Явление госпитализма в нашей жизни — современное видение


Госпитализм — комплекс психосоматических расстройств, развивающихся в результате длительного пребывания больного в стационаре, вдали от родных и близких. Неблагоприятные условия больничной среды, дефицит эмоционально-социальных контактов и простого человеческого общения, а также полная изоляция от общества угнетающе воздействуют на психофизическое состояние пациента. Долгое нахождение человека в стационарных условиях без заботы и внимания близких людей приводят к отставанию в умственном и моторном развитии у детей, а также к психофизической деградации у взрослых.

Это понятие было введено в 1945 году психоаналитиком из Америки Р. Шпицем. Он изучал, как развивалась патология у детей, которые долгое время находились в больнице без матери. При этом за больными тщательно ухаживали, хорошо кормили и правильно лечили. У детей постепенно появлялись признаки депрессии, заторможенности, пассивности. У них исчезла мимика и нарушилась координация глаз. Больные, находящиеся в больнице больше года, без материнской поддержки приобрели признаки глубокой психофизической отсталости. Шпиц сделал вывод: последствия госпитализма долговременны и необратимы.

Современные психологи также отмечают, что госпитализм чаще возникает в условиях интернатов, яслей и детских больниц. При этом они делают акцент на очень важный аспект – влияние матери на развитие ребенка. Доказано, что между полноценным развитием малыша и родительской любовью имеется прямая зависимость.

У малышей, школьников и подростков госпитализм встречается чаще всего. Среди юных, зрелых и пожилых лиц были зарегистрированы лишь единичные случаи болезни. Госпитализм имеет второе название – синдром отрыва от дома или сиротский синдром. В наибольшей степени его развитию подвержены дети:

  • Проживающие в приютах, детских домах, закрытых интернатах,
  • Лишенные должного внимания, материнской ласки и заботы,
  • Родившиеся в неблагополучных семьях,
  • Страдающие тяжелыми заболеваниями,
  • Имеющие врожденные и приобретенные нарушения работы нервной системы.

Больные дети резко худеют, становятся слабыми и вялыми, равнодушными ко всему. Они истощены и бледны, плохо спят и едят, выглядят несчастными. У них снижается мышечный тонус и исчезает реакция на голос. Такие пациенты поздно начинают ходить и говорить, проявляют неадекватные эмоции, их действия становятся навязчивыми. В тяжелых случаях замедляется общее развитие ребенка. Он с трудом овладевает элементарными навыками, не может сам себя обслуживать и управлять своим телом. У детей нарушаются не только коммуникативные, но и интеллектуальные способности, мелкая моторика, умение выражать эмоции. Они отстают в росте и весе от своих сверстников, испытывают трудности с освоением тех или иных двигательных актов. Дезадаптация к окружающей среде и социуму, утрата интереса к жизни, низкая сопротивляемость инфекциям — продолжительные и часто необратимые явления госпитализма. Если ребенка вернуть матери в течение трех месяцев, симптомы расстройства постепенно исчезнут, а психофизические изменения восстановятся. Длительная разлука приводит к закреплению клинических проявлений и стремительному отставанию ребенка в развитии.

У взрослых, длительно получающих лечение в стационаре, формируется синдром «хронического заболевшего». Пациенты не представляют себя в другой среде и воспринимают больничный режим как норму жизни. Они уклоняются от своих функциональных обязанностей на работе и не принимают участия в общественной жизни. Мировосприятия искажается особенно ярко у пожилых людей. Больные стремятся любыми путями как можно скорее вернуться в больничные стены. Они готовы на все, чтобы остаться там подольше. Подобные расстройства психики ухудшают прогноз соматического заболевания, ставшего причиной первичной госпитализации пациента. При отсутствии лечения психологическое угнетение достигает максимума, что нередко заканчивается гибелью больных. Выжившие лица страдают тяжелыми психическими расстройствами и имеют антисоциальные наклонности. Больные, вынужденные постоянно находится в психбольнице, становятся инвалидами именно от деструктивного влияния данного синдрома, а не от самого психического заболевания.

Клинические признаки патологии зависят от срока пребывания больного в ЛПУ:

  1. Длительность нахождения в отделении 5-10 месяцев — единичные симптомы госпитализма,
  2. 10 — 15 месяцев — полностью формированное заболевание,
  3. Более 15 месяцев — тяжелое течение болезни и максимальная степень выраженности симптомов.

Чем дольше пациент находится в больнице, тем меньше у него шансов сохранить себя и не выпасть из социума.

Диагностика госпитализма проводится специалистами в области психологии, психиатрии, неврологии. Лечебные мероприятия включают психологическую коррекцию, социальную реабилитацию, работу с педагогами и дефектологами, прием лекарственных препаратов. Госпитализм – тяжелая патология, приводящая к необратимым процессам.

Сущность отклонения

Феномен госпитализма предполагает наличие ряда психических и соматических расстройств, которые возникают у детей и взрослых по разным причинам. В первом случае отклонение обусловлено недостатком общения, внимания и воспитания, у младенцев – разлукой с матерью.
Синдром госпитализма у детей выражается в психической и физической малоразвитости и нередко приводит к необратимым последствиям, а при отсутствии лечения – к смерти.

У взрослых расстройство развивается при продолжительном пребывании в больнице, в условиях дефицита общения и проявляется в уклонении от существования в социуме, утрате интереса к труду и активности, потере трудовых навыков, заинтересованности в пребывании в условиях стационара как можно дольше. Чем более длительный срок пребывания больного в стационаре, тем меньше шансов на его сохранение в качестве единицы социальной среды.

Диагностика и лечение

Диагностика госпитализма включает следующие клинические методики:

  1. Сбор анамнеза — опрос родителей и близких родственников больного, персонала и прочих лиц, регулярно с ним контактирующих;
  2. Общий осмотр пациента детским неврологом, психиатром, клиническим психологом;
  3. Неврологическое обследование — определение силы и тонуса мышц, реакции на внешние раздражители, сложных целенаправленных движений, выявление имеющихся заболеваний нервной системы;
  4. Психологическое обследование позволяет оценить психомоторное развитие больного, способность контактировать и адекватно реагировать, самостоятельно себя обслуживать, а также обнаружить отставание в психической и эмоциональной сфере;
  5. Динамическое наблюдение за больным необходимо для постановки окончательного диагноза.

После получения результатов диагностических мероприятий специалисты назначают адекватное и максимально эффективное лечение. Особое внимание врачи уделяют маленьким детям, поскольку процент смертности у этой категории больных очень высок.

Лечение госпитального синдрома – процесс комплексный, многоэтапный и длительный.

Схема лечения больных детей с госпитализмом:

  • Усиленное общение ребенка с родственниками и сверстниками.
  • Возвращение маленького пациента в семью.
  • Организация совместного круглосуточного пребывания в стационаре ребенка с мамой.
  • Оснащение закрытых учреждений комнатами для свиданий.
  • Педагогическая коррекция — развитие коммуникативных качеств у ребенка путем включения его в детский коллектив, а также обеспечение тесного взаимодействия между матерью и малышом.
  • Целью психологической поддержки является развитие познавательных функций у ребенка. Для этого используют упражнения в виде игр, которые оказывают тренирующее воздействие. Психологическая помощь позволяет сформировать положительный эмоциональный фон, устранить страх, тревожность, беспокойство.
  • Психотерапевты используют для больных арт-терапию, музыкальную и телесную терапию, релаксационные занятия, тренинги на развитие навыков общения и социализации. Групповая, индивидуальная и семейная психотерапия позволяет восстановить и поддерживать здоровый психологический климат в семье и детских коллективах.
  • Медикаментозное воздействие применяется только в тяжелых случаях, когда все остальные методы лечения не дают положительных результатов. Больным назначают препараты, корректирующие эмоциональную нестабильность, улучшающие обменные процессы в ЦНС и стимулирующие развитие познавательных функций.
  • Лечение имеющихся соматических и инфекционных заболеваний, общеукрепляющая терапия.

Чтобы вылечить синдром у взрослых, необходимо устранить основное заболевание, ставшее причиной их госпитализации в ЛПУ. Хронические недуги лучше лечить амбулаторно. Реабилитационные мероприятия проводит специалист-психотерапевт или психиатр.

Идеальные условия для деградации

Госпитализм у детей и взрослых возникает по следующим причинам:

  1. Продолжительная госпитализация, условия которой изолируют человека от общения с родными людьми и друзьями, при этом круг общения ограничивается медицинским персоналом. Фактором риска в данном случае выступают хронические заболевания, требующие частого прохождения долгих лечебных курсов в условиях стационара.
  2. Разлука ребенка с матерью.
  3. Отсутствие внимания со стороны матери и близких к маленькому ребеночку, незаинтересованность в нем, его жизни и становлении его как личности.
  4. Возраст. В младенческом и детском возрасте дети, воспитывающиеся в приютах, интернатах и иных местах подобного характера, не получают необходимого внимания и заботы. Это затрудняет социальную адаптацию. Пожилой возраст также способствует развитию госпитализма, особенно, если старики пребывают в специализированных учреждениях – домах престарелых, интернатах. Отсутствие внимания и недостаток любви не могут не повлиять на психоэмоциональное состояние человека в годах.
  5. Продолжительное пребывание как детей, так и взрослых, в оздоровительных центрах, где обстановка и распорядок дня схожи с условиями стационара.

К факторам, провоцирующим развитие синдрома, также следует отнести бедность психологического окружения, недостаток эмоционального контакта.

Можно ли вылечить госпитализм

На начальной стадии госпитализм поддается лечению. Лучше всего для этого закрыть потребность малыша в близкой связи со взрослым. Но это практически невозможно в приютах и в неблагополучных семьях. Поэтому специалисты назначают иные методы лечения. Например, специальные игры-упражнения для тренировки памяти, моторики рук и пальцев. Помимо этого, игры со взрослыми так или иначе вызывают положительные эмоции у ребенка. В тяжелых случаях назначаются специальные детские медикаменты, которые стабилизируют работу нервной системы и улучшают эмоциональное состояние, независимо от возраста.

Основные идеи теории Спитса и современный взгляд

Американский психолог Рене Спитс (Шпиц), изучая особенности поведения воспитанников учреждений интернатного типа, объяснил явление госпитализма следующим образом: даже в благоприятной санитарно-гигиенической обстановке, при условиях удовлетворительного питания и ухода у детей, лишенных возможности общаться с родителями, наблюдается отставание в развитии – замедление развития мышления и речи.

При этом ранее психолог считал, что важным условием развития синдрома госпитализма является недостаток витаминов в рационе и малочисленность персонала, призванного обеспечивать уход за детьми.

Рене Шпиц

Последователи Спица, далее изучая феномен, несколько расширили понятие термина «госпитализм». С точки зрения современных исследователей, подобный синдром возникает не только при разлуке ребенка с матерью, но и в том случае, если близкие люди, находясь рядом с ребенком, не проявляют заинтересованности к нему и не принимают участия в процессе его развития, становления.

Госпитализм особенно опасен для детей, так как существенно тормозит их развитие. Некоторые психические и физические отклонения могут сохраниться на всю жизнь.

История открытия феномена

Явление госпитализма в психологии было открыто психоаналитиком Р. Спитсом (1945 г.). Он исследовал явление госпитализма у детей и младенцев, вынужденных долгое время находиться в больнице, и у детей, проживающих в интернате. Психоаналитик выяснил, что все происходящие изменения связаны с отлучением ребенка от матери. В основе учения Шпица лежит психоаналитическая теория Фрейда, в частности положение о сепарации ребенка от матери.

Спитс изучал состояние детей, которые находились в благоприятных с точки зрения гигиены условиях (питание, уход, чистота), но без должной материнской поддержки. И вот что он заметил:

  • на третьем месяце жизни у детей возникли физические ухудшения, ослаб иммунитет, возросла смертность;
  • чуть позже стали заметны психические изменения, в частности депрессивность, пассивность, заторможенность;
  • на втором году жизни стали заметны признаки глубокой психофизической отсталости во всех областях (ходьба, речь, способность стоять и сидеть).

В результате своего исследования Шпитс (Спитс, Спиц) заключил, что детям необходима забота и любовь матери. Она важна для жизни и развития ребенка.

Психоаналитик выявил две формы синдрома:

  • госпитализм, связанный с полной депривацией материнской заботы;
  • анаклитическая депрессия, которая возникает в том случае, если сначала ребенок нормально общался с матерью, а потом его изолировали.

Позже Крейслер пересмотрел концепцию Шпица и пришел к выводу, что любая депривация приводит к госпитализму. В том числе ненадлежащий уход за ребенком в условиях семьи. Этой же точки зрения придерживаются современные исследователи.

Феномен госпитализма в младенчестве

В младенческом возрасте общее состояние детишек, брошенных своими матерями, либо страдающих от недостатка их заботы и внимания, отличается следующими показателями:

  • отказ от еды, быстрая потеря веса;
  • ребенок постоянно пребывает в сонном состоянии, не подает никаких признаков активности;
  • мышцы лишены тонуса, конечности безвольные и вялые;
  • отсутствует обратная реакция на контакты.

Младенцы с таким синдромом позже начинают держать голову, ползать, самостоятельно садиться и ходить. Их движения менее координированы, неустойчивые и неуверенные.

Симптоматика

Младенцы в первые полгода жизни развиваются правильно и своевременно, если не имеют врожденных патологий. Начиная с шестимесячного возраста, формирование замедляется, возникает феномен угасания. Поскольку госпитализм затрагивает физическое и личностное развитие, у детей возникают проявления психомоторных нарушений. У больных отмечается психофизическая недоразвитость, которая зарождается в младенчестве и прогрессирует по мере взросления ребенка.

Симптомы госпитального синдрома у детей:

  1. Позднее формирование комплексной реакции оживления – отсутствие улыбки, вскрикиваний, гуления, лепетания при появлении знакомых лиц, неспособность зафиксировать взгляд на предмете, плаксивость;
  2. Нарушение моторного развития – отсутствие навыков сосания, недоразвитость рефлексов, позднее удерживание головы и переворачивания туловища, дискоординация движений, неустойчивые и неуверенные действия, неумение брать игрушку и перекладывать ее из руки в руку;
  3. Вегетативные нарушения — подъем температуры тела без явных причин, слабость, апатия, снижение тонуса мышц, сонливость или бессонница, отказ от еды, низкий рост и малый вес, недоразвитие костно-мышечного аппарата, недержание мочи и кала, снижение общей резистентности организма к инфекциям, хроническое течение имеющихся заболеваний;
  4. Задержка речевого развития и прогрессирующая речевая дисфункция – неразборчивость речи, лишение ее интонации;
  5. Эмоционально-личностные расстройства – плач и агрессия в ответ на обращение взрослых, безразличие ко всему происходящему вокруг, недоразвитие высших эмоций, отсутствие интереса к общению, апатия, замкнутость или эмоциональная вспыльчивость с плачем, криком, драками, расторможенность, асоциальное поведение, отсутствие сострадания, жалости, стыда, вины, послушность, молчаливость, безучастность;
  6. Появление стереотипных движений и навязчивых действий – раскачивание тела, мотание головой, сосание пальца, хаотичные движения руками и ногами;
  7. Интеллектуальные расстройства – неспособность овладеть элементарными навыками, преобладание процессов торможения над возбуждением, снижение адаптации в социуме, отсутствие ролевых игр, тяжелая умственная отсталость;
  8. Изменения со стороны ЦНС – неврастения, психозы, признаки, напоминающие аутизм, боязнь игрушек, прикосновений и взглядов, отсутствие своего Я, неуверенность, скованность движений и медлительность, постоянная тревога, частые конфликты, признаки депрессии, перепады настроения.

Клинические признаки патологии у взрослых:

  • Отсутствие заинтересованности к профессиональной деятельности и желание бездельничать,
  • Апатия, пассивность, безучастие,
  • Страх перед выпиской из стационара,
  • Нежелание общаться с людьми, замкнутость,
  • Постоянный конфликты с окружающими,
  • Бессмысленные и однообразные, часто повторяющиеся, навязчивые движения,
  • Эмоциональная обедненность.

Пожилые лица с госпитализмом страдают от прогрессирующей мозговой дисфункции. У них возникают мнестические расстройства, проявляющиеся провалами в памяти; мышление становится неадекватным — больные искаженно воспринимают реальные события. К общим признакам патологии относятся: вялость, апатия, слабость, кахексия, скованность движений, ригидность мышц, отсутствие инициативы, беспечность. У больных отсутствуют планы и надежды, они становятся заторможенными, безынициативными, манерными, истощенными, бездеятельными. Большинство пациентов негативно относится к возвращению после выписки к работе. Они не читают, не смотрят телевизор, редко выходят из дома. Их взгляд становится застывшим и отрешенным, конечности слегка подергиваются. Со временем появляются признаки дисфункции вестибулярного аппарата, нарастает беспомощность в вопросах самообслуживания и поведения в обычной жизни, развивается личностный регресс и эмоциональная опустошенность.

Детская депривация

У детей в ответ на разлуку с матерью или при отсутствии внимания и любви развивается госпитализм, который проявляется в глубокой умственной отсталости, дефиците массы тела и роста, отклонениях в психическом развитии.

Младенцы не реагируют на звук или движение предмета, на протяжении долгого времени беспричинно плачут. Дети более старшего возраста намеренно бьются головой о стену, поздно овладевают навыками опрятности – обычно только после 3-5 лет.

У них нередко наблюдается недержание мочи – как ночное, так и дневное, каломазание. Сон у таких детей поверхностный. У них недостаточно положительных эмоций, они отказываются от контактов, не тянутся к людям. Процесс формирования личности у них нарушен.

Все эти явления приводят к тяжелым психическим расстройствам, например, — к аутизму, умственной отсталости.

Иногда госпитализм может становиться причиной смерти ребенка, особенно при присоединении инфекции, с которой не способен бороться ослабленный организм.

Приведу клинический пример проявления госпитализма.

(Описание клинического примера в статье публикуется с разрешения приёмной мамы)

На прием эпилептолога обратилась мама с ребенком 6 лет. Жалобы: Наблюдаются у психиатра с диагнозом: детский аутизм. Ребенок инвалид детства. На ЭЭГ выявлена эпиактивность. Один из знающих специалистов, работающих с аутистами, направил к эпилептологу с целью уточнения диагноза.

Итак, у ребенка расстройство аутистического спектра и эпиактивность по ЭЭГ.

Активно выявляемые жалобы: Грубое отставание речевого развития – говорит 5 -7 слов, в контакт вступает избирательно, поведение отстраненное. Приступы отрицают. Живет в приемной семье около 1 года. Девочка с рождения GJXNB до 6 лет проживала в детском доме. Анамнез не полный. Гипервозбудима. Гиперактивна, неусидчива. Посещает специализированные реабилитационные центры, отмечает положительный эффект от занятий. Сон спокойный. Отмечалась задержка темпов моторного развития: известно, что ходит самостоятельно с 1,5 лет. История заболевания : С анамнезом ознакомлена со слов приёмной мамы и частично из медицинских документов. Беременность 3, 36 недель, ОАГА (отягощенный акушерский гинекологический анамнез), соц фактор. Роды 3, самопроизвольные, досрочные. Масса при рождении 2450 грамм, рост 46 см. Диагноз при рождении: Недоношенность 36 недель. Неонатальная желтуха. Анемия. Дисплазия тазобедренных суставов. Проводили лечение в психиатрическом стационаре с диагнозом: Детский аутизм. Умственная отсталость умеренная. Последний курс лечения 1 год назад (хлорпротексен в условиях стационара). Далее постепенно отменены психотропные препараты (хлорпротексен), после чего девочка стала активнее. Оформлена инвалидность у психиатра. Проживали в другом регионе. Поменяли место жительство с целью получить лучшую возможность для реабилитации ребенка.

Приёмная дочка у мамы вторая, есть и свой биологический сын. Проживают вчетвером: сын, две приёмные дочки и мама. На мой вопрос: «Что мотивировало на то, чтобы взять из детского дома такого тяжелого ребенка?» Мама ответила, что она надеется и сможет её вытянуть, справиться с этими трудностями вместе. А за этот год у них большие успехи.

У девочки есть родной старший брат в подобном психическом и умственном состоянии, проживающий в том же детском доме, в настоящее время взят в другую приёмную семью.

На осмотре: Во время беседы и сбора анамнеза девочка в контакт вступает избирательно, команды выполняет частично. Гиперактивна: передвигается хаотично по кабинету, берет игрушки, бросает, играет, меняет вид деятельности. Выполняет просьбы мамы охотно, отвечает на её вопросы невнятно. Задержка речевого развития – произносит слова, даже поёт не членораздельно, попытки фразовой речи.

При приближении к ребенку врача во время осмотра негативна, плачет, отталкивает. Осмотру доступна частично.

Череп правильной округлой формы, окружность головы 50 см (норма), безболезненный при перкуссии. ЧМН: зрачки нормальных размеров, D = S. Глазные щели D = S. Движение глазных яблок в полном объеме, косоглазия нет, нистагма нет, реакция зрачков на свет живая. Лицо симметричное. Голос громкий, звучный. Глотание не нарушено. Язык по средней линии. Двигательная сфера: Сила мышц достаточная, парезов нет. Мышечный тонус: слегка снижен диффузно. Сухожильные рефлексы живые, D = S. Патологических рефлексов нет. Походка не нарушена. Координаторных нарушений нет.

Результаты обследования:

ЭЭГ (10.11.2014 год) – диффузные изменения б/э активности головного мозга с признаками нейрофизиологической незрелости. В момент пробуждения регистрируется эпилептиформная активность в лобно-височных областях справа и слева.


Аутизм не Эпилепсия

Диагноз : Детский аутизм, сопровождающийся эпиактивностью на ЭЭГ. Данных за активную эпилепсию в настоящее время нет.

Отметим, что это и не когнитивная дезинтеграция . Рекомендации : 1. ЭЭГ (фон + сон) контроль через 3-4 месяца 2. Наблюдение психиатра. 3. Медикаментозная терапия: Пантокальцин 0,5 по 1 таблетке * 3 раза в день внутрь через 15-30 минут после еды 2 месяца. 4. Массаж (щадящий) в домашних условиях, мамой. 5. Логопедические занятия. 6. Продолжить коррекционную педагогическую работу в специализированных реабилитационных центрах.

  1. Осмотр через 3-4 месяца с ЭЭГ.

Итак, из статьи мы узнали об явлении госпитализма – это сочетание психических и соматических расстройств, возникших в связи с длительным пребыванием человека в госпитале, лишенного связи с близкими людьми и с домом. Узнали о причинах, этапах развития, проявлениях госпитализма у детей. Выяснили, что госпитализм в психиатрии – это результат применения психотропных препаратов на фоне текущего психического заболевания, в условиях длительного пребывания в стационаре в отрыве от близких.

Рассказали о клиническом случае, когда ребенок с рождения до 6 лет проживал в детском доме и психиатрическом стационаре с проявлениями аутизма. В данном клиническом случае, не смотря на наличие психических нарушений (расстройства аутистического спектра), сопровождающихся эпиактивностью на ЭЭГ, но при отсутствии эпилептических приступов, данных за активную эпилепсию в настоящее время нет. Ребенку показано проведение контрольных обследований (ЭЭГ), повторных консультаций эпилептолога, но не показан приём противоэпилептических препаратов. Пожелаем маме и её девочке быстрейшего выздоровления.

Как это выглядит во взрослом возрасте?

У взрослых подобный синдром возникает обычно в пожилом возрасте, особенно, если человек одинок и ему не хватает заботы, внимания и любви со стороны близких людей.

Характерными симптомами в данном случае являются:

  • потеря аппетита;
  • развитие апатии;
  • личностный регресс;
  • ухудшение памяти;
  • потеря возможности адекватно мыслить и осознавать происходящее;
  • эмоциональное обеднение;
  • снижение общительности;
  • ухудшение отношений с окружающими людьми;
  • утрата интереса к трудовой деятельности.

У взрослых подобный феномен может стать причиной личностного опустошения, утраты интереса к жизни.

Феномен госпитализма в психиатрии

Отдельно необходимо отметить, что условия пребывания в психиатрическом стационаре создают риск фармакогенного регресса личности, что является тяжелейшей формой госпитализма.

Это явление развивается очень быстро, при этом ситуация усугубляется тем, что пациенты за короткое время привыкают к психотропным препаратам. У таких людей пропадает желание учиться или работать, существовать вообще вне больничной жизни.

После снижения дозировки психотропных препаратов у больного частично восстанавливается интерес к окружающему.

Возможные осложнения

При отсутствии тщательного ухода за ребенком, медицинского наблюдения, психолого-педагогического сопровождения, госпитализм может дать следующие осложнения:

  • задержка физического развития: дефицит массы, роста, недоразвитие костно-мышечного аппарата;
  • плохой уход, несоблюдение гигиенических норм, сниженный иммунитет приводят к развитию инфекций;
  • расстройства психической сферы: умственная отсталость, неврозы, псевдоаутистические симптомы, депрессии, психопатии;
  • психологические проблемы: затруднения коммуникации, агрессивность, повышенная тревожность, неуверенность в себе, конфликтность.

Как действовать

Лечение госпитализма у детей и взрослых отличается. Для детей этот синдром особенно опасен, поэтому и терапия занимает гораздо больше времени, чем при восстановлении взрослых.

Чтобы вернуть ребенка в социальную среду и возвратить ему интерес к жизни, необходимы:

  • работа с психологом;
  • педагогическая коррекция;
  • расширение круга общения;
  • интенсификация общения ребенка со сверстниками.

Если синдром возник при помещении ребенка в условия стационара, необходимо как можно быстрее вернуть его в семью, а в то время, пока он находится в больничном учреждении, регулярно навещать его и выказывать заинтересованность в нем, оптимальным же вариантом станет организация круглосуточного нахождения мамы рядом с ребенком.

При лечении взрослых пациентов на проблему воздействуют следующим образом:

  • по возможности устраняют симптомы заболевания, из-за которого пациент вынужден находиться на стационарном лечении, а также его первопричину;
  • проводят реабилитацию с психотерапевтом;
  • обеспечивают больному внимание и заботу со стороны близких.

Случай в Калифорнии

О том, что госпитализм возникает в условиях отсутствия нормального воспитания и изоляции от социума, ярко свидетельствует относительно недавний случай, произошедший в американском городке Аркадия.

Социальная служба обнаружила в чулане городского дома тринадцатилетнюю девочку. Дикарка росла в тесном помещении, не видя солнечного света, не имея нормального питания, условий для ухода за телом и какого-либо общения.

Мать девочки оказалась психически больным человеком. Она не смогла дать ни одного адекватного ответа о своем обращении с ребенком. Если бы работник социальной службы не обнаружил страшную находку, девочке грозила близкая смерть, так как ее организм уже находился в катастрофическом состоянии.

Девочке дали имя Дженни и поместили в клинику при Калифорниском университете. Ей оказали первую медицинскую помощь и выхаживали под пристальным вниманием и опекой команды, которую возглавил известный психолог Д. Риглер. Врачи пытались вернуть Дженни человеческий облик, но результаты были плачевными: девочка так и не научилась выражать свои мысли и общаться. Все ее поведенческие навыки сводились лишь к примитивнейшим рефлексам.

Исследуя этот случай, который имеет непосредственное отношение к болезни, называемой «Госпитализм», психологи еще раз доказали жизненную необходимость человека в гармоничном общении и взаимодействии с социумом.

Профилактика возникновения синдрома

Профилактика опасного синдрома госпитализма у детей заключается в том, чтобы максимально наполнить день ребенка интересными занятиями, игрой, возможно – трудом. По возможности следует обеспечить достаточное внимание и заботу со стороны близких, говорить с малышом, обсуждать все, что его интересует.
У взрослых пациентов не допустить развитие данного феномена можно, обеспечив им круг общения, позволив разместить в палате фотографии родных людей или предметы, напоминающие о доме.

Необходимо сохранить социальную активность пациента – если позволяет состояние, привлекать его к простой помощи по уходу за другими пациентами, обеспечить независимость и самостоятельность в удовлетворении потребностей.

Причины развития синдрома госпитализма

  • Бытовые условия: замкнутое пространства, смена режима и рациона питания и прочее.
  • Бедные эмоциональные реакции со стороны сотрудников стационара.
  • Специфичный психологический климат.
  • Длительные и частые госпитализации. За счет этого человек привыкает жить в больничных условиях.
  • Изоляция от привычного образа жизни, родных и близких.
  • Длительная медикаментозная терапия приводит к угнетению некоторых психологических и физиологических показателей.
  • Продолжительная и навязчивая забота со стороны медицинского персонала.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]