Алексей Каптерев: Критическое мышление 101 (часть 1)


Как часто в повседневной жизни вам приходится работать с информацией и обрабатывать все, что вы видите и слышите? Доверяете ли вы всему, что узнали, беспрекословно, или же все-таки оцениваете его достоверность? Ищете ли вы подтверждения и доказательства тому, что вам кажется правильным или неверным? Аргументируете ли вы свою позицию при общении с другими людьми?

Вероятнее всего, вы ответите на все эти вопросы (или хотя бы на большинство из них) положительно. И говорит это о том, что буквально ежедневно вы сталкиваетесь с необходимостью мыслить критически. Это свойственно, пожалуй, большинству из нас. Но сомнения и поиск достоверных фактов еще вовсе не означают, что мы умеем мыслить критически правильно и делаем это эффективно. Исходя из того, чем именно мы занимаемся в жизни и в текущий момент, мы можем применять и разные уровни критического мышления.

В обыденной жизни мы вынуждены принимать на веру достаточно много самых разных вещей, иначе нам пришлось бы скрупулезно изучать и проверять любые мелочи. Поэтому мы сами вправе решать, когда и какое количество информации нам может потребоваться, стоит ли подвергать ее сомнению и проверке и в какой степени. Степень проверки и объем требуемой информации будут меняться от случая к случаю. Величина же этих изменений зависит от того, что конкретно нам нужно сделать: включить воду в кране, придумать новую схему водопровода или изучить флору и фауну Карибского моря.

Говоря проще, критическое мышление – это и умение определять, когда, где и какая нам требуется информация, и способность выбрать оптимальный тип и уровень сложности данных для каждого конкретного случая. Но такими навыками обладает далеко не каждый человек, да и обучают технологии критического мышления далеко не везде. Однако важность умения мыслить критически неоспорима (об этом мы еще скажем). Научиться же делать это может каждый, в том числе и вы. И специально для этого мы разработали представленный курс.

Итак, давайте знакомиться с курсом.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление представляет собой систему суждений, применяющуюся для анализа явлений, вещей и событий и с последующим формулированием обоснованных выводов. Именно так люди получают достоверные оценки и интерпретации, а также возможность использовать полученные результаты к актуальным для них проблемам и вопросам.

Критическое мышление способствует объективному взгляду на идеи, решения и поступки, позволяет определять слабые места и устанавливать правдивость фактов и предположений, опираясь на логику и причинно-следственные связи. Однако критическое и логическое мышление ни в коем случае нельзя путать, т.к. первое подразумевает применение второго. Критика опирается на логику в построении логических цепочек и закономерностей, часто служащих основой критических выводов и умозаключений.

Критическое мышление вкупе с мышлением логическим дарит человеку возможность находить закономерности, предугадывать варианты развития событий, определять взаимосвязь объектов, предметов и явлений без необходимости погружаться в серьезные исследования, грамотно обосновывать свою точку зрения посредством языковых инструментов.

При более подробном рассмотрении обучение критическому мышлению предлагает нам огромное количество преимуществ, способных принести практическую пользу в личной, социальной и профессиональной сферах деятельности.

Примеры

Примеры критического мышления мы находим на протяжении развития человечества, когда были открыты важнейшие законы физики, математики и других наук. Все открытия – это и есть примеры постановки правильных вопросов, поиска смысла и закономерностей.

Примером развития этого мышления в начальной школе является вопрос учителя по поводу какого-то явления: “Дети, как вы считаете, где лучше обучаться плаванию: на море или на реке?” Думающие ученики выскажут мнение и начнут придумывать доводы. А если учитель хочет действительно научить, он проведет сначала эксперимент, а потом задаст вопрос повторно.

Ну это такой примитивненький пример, но он показывает, как развивать ребенка в образовательном процессе. Кстати, Ньютон, Эйнштейн, древнегреческие философы обладали способностью критически мыслить. Именно благодаря им, в частности Гиппократу, мы до сих пор используем принципы разделения личности по типам, лечения болезней.

Зачем уметь мыслить критически?

Критический подход необходим нам везде. Чтобы не быть голословными, мы приведем лишь несколько примеров его практической пользы:

  • В профессиональной и повседневной жизни критическое мышление помогает думать и работать более аккуратно и точно, быстро определять важное и второстепенное, эффективнее разрешать проблемы, внимательнее и результативнее справляться с различными задачами.
  • В обучении вместе с развитием критического мышления вы разовьете навыки быстрого распознавания аргументов, быстрого определения ключевых идей в текстах, использования доказательств и свидетельств экспертных лиц и специалистов, различения критических и аналитических материалов от других.
  • В личной сфере критическое мышление научит вас быстро анализировать суждения, взгляды, доказательства и мнения окружающих, грамотно обосновывать свои слова и аргументированно оспаривать то, с чем вы не согласны, глубже понимать чужие и собственные убеждения, мысли и поступки.

Человек, способный мыслить критически, умеет:

Наблюдать и быть внимательным к деталям.
Внимательно и сосредоточенно изучать информацию.
Быстро определять самое важное, не рассеивая внимания на второстепенное.
Реагировать на ключевые моменты сообщений.
Без особых усилий обосновывать свою точку зрения.
Применять аналитические навыки в самых разных ситуациях.

В дополнение к этому, развитие критического мышления формирует и ряд вспомогательных навыков, таких как:

  • Умение грамотно изъясняться.
  • Умение быть убедительным.
  • Умение эффективно интерпретировать.
  • Умение выносить собственные суждения.
  • Умение анализировать и критиковать.
  • Умение принимать эффективные решения.
  • Умение быть рассудительным.
  • Умение рассуждать логически.

Зачастую бывает, что человек переоценивает свою способность критически осмысливать то, что он видит, слышит, читает; то, с чем сталкивается на учебе или в работе. Ко всему прочему многие считают, что знают «больше всех» и могут каждому рассказать «что почем». Но когда окружающие не соглашаются, появляется неуверенность в себе и проявляется неумение обосновать свою позицию. Это служит причиной ненужных проблем как в учебе и работе, так и в банальном общении.

Мы можем предположить, что и вы уже в некоторой мере применяете навыки критического мышления (вы ведь различаете хорошее и плохое?). Но по мере взросления, получения образования и нового жизненного и профессионального опыта вам, безусловно, понадобятся более совершенные навыки. Чем большим количеством умений вы овладеете, тем увереннее вы будете справляться с новыми проектами, задачами и проблемами.

Критическое мышление является интеллектуальной деятельностью, и чтобы ее освоить, нужно располагать хорошими теоретическими и практическими материалами. К таковым и относится наш курс «Критическое мышление», на уроках которого вы познакомитесь со всеми его базовыми элементами.

Аспекты умения мыслить критически, которые рассматривает наш курс, можно успешно применять в обучении и работе, при подготовке презентаций и написании научных трудов, при разрешении конфликтных ситуаций и бытовых проблем.

Цель курса:

углубленно изучить принципы и приемы критического мышления и научить вас их уверенно использовать. Основная информация, как и следует полагать, будет дана в уроках (их содержания мы еще коснемся), но уже сейчас мы хотим немного поговорить о практике.

Прежде, чем вы перейдете к развитию критического мышления, предлагаем вам решить кейс и проверить, насколько этот навык развит у вас сейчас.

Ключевые навыки

Под ключевыми навыками понимают своеобразный алгоритм, с помощью которого человек подвергает сомнениям поступающие утверждения и самостоятельно находит ответ на свои вопросы.

Анализ

Человек сложную ситуацию “раскладывает по полочкам”. Проанализировав выделенные составляющие проблемы, он находит ее корень и устраняет ее. Аналитическое отношение позволяет еще раз прокрутить в мышлении проблему, это очень полезно, так как психика самостоятельно настраивается на поиск выхода.

Стандартизация

После произведенного анализа человеку нужно выбрать наиболее подходящее решение. Для этого необходим именно процесс стандартизации, который помогает оставлять некоторые действия на автомате и освобождать нужные ресурсы для выполнения задач.

Дифференциация

Люди со способностью критически мыслить могут отличить необходимое решение от идеального, выбирать наиболее оптимальный путь. Эти решения часто не совпадают.

Поиск информации

Умение искать информацию, систематизировать ее, обрабатывать и брать для себя пользу доступно немногим. Поиск информации из разных источников, на разные темы – необходимое умение. Такой тип мышления можно развивать через чтение и письмо.

Логика

У таких людей с логикой все отлично. Они могут подбирать факты, основываясь на полученной информации делать выводы.

Предугадывание

Чтобы идти немного вперед, определять план своих действий, нужно учиться предугадывать ситуацию и ее окончание. При этом, если вы составите несколько исходов ситуации, это будет только вам в плюс, ведь тогда вы проявите свою креативность.

Методы развития критического мышления

Если вы считаете себя всесторонне развитой личностью или же стремитесь стать ею, без критического мышления вам не обойтись, ведь именно оно позволяет человеку сформировать свои взгляды и не зависеть от мнения со стороны, именно оно помогает человеку личностно расти и развиваться.

Технология развития критического мышления такова, что нужно регулярно тренироваться, причем начинать такие тренировки можно совершенно в любом возрасте. Систематические занятия позволяют достичь нового уровня развития и новых целей. Несмотря на то, что развивать критическое мышление и не сбиваться с этого пути может быть непросто, если вы изначально расставите приоритеты и определите свои жизненные задачи, приблизиться к результату станет намного проще.

Обучение критическому мышлению требует времени. Практически всегда человек располагает свободным временем, просто тратит его на ненужные занятия, например, смотрит телевизор, «зависает» в соцсетях или играет в компьютерные игры. И первый шаг к критическому мышлению следует делать как раз здесь – критически оценить, куда уходят ваши свободные минуты и часы.

Еще один способ начать осваивать новый навык – ежедневно анализировать свой день: чем вы занимались, каких успехов достигли, какие были неудачи, в чем допустили ошибки и т.д. Когда анализ будет сделан, можно начинать составлять план по устранению ошибок, исключению хронофагов («пожирателей времени»), управлению временем.

Даже эти простейшие действия начнут развивать вашу способность подходить ко всему критически. Если вдруг перед вами встает новая задача, пробуйте искать максимальное количество информации по ее решению, рассматривайте самые разные варианты действий и выбирайте самый эффективный. Кстати, советуем и к прохождению нашего курса отнестись критически: тщательно обдумать, как и когда вы будете его проходить, и найти для этого время в своем распорядке.

Вот вам уже несколько приемов критического мышления. Поначалу применять их может быть непривычно, но это лишь вопрос практики. Старайтесь постоянно оценивать то, как вы мыслите, о чем думаете, занимаете ли мозг полезными вещами или занимаетесь тем, куда занесет попутный ветер.

Чтобы ваше критическое обучение было более эффективным, формируйте правильный подход ко всему, что делаете и с чем сталкиваетесь. Это значит:

1Адекватно оценивайте реальность. Все, что с вами происходит, не всегда зависит от ваших желаний и стремлений. Принимайте это как данность. Оценивайте действительность: на что вы можете повлиять, а что вам неподвластно.
2Будьте готовы к новой информации всегда и везде. Если вы будете закрыты для нового, вы сами отрежете себя от реальной жизни.
3Принимайте уверенные и четкие решения. Но прежде чем это делать, вооружайтесь знаниями и не забывайте о предыдущем пункте.
4Откажитесь от инстинкта стадности. Это не значит, что вы должны срочно перестать ходить в кино или посещать спортивные матчи. Это значит, что вы всегда должны думать своей головой, составлять свое мнение на тот или иной счет.
5Проведите черту между наблюдением и выводами. Проверяйте все интересное для вас, что узнаете.
6Сохраняйте чувство юмора. Развивайте умение смеяться над собой и событиями, которые преподносит вам жизнь. Так ваш ум всегда будет ясным, а мнения – более объективными.

Однако применять приемы критического мышления – это лишь одна сторона вопроса. Другая состоит в том, что нужно формировать критический склад ума. Расскажем, как это делается.

Простые и полезные привычки на каждый день

Доступны в любом возрасте и не требуют специального оборудования:

  • Расставьте приоритеты. Проанализируйте свои цели и возможности. Тогда результат не заставит себя долго ждать и на следующем уровне развития появятся новые цели и задачи.
  • Оцените время. Подумайте, куда вы тратите своё свободное время и насколько необходимо такое расходование ресурсов. Особенно если зависаете в социальных сетях, смотрите по телевизору всё подряд или увлекаетесь компьютерными играми.
  • Проанализируйте свой день. Отметьте успехи и допущенные ошибки. Составьте план по сокращению бесцельного расходования времени.

Эти простые уловки, если превратить их в привычки и выполнять регулярно, помогут относиться осознанно к окружающей реальности. Мозг ленив, ему проще действовать по привычке и шаблонам. Сыграйте на этом, выработайте привычку думать о полезных вещах и рационально расходовать время.

Формирование критического склада ума

Человек современного общества находится под постоянным давлением чужого мнения. Один из наиболее эффективных способов сформировать критический склад ума – начать как можно критичнее относиться к информации, распространяемой средствами массовой информации, рекламой, агитаторами и т.д.

Не все сведения, которые получают люди, являются правдивыми. Нужно различать правду и ложь и перестать верить всему на слово. Необходимо также думать о перспективах, поэтому все ситуации следует оценивать критично, а план действий разрабатывать максимально взвешенно.

Еще один метод формирования критического склада ума состоит в выработке правильной самооценки. Всегда нужно объективно оценивать себя и понимать возможности своего потенциала и действовать, беря их в расчет. Одновременно с этим важно совершенствоваться, читая книги (список литературы мы приведем в конце), ведя здоровый образ жизни, получая новые знания и совершенствуя любые навыки.

Помимо прочего, человеческое поведение часто обуславливают негласные правила. Если вы будете их знать, вам будет проще принимать правильные решения и эффективно действовать. В любой незнакомой ситуации нужно быть наблюдательным и собирать как можно больше информации разного рода.

Как вы наверняка знаете, люди общаются между собой не только вербально, но и невербально. Эту форму общения рекомендуется освоить. Учитесь читать скрытые сигналы в поведении людей, сопоставлять их с тем, что вам уже известно, и только после этого анализировать.

Перед принятием любого решения еще раз взвешивайте все плюсы и минусы, избегайте спешки и необоснованных выводов. Будьте стойки к давлению со стороны, навязыванию чужого мнения, влиянию рекламы, моды и СМИ. Тщательный анализ всего, что происходит, – это прямой путь к формированию критического склада ума и развитию критического мышления.

На уроках нашего курса мы поговорим об этих и множестве других полезных и важных вещей. Вас ждет масса интересной и полезной информации. Впрочем, познакомиться с тем, что вам предстоит изучить, вы можете уже сейчас.

Признаки

Какие навыки и способности указывают на наличие критического мышления:

  • наблюдательность, детализация;
  • способность к интерпретации, анализу, синтезу, сравнению, обобщению, выведению заключений, оцениванию;
  • логика;
  • метазнание, высокий интеллект, широкий кругозор;
  • точность, ясность и глубина мыслей и суждений;
  • творческое воображение, креативность, ценностные установки, эмоциональность;
  • рефлексия;
  • коммуникативность;
  • самостоятельность;
  • мобильность;
  • толерантность.

На что способен человек, обладающий критическим мышлением:

  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • определять важность информации, отсеивать второстепенные детали;
  • признавать и уважать другие мнения;
  • оценивать;
  • аргументировать;
  • брать ответственность за свой выбор;
  • выявлять несоответствия и ошибки, открыто, но деликатно указывать на них;
  • последовательно и планомерно решать проблемы.

Неудивительно, что современные работодатели стремятся заполучить себе таких сотрудников. Ведь они умеют работать с информацией, быстро генерируют идеи и способны разрешить самую проблемную ситуацию. Однако нужно иметь в виду, что они могут совершенно объективно оценивать и действия начальства (с точки зрения закона, профессионализма, гуманности). Так что с ними не всегда будет легко, придётся держать ухо востро и соответствовать занимаемому посту.

Уроки критического мышления

Разрабатывая наш курс по обучению критическому мышлению и составляя материал, мы постарались учесть только самую важную, нужную и полезную информацию, пригодную для быстрого практического применения. А для облегчения понимания и усвоения мы адаптировали ее для широкого круга людей, в том числе даже тех, кто слышит о критическом мышлении впервые.

Курс «Развитие критического мышления» включает в себя шесть больших уроков, в каждом из которых рассматриваются и осваиваются отдельные темы. Информация носит как теоретический, так и практический характер. Пошаговое прохождение всех уроков логично и объективно познакомит вас со спецификой и приемами критического мышления. В результате к окончанию курса вы уже будете владеть всеми нужными навыками и компетенциями.

В качестве вспомогательного материала вы сможете использовать тематическую литературу. Но список книги мы предложим чуть позже, а пока вкратце расскажем о каждом из уроков.

Урок 1. Критическое мышление: навыки, умения и компетенции

Обучение критическому мышлению невозможно без развития соответствующих ему навыков и компетенций. Только в этом случае можно рассчитывать на успешное применение умения мыслить критически в профессиональной и повседневной жизни. Как и у любой другой способности, здесь есть своя конкретная база, и первым шагом станет ее изучение и освоение.

В первом уроке мы еще раз поговорим о том, что такое критическое мышление, чего он требует от человека; приведем перечень всего, на что нужно обратить внимание. Также мы расскажем о важности развития умения понимать, изучать преимущества и недостатки, избегать крайностей и дадим другие рекомендации по развитию критического мышления и его применению в жизни. В конце урока вы пройдете небольшой тест на степень своего владения критическим мышлением в данный момент.

Урок 2. Научный метод: учиться и мыслить как ученый

Критическое мышление – это один из способов мыслить, которым пользуются ученые и исследователи во всем мире. Это указывает на то, что оно непосредственно связано с применением научного подхода (научного метода). Итогом овладения им станет гибкость ума, высокий уровень креативности, быстрая генерация идей и творческий подход ко всему, чем бы вы ни занимались.

В начале второго урока вы узнаете, что конкретно связывает критическое мышление и научный подход, познакомитесь с определением научного метода и его краткой историей. Вторая часть урока посвящена видам научного метода и их характеристикам, рассмотрению вопросов практической пользы применения этого подхода. Но кроме теории вы узнаете, как внедрить научный метод в свою жизнь – получите более десятка эффективнейших рекомендаций от американского ученого Дэниела Деннета и, конечно же, команды 4BRAIN.

Урок 3. Аргументация: как рассуждать последовательно и логично

Сделать так, чтобы собеседник или оппонент в споре принял предлагаемую вами теорию или идею, не всегда бывает просто. Наука, образование, бизнес, политика, да и обычная повседневная жизнь – везде требуется уметь обосновывать свою позицию и грамотно ее интерпретировать. От рождения этим навыком не обладает никто, поэтому его тоже нужно развивать.

Третий урок посвящен всему, что касается аргументации: вы узнаете ее определение и поймете, почему она так важна, познакомитесь со структурой, правилами и критериями оценки аргументов, освоите основные методы аргументирования. Также мы побеседуем о правилах и приемах успешной аргументации, представим конструкции аргументирования, расскажем о тактике аргументации и убедительных доводах.

Урок 4. Критическое мышление: препятствия

Критическое мышление – это навык, который можно и нужно развивать. Под силу это каждому, однако далеко не все справляются с этой задачей легко и непринужденно. Довольно часто на пути возникают всевозможные барьеры и преграды, затрудняющие обучение критическому мышлению. Чтобы преодолеть препятствия нужно знать о них и о способах их устранения.

В четвертом уроке мы поговорим о главных барьерах на пути критического мышления: переоценке способности рассуждать, нежелании критиковать, неправильной оценке критики, отсутствии методов и опыта, влиянии эмоций, конформизме, пропаганде, цензуре и других. Вы узнаете, что думают о подобных преградах американские психологи А. Холл и П. Хилл, и как предлагают их преодолевать отечественные исследователи: Б. М. Кедров, А. В. Антонов, В. В. Мухортов, Р. М. Грановская и другие.

Урок 5. Иррациональное мышление

Многие люди склонны допускать, что действительность не всегда может быть понята с помощью научных методов. Говоря проще, такие люди привыкли мыслить иррационально, вследствие чего допускают в жизни, работе и других сферах множество ошибок и сталкиваются с совершенно ненужными помехами и проблемами. Иррациональное мышление – еще один барьер на пути к развитию критического мышления.

В пятом уроке вы познакомитесь с определением и характеристикой иррационального, типологией иррациональных мыслей и их влиянием на жизнь и деятельность человека, причинами иррационального мышления. В практической части урока предлагаются эффективные способы борьбы с иррациональным мышлением, а также рассматриваются преимущества навыка мыслить рационально.

Урок 6. Работа с информацией

Прошлое столетие было столетием промышленности, но 21 век – это эпоха информации, о важности которой вы и сами прекрасно знаете. В наше время любая перспективная, престижная и высокооплачиваемая профессия связана с потоками данных, а развитие критического мышления и тренировка навыков работы с информацией крайне важны для достижения успеха на любом поприще.

Заключительный урок посвящен работе с информацией. Из него вы узнаете, для чего она бывает нужна (стратегические, тактические и оперативные цели), каковы теоретические и практические основы поиска информации и работы с ней. Вы освоите методы работы с информацией (мозговой штурм, фильтрация, анализ, выводы и формулировка) и познакомитесь с правилами и тремя зонами хранения информации.

Наверное, вы заметили, что каждый урок по-своему интересен и достоин внимания и изучения. Но чтобы информация воспринималась и усваивалась с максимальной эффективностью, обучение критическому мышлению на уроках нашего курса должно быть подчинено конкретной системе.

Как проходить занятия?

Профессионально овладеть критическим мышлением может быть нелегко. Если изначально мышление подчинялось другим законам и шло на поводу привычек, перестройка его на новый лад вызывает отторжение и дискомфорт. Но если есть четкая задача и вы твердо намерены достичь своего, важно быть стойким и использовать все доступные средства. Наш курс станет одним из самых эффективных среди них.

Мы уже упоминали, что представленный материал носит теоретический и практический характер. Это значит, что есть определенная информация, которую нужно прочитать, изучить и усвоить – и здесь все предельно просто. А есть некоторый объем практических рекомендаций – с ними все обстоит немного сложнее. Практические знания нужно как можно скорее переносить в область действий, чтобы новые навыки начали быстрее формироваться и закрепляться. Практика – краеугольный камень любого обучения, и помнить об этом нужно всегда.

Проходить же занятия вы можете так, как вам удобно, но мы все же советуем следовать уже имеющейся очередности. На изучение каждого урока лучше всего выделить 2-3 дня, из которых один будет отведен на прочтение, второй – на повторение наиболее важных моментов и третий – на практическое применение знаний.

Не преминем заметить, что именно третий день имеет наибольшее значение, ведь теория без практики – лишь багаж сведений, не имеющий никакой реальной пользы. Действия же, даже в тех случаях, когда их не подкрепляет теория, всегда приводят к результату, пусть и не всегда к нужному. Но у вас есть все, что необходимо, поэтому можете быть уверены, что и результат будет подобающим.

Отметим также, что обучение критическому мышлению на уроках нашего курса полезно совмещать с использованием вспомогательных материалов, которыми в нашем случае являются книги. Ниже предлагаем вам небольшой список тематической литературы.

Виды

В психологии предложена только одна классификация.

Слабое критическое мышление

Принадлежит высококвалифицированному псевдоинтеллектуалу, имеющему эгоистичную мотивацию, занятому исключительно собственным благом и не задумывающемуся об этических последствиях предпринимаемых им поступков. Преследует корыстные цели.

Сильное критическое мышление

Принадлежит человеку, стремящемуся постичь логику происходящего с благими намерениями, с целью объективного изучения. Эгоцентрический уклон отсутствует. Направление на преодоление препятствий на пути к истине.

Как работает данная классификация в реальной жизни? Представим себе крупную холдинговую компанию. Руководитель отдела финансовой аналитики, обладающий слабым критическим мышлением, обнаружил неофициально оформленный поток денег, идущий мимо бухгалтерии. Он тут же анализирует ситуацию, просчитывает все ходы, находит способ перевести эти деньги на свой личный счёт, не задумываясь об убытках компании и пострадавших сторонах.

Если на его месте будет человек с сильным критическим мышлением, он проанализирует ситуацию так, чтобы легализовать обнаруженный финансовый поток и пустить его на развитие холдинга.

Книги по критическому мышлению

В этом разделе дополнительных материалов мы собрали несколько замечательных работ на тему развития критического мышления. Из них вы узнаете массу полезных сведений, и ваши знания станут намного глубже. Опыт других людей бесценен: во-первых, он предоставляет уникальную информацию, а во-вторых, уберегает от множества ошибок и промахов, тем самым экономя ваши силы и время.

Книги по критическому мышлению:

  • «Психология критического мышления» Д. Халперн
  • «Разум VS Мозг. Разговор на разных языках» Р. Бертон
  • «Как лгать при помощи статистики» Д. Хафф
  • «Обман в науке» Б. Голдакр
  • «В интернете кто-то неправ! Научные исследования спорных вопросов» А. Казанцева
  • «Критическое мышление: метод, теория, практика» А. Бутенко, Е. Ходос
  • «Критическое мышление: полный курс лекций» И. Клейнер
  • «Трактат о критическом разуме» Х. Альберт
  • «Думай, пытайся, развивайся» Д. Андерсон
  • «Искусство мыслить и успех в учебе, карьере, жизни» С. Коттрелл

И перед тем как вы приступите к освоению основного материала, мы хотим, чтобы вы немного отвлеклись и отдохнули.

Некритичные люди

Увы, но неумением мыслить критически (частично или даже полностью) сегодня отличаются даже люди неглупые и образованные. А уж о материальной и профессиональной успешности и говорить нечего: общество и власть имущие поощряют «послушных», лояльных и доверчивых индивидов. Недаром отказ от собственного мнения и заигрывание перед начальством – непременный атрибут корпоративной культуры. Люди, высказывающие собственное суждение, рискуют пополнить ряды маргиналов и лишиться всех «благ цивилизации», а то и вовсе быть убитыми.

Конечно, если бы всё было так однозначно, человеческий род был бы уничтожен лет пятьдесят назад. Немало наших современников осознают, что получая материальные блага в обмен на отказ от личности и самореализации, они теряют смысл жизни как таковой и становятся бессловесными потребителями товара. Одни из них, недолго думая, кончают с собой (наверное, многие слышали о самоубийствах богатых и «успешных» людей, среди которых есть и знаменитости). А другие, подумав чуть подольше, принимают решение жить и бороться. И добиваются настоящего успеха – развивают критическое отношение к действительности, не становясь изгоями или маргиналами. Такие люди и двигают человечество вперёд, совершают новые открытия и изобретения, даже заслуживают широкое признание и авторитет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]