Определение морали как системы ценностей, принципов и устоев

Что такое мораль

Мораль — это система общепринятых норм поведения, направленных на улучшение и регуляцию отношений между людьми. Определение термина принадлежит древнеримскому философу Цицерону.

Главные вопросы, на которые отвечает мораль , связаны с пониманием добра и зла. Что можно и нужно делать, а чего нельзя? За что люди уважают друг друга, а за что — нет? Другими словами — это свод негласных правил о том, как нужно жить, существующих для того, чтобы люди оставались людьми.

Это интересно: какова связь между деятельностью и качествами человека?

Еще одна категория этики, нравственность, по своему содержанию и цели схожа с моралью, однако отличается от нее большей ориентацией на личностный, психологический настрой каждого человека.

Из сказанного выше ясно, что мораль является предметом изучения этики. Зачастую эти два понятия воспринимают как синонимы. Различаются же они тем, что последняя больше относится к теории, а первая — к практике.

Существует этика общепринятая и отдельных эпох и профессий (журналистская, медицинская и т. д.).

Примеры

Нравственно зрелая личность является олицетворением успешно проведенной социализации. Это человек, который усвоил поощряемые социумом нормы поведения и использует их на практике в качестве ориентира для своих поступков. При этом желание соответствовать общепринятым поведенческим стандартам продиктовано не страхом порицания, наказания или возможной выгодой, а личными убеждениями, мотивами и принципами. Социологи приводят многочисленные примеры проявления нравственных чувств:

  • Гуманность, человеколюбие.
  • Трудолюбие, усердие.
  • Верность, преданность.
  • Чувство такта, деликатность.
  • Духовность, религиозность.
  • Искренность, открытость.

Альтруистические модели поведения присущи многим животным. Часто самки воспитывают потомство другого вида, проявляют бескорыстную заботу о своих детенышах. Помощь сородичам сходного генотипа способствует выживаемости конкурентных видов, что значительно расширяет представление о естественном отборе индивидуальной ориентации. Подобное поведение обусловлено естественным отбором групповой ориентации, оно помогает выжить целой популяции.

Проводя аналогии, можно сказать, что нравственное поведение индивида заложено биологическими программами и реализуется на подсознательном уровне. Люди являются биологическими организмами, которым свойственна определенная модель поведения на подсознательном, рефлекторном уровне. В числе рефлексов, заложенных природой и коррелирующих с понятием нравственности, стоит отметить:

  1. Материнский инстинкт.
  2. Заботу о партнере, с которым реализуется инстинкт продолжения рода.
  3. Заботу о родственниках и популяции (обществе) в целом.
  4. Чувство патриотизма (любовь к Родине, месту рождения).

Яркими примерами стихийной нравственности являются поступки, которые базируются на подсознательном стремлении человека к следованию нормам, способствующим сохранению популяции в целом. Женщина разрывает отношения с любовником, узнав, что он женат, подсознательно оценивая подобную связь, как бесперспективную (в отношении продолжения рода) и аморальную (наносящую моральный вред законной супруге партнера, следовательно, угрожающую сородичу сходного генотипа и популяции). В специальных пособиях приведены другие примеры стихийной нравственности:

  • Оказание помощи пожилому человеку, который не может самостоятельно перейти через оживленную автомагистраль.
  • Остановка личного автомобиля и содействие человеку, который стоит на обочине дороги и жестами просит о помощи.
  • Непроизвольное желание помочь донести тяжелую сумку человеку, который в силу разных причин (пожилой возраст, инвалидность, физическая слабость) не справляется с задачей.

Наличие безнравственных, попирающих нормы морали людей, свидетельствует об относительной свободе человека от влияния биологически заложенных моделей нормального поведения. Человек наделен интеллектом, способностью логически мыслить, прогнозировать, планировать и самостоятельно выбирать нравственные ценности. Примеры деформации общечеловеческих норм прослеживаются на исторических периодах тоталитарных режимов, к примеру, Гитлера в Германии, Пиночета в Чили, Сталина в СССР.

Нравственные качества – показатель уровня интеллекта и духовного развития человека, отражение степени его социализации и наличия самоконтроля. Нравственность – основа гуманизма, человечности и цивилизации. Крушение нравственных идеалов сопровождается всплеском преступности в обществе, свидетельствует о деградации членов социума, предвещает масштабные гуманитарные катастрофы.

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели блога Валеря Харламова! Нравственность – это основа, правила, на которые опирается личность в своей деятельности и жизни, чтобы достичь успеха, уважения и признания. И сегодня мы рассмотрим, какие бывают нравственные качества человека, чтобы вы понимали, на что необходимо обратить внимание, если есть желание совершенствоваться и развиваться.

Содержание:

Теории метаэтики

Селия Грин выделяет два типа морали:

  • территориальный и
  • племенной, или народный.

Территориальная мораль парадоксальна тем, что люди в ней разделены на «своих» и «чужих» якобы с целью выживания. При этом необъяснимым является факт гостеприимства к «чужим».

Это интересно: социум это что за понятие, значение в философии.

Функции морали

К основным функциям морали относятся:

  • Воспитательная — формирует правильный взгляд на жизнь, способна влиять на человека вне зависимости от его возраста. Воспитательная функция является одной из главных в процессе становления личности.
  • Регулятивная — диктует основные нормы поведения в обществе.
  • Оценочная — дает понимание всего происходящего с позиции разделения на добро и зло. Отвечает на вопросы: Что нужно и чего нельзя делать? Как необходимо поступать в разных ситуациях? За какие поступки хвалят, а за какие — осуждают?
  • Контролирующая — позволяет делать вывод о нравственности действий и контролировать их со стороны совести и социума.
  • Интегрирующая — объединяет всех общими моральными устоями, ее задачей является сохранность единства и мира в обществе, а также духовности каждого.

Нравственная оценка

Поступок является элементом нравственного поведения. Поступок бывает активным и пассивным (отсутствие каких-либо действий в ситуации, которая требует активной реакции). Нравственная оценка поступков – это определение степени соответствия поведения конкретного индивида и общепринятых, поощряемых социумом поведенческих моделей. Чтобы адекватно оценить поступок, опираются на критерии:

  • Результат действия.
  • Пути достижения цели. Если для достижения желаемого человек прибегает к антиморальным поступкам, даже в случае положительного результата общее впечатление от поведения индивида негативное.
  • Мотивы, побудившие индивида к действию. Если человеком двигали благородные порывы даже в случае отрицательного, осуждаемого обществом результата, негативная оценка смягчается.

Придерживаясь выбранных моделей поведения, индивид находит баланс, точку равновесия между собственными стремлениями, убеждениями и установленными в социуме стандартами.

Структура морали

Важная ниша в структуре морали — система ценностей, состоящая из совокупности общественных и индивидуальных нравственных взглядов и идеалов.
Ценности делятся на первостепенные, имеющие самый высокий уровень значимости, и второстепенные.

Высшая ценность — жизнь человека, его отношение к ближним и к миру в целом. Относительно этого ориентира и выстраивается весь иерархический ценностный ряд: любовь, мирное сосуществование, альтруизм, честность, ответственность, храбрость, стремление к самосовершенствованию, трудолюбие и др.

Следует заметить, что эта иерархия может меняться в процессе развития личности — например, подростки, не осознавшие в полной мере значимости своих действий, могут пойти на какое-либо преступление и нанести вред жизни других людей только лишь ради одобрения своих сверстников. Или например чувство ответственности — оно также проявляется с разной силой, в зависимости от возраста, семейного положения и занимаемого места в обществе.

Это интересно: значение термина аморально, кто такой — аморальный человек?

Правильную систему ценностей важно формировать еще в детстве, убеждая словом и личным примером.

В обществе пропагандируется идеализированная ценностная система, то есть та, при следовании которой человек будет совершать как можно меньше ошибок в отношениях с другими. Однако каждый имеет право выбирать — следовать этой системе или же быть приверженцем другой, если она, конечно, не переходит границы правовых норм. Данное решение называется моральным выбором.

Новое в блогах

2.2.ОБЩИЕ МОРАЛЬНЫЕ УСТОИ И ЦЕННОСТИ ОБЩЕСТВА, В СОЦИАЛЬНО УСТРОЕННОМ ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ, С ПОЗИЦИИ СРЕДНЕГО КЛАССА.

Путь России – это путь к созданию государства, на основе государственно образующего русского народа, где общенациональным субъектом выступает гражданский многонациональный народ России, как сообщество граждан разной этнической, религиозной, социальной и иной принадлежности, осознающих свою гражданскую, культурную и историческую общность, а также политико-правовую связь с российским государством. В основе государства лежит объединительная идея дальнейшего продолжения лучших культурных традиций коренных народов населяющих нашу страну, принятых и внесённых культурных традиций не коренных народов оказавшихся в нашей стране, по тем или иным причинам, перенятой культуры из мирового культурного пространства, содействующие единству и процветанию yнашего государства и общества.

РЦПС не против сотрудничать с партией Справедливая Россия и другими партиям, по близким нам моральным вопросам в области справедливости, свободы и солидарности. РЦПС считает подходы, сформированные по этим вопросам и принятые в этой партии, близкими, правда иногда с поправками, опирающимися на нашу идеологию и наши цели. К сожалению, мы не разделяем взгляды на строительство нового социализма, при согласии к подходам морального наполнения и содержания, каким должен быть принцип построения государства, РЦПС считает, что это относится и к социальному устройству государства, не в меньшей степени, чем к социалистическому государству.

Я считаю, что прежде чем построить заявленный новый социализм, нужно построить ответственное социальное государство. Тем более, если не отрицается частная собственность. Для построения социального устроенного государства и построения нового социализма, нужно достичь общей цели, для этого должна быть создана стабильная налоговая базы с экономики, для развития страны и социальной поддержкой малообеспеченного населения за счёт выравнивания и перераспределения доходов. Сохранив высокий уровень жизни для всего населения, позволяющего при этом, совместить мотивированность к производительному и созидательному труду каждого человека и организации.

[Новый социализм] Социальное устройство государства– это перспективная социально-экономическая модель информационного общества, общества нацеленного на освоение и воспроизводства новых знаний. Ононаследует весь предшествующий опыт человеческой цивилизации, в том числе и рыночный опыт, с его новейшими технологиями, социальными программами, демократическими правами и свободами. В информационном обществе базовым условием развития человека становится качественное всеобщеевысшее образование. Поэтому [новый социализм] социальное устройство государства нацелено на свободный доступ к знаниям как главное условие выравнивания стартовых условий жизни людей, укрепления суверенитета личности человека.

Не государство создало людей, а люди создали государство, для безопасности и улучшения жизни людей живущих в нём, обеспечивая неукоснительное соблюдение своих современных законных прав, изменения своих представлений, что могут сделать единым усилием единого народа. Служение государству – это создание условий комфортного, удобного, безопасного проживания для людей населяющих страну. Я не согласен cСправедливой Россией с их противоречивым лозунгом ниже по тексту, учитывая правильную постановку вопроса выше по тексту — если государство не выполняет своих обязательств перед людьми, то и люди снимают с себя ответственность за государство, РЦПС считает, если и снимают, то ответственность перед властью, чтоб прийти самим к власти. Не государство не выполняет своих обязательств, а люди представляющие власть, это принципиально!!! В ином случае государство разваливается, так как начинают бороться со всей системой государства, руша законы, и создавая хаос, вместо борьбы с коррумпированными людьми, в том числе радикальными или революционными способами. Именно в случае борьбы с людьми, партиями, кланами, а не с государством, революция быстро приносит плоды перемен в нужном направлении, не разрушая экономику страны и не балансируя между хаосом и гражданской войной.

Важнейшая задача государства – не позволять одной части общества незаконно и больше выбранного срока доминировать и властвовать над другой. Нет больше правильного или неправильного направления какой-то единой идеологии, за исключением запрещённой — человеконенавистной,есть общемировые, общенациональные, наднациональные ценности, признанные всеми народами и не мешающие им развиваться самостоятельно в русле общих тенденций в мировом пространстве. [Европейская социал-демократия] Социальное устроенное государство, с точки зрения РЦПС, основное внимание уделяет реализации демократических альтернатив [частной] на основе смешанной системы с принципами рыночной экономики.

[Новый социализм] Социальное устройство государства предусматривает активную государственную социальную политику, обеспечивающую социальную безопасность граждан страны, с обеспечением справедливого доступа к власти, а не по праву классового превосходства или не прямо пропорциональному принципу доминирования по национальному признаку.Базовые социальные гарантии включают минимальную заработную плату и пенсию не ниже законодательно утвержденных социальных стандартов, бесплатную государственную страховую медицину для всех, бесплатное стандартно утверждённое среднееобразование для всех, право на получение минимального утверждённогосоциального жилья, регулируемую и контролируемую государством (за счёт тех или иных рыночных социальных экономических мер)нормированную плату за коммунальные услуги, свободный доступ к культурному наследию народа.

Рынок ни в коей мере не противоречит [социалистическим] социальным идеалам. Справедливая и контролируемая (в рамках закона) конкуренция – одна из важнейших сторон справедливости. [Социализм] Cоциальное устройство государства существенно расширяет возможности людей заниматься предпринимательством, стимулирует частную инициативу и деловую активность. [Новый социализм] Государство не приемлет безудержного господства рыночной стихии и с помощью различных рычагов [перераспределяет власть над рынком] и создаёт правила рынка, в том числе с помощью перераспределения – от олигархии к гражданскому обществу и государству, устраняя вопиющие деформации рыночных отношений и попыток монополизировать власть за счёт наколенного капитала, полученного за счёт доступа к работе на рынке, в пространстве конкретного государства.

Мы за смешанную систему с принципамирыночн[ую]ой экономик[у]и, но не рыночное общество во всех её сферах! Распространение рыночных отношений за пределы экономики разрушает нравственную атмосферу в части обществ[е]ане готового к ним в данной сфере, по ряду причин. Из-за этого сталкивает и ожесточает людей и тормозит развитие страны. Не может быть рынка между народом и властью – это коррупция. Нельзя передавать частным рынкам без контрольно и без гарантийсоциальную сферу. Вне власти рынка должны оставаться фундаментальная наука и прорывные направления высоких технологий. Не должна жить по законам рынка большая частьнациональн[ая]ой культур[а]ы. [Новый социализм] Социальное государствовыступает за разнообразие форм собственности. В безусловной собственности народа должны быть часть природных ресурсов, совместно с государственной частью и культурное наследие страны.

[Новый социализм] Социальное устройство государства неразрывно связано с демократией и патриотизмом к своей стране и народу, может развиваться только при опоре на демократические процедуры, которые не мешают участвовать в глобальных преобразованиях в мире. [Новый социализм] Социальное государство, на взгляд РЦПС, может успешно развивается только при тесном взаимодействии [с левыми партиями и профсоюзами] и на основе демократии, всех партий, профсоюзов и общественных организаций, готовых соблюдать эти принципы.

Великие цели объединяют и создают великие государства. Справедливость – это равные для всех политические права и свободы, учитывающие количество населения по национальному признаку и федеральный состав государства, учитывающий такую составляющую, в современном обществе выходящую на первый план, как место жительства (столица или мегаполис), следовательно,количеством распредел[ение]яемых благ в соответствии с трудовым вкладом и способностями человека, правом на достойную жизнь. Справедливость несовместима с любой дискриминацией личности. Достоинство человека не может зависеть от его происхождения, места проживания, материального положения, пола или возраста. Мы утверждаем: потенциал человека раскрывается не в жестких условиях выживания, а в разумно организованных экономических и социальных отношениях, основой которых является справедливость.

Разрыв между богатыми и бедными надо сокращать разумной государственной политикой в области заработной платы, налогов; равным доступом к образовательным ресурсам, системе здравоохранения; адресной социальной помощью малообеспеченным слоям населения. Учитывать или проводить разумную прямо пропорциональную политику в отношении доступа ко всем значимым профессиям, в первую очередь в политике и экономике, культуре, по национальному признаку, учитывающей и сословно – классовый признак. Постепенно уменьшать разрыв в экономической и культурной составляющей, в силу различных условий проживания между населением в крупных городах по отношению к селам.

Ограниченная свободав рамках законов государства в[социалистической традиции]человеческом понимании,понимается как власть человека над обстоятельствами, как свобода от неконтролируемой и незаконнойэксплуатации и угнетения одних людей другими, что достигается устройством и целью развития государства. Неограниченная свобода без законов, человеку этого не даёт. Свобода расширяет возможности самоопределения человека, его право отстаивать свою гражданскую позицию. Это не только цель общественного развития, но и средство построения подлинно гражданского общества. Свобода без справедливости – это всегда свобода для немногих. Такая свобода сводится к вульгарному эгоизму. Cвобода достигается с помощью принятого и согласованного понимания справедливости для всего общества, закрепляется установлением справедливых законов и их соблюдением, с помощью созданных институтов действенного контроля за их соблюдением.

Мы не считаем, что для достижения экономической свободы достаточно высвободить силы рынка. Неотъемлемой предпосылкой индивидуальной свободы в социальном государствеявляется социальная и личнаязащищенность. Быть свободным в социальном государстве– это быть уверенным в своей социальной и личнойбезопасности, при соблюдении взятых и наложенных, моральных и материальных обязательств, перед государством и обществом. Только там, где реализованы социальные права человека, закреплёнными законами, и соблюдаемыми обществом и государством,он получит возможность в полной мере воспользоваться своими политическими правами. Свобода человека неотделима от его личной ответственности за то, что происходит вокруг. Свобода, игнорирующая права других людей, вырождается в произвол и беззаконие.

Свобода может быть реализована только в правовом государстве, при четко отлаженной системе правосудия, беспристрастно применяемой ко всем гражданам. Только реальные правовые гарантии могут обеспечить надежную защиту человека от насилия и унижений, опасностей и оскорблений, обмана и произвола власти, гарантировать свободу личноcти, совести, слова и политического выбора. Мы считаем свободу и справедливость мерой развития и обновления страны, критерием благополучия общественной и политической жизни.

Солидарность – это важнейшее условие существования и развития современного общества, основа гуманизации общественных отношений. Общество, распавшееся на богатых и бедных, раздираемое непримиримыми социальными противоречиями, не солидарное и безответственное, не имеющих единых будущих и реалистичных согласованных целей,не имеет перспектив. Только солидарное общество может создать по-настоящему социальное государство и обеспечить достойную жизнь людям. Не достигнув солидарности в многонациональном государстве, между классами, и между нациями, невозможно говорить о строительстве глобального мира на гуманитарных принципах в масштабах всего мира.

Идея [социализма]социального государства– это объединительная идея. Она не противопоставляет, а сплачивает людей, прежде чем говорить о социализме, нужно построить социальное государство. [Социализм] Построив социальное государство – [это]можно достигнутьподлинно солидарно[е]го обществ[о]а, которое не вызывает у человека страха оказаться на обочине жизни. Рыночная не контролируемая и не регулируемаястихия сталкивает и ожесточает людей, ставит их по разные стороны баррикад. Это [главная] одна изпричин[а] того, что российское общество сегодня фрагментарно и расколото. Люди не должны утрачивать ощущение общей цели, исторической общности и личной патриотической сопричастности к судьбе нашей страны, пока не достигнуты и не закреплены поставленные цели, с ясным пониманием, какие будут поставлены следующие и они с ними согласны.

Солидарность, понятая как ответственность, позволяет оптимизировать государственную систему принятия решений, укрепляет региональную власть и местное самоуправление. Без солидарной поддержки всего общества государство не сможет справиться с такими социальными патологиями, как коррупция, преступность, терроризм, алкоголизм и наркомания. Реализация принципов солидарности и социального партнерства требует формирования устойчивых государственных и общественных институтов при выстраивании и регулировании трудовых отношений.

Партия РЦПС приветствует ратификацию Россией Европейской социальной хартии, провозглашающей повышение уровня жизни и социальное благополучие граждан главной задачей современных государств и содержащей наиболее полный перечень социальных прав человека. Этот документ поддержан всеми социалистическими и социал-демократическими партиями Европы. Мы не против такого решения, но будем отстаивать свои изменения в виде внесённых поправок и дополнений по указанным пунктам. На этих принципах, РЦПС может присоединиться к социальной хартии.

В контексте современных тенденций и программ исчитая Россию частью европейской цивилизации, где все большее значение придается свободе, самоуважению и ответственности человеческой личности, и все меньше необходимости незаконного вмешательства государства в различные сферы человеческих взаимоотношений – будь то экономика, культура или семья, мы тем не менее считаем, что государство может столкнуться с разным уровнем понимания и соблюдения свобод за счёт мигрантов из другого пространственного понимания прав личности.Мы, хотим отметить, что в России нужно очень внимательно посмотреть на некоторые культивируемые и пропагандируемые новшества. Например, ничего не имея против того, чтоб государство со временем становилось арбитром, следящим за соблюдением «правил игры», а не участником общественных отношений. Мы, в связи с этим, отмечаем негативные тенденции касающиеся создания и совершенствования современных институтов и механизмов контроля общества над государством, так как считаем, что нужно сперва определиться, а кто и чьи интересы отражают эти институты и организации?

Например, нас не устраивают олигархи в тесной связке со своими национальными организованными диаспорами из выходцев, рвущиеся к власти с целью приватизации чужой территории и государства, с переписыванием истории с последующим изгнанием или уничтожением коренного населения, под придуманными к случаю, благовидными предлогами, например перенаселённости земного шара и нехваткой тех или иных ресурсов.

РЦПС согласна и с партией провозгласившей тезисы о том, чтов 90-е годы Россия провозгласила создание правового государства, что нашло отражение в её действующей Конституции. Но это не означает, что цель уже достигнута. В России ещё не сформировалось развитое гражданское общество, не отлажена система сдержек и противовесов, не стали незыблемыми права и свободы граждан. Необходимо различать концепцию правового государства и существующую государственную правовую реальность. Правовое государство относится к миру идей, которые преобразуют действительность. Идея правового государства – это общественный идеал в праве, которому не вполне ещё соответствует политико-правовая жизнь в России на современном этапе. Любой идеал может быть не достижим в полной мере, как не достижимо человеческое совершенство. Но сама эта идея прогрессивна, так как является побуждающим мотивом к движению вперёд, к совершенствованию существующего государства и его взаимоотношений с личностью, к созданию должного правового порядка, социального прогресса.

По этому вопросу партия считает необходимым отказ от части стереотипов мышления и методов государственного руководства, унаследованных из десятилетий советского периода, для которых характерным было понимание власти, вытекающее из понятия диктатуры пролетариата как власти, не связанной никакими законами. Главной задачей решаемой партией на пути построения гражданского общества и движения к правовому государству мы считаем преодоление неуважения к праву, к закону,привитие гражданам понимания его социальной ценности, подкреплённой государственной социальной правовой гарантированной защищённостью. В ином случае, возникают противоречия между недоступностью основных благ и свобод для одних, и беззаконным присвоением благ и свобод другими. Мы должны осознать, что мы имеем общественно согласованные права и в рамках этих прав мы свободны. При этом общественно согласованные права порождают ответственность за их соблюдение.

Любая ответственность – это принятое человеком добровольно или принудительно обязательство, по отношению к обществу или другому человеку. Понятие взаимной ответственности предполагает добровольное, встречное, естественно принятое обязательство по отношению к другим субъектам социума, к обществу в целом. В этом есть показатель зрелости общества.

Когда мы научимся соизмерять свои поступки с общественной пользой, или хотя бы стремиться к отсутствию вреда, тогда можно говорить о появлении взаимной ответственности. Общество основанное на взаимной ответственности – это единственная альтернатива буржуазному эгоцентризму. Мы считаем, что каждый гражданин страны лично отвечает за её будущее. Каждый гражданин обязан сделать всё, чтобы это будущее было достойным. Сегодня мы вынуждены начинать трудный и долгий путь по возрождению важнейшей черты российского народа – ответственности за судьбу России, корни которой уходят в историю соборност[ь]и, как основу веры, и в многовековую культуру.

Тезис о взаимодействии гражданина и общества с целью личного и общественного развития в рамках правового государства открывает дорогу к творчеству и предпринимательству каждого члена общества. Богатство, добытое трудом, предприимчивостью, образованностью, умом и воспитанием признаётся и уважается обществом. Состояния, нажитые на использовании отмены законов, путём присвоения природных ресурсов (ископаемых и биологических), а так же с использованием фактора не информированности и необразованности других членов общества порицаются и признаются преступными.

Тезис о том, что основным мерилом общественного признания и избрания будет то, что человек сделал во имя других, должен изменить отношение общества к системе льгот, наград, привилегий, к демократии и к избирательной системе, как выявлению воли большинства.

Подводя черту под этой главой, хотел бы остановиться на своём видении возможного будущего глобального мира в части национальных языков. Вряд ли кто откажется, по чьему либо хотению от своего языка насильно. Поэтому предлагаю договориться о следующем. У нас каждый год появляются новые слова в научном, техническом и других словарях. Поэтому новые слова нужно в каком то принципе лицензировать, они должны на каждом языке говориться в одной транскрипции, ударении и так далее. Через несколько десятков или сотен лет, язык всех народов Земли будет иметь половину или больше слов имеющих для всех одно значение. Как это происходило естественным способом, при жизни в одном государстве. Телевидение и интернет являются надгосударственными распространителями информации, и поэтому не стоит ждать, когда кто нибудь к своей личной выгоде это начнёт делать.

Свести в один словарь слова, которые есть для обозначения какого либо предмета, события и так далее, которого ни у кого нет, встречающиеся только у какого либо народа, и сделать их такими же словами, которые понимаются всеми в одном значении. Через сотню или две лет, можно будет свести оставшиеся языки к общему знаменателю, через так называемые синонимы обозначения одного слова, где естественно будут произноситься самые часто произносимые слова, обозначающие действия, предметы и так далее, из языков наиболее встречающихся. При этом я вовсе не исключаю технического прогресса, который уже сейчас позволяет, довольно хорошо переводить тексты и речь с одного языка на другой, cпомощью технических средств. И не исключено, что такие приспособления могут появиться в массовом производстве на высоком уровне и будут достаточно просты в обращении.

Моральные устои

Понятие устоев подразумевает определенные взгляды на то, каким должно быть поведение человека в разных сферах его жизни — как подобает вести себя в семье (взаимоуважение, доверие, любовь и т. д. ), на работе (вовремя приходить, честно выполнять порученные задания, быть вежливым с сотрудниками и начальством), с родственниками, друзьями (помогать и выручать в трудных ситуациях, всячески поддерживать), со знакомыми и незнакомыми людьми (быть вежливыми, тактичными и доброжелательными). Здесь приведен идеалистический пример устоев. На самом же деле, далеко не всем людям близки данные взгляды и нормы поведения.
Также в систему моральных устоев включаются понятия о предпринимаемых действиях в различных жизненных ситуациях, например: перевести через дорогу бабушку или уступить место в общественном транспорте и т. д.

Устои развиваются и могут немного изменяться на протяжении всей жизни человека, но заложенные с детства, фундаментальные, в основном остаются неизменными.

Кроме того, их можно разделить на общественные и индивидуальные. Например: не воровать — это общественное правило, а вот вернуть потерянный кошелек — признак устоявшихся личных высокоморальных законов индивида.

Заповеди Ветхого Завета и современного общества

«Разбираясь» с вопросом о значении моральных принципов и морали в жизни человека, в процессе исследований вы обязательно обратитесь к Библии, чтобы ознакомиться с Десятью Заповедями из Ветхого Завета. Воспитание в себе нравственности неизменно перекликается с утверждениями из церковной книги:

происходящие события знаменованы судьбой, предполагая развитие в человеке нравственных и моральных принципов (на все воля Божья); не возвышайте окружающих людей, идеализируя кумиров; не упоминайте имя Господа в повседневных ситуациях, сетуя на неблагоприятное стечение обстоятельств; уважайте родственников, давших вам жизнь; шесть дней посвящайте трудовой деятельности, а седьмые сутки – духовному отдыху; не убивайте живые организмы; не прелюбодействуйте, изменяя супругу; не стоит брать чужих вещей, становясь вором; избегайте лжи, чтобы оставаться честными с собой и окружающими людьми; не завидуйте незнакомцам, о которых вам известны исключительно общедоступные факты.

Некоторые из приведенных выше заповедей не соответствуют социальным стандартам XXI века, но большинство утверждений остаются актуальными уже на протяжении многих столетий. На сегодняшний день к подобным аксиомам целесообразно добавить следующие высказывания, отображающие особенности проживания в развитых мегаполисах:

не ленитесь и будьте энергичными, чтобы соответствовать стремительному ритму индустриальных центров; добивайтесь личностного успеха и самосовершенствуйтесь, не останавливаясь на достигнутых целях; создавая семью, заблаговременно задумывайтесь о целесообразности союза, чтобы избежать развода; ограничивайте себя в половых связях, не забывая предохраняться – исключите риск нежелательной беременности, следствием которой становится аборт. не пренебрегайте интересами посторонних людей, шагая «по головам» ради личной выгоды.

Духовное развитие человека – это необходимый процесс, помогающий развить в себе высокоморальные и нравственные качества. Становление личности предполагает прохождение череды испытаний через искушения и соблазны. Преодоление страхов и контроль желаний – две составляющие для достижения заветной цели. Главное, быть готовым к возникающим трудностям и действительно захотеть добиться поставленного результата.

Если научиться существовать в гармонии с окружающим миром, соблюдая условные стандарты и придерживаясь государственных законов, то появляется ощущение внутреннего спокойствия и гармонии. Моральные принципы, согласованные с поведенческими признаками и нормами общества – это действенный способ изменить жизнь к лучшему.

Сходство и различие между правом и моралью

Право и мораль тесно связаны друг с другом: они служат для поддержания порядка в межличностных и общесоциальных взаимодействиях. То, что является правовыми нормами, обязательно входит и в систему моральных принципов, например: нельзя наносить телесные повреждения другим, воровать и т. д. Отличия морали от права:

  • За действия, запрещенные правовой системой следует установленное государством административное или криминальное наказание и осуждение общественности, а за нарушение моральных принципов — только осуждение со стороны общественности.
  • Правовые нормы устанавливаются государством, а моральные — обществом.
  • Право имеет конкретные, установленные законы, мораль — передается в устном формате и не имеет порой четких формулировок.

Религиозная мораль

Одной из обязательных задач религии является поддержание моральных ориентиров и воспитание в человеке желания следовать этим им.

Можно сказать, что основной функцией религиозной морали является разъяснение того, что является «добром», а что — «злом», что полезно человеку и обществу, а что — вредоносно.

Ответы на данные вопросы дают разные религии мира с той разницей, что монотеистические религии (христианство, иудаизм, ислам) более четко разграничивают понятия «добро» и «зло» и основаны на 10 заповедях Моисея. Исходя из этих основных моральных принципов складываются все последующие — второстепенные.

Верования, где присутствует многобожие (языческие, или народные) — также могут пропагандировать некоторые правила из присутствующих в монотеизме, но в них часто встречаются противоречия, носящие иногда фатальный характер.

Моральные, или этические кодексы

В разных религиях были сформулированы основополагающие принципы морального поведения. Известны следующие этические кодексы:

  • Десять заповедей Моисея — признаются христианством, иудаизмом и исламом, а также являются базовыми для всей мировой морали.
  • Золотое правило — относиться к другим так, как хочешь чтобы они относились к тебе.
  • Семь законов потомков Ноя — против убийства, прелюбодеяния, богохульства, идолопоклонничества, воровства и др.
  • Яма и нияма в индуизме — запрет насилия, воровства, лжи, распущенности, жадности.
  • Восьмиступенчатый путь буддизма

У морали много аспектов, с ее помощью регулируется и упорядочивается вся психоэмоциональная сфера, начиная от индивидуальной порядочности и заканчивая международными отношениями.

Кроме этики, исследованием этого предмета также занимается социология морали, которая изучает природу формирования различных ценностных систем в отдельных социальных группах и причины возникающих социальных конфликтов, вызванных несовпадением моральных ценностей, а также возможные способы их предотвращения.

Мораль — неотъемлемое условие существования общества. Ее задача заключается в том, чтобы сделать жизнь каждой отдельной личности и социумов в целом как можно лучше, воспитав в людях правильных жизненных приоритетов, ценностей и устоев, превращающих индивида в высоконравственного члена общества.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]