Роль системы мировоззрения в жизни и деятельности человека


Определение понятий

Мировоззрение , что это такое в психологии?

Мировоззрение , это понимание человеком общих закономерностей и основ как природы, так и общественной жизни, которое часто выступает в качестве ведущего мотива его деятельности, главного направления.

Это убеждения и взгляды, обуславливающие направленность, поведение и даже выбор.

Отличительной чертой данного тезиса является то, что его формирование и развитие осуществляется под воздействием различных элементов, среди которых текущая историческая эпоха, научно-техническая деятельность, продвигаемые политические идеи, общественное сознание.

Можно кратко назвать такие характерные особенности мировоззрения, как:

  1. Целостность , взаимосвязь трех базовых элементов: человека, окружающего мира и взаимоотношений между ними.
  2. Активная форма знания , в данном случае подразумевается жизненная позиция и поведение индивида.
  3. Всеобщность , основан на том, что в процессе жизнедеятельности под влиянием различных источников, общекультурного материала и повседневности формируется собственное воззрение на действительность.

Что значит система мировоззрения?

Система мировоззрения представляет собой обобщенную и упорядоченную совокупность взглядов на природу, общество и самого человека.

То есть это представления в целом о существующем мире, а также убеждения, оценки и нормы, которые и определяют отношение к действительности, а, следовательно, выбор и поступки.

Что называют жизненными ценностями?

Жизненные ценности – это совокупность материальных и нематериальных благ, имеющих огромное значение в жизни человека. Они играют весомую роль в формировании поведения людей. Руководствуясь жизненными ценностями, мы совершаем те либо иные действия. Зная, как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности человека, можно предугадать, как он поступит в конкретной ситуации.

В качестве примеров жизненных ценностей можно привести такие как: семейное счастье и дети, достижение больших результатов в карьере, друзья, стремление к власти, занятие спортом, развлечения и путешествия. У каждого человека может быть свой идеал, мечта и свои приоритеты. В этом нет ничего плохого. Главное, чтобы эти жизненные ценности не шли вразрез с моральными нормами и правами других людей.

Составляющие элементы

Что входит в мировоззрение?

Данное понятие состоит из сложных элементов, в которые входят убеждения, ценности, знания, идеалы, нормы, эмоции и чувства.

В целом, можно распределить их по следующим категориям:

  1. Познавательная. Представляет собой обобщенные знания, как повседневные, так и профессиональные. Это представления о том, как все работает, как возникла жизнь, что из себя представляет человек, как устроено общество и т.д.
  2. Ценностно-нормативная. Это нормы, идеалы и ценности. Сюда относят представления о смысле жизни, целях, добре и зле, морали, религии и т.д.
  3. Эмоционально-волевая. В данную категорию входят верование, убеждения, личное мнение. Здесь подразумевается не только интеллектуальная база индивида, но и его эмоциональное состояние.
  4. Практическая. Под рассматриваемой категорией понимается не только совокупность знаний, ценностей, убеждений и личных взглядов. Это еще и реальная готовность вести себя определенным образом в тех или иных обстоятельствах.

О психологической совместимости темпераментов читайте здесь.

Типы

Так как на рассматриваемое определение оказывает влияние непосредственный окружающий мир, его уровень развития и исторический этап, то можно выделить следующие типы:

  1. Мифологическое. Люди не могли объяснить явления общественной жизни или природы, в результате чего и возникли мифы.
    В качестве их базового принципа выступает преобладание фантастических объяснений происходящего с человеком.

    Тем не менее, в мифологии можно наблюдать и морально-этические проблемы, ценности.

  2. Религиозное. В религиозных учениях содержаться определенные догмы, которых следует придерживаться последователям данного учения. Любая религия включает в себя нравственные нормы и их строгое соблюдение, а также вопрос морали, добра и зла и т.д., на которых и строит свои убеждения.
  3. Философское. Базовый элемент данного типа , теоретическое мышление или, другими словами, обобщение, систематизация и логика. В то время, как мифологический тип в большей степени основан на эмоциях и чувствах людей, философский базируется на разуме человека. Философский тип предполагает свободомыслие и наличие всевозможных альтернативных трактовок.
  4. Обыденное. Фундаментальной основной данного типа становится здравый смысл, а также опыт, полученный в процессе жизнедеятельности.
    Его особенностью является то, что взгляд на действительность формируется стихийно, его нельзя систематизировать и предугадать.
  5. Гуманистическое. Базируется на том, что человек , это главная ценность общества, у него есть право на удовлетворение имеющихся потребностей, необходимое развитие и самореализацию. В связи с этим, основополагающей идеей данного типа является мысль, что все люди равны между собой и каждый может реализовывать свои желания и стремления.
  6. Научное. Его можно назвать современной трактовкой философского типа. В виде главных компонентов также выделяют обобщение, систематизацию, логику и разум. Единственное, что иногда наука слишком сильно отходит от потребностей человека, результатом чего становятся разработки, направленные на манипулирование и запугивание людей.

Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Мировоззрение — это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

В зависимости от соотношения интеллектуального и эмоционального _компонента в мировоззрении различаются следующие элементы.

Мироощущение — Эмоционально-психологическая сторона мировоззрения: чувства, настроения

Мировосприятие Образ мира в наглядных представлениях

Миропонимание Познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения

Можно выделить следующие особенности мировоззрения:

1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живёт общество.

2. В мировоззрении могут проявляться: — догматизм — скептицизм — разумный критицизм.

3 Мировоззрение всегда связано с убеждением — устойчивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлением воплотить их в жизнь через свои действия и поступки. Мировоззрение определяет общую направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от текущей ситуации.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека.

Даёт человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности. Позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. Даёт возможность определять истинные ценности жизни и культуры

Важнейшим признаком сформировавшейся человеческой личности является наличие у нее мировоззрения — устоявшейся системы взглядов на мир, себя и собственное место в этом мире. В науках о человеке различается множество видов мировоззрения, например:

научное (признает решающее значение научных знаний в понимании мира, отрицает все, не признанное наукой, например, НЛО, инопланетян, «лох-несское чудовище» и т. п.);

паранаучное (предполагает существование иного мира — мира духов, высших сил, в кото­ром возможны астрологические прогнозы, магия и колдовство);

религиозное (опирающееся на одну из религий — веру в сверхъестественное, в Бога, основы­вающее свои действия и поступки на одной из священных книг);

атеистическое (отрицает существование высших, неприродных сил).

Ученые выделяют гуманистическое мировоззрение (признающее ценность всех людей на земле) и его противоположность — человеконенавистническое (его отличает презрение к другим людям, народам, пропаганда национальной исключительности, войн, кровопролития), революционное (от­стаивающее резкие, кардинальные преобразования общества) и консервативное (с недоверием относящееся к любым новшествам и предпочитающее все традиционное, устоявшееся). Можно назвать и много других видов мировоззрения людей.

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.

Мораль — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Мораль — это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, исполнение которых является след­ствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него силы общественного мнения.

Элементы морали: нормы, идеалы, ценности, категории (наиболее общие понятия).

Идеал – это совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших моральных требованиях.

Ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества.

Ценности отражают отношение человека к действительности, к другим людям, к самому себе. На основе ценностей люди строят выстраивают свои отношения, определяют что является главным в их жизни, выдвигают цели деятельности.

Нравственные ценности связаны с категориями морали. Моральные категории носят парносоотносительный (биполярный) характер.

Добро – это все, что считается моральным и нравственным.

Зло – собирательное значение аморального, безнравственного.

Человеческая духовность включает в себя три основных начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им соответствуют три типа духовных творцов: мудрец (знающий, познающий), праведник (святой) и художник. Сердцевиной этих начал является нравственность. Если знание дает нам истину и указывает путь, то нравственное начало предполагает способность и потребность человека выйти за пределы своего эгоистического «я» и деятельно утверждать добро.

Особенностью духовных ценностей является то, что они обладают неутилитарным и не инструментальным характером: они не служат ни для чего иного, напротив, все иное подчинено, приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями, в связи с утверждением их. Особенностью высших ценностей выступает также и то, что они составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей: общечеловеческие (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представления о социальной справедливости, свободе, правах человека и т.п.), ценности стиля жизни, самоутверждения личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

Деятельность как способ существования людей.

Деятельность – человеческая форма активного отношения к окружающему миру, связанная с целенаправленным изменением и преобразованием как внешнего мира, так и самого человека.

Структура деятельности.

Структура деятельности человека:

Субъект, с его целями, мотивами и потребностями, интересами, знаниями и навыками. Объект – то, на что направлена деятельность.

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее до­стижения и результат.

Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом — тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. фор­мирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. За­тем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной дели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет именно тот результат, к которому стремился субъект.

Мотивы деятельности.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовле­творить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и иде­альными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путей и средств, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди ру­ководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно — о процессе деятельности). Не­изменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и, как след­ствие, — аналогичную социальную реальность.

Виды деятельности.

Различают деятельность практическую и духовную. Практическая деятельность направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием ду­ховной деятельности является изменение сознания людей.

Виды деятельности человека:

1) Материальная деятельность.

2) Социально-преобразовательная деятельность (политическая и правовая деятельность, регулирующая социальную жизнь людей).

3) Духовная.

Коммуникативная (процесс общения).

Игровая деятельность.

Деятельность по обслуживанию людей.

Духовная деятельность человека и все другие виды деятельности включают в себя творчество, т.е. конструктивно-продуктивную деятельность по созданию нового, ни когда ранее не бывшего в человеческой культуре.

То есть основными видами (способами) деятельности являются учение (учеба), игра и труд. К данной группе можно отнести также общение. Однако четко разделить их не представляется возможным: человек изучает, познает мир и самого себя в процессе общения, а также в труде и в игре.

Деятельность и общение.

Общение как вид деятельности. Часто для достижения поставленной цели и получения необ­ходимого результата необходимо взаимодействовать с другими субъектами, общаться с ними.

Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.

Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сооб­щества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми); общение реального субъекта с иллюзорным партнером (например, человека с жи­вотным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами); общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается обще­ние человека со своим внутренним голосом);

общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые пола­гают, что эти два понятия тождественны, т. к. любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение — противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение во взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.

От общения необходимо отличать коммуникацию.

Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации.

В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает), а обратная связь между субъектами отсутствует.

Принципы мировоззрения личности

Как мы уже выяснили, мировоззрение личности представляет собой целый комплекс представлений данного человека об окружающем мире и самом себе.

Базируясь на данном определении можно выделить следующие принципы:

  • в него входят знания, которые обосновывают отношение к миру и необходимы для самоопределения,
  • развивается не в результате усвоения различных знаний и приведения их в систему, а в итоге расширения области самоопределения личности и придания им особой ценности,
  • его формирование осуществляется за счет неудовлетворенности своими интересами, мыслями и поступками, их неустойчивости и банальности,
  • не может быть сформировано сразу в готовом виде,
    Процесс создания носит постепенный характер, на протяжении всей жизнедеятельности. Помощниками являются рефлексия и теоретическое мышление.
  • отличается индивидуально-творческим характером. То есть это не усвоенные массовые стереотипы.

Развитие самосознания

Самосознание появляется у ребенка в раннем младенческом возрасте, к подростковому периоду оно формируется окончательно. Однако, это не значит, что в течение жизни не нужно заниматься восприятием себя.

Происходят изменения объективного мира и субъективных характеристик. Эти изменения требуют наблюдения и самопознания.

Первым делом необходимо проводить анализ текущей внешней и внутренней ситуаций и заново узнавать себя и свое отношение к изменениям. К примеру, с возрастом, тело начинает стареть и наше отношение к нему, сформированное в ранние периоды тоже будет меняться. С одной стороны, требуется усилить заботу о физическом здоровье, с другой – уметь принять возрастные изменения без излишних переживаний, с достоинством.

Также важно приводить самооценку к адекватному (нормальному) состоянию. В течение жизни уровень любви и уважения к себе может меняться из-за внешних причин или отношения близких людей. Нельзя позволять обстоятельствам посеять сомнения в уверенности в себе.

И последнее – необходимо своевременно проводить корректировку потребностей и действий соответственно жизненным изменениям. Останавливаться на знаниях о себе самом нельзя, предпринимать одни и те же действия, которые не приводят к успеху, не конструктивно. Поэтому процесс самосознания является перманентным и заканчивается только после физической смерти человека.

Значение

Мировоззрение, несомненно, имеет больше значение в деятельности человека.

Это связано с тем, что именно с его помощью непосредственно формируется внутренний мир, а также главные ценности и нормы, которые представляют собой фундамент его существования на протяжении всей жизни.

В своей повседневности человек не просто старается познать окружающий его мир и его логику, но также еще и пытается оценить действительность, осознать смысл собственного существования.

Благодаря этому люди способны разделить мир на хорошее и плохое, красивое и уродливое, правдивое и обманчивое, справедливое и несправедливое и так далее.

В результате общечеловеческие ценности становятся критериями степени духовного и социального развития личности. Для самоопределения индивид не станет обращаться к научным трактатам, хоть их и можно охарактеризовать как необходимую базу представлений об окружающем мире.

Плюсы и минусы

Несмотря на большое количество преимуществ повседневного мышления, оно имеет и ряд недостатков:

Плюсы обыденного мировоззрения:

  • помогает ориентироваться в настоящем,
  • позволяет разобраться в сложной жизненной ситуации (спрогнозировать развитие событий, найти выход, предвидеть возможные последствия),
  • помогает объективно оценить достижимость поставленных целей,
  • позволяет определить желаемое развитие событий,
  • помогает строить прогнозы на будущее.

К минусам можно отнести:

  • полученный опыт и знания часто носят субъективный характер, поскольку передаются от ближайшего окружения с его индивидуальными убеждениями и мнениями,
  • установки, полученные на основе привычек, суеверий, субъективного опыта часто идут вразрез с научными фактами,
  • полученный опыт, на который продолжает опираться человек, может стать неактуальным.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]