Психологические комплексы – весьма распространенное явление. Можно сказать, что практически у каждого человека есть свои «тараканы в голове», а у кого-то и серьезная психологическая проблема, омрачающая жизнь. Как можно понять из названия, комплекс – это не просто какая-то странность в поведении, а это целая совокупность элементов: представлений о себе, убеждений и воззрений, эмоций и паттернов реакций, моделей поведения и компенсаций. Неудивительно, что и бороться с комплексами бывает сложно, потому что рациональный подход и метод «перестань об этом думать» малоэффективен, так как не затрагивает весь спектр компонентов проблемы.
Чтобы лучше понимать динамику и структуру этого феномена, рекомендуем вам ознакомиться со статьей «Как избавиться от комплексов» и другими материалами по теме на сайте. Если же корни проблемы глубоко проросли в психику, и кажется, что с такой ношей самому не справиться, лучше всего обратиться к специалисту за профессиональной помощью. Однако во многих случаях с тем, что мы называем комплексами, возможно поработать самому и получить прекрасные результаты. Ниже мы рассмотрим те практические шаги и инструменты, которые дают возможность искоренить эти ядовитые психические образования.
Однако вначале нужно разобраться, с чем мы имеем дело. Комплексы не всегда бывают очевидны и для своего обладателя, который настолько свыкается с ними, что начинает воспринимать свою проблему, как нечто нормальное и неотделимое от себя. Часто человек страдает от какого-то «затыка», не осознавая, что его нужно и можно убрать, вернув себе право жить полноценной и счастливой жизнью.
Тема комплексов обширна и включает большое количество различных феноменов. Узнать больше о том, какие из них присущи сильной и прекрасной половине человечества, можно из статьи о женских и мужских комплексах. А сегодня давайте посмотрим лишь на пять распространенных комплексов.
Комплекс неполноценности
Пожалуй, самый известный из всех комплексов и, к сожалению, весьма распространенный. Ему подвержены и мужчины, и женщины, причем не только самые слабые и безвольные. Отличительная черта этого комплекса – стойкое ощущение и восприятие себя как ущербного, неполноценного, неправильного. Человек с таким самоощущением видит себя как дефектный, недоделанный или недоукомплектованный товар, тогда как люди вокруг видятся нормальными и полноценными. Такая нездоровая искаженная модель мировосприятия и мироощущения накладывает свой разрушительный отпечаток на все сферы жизни: его самооценку и психическое здоровье, физическое здоровье, взаимоотношения, работу и карьеру, поведение и самопроявление в мире.
Очень часто страдают от комплекса неполноценности самые замечательные и способные люди. Их излишняя самокритичность и заниженная самооценка не воспринимаются ими как необъективные и нездоровые, что удерживает их в клетке переживаний и удушающего неверия в себя.
Австрийский психолог и психотерапевт Альфред Адлер ввел это понятие в оборот и выделял два вида неполноценности:
- Первичная неполноценность развивается в детстве от ощущения собственной беспомощности и неспособности повлиять на ситуацию. Может быть вызвана и усилена тем, что родители сравнивают ребенка с другими не в его пользу, много ругают и критикуют, не дают позитивной оценки.
- Вторичная неполноценность расцветает в тех ситуациях, когда уже взрослый человек не достигает целей или не берет высокую планку, которые установил себе, чтобы компенсировать чувство неполноценности, усвоенное в детстве.
Глубокое ощущение себя ущербным и неполноценным может быть результатом пережитой травмы или абьюза. Потому очень важно разобраться в причинах и природе своего комплекса, и в первую очередь в том, действительно ли имеется какой-то дефицит или же он надуманный.
В случае, если комплекс неполноценности абсолютно необоснован, работа с ним будет сосредотачиваться на замене деструктивных и иррациональных самоопределений, убеждений и моделей мышления на более адекватные и здоровые. В случае, если человеку действительно чего-то не хватает, например, навыков ассертивности или социальных умений, нужно восполнить эту нехватку и затем укрепить более позитивные убеждения о себе.
В самых общих словах, исцеление приходит через вычленение «больных» шаблонов мышления, осознание их несправедливости и трансформацию в более здоровые. Человек сможет обрести полное психическое здоровье и благополучие, только если научится относиться к себе с принятием, уважением, сочувствием и поддержкой – так же, как к хорошему другу. Не обязательно быть совершенным или самым-самым, чтобы друзья принимали и любили вас. Так и с собой – можно иметь недостатки и слабые стороны, но при этом иметь право на доброе к себе отношение.
Если вы узнали в описании комплекса неполноценности себя и желаете лучше разобраться в его природе и способах искоренения, советуем вам прочитать подробную статью о нем.
Как побороть их?
Какие методы включает в себя борьба с проблемой? От комплексов вполне возможно избавиться – так как они представляют собой ни что иное, как собственное отношение человека к своим качествам. При этом универсальными будут следующие методы:
- Акцент внимания на преимуществах. Представляет собой ассиметричную реакцию на негативное восприятие – при этом требуется стараться больше обращать внимание и развивать в себе те качества, которые развиты в человеке лучше всего, таким образом, скрашивая недостатки достоинствами.
- Пересмотр склонности к подражанию – часто причиной комплекса является осознание того, что «я не такая/такой, как он/она». При этом человек сравнивает себя с кем-либо, кому пытается подражать. Наиболее адекватным отношением к себе в данном случае будет осознание собственной исключительности и индивидуальности, причем в позитивном ключе.
- Доверие собственному опыту. Комплексующий человек должен понимать, что можно и нужно доверять своему опыту и суждениям и поступать в соответствии с ними, а не полагаться на восприятие других. При этом ни в коем случае не стоит занижать свою самооценку – напротив, требуется поверить в собственные силы и возможности к адаптации в той или иной ситуации.
Однако в случае, если самостоятельно избавиться от негативных переживаний не удается, лучше обратиться к специалисту за квалифицированной помощью.
Комплекс превосходства
В этом случае человек считает себя лучше и выше остальных. Пренебрежительное и высокомерное отношение к другим людям как своего уровня, так и вышестоящим, выпирает и проявляется и на словах, и в поступках. Такой человек общается лишь с теми, с кем ему выгодно или стратегически полезно водиться. Но главная отличительная черта этого явления не поведение, а самовосприятие – те, у кого есть комплекс превосходства, убеждены в своей исключительности и особых правах.
Несмотря на кажущуюся противоположность комплексу неполноценности, данный комплекс может быть его обратной стороной. Альфред Адлер, описавший данное явление впервые, указывал на то, что комплекс превосходства развивается для компенсации комплекса неполноценности, и, по сути, является его извращенной формой.
С другой стороны, психологи считают, что вырастает этот комплекс из интенсивных ощущений и эмоциональных состояний, в результате которых человек чувствует свою особенность и превосходство над другими. Такие эмоции и мысли перерастают в особенность психики. Интересный факт: исследователи отмечают, что до 10% здоровых людей могут иметь мысли о своем величии, однако не подпадают под критерии мании величия [Knowles, McCarthy-Jones, Rowse, 2011].
Понятие
В психологическом словаре вы найдете такое определение – это группа психических процессов, сформировавшаяся на основе глубинных факторов, влияющих на развитие психики.
Говоря о закомплексованных людях, мы предполагаем наличие у них искаженного представления о себе и окружающей действительности, которое возникло в свете конкретных переживаний. На фундаменте этих искажений рождается целая система убеждений, которые влияют в совокупности на эмоциональное состояние, восприятие мира, мотивы поступков.
Первопричиной закомплексованности чаще всего является конкретная психологическая травма прошлого. Однажды испытав душевную боль, мы осознанно или неосознанно вырабатываем определенный защитный механизм, который должен обезопасить нас от повторения подобной неприятной ситуации.
Эдипов комплекс/Комплекс Электры
Под этим комплексом понимается особая привязанность или влечение к родителю противоположного пола. Во фрейдистской теории такие тенденции у мальчиков по отношению к маме (эдипов комплекс) и у девочек – к отцу (комплекс Электры) имеют сексуальную природу. А по мнению ученого Бронислава Малиновского – социальную.
В любом случае наличие данного комплекса крайне нежелательно – оно приводит к отставанию в эмоциональном развитии и инфантильности. Более того, мужчина-Эдип, как и девушка-Электра, испытывают трудности в отношениях с противоположным полом. У них нездоровые и неадекватные ожидания от потенциальных партнеров, которых они сравнивают с идеалом – своим родителем. К сожалению, с таким комплексом практически невозможно стать счастливым в личной жизни, и потому с ним нужно распрощаться.
Здесь важно уточнить, что в современной психологии оба данных понятия, предложенных Фрейдом, не являются общепризнанными и довольно спорны. Комплекс Электры, в частности, не признается как официальный диагноз и подвергается критике некоторыми психологами. Тем не менее, оба комплекса широко известны, и о них стоит знать.
Виды и признаки: список
Какие бывают? По той причине, что существует огромное множество мужских и женских комплексов, их систематизация затруднена. Однако можно выделить два их основных вида:
- психологические комплексы. Данную группу объединяет психологическая причина их возникновения, когда проблема, которая приводит к негативным переживаниям, лежит в психической сфере – ее нельзя ощутить, потрогать, увидеть со стороны,
- комплексы из-за внешности, физические. Эта группа касается внешних, физических качеств человека, приносящих ему страдания.
Также комплексы различают и по тому, как именно они влияют на человека – то есть по полюсу влияния:
- положительный. В данном случае недостаток, осознаваемый человеком, приводит к активным действиям, направленным на его устранение. В ряде случаев это оказывает положительное влияние на человека, способствуя его совершенствованию,
- отрицательный. Комплексы этого вида приводят к негативным переживаниям человека, однако человек сохраняет пассивное поведение, замыкается в себе.
Невозможность устранить их причину или отношение к ним часто приводит к тому, что человеку для преодоления такого состояния требуется внешняя помощь специалиста.
Наиболее распространены следующие комплексы:
- Комплекс отличницы/отличника – имеет также название «перфекционизм». При этом человек считает, что достоин одобрительной оценки окружающих только в том случае, если будет идеален во всем. Соответственно, в том случае, когда достичь идеала не получается, это приносит резко негативные ощущения. Люди с таким комплексом склонны к гиперответственности, болезненно переносят неудачи, сильно зависят от одобрения окружающими.
- Комплекс вины. Является эмоциональным обострением совести – человек очень строго относится к своим ошибкам, постоянно анализирует совершенные им поступки, а в случае обнаружения ошибочного действия занимается самобичеванием. При этом теряется возможность к самосовершенствованию, так как человек становится зацикленным на прошлом, на его негативной оценке.
- Комплекс Наполеона (наполеоновский) у мужчин/у женщин, комплекс маленького человека. Ряд психологических особенностей, заключающихся в агрессивном поведении по отношении к окружающим у людей низкого роста (по аналогии с Наполеоном). Таким образом компенсируется осознание своего небольшого роста.
- Эзопов – болезненная предрасположенность к иносказательности, невозможность прямо высказать свою мысль.
- Комплекс сестры/брата. Является проблемой в семьях, в которых двое и больше детей. При неправильном воспитании младшему ребенку оказывается больше внимания, чем старшему на основании того, что «он маленький». В результате такой гиперопеки он вырастает безответственным, несамостоятельным, эгоцентричным. Также часто проявляется желание манипуляции окружающими.
Старшие сестра или брат, соответственно, являются противоположностями – к ним предъявляются завышенные требования, что в дальнейшем вызывает гиперответственность, а также ощущение «потерянного» детства. - Хорошей девочки. Формируется в детстве и характеризуется постоянным желанием девочки угодить родителям, а также всегда находить одобрение у окружающих своему поведению. Впоследствии это перестает в зависимость от мнения окружающих и несамостоятельность. При этом, будучи уже во взрослом возрасте, женщина будет спрашивать, как ей повести себя в той или иной ситуации у матери, так как нуждается в совете и одобрении своего поведения.
- Оживления/оживления младенца. На самом деле это нормальная реакция младенца на взрослого человека. Проявляется в повышении двигательной и эмоциональной активности, радостных вскриках, появлением улыбки при виде взрослого. Однако при недостатке общения он будет проявляться слабее либо не в полной мере, в более позднем возрасте.
- Героя. Характеризуется желанием отказаться от благ в пользу окружающих, стремлением помочь всем в ущерб собственным интересам.
- Пигмалиона. Желание мужчины или женщины изменить свою вторую половину так, чтобы, в их понимании, достичь идеала. Однако на практике это может проявляться в постоянной критике действий супруга или супруге, что может приводить к частым конфликтам.
- Принцессы. Заключается в том, что девушка требует к себе повышенного внимания партнера, проявления заботы о себе, которое перерастает в перекладывание всех забот на супруга – начиная от обеспечения семьи в браке и заканчивая простыми бытовыми ситуациями.
- Отцовский. Проявляется в ощущении доверия мужчины или женщины к авторитету, готовность принять те или иные ценности от него, зависимость от его мнения и послушание ему.
- Неудачника. Характеризуется пессимистическим отношением к будущему, низкой оценкой собственных сил, а также верой в невезение, при котором даже самые благоприятные обстоятельства не помогут в решении тех или иных задач.
Комплекс мученика
Человек с комплексом или синдромом мученика живет ради тех чувств, которые проживает через свои страдания. Он неосознанно выискивает и притягивает к себе ситуации, в которых подвергается преследованию или несправедливости, которые питают его мученичество. Такое поведение вырастает из искаженной психологической потребности.
Комплекс мученика проходит очень близко с синдромом жертвы, и оба термина могут использоваться синонимично. В русскоязычной литературе чаще встречается второй вариант названия комплекса. Обыкновенно, любые проявления страдальчества и беспомощности относят в категорию «жертва». Однако же психологами отмечаются тонкие различия между двумя этими психологическими явлениями:
- Человек с мышлением жертвы обычно считает, что пострадал от чего-то плохого или несправедливого. Его раздирают неприятные чувства от такого незаслуженного зла, даже когда какое-то досадное происшествие или проблема были объективной случайностью или же чье-то грубое поведение не было личным выпадом. Такие люди обычно не проявляют особого интереса к возможным решениям и исправлению ситуации, а зацикливаются на неприятном эпизоде и своих негативных эмоциях. Создается впечатление, что они только и хотят, что пострадать.
- В случае синдрома мученика человек не ограничивается тем, что считает себя жертвой какой-то ужасной несправедливости или досадного происшествия. Он ищет и находит ситуации, в которых испытывает сильные чувства боли и страдания (конечно же, бессознательно). Тем самым он сам превращает в свою жизнь в бесконечную череду боли и мучений.
Таким образом, «мучеником» движет неосознаваемая деструктивная программа подвергать себя болезненным и травмирующим ситуациям для удовлетворения своих нездоровых эмоциональных потребностей. В итоге такой человек приносит свои интересы и благополучие в жертву ради других людей или дела. Это оставляет его с постоянными и неизбывными эмоциями гнева, обиды и бессилия. Часто невысказанные слова и невыраженные эмоции выходят наружу в виде пассивной агрессии или вспышек злости. Много примеров мучеников и мучениц можно найти в созависимых и абъюзивных отношениях.
Общая характеристика
Замкнутость характеризует выраженность коммуникативных навыков человека. Она противоположна общительности, часто оценивается как отрицательное качество. Замкнутым людям труднее заводить знакомства, поддерживать дружеские и деловые связи, социализироваться. Дети, имеющие тенденцию к избеганию социальных контактов, часто не успевают освоить школьную программу, интеллектуально отстают от сверстников, более склонны к проявлению агрессии. Основой этого является отрицательное самовосприятие, преувеличение возможных неудач, торможение активности.
Распространено мнение, что малообщительность всегда переживается человеком как серьезная проблема. Однако на практике возможны различные варианты. Замкнутость является поводом для беспокойства, если она возникла вследствие внутреннего противостояния – страха, неуверенности, отсутствия опыта коммуникации. Тогда сохраняется общая ориентированность личности на взаимоотношения, но нет смелости или навыка для того, чтобы стать открытым, общительным.
Другой вариант, когда человек замкнут и ориентирован на внутренний мир – на эмоции, фантазии, идеи. Замкнутость не тяготит его, жизнь интересна, наполнена переживаниями. Про таких людей говорят, что они умеют наслаждаться одиночеством. Они с удовольствием погружаются в чтение книг, просмотр фильмов, компьютерные игры. Многие активно общаются в виртуальном пространстве – на тематических форумах, чатах. Такое взаимодействие не требует эмоциональной включенности, использования невербальных средств (мимики, жестов, интонаций), поэтому более привлекательно для замкнутых личностей.
Отношения между людьми изменчивы, для успешной социализации необходимо проявление как общительности, так и замкнутости. Открытость, разговорчивость помогают устанавливать контакты, реализовываться в профессиональной сфере, неформальных взаимодействиях, таких как дружба. Замкнутость позволяет обратить внимание на внутреннее состояние, оградить себя от неэффективного и неприятного общения, быстрее восстановиться после эмоциональных, стрессовых нагрузок.
Комплекс вины
Чувство вины присуще всем людям и вполне естественно, если человек совершил что-то плохое намеренно или неумышленно. Однако же в случае комплекса вины это ощущение собственной виновности и сожаления непропорционально ошибке или «плохости» и перерастает в расстройство, отравляющее жизнь. Такой человек мучается из-за того, что поступил нехорошо или сделал что-то неправильно, а также и от того, что всегда совершает что-то плохое или приносит другим вред. Сильное чувство вины присутствует у такого человека, даже если он не принес никому боли, ущерба или страданий, и даже если другая сторона не считает его поведение таким ужасным.
В данном случае эмоции и переживания неадекватны ситуации, а восприятие человека сильно искажено и неконструктивно. Человеку, у которого не возникает такого нерационального, стойкого и разъедающего чувства вины на постоянной основе, сложно понять того, кто живет с ним. У «вечно виновного» коктейль жгучей вины, стыда за себя и сожаления возникает постоянно в ситуациях, где он:
- Действительно сделал что-то неправильное (идущее вразрез с его личными или морально-этическими нормами и стандартами), например, когда он поцарапал чужую машину и ничего не сделал по этому поводу, или накричал на кого-то, выплеснув свои эмоции.
- Думает, что сделал что-то неправильное и причинил кому-то вред, или просто пожелал кому-то зла.
- Подумал о том, чтобы сделать что-то «плохое», например, пофантазировал об интрижке с привлекательной коллегой или захотел нагрубить кому-то из близкого окружения.
- Считает, что мог сделать больше, чем сделал для других. В таком случае человека мучает совесть, что он не поступил максимально благостно, чтобы кому-то помочь, и, по его мнению, сделал недостаточно.
- Думает о том, что ему хорошо, когда другим плохо, и испытывает вину перед теми, кто более обделен.
Если умеренное и пропорциональное чувство вины и может быть полезным – подталкивая человека компенсировать проступок или в будущем принимать лучшие решения, то хроническая вина неадаптивна и разрушительна. Человек, страдающий от комплекса вины, может начать страдать от других психических проблем, таких как тревога или депрессия, так же как и от соматических симптомов, таких как проблемы со сном или пищеварением, боли в животе или мышцах, головные боли или слезливость.
В общем, комплекс вины, как, впрочем, и другие, не проходит бесследно для психического и физического здоровья. Более того, такие неадаптивные и неконструктивные модели поведения и психики мешают жить полноценной жизнью, реализуя свой потенциал и принося пользу миру, не говоря о том, чтобы наслаждаться собой и своей жизнью. Потому критически важно «вырасти» из них.
Существует множество способов, помимо психотерапии, которые позволяют преодолеть комплексы и психологические проблемы самостоятельно. Они подойдут тем, кто настроен серьезно и готов уделить силы и внимание выполнению практических упражнений и техник. На них мы подробно остановимся в следующей статье и раскроем то, как можно освободиться от вышеперечисленных комплексов без помощи специалиста.
Обследование
Легкие формы замкнутости не требуют специального лечения и диагностики, обычно успешно компенсируются волевыми усилиями и организацией подходящих условий жизни. Психологическое обследование или осмотр психиатра необходимы в случаях, когда скрытность человека всерьез препятствует его социализации: посещению учебного заведения, места работы, официальных и неофициальных встреч. Для определения выраженности застенчивости и ее причины используется группа методов:
- Клиническая беседа.
При опросе пациенты отвечают коротко, односложно. Их речь лишена эмоционального компонента либо в ней преобладает тревожность, негативное отношение к обследованию. Тяжелые психические расстройства могут сопровождаться полной неспособностью устанавливать контакт, выстраивать диалог. Тогда получение клинической информации оказывается невозможным без участия родственников или других сопровождающих лиц. - Наблюдение.
Замкнутость выражается поведением пациента – его позой, жестами, мимикой. Характерна скованность движений, общее физическое напряжение. Поза часто «закрытая»: скрещенные на груди или на области живота руки, одна нога лежит на другой (закрыта область таза). Часто как «щит» больные используют сумку, папку с бумагами. Большинство из них во время беседы отводит взгляд вниз или в сторону, визуальный контакт устанавливают редко. Эмоциональные реакции внешне проявляются очень слабо или вообще отсутствуют. - Психодиагностические опросники.
Используются специальные тесты: «Оценка уровня общительности» В. Ф. Ряховского, методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко, «Личностный дифференциал» (НИИ им. Бехтерева). Результаты позволяют оценить навыки общения, установить причины скрытности и неразговорчивости, помогают отличить ситуационную замкнутость от психологической, патологической. - Проективные методики.
Рисуночные методы и тесты интерпретации ситуаций применяются для выявления легких форм расстройств коммуникативной сферы, которые не определяются с помощью беседы или наблюдения. Полученные данные указывают на отчужденность, предпочитаемую роль человека в группе (участник, сторонний наблюдатель). Дополнительно устанавливается наличие застенчивости, низкой самооценки, агрессивности.
Для диагностики причин замкнутости используются психологические тесты и опросники
Лечение
Замкнутость, препятствующая социализации человека и снижающая качество жизни, требует коррекции. При тяжелых психических заболеваниях восстановление коммуникативной функции возможно только при комплексном лечении, включающем медикаментозную терапию, психотерапию, реабилитацию. Если трудности общения связаны с характерологическими расстройствами или психологическими проблемами, хороший эффект дает симптоматическая помощь, представленная индивидуальной психотерапией, групповыми тренингами, целенаправленным созданием условий, требующих поддержания беседы.
Индивидуальная психотерапия
Индивидуальные сеансы позволяют получить опыт позитивной коммуникации. Они необходимы на начальных этапах лечения – психотерапевт создает наиболее оптимальные условия для межличностного контакта, помогает пациенту раскрыться, перебороть страх, почувствовать одобрение, поддержку. После установления доверительных отношений разрабатывается план переноса полученного позитивного опыта в ситуации общения с другим человеком или группой лиц. Также на сеансах индивидуальной терапии проводится обучение аутотренингу, навыкам визуализации, расслабления, позитивного мышления.
Групповые тренинги
Групповая психотерапия является наиболее эффективным методом борьбы с застенчивостью и замкнутостью. Для развития общительности проводятся коммуникативные тренинги, где пациенты проигрывают ситуации различного взаимодействия – конфликтного, дружеского, официального. Обратная связь после занятия позволяет поделиться чувствами, узнать о переживаниях других участников. Дополнительными методами работы являются сеансы арт-терапии, танцевальной терапии и других аналогичных направлений, ориентированных на развитие навыка самопринятия, освоение невербальных способов общения.
Коррекция образа жизни
Для самостоятельной работы пациентам рекомендуется целенаправленно создавать ситуации коммуникации – посещать семейные ужины, культурные мероприятия, встречи с друзьями. Стоит найти работу, требующую ежедневного контакта с разными людьми, тогда ситуации вынужденных бесед сформируют коммуникативный навык и стремление к общению. На начальном этапе, возможно, потребуется параллельная работа с психотерапевтом, использование методов релаксации, снижающих неуверенность или нежелание контактировать с окружающими.
Что это такое
Дисморфофобия (на английский манер BDD) – это, в научном понимании, патологическое состояние, когда индивид чрезвычайно недоволен своей внешностью, выдумывает несуществующие дефекты или определенную особенность собственного тела преувеличивает, «обвиняя» в уродстве.
Специалисты утверждают, что дисморфофобия обычно идет рука об руку с другими расстройствами: обсессивно-компульсивным, тревожными, ипохондрическими, шизотипическим, шизофренией, психопатиями.
BDD имеет множество синонимов: психоз безобразной внешности, паранойя уродства, дисморфическая тревога, бредовые идеи телесного безобразия, асимметричности и деформации.
Дисморфофобию также называют синдромами:
- Квазимодо – в честь главного героя романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», горбатого звонаря, чье тело с головы до пят было искажено, а левый глаз обрамляла большущая бородавка. Когда женщина, которой подкинули младенца, увидела его, то едва не лишилась рассудка;
- Сирано де Бержерака – исторической личности, ставшей литературным персонажем. Он имел огромный нос, благодаря которому его имя стало нарицательным и обозначало всех людей с большим носом. Стесняясь такой особенности, Бержерак так и не решился признаться в любви своей возлюбленной;
- Ван Гога – желанием нанести себе увечье или требованием произвести на себе хирургическую операцию.