Мораль представляет собой набор стандартов, которые позволяют людям жить вместе в группах, — это то, что общества считают «правильным» и «приемлемым». Иногда нравственные поступки означают, что люди должны жертвовать своими краткосрочными интересами ради блага общества. Лица, идущие против этих стандартов, могут считаться аморальными. Но можно ли сказать, что мораль едина для всех, стабильна и непоколебима? Разбираемся в понятии и смотрим, как мораль меняется с течением времени.
Откуда берется мораль? Ученые пока что не пришли к согласию в этом вопросе, однако есть несколько наиболее распространенных теорий:
- Мораль Фрейда и супер-эго — Фрейд предположил, что нравственное развитие происходит, когда способность человека игнорировать свои эгоистические потребности заменяется ценностями важных социализирующих агентов (например, родителей человека).
- Теория нравственного развития Пиаже — Жан Пиаже сосредоточился на социально-когнитивной и социально-эмоциональной перспективах развития и предположил, что нравственное развитие происходит с течением времени, на определенных этапах, когда дети учатся принимать определенные моральные нормы поведения ради самих себя, а не просто соблюдать моральные нормы, потому что они не хотят попасть в беду.
- Поведенческая теория Б.Ф. Скиннера — Скиннер сосредоточился на силе внешних воздействий, определяющих развитие человека. Например, ребенок, получивший похвалу за доброту, может снова отнестись к кому-то с добротой из-за желания получить позитивное внимание в будущем.
- Моральное рассуждение Кольберга — Лоуренс Кольберг предложил шесть стадий морального развития, выходящих за рамки теории Пиаже. Кольберг предположил, что с помощью серии вопросов можно определить стадию мышления взрослого.
Если говорить о том, что является триггером развития морали, главенствующая современная точка зрения по этому вопросу близка к позиции, изложенной шотландским философом XVIII века Дэвидом Юмом. Он считал моральный разум «рабом страстей»
, и точка зрения Юма подтверждается исследованиями, которые предполагают, что на наши суждения о добре и зле влияют эмоциональные реакции, такие как сочувствие и отвращение. Подобное мнение согласуется с недавним открытием, согласно которому элементарное моральное чувство универсально и проявляется совсем рано. Так, младенцы в возрасте шести месяцев судят о людях по тому, как они относятся к другим, а годовалые дети проявляют спонтанный альтруизм.
Если смотреть на широкую картину, это означает, что у нас мало сознательного контроля над нашим пониманием правильного и неправильного
Вполне возможно, что в будущем эта теория окажется ошибочной из-за полного отрицания разума. Ведь сами по себе эмоциональные реакции не могут объяснить один из самых интересных аспектов человеческой натуры — эволюцию морали.
Скажем, такие ценности, как забота, сострадание и безопасность, сейчас важнее, чем в 80-е годы, важность уважения к власти упала с начала XX века, в то время как суждение о добре и зле, основанное на преданности стране и семье, неуклонно возрастало. Такие результаты получили авторы исследования, опубликованного в PLOS One
, которое показало отличительные тенденции в моральных приоритетах людей в период с 1900 по 2007 год.
То, как мы должны понимать эти изменения в моральной чувствительности, — интересный вопрос. Мораль сама по себе не жесткая или монолитная система, теория моральных основ, например, выдвигает целых пять моральных риторик, каждая со своим собственным набором добродетелей и пороков:
- Мораль, основанная на чистоте, идеях святости и благочестия. Когда стандарты чистоты нарушаются, реакция вызывает отвращение, а нарушители считаются нечистыми и запятнанными.
- Мораль, основанная на авторитете, ценящая долг, почтение и общественный порядок. Ненавидит тех, кто проявляет неуважение и непослушание.
- Мораль, основанная на справедливости, которая противостоит морали, основанной на авторитете. Судит о добре и зле, используя ценности равенства, беспристрастности и терпимости, и презирает предвзятость и предубеждения.
- Внутригрупповая мораль, которая ценит верность семье, сообществу или нации и считает тех, кто угрожает им или подрывает их, аморальными.
- Мораль, основанная на вреде, которая ценит заботу, сострадание и безопасность и рассматривает неправоту с точки зрения страдания, плохого обращения и жестокости.
Люди разного возраста, пола, происхождения и политических убеждений используют эти виды морали в разной степени. Культура в целом со временем усиливает акцент на одних моральных основах и уменьшает акцент на других.
Функции морали
Как и другие философские и социологические категории, рассматриваемое понятие имеет не только отличительные характеристики, но и некоторые важные функции. Показатель действенности любого термина – это часто именно те функции, которые под ним имеются ввиду.
Если говорить про мораль, то она традиционно закрепляет за собой такие важнейшие для жизни каждого индивидуума функции, как:
Оценочная. Здесь происходит рассмотрение явления, его анализ и проявляются различия: выступает ли это событие в качестве добра либо же зла, нравственный поступок был совершен или нет, можно ли его считать правильным или же нет и пр.
Регулятивная. Наука о морали не просто констатирует определенные факты и говорит об их качествах, но и устанавливает определенные шаблоны поведения, принципы, правила взаимодействия между людьми
Это очень важно для того, чтобы люди могли жить в одной системе ценностей и составлять цельное общество, а не атомизированное собрание непонятных друг другу людей. Именно регулятивная функция делает огромный вклад в облик человека в любую эпоху.
Контролирующая
Позволяет влиять на поведение человека, заставлять его следовать принятым шаблонам не только внешне, на виду у других людей, но и в своем внутреннем мире, самоощущении и мыслях. В обществе эта функция помогает навести порядок, мир и нормальные дружественные или хотя бы нейтральные отношения.
Интегрирующая. Позволяет людям не просто жить в одной системе ценностей, но и образовывать между собой прочные общины, каждый член которой хорошо понимает друг друга и готов прийти на помощь и оказать поддержку.
Воспитательная, свойства которой заключаются в том, чтобы прививать человеку правильное мировоззрение и ориентиры, заставлять вести себя адекватно общественной ситуации и делать правильный нравственный выбор в любой ситуации.
Это основные функции морали, благодаря которым она регулирует жизнь людей во всем мире.
Политкорректность — не проблема, а симптом
Винить политкорректность в том, что она из себя представляет — глупо.
Даже идеи проходят естественный отбор, в результате которого системы ценностей обретают определённые эволюционные механизмы выживания (не напрямую, а посредством их носителей, разумеется).
Если врагом является само неравенство, мало лишь не давать слабых в обиду, мало их через позитивную дискриминацию, affirmative action поднимать выше по иерархической лестнице — нужно стыдить любое стремление к успеху и росту тех, кто уже выше, кто был менее угнетён или вообще не считается за угнетённого — ведь это тоже увеличивает неравенство.
Собственно, в этом ключевое отличие политкорректности от обычного такта: недостаточно вести себя порядочно, не зарабатывая свой успех ценой чужой беды — когда цель равенство, а не свобода, то невозможно быть свободным от вины угнетателя, возникающей из самого факта неравенства, вины за white privilege, например, или соучастие в патриархате.
Парадокс политкорректности.
Политкорректность возникла в борьбе за социальную справедливость — это этика военного времени, основанная на ценностях социальной борьбы — поэтому любая ситуация через призму политкорректности выглядит противостоянием, что в мирное время оборачивается абсурдом.Например, если социальным злом признаётся fat shaming, то политкорректность встаёт на стражу угнетённых людей с лишним весом, страдающих, например, от неравенства в области личной жизни, секса и знакомств — против, получается, всех остальных.
И с этой точки зрения, простого отсутствия fat shaming и боди-позитивного отношения к людям любых фигур и телосложений мало — для этого бы хватило и обычной корректности; в парадигме политкорректности злом является любое усугубление неравенства, поэтому накачать собственный пресс — тоже fat shaming, ведь это увеличение дистанции → усугубление неравенства → ещё более печальное положение угнетённых лишним весом на дейтинговом фронте.
Этика равенства требует от того, кто «равнее других» чуть-чуть пригнуться, скукожиться, чтобы уменьшить дистанцию, а не преувеличить её.
Реальная причина роста этой раковой опухоли — полное отсутствие здорового этического иммунитета. Увлечённые прогрессом техническим, люди совершенно не заметили, что прогресс идейный во многих аспектах замер в XIX веке — вся современная левая идея, выросшая из «новых левых», попытавшихся переустановить идею с нуля, то есть, с философского фундамента, на котором стоял ещё Карл Маркс, упуская из виду такие мелочи, как 200 последующих лет развития представлений о человеческой природе с точки зрения биологии — которые должны бы, по идее, быть включены в новые релизы этических систем, но этого не происходит — потому что новых релизов не было: общество XXI века ушло в онлайн, наделяет юридической субъектностью роботов, решает дилеммы клонирования, гадает, какой окажется встреча с ИИ — и при этом пытается регулировать громадную сферу общения на основе идей XIX века, уже два века наяривая шарманку левые против правых, социалисты против фашистов, либералы против консерваторов — которая, кстати, отлично ложится на племенные инстинкты первобытного человека, умудряясь ещё сильнее архаизировать дискуссию, которая итак представляет собой 200 лет дня сурка.
Как политкорректность нашла путь в область некритичного восприятия компаний
Пользуясь идеологическим вакуумом относительно атомизированного по структуре коммьюнити, Social Justice Warriors принялись раскачивать лодку, создавая и спрос, и предложение одновременно: все публичное сетевое пространство превратилось в непрерывный генератор праведного гнева, возмущения и оскорблённых чувств, направленных как вовне, высказываясь, не без содействия медиа, ни много ни мало, как бы от лица целого интернета: интернет то, интернет сё — на любую активность за его пределами, — так и вовнутрь, в полном соответствии с парадигмой этики военного времени, превращая любое коммуникационное пространство в по ту и по эту сторону фронта, вовлекая всё больше юзеров, пока не охватят достаточно много пользователей, вызвав у них эмоциональную реакцию на свою активность — и неважно, положительную или отрицательную — важно, что в какой-то момент в «Твиттере» уже достаточно много людей, которых достали SJW — или которые поддерживают SJW: раскол на два лагеря успешно завершён, и многие юзеры, особенно по «ту» сторону фронта даже сами не поняли, как они оказались приписаны к некой идеологической идентичности, но трайбализм в человеке укоренён настолько фундаментально, что достаточно и такого ненавязчивого приглашения, чтобы первобытные социальные инстинкты перехватили управление поведением на себя.
В результате, пространство, на котором этические дискуссии не выходили за пределы частных разборок, превращается в Верденскую мясорубку систем ценностей — и SJW, находя всё новых и новых виновных перед трибуналом политкорректности, создают, одновременно, и спрос — видимость огромных, катастрофического масштаба, этических проблем: дискриминацию, харарсмент, хейт спич, травлю, клевету, неуважение, оскорбления, — а также поднимающую голову идеологическую угрозу — пробуждающуюся фашистскую гадину, антисемитизм, ультраправый активизм; и предложение — то есть, свою систему ценностей как модель для организации взаимоотношений коммьюнити и платформы, конструктор из элементов и принципов, из которого уже можно было можно собрать необходимые политики, регулирующие контент, взаимоотношения пользователей на платформе и платформы с пользователями.
А чтобы намёк был понятнее, разумеется, сама платформа тоже должна подвергаться нещадной критике за моральное попустительство как за соучастие, подталкивая к неизбежному выбору системы ценностей, руководствуясь которой платформа сможет перейти к активным действиям.
Тут-то и оказалось, что, за исключением хтонического ужаса ультраправой идеи и торжествующего анархизма ультралевого Анонимуса, более всего смахивающими на «общепринятые моральные нормы» оказались идеалы политкорректности под защитой воинов социальной справедливости.
Привилегия святости
— присваивание определённым идеям атрибута святости, который глушит критическое мышление, обеспечивая освящённым идеям беспрепятственное передвижение под защитой. То ли баг, то ли фича человеческого сознания, во все прежние эпохи обеспечивавшие благополучие жреческого сословия.Начав замечать, как работают триггеры, переводящие реакции людей в режим «это святое», отключая критическое мышление, — замечаешь и тревожно большое число вариантов до сих пор действующих триггеров в ходу — впрочем, старые ценности, вроде «патриотизма», уже явно выдыхаются.
Успех политкорректности, в частности, состоит в том, что ей тоже, каким-то образом, удалось проникнуть в «святая святых» и закрепиться в привилегированной области некритичного восприятия.
Их давлению гикам было нечего противопоставить — и не было причин это делать: они знали, что есть какая-то моральная норма, и, за неимением альтернатив, они решили, что политкорректность — эта норма и есть. И один за другим, гиганты индустрии открыли свои ворота SJW, принимая их веру, ценности и сторону на поле вечной битвы за социальную справедливость.
Речь, по сути, о доступе к этическому ДНК этих компаний, которые позволили политкорректности отредактировать их моральный геном: базовые принципы политики сервисов в управлении коммьюнити — какое поведение считается приемлемым, какой контент считается приемлемым, на какие жалобы юзеров и какими санкциями реагировать.
Возможно, секретом вновь удавшейся эксплуатации этой уязвимости является применение о на организациях, а не конкретных людях — организации, в среднем, склонны вести себе трусовато и бояться шума больше, чем убытка, потому что поведение организации — всего лишь функция от поведения лиц, принимающих решения; а в корпоративной среде рациональным выбором между решительностью, когда всё внимание приковывается к одному топу, и весь груз ответственности оказывается на его плечах, и трусостью, которую легко можно не принимать на свой счёт, — иными словами, выбор между принятием ответственности и её сливом с размазыванием её на весь коллектив — часто оказывается выбор слива.
Тем не менее, масштабы слива как динамичных и демонстративно горизонтальных по механике принятия решений компаний вроде Google, Twitter, так и традиционных корпораций типа Coca-Cola всё же выглядят, порой, гротескно утрированными — способность точечно заглушать критическое мышление и готовность разменивать психологическую атмосферу в команде и даже, частично, публичную репутацию, позволяя продавцам невидимого товара выполнять их ритуалы по призыву диверсификации, утягиванию неравенства и изгнанию злых духов микроагрессии прямо на территории кампуса выглядит откровенно пугающе.
Помимо ущерба репутации, атмосфере в коллективе (особенно в этом отличился Google, в котором сотрудники оказались зажаты между тренингами по гендерной диверсификации и запуском подцензурной Компартии Китая версии поиска) компании ещё и буквально сливают гигантские средства на содержание безумного штата модераторов. Сейчас рекорд по расстоянию уехавшей крыши с большим отрывом держит Facebook — впрочем, в их случае, это не столько колдунство SJW, сколько попытка заглушить голоса из американского Конгресса, упрекающих Цукерберга в попустительстве пропаганде иностранных государств, ведущейся рекламными инструментами «Фейсбука»: «Ла-ла-ла, ничего не слышу, очень много новых модераторов добавили, тысячи их».
При этом, чтобы противостоять этому ценностному «взрыву из прошлого» не нужно даже особо стараться, и создавать новую идею или новую философию: достаточно поставить под сомнение ту, с которой уже приходится иметь дело. В отличие от реального ДНК, этическое ДНК абсолютно полностью поддаётся расшифровке и редактированию — чтобы не занести в бизнес XXI века какую-нибудь старую идейную болячку из XIX столетия.
↑ Мораль и нравственность
нравственность
Понятие «мораль» | Понятие «нравственность» |
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни (что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)) | Принципы реального практического поведения людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземлённое» значение.Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего). |
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой
(от гр.— обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные её системы.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определённой ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Свойства морали как специфической формы общественных отношений
Предмет: | Этика |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 15.05.2019 |
- Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
- Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты по этике на любые темы и посмотреть как они написаны:
Много готовых тем для рефератов по этике |
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Нравственная культура личности и ее формирование |
Основные концепции происхождения морали |
Нравственные нормы, принципы, общественное мнение как инструменты морального регулирования |
Мораль – бесценное достояние человека |
Введение:
Подход к выявлению исторических форм морали может быть разным. Чаще всего исследователи связывают моральные формы с марксистской концепцией истории. В этом случае сравнивается мораль клановой, рабовладельческой, феодальной, буржуазной системы. Однако не всегда возможно провести четкое сравнение форм морали с типом материального производства.
Мораль независима и имеет свои внутренние законы развития. Например, немецко-американский философ Эрих Фромм полагал, что в первобытном обществе не было индивидуальной собственности. Любой охотник может взять копье и отправиться на охоту, а затем передать оружие другому добытчику. Это породило чувство коллективизма. Такая система характеризуется безусловной взаимной поддержкой. При нем царило равенство.
«Каждый шаг, — пишет Фромм, — грозил людям новыми опасностями на пути к большей индивидуализации. Первичные связи, уже разорванные, не могут быть восстановлены; человек не может вернуться в потерянный рай. У индивидуализированного человека есть только один продуктивный способ соединиться с миром: активная солидарность с другими людьми, спонтанная активность (любовь и работа), которые снова связывают его с миром, но не с первичными связями, а как свободная и независимая физическое лицо».
Мораль как предмет этики
Мораль (от лат. Moralis — мораль), особая форма общественного сознания и тип общественных отношений, предмет этики. Мораль регулирует поведение и сознание человека во всех сферах общественной жизни — на работе, дома, в политике, в науке, в семье, в личной, внутригрупповой, межклассовой и международных отношениях. В отличие от конкретных требований каждой из этих областей, принципы морали являются социально универсальными и распространяются на всех людей, закрепляя в себе то общее и основное, что составляет культуру человеческих отношений и формируется в процессе развития общества.
Мораль имеет императивно-предписывающий характер; Существует особый, обязательно оценочный способ овладения реальностью через дихотомию (противоположность) добра и зла. Связь этой концепции морали с человеком, который может только оценивать и командовать, очевидна. Следовательно, мораль понимается как субъективная форма бытия, хотя и универсальна для человека. Но как насчет отношения к природе, может ли оно быть моральным? Обладают ли живые существа нравственной ценностью?
Моральная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективного подхода к морали, который связывает мораль только с человеком, с межличностными и социальными отношениями. Таким образом, еще более широкое определение морали является действительным.
Мораль — это совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих форм сознания, отношений, действий. В отличие от простого обычая или традиции, моральные нормы получают идеологическое обоснование в форме идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. д. В отличие от закона, выполнение моральных требований разрешается только формами духовного влияния (общественная оценка, одобрение или осуждение). Наряду с универсальными элементами, мораль включает в себя исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.
Свойства морали
Мораль — это система с определенной структурой и автономностью своих элементов. Прежде всего, мораль — это правила поведения. В морали можно выделить естественную, социальную и духовную основу.
Природные основы морали. Эти основы проявляются как врожденные моральные чувства и, прежде всего, чувства совести, сострадания, любви, долга, благоговения. В учении Вл. Много правды. Соловьева, который за субъективные основы морали принял три чувства — стыд, сострадание и благоговение. Но у человека есть много других моральных чувств, в том числе негативных, таких как чувство гнева, ненависти, зависти и т. д. Моральный человек в конечном итоге определяет, как действовать в конкретном случае.
Социальные основы морали. Социальные основы морали включают реальные моральные отношения, мораль, обычаи, традиции, нормы и принципы поведения. Каждая культура, нация, сословие, социальная группа, класс, даже профессия развивают свои особые нравственные ценности, отношения, нормы. Мораль является продуктом исторического творчества всего человечества. На развитие и существование морали большое влияние оказывают такие социальные институты, как семья, школа, право, государство, церковь, средства массовой информации, особенно телевидение.
Социальные основы морали включают объективные моральные ценности различных социальных систем, а именно: моральные ценности экономики, гражданского общества, политики, права и духовной сферы. На самом деле существующая мораль в корне зависит от экономики, политики, религии и других социальных систем. В свою очередь, мораль оказывает активное влияние на все сферы жизни общества, которая разнообразна.
Субъективная мораль также имеет социальные основы, как то, что формировалось у каждого индивидуума в процессе его социализации. Это его моральные идеи, нормы поведения, его достоинства. Проблема нравственного воспитания личности остается актуальной, однако очевидно, что она не может быть решена вне общества. Там нет специальных органов для поддержания морали. Эти функции приняты общественным мнением.
Духовные основы морали. Моральная деятельность — это, прежде всего, духовная деятельность самого человека. Иногда человеку нужно огромное мужество и стойкость, чтобы противостоять злу и развивать в себе нравственные качества. Определенные моральные искушения испытали даже самые совершенные люди. Итак, апостол Павел писал: «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я телесен, продан греху. Потому что я не понимаю, что я делаю: потому что я делаю не то, что хочу, а то, что я ненавижу, я делаю».
Религиозная этика также признает благодать Бога как духовную основу морали, благодаря которой считается, что определенные моральные принципы и законы были переданы человеку. Это относится к религиозному опыту человечества, который отражает подобное божественное происхождение некоторых моральных заповедей.
Сущность морали
Происхождение норм морали известно через противоречия.
Первое противоречие связано с безличностью морального закона. Мы практически не знаем автора правил морали. Мы субъективно — выборочно руководствуемся идеями добра и зла. Конечно, многие из нас критически относятся к морали, преобладающей в обществе, и понимают, что они далеки от идеала, но, тем не менее, общество принимает моральные заповеди, которые не зависят от склонностей и предпочтений отдельных людей и даже социальных групп. И в конечном итоге мы осознаем безличность морального закона. Моральный закон сформулирован так, как будто он исходит от всех и ниоткуда, не опирается на чью-либо власть. Но безличность морального закона не исключает его императива и предпочтения к исполнению.
Второе противоречие предполагает универсальный характер и универсальность морального требования. Нравы разных народов и времен отражают разные исторические условия, образ жизни, менталитет, потребности и интересы. У каждой социальной группы есть свои представления о добре и долге, часто противоположные по содержанию. Один и тот же поступок может быть допустимым для молодых и аморальным для пожилых, моральным для богатых и аморальным для бедных и наоборот. Например, олигарх, «захватив» миллиарды, может купить футбольную команду за миллионы и считать ее моральной, в то время как миллионы пенсионеров с трудом сводят концы с концами и считают поступок олигарха аморальным. Но мораль может быть разнообразной и универсальной одновременно. Это связано с универсальностью моральных требований.
Третье противоречие указывает на бескорыстный моральный мотив, кажущуюся бесполезность морального замысла. Совершенная добродетель далеко не всегда превращается в добро. Чтобы добиться успеха в бизнесе, часто необходимо нарушать установленные правила, в том числе моральные. Более того, если человек рассчитывает получить какую-то выгоду за совершенный моральный поступок, то такое действие по сути теряет моральную ценность. Следовательно, подлинно моральный акт считается совершенным бескорыстно, без возмездия за него.
Четвертое противоречие связано с установлением морального равенства и морального единства человечества. Если человек способен вырваться из повседневных стереотипов поведения, то его поведение уважительное. Инспектор по дорожному движению или учитель, который не берет взяток, студент, который в принципе не использует шпаргалки, любовь между молодыми людьми разных национальностей или социального статуса — все эти действия могут показаться вызовом определенной социальной среде и В то же время свидетельство высоких моральных принципов.
Пятое противоречие — свободная причинность раскрывается, когда мы пытаемся выяснить причину морального действия. С одной стороны, такой причиной может быть социальная значимость, одобрение такого акта другими людьми, но, с другой стороны, субъективная потенция и моральная готовность к действиям вопреки обстоятельствам, общественному мнению и даже вопреки, казалось бы, важной причине. Способность реализовать свою автономную свободу является непревзойденной моралью.
Заключение
Мораль является сферой идеологических отношений между людьми (т. е. существующей духовной жизнью) и имеет общие черты с другими формами общественного сознания (наукой, религией, искусством и т. д.). свойства и конкретные, только присущие черты.
Его универсально значимыми свойствами являются: социально-экономическая обусловленность содержания, относительная самостоятельность существующих условий, возможность активного влияния на социальные процессы, преемственность в развитии, взаимодействие с другими формами общественного сознания.
Эти свойства характеризуют нравственность и другие формы общественного сознания как явления социальной природы, содержание которых определяется материальными и духовными факторами и конкретными историческими социальными условиями. Но каждая форма публики обладает не только общими, но и специфическими свойствами, которые проявляются в процессе деятельности и взаимодействия людей.
Отличительными чертами науки являются такие свойства, как сознание, рациональность, обобщение. Религия характеризуется образностью, эмоциональностью, ориентацией на внутренний мир человека. Политическое сознание ориентировано на широкие массы, определяет лидера, соответствующего его цели, считает целесообразным иметь привлекательную форму представления и т. д. Что касается морали, то его основными чертами являются императивность, нормативность и социализация.
Что такое нормы морали
Выполнение моральных норм есть моральным долгом субъекта, нарушение этих мер поведения представляет собой чувство моральной вины.
Нормы морали в обществе – это общепринятые меры поведения субъекта, которые возникают из сформировавшейся морали. Совокупность этих норм формирует определенную систему правил, какие во всех отношениях отличаются от нормативных систем общества таких как: обычаи, права и этика.
На ранних этапах формирования моральные нормы были непосредственно сопряжены с религией, которая предписывает моральным нормам значение божественного откровения. Каждая религия имеет в наличии совокупность определенных моральных норм (заповедей) обязательных для выполнения всеми верующими. Не выполнение предписанных моральных норм в религии считается греходеянием. В различных мировых религиях существует некоторая закономерность в соответствии с моральными нормами: воровство, убийства, прелюбодеяние, ложь являются неоспоримыми правилами поведения верующих.
Исследователями, занимающимися изучением формирования моральных норм, выдвигается несколько направлений в понимании значения этих норм в обществе. Одни, полагают, что соблюдение правил, предписанных в морали, является приоритетным в обличье от иных норм. Последователи этого направления, приписывая данным моральным нормам определенные свойства: универсальность, категоричность, неизменность, жестокость. Второе направление, которое изучается учеными, предполагает, что приписывание абсолютизма, общепринятости и обязательности моральным нормам, выступает в роли некого фанатизм.
По форме проявления, некоторые нормы морали в обществе имеют сходство с правовыми нормами. Так принцип «не укради» является общим для обеих систем, но задавая вопрос, почему субъект следует данному принципу можно определить направленность его мышления. Если субъект следует принципу, потому что боится юридической ответственности, то его поступок является правовым. Если субъект убежденно следует этому принципу, потому что кража – это плохой (злой) поступок, вектор направленности его поведения следует моральной системе. Существуют прецеденты, в которых соблюдение моральных норм противоречит законодательству. Субъект, считая своим долгом, к примеру, украсть лекарство, дабы спасти своего близкого человека от смерти поступает морально правильно, при этом абсолютно нарушает закон.
Исследуя формирование норм морали, научные работники пришли к некой классификации:
– нормы, затрагивающие вопросы о существовании индивида как биологического существа (убийство);
– нормы о независимости субъекта;
– нормы социальных конфликтов;
– нормы о доверии (верность, правдивость);
– нормы, касающиеся достоинства субъекта (честность, справедливость);
– нормы конфиденциальности;
– нормы об иных нормах морали.
Зачем нужны моральные нормы?
Когда мы давали определение понятия, мы выяснили, что нормы морали – это правила поведения людей в обществе, незафиксированные законодательно, но желательные к исполнению, потому что это в интересах как всего общества, так и отдельных индивидов. Таким образом, нормы морали возникли из желания или потребности социума как-то урегулировать поведение всех членов общества и отношения внутри общества.
Разбираемся дальше и пытаемся ответить на вопрос: зачем, в принципе, обществу как-то регулировать поведение всех членов общества и отношения внутри него? Такие ответы как безопасность, защита от преступлений и прочего криминала не подходят, потому что это уже область права. Нормы морали, в отличие от норм права, не являются писанными и уж тем более не являются регулируемыми силовыми методами.
Следовательно, социум нуждается в каком-то дополнительном регулировании поведения и отношений членов общества, которое выходит за рамки обеспечения минимальных базовых потребностей. Потребности, выходящие за рамки базовых, как раз и отличают людей от представителей животного мира. И наличие моральных норм является одним из таких отличительных признаков.
Моральные нормы выступают регуляторами поведения людей наравне с нормами права и религиозными нормами там, где церковь не отделена от государства. В этом плане весьма познавательна статья «Нормы морали, права, религии как регуляторы поведения» [Е. Тогузаева, 2007].
Столь же интересно наблюдение относительно норм морали, сделанное в статье «Моральные ценности и их роль в современном обществе» [Е. Поликанова, 2014]. Автор обращает внимание на то, что многие нормы морали формулируются в повелительном наклонении: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «поступай по отношению к другим так, как хотел/хотела бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
С одной стороны, повелительное наклонение и указание на желаемые или нежелательные действия выглядят, как навязанная норма поведения. Однако когда эти нормы становятся общепринятыми и большинство людей осознает их соблюдение, как свой моральный долг, эти постулаты становятся моральными нормами.
Таким образом, нормы морали становятся специфической формой согласования свободы человека и его потребностей и интересами и потребностями общества. И здесь мы вплотную подходим к тому, чтобы рассмотреть все функции, которые выполняют нормы морали в обществе.
Функции моральных норм:
- Оценочная – благодаря существованию норм морали общество имеет ориентиры, как оценивать те или иные поступки, те или иные действия людей.
- Регулятивная – нормы морали регулируют поведение членов общества, поощряя желаемое поведение и осуждая нежелательное. Таким образом, достигается баланс интересов всех членов общества.
- Воспитательная – нормы морали являются основой для формирования в обществе ценностей более высокого порядка, таких как патриотизм, самоотдача, самопожертвование.
- Контролирующая – сам факт существования норм морали, их всеобщность и обязательность включают механизмы контроля и самоконтроля за их соблюдением. Даже те индивиды, которые почему-либо не разделяют существующие нормы морали, вынуждены с ними считаться.
- Интегрирующая – нормы морали способствуют достижению внутренней гармонии у членов социума, согласованию поступков и убеждений, мыслей и действий, целей и путей их достижения.
Правила и нормы общественной морали являются одним из важнейших инструментов адаптации человека к жизни в обществе, интеграции свободы личности и ответственности, свободы личности и общественной необходимости. Более того, нормы морали первичны в процессе социализации человека.
Моральные нормы прививают детям с самых ранних лет, а дети их осваивают путем имплицитного обучения или обучения без осознания процесса обучения как процесса, имеющего какие-то цели и задачи. Так, постепенно человек осознает необходимость вести себя тем или иным образом, соответствовать определенному типу общественных ожиданий и, если угодно, просто быть культурным, воспитанным и адекватным.
Моральные нормы, как мы разобрались выше, могут заметно различаться для разных исторических периодов, стран, континентов, социальных групп, однако у них всегда есть нечто общее. Нормы морали, так или иначе, делают человека если не добрее, то порядочнее. Эти нормы, безусловно, накладывают определенные запреты («не убий», «не укради»), однако этим упрощают взаимодействие между людьми.
При этом нормы морали далеко не всегда выступают в роли готового свода правил, как, например, 10 христианских заповедей. Это скорее маяк или ориентир в огромном океане эмоций, событий, отношений, коммуникаций и всего, что присуще человеческому обществу. Как говорится, не делайте никому зла, ибо зло вернется вам. Лучше делайте добро, потому что оно возвращается гораздо реже. Это отчасти шутка, а отчасти готовность творить добро и не ждать за это награды – тоже признак нравственной зрелости и усвоения норм морали.
Думается, мы с вами разобрались, что же такое нормы морали и зачем они нужны обществу. Напоминаем, что мы ждем вас на наших программах «Когнитивистика» и «Самопознание». И предлагаем ответить на один вопрос по теме статьи:
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Что такое социальная неловкость и как от нее избавиться
- Цинизм
- Конформизм
- Совесть: почему она есть не у всех и что делать, если ее нет?
- Стадии развития этики в организациях
- Когнитивное развитие. Часть 2
- Теория морального развития Л. Кольберга
- Формы социального поведения людей
- Мораль: что это такое и зачем она нужна?
- Окно Овертона: определение, механизм, влияние
Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание
Антропология
Племенная и территориальная
Селия Грин (Celia Green) различает племенную и территориальную мораль. Последняя определяется как преимущественно негативная и запретительная: она отделяет территорию человека, включая его собственность и тех, кто от него зависит, с установкой, что эта территория не должна нарушаться или отторгаться. В то же время территориальная мораль разрешительна, поскольку позволяет человеку делать все на своей территории, если он не нарушает территорию других. По контрасту, племенная мораль инструктивна, поскольку накладывает коллективные нормы на отдельного человека. Эти нормы в значительной мере произвольны, зависят от культуры и ‘гибки’, в то время как территориальная мораль нацелена на правила, считающиеся универсальными и абсолютными, такие как кантовский ‘Категорический императив’ и ранжированный абсолютизм Нормана Гейслера. Грин связывает развитие территориальной морали с появлением понятия частной собственности и оформлением разницы в общественном статусе.
Внутри группы и вне её
Некоторые исследователи отмечают, что иногда применяются различные правила морали к людям в зависимости от их принадлежности к «своей» или «чужой» группе (человек определяет группу как «свою», если он психологически себя к ней относит в культурном, этническом или каком-то другом смысле). Некоторые биологи, антропологи и эволюционные психологи считают, что эта дискриминация по признаку «свой-чужой» появилась из-за того, что она повышает шансы группы на выживание. Эта точка зрения получила подтверждение в некоторых простых компьютерных моделях эволюции. В этих моделях такая дискриминация имеет иногда следствием неожиданно тесное сотрудничество с представителями своей группы, а также иррациональную враждебность по отношению к представителям чужой группы. Г. Р. Джонсон (Gary R. Johnson) и В. С. Фалгер (V. S. Falger) утверждают, что национализм и патриотизм являются формами этого разграничения на своих и чужих. Джонатан Хайдт заметил, что экспериментальное наблюдение над внутригрупповым критерием укрепляет моральные оценки консерваторов, и в гораздо меньшей степени либералов.
В светских обществах выбор жизненного пути, представляющий понимание человека о правильной жизни, часто является предметом обсуждения в терминах морали. Случается, что определённый выбор стиля жизни и принятые правила поведения в определённом узком сообществе кажутся человеку более справедливыми, чем моральные нормы общества в целом.
Сравнение культур
Кристофер Петерсон (Christopher Peterson) и Мартин Селигман (Martin Seligman) применяют антропологический взгляд на культуры в зависимости от территории и времени. Они приходят к выводу, что некоторые ценности превалируют во всех культурах, среди тех, которые они изучали. Главными такими ценностями они называют мудрость/знание; храбрость; человечность; справедливость; сдержанность и широту взглядов
. Каждая из них в свою очередь делится на другие части, например
человечность
включает
любовь
,
доброту
и
ум
.
Фонс Тромпенаарс (Fons Trompenaars), автор книги Пешеход умер?
, ставил социальные эксперименты над представителями различных культур с различными моральными дилеммами. Одна из них — должен ли пассажир машины лгать, чтобы выгородить друга-водителя в случае, если тот сбил пешехода. Тромпенаарс обнаружил, что различные культуры дают совершенно различные ответы (от «нет» до «почти разумеется»), а в некоторых культурах ответ зависит от того, умер ли пешеход —>.[
источник не указан 2601 день
]
Джон Ньютон (John Newton), автор книги Complete Conduct Principles for the 21st Century
, сравнивает восточную и западную культуры с точки зрения морали. Цель своей книги он определяет так: «…гармонично смешать лучшее в культурах Востока и Запада, чтобы получить новые и лучшие принципы для человеческого общества в новом веке, популяризировать этические теории Китая в Западном мире. Автор надеется, что это поможет решить проблемы человеческого общества в XXI веке, включая те, что каждая культура по отдельности решить не в состоянии».
Как формируется мораль?
Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.
Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.
Функции морали
По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль является в первую очередь способом гибкого изменения поведения индивидов в ходе социальной жизни. Это является ее регулятивной функцией. По мере развития общества возникло множество прочих решений для стимуляции «правильных» действий людей: административные наказания, правовые нормы. Однако мораль по сей день остается уникальным явлением. Ее проявление не требует подкрепления со стороны карательных органов либо специальных учреждений. Регулирование морали осуществляется благодаря активизации нервных связей, которые сформировались в процессе воспитания человека и соответствуют принципам поведения в обществе.
Что является отличительным признаком морали? Еще одной ее функцией является оценка мира с точки зрения гуманного поведения. В какой-то мере мораль способствует развитию и созданию общностей индивидов. Проявление оценочной функции заставляет человека анализировать, как меняется окружающий мир, в зависимости от совершения тех или иных поступков.
Еще одна важная функция морали – воспитательная. Концентрируя в себе положительный опыт предыдущих эпох, нравственность делает его достоянием следующих поколений. Благодаря этому индивид получает возможность обрести правильную социальную ориентацию, которая не противоречит общественным интересам.
Определение и характерные черты
Мораль — это принятые в социуме представления о добре и зле, о том, что правильно, а что нет. Умение отличать хорошее от плохого проявляется в поступках и мыслях как отдельных лиц в частности, так и человеческих объединений в целом. Нравственность выступает способом самоорганизации социума с присущими ему контролирующими аспектами.
Нормы морали имеют свои отличительные признаки:
- Распространение на всех членов общества независимо от занимаемого положения.
- Свобода выбора в следовании или не следовании нравственным нормам, хотя на решение человека оказывают значительное влияние: его совесть, общественное мнение и вера в существование кармы и иные личные предубеждения.
- Тотальное проникновение во все сферы жизни людей, будь то экономическая или социальная область, включая круг их интересов и деятельности: творчество, получение образования или бизнес.
Мораль и этика
Термин этика имеет греческое происхождение от слова «ethos». Употребление данного слова обозначало поступки или действия человека, которые были властные лично ему самому. Аристотель определял значение слова «этос» в качестве добродетели характера субъекта. В последствии повелось, что слово «ethicos» – этосный, обозначающее что-то относящееся к темпераменту или нраву субъекта. Появление такого определения повлекло за собой формирование науки этики – изучающей добродетели характера субъекта. В культуре древнеримской империи было слово «moralis» – определяющее широкий круг явлений человека. Позднее появилось производное от этого термина «moralitas» – относящееся к обычаям или характеру. Анализируя этимологическое содержание этих двух терминов («moralitas» и «ethicos»), следует отметить совпадение их значений.
Многим известно, что такие понятия как «мораль» и этика» являются близкими по своему смыслу, так же часто их считают взаимозаменяемыми. Многие же используют эти понятия как продолжения друг друга. Этика же первым делом – это философское направление, которое изучает вопросы морали. Часто выражение «этика» используется для обозначения конкретных моральных принципов, традиций, обычаев, которые бытуют среди субъектов ограниченной группы общества. Кантовская система рассматривает слово мораль, используя его для обозначения понятия долга, принципов поведения и обязательств. Слово «этика» использует система рассуждений Аристотеля для обозначения добродетели, неразделимости моральных и практических соображений.
Понятие морали, как системы принципов формирует совокупность правил, которые основываются на многолетней практике, и позволяет человеку определить стиль поведения в обществе. Этика же является разделом философии и теоретического обоснования данных принципов. В современном мире понятие этики сберегло первоначальное обозначение, как науки в рядах философии изучающей свойства человека, реальные явления, правила и нормы, которые есть нормы морали в обществе.
Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!
Функции морали
Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой.
Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки.
В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.
Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.
Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.
Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.
Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга.
Назначение морали
Чтобы понять, насколько важно значение морали и ее функций в жизни человека, необходимо рассмотреть основные:
Регулятивная функция
Законодательные акты — способ регулирования отношений между людьми и их поведения, который закреплен на официальном, то есть формальном уровне. Основное отличие регулятивной функции нравственности в том, что она не нуждается в каких-либо документах, так как принятие моральных норм и принципов является добровольным желанием человека; они регламентируют его поступки, становясь частью его личных взглядов, принципов и убеждений.
Оценочная функция
Заключается в восприятии своих и чужих поступков, то есть это моральная оценка действительности с точки зрения ее осмысления исходя из гуманистического потенциала.
Воспитательная функция
Благодаря нравственным нормам, моральным принципам, а также правилам поведения, воспитывающим личность в социуме, происходит образование определенных социальных идеалов и развитие внутреннего стремления человека обеспечить пропорциональное сочетание индивидуальных и общественных интересов так, чтобы от приложенных усилий при достижении поставленных целей не было плохо окружающим.
Контролирующая функция
Негласный контроль со стороны окружающих за поведением индивида; в качестве обратной реакции на определенные поступки могут быть наложены как позитивные, так и негативные санкции.
Интегрирующая функция
Существует для поддержания гармоничного состояния внутри человека, так как каждый подвергает анализу свои действия и поступки, в том числе с нравственной точки зрения.
Подходы к изучению морали
Натуралистический – происходит от усложнения групповых чувств, обеспечивает живучесть рода в природе. Натуралисты не различают социального и биологического, оно соединено, границы между человеческим и животным сознанием не существует.
Религиозно-идеалистический – Бог одарил человечество моралью.
Социологический – мораль возникает как результат коллективной трудовой деятельности и общения. Чем сложнее социальные отношения, тем выше мораль.
Выдвигаются 3 основания морали:
- Традиции, обычаи и нравы – культурные особенности того или иного этноса (народа). С помощью социализации проходит усвоение обычаев и норм данного общества, которые становятся привычкой, формирующей личностную сторону человека. В следствии все действа будут носить характер «так принято» или «так не принято».
- Общественное мнение – регуляция норм поведения через одобрение или осуждение других индивидов в обществе. В качестве награды за соблюдение моральных норм – честь, уважение, признание, а за нарушения – стыд, изоляция.
- Сознательность личности – согласованность личностных и общественных интересов. Совесть – главный регулятор поведения. Мораль представляется формой саморегуляции, являясь бескорыстной и личностной. Выбор поступков характеризуется добровольностью.
Моральное сознание – идеал нравственного поведения в том или ином обществе, который не выходит за границы этноса.
Моральная норма – оказывает формирующее воздействие на моральные убеждения индивида: самосовершенствование, честность, отвага, борьба за истину.
Нравственная норма – варианты повседневного поведения человека: какие поступки допустимы в обществе, а какие нет.
Императивность – свойство моральных норм. Выражает значение нормы, так как в одном случае допускается запрет, а в другом приписывается позитивность. К примеру: «не лги». Комплекс норм определяется моральным кодексом.
- Помимо этого, в кодекс входят ценностные ориентации:
- Характеристика поступков личности;
- Достоинства индивида, коллектива, общества;
- Характеристика общественных институтов;
- Ценностные понятия
- Категории морали – добро и зло, справедливость.
Мотивация, оценка, самооценка – регулятор общественного поведения. Мотив побуждает к нравственной деятельности, ради удовлетворения потребностей личности. Мотивация – комплекс мотивов, отвечающий за приоритетность ценностей и целей индивида.
Моральная оценка – даёт ценностную оценку поступкам, поведению индивида в зависимости от существующих норм и ценностей в обществе.
Совесть – моральный самоконтроль, выражается в формулировке правил поведений, их выполнении и оценке поступков.
Долг – как относится индивид к социуму.
СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ, ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛИ В БИЗНЕСЕ.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТЕРМИНОВ “ЭТИКА”, ”МОРАЛЬ”, ”НРАВСТВЕННОСТЬ”.
Древнегреческое слово “ēthika” (от ethos) служит аналогом латинскому понятию «moralis» и русскому термину «нравственность». Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов, обычаев людей.
Слово «этика» происходит от греческого “ēthos” – нрав, дом, характер, темперамент, обычай. Этика — проблемная сфера философии, объектом изучения которой является мораль, нравственность, а центральной проблемой – добро и зло. Различают следующие виды этики: гуманистическая: ориентированная на человека, его жизнь, свободу; авторитарная: ориентированная на что–либо внешнее по отношению к человеку, идею, например. Аристотель вводит понятие «этика» для обозначения отрасли философии, являющейся учением о нравственной деятельности и добродетелях. Этика не только учение о морали, но и часть самой морали.
Слово «мораль» – латинского происхождения. Способ духовно-практического освоения мира, который заключается в понимании общественно-необходимого типа поведения. Оно образованно от латинского слова mos (мн. ч. – mores), что означало примерно то же, что и ēthos в греческом языке –– нрав, обычай. Термин «мораль
» появился в IV в. н. э. в латинском языке, как синоним к греческому термину “этика”. Концепции появления этики: натурализм (мораль заложена в природе человека), социальная (мораль залаживается в обществе, в котором ты живёшь), креационизм (креацио – творю, мораль залаживается ни в природе человека, ни в обществе, она дана человеку из другого мира)
Русское слово «нравственность» происходит от корня «нрав». И впервые оно используется в языке в 1793 г. и употреблялось наряду со словами «этика» и мораль» как их синонимы.
Первоначально эти термины в основном совпадают. Позже, с развитием культуры, за ними закрепилось различное содержание. Под моралью стали пониматься реальные явления (нравы общества, определенные нормы поведения людей, их представления о добре и зле и т. д.). В таком же значении употребляется и термин «нравственность». Этика же стала наукой, изучающей мораль (нравственность).
СТРУКТУРА ЭТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ УНИВЕРСАЛЬНОЙ ЭТИКИ.
Структура этического знания определяется совокупностью основных понятий, которыми руководит этика. Эти общие понятия называются в этике категориями.
Этика – философское исследование сущности, целей и причин морали и нравственности. Универсальная этика – это этика, используемая во всех сферах, общая для всех стандартов.
Главная задача универсальной этики: она должна выработать определения добра и зла, которые были бы приемлемы для всех людей, так как на данный момент то, что признаётся добром в одном обществе, может оказаться злом в другом, и наоборот.
Мораль — способ духовно-практического освоения мира, который заключается в понимании общественно-необходимого типа поведения.
Основные категории универсальной этики:
-Моральные принципы — это основные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали, на которых базируются другие элементы морали (не убей)
-Моральные законы – поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
-Моральные понятия: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, ответственность, достоинство, честь,
-Правила этикета – ритуалы, которые мы соблюдаем.
АНТИНОМИЯ МОРАЛИ И СПЕЦИФИКА МОРАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ.
Мораль — способ духовно-практического освоения мира, который заключается в понимании общественно-необходимого типа поведения. Свойства морали:
-моральные нормы всеобщи, но не одинаковы. Зависят от социума, эпохи и личных качеств человека (культурный релятивизм морали)
-моральное поведение не подлежит объяснению.
-морали нельзя научить. Она не передаётся как обычные знания. Она передаётся через личные переживания.
-мораль не существует самостоятельно, только как сторона какой-нибудь деятельности. Специфика морального способа регуляции заключается в следующем. Мораль проявляет себя как единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой – вся практическая деятельность человека и его поведение определяются и организуются сложившимися в обществе моральными представлениями.
Антиномические свойства морали.
1. Антиномия объективного и субъективного.
· а) Нравственные требования имеют объективное значение независимо от субъективных вкусов.
· б) Моральные требования отражают субъективную позицию, обязательно чья-то позиция.
· в) Безличность морального требования. Требование не исходит от кого-то. Моральный закон выступает в виде абстрактного требования.
2. Антиномия всеобщего и особенного.
· а) С одной стороны мораль выступает в виде конкретной нравственной системы.
· б) С другой стороны нравственная позиция формулируется в универсальной форме. Нравственному закону присуща универсальность и уникальность.
3. Антиномия практической целесообразности и моральной ценности.
· а) Мораль имеет практическое значение (польза).
· б) Мораль далеко не всегда содержит пользу. Добродетель нередко бывает наказуема.
· в) Бескорыстие морального мотива. Польза в морали не прагматична. Мораль говорит о должном.
4. Антиномия общественного и личного.
· а) Подчинение средним социальным нормам.
· б) Отдельная личность с высоко развитыми нравственными идеалами находится в несоглашательстве с обществом. С позиций нравственности она выступает не в качестве представителя социальной среды, в качестве носителя общечеловеческих ценностей.
5. Антиномия причинности и свободы.
· а) Моральное поведение имеет свои причины.
· б) Моральный человек готов пойти в разрез логике, привычке (автономно, свободно). Подлинная причина отдельных поступков – свобода.
СВОЙСТВА И ФУНКЦИИ МОРАЛИ, ЗНАЧЕНИЕ МОРАЛИ В БИЗНЕСЕ.
Функции морали: Регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию.Познавательная. Моральное сознание видит мир через особую призму и фиксирует это видение в понятиях добра и зла, долга и ответственности. Мораль даёт возможность постижения человеческой судьбы.Воспитательная. Мораль делает человека человеком. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает способность руководствоваться идеальными нормами. Оценочная. Оценивает с позиций добра и зла освоение человеком действительности. Предметом оценки являются поступки, отношения, намерения, мотивы. Мотивационная. Позволяет человеку оценивать и по возможности оправдывать свое поведение с помощью нравственной мотивации. Коммуникативная. Выступает как форма общения, передачи информации о ценностях жизни. Обеспечивает взаимопонимание, общение людей на базе выработки общих моральных ценностей.
Свойства морали:
-моральные нормы всеобщи, но не одинаковы. Зависят от социума, эпохи и личных качеств человека (культурный релятивизм морали)
-моральное поведение не подлежит объяснению.
-морали нельзя научить. Она не передаётся как обычные знания. Она передаётся через личные переживания.
-мораль не существует самостоятельно, только как сторона какой-нибудь деятельности.
Нормы и принципы морали
Из всего разнообразия норм морали принято выдвигать на первый план всего семь, которые становятся самыми распространенными и актуальными в современном мире (их влияние прослеживается и в религиозных учениях):
- Здравомыслие, или рассудительность, то есть способность личности мыслить благоразумно, не поддаваясь эмоциям и минутным порывам.
- Аскетизм, или воздержание, распространяющееся не только на половые отношения между людьми, но и на ограничения в пище, развлечениях и иных удовольствиях, потому что переизбыток материальных ценностей отвлекает от совершенствования духовных.
- Справедливость, или беспристрастность, проявляющаяся в оценке других людей, в том числе в уважении к ним, их потребностям и интересам. На все поступки, которые человек совершил по отношению к окружающим, в определенное время должен появиться соизмеримый отклик: возмездие или награда.
- Упрямство, или непоколебимость, означает умение преодолевать трудности, вынося из этого опыт. Им можно делиться с другими, помогая двигаться вперед, несмотря на преграды, возникающие на жизненном пути.
- Трудолюбие, или усидчивость, качество, которое помогает личности реализовывать себя в каком-либо деле, связанном не только с личной выгодой, но и с общественной пользой. Этот моральный принцип ценился с самого зарождения человечества и имеет большое значение в социуме по сей день.
- Смирение, или покорность, выражает умение человека вовремя остановиться, не успев наломать дров.
- Вежливость, или деликатность — основа дипломатии, конструктивных взаимоотношений и выгодных сделок.
Кроме вышеперечисленных норм морали, существуют нравственные принципы, способствующие определению единых, схожих форм взаимодействия между людьми в обществе. Это критерии поведения:
- гуманизм — высшей ценностью признается человек, его достоинство и самоценность;
- коллективизм — осознанное стремление индивида всеми силами способствовать общей пользе;
- альтруизм — готовность безвозмездно и бескорыстно помогать окружающим;
- милосердие — проявление добродушия, доброжелательности, сострадания и человеколюбия;
- добровольный отказ от крайнего индивидуализма и проявлений эгоизма;
- принцип золотой середины — чувство меры во всем: в делах, поступках, эмоциях;
- принцип талиона, или «око за око» — необходимость возмещения убытков одному индивиду за счет другого, если утрата у первого произошла по вине второго. При этом необходимо настраиваться на поиск позитива и конструктивных методов выхода из кризисных или конфликтных ситуаций.
Моральная норма обязывает человека совершать определенные поступки или предписывает, как он должен вести себя в схожих ситуациях; моральный принцип показывает общее направление усилий, которые необходимо приложить во время деятельности.
Сущность морали
Мораль состоит из особых правил, определяющих поведение людей, их отношение друг к другу, среде обитания и к самим себе. Здесь учитываются такие понятия как справедливость, несправедливость, добро и зло.
Понятие морали жизненно ориентирует и выражает человеческое стремление к сознательному самосовершенствованию своего поведения.
К основной роли, которую выполняет мораль, относится регулирование человеческого поведения во взаимодействии социума, путем установления определенных правил и норм. Соблюдение норм морали, а также ценностей формируют нравственность человека.
Ценностью является все то, что человек выделяет по определенному принципу. Нравственностью называют совокупность нравов, которые проявляются в делах человека, его практическом поведении и сфере обитания. Нрав – это общественный уклад, обычай, имеющий значение для социальной группы.
Моральные нормы существуют тысячелетиями и передаются из поколения в поколение, образовав общечеловеческие духовные ценности, которые заключаются в основных запрещающих правилах.
Человеку нельзя:
- убивать;
- воровать;
- лгать;
- завидовать;
- посягать на чужое и т.д.
Высшими моральными ценностями являются:
- Гуманизм. Определяется, как милосердное, великодушное отношение к людям, терпимость, умение прощать.
- Патриотизм и гражданственность. Заключается в преданности и любви к своему Отечеству, а также соблюдении интересов государства.
- «Золотое правило нравственности», суть которого заключается в том, что к другим людям нужно относиться так, как ожидаешь, чтобы они относились к тебе.
Нравственные нормы поведения поддерживаются и закрепляются мнением общества
Особое внимание при взаимодействии друг с другом люди уделяют понятию доброты и злобности. В обществе ценится доброта, и осуждается злобность
Добро делает жизнь лучше, морально возвышает личность и совершенствует социум.
Человек считает добро лучшим моральным качеством. Добро – это справедливость, милосердие, любовь, бескорыстная помощь.
Зло – это насилие, жестокость, предательство, обман и воровство. Зло разрушает мораль и способствует деградации личности и социума.
Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности»
Мораль — это определенные принципы, идеалы, нормы, которые регулируют и строго направляют поведение людей. Все наши поступки имеют определенные общественные последствия. Быть человеком моральным (ответственным) — это значит предвидеть общественный результат своих поступков и уметь отвечать за них перед собственной совестью. С этого начинается личность, гражданин, по-настоящему свободный человек. Вопросы морали сопровождают человека всю его жизнь, как он должен поступать, что такое добро, а что — зло, в чем цель и смысл жизни человека и т.д. Ответы на эти вопросы вырабатывают моральный путь, линию поведения человека.
Нормы морали — образцы поведения, которые отвечают признакам морали, моральному сознанию каждого индивида.
Основные ценности: гуманизм (человеколюбие), уважение, равноправие, свобода, правдивость, доброта и мудрость.
Противоположность — аморальные поступки: грубости, воровство, ложь, жестокости.
Моральные ценности — это особые, общечеловеческие духовные ценности и идеалы — гуманизма, любви к человеку, милосердия. Эти ценности и идеалы вечные, т.к. в долгой истории человечества каждая эпоха приносила свои идеалы и ценности. Вечно живут фундаментальные моральные правила: не делай другому того, чего себе не желаешь (золотое правило морали); почитай старших, не убивай, не развратничай, не лги, не завидуй и не посягай на чужое. Люди всегда осуждали злобность, подлость, предательство, жестокость, ложь, клевету, но ценили доброту, мужество, честность, самообладание, скромность. Тысячелетия назад люди открыли, что самая высшая моральная ценность — это любовь к ближнему, человеку. Это значит, что нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. В этом и проявляется любовь к ближнему.
Основой морали являются — совесть (нрав-ственное чувство, позволяющее человеку опреде-лять свои поступки и действия с точки зрения добра и зла) и долг (нравственное веление, готов-ность поступать в соответствии с собственным представлением о правильном поведении).
Большинство народов мира сейчас имеют неко-торые общие черты нравственного поведения: бескорыстие, мужество, правдивость, скром-ность, гуманизм, мудрость и др. Качества, кото-рые вызывают порицание у многих народов (по-роки), — глупость, корыстолюбие, тщеславие, лесть и т.д.
Основными категориями морали являются представления о добре и зле. Это наиболее об-щие понятия, которые позволяют оценивать дей-ствия и поступки людей. Добро — главная цен-ность человека, его моральная святыня. Добру противостоит зло.
Чтобы стало яснее, что такое мораль, обратимся к правилу, которое, как нам достоверно известно из исторических, религиозных и литературных источников, получило распространение во всех относительно развитых культурах и у всех народов. Речь идет о так называемом золотом правиле нравственности. В наиболее известной форме оно гласит: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Золотое правило» нравственности — основа нравственного поведения личности, концентрированное выражение принципа гуманизма, осознанное человечеством с древнейших времён. История становления этого принципа как; основы нравственного поведения одновременно является историей становления нравственности.
«Золотое правило» нравственности предполагает возможность для каждого из нас встать на место др.человека: я к себе могу отнестись как к другому, к другому — как к себе. Такое отношение и есть основа связи м.людьми, которая называется любовью. Отсюда — др.формулировка «золотого правила» нравственности: «люби ближнего, как самого себя». «Золотое правило» нравственности требует отношения к др.человеку как к себе в перспективе совершенства, т.е. как к цели, но никогда — как к средству.
Это правило доступно для понимания каждого, оно помогает ограничить индивидуальные эгоистические притязания, что составляет основу единения людей в государстве.
Билет №22
1.Мировое хозяйство и международная торговля.
В экономической литературе нет единого понимания терминов «мировая экономика», «мировое хозяйство». Поскольку эти термины имеют широкую область применения, исследователи подчеркивают важные с их точки зрения аспекты. В отечественной литературе можно выде-лить несколько подходов.
1. Наиболее распространено понимание мирового хозяйства как совокупности национальных хозяйств, взаимосвязанных системой международного разделения труда, экономических и политических отношений.
В этом определении основными составными частями выступают национально обособленные страны вне зависимости от того, идет их производство на внутренний или внешний рынок. При таком подходе затушевываются причины, которые определяют взаимосвязи, состояние и перспективы развития мирового хозяйства.
Согласно другой точке зрения, мировая экономика трактуется как система международных экономических взаимоотношений, как общая, универсальная связь между национальными хозяйствами. Подобной концепции придерживаются многие западные исследователи, в частности, считая, что международная экономическая система включает и торговлю, и финансовые отношения, а также неравное распределение капитальных ресурсов и рабочей силы. В данном случае из поля зрения исследователей выпадает производство, которое во многом определяет международные экономические взаимосвязи.
Более полное толкование мирового хозяйства определяет его как глобальную экономическую систему, самовоспроизводящуюся на уровне производительных сил, производственных отношений и определенных аспектов правовых и политических отношений в той мере, в какой входящие, в него хозяйствующие субъекты обладают определенной совместимостью на каждом из трех названных уровней. В этом определении находят отражение, основные составные части хозяйства, включая материальную базу, реализацию различных форм собственности и определенный порядок функционирования воспроизводственных процессов.
Международная торговля
— основная форма международных экономических отношений, поскольку она включает в себя торговлю не только товарами в вещественном понимании этого слова, но и самыми разнообразными услугами. Торговые противоречия являются наиболее острыми в мировой экономике, а либерализация торговых отношений — предметом обсуждений в одной из наиболее влиятельных международных организаций — Всемирной торговой организации (ВТО). Региональные интеграционные процессы — основная тенденция развития современного мирового хозяйства — также начинаются с ликвидации барьеров во взаимной торговле. Многие предприятия участвуют в международной торговле, импортируя необходимые материалы и экспортируя готовую продукцию, а каждый человек активно участвует в международной торговле, покупая импортные товары. В этой связи тема работы представляется очень актуальной.
Международная торговля представляет собой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Все страны мира так или иначе вовлечены в международное разделение труда, которое расширяет и укрепляет сырьевую и рыночную базу экономического развития, снижает затраты производства товаров и услуг и, в итоге, способствует ускорению экономического роста. Международная торговля, определяющая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям Всемирной торговой организации (ВТО), на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым второе создает благоприятные условия для развития первого. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производства. [2, С. 205]
Международная торговля развивается потому, что она приносит выгоду участвующим в ней странам. В этой связи один из основных вопросов, на который дает ответ теория международной торговли, состоит в том, что лежит в основе этого выигрыша, или, иначе говоря, чем определяются направления внешнеторговых потоков.
Экономическая теория показывает, что международная торговля, в основе которой лежит специализация, является, фактически, средством повышения производительности имеющихся в стране ресурсов и, таким образом, увеличения объема национального производства и повышения уровня благосостояния страны.
Основы теории международной торговли были заложены еще Адамом Смитом в конце 18 века. Смит обосновал тезис, в соответствии с которым основой развития международной торговли служит различие абсолютных издержек производства товаров (теория абсолютных преимуществ). Он отмечал, что следует импортировать из страны те товары, издержки производства которых в данной стране абсолютно меньше, а экспортировать в страну те товары, издержки на производство которых ниже в других странах. А. Смит показал, таким образом, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выигрывать от нее независимо от того, являются ли они экспортерами или импортерами.
Давид Рикардо исходил из того, что при полной свободе торговли принцип сравнительных преимуществ действует автоматически и сам по себе приводит к оптимальной специализации. Следовательно, при свободной торговле специализация стран должна идти в соответствии с критерием экономии затрат. [10, С. 75]
Если же международная торговля имеет место, то каждой из стран будет выгоднее производить тот товар, альтернативные издержки производства которого, выраженные в другом товаре, у нее меньше, чем в другой стране.
2. Отклоняющееся поведение
Отклоняющееся поведение – поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения.
Отклонение (девиация) в сознании поведении людей обычно созревает постепенно. Более того, в социологии есть понятие «первичная девиация» (Лемерт, 1951) , когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Такие отклонения граничат с незначительными проступками или безнравственными действиями и до поры до времени могут не замечаться (прощаться, игнорироваться), как, например, употребление спиртных напитков со случайными людьми, приводящее к нарушению общественной морали.
Но есть второй уровень отклоняющегося поведения ( вторичная девиация), когда окружающей социальной группой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связанно с определенной реакцией на его действия.
При рассмотрении отклоняющегося поведения важно различать индивидуальные и коллективные формы девиации. Если под первыми понимаются нарушения требований морали и права одним человеком, то во втором случае отклоняющееся поведение является отражением деятельности некоторой социальной группы-преступной шайки или изуверской секты, которые создают некое подобие своей «культуры» (субкультуры) и открыто конфронтируют с принятыми нормами.
Вместе с тем нельзя, как это следует из ряда исследовании, всякое отклонение считать девиантным поведением. В таком случае все социальные группы и все люди будут подпадать под данное определение, ибо нет в обществе ни одного человека и социальной группы, которые бы во всех ситуациях, во всех случаях жизни абсолютно соответствовали нормам и правилам.
Рассмотрим подробнее виды девиантного поведения:
Негативное девиантное поведение разделяется на аморальное (поступки противоречат принятым в обществе нормам морали), делинквентное (латин.- совершать проступки, правонарушитель), когда поступки противоречат нормам права, кроме уголовного, и преступное, когда преступаются нормы уголовного законодательства. Существуют определенные подходы к классификации девиантного поведения. Одним из первых такую классификацию предложил в 60-е г. ХХ в. американский социолог Г.Беккер. Он разделил отклонения на первичные и вторичные. Первичные отклонения — отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам. В этом случае отклонения незначительны и не наносят заметного ущерба обществу и личности, хотя и могут быть широко распространены. В этом случае девиация остается в рамках социальной роли (например, переход улицы в неположенном месте). Вторичные отклонения — наносят заметный ущерб социальным отношениям и обществу как системе и поэтому однозначно классифицируются как девиации. Такое поведение требует применения санкций.
Вторичные отклонения в свою очередь можно классифицировать по типу нарушаемой нормы:
а) отклонения, связанные с нарушением правовых норм, т.е. правонарушения. Правонарушение — это виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность. Правонарушения разделяются на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Преступление — виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Правонарушающее поведение индивидов и групп иногда обозначается термином «делинквентное поведение».
б) отклонение в сфере общественной морали:
1. Пьянство и алкоголизм. Как свидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований при отягчающих обстоятельствах, почти 40% других преступлений связаны с опьянением.
Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесных повреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50% всех разводов также связано с пьянством. Также выборочные обследования показали, что на крупных промышленных предприятиях алкоголь употребляется 99% мужчин и 97% женщин. Чаще всего мотивом пьянства является: развлечение, воздействие ближайшего окружения, соблюдение питейных традиций, празднование памятных дат, супружеские, семейные неурядицы, неприятности на работе.
Пьянство — злоупотребление алкоголем. Алкоголизм (синдром алкогольной зависимости) — заболевание, которое развивается в результате пьянства, проявляется в виде психической и физической зависимости от алкоголя и приводит к деградации личности. Развитию алкоголизма у подростков способствует ранее приобщение к спиртному и формирование “алкогольного мышления”. В Тюмени при обследовании детских садов было установлено, что 30% девочек и 40% мальчиков уже пробовали пиво, а каждая пятая девочка и каждый четвертый мальчик пробовали вино.
Если человек страдает какой-то формой олегофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то в этом случае алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности.
Для молодежи алкоголь средство для раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.
2. Наркомания (греч. nark — отклонение; mania — безумие). Наркомания — чрезвычайно серьёзная проблема, получившая большое распространение в современном мире. Злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков. Явление аномии развивается на фоне деструктивных явлений в обществе, когда молодёжь не видит для себя достаточно ясно жизненного сценария становления и развития личности. Наркомания долгие годы считалось явлением, принадлежащим исключительно западному образу жизни, но в настоящее время население гораздо лучше информировано об опасных последствиях потребления наркотиков. Согласно социологическим исследованиям- главные мотивы потребления наркотиков это жажда удовольствий, желание испытать острые ощущения, эйфория.. Потребление наркотиков в молодежной среде очень часто носит именно групповой характер. Наступающее после приема наркотиков возбуждение, приподнятое настроение многие по неопытности и невежеству принимают за благотворное влияние этого вещества на состояние здоровья. Наркоманию рассматривают как злоупотребление наркотическими веществами, а также заболевание, выражающееся в психической и физической зависимости от наркотических средств. Токсикомания — использование лекарственных и других средств, не являющихся наркотическими, но влекущих одурманивание.
3. Проституция (лат. — выставлять публично) — вступление в случайные, внебрачные сексуальные отношения за плату, не основанные на личной симпатии. Подавляющее большинство экспертов считает, что проституция неизбежна, так как потребность к размножению – сильнейшая физиологическая потребность.
Проституция – это такая же социальная проблема, как преступность,алкоголизм и другие формы девиантного поведения.
4. Бродяжничество — систематическое перемещение лица в течение длительного времени из одной местности в другую в пределах одной местности без постоянного места жительства с существованием на нетрудовые доходы. Группа бездомных бродяг и попрошаек неоднородна по составу, для нее характерны отсутствие стабильных связей, взаимной поддержки, слабая степень организованности, бедность, социальная изоляция. Вытеснение из общества, лишение поддержки лиц без определенного места жительств и занятий приводит их к необратимой социальной и психологической деградации. Условия, в которые они поставлены, предопределяют высокую смертность и низкую рождаемость в их среде. Особенностью этого процесса является то, что одним из источников пополнения группы лиц без определенного места жительства и занятий выступают беспризорные и безнадзорные дети, оказавшиеся на улице вследствие распада нормативности и утраты социальных связей и навыков. Эта ситуация вызывает озабоченность в связи с тем, что в условиях депопуляции перспективная в возрастном отношении часть населения деморализована.
5. Попрошайничество или нищенство — систематическое выпрашивание у посторонних лиц денег и других материальных ценностей под каким-либо предлогом или без него (предлога).
6. Самоубийство (суицид) — сознательное и добровольное лишение себя жизни, когда смерть выступает как самоцель, а не средство для достижения чего-либо другого кроме нее самой. Суицид является крайней формой отклоняющегося поведения. Большинство людей, помышляющих о самоубийстве, не хочет умирать. Их переполняет чувство безнадежности, гнева на окружающих; они убеждают себя, что их проблемы никогда не будут решены. Находясь в таком состоянии, они могут делать неопределенные заявления о том, что намерены совершить самоубийство. Это попытка найти помощь и поддержку у окружающих. Оставшись один, такой человек может стать жертвой собственных действий и, напротив, ориентированный на лечение, он быстро понимает, что самоубийство — не выход из сложившейся ситуации.
Следует заметить, что это не идеальная классификация, т.к., например, многие правонарушения могут быть отнесены и к аморальным поступкам (хулиганство). Поэтому применяется также классификация отклонений по целевой направленности: а) отклонения корыстной ориентации — корыстного преступления; б) отклонения агрессивной ориентации — насилие как средство достижения какой-либо цели: выгода, ревность; насилие как самоцель: хулиганство; в) отклонения социально-пассивного типа: уход от общественной жизни (пьянство, алкоголизм, наркомания, самоубийство).
Нормы морали в современном обществе
Нравственные нормы не устанавливаются на законодательном уровне, потому что для человека, рассуждающего здраво их соблюдение является естественным. В обществе принято осуждать нарушение нравственных норм. В любой социальной группе есть исторически сложившиеся представления о плохом и хорошем, которые обусловлены личными принципами. Так что же такое норма морали и в чём заключается её роль в жизни человека?
Норма морали (нравственные нормы) – правила поведения людей, вытекающие из этических и нравственных принципов. Их соблюдение – это моральная обязанность, а их нарушение – источник моральной повинности. Это важнейшее понятие в философии нравственности.
️Основные ценности и нормы морали сформировались впоследствии различных обстоятельств.
Например, весёлый нрав – это нормально, злобные насмешки – это плохо. Навредить кому-то – это дурно, но защита вашей семьи, даже если придётся причинить кому-то вред, это приемлемо. Опять же, приготовление пищи дома, это естественно, а кормить бездомных людей – высоконравственное деяние. Моральные устои образовались задолго до правовых норм. Первобытный социум возник под их воздействием. Нормы морали содействовали формированию, сбору знаний и последующему прогрессу этого сообщества. Первые законы были основаны на установленных нормах и правилах поведения, в более суровой и конкретной логической форме.