7 простых и 7 сложных приёмов манипуляции сознанием. Какие из них используют на вас?

Иногда это является полной неожиданностью и даже потрясает — то, как близкие по мироощущению люди, близкие по возрасту, образованию, окружению, фильмам, которые смотрели, книгам, которые читали, могут по-разному интерпретировать одни и те же события. На основе одних и тех же источников информации, обладая хорошими IQ, непредвзято, они приходят ровно к противоположным выводам.
Очевидно, что как минимум кто-то в этой ситуации находится в состоянии иллюзии. Как так получается, что ни хорошее образование, ни доступность информации, ни развитая способность логически мыслить не защищают нас от концептуальных ошибок в восприятии и интерпретации, как получается так, что мы не распознаем манипуляцию и ложь? Споры, наблюдения и размышления в конце концов привели меня к образу мыслей, изложенному в этой статье.

Здесь приведено 14 распространенных манипуляций. Анализируя свою жизнь, я могу сказать, что ощущал в разное время воздействия каждой из них, а некоторые методы «промывки мозгов» по отношению ко мне были по-настоящему эффективны. Думаю, это всем хорошо знакомые атаки. Я упорядочил их в некий список и попытался описать механизмы и причины, почему они, несмотря на тривиальность, являются довольно эффективными.

Я не рассматриваю элементарные воздействия такие, как подкуп, шантаж и запугивание. В этой статье меня интересуют лишь атаки, заставляющие нас жить в иллюзии.

В конце статьи я также попытаюсь дать ответ на вопрос, почему ложь может легко обмануть наш интеллект и, более того, использовать его себе на благо, почему наше образование и доступность информации не помогают нам.

Это не статья по психологии и не статья по философии, хотя бы потому, что в этой статье не будет приведено ни одной ссылки.

Терминология

Т.к. я пытаюсь понять, как эти манипуляции работают, то мне пришлось ввести некоторые понятия и рассмотреть некоторые закономерности.
ААВД

=
А
бсолютно
А
декватное
В
осприятие
Д
ействительности Это гипотетическое состояние, являющееся бесконечной аппроксимацией адекватности. Понятие вводится для наглядности некоторых закономерностей и связей. Достаточным условием ААВД является абсолютный ИМЛ.
Пояснение
ААВД обладает устойчивостью к ошибкам. Так, если изъять, исказить или добавить какое-то количество фактов, то ААВД позволяет обнаружить ошибки и восстановить истинную картину мира. Т.к. все факты и события — это то, что было в прошлом, то можно сказать что ААВД позволяет

  • восстанавливать картину прошлого

Если говорить о будущем, то очевидно, что ААВД позволяет

  • предсказывать будущее

Действительно, если вы точно понимаете все взаимосвязи, понимаете, в каком направлении развивается ситуация, то вы можете предсказать будущее.

Замечание
Не понятно, насколько точно вы сможете предсказать будущее даже обладая ААВД. Так, если мы предполагаем, что свобода выбора все же есть, то мы не можем точно предсказывать события. Вопрос о том, можем ли мы при этом (при наличии свободы выбора), точно предсказать вероятность

возможных событий также не имеет ответа, потому что вероятностые характеристики «свободы выбора» не изучены. Но все же кажется очевидным, что, чем ближе восприятие действительности находится к ААВД, тем точнее вы можете предсказать будущее.

Абсолютный ИМЛ
(
ИМЛ
=
И
нформация,
М
ыслительные способности,
Л
огика)

Пояснение

Если гипотетически предположить, что кто-то обладает

  • полной и точной информацией (бесконечным количеством информации)
  • бесконечными мыслительными способностями (в компьютерной терминологии — бесконечной вычислительной мощностью)
  • имеет безупречную логику (в компьютерной терминологии — иметь правильный алгоритм расчета без ошибок)

то этот субъект (с возможностями Бога) обладает полной и точной информацией по всем фактам и их взаимосвязям, то есть его картина мира точно описывает действительность, и он обладает ААВД. Мы будем называть эту триаду абсолютным ИМЛ.АВД
=
А
декватное
В
осприятие
Д
ействительности

Пояснение

Адекватность — понятие относительное. Невозможно точно установить границу и сказать, что вот до этой границы у вас адекватное восприятие, а после — нет. Но более или менее можно сказать, что вот эта картина мира более адекватна, а эта — менее. Два критерия могут быть использованы для сравнения степени адекватности:

  • насколько факты прошлого вписываются в картину мира индивида
  • насколько хорошо он может предсказать развитие событий

Замечание
В действительности математически точно сравнить адекватность двух картин мира часто невозможно. Например, если одна картина мира предсказывает события A, B, а другая картина мира предсказывает C, D, а в действительности происходит A, C, то какая картина мира более адекватна? Математически правильно было бы опираться на количество информации, которое содержится в предсказаниях A, B, C, D, что связано с вероятностью этих событий, но в том то и проблема, что в реальной жизни найти точное значение этих вероятностей часто невозможно. Но все же, иногда это довольно явно. Давайте сравним, например, восприятие ребёнка и родителей. Родители намного лучше предсказывают развитие событий.

Картина мира
— наша интерпретация действительности.

Пояснение

В силу сильной ограниченности ИМЛ, когда мы говорим о «картине мира» обычного человека, то очевидно, что в этой картине может быть много неточной, вторичной информации, мнений других людей, грубых обобщений, ошибочных логических конструкций, и все это обильно переплетено с эмоциями. Человек не может единым взглядом охватить всё, его восприятие и его картина мира фрагментарна. Может возникнуть вопрос, а имеет ли смысл вообще говорить об адекватности? Возможно во всех ситуациях все всегда заблуждаются, но каждый по-своему?

Да, очевидно, что человек не может понимать ситуацию во всех деталях. Но при всех ограничениях, можно утверждать, что человек способен понять суть. На основе этого понимания он может делать и правильные предсказания и правильно отсеивать ложную информацию.
Малый цикл регенерации
— цикл, позволяющий с одной стороны из истинных фактов выстраивать правильную картину мира, а с другой — правильная картина мира позволяет отфильтровывать ложные, исправлять ошибочные и добавлять отсутствующие факты. Таким образом происходит самонастройка на истину.

Пояснение

Способность восстановления истинной картины прошлого порождает возможность «самонастраивания на истину». Назовем это «малым циклом регенерации». Суть заключается в том, что какое-то количество ложной информации может быть отфильтровано в силу того, что эта информация не согласуется с другими фактами.

Замечание
Малый цикл означает то, что это «внутренняя» работа. Слово регенерация означает, что эта работа направлена на воспроизведение картины мира.

Он отражает тот факт, что с одной стороны истинная картина мира поддерживается достаточным количеством истинных данных, но с другой стороны картина мира позволяет исправлять ошибки в данных.


Большой цикл регенерации (цикл опыта)
— цикл, позволяющий с одной стороны на основе истинной картины мира прогнозировать развитие событий и на основе этого совершать действия, а с другой, анализируя результат этих действий, корректировать картину мира. Таким образом происходит самонастройка на истину.

Пояснение

Способность предсказания также приводит к «самонастраиванию на истину». Назовем это »циклом опыта» или «большим циклом регенерации».

Замечание
Большой цикл значит, что это »внешняя» деятельность, заключающаяся во взаимоотношении индивида и реальности.

Суть заключается в том, что на основе своей картины мира индивид делает предсказание развития событий и действует в соответствии с этим предсказанием. Если же по каким-то причинам в его мировосприятие закралась ошибка, то ситуация может начать развиваться не так, как он предполагал. Анализируя это, индивид осознает, что его картина мира ложна и корректирует свое видение.


В принципе не обязательно действовать самому, достаточно делать прогнозы и наблюдать.
Это также говорит об устойчивости к ошибкам. Человек в результате своей активности получает дополнительные факты, и эти факты позволяют ему скорректировать картину мира.
Ложный малый цикл регенерации
— в случае слабого ИМЛ ложная картина мира может начать неправильно отфильтровывать факты, оставляя или добавляя ложные и игнорируя истинные, при этом этот набор фактов (вместе с ошибочными данными) будет поддерживать эту ложную картину мира. Таким образом происходит поддержание иллюзии.

Пояснение

Это можно представить следующей цепочкой.

  • Искаженные факты, создают искаженную картину мира. Этот процесс усугубляется логическими ошибками и недостаточными мыслительными способностями.
  • Искаженное восприятие «достраивает» недостающие факты в соответствии с ложной картиной мира.
  • Таким образом получаем самоподдерживающийся процесс «настройки» на ложную картину мира.


Ложный большой цикл регенерации (ложный цикл опыта)
— в случае слабого ИМЛ на основе ложной картины мира индивид делает неправильные предсказания и совершает соответствующие действия, при этом результат этих действий (не положительный) интерпретируется неправильно (как положительный), что поддерживает эту ложную картину мира. Таким образом происходит поддержание иллюзии.

Пояснение

Также в процессе ложного цикла опыта индивид будет менять действительность, чтобы она соответствовала его картине мира. Например, он будет тяготеть к окружению, поддерживающему его ложную картину мира и избегать окружения с дисгармонирующим мировосприятием.
Компенсационные механизмы
Основными механизмами, придающими адекватность картине мира и обеспечивающими «самоочищение» от ошибок, являются большой и малый циклы регенерации. Но человек в том числе и в силу слабости ИМЛ вынужден пользоваться некими компенсационными техниками, накладывающими ограничение на действенность этих циклов. Можно выделить 4 таких механизма: обобщение, эмоциональный заряд, мнение окружающих людей и смысл. Каждый из них обладает «цементирующим» свойством, лишая гибкости и «консервируя» наше мировосприятие.

Обобщение

Предположим, вы хорошо кого-то знаете. У вас сложилось определенное представление об этом человеке. Что это такое, вот это представление? В силу весьма ограниченных человеческих мыслительных способностей (вычислительной мощности), вы не можете постоянно оперировать всем этим огромным количеством фактов, связанных с этим человеком. Когда вы думаете об этом человеке, и, например, пытаетесь понять истинна или ложна та новая информация, которую вы о нем узнали (малый цикл регенерации), вы на самом деле не пытаетесь вспоминать, вы оперируете некоторыми обобщениями и абстракциями, которые вы связываете с этим человеком.

Например, у вас может быть общее ощущение, что этот человек хороший, честный, порядочный или, наоборот, что он не достоин доверия, что он может обмануть, что он хитрый и эгоистичный… Это обобщенное умозрительное восприятие (выраженное в абстракциях хороший/плохой, честный/лживый, …) — это некое интегральное восприятие на основе вашего опыта общения с ним и той информации, которую вы имеете.

В принципе, без эмоциональной поддержки, обобщения сами по себе не обладают сильным «цементирующим» свойством, но все же даже чисто логически могу предположить, что они все же способствуют фиксации картины мира (делая ваше восприятие менее гибким). Могу привести 2 причины:

  • обобщения (и эмоции, о которых чуть позже) довольно дискретны. Поэтому даже чисто логически понятно, что вот такое дискретное усреднение обладает устойчивостью
  • мы используем обобщения, чтобы не думать о деталях, поэтому должно произойти что-то существенное, чтобы мы обратили на это внимание и пересмотрели наши прежние выводы

Но все же, просто обобщение — это довольно рациональное действие и поэтому не думаю, чтобы оно сильно «цементировало» восприятие. Но если к этому обобщению «привязана» эмоция, то это может действительно «зацементировать» картину мира.
Эмоциональный заряд

Замечание
Я не понимаю, где проходит точная граница между чувствами и эмоциями, и есть ли таковая. Поэтому, несмотря на то, что в данной статье я нигде не говорю про чувства, я допускаю, что где-то терминология не совсем верна и нужно говорить скорее о чувствах.

Мы нередко склонны к дихотомии типа хороший/плохой (»от любви до ненависти один шаг»).
Это создает сильный уровень дискретности нашего эмоционального восприятия. И в этом случае, как и в случае обобщения, математически понятно, что усредненная (а эмоция — это также усреднение, т.к. является неким интегральным восприятием человека) дискретная величина становится слабо чувствительной к отдельным фактам.

Возможно, есть другие причины, связанные с тем, что все же эмоции во многом находятся в сфере бессознательного, и разумные аргументы не всегда имеют должного воздействия.

Но, думаю очевидно, что в случае нашего примера, если у вас, например, сильное негативное (или позитивное) отношение к человеку, то это отношение (эта картина мира) обладает довольно большой устойчивостью и её сложно изменить отдельными фактами. Даже если вы не правы и думаете о человеке плохо (или хорошо) незаслуженно, ложный малый цикл регенерации будет отбрасывать факты, не соответствующие вашей «зафиксированной» картине мира.

Мнение окружающих людей

Использование знания и выводов других людей безусловно также является компенсацией слабого ИМЛ. Мы не обладаем всеми фактами, и мы не можем сами проверить всё. Нам приходится доверять другим людям и полагаться на информацию от них, их расчеты и выводы. Важным фактором является не только количество, но также и степень доверия. Так, если информация исходит от человека, которому вы доверяете, то степень доверия к данной информации возрастает. Если этот человек является авторитетом для вас, то вы скорее поверите его картине мира, чем своим наблюдениям и выводам.

»Цементирующий» фактор здесь заключается в том, что, если люди вокруг вас, которые вам симпатичны, разделяют вашу точку зрения, то это придаёт сильную устойчивость этой картине мира. Мнение окружающих вас людей вы воспринимаете как факты (в случае симпатии к ним — с большим весом).

Замечание 1
В случае авторитарных режимов этот фактор используется вместе с эмоцией, обычно страхом. Типичная ситуация — люди стараются »думать, как все».

Замечание 2
В современном мире, мире социальных сетей и возможностью формировать свое окружение в соответствии с нашим представлением о жизни, сила этого фактора усиливается. Мы можем иметь разные точки зрения и подбирать себе окружение с похожим мировоззрением. Это порождает, например, такие странные явления, как общество последователей теории плоской земли.

Смысл

Если предыдущие 3 «цементирующих» элемента воздействовали на малый цикл регенерации, то смысл связан с большим циклом регенерации. Смысл используется как некий параметр, по которому мы могли бы измерить насколько наша картина мира адекватна в цикле опыта.

В действительности в конкретных ситуациях часто разумней говорить не о смысле, а о цели, но цель, если она поставлена осознанно, должна быть осмысленной.

Замечание 1
Не всегда навязанная цель является ложной. Например, весь процесс обучения маленьких детей — это обычно навязанные цели. Задача родителей и педагогов понять, что действительно важно и интересно (имеет смысл) для ребёнка.

Ложная навязанная цель всегда связана с мифом. В данном случае под мифом я подразумеваю ложную картину мира, которой пытаются объяснить навязываемую цель.

Пример
Если вас грубой силой заставляют делать что-то, без всякого объяснения (без мифа), и в конце концов вы становитесь вынуждены как-то жить с этим и «принимаете» эту картину мира (смирились), то вы сами создадите миф, почему это нужно делать. В качестве примера можно привести «Стокгольмский синдром».

Эмоциональное восприятие ситуации определяется этим фактором. Вас раздражает то, что мешает вам в достижении ваших целей, и вызывает симпатию то, что помогает. Похоже, что это самый мощный «цементирующий» фактор. Поэтому, в современном мире битва ведется прежде всего за умы. Эта схема отображает понятия, введенные выше в их взаимосвязи:

Теперь у нас есть достаточное количество инструментов для анализа.

Как понять, что вами манипулируют?

Искусные манипуляторы изобретают сотни незаметных тактик, чтобы достичь своей цели за счет другого человека. Но есть следующие очевидные признаки:

  • демонстрация сильных чувств;
  • игра на чужих слабостях;
  • ложь и последующее противоречие самому себе;
  • преувеличение и обобщение;
  • уклонение от темы;
  • постоянное выдвижение новых критерий (изменение правил игры);
  • запугивание;
  • самоутверждение за чужой счет;
  • пассивная агрессия;
  • молчание с целью наказания или запугивания;
  • искажение или скрытие фактов, равнодушие к чувствам другого человека и постоянное внушение ему ощущения неполноценности;
  • привлечение союзников.

Причины неадекватного восприятия

Причиной уменьшения степени адекватности является слабость ИМЛ, а именно:

  • блокируемая, искаженная или ложная информация
  • ограниченные мыслительные способности (в компьютерной терминологии — недостаточная вычислительная мощность)
  • логические ошибки (в компьютерной терминологии — ошибка в алгоритме расчета, баги)

Все это является полем для атак на наше отношение к действительности с целью манипуляции сознанием. Давайте рассмотрим каждый из этих аспектов.

Недостаточная, искаженная или ложная информация

Это самая очевидная причина искажения в восприятии. Она вполне естественна. Понятно, что если вы не обладаете достаточной информацией, то вам сложно составить представление о ситуации.
Это также один из самых распространенных способов манипуляции. По сути, когда мы говорим об искажении или ложной информации, то речь идет об обмане. В случае простого обмана, картина мира может быть легко восстановлена предоставлением истинных фактов. Но современные реалии показывают, что при некоторых видах манипуляции, ложная картина мира обладает удивительной устойчивостью, и «правдивые данные», даже будучи доступны, часто не могут выиграть в конкурентной борьбе за статус истинности с откровенной ложью и фейками. Этот эффект можно назвать «промывкой мозгов», и все наши примеры будут касаться именно таких ситуаций.

Манипуляция 1. Отелло

Это манипуляция, направленная на определенного человека, учитывающая специфику его характера и восприятия с целью дискредитации другого человека или с целью повлиять на его отношение к определенной ситуации.
Давайте рассмотрим знаменитую историю отношений Отелло и Дездемоны с точки зрения введенных новых понятий и описанных закономерностей. Тогда, пользуясь сухим языком анализа, отношение Отелло к Дездемоне было изменено с помощью ложной информации. Эта информация была представлена в таком виде, чтобы сформировать у Отелло определенный взгляд на ситуацию. Ревнивый характер придавал этой новой картине мира сильный отрицательный эмоциональный заряд, что создавало своеобразный потенциальный минимум для такой интерпретации и лишало Отелло (сильная негативная эмоция) способности логически мыслить. Когда ложная картина мира была сформирована, начал работать ложный малый цикл регенерации, который вытеснил истинные факты, перестав учитывать их. Также запустился цикл ложного опыта. Появилась ложная цель — месть, которая и руководила его действиями.

Манипуляция 2. Фейковые новости

Интересным (и неожиданно эффективным) приемом является создание цикла фейковых новостей. Каждая такая новость, находясь в фарватере определенной (ложной) точки зрения, вписывается в малый цикл ложной регенерации и «подпитывает» отрицательную эмоцию, связанную с этой внушаемой картиной мира. И несмотря на то, что эта новость опровергается через некоторое время, она выступает топливом для этой эмоции, которая в свою очередь «цементирует» ложную картину. Это приводит к тому, что даже понимая, что эта новость была ложной, человек, попавший под влияние этой манипуляции продолжает сохранять эту ложную картину мира. Также, как уже упоминалось, отрицательная эмоция бьет по второму и по третьему элементам ИМЛ, сужая аналитические способности индивида.

Манипуляция 3. Очернение

Следующий распространенный нехитрый, но очень эффективный прием — очернение. По сути похож на два предыдущих. Создается (ложно) негативный образ человека. Информация может содержать большой процент лжи. Не важно, что через какое-то время выяснится, что это ложь. Главное, к этому человеку будет «приклеена» эмоция. Дальше над этим образом можно «работать», прорабатывать эту «реальность» последовательностью фейковых новостей, которые будут являться «топливом» для этой эмоции. Отличие от примера с Отелло заключается в том, что здесь, наряду с эмоцией, для придания устойчивости ложной картине мира используется »мнение окружающих людей». Для этого задействуются СМИ.

Манипуляция 4. На голубом глазу

»Ложь на голубом глазу» означает, что человек сознательно врет, но при этом искусно создает ощущение, что он говорит правду. Суть данной манипуляции заключается в том, что атакующий своим поведением пытается расположить к себе и таким образом увеличить степень доверия к данной информации. В случае использования СМИ при хороших артистических навыках или тренировке эта атака на умы с большой вероятностью является успешной, как минимум, для некоей целевой группы, которая потом может быстро «объединиться» через социальные сети, создав таким образом «фиксацию» картины мира в соответствии с фактором «мнение окружающих людей».

Манипуляция 5. Пропаганда

Это агрессивное, настойчивое и продолжительное искажение картины мира. Это прямая, массированная атака на умы. Чем большая мощность при этом используется, тем более она эффективна.
Фактически создается некий миф, и этот миф внушается окружающим. При этом часто используется эмоция страха. Для этого демонстрируется, что если кто-то активно не согласен с этой картиной мира, то этот человек будет иметь проблемы — от неудобств до реальной опасности для жизни (устрашение). Это излюбленный прием тоталитарных режимов, но это может быть и менее кровожадная ситуация, например, в случае сект, или некоторых компаний (которые порой напоминают секты) или некоторых групп. Данная атака, используя страх, сначала бьет по второму и третьему элементам ИМЛ целевой группы (соответственно для которой это является слабым звеном). Далее по мере роста этой группы все большее значение приобретает фактор «мнение окружающих людей».

В случае сектантства и некоторых идеологий это может быть не страх, но «светлые чувства», связанные с ощущением братства, осмысленности существования или это может быть результат различных психофизических техник, возведенных в разряд культа. Но все же дихотомия добра/зла лежащая в основе этих мифов всегда в качестве обратной стороны медали имеет страх.

Манипуляция 6. Крестный отец

Эта атака строится на дихотомии — жестокий/добрый, злой к врагам, но добрый к друзьям. Похоже на предыдущую атаку. Также используется страх и миф (см. следующую главу) в виде своеобразного представления о добре и зле (что может быть даже оформлено в виде этического кодекса). В данном случае в отличие от предыдущей атаки СМИ не используются, и действие ограничено узким кругом «своих». В принципе во многом это похоже на предыдущие два случая (вплоть до элементов сектантства).

Ограниченные мыслительные способности

Все четыре компенсационные механизма, описанные ранее, являются следствием в том числе и слабого второго элемента ИМЛ, а значит и любая «промывка мозгов» с использование «цементирования» является атакой, основанной в том числе и на ограничении мыслительных способностей. Легко увидеть, что все предыдущие примеры относятся к этой категории.
Но можно выделить группу особых манипуляций, заточенных на атаку именно этого элемента.

Манипуляция 7. Оскорбление

В действительности является примитивной формой очернения.
Это очень распространенный вид манипуляции. Оскорбление или обзывательство — это своеобразное обобщение, это некоторая шкатулочка, в которую заботливо заранее вложен определенный набор отрицательных характеристик (и соответственно эмоций). Но не только это, также вложена инструкция о том, что от этого человека ждать, о том, как он будет себя вести. Это такой способ «стереть» личность, классифицировав её. Дальше на нее можно уже не обращать внимание. Если сравнить оскорбление с обычной классификацией, то отличие заключается в наличии отрицательной эмоции. Чем сильнее эта эмоция, тем сильнее «цементируется» восприятие.

Манипуляция 8. Развращение

Суть данной манипуляции заключается в том, что человека делают бенефициантом ложного цикла опыта, основанного на ложной картине мира (миф). Есть два возможных варианта

  • осознанное соучастие (когда человек осознает ложность мифа)
  • соучастие с верой

Мы рассматриваем именно второй вариант. В данном случае, тот факт, что человек является бенефициантом, «цементирует» ложную картинку мира. Так, например, в кастовых обществах, высшие касты искренне считают себя элитой, презирают простых людей и верят, что они обладают заслуженным правом на насилие и эксплуатацию. Они безусловно являются бенефициантами этой системы отношений, и их ложный малый цикл регенерации заботливо оберегает их от всех сомнений.
Интересно наблюдать, и думаю все знают о таких примерах, как некоторые люди меняют свои взгляды на абсолютно противоположные, став выгодополучателями от мифа, с которым боролись какое-то время назад.

Манипуляция 9. Создание мифа

Мы уже обсуждали значение мифа в главе «Картина мира и её устойчивость». Использование СМИ, игра на уже сформировавшихся эмоциях (например, обиде, ненависти), использование авторитетов действительно могут сделать миф мощным оружием. Фактически это прямое внедрение ложной картины мира в сознание.
Опасность заключается еще и в том, что эти мифы часто навязываются в детстве и юном возрасте, когда мы являемся почти беззащитными к подобного рода атакам. В дальнейшем миф может «умереть», или вы можете самостоятельно осознать ложность этого мировосприятия. Но это мировоззрение не стирается бесследно, его фрагменты, как осколки разбитого зеркала, продолжают жить в нас. Какие-то из них гармонично вписываются в новый миф, заботливо их подбирающий, какие-то хранятся в неактивированном состоянии, создавая таким образом «backdoor» в наше сознание.

Манипуляция 10. Акцентирование

Суть этого манипулирования заключается в том, что вы акцентируете подтверждающие миф события, придавая им большое значение и приуменьшаете или пытаетесь не упоминать, сводя вес к нулю, другие, не вписывающиеся в предлагаемую картину мира события.
Таким образом, даже явно не обманывая, данная атака позволяет внедрить и поддерживать ложный малый цикл регенерации.

Обычно реальность содержит целый спектр событий. Например, человек иногда может быть добрым, иногда агрессивным, иногда подавленным. В некоторых ситуациях он может выглядеть на высоте, в других чувствовать себя тупицей… Это относится почти ко всему. Всегда есть спектр. И если веса явлений в этом спектре расставить неправильно, то это формирует ложную картину восприятия.

Так, например, когда речь идет о дискредитации человека, внимание публики акцентируется на тех ситуациях, когда человек выглядел не лучшим образом. Это, например, могут быть не лучшие в его жизни поступки или просто неприглядные фотографии, добытые папарацци.

Логические ошибки

Начнем с того, что чем ниже у человека IQ, тем проще он поддается на такого рода манипуляции. Недалекого человека легко заморочить. Но, что было для меня открытием, люди с прекрасно развитой логикой и IQ существенно выше среднего, все равно ведутся на эти ошибки и сами используют эти манипуляции во время споров. Такова сила желания отстоять свою «картину мира», такова сила малого и большого циклов регенерации.

Манипуляция 11. Прямая атака

Самая примитивная и все же одна из самых эффективных атак — это прямые оскорбления или даже физическое нападение на оппонента. Это выводит из эмоционального равновесия и нарушает процесс логического мышления, который требует определенной степени спокойствия и комфорта.

Манипуляция 12. Троллинг

Разновидностью предыдущей атаки является троллинг. Это более изощренная атака. Прямых оскорблений может и не быть. Это скорее форма издевательства, но суть и цель остается той же — вывести из равновесия.
Эффективность этой атаки может быть усилена созданием группы троллей.

Замечание
Как прямая атака, так и троллинг несколько отличаются от остальных атак, приведенных здесь. На первый взгляд кажется, что эти манипуляции не из серии «промывки мозгов». Вряд ли жертва после такого поведения со стороны оппонента заинтересуется больше его идеями. Но давайте вспомним атаку «пропаганда» и фактор запугивания несогласных. Обычно троллинг происходит в публичном пространстве и рассчитан не на оппонента, а на зрителей. Они видят, как легко, весело и иногда жестоко «растаптывают» жертву. Как минимум для некоторых психотипов это несомненно является мощным цементирующим фактором и манипуляцией из серии «промывки».

Манипуляция 13. Обрезание причинно-следственной цепочки

Очень часто встречающаяся манипуляция. Похожа на манипуляцию «акцентирование». Суть в том, что в цепочке причинно-следственных связей берется какой-то определенный момент, выгодный для атакующего и дальше он рассматривается в качестве изначальной причины. Вся предыдущая цепочка игнорируется. Прием часто используемый в уголовном мире, когда естественную реакцию жертвы на провокацию, в попытке защитить себя и свое достоинство, преподносят как причину конфликта, деморализуя таким образом жертву и внушая ей, что она виновата и должна «ответить за …»

Манипуляция 14. Ассоциативное мышление

— Почему ты обзывал Марью Ивановну? — А Вася тоже так делал. После этого обычно следует вопрос: — А если бы Вася прыгнул в окно, то ты бы тоже прыгнул? Этот вопрос должен объяснить ребенку, что нужно отвечать за свои поступки самому и не следовать стадному рефлексу.
Я могу понять, почему так отвечает ребенок с неокрепшим мышлением, но почему я постоянно сталкиваюсь с подобными аргументами у взрослых, умных людей?

Вероятно, они хотят сказать что-то большее. Могу даже предположить, что они просто так вот сократили свою логическую цепочку. Но, пожалуйста, разверните её. Объясните мне, при чем здесь все эти примеры и сравнения? Вопрос то был почему ТЫ это сделал, а не Вася (или почему ЗДЕСЬ происходит такое, а не ТАМ).

В действительности это опять-таки манипуляция. При этом могут эксплуатироваться наши слабые точки, связанные с нашим прошлым (например, осколки старых мифов, которым мы были больны).

Способы манипуляции сознанием

Вот к таким нехитрым, но действенным способам прибегают люди, которые хотят манипулировать нашим сознанием. Несомненно, что такие методики воздействия гораздо менее бесчеловечны, чем обычное в предыдущие века прямое насилие. Но становятся ли от этого они менее эффективными? Если мы посмотрим на окружающий мир, то увидим, что нет. Эти методики по-прежнему действенны. Но им значительно легче и безопаснее противостоять – и каждый из нас может это делать.

Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в
DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/manipulyaciya-soznaniem-top-10-priemov/.

Типичные заблуждения

Теперь давайте рассмотрим несколько нетривиальных (таких, как низкий IQ, подверженность влиянию) типичных заблуждений

Уверенность в своей правоте

Непоколебимая уверенность в своей правоте говорит скорее всего о фиксации картины мира и о ложных малый и больших циклах регенерации. Суть в том, что наш ИМЛ сильно ограничен. Мы не можем сказать, какая информация истинна, а какая нет и полна ли она. Наша логика не безупречна, и мы подвержены различным влияниям. Наши эмоции могут обманывать нас. Наши друзья и все, кто думают как мы, также имеют все эти недостатки. Как мы можем быть уверенными в своей правоте? Кажется разумным всегда держать в уме вариант, что это не ваш оппонент заблуждается, а вы.

Придание большой значимости информации

Я часто наблюдаю это. «Желая разобраться» люди сканируют различные источники и «изучают факты». Потом они очень аргументированно отстаивают свою точку зрения. Если вы не страдаете той же болезнью, то переспорить их невозможно, они действительно владеют информацией и «валят» вас на незнании чего-то «важного». И… через некоторое время выясняется, что они неправы. Как так? Чтобы понять, где закралась ошибка вспомним про манипуляцию «акцентирование». Фактически, все мы склонны к самообману, например, расставляя неправильно акценты в соответствии со своей картиной мира. Вспомним про фейковые новости, которые также могли быть восприняты как достойный аргумент. Прибавим к этому то, что они могут состоять в сообществах людей с близким мировоззрением.
Я вспоминаю политруков в СССР. Некоторые из них действительно много знали. Их подготовка позволяла им выстраивать убедительную аргументацию, с примерами и деталями. Многие были на 100 процентов уверены в своей правоте. Но вот разрушился миф, и стало очевидно, насколько их интерпретация порой была искаженной.

Мы живем в информационном океане с огромным количеством ложной и недостоверной информации. Многие темы сильно заряжены эмоционально. Если ваша картина мира ложная и обладает сильной «зацементированностью», то вам очень сложно отличить истинную информацию от ложной.

Эмоциональная неразвитость

Мы уже обсуждали, что чем более дискретным является наше эмоциональное восприятие (в пределе черно-белым), тем более наша «картина мира» подвержена «цементированию», что в свою очередь делает нас уязвимым для манипуляций. Поэтому развитое эмоциональное восприятие является важным условием вашей адекватности.

Неразвитое чувство гармонии

Если вы любите абстрактную живопись, то вы должны понимать, как важно это чувство, когда вы имеете дело с хаосом, заключающимся в бесконечном количестве вариантов форм и красок. В силу слабости нашего ИМЛ мы не можем учесть все факты, факторы, зависимости, и мы фактически находимся в той же ситуации хаоса и нам нужно выбрать самую «гармоничную» интерпретацию.

Раздражение, псих, гнев.

Это уже немного посложней. Сама суть — вывести человека из себя с какой-либо определенной целью.

Ну, очевидно, что раздраженный человек намного хуже контролирует эмоции и поступки и всегда возрастает вероятность того, что он где-либо ошибется. Например, в споре.

В бизнесе такие ошибки часто называют «принятие решения под воздействием эмоций». Да и в жизни в общем-то тоже.

Вывели из себя, психанул, да и не стал заключать контракт с этим поставщиком. А в результате, его перехватили твои конкуренты.

Ну правда, очень много примеров.

Ещё один очень важный момент — человек, которого успокаивают после раздражения, легче поддаётся внушению именно в этот момент.

В таком случае схема такова: объект каким-либо способом выводится из себя. Например, каким-нибудь абсурдным предложением. Дойдя до определённой точки раздражения нужно ВОВРЕМЯ остановиться (вот оно, искусство манипуляции!) и начать успокаивать человека. А попутно успокаивая его, можно потихоньку начинать предлагать тот вариант, который мы ставили целью пропихнуть изначально. И естественно, что на фоне первого абсурдного варианта, он смотрится намного привлекательней, чем если бы мы его просто так предложили.

Схема классическая. Как вариант можно использовать двоих человек: одного на абсурдный вариант — другого на успокоение и предложение целевого варианта. Причём второй человек должен обладать бОльшим авторитетом, чем первый.

Очевидный минус такого способа манипуляции в сложности реализации, но несомненный плюс в мощности эффекта за весьма короткий промежуток воздействия.

Начальные правила манипуляторных уловок

Сначала рассмотрим самые примитивные варианты влияния. К примеру, если обстоит такая ситуация, что надо задать прямой вопрос, а он неуместен, то человек должен вывести диалог на такой уровень, чтобы получить ответ, особо не досаждая коллеге (другу).

Для этого в беседе должны присутствовать «скрытые» вопросы: « Хотелось бы узнать ваше мнение» или «Интересно, что вы думаете об этом», то есть, все то, что побудит в собеседнике размышление.

К простым правилам манипуляций, относятся также, «скрытые» команды и пресуппозиции. Косвенные установки применимы тогда, когда прямой приказ невозможен или некорректный.

Для примера, разница инструкций: «Закройте окно!» и «Посмотрите, окно закрыто?», то есть, в любом случае, это указание должно быть исполнено, но какой из вариантов приятней выполнять?

Пресуппозиция – это когда ситуация воспринимается как должная. То есть, человек (манипулятор) выстраивает диалог таким образом, чтобы в любом случае получить положительный ответ (результат) от собеседника.

Для этого необходима особая постановка вопроса: «Рассчитываться вы будете кредиткой или наличными средствами?» Эта ситуация уже подразумевает, что оплачивать услугу придется вам, ваш выбор остается только за вариантом оплаты.

Зачем они нужны?

Манипуляции в общении – один из древнейших способов получения выгоды в той или иной ситуации. Это психологическое воздействие не является плохим или хорошим. Оно зависит только от конечной цели и способов ее достижения.

Если человек чувствует, что его сознанием управляют, следует разобраться в том, для чего это нужно, и постараться извлечь из нового знания пользу.

Во-первых, следует определиться с целью. Чего добивается манипулятор? Только ли это выгода для него? Возможно, его воздействие принесет пользу и адресату. Это актуально в семейных отношениях, когда родители пытаются научить ребенка выполнять какое-либо действие (например, зарядку). В этом случае цель – забота об адресате воздействия.

Во-вторых, нужно определиться со средствами. Если во время воздействия адресат страдает (испытывает унижение, страх, злость, в отношении него осуществляется принуждение к чему-либо), такая деморализация полностью подчиняет человека манипулятору. Но есть и воздействие с помощью лести – когда визави убеждают в его привлекательности или уникальности. Но в этом случае адресат не страдает, а почти добровольно подчиняется манипулятору.

Таким образом, характеристика манипуляций в общении имеет нейтральный оттенок. В ней многое зависит от личности активного субъекта. Если процесс воздействия оказывается раскрытым, в нем пропадает смысл. Поэтому не всегда следует прерывать происходящее. Иногда гораздо выгоднее подыграть манипулятору и извлечь собственную выгоду.

Шантаж.

Ещё один метод манипуляции чаще всего используемый при прямом воздействии, причём (не стоит бояться слова) необязательно противозаконный.

Примитивно-дебильный пример. Девушка говорит парню: «пока не сходишь мне в магазин за золотым кольцом, не отдамся в твои хорошие». «золотым кольцом» — легко заменяется на всё, что девушке угодно, в зависимости от каждого конкретного случая.

Ещё один пример шантажа, но уже противозаконный: Администрация города говорит бизнесмену: «не будешь продавать магазин по своей воле — напустим на тебя кучу проверок из различных инстанций, а уж они найдут, к чему прикопаться».

Даже блин детей шантажируем: «Пока суп не съешь — шоколадку не дам«.

Весьма эффективно, когда не противозаконно, однако, практически сразу палишься перед тем, кем пытаешься манипулировать.

Манипулятивные приёмы

Часто эти реакции родом из детства, поэтому в основе наиболее эффективных манипулятивных приёмов лежат типичные фразы, которые когда-то произносили родители. Схожесть легко можно увидеть на примерах.

Давление на жалость

В детстве: «Ты собираешься на вечеринку, а бабушка плохо себя чувствует! Останься дома, поухаживай за ней, больше некому».

Сейчас: «Конечно, вы сейчас в отпуске, но у нас намечается очень важный проект, и без вас тяжело будет выполнить всё качественно. Получится вечером выйти в скайп?»

Согласно теории Эрика Берна в таком послании на явном уровне общаются двое коллег–«взрослых», а на скрытом — начальник становится на позицию «ребёнка», который просит «родителя» помочь ему. Редко кто упустит возможность почувствовать себя спасителем в такой ситуации. Чувство собственной значимости — одна из самых ненасыщаемых человеческих потребностей.

Игра на чувстве вины

В детстве: «Как безответственно с твоей стороны идти на вечеринку, когда бабушке плохо! Мы из сил выбиваемся, а тебе лишь бы развлекаться!»

Сейчас: «Вы и так в отпуске, а у нас горячий сезон, у вас получится хотя бы в скайп выйти?»

Ситуация та же, но послание другое. В этом случае позиция начальника родительская, а подчинённому достаётся роль «ребёнка», непослушного и виноватого. Конечно, чтобы заслужить любовь и признание «родителя», «ребёнок» откажется от удобного времени отпуска, выйдет сверхурочно и будет пахать за троих.

Сравнение

В детстве: «Маша на одни пятёрки учится, а у тебя даже по рисованию четвёрка!», и в обратную сторону: «Ну и что, что все списывали, а если все с крыши прыгать будут?»

Сейчас: «Ваши показатели хуже всех в отделе, вам следует больше стараться» или «Такую глупую ошибку иногда допускают неопытные сотрудники, но от вас я этого не ожидал!»

Ситуации оценивания и сравнения, когда они не в нашу пользу, крайне неприятны. Этот приём давно перестал быть тайным: доски «Лучший работник месяца» и утечки результатов ассессмента — тоже приёмы управления, основанные на сравнении. Конечно, всем хочется быть лучше прочих, сколько бы психологи, философы и любители глубокомысленных статусов в соцсетях ни утверждали, что сравнивать себя сегодня нужно только с собой вчера.

На слабо

В детстве: «Тебе никогда не поступить в этот вуз!»

Сейчас: «Клиент сомневается, похоже, не очень доверяет твоему опыту, может, поручить это кому-то другому?»

Хорошо работает с людьми, которые любят проявить себя в экстремальной ситуации. Когда всё спокойно и размеренно, они скучают, выполняют работу спустя рукава. Зато в ситуации форс-мажора они способны проявить свои лучшие качества. Скепсис со стороны начальства подстегнёт такого сотрудника всем назло доказывать свой профессионализм, упорство и целеустремлённость. Такой подход грубоват, поэтому руководители часто используют третье лицо, чтобы донести до сотрудника свои сомнения в его силах.

Лесть

В детстве: «Ты самый умный! Никто не сделает это лучше тебя!»

Сейчас: «Я не могу доверить это важное задание никому, кроме вас».

Создавая какой-то образ в глазах окружающих, мы хотим выглядеть целостной, непротиворечивой личностью и стараемся действовать последовательно. Чья-то вера и поддержка могут зарядить энергией и придать сил. Лесть к тому же может использоваться для навязывания своей точки зрения: «Вы же такой умный и понимаете, что самым лучшим вариантом было бы…».

Воздействие гордостью

Тщеславие, гордость – замечательный рычаг для психологического воздействия. Например: «Вижу, что моя женушка устала на работе. Но ты же умница и отличная хозяйка – удиви моих друзей вкусным ужином», «Я готовлю для вас повышение по службе, но, к сожалению, зарплату пока придется оставить прежней». Чем больше человек стремится доказать кому-либо свои умения, чем чаще он старается догнать и обогнать в успешности своих знакомых, тем быстрее он станет жертвой психологического воздействия.

Жалость.

Пожалел собачку и сделал её своим верным псом. Неудачники обожают, когда их жалеют. Прямо оргазмируют.

Пожалев неудачника, можно из него веревки вить.

Реально, нужно быть внимательным, когда вас пытаются жалеть. Я не призываю относиться ко всем с подозрением, но тем не менее.

Погнали пару примерчиков.

Жалеем сотрудника из предыдущего пункта о гордости: «что ты натворил? Ну ничего страшного, с кем не бывает, бедняга«, где мы ещё больше входим в доверие, а потом через некоторое время разводим по старой схеме.

Ещё один короткий пример: Девушка жалеет мужика.

Стоит ли его продолжать.

Главное, что нужно запомнить ЖАЛЕЮТ ЖАЛКИХ, и попросту не допускать, чтобы вас жалели. Это путь мужчины, ничего не поделаешь. Девушкам допускать можно, но только так, чтобы они это контролировали.

P.S. Когда девушки просят, чтобы их пожалели — необязательно они вами манипулируют. Им реально может не хватать вашего внимания. Но за реальные косяки жалеть не стоит. Вот тут уже манипуляция.

Устрашение.

Более хитрая разновидность манипуляции по сравнения с предыдущим способом. Суть в том, чтобы незаметно воздействовать на страхи человека или вызывать их.

От угроз отличается тем, что нету прямых требований. Результат воздействия — страх. Страх, как и раздражение, способствует потере контроля над эмоциями.

В бизнесе. Например, можно внушить человеку, что он потеряет бабло, поэтому пусть лучше он бабло это куда-нибудь вложит (например, в бизнес твоего друга).

Естественно в данном случае воздействие идёт на «небезопасность», а не на крутость бизнеса друга.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]