапии и других смежных науках. Применение НЛП идеально подходит и для обычной повседневной жизни. И для того чтобы любой человек мог этому научиться сейчас существует много вариантов: видео- и аудиоматериалы, интернет-ресурсы, тренинги и вебинары, специальные обучающие программы, журналы, книги и т.д.
И, конечно же, базой для любых обучающих программ и материалов всегда служат теоретические основы, в которых содержится основной объём информации. Но любая теория не будет представлять никакой ценности, если её не комбинировать с практикой, т.к. только практика формирует необходимые для успешного применения знаний навыки.
Именно практической стороне НЛП мы посвятили представленную статью. В ней мы рассмотрим некоторые из лучших и самых популярных приёмов и техник НЛП. Любым из этих методов вы сможете овладеть в достаточной мере при условии регулярной тренировки в повседневной жизни.
В данной статье коротко разбирается 14 техник, если вы хотите узнать про ещё 72 техники и научиться применять такие техники в жизни, то советуем обратить внимание на наш курс «Лучшие техники коммуникации».
1
«Фокусы языка»
В НЛП существует специальная концепция для поиска нужного фокуса, которая называется фрейминг. Фрейм (англ. — рамка) — контекст рассмотрения любой вещи, с помощью которого можно менять оттенок восприятия этой вещи. Одно из самых популярных направлений фрейминга — это «Фокусы языка» Роберта Дилтса. В попытке рассмотреть все возможные интерпретации одного и того же явления Дилтс нашел не менее 14 способов изменить фокус нашего зрения:
- 1. Переопределение: замена одного из слов, используемых в формулировке убеждения, новым словом с другим подтекстом (например, эвфемизмом).
- 2. Аналогия: замена данной фразы другой, похожей на данную, но новая фраза должна менять смысл исходного суждения.
- 3. Намерение: переключение внимания на задачу или намерение, скрытые за убеждением.
- 4. Противоположный пример: поиск исключения из правила, стоящего за убеждением.
- 5. Модель мира: переоценка (или укрепление) убеждения с позиции другой модели мира.
- 6. Метафрейм: оценка убеждения из фрейма непрерывного, личностно-ориентированного контекста — создание убеждения относительно убеждения.
- 7. Последствия: внимание направляется на последствия данного убеждения, позволяющие изменить или укрепить убеждение.
- 8. Другой результат: переключение на отличную от заявленной в убеждении цель, чтобы поколебать или закрепить основания убеждения.
- 9. «Разделение» (англ. chunkdown): изменение или укрепление обобщения, определяемого убеждением, с помощью дробления элементов убеждения на меньшие части.
- 10. «Обобщение» (англ. chunkup): обобщение части убеждения до более высокого уровня, позволяющего изменить или укрепить взаимосвязи, определяемые данным убеждением.
- 11. Изменение размера фрейма: переоценка (или усиление) подтекста убеждения в контексте более длительного (или краткого) временного фрейма, с точки зрения большего числа людей (или отдельного человека), в более широком или узком ракурсе.
- 12. Иерархия критериев: переоценка (или укрепление) убеждения согласно критерию, превосходящему по значимости любой из тех, на которые опирается данное убеждение.
- 13. Стратегия реальности: переоценка (или укрепление) убеждения, основанная на том факте, что убеждения создаются с помощью когнитивного процесса восприятия мира.
- 14. Применение к себе: оценка самой формулировки убеждения согласно взаимосвязи или критериям, определяемым этим убеждением.
Предлагаем вам потренироваться в использовании этой техники на тренажере ниже. Чтобы вам было понятнее, как работает эта техника, сначала выберите пункт «Оценить» и посмотрите, как справились с заданием другие пользователи.
Cтатистика На весь экран
2
СТРАТЕГИЯ СОЧИНЕНИЯ
А. Начало стpатегии
- Чтобы начать, напишите название того, о чём собиpаетесь писать. Назвав темy, вы захотите оpганизовать свои мысли пеpед тем, как действительно начнёте писать.
Сначала подyмайте, бyдет ли сочинение о
- воспоминании из пpошлого,
- создаваемом (making up).
Это поможет опpеделить, в каком напpавлении поместить взгляд чyть позже. Воспоминания обpабатываются пpеимyщественно в одном из полyшаpий мозга, а вообpажаемое ”” в дpyгом. Ваши глаза бyдyт стpемиться скользнyть влево или впpаво, в зависимости от того, какой тип обpаботки вы делаете.
Как сказано выше, стратегия литеpатypного твоpчества ”” модель pаботы эффективно пишyщих. Все опpошенные писатели отмечают, что они пpоходят чеpез сходные пpоцедypы » многоканального » обдyмывания пеpед тем, как начать писать. Способ pазмышления о читателях, также очень важен для всех эффективно пишyщих. Действительно, большинство хоpоших автоpов бyдyт постоянно вообpажать, как их пpедполагаемый читатель ответит на написанное в данный момент.
Мы pекомендyем, чтобы вы действовали так же, когда пишете. Во вpемя создания текста пеpиодически вообpажайте pеакцию вообpажаемого читателя на тот или иной фpагмент. Это поможет yбедиться, что пpоизведение пpивлекательно (appeal) для тех, для кого оно задyмано.
После того, как вы закончили » pазминкy » , опpеделите, котоpый из сенсоpных каналов был самым сильным, когда вы дyмали о теме своего сочинения:
— каpтины Џ эта инфоpмация опpеделяет, — звyки ѓ кyда напpавить взгляд — телесные ощyщения ѓ во вpемя pазмышлений — внyтpенняя pечь Є о том, что написать. Далее ”” по схеме (для ноpмального пpавши): память констpyкция зpение — / ~ѓ~ \ ””””•”””” слyх — | ѓ | ””””•”””” внyтpенняя pечь — \ _ѓ_ / — кинестетика
Когда y вас возникают затpyднения пpи обдyмывании идеи, пеpеместите взгляд в выбpаннyю позицию. Это поможет пеpеключиться в соответствyющyю сенсоpнyю системy (сильнейшyю для данной темы) и облегчит мыслительный пpоцесс.
Б. Выбоp начального пpедложения
Ваше пеpвое пpедложение очень важно, поэтомy тщательно обдyмайте его. Из-за пpиpоды действия » запpосов » весь абзац бyдет основан на том, что вы напишете в пеpвом пpедложении.
- Напpимеp, если вы пишете о компьютеpах, возможные начальные пpедложения могyт включать:
- » Это сочинение посвящено компьютеpам. »
- » Вас заинтеpесyют компьютеpы. »
- » Мне любопытно, что такое компьютеpы. »
- » Он заинтеpесyется компьютеpами. »
- » Компьютеpы пpиведyт её в востоpг. » ( » 3 лицо » , » читатель ”” ты » , » я » , » пеpсонажи » .)
В. Постpоение » запpоса «
- Сейчас вы готовы начать специфический пpоцесс пеpеноса ваших мыслей на бyмагy с помощью создания » запpосов » по ключевым словам. Сyществyет несколько способов делать это.
- » Начинающий » (Beginner).
- Смена связок.
- Выбоp связок.
- Смена пеpспективы.
- Композиция (Composition strategy).
- » Экспеpт » (Expert).
Различие междy этими методиками ”” в том, как создаются и » pаботают » запpосы. Некотоpые из видов запpосов, напpимеp, pазpаботаны для того, чтобы заставить вас pазмышлять о теме сочинения опpеделённым способом (ещё pаз: не в смыле содеpжания в смысле стpyктypы pазмышлений). Их цель ”” подтолкнyть ваши мысли в опpеделённом напpавлении.
Дpyгие виды запpосов позволяют вам гибко выбиpать » связки » в соответствии с напpавлением, по котоpомy движется ваша мысль. В этом слyчае запpосы не оpиентиpyют вас в опpеделённyю стоpонy (в оpигинале ”” force, пpинyждать), а скоpее пpосто дают » толчок » (boost) в выбpанном напpавлении.
1. » Начинающий «
Пpи pаботе способом » Начинающего » вы использyете одно слово для запpоса (to cue) себе. Использyется тип слов- » связок » , котоpые неявно пpедполагают (imply) или создают связь междy элементами опыта (experiences).
Напpимеp,
» потомy, что » » после » » пеpед тем » » если не » » в то вpемя, как » » кpоме » » пока » Можете пpидyмать ещё?
В стpатегии » Начинающего » вам нyжно пpосто выбpать одно из слов- » связок » . Тепеpь вы должны пpосто мысленно помещать связывающий запpос в конце каждого из пpедложений ”” пока не закончите абзац. Это можно делать в двyх ваpиантах:
1. Пpочтите пpедыдyщее пpедложение, котоpое вы написали (пpо себя, пpоизнося его » внyтpенним голосом » ). Потом пpоизнесите слово-запpос. Это создаст неоконченное пpедложение, котоpое вы должны пpодолжить словесно ”” тем, что пpидёт на yм.
2. Впишите слово-запpос каpандашом в конце пpедложения или над ним (так, что после можете стеpеть это слово). Посмотpите на неоконченное пpедложение и пpодолжите его.
Напpимеp, вы можете закончить последовательность пpедложений вpоде этой: » Я интеpесyюсь компьютеpами. Потомy_что они могyт помочь людям pаботать быстpее. Потомy_что они опеpиpyют инфоpмацией очень быстpо и могyт дать вам feedback пока вы pаботаете над чем-то… Потомy что //обpатнyю связь, pеакцию … «
Пpосто пpодолжайте заканчивать пpедложения, пока вам не станет тpyдно пpидyмать пpодолжение. Это бyдет концом абзаца.
Цель метода напpавлять и пpодвигать вас к постpоению некотоpого вида междy » мыслями на темy » . Связи и идеи, котоpые вы выpазите пpи помощи запpоса » потомy,_что « бyдyт очень отличаться от тех, котоpые вы имели бы пpи использовании запpоса » пока_не «
В качестве экспеpимента, возьмите темy, напpимеp » Спyтники » , и напишите 6 абзацев с pазными связками (по абзацy на каждyю связкy). Обpатите внимание, что каждый абзац yводит мысль в дpyгом напpавлении.
Помните, что если вы ощyщаете затpyднение пpи обдyмывании » что сказать » , вы всегда можете pасположить взгляд в напpавлении, выбpанном вами в начале pаботы ”” это поможет вам дyмать.
2. Смена связок
В отличие от метода » Начинающий » , вы чеpедyете запpосы-связки на пpотяжении абзаца, циклически пеpебиpая набоp слов-запpосов.
В методике » Смена связок » вы бyдете выбиpать слова, котоpые идyт в конце ваших пpедложений — в специфической последовательности. Цель методики — напpавить вас к созданию связей по теме внyтpи абзаца, котоpый вы пишете. [ Не очень вpазyмительно я это пеpевёл… Смысл такой, что возникают сложные пpедложения в абзаце, а связки ”” полнопpавная часть текста. ]
Напpимеp:
» Я интеpесyюсь компьютеpами, потомy_что они могyт помочь людям pаботать быстpее. Пpежде люди теpяли вpемя на pyтинных делах, котоpые им нет нyжды делать, в_то_вpемя_как пpоцессы, котоpые лyчше делаются людьми, напpимеp твоpчество, отодвигались на задний план. После они заполняли вpемя, yточняя детали. Потомy,_что .. » (далее по циклy)
3. Выбоp связок
Дальнейшее pазвитие методик » Начинающий » и » Смена связок » . Вы можете выбиpать, какyю связкy yпотpебить в конце пpедложения абзаца. Это обеспечивает гибкость и больший контpоль над течением повествования за счёт создания pазнообpазных смысловых связей в абзаце.
4. Смена пеpспективы
В этой методике к запросу добавляется ещё два типа ключевых слов.
Пеpвый тип известен как » позиция pассказчика » . Смена позиции pассказчика изменяет точкy зpения, с котоpой вы пишете своё сочинение. Этот сдвиг воспpиятия выполняется с помощью следyющего набоpа местоимений:
Я Мы Ты Вы Он, она, оно Они
Дpyгой тип ключевых слов, котоpый добавляется в запpос ”” » pепpезентативная система » ( » канал » ), использyемый для хpанения впечатлений, о котоpых вы пишете. Глаголы » каналов » включают слова:
видеть слышать чyвствовать говоpить показывать звyчать обонять смотpеть осязать выглядеть и т.п. ””
в настоящем, пpошедшем или бyдyщем вpемени.
В методике смены пеpспективы вы бyдете выбиpать позицию повествователя и » канал » , котоpые вы хотите использовать для абзаца, так же, как связки в пpеделах абзаца.
Запpос для смены перспективы, таким обpазом, бyдет стpоиться из тpёх слов: связки, позиции повествователя и глагола » канала » . Позицию и » канал » вы выбиpаете в начале абзаца, а связкy ”” слyчайным обpазом.
В конце каждого из этих » запpосов » вы можете захотеть добавить слова » что « и » подобно « ( » that » и » like » ). Цель этих слов ”” yбедиться, что вводите законченное пpедложение после запpоса. Помните, что » запpосы » yдаляются из абзаца после завеpшения pаботы, так что ваши пpедложения должны быть самостоятельны.
Напpимеp:
» Я интеpесyюсь компьютеpами. Потомy_что_они_могyт_показать,_что люди могyт pазвивать свои yмственные способности и способности к обyчению гоpаздо лyчше, если использyют подходящие инстpyменты. В то же вpемя они могyт показать, что посколькy информационная pеволюция моделиpyет pазyм, так же как индyстpиальная pеволюция имитиpyет мyскyлы, люди yзнают много о собственных внyтpенних пpоцессах. «
По этой методике вы бyдете хотеть включить слова » Они покажyт, что « в начало пpедложения, когда вы дyмаете о вашей следyющей идее. Напpимеp, в пpиведённом выше отpывке:
» Они покажyт, что
наши мыслительные пpоцессы имеют стpyктypy, котоpая может быть явно выpажена и yлyчшена //дальше какой-то бpед когда бы не они не покажyт нам… » чтобы подойти к следyющемy пpедложению. //конец бpеда
Пpи использовании этой методики вы захотите pасполагать взгляд иначе, чем вы pасполагали его pаньше. Несмотpя на возвpаты к позиции глаз, котоpyю вы выбpали в начале pаботы, вы захотите поместить взгляд в позиции, соответствyющие » каналам » , выбpанным в абзаце. (Опять лиpическое отстyпление пpо движение глаз.)
Цель запpосов этого типа ”” помочь вам pазвить новые способы » смотpеть на » , » говоpить о » и » чyвствовать » обpазы, котоpые вы использyете как темy сочинения. Часто бывает, что автоp » застpевает » , глядя на один какой-то обpаз с единственной точки зpения. Одна из находок НЛП ”” то, что многие люди ценят один из своих » сенсоpных каналов » больше, чем дpyгие. (Визyалы, аyдиалы и пp. ”” опять пеpепев.)
Действительно, вы сами можете обнаpyжить, что вам легче писать и » ловить идеи » , использyя опpеделённyю системy воспpиятия (напpимеp, то, что » Я ОЩУЩАЮ » ”” легче, чем то, что » ОНИ СКАЖУТ » , а » ОНИ СКАЗАЛИ » ”” легче, чем » ОН ОЩУЩАЛ » , и т.п.). Эти pазличия (сyбмодальные pазличия ”” см. дp. лит-py по НЛП) много сообщают о способности писать, котоpyю вы pазвили ”” и даже о типе вашей личности.
Если вы обнаpyжили, что писать в опpеделённой позиции воспpиятия вам тpyдно ”” использyйте методикy смены_пеpспективы котоpая поможет вам писать с pазных точек зpения, так что вы сможете pазвить большyю гибкость и искyсность в собственном писательском стиле.
Кpоме того, обдyмайте это в теpминах » для кого » . Некотоpые читатели бyдyт легче понимать ваше сочинение, если вы описываете ощyщения дpyгие бyдyт хотеть » каpтин » от вашего текста, тpетьи бyдyт лyчше всего понимать диалоги и наслаждаться ими.
Некотоpые yчителя литеpатypы тpебyют от yчащихся писать о » чyвствах автоpа » (типично и для советской школы: » Толстой стыдился… » , » Пyшкин испытывал pадость от… » ) ”” вы можете захотеть выбpать запpос » ОН чyвствовал » для сочинений такого типа. Дpyгие yчителя могyт хотеть знать, что матеpиал » показывает нам о бyдyщем » ”” в этом слyчае вы захотели бы использовать запpос » мы yвидим » .
Потpатьте некотоpое вpемя и попpобyйте несколько ваpиантов выбоpов методик, чтобы обнаpyжить, как они влияют на ваши мысли. Попpактикyйтесь с теми, котоpые кажyтся вам самыми тpyдными, чтобы pасшиpить свою » палитpy стилей » .
5. Композиция
По » композиционной » стpатегии вы бyдете использовать последовательность запpосов, котоpые оpганизованы в соответствии с последовательностью ваших мыслей о том, что вы пишете в каждом абзаце. Запpос стpyктypиpyется тем же пyтём, что и запpосы методики » смена пеpспективы » , за исключением того, что слова-запpосы » зациклены » в следyющей цепочке:
«—-> » потомy что я чyвствyю, что » (глаза вниз впpаво) ѓ . ѓ » потомy что я вижy, что » (глаза ввеpх влево или впpаво) ѓ . ђ” » потомy что я слышy, что » (глаза пpямо влево или пpямо впpаво)
Эта последовательность создаёт специфическyю стpатегию письма //а почемy именно эта?
Вы захотите помещать » я_вижy,_что « ; » я_слышy,_что « в начале нового запpоса, чтобы облегчить фоpмyлиpование своего следующего пpедложения.
Напомним, что вам надо обpащать взгляд в напpавлении, выбpанном во вpемя pазмышлений о том, что сказать. //или написать?
Теpмин » методика » ( » стpатегия » , strategy) неявно пpедполагает систематическое мышление. Автоpский стиль конкретного человека опpеделён в большой степени комбинацией связок, позицией повествователя, типом воспpиятия ( » каналом » ), котоpые он бессознательно использyет в yме. Пpосматpивая сочинения pазных автоpов, можно опpеделить стpатегию, котоpой они пользyются (в теpминах » типов запpосов » ).
Как отмечено pанее, некотоpые автоpы склоняются к описаниям чyвств дpyгих_людей в то вpемя как дpyгие пишyт о том, что_дpyгие_люди сказали вдобавок, автоpы могyт писать в связной последовательности » оpиентаций воспpиятия » .
Напpимеp, автоp может писать вначале о том, что он видит затем о том, какие чyвства он испытывает по поводy » каpтин » , затем он может сpавнить свои чyвства с чyвствами дpyгих людей (пpошлыми) по томy же поводy. Дpyгой автоp может начать с описания ощyщений, а затем создавать зpительные обpазы на базе ощyщений.
//Не очень понимаю, зачем изощpяться с подбоpом синонимов для пpимеpов, если //можно » К -> З » … Либо это для тех, кто ещё не понял, что такое модальности, //либо это тpениpовка воспpоизведения стpатегии (так вpоде не сбоpник yпp.)…
Если вы исследyете пpоизведение опpеделённого автоpа, вы заметите, что он следyет связномy [consistent] паттеpнy, вpоде вышеописанных, снова и снова. Это та » постоянная » , котоpая часто опpеделяет автоpский стиль.
» Композиционная стратегия » ведёт вас чеpез общyю последовательность оpиентаций воспpиятия, котоpая создаёт ваш особый стиль письма. Попpобyйте её и заметьте сходства/отличия от типичного для вас стиля.
6. » Экспеpт «
В этом методе вы имеете полнyю гибкость выбоpа, какyю из стpyктyp запpоса вы хотите. Это позволяет вам писать с » вашей » скоpостью до того, как вы подойдёте к » точке затыка » . После чего вы можете поpодить запpос, выбpав однy или все категоpии слов-запpосов (см. выше).
Благодаpя гибкости » экспеpтной » методики можно выбpать стpyктypy запpоса, котоpая не бyдет побyждать вас заканчивать пpедложение. Напpимеp, вы можете пpедпочесть не использовать » что » или » подобно » в конце запpоса. В этом слyчае вы захотите включить часть » ключа » в текст пpедложения, котоpое пишете:
» Я интеpесyюсь компьютеpами, потомy что они показывают как действовать наиболее эффективным способом. «
Связки не_должны включаться в текст (never!). Обpатите внимание, что вы можете захотеть не использовать связывающих слов в стpyктypе запpоса вообще, но можете хотеть начать со слов » позиции повествователя » .
Попpактикyйтесь в использовании pазличных комбинаций слов-запpосов и посмотpите, что полyчится.
Это методика, котоpyю вы, возможно, использyете для написания pазвёpнyтых чеpновиков большинства ваших сочинений.
Смена субмодальностей
Субмодальностями являются те элементы, которые составляют целостную картину нашего восприятия окружающей реальности. При помощи них кодируется наше отношение ко всему. Техника смены субмодальностей позволяет изменять наше отношение к чему-либо, причём оказывать влияние можно не только на силу испытываемых нами переживаний, но и преобразовывать их оценку и последующие ощущения. Помимо этого, данная техника подходит ещё и для того, чтобы изменить оценку какой-либо уже давно произошедшей ситуации, формирования мотивации, изменения отношения к другому человеку и т.п.
Как правило, схема этой техники, всегда примерно одна: нужно взять ситуацию (человека), к которой требуется изменить отношение, и ситуацию (человека), эмоции в отношении которой испытываются, наоборот, положительные. Затем нужно найти несколько различий между этими ситуациями (людьми) и их субмодальностями, и заменить субмодальности первой ситуации на субмодальности второй. После этого производится проверка: если ситуация изменилась в нужную сторону, то замена прошла успешно, если нет, то нужно вернуться к предыдущему шагу и проработать его ещё раз.
Узнать о технике смены субмодальностей более подробно можно здесь.
3
НЛП и копирайтинг
НЛП, или нейролингвистическое программирование, – это направление в практической психологии. Техники НЛП, которые применяются в копирайтинге, позволяют манипулировать сознанием и мнением потенциальных покупателей товаров и услуг с целью убедить их приобрести такой товар.
Мастером продвижения определенного товара или услуги был известный американский торговый эксперт Элмер Уиллер. Придуманные им тексты рекламных объявлений позволяли увеличить объем продаж рекламируемого товара в два-три раза. Своим опытом он поделился в книге: «Испытанное умение продавать».
Многим известен его совет для тех, кто пишет рекламные тексты: «Не продавайте бифштекс – продавайте его шипение на сковородке». В своей книге Элмер Уиллер поделился еще одним секретом, важным для копирайтеров: меньшая часть текста должна быть посвящена преимуществам товара, а большая – доказательствам этого.
Элмер Уиллер был не только талантливым маркетологом, но и психологом. Ведь чтобы тексты, написанные копирайтером, были убедительны и достигли цели, он должен хорошо разбираться в человеческой психике, понимать мотивы, движущие людьми при совершении покупок. Поэтому он должен хорошо владеть техниками НЛП.
Модель правильной постановки целей «SMARTEF»
Огромную роль в процессе достижения целей играет умение правильно формулировать и определять необходимый результат. Проще говоря, чтобы что-либо в жизни изменить, нужно иметь ясное представление о том, чего ты хочешь конкретно. Именно техника SMARTEF помогает определить и сформулировать результат должным образом. Соответствие цели критериям SMARTEF многократно увеличивает вероятность её реализации. Цель должна быть:
- Конкретной (вы должны учитывать все детали);
- Измеримой (вы должны чётко осознавать все показатели того момента, когда цель будет достигнута);
- Привлекательной (цель должна соответствовать вашим убеждениям и ценностям, мотивировать вас);
- Реалистичной (вы должны точно знать, что цель достижима и что вам потребуется для её достижения);
- Ограниченная временем (вы должны чётко устанавливать временные рамки для достижения цели);
- Экологичность (вы должны рассмотреть свою цель в глобальном значении, а также осознать вторичные выгоды от её достижения/не достижения);
- Положительная формулировка в настоящем времени (при постановке цели вы должны брать во внимание особые параметры формулировки).
Техники SMARTEF мы уже касались в нашем уроке «Якорение, результативность и управление состояниями». При желании вы можете вернуться к нему или же изучить метод более подробно здесь.
4
Техники НЛП, дающие результаты
После освоения теории можно переходить к практике. Рекомендуемые техники для начинающих, которые при правильном использовании работают безотказно:
- отзеркаливание (точный повтор движений, мимики, поз, интонации собеседника);
- раппорт через местоимение «мы»;
- три «да»;
- разрыв шаблона;
- переключение внимания;
- рефрейминг;
- якорение;
- мыслевирус;
- подстройка и др.
Осталось выяснить, как именно работает каждая технология из этого списка в конкретных ситуациях.
Стратегия творчества Уолта Диснея
Эта техника берёт за основу многолетний опыт американского художника-мультипликатора и кинорежиссёра Уолта Диснея в сферах бизнеса и творчества. Сутью его стратегии является умение подходить к любому вопросу с трёх разных позиций: мечтателя, реалиста и критика. Сам же такой подход был назван автором «имадженирингом». Каждая из трёх составляющих вносит в поиск эффективного решения любого вопроса свою лепту.
Основная функция мечтателя проявляется на начальном этапе, когда новые цели и идеи только формируются, и ориентирована на перспективу. Мечтатель должен помочь человеку увидеть, как все составляющие его плана складываются в одно целое. Функция реалиста выражается в поиске подходящих для реализации намеченного плана инструментов, чтобы абстрактная идея могла оформиться в нечто конкретное. Реалист помогает человеку перейти от мыслительного процесса к действиям.
Критик же, в свою очередь, нужен для того чтобы оценить появившуюся идею или намеченный план по достижению цели с критической стороны. Критик призван помочь человеку найти слабые точки в его замысле, попытаться определить потенциальные проблемы или моменты, которые могли быть упущены. Также критик обращает внимание человека на такие вещи как экологичность плана, его реалистичность, вторичные выгоды и т.п.
Подход к любым делам с применением стратегии творчества Уолта Диснея во много раз повышает результативность и личную продуктивность человека. А познакомиться с этой стратегией подробнее вы можете здесь.
5
Галерея успеха
Здесь мы не будем описывать как поднимать все воспоминания, если внимательно читали, то и сами все поняли. Сейчас мы воспользуемся нашим позитивным опытом побед и достижений и создадим стену, а после и целую галерею нашего успеха.
Вспомните и достаньте из прошлого, как из большого старого сундука или шкафа, все ваши успехи, достижения, победы и регалии. Создайте в мыслях красивые большие рамки для каждого из них. Вспоминайте и мысленно вешайте на стенку даже самые незначительные достижения. Начните с самого детства, как вам удалось самостоятельно сесть, встать на ноги и сделать первый шаг. Как в школе вас похвалили за отличную работу, все ваши заслуженные пятерки. Вспомните, как когда то перед вами вставала неразрешимая проблема или задача и вы справились с ней. С сегодняшнего дня, отведите в голове место в котором будет стоять стена ваших побед и успехов. Раскрасьте их ярко, вставьте в красивые рамки, анимируйте. И каждый раз добавляйте сюда все новые и новые ваши заслуги и награды. Таким образом, у вас получится целая галерея, пропитанная энергией победы и опыта «у меня получилось», «я могу». И когда вы столкнетесь с казалось бы безвыходной ситуацией или ленью, то войдите и прогуляйтесь по галереи успеха. Ваш опыт удач и достижений наполнит вас уверенностью, даст вам сил и решимости. У вас получилось тогда, значит все получится и сейчас!
Работа с логическими уровнями
Согласно результатам исследований одного из первых разработчиков НЛП Роберта Дилтса, существует несколько уровней восприятия человеком реальности и того, как он её проживает. Все они параллельны друг другу и тесно взаимосвязаны. Для человека является очень полезным осознать происходящее на всех этих уровнях, т.к. это влияет на любые аспекты жизни: принятие решений, формирование отношений, ощущения и самочувствие и даже происходящие события.
Важно также знать, что логические уровни подчинены определённой структуре. Во-первых, Высшие уровни не могут существовать без Низших, т.к. реализуется посредством них, а во-вторых, Низшие уровни зависят от Высших и подчиняются им.
Обычно человек формирует свои цели и осознаёт проблемы на Низших уровнях и поэтому работать с ними можно и начинать на этих уровнях. Но, беря во внимание вышеупомянутые закономерности, следует прорабатывать цели и проблемы именно на Высших уровнях, т.к. лучший способ найти решение любой проблемы – найти её истоки и работать с ними напрямую.
Работа с логическими уровнями является предельно эффективной техникой для взаимодействия со свои целями и индуцирования жизненных перемен. Абсолютно всё, чего желает человек, должно находиться в согласованности с его Высшими уровнями, т.е. соответствовать убеждениям, ценностями и мировоззрению. Проработка проблем на Высших уровнях способствует выявлению необходимых ресурсов и увеличению их энергетического потенциала.
Узнать больше информации о работе с логическими уровнями можно по этой ссылке, а здесь можно послушать аудиокнигу по данной теме.
6
Провокативные формат
Есть довольно интересный формат раскручивания убеждений – провокативный. В нём фокусы языка подаются в рамке «я поддерживаю твою позицию». И, точно так же, задача провокативных фокусов языка — смотивировать на изменение убеждения. То есть мы придумываем «прямой» фокус языка, а потом подаём его в формально «поддерживающей упаковке». Для этого мы используем невербальные «кавычки». Кавычки позволяют перевернуть смысл слова: «он такой «умный» будет восприниматься как «он такое глупый». В разговоре для создания кавычек чаще всего используется сарказм и ирония.
Подробнее о провокативном методе в моей книжке «Провокативный подход».
Провокативные формат часто оказывается более эффективным за счёт того, что мы на одном уровне поддерживаем позицию клиента, а на другом – демонстрируем неэффективность (ложность, неэкологичность) его нынешнего убеждения. То есть разделяем информацию для сознательного и бессознательного. Что уже вызывает необходимый для изменения транс.
При этом провокативные фокусы языка удобнее применять для работы с общими утверждениями, вроде «никто не может», «вообще сложно», «я не способен», «я не достоин».
Либо предполагать, что у фразы именно общий смысл. Например «Я не способен принять решение» можно воспринимать и как «Я не способен принять конкретное решение» и как «Я не способен принимать решения вообще». И если в прямом подходе сначала бы выяснялось, какой именно смысл человек вкладывает во фразу, при провокативном удобнее выбрать именно общий вариант. Понятно, что в большинстве случаев мотивация прекратить «не принимать решения вообще» скорее всего будет намного сильнее, чем мотивация перестать откладывать принятие отдельного решения.
Например, подобранный «противоположный пример» подаётся как «поддерживающий».
Клиентка: — Я не могу сама принимать решения. Оператор: — Ну, для женщины это нормально. За неё должен решать мужчина: отец, муж, сын, внук. Они же всегда готовы это сделать за тебя. «Дорогой, что мне надеть сегодня?» «Надень ту кофточку, что моя мама подарила на Новый год. Что-то ты её совсем не носишь.»
Неприемлемые последствия преподносятся как замечательные.
Фрэнк Фарелли: — Твой муж может с нетерпением ждать длинного длинного брака. Ну, если ты выживешь. Но если у тебя всего три года осталось. Когда у тебя будет церебральная аневризма или дисфункция сердечная — это другие слова для паралича. Ты можешь сказать, что для него уже не слишком рано искать тебе замену. Клиентка: — Я думаю, что он умрёт раньше. Фрэнк Фарелли: — Может уже пора начать планировать похороны? Не надо никаких дорогих гробов — только кремация. Знаешь, это было бы здорово — чтобы двух курильщиков кремировали. Гори, дитя, гори. И тебя тогда можно будет схоронить в коробочке из под сигарет. «Она хотела, чтобы её пепел поместили в коробочку из под сигарет». Да, это очень очаровательно.
В «стратегии реальности» мы можем предположить, что убеждение подсказал «наиболее сведущий в этом и авторитетный человек».
Клиентка: — Я не могу найти себе подходящего мужчину. Оператор: — Наверняка, это тебе мама сказала. Мамы — они всегда готовы поддержать. Сказать то, что никто другой тебе точно не скажет, открыть глаза: «Он тебя не достоин». И так про каждого твоего мужчину. При этом только искренняя поддержка. Мамы всегда хотят для дочерей самого-самого лучшего.
Используя паттерн «разделение» можно описать, как именно «должен» срабатывать критерий. Желательно, чтобы это всё выглядело гротескно и смешно.
Клиент: — Нельзя честно заработать много [денег]. Оператор: — Да, действительно. Если у кого есть деньги — сразу видно, бесчестный человек. Причём это наступает точно после определённой суммы. Зарабатывает сорок девять тысяч — честнейший душевный человек. А как только пятьдесят — сразу меняется. Сволочью становится, обманет за грош ради своей выгоды.
Для «Модели мира» выбираем наиболее неподходящую референтную группу.
Правда с «моделью мира» отдельная история: это единственный паттерн фокусов языка, который предлагает «правильное» убеждение — все остальные стараются разрушить старое.
Клиент: — Сейчас очень тяжело начать своё дело. Оператор: — Да, сейчас все так говорят. Не то что тяжело, практически невозможно. Вот моя соседка пенсионерка именно это и утверждает. Так и говорит: «Довели страну, сволочи».
Примеры «прямых» и «провокативных» фокусов языка
— Настоящий мужчина должен быть ответственным.
— То есть недостаточно ответственный мужчина тут же становится фальшивым? [переопределение]
— Да, я с тобой полностью согласен. Если хочешь быть настоящим — ты должен отвечать за что-нибудь. Начать лучше с чего-то маленького — я рекомендую для начала завести хомячка. Но здесь нужно быть очень внимательным — если хомячок сдохнет, то ты сразу становишься фальшивым.
— Я не могу похудеть, потому что я слабохарактерный.
— Все толстые люди слабохарактерные? [объединение]
— Мужчины вообще слабые существа. Нежные. Ранимые. Не способные контролировать свою жизнь. Тобой, наверно, до сих управляет бабуля и заставляет съедать всё, что она сготовила. Вот, это она сделала тебя таким — ты совершенно ни в чём не виноват.
— Нужно есть только натуральные продукты.
— Следуя этой мысли, мы должны отказаться от всех «искусственных» вещей, вроде стирального порошка или очков. [аналогия]
— Именно поэтому нормальный человек должен отказаться от всего ненатурального — отопления, очков, автомобилей и компьютеров. Поэтому начинать надо прямо сейчас — никаких стиральных машин и отбеливателей, только натуральное мыло и стирка в натуральном деревянном корыте. А воду надо греть обязательно на дровах.
— Только человек с машиной вызывает уважение.
— Как именно наличие у человека машины вызывает уважение? [стратегия реальности]
— И чем машина больше — тем больше уважение. Поэтому самые уважаемые люди — это водители «Белазов».
— Я должен много работать.
— Что произойдёт, если ты будешь работать чуть меньше? [последствия]
— Да, ты должен работать много. Очень много. Ведь если ты только на чуть-чуть расслабишься и станешь работать не много, а, скажем, нормально, случиться катастрофа — небеса падут на землю, придут глад, мор и смерть.
— Люди завистливы.
— Может лучше сфокусироваться на положительных сторонах человеческой натуры? [иерархия критериев]
— Несомненно. Да просто посмотри на людей вокруг — они все, все тебе завидуют! Только единственная мысль у них, когда они видят тебя: «Мы хотим быть на его месте!» Даже меня практически сжирает самая чёрная зависть, когда я смотрю на тебя.
— После пятидесяти нельзя найти работу.
— Ты никогда не встречал человека, который нашёл работу после пятидесяти? [противоположный пример]
— Ты прав — люди старше пятидесяти никому не нужны. В результате им приходится основывать свой бизнес. Вон, основатель Макдональдса был настолько никому не нужен, что открыл бизнес в 52. А его конкурент, Сандерс, который полковник, своё КаЭфСи вообще в 65.
— Все бабы шлюхи.
— Твоя мать шлюха? [применение к себе]
— Это вообще характерно для них. Кто когда встречал верную, даже не подругу, жену? Только и думают о том, с кем бы изменить. Все до одной. Прямо бросаются на чужих мужиков. Наверняка и твоя мать такой была.
— Жена должна быть послушной.
— Вам нравятся безвольные женщины? [переопределение]
— Именно поэтому во всём мире очень ценятся жёны-зомби. Абсолютная послушность.
— Замуж можно только один раз и по любви.
— У тебя там внутри есть место только для одного образа любимого мужчины? [стратегия реальности]
— Учёные исследовали этот вопрос. У каждого человека внутри только одно место для любимого — как только оно будет занято, то всё. Именно поэтому люди, как только влюбляются, сразу женятся и хранят верность до конца. Начинается это, как ты знаешь, ещё в детском саду.
— У меня никогда не получится уйти с этой работы.
— То есть сегодня ты домой не вернёшься? [изменение размера фрейма]
— У меня есть знакомый, он в какой-то спецслужбе работает. Вот с этой работы уйти нельзя, живым, по крайней мере. Ну он так говорит. Ты, наверное, тоже в какой-то спецслужбе работаешь — шпион или контрразведчик?
— Если ты ошибаешься – то это означает, что ты неудачник.
— Но психологи утверждают, что ошибки помогают нам развиваться. [модель мира]
— Да. Вот дети — они же сразу рождаются умеющими говорить, ходить и делать прочие вещи. Это нормальные дети. А вот дети-неудачники, из которых потом и вырастают неудачники-взрослые, ничего такого не умеют — так что им приходится учиться ходить, ошибаться, падать, вставать… Неудачники!
«Взмах»
Представленная техника служит для того чтобы в течение короткого времени изменить деструктивный тип реагирования человека на что-либо и заменить его на более конструктивный. Но результатом этой техники становится не только изменение типа реагирования, а ещё и установление у человека положительного и продуктивного образа себя. «Взмах» можно применять во многих сферах жизни, начиная от устранения вредных привычек и заканчивая коррекцией проблемного поведения.
Структура техники «Взмах» такова: для начала определяется контекст, т.е. ситуация, реакцию на которую хотелось бы изменить. Затем нужно выявить пусковые факторы, т.е. те факторы, которые вызывают желание реагировать привычным способом. Этот момент является наиболее важным, т.к. зачастую может даже не осознаваться человеком. Определение пусковых факторов также происходит по определённой методике.
После этого необходимо создать образ состояния, которого требуется достичь. Чаще всего это делается с применением третьей позиции восприятия. Следующий этап – это и есть «взмах», который требуется совершить. Он означает очень быструю замену одной картинки на другую (нежелательного образа на желательный). После того, как «взмах» совершён, нужно осуществить проверку нового состояния и подстройку к будущему.
Техника «Взмах» требует более подробно изучения (это можно сделать здесь) и тренировки.
7
Феномен Баадера-Майнхоф, или частотная иллюзия
Бывало ли с вами такое, что, услышав впервые о чем-либо, вы затем начинаете встречать это везде в повседневной жизни? За это вы можете поблагодарить феномен Баадера-Майнхоф. Подобное начинает происходить после того, как вы столкнулись с чем-то в первый раз, а затем начинаете замечать это появление вокруг вас. Внезапно вы видите рекламу определенного продукта каждый раз, когда смотрите телевизор. А когда вы приходите в магазин и идете вдоль прилавка, то случайно обнаруживаете тот же самый предмет. И у ВСЕХ ваших друзей уже есть этот продукт.
Странно, не так ли? Этот феномен, который имеет и другое название — частотная иллюзия, вызывается двумя процессами:
«Во-первых, избирательное внимание умирает, когда вас поражает новое слово, вещь или идея. После этого вы бессознательно следите за этим объектом и в результате находите его на удивление часто. Второй процесс — подтверждение, которое убеждает вас, что каждое новое появление продукта в вашей жизни является еще одним доказательством вашего впечатления, что вещь приобрела в одночасье вездесущность».
Для маркетологов этот феномен чрезвычайно важен. После того, как вы начинаете замечать их бренд, они хотят помочь вам видеть его «во всем мире». И начинают присылать вам целевые сообщения по электронной почте, выдавать таргетированную рекламу, чтобы вы могли лишний раз убедиться, что вам уже не удастся спастись от их ненавязчивого внимания…
Генератор нового поведения
Эта техника, аналогично предыдущей, предназначена для того чтобы помочь человеку изменить автоматические реакции на проявления внешней реальности, тем самым избавив его от множества ненужных проблем. Благодаря ей у человека повышается уверенность в своих силах, изменяются реакции и происходят положительные перемены в жизни.
Успешное применение данной техники подразумевает прохождение нескольких этапов. Сначала нужно определить ситуацию, которую требуется проработать, и прожить её, представив в своём сознании в мельчайших подробностях. Далее нужно представить эту же ситуацию в виде фильма, снятого про вас, и прочувствовать эмоции, которые он вызывает.
После этого требуется представить себя оператором кинозала, который ставит в проектор киноленту с фильмом про вас для себя же, сидящего в зале. Затем необходимо представить себя режиссёром и осознать возможность изменения сценария; придумать несколько новых вариантов и подобрать наиболее подходящий.
Новый этап подразумевает, что вы снова оператор в кинотеатре, ставящий новую киноленту для себя, сидящего в кинозале. Затем вы представляете себя сидящим в зале и смотрящим новый фильм со своим участием. В итоге вы должны представить себя героем нового фильма и прожить новую ситуацию, представив её во всех деталях в своём воображении и осознав свои эмоции. Важно чтобы новый результат вас устраивал. Если же он вас не удовлетворяет, то следует вернуться к предыдущим пунктам и заново их проработать.
Итогом должно стать появление нового шаблона реагирования, но уже такого, который будет приносить пользу. Нужно его закрепить, несколько раз проиграв ситуацию, используя новые реакции. Более подробно узнать о том, как всё это сделать, можно на этой странице.
8
Шестишаговый рефрейминг
Многим из нас знакома ситуация, когда определённые проблемы не решаются очень и очень долго, а причину этого понять мы никак не можем. Дело в том, что этому мешает наше собственное подсознание, которому по каким-то причинам кажется, что так, как есть сейчас – лучше всего. Для изменения настроя своего подсознания очень хорошо подходит техника шестишагового рефрейминга.
За основу в ней берётся особое медитативное состояние, при нахождении в котором подсознание наиболее восприимчиво к поступающей информации, тогда как в обычном состоянии её доступ блокируют различные субличности (см. здесь).
Схема шестишагового рефрейминга довольно проста:
- Первый шаг. Нужно лечь на пол и расслабиться, поочерёдно напрягая и расслабляя все мышцы тела, после чего примерно пять минут просто лежать, акцентируя внимание на дыхании.
- Второй шаг. Визуализация большого белого экрана.
- Третий шаг. Как только экран представлен, нужно задать своему подсознанию вопрос о том, готово ли оно к сотрудничеству. Ответ должен отобразиться на экране.
- Четвёртый шаг. Если ответ положительный, то можно задавать подсознанию любые вопросы, форма которых должна подразумевать простые ответы (да/нет).
- Пятый шаг. В процессе взаимодействия с подсознанием нужно узнать у него, какие выгоды оно извлекает из сложившейся проблемной ситуации, и обратиться к творческой составляющей своей личности с просьбой найти более подходящий способ удовлетворения данной потребности.
- Шестой шаг. Следует расслабиться, позволив подсознанию обработать информацию, не спеша посчитать от одного до десяти и встать. Рефрейминг окончен.
Применение шестишагового рефрейминга способствует эффективному решению многих проблем. Лучше всего, конечно, во время его применения находиться под гипнозом, для чего можно обратиться к услугам специалиста. Но можно применять его и самостоятельно. Более детально изучить особенности этой техники можно тут. Также можно посмотреть интересное видео на эту тему.
9
Якорение aka Волшебная палочка
Во время подготовки статьи редактор задал вопрос: можно ли, применяя техники НЛП, например, якорение, влюбить в себя самую прекрасную девушку на свете? Как одна из самых прекрасных девушек на свете, я отвечу: «Ха-ха-ха!». Как автор статьи про НЛП, скажу: «Конечно же». Как психолог, могу сказать: «Можно, и необязательно с помощью якорения или вообще техник НЛП». Ты уже знаешь, что якорение производится на пике эмоционального переживания, причем считается, что в момент переживания позитивных эмоций происходит позитивное якорение, при негативных переживаниях – негативное. Но такое разделение условно, и это можно доказать на примере с «влюбить в себя прекрасную девушку». В момент, когда человек переживает пик позитивных эмоций, он очень самодостаточен, ему уже хорошо, и кто находится рядом – ты, кто-то другой или вообще никого – не столь важно, так как он сосредоточен на источнике позитива. Кроме того, «якорение» – это слишком заумное слово.
На самом деле, речь идет о виде ассоциаций, и если в момент радужных переживаний ты возьмешь ее за запястье, будь готов к тому, что ассоциация может пойти не в ту сторону, то есть она это заметит и подумает: «Странный какой-то… Чего он хочет?», и в следующий раз при прикосновении к запястью мысли будут приблизительно такими: «Хм… что мне это напоминает? Ааа, вспомнила! Это же тот самый Вася! Чего он от меня тогда хотел, странно…»
В моменты отчаяния человек, наоборот, теряет целостность, и ему нужна моральная поддержка. Вот здесь у тебя шансов намного больше: в нужный момент оказаться рядом, развеселить или помочь в решении проблемы. Благодаря тебе она восстановит утраченную целостность, и в итоге получится формула: она (в слезах) + ты (и твоя поддержка) = целостность. Если такие случаи будут случаться регулярно, это войдет в привычку, и вот что мы имеем: целостность — ты (и твоя поддержка) = она (в слезах). Тут даже некоторая зависимость получается, а там и до влюбленности недалеко (особенно если ты красавчик). Чтобы проверить действенность метода, после всех приключений заговори о другой девушке, если заметишь что-то типа обиды или ревности – считай, схема сработала. Якорение в данном случае не нужно, подстройка с отзеркаливанием – тоже. То есть они не помешают, особенно если ты профессионально владеешь этими техниками, но не они являются решающими факторами в процессе завоевания.
Изменение личной истории
Техника изменения личной истории применяется, как правило, в тех случаях, когда поведение, которое требуется изменить, связано с какими-то событиями, имевшими место в прошлом, и основывается на имеющихся между настоящим и прошлым связях. Её использование позволяет избавиться от ненужных и ограничивающих убеждений, стереотипов, привычек, установок, методов реагирования и т.д.
Суть метода заключается в следующем. Нужно определить проблемную ситуацию или нежелательное состояние и установить на него якорь. Установленный якорь нужно использовать для того чтобы провести человека (или себя) до того самого момента, когда проблемная ситуация или переживание появилось впервые, а при любом их обнаружении нужно учитывать контекст происходившего.
После того как несколько (4-5) подобных ситуаций или переживаний будут найдены, нужно опустить якорь и вернуться к самой первой ситуации, определить ресурсы, которые требовались для её преодоления, и найти пусковые факторы. Далее необходимо найти доступ к найденному ресурсу и произвести его якорение, вернуться в раннюю ситуацию и изменить её восприятие, применяя уже имеющийся ресурс (для отлично подходят коллапсирующие якоря.
После всего проделанного нужно диссоциироваться от новых переживаний и оценить полученный результат. Если он не удовлетворяет поставленным требованиям, то следует вернуться к прошлому этапу выявления ресурсов и проработать его ещё раз. Затем нужно закрепить результат и произвести экологическую проверку и синхронизацию с будущим.
Узнать о том, как всё это делается, более детально можно отсюда.
10
С помощью НЛП можно зазомбировать человека или группу людей
Во всем виновата тяга к зрелищам. В советское время, если помнишь, «сказочности» катастрофически не хватало; после распада СССР появился отряд различных гипнотизеров по типу Анатолия Кашпировского и Алана Чумака, которые компенсировали фрустрированному народу всю нехватку чудес в виде чудодейственного исцеления, чуть ли не оживления мертвых (вот тебе и зомбирование). Экраны наших черно-белых или плохо-цветных телевизоров пестрели воющими и ревущими людьми с закрытыми глазами, раскачивающимися в такт музыке, сопровождающей вкрадчиво-директивную речь гипнотизера. Именно в это время явления самогипноза и эффекта плацебо побили все рекорды, при этом дали надежду на то, что можно нехитрой комбинацией слов заставить человека делать то, что тебе нужно. И поскольку Чумаков и Кашпировских было всего двое, и они были несравненными, то НЛП, предлагавшее творить такие же чудеса, только без врожденного таланта, пришлось как раз в пору. Магические и непонятные слова «рефрейминг», «мета-модель», «якорение», «субмодальность», «калибровка» пошли в качестве эффективной приправы при создании «чуда».
Теперь о зомбировании: если ты думаешь, что с помощью какой-то техники можно начисто отформатировать сознание другого человека и инсталлировать свои программы – возможно, ты прав, но только если ты – талантливый психотерапевт с отличным владением гипнотехниками, а будущий зомби согласен провести над собой подобный опыт. Если же ты прошел только первую-вторую ступень «НЛП-Практик» (на более поздних ступенях цель «зазомбировать» уже не является настолько значимой), а твой подопытный не хочет становиться зомби, то, скорее всего, ты столкнешься с суровой реальностью.
Быстрое лечение фобий
Техника быстрого лечения фобий используется в НЛП для того чтобы нейтрализовать якоря на какие-либо сильные переживания, т.е. избавить человека от фобий: ксенофобии, агорафобии, никтофобии, фотофобии, клаустрофобии и многих других. Результатом успешного применения этой техники является освобождение человека от страхов, высвобождение энергии и появление множества новых возможностей.
Процесс осуществления техники быстрого лечения фобий заключается в нескольких шагах:
- Нужно получить доступ к положительному состоянию и произвести его якорение, создав мощный ресурсный якорь. Причём, лучше всего, если якорь будет кинестетическим.
- Нужно провести диссоциативный анализ переживаний, представив себя ещё до пребывания в негативном состоянии (чёрно-белая картинка) и уже после пребывания в нём (цветная картинка).
- Нужно посмотреть на себя со стороны, словно сидя позади самого себя в кинотеатре.
- Нужно быстро просмотреть чёрно-белый фильм, состоящий из первой картинки, самого события и оканчивающийся цветной картинкой.
- Затем нужно просмотреть весь чёрно-белый фильм, но начиная со второй цветной картинки и заканчивая первой, причём во время перехода к первой картинке нужно переходить и во вторую степень диссоциации (смотреть на себя, смотрящего фильм). После перехода к первой картинке фильм должен сразу заканчиваться.
- Нужно подумать о том, что являлось источником фобии и отметить изменения в физическом состоянии.
- Нужно спроецировать негативную ситуацию на будущее, представив взаимодействие с источником фобии и обдумав новые варианты реагирования. Важно чётко определить показатели ощущения безопасности или же указатели к осторожному поведению.
Ознакомиться с техникой быстрого лечения фобий более детально можно на этой странице.
11
«Секреты» аббревиатуры Н-, Л-, П-
С методологической точки зрения «нейро» Н- представляет собой обусловленность всех процессов (связанных с поведением, множеством действий индивида) набором неврологических механизмов, протекающих в головном мозге и во всем теле человека.
«Лингвистическое» Л- подчеркивает значение вербальных функций: через язык нам удается организовывать, упорядочивать наши действия и мысли, а еще – вступать во взаимодействие с окружающими людьми.
«Программирование» П- указывает на существование определенных программ и способов действия, которые помогают человеку упорядочивать (организовывать) свою психику (себя самого) с целью достижения требуемого результата.
Целью НЛП является рассмотрение вопроса, как именно нужно строить и организовывать свой опыт, что на него влияет и каким образом им можно управлять. Освоение обновленного опыта выглядит для человека как процесс получения нового образования – переобучение мозга.
Реимпринтинг
Название данной техники происходит от слова «импринт», означающего «запечатление», т.е. какой-либо опыт или совокупность опытов, в результате которых у человека сложились те или иные убеждения. Нередко ситуации импринта являются тупиковыми и вызывают у человека ощущения бессмысленности, безысходности, безвыходности и т.п. Смысл импринтинга заключается в поиске ресурсов, необходимых для изменения укоренившихся убеждений и обновления устоявшихся поведенческих моделей.
Применение техники реимпринтинга основывается, в первую очередь, на определении симптомов импринта, подразумевающем сосредоточение на самом первом появлении каких-либо переживаний, связанных с ним и возникших убеждениях. После этого требуется мысленно перенестись в тот момент, который предшествовал возникновению импринта, вернуться в настоящее состояние и взглянуть на импринт с предшествующей ему позиции.
Следующим этапом является поиск позитивного намерения или вторичных выгод, которые скрываются за устоявшимися реакциями и симптомами импринта и некоторые другие не менее важные составляющие, которые требуют более детального и скрупулёзного изучения.
Особенности реимпринтинга и процедуры его осуществления можно узнать вот здесь.
12
Как это работает
Человек не может воспринимать окружающий мир объективно, так как пропускает его через собственные ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные), через призму приобретённого опыта, личных убеждений и принципов. Кто-то не может жить без церкви, другие открыто ненавидят религию. Одни ищут работу, где платят больше, другим важнее, чтобы она была по душе. Некоторым нравится в людях внешняя красота, другие в восторге от умственных способностей собеседника.
Согласно НЛП, если учесть все вышеперечисленные моменты и понять, как тот или иной человек пропускает через себя информацию и что для него представляет особую важность, используя определённые приёмы, от него можно добиться чего угодно. Но сначала должна быть проведена кропотливая работа с убеждениями и физиологическими особенностями.
Если менеджер будет упорно уговаривать воцерковлённую бабушку купить товар с бесовскими символами, он потерпит крах. Нужно вовремя предложить альтернативный вариант, чтобы покупка оказалась и ей приятной, и принесла выгоду компании. Здесь вступают в ход такие приёмы НЛП, как эмоционально значимые слова и создание позитивных ожиданий.
Если сотрудник сидит в закрытой позе (руки и ноги скрещены), трудно требовать повысить эффективность труда. Но, освоив метод отзеркаливания, позу можно открыть и беседовать уже более непринуждённо.
Переоценка прошлого
Техника переоценки прошлого способствует изменению оценки какого-либо события, имевшего место в прошлом человека. Она очень эффективна, т.к. с помощью неё можно повлиять на оценку произошедших неприятностей и связанные с ними убеждения, изменить отношения с конкретными людьми и даже трансформировать аспекты восприятия детства. Краткий алгоритм необходимых действий включает в себя следующее:
- Нужно определить тот период времени, который требует изменения и проработки. Он может быть связан с человеком, местом, временем и т.п. условиями.
- Нужно создать мощный ресурсный якорь. Лучше всего, если он будет кинестетическим.
- Нужно представить рассматриваемый временной отрезок в форме прямой линии, расположенной на полу, определить самые значимые моменты этого периода, назвать их и обозначить на линии, соблюдая реальную последовательность.
- Нужно разделить все отмеченные ситуации на положительные и отрицательные. Затем, проходя по линии, следует перепроживать положительные ситуации заново, а отрицательные представлять диссоциированно, т.е. наблюдая за собой со стороны.
- При диссоциированном рассмотрении отрицательных ситуаций можно использовать созданный в начале ресурсный якорь. Иногда это позволяет посмотреть даже на негативные события под другим углом и разглядеть в них положительные моменты.
- Нужно провести экологическую проверку нового восприятия прошлых событий и, если результат не удовлетворяет всем требованиям, вернуться назад и проработать предыдущие пункты заново.
- Нужно провести синхронизацию с будущим, спроецировав достигнутый результат на ситуации, которые могут произойти.
Более детально техника переоценки прошлого рассмотрена здесь.
13
Имена, названия и псевдонимы
Важно уделить особое внимание названиям, именам и псевдонимам. Как корабль назовешь, так он и поплывет. Поэтому выбирайте название для организаций, имена для своих детей, прослеживая их значение и смысл. К примеру, в названии города Чернобыль уже изначально была зашифрована страшная участь о «черной были» этого места. Псевдоним великого вождя Сталин и его владелец стойкий, несломимый словно сам был сделан из стали. Трудно довериться хирургу с фамилией Криворучка. И если от родителей вам досталось не совсем удачная фамилия или имя, то всегда ваше право это изменить или взять себе более благозвучный псевдоним.
Выбор на линии времени
Представленная техника отлично зарекомендовала себя в качестве надёжного инструмента для разрешения тех ситуаций, когда есть возможность выбора чего-либо, но человек не знает, как ему поступить лучше всего. К тому же, техника выбора на линии времени может использоваться для прогнозирования долгосрочных последствий каждого из возможных вариантов.
Первое, что нужно сделать для успешного применений этой техники, это само осознание того, что у вас есть выбор: нужно чётко определить для себя, какие существуют варианты действий. Далее нужно порассуждать на тему того, на какой вообще срок может оказать воздействие сделанный выбор, и мысленно провести на полу линию, отображающую этот срок.
После нужно определить для себя крайний срок, к которому нужно совершить выбор; между этим сроком и настоящим днём нужно определить наиболее оптимальный срок для выбора. Затем следует мысленно переместиться в будущее и постараться отметить те события, которые может вызвать сделанный вами выбор; придайте этим событиям оценку, посмотрев на них со стороны. Также можно прибегнуть к интеграции пройти намеченный маршрут как бы наблюдая со стороны на уже прошедших его людей.
По окончании всего этого нужно вернуться в исходную точку и подумать о том, есть ли возможность как-то улучшить маршрут или создать новый, более эффективный. Оцените имеющиеся выборы: что вы вынесли из путешествия по линии времени? Количество положительных моментов и укажет вам на правильный выбор.
В подробностях и деталях техника выбора на линии времени рассмотрена здесь.
14
Лучшие книги по НЛП
Если у вас остались какие-то вопросы, то даем вам по нашему мнению лучшие книги по НЛП. Этот список включает произведения:
- Боб Боденхамер, Майкл Холл «НЛП-практик»
- Джозеф О’Коннор «НЛП. Практическое руководство по достижению желаемых результатов»
- Р. Бэндлер, Д. Гриндер «Из лягушек – в принцы»
- Мэнли Холл «77 лучших техник НЛП»
- Анвар Бакиров «Как управлять собой и другими с помощью НЛП»
- Сергей Горин «НЛП. Техники россыпью»
- Гарри Алдер «НЛП: искусство получать то, что хочешь»
Эти книги с НЛП-практикой