Деятельность человека: понятие, особенности, классификация


Что такое деятельность?

Деятельность — это целенаправленное и активное воздействие определенного субъекта действительности на некий конкретный объект, при этом данное воздействие позволяет субъекту достичь определенной цели, удовлетворив, таким образом, свои потребности. Следовательно, в деятельности участвуют:

  • Субъект, т.е. само действующее лицо, человек, являющийся источником активности;
  • Объект, под которым подразумевается пассивная и инертная сторона, на нее и направлено воздействие субъекта. Объектом может быть и неодушевленный предмет или вещь, и другие люди (так, студенты являются субъектами образовательной деятельности), и сам человек, выступающий одновременно в качестве как субъекта, так и объекта собственной активности (например, в часы тренировок или самообучения).

Содержание деятельности не определят только породившая ее потребность. Потребность лишь подталкивает индивида к началу активных действий, но содержание этих действий и формы их проявления определяют цели, опыт и требования конкретного лица либо общества.

Труд и иная преобразовательная деятельность являются обязательным условием развития и самого существования людей и социума, именно они создали современного человека, его историю, культуру и науку. К тому же, между деятельностью и человеком существует неразрывная связь, они не могут существовать друг без друга. Человек является единственным на Земле видом, научившимся преобразовывать окружающую среду, а не просто приспосабливаться к ее условиям, к примеру, еще много веков назад люди начали заниматься земледелием и животноводством, а не просто присваивать продукты питания путем собирательства, охоты и рыбной ловли.

Основой деятельности является творчество и созидательная активность, позволяющие людям выйти за рамки отведенных им природой возможностей и создать нечто принципиально новое, неизвестное предыдущим поколениям. Преобразовывая окружающую его среду, человек не только изменяет себя и мир вокруг себя, но и устанавливает контакты с другими людьми, перенимает их опыт и навыки.

Личность

ЛИЧНОСТЬ — феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности — целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность — саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле — личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма — вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле — определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

Согласно А.Н. Леонтьеву, личность — качественно новое образование. Она формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми — в отношения общественные, и эти отношения становятся личностно-образующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступают прежде всего как развитие, трансформация, подчинение и переподчинение его мотивов. Это представление достаточно сложно и требует пояснений. Оно не совпадает с традиционной трактовкой — в широком смысле. Суженное понятие позволяет вычленить очень важный аспект человеческого бытия, связанный с общественным характером его жизни. Человек как общественное существо обретает новые качества, кои отсутствуют, если его рассматривать как существо изолированное, несоциальное. И каждая личность с определенного времени начинает вносить определенный вклад в жизнь общества и отдельных людей. Вот почему рядом с понятиями личности и личностного появляется понятие общественно значимого. Хотя это значимое может быть и общественно неприемлемым: преступление — столь же личностный акт, как и подвиг. Для психологической конкретизации понятия личности нужно ответить хотя бы на вопросы о том, в чем состоит новообразование, называемое личностью, как происходит формирование личности, как представляется с позиции самого субъекта рост и функционирование его личности. Критерии сформировавшейся личности таковы:

1) наличие в мотивах иерархии в определенном смысле — как способности преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого — способности к поведению опосредованному. При этом предполагается, что мотивы, благодаря коим преодолеваются непосредственные побуждения, социальны по происхождению и смыслу (просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом» однако действовать вполне нравственно);

2) способность к сознательному руководству собственным поведением; это руководство ведется на основе осознанных мотивов-целей и принципов (в отличие от первого критерия, здесь предполагается именно сознательное соподчинение мотивов — сознательное опосредование поведения, что предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности). В дидактическом плане все свойства, отношения и действия личности можно условно объединить в четыре тесно связанные функциональные подструктуры, каждая из коих — сложное образование, выполняющее определенную роль в жизнедеятельности:

1) система регуляции;

2) система стимуляции;

3) система стабилизации;

4) система индикации. В ходе общественного развития человека системы регуляции и стимуляции постоянно взаимодействуют, и на их основе возникают все более сложные психические свойства, отношения и действия, направляющие личность на решение жизненных задач. Единство личности на всем жизненном пути обеспечивается памятью-преемственностью целей, поступков, отношений, притязаний, убеждений, идеалов и пр. Западная психология рассматривает личность как «целиком психическое существо». В психологии хормической и в психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Весьма продуктивные в плане конкретных методических решений концепции К. Левина, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса также обнаруживают определенную ограниченность. Но в области психотерапии личности, тренинга общения и прочего успехи западной эмпирической психологии весьма заметны. В отечественной психологии личность рассматривается в единстве (но не тождестве) и чувственной сущности ее носителя — индивида и условий среды социальной. Природные свойства и особенности индивида выступают в личности как ее социально обусловленные элементы. Личность — опосредующее звено, через которое внешнее воздействие связано со своим эффектом в психике индивида. Появление личности «аде системного качества обусловлено тем, что индивид в деятельности совместной с другими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью. Личность характеризуется:

1) активностью — стремлением субъекта выйти за собственные пределы, расширить сферу деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний;

2) направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений, идеалов, вкусов и прочего, в чем проявляют себя потребности человека;

3) глубинными смысловыми структурами (системами смысловыми динамическими, согласно Л. С. Выготскому), обусловливающими ее сознание и поведение; они относительно устойчивы к вербальным воздействиям и преобразуются в деятельности совместной групп и коллективов (принцип опосредования деятельностного);

4) степенью осознанности своих отношений к действительности: отношения, установки, диспозиции и пр. Развитая личность обладает развитым самосознанием, что не исключает неосознаваемой психической регуляции неких важных сторон ее активности. Субъективно для индивида личность выступает как его Я, как система представлений о себе, конструируемая индивидом в процессах деятельности и общения, коя обеспечивает единство и тождественность его личности и обнаруживает себя в самооценках, в чувстве самоуважения, уровне притязаний и пр. Образ Я представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы сумел, и пр. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменять поведение и реализовать цели самовоспитания. Апелляция к самооценке и самоуважению личности — важный фактор направленного воздействия на личность при воспитании. Личность как субъект отношений межличностных обнаруживает себя в трех репрезентациях, образующих единство:

1) личность как относительно устойчивая совокупность ее интраиндивидных качеств: симптомокомплексы психических свойств, образующих ее индивидуальность, мотивы, направленности личности; структура характера личности, особенности темперамента, способности;

2) личность как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимоотношения и взаимодействия, возникающие в группе, могут трактоваться как носители личностей их участников; так преодолевается, например, ложная альтернатива в понимании взаимоотношений межличностных либо как феноменов группы, либо как феноменов личности: личностное выступает как групповое, групповое – как личностное;

3) личность как «идеальная представленность» индивида в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия; как результат активно реализуемых человеком смысловых преобразований сфер интеллектуальной и аффективно-потребностной других личностей. Индивид в своем развитии испытывает социально детерминированную потребность быть личностью — полагать себя в жизнедеятельности других людей, продолжая свое существование в них, и обнаруживает способность быть личностью, реализуемую в социально значимой деятельности. Наличие и особенности способности быть личностью могут выявляться с помощью метода субъективности отраженной. Развитие личности происходит в условиях социализации индивида и его воспитания.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 318-321.

Характерные особенности

Специалисты выделяют четыре следующих основных черты человеческой деятельности, которые и определяют ее специфику и характеристики:

  1. Сознательность, поскольку человек осознанно ставит перед собой определенную цель собственной активности и определяет способы ее достижения.
  2. Продуктивность (деятельность всегда приводит к получению индивидом конечного, планируемого им еще в начале активности, результата).
  3. Преобразование, т.е. изменение людьми окружающей действительности либо самих себя.
  4. Общественный характер, обусловленный вступлением индивидуума в процессе активности в различные взаимоотношения с другими индивидами.

Структура деятельности

Структура человеческой деятельности имеет линейный вид, выстроенный из идущих друг за другом во временной последовательности компонентов: потребность — мотив — постановка цели — определение средств, необходимых для достижения цели — непосредственно действие — получение конечного результата. Теперь рассмотрим каждый приведенный выше компонент отдельно:

  • Под потребностью понимается определенная неудовлетворенность человека сложившимися вокруг него обстоятельствами. Осознание необходимости перемен является начальным этапом деятельности;
  • Мотив представляет собой сформированное на базе имеющейся у человека потребности к переменам побуждение к действию, призванное одновременно оправдать и обосновать данное побуждение;
  • Целью называют представления индивидуума о конечном итоге его активности, любой вид деятельности основывается на осознанной постановке определенной цели;
  • Средствами являются применяемые человеком в процессе активности приемы и предметы самого различного свойства (к примеру, в роли средства может выступать и учебник, дающий необходимые знания, и профессиональное оборудование, и собственный опыт в какой-либо сфере);
  • Под действием понимается один из элементов деятельности, призванный решить конкретную, заранее определенную и осознанную задачу. В сущности, любая деятельность включает в себя целый ряд самостоятельных действий, например, преподавание состоит из подготовки лекционных материалов, их дальнейшей подачи студентам, проведения семинаров, проверки студенческих работ и т.д.;
  • К результату относят конечный итог деятельности. Результат появляется вследствие полного либо частичного удовлетворения индивидом намеченных им изначально потребностей, он может быть как материальным (получение определенного продукта), так и нематериальным (получение нужных навыков).

Психологические основы деятельности и личности

Основным условием для гармоничного развития личности является деятельность. В самом общем понимании слова, под деятельностью подразумевают направленность индивида на какую-либо активность, как внутреннюю, так и физическую. Уникальность человеческой психики заключается, прежде всего, в умении реализовывать свои действия в голове, что является отличительной психологической чертой. Психологические основы деятельности зарождаются в детстве, когда ребенок сначала учиться совершать действие, а после способен эту же операцию произвести в уме, при этом постепенно добавляются новые способности, преобразование предметной активности во внутреннюю. В результате такой особенности психики человек может пользоваться, как собственными знаниями, так и опытом прошлых поколений людей.
Если говорить о структуре деятельности человека, то основными элементами здесь являются:

  1. Цель – осознанное желание достичь конечного результата;
  2. Мотивы – объясняют причины, по которым личность хочет достигнуть определенной цели, что побуждает человека двигаться по намеченному плану;
  3. Действие подразумевает системное выполнение текущих задач, которые возникают в процессе достижения намеченной цели.

Изменение структуры деятельности предметного образа в психике человека указывает на отсутствие осознанной активности, т.е. личность действует, руководствуясь только инстинктами, в этом случае говорят об импульсивном поведении индивида.

Формы деятельности

Многочисленные разновидности человеческой деятельности принято делить на две ключевые формы: практическую (материальную) и духовную.

1. Материальная (практическая) деятельность основана на создании предметов материального мира, призванных удовлетворить потребности людей. Практическая деятельность тесно связана с различными видами производства, а также с процессами преобразования окружающей среды и социума. Она подразделяется на:

  • материально-производственную, занятую созданием материальных предметов, благ и культурных ценностей (жилых и производственных построек, ремесленных изделий и др.);
  • социально-преобразовательную, нацеленную на изменение социума (к примеру, на принятие новых законов, реформирование определенных отраслей и т.д.).

2. К сфере духовной деятельности относят работу по изменению человеческого сознания, по формированию новых концепций и идей. Духовная деятельность связана с искусством, наукой, моралью и религией. По своей структуре она подразделяется на:

  • познавательную, призванную отразить окружающую действительность в науке и искусстве, а на ранних этапах развития человечества — в мифологии, легендах и преданиях;
  • ценностно-ориентировочную, основанную на человеческом мировоззрении и взаимоотношениях между людьми и окружающим их миром;
  • прогностическую, связанную с планированием и прогнозированием возможных изменений настоящей действительности.

Деление человеческой деятельности на материальную и духовную весьма условно, поскольку обе описанные здесь формы тесно связаны между собой. Все сферы жизни человека и общества состоят из материальной и духовной составляющих, которые всегда взаимно дополняются. Так, любое взаимодействие индивида с окружающей его средой предполагает использование им предметов материального мира, но постановка целей, прогнозирование результатов работы, а также ее итоговая оценка являются примерами духовной активности.

Понятие деятельности в психологии

Понятие «деятельность», наряду с такими понятиями, как «сознание», «личность», «общение», является одним из основополагающих в психологической науке. Деятельность – это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит возникновение психического образа и его воплощение в объекте, а также реализация субъектом своих отношений с окружающей реальностью. Деятельность является формой активности человека, т.е. формой его взаимодействия со средой. Но деятельность – это не любая активность, деятельность – это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта (определение Шадрикова).

Виды деятельности

Теперь детальнее поговорим о разновидностях человеческой деятельности. Выделяют 5 основных видов:

  1. Игра — достаточно обособленная разновидность деятельности, поскольку ее результатом не является создание определенного продукта или вещи — перед ней ставятся сугубо развлекательные цели. Помимо этого, игра позволяют людям прорабатывать реальные жизненные ситуации и свое собственное поведение в таких ситуациях.
  2. К учебной деятельности относят процессы получения человеком новых знаний, навыков и умений. Учеба носит как организованный (школы, колледжи, университеты) так и неорганизованный (самообразование) характер.
  3. Общением называют спонтанный либо хорошо и давно налаженный между индивидуумами обмен идеями, эмоциями и мыслями. Общение бывает непосредственным и опосредованным, прямым и косвенным, вербальным и невербальным.
  4. Главным итогом трудовой деятельности признается полученная практическая польза, а потому ее результат всегда целесообразен, полезен и нацелен на преобразование окружающей среды.
  5. Результатом творческой активности всегда становится нечто новое, до этого момента еще не существовавшее в нашем мире. Среди основных механизмов творчества выделяют комбинирование уже существующих знаний, воображение и фантазию автора (т.е. умение человека создавать новые, яркие и необычные образы), а также творческую интуицию.

Выделяют и другие критерии классификации деятельности людей. Она бывает легальной и нелегальной, созидательной и разрушительной, внутренней и внешней, индивидуальной и коллективной, политической, экономической и социальной, повторяющейся (известной еще как репродуктивная) и творческой (продуктивной, рождающей ранее неизвестное).

Игровые моменты

Различные виды деятельности дополняют друг друга, взаимодействуют и взаимопроникают. В детском саду ребенок дошкольного возраста не только играет, но и учится считать, рисовать. Школьник любит играть после уроков.

Игровые моменты успешно внедряются в дизайн уроков: уроки с элементами игровых ситуаций увлекают учеников. Игра представляет собой воображаемое путешествие по карте нашей страны или карте мира на уроках географии, где учащиеся рассказывают о том, что они «видят», основываясь на своем воображении. Студенты любят брать на себя игровые роли на уроках иностранного языка: Учитель, гид, продавец — все они основаны на роли активного овладения языком. Работник не только работает, но и учится (в вечерней школе, в техникуме, в высшем учебном заведении или занимается самообразованием). Он может играть в шахматы и заниматься другими развлекательными видами спорта. Хотя деятельность не существует изолированно, она имеет разное значение на разных этапах жизни человека. На одном этапе жизни ведущей деятельностью является игра, на другом — обучение, на третьем — работа. Таким образом, можно говорить о видах деятельности, которые являются ведущими в определенный период развития личности. До поступления ребенка в школу ведущим видом деятельности является игра. Ведущим видом деятельности ученика является учеба, взрослого — работа.

Играть. Анализируя игру как вид деятельности, прежде всего, необходимо выяснить ее природу. В буржуазной психологической литературе широко распространены биологические теории игры, согласно которым игра ребенка вызывает врожденную биологическую потребность в активности, присущую как животным, так и людям. Развитие детской игры пытаются соотнести с соответствующими этапами развития человеческого общества. Интерес к игре в песке, копанию ям — этапы выращивания хлеба, игре с животными — животноводство и т.д. Научный анализ игровой деятельности показывает, что игра — это отражение ребенком мира взрослых, способ познания окружающего мира. К.К. Платонов приводит убедительный факт, разрушающий несостоятельность биологической теории игры. На одном из островов в Тихом океане этнограф обнаружил племя, которое жило в изоляции от других. Дети этого племени не знали игры с куклами. Когда ученый представил им эту игру, сначала ею заинтересовались и мальчики, и девочки. Затем интерес к игре у девочек пропал, а мальчики продолжали придумывать новые игры с куклами. Объяснение было простым. Женщины племени брали на себя выполнение поручений и приготовление пищи. Мужчины заботились о детях.

В первых играх ребенка явно прослеживается ведущая роль взрослых. Взрослые «играют» в игрушки. Подражая им, ребенок начинает играть самостоятельно. Затем инициатива по организации игры переходит к ребенку. Но даже на этом этапе ведущая роль взрослого сохраняется. По мере развития ребенка игра меняется. В первые два года жизни ребенок осваивает движения и действия с окружающими предметами, что приводит к возникновению функциональной игры. В функциональной игре ребенку открываются неизвестные свойства предметов и способы действия с ними. Например, открыв и закрыв дверь ключом в первый раз, ребенок начинает повторять это действие снова и снова, пытаясь повернуть ключ при каждой возможности. Это реальное действие переносится в игровую ситуацию. Играя, дети совершают в воздухе движение, напоминающее поворот ключа, и сопровождают его характерным звуком: «три-трак».

Более сложными являются конструктивные игры. В них ребенок что-то создает: строит дом, печет торт. В конструктивных играх дети думают о назначении предметов и их взаимодействии. Функциональные и конструктивные игры относятся к категории манипулятивных игр, в которых ребенок познает окружающий мир предметов и воссоздает их в доступных формах.

Выводы

Научно-технический прогресс быстро меняет привычную многим картину действительности, затрагивая все области человеческой деятельности — одни ее разновидности уходят в историю, другие сменяют их. В наши дни все больший вес в мире набирает информационная деятельность, в которую ежегодно вкладываются очень солидные средства, в то время как финансирование ряда других профессий стабильно снижается. При этом полезность и значимость различных направлений информационной деятельности неодинакова. Так, деятельность, направленная на обнародование и распространение новых знаний приносит огромную пользу обществу, в то время как рекламная деятельность ставит перед собой сугубо коммерческие цели, призванные повысить продажи определенного товара и увеличить прибыль его производителей. Следовательно, любая реально полезная обществу деятельность соседствует с другой, выгодной лишь определенным людям или компаниям, активностью.

Знания, умения, навыки, привычки

Знания, умения, навыки, или ЗУН – основа, отвечающая за организацию и руководство практической деятельностью.

Знания

Это образы ощущений и восприятий, переработанные в дальнейшем в представления и понятия. Без них осознанная целенаправленная деятельность невозможна. Знания повышают эффективность действий.

Умения

Это овладение способом выполнения действия, не требующее закрепления упражнениями. Сознательный индивидуальный контроль – главное отличие умений. Они тесно связаны с мышлением и невозможны без активной интеллектуальной деятельности. Умения позволяют находить выход из нестандартных ситуаций, реагировать на изменения во внешних условиях.

Навыки

Навыки – доведенные до автоматизма действия. От навыков зависит успех деятельности. Навыки формируются за счет упражнений – многократное повторение конкретного действия (действий). В основе навыка – динамический стереотип, то есть нервная связь между элементами действия. Это происходит бесконтрольно, но если возникает какая-то неточность, то человек это сразу замечает. Чем прочнее нервная связь, тем быстрее и качественнее действие.

Навыки бывают двигательными, мыслительными, сенсорными, поведенческими. Формируется навык в несколько этапов:

  • ознакомительный (осмысление действий, знакомство с приемами выполнения);
  • подготовительный (сознательное, но неумелое выполнение действия);
  • стандартизирующий (единство и автоматизм действий);
  • ситуативный (овладение произвольностью действия).

На усвоение новых навыков всегда влияют старые. Иногда это помогает, а иногда мешает. В первом случае речь идет о согласовании навыков, во втором – об интерференции (противоречии). Навыки согласуются, когда:

  • система движений одного навыка совпадает с системой движений другого;
  • один навык является средством лучшего усвоения другого;
  • конец одного навыка является началом другого и наоборот.

Соответственно, интерференция возникает при обратных условиях.

Привычки

Привычка – действие, ставшее потребностью. Привычки бывают положительными и отрицательными. В основе привычек, как и навыков, лежат динамические стереотипы. Формируются привычки посредством:

  • подражания;
  • многократного случайного повторения;
  • сознательного целенаправленного научения.

Могут быть двигателем или тормозящим фактором при выполнении деятельности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]